История Кампучии. Краткий очерк. М. Наука. 1981. 254 с.
Подъем освободительного антиимпериалистического движения, борьба за национальное спасение, развертывание национально- и народно- демократической революции в Кампучии затрагивались в советской литературе начиная с середины 50-х годов. Ряд исследований различных аспектов социально-политической и экономической жизни, истории и культуры народов этой страны был опубликован в конце 70-х - начале 80-х годов. Авторы рецензируемой книги 1попытались изложить историю Кампучии с древнейших времен до наших дней. Они исходили из того, что "такая работа могла бы дать возможность на конкретном материале углубить наши знания закономерностей и социально-экономического развития стран Юго-Восточной Азии, проанализировать политические и социально-экономические изменения, происходящие в Индокитае и в регионе Юго-Восточной Азии в целом" (с. 6).
Книга в значительной мере - итог специальных изысканий авторов, сумевших устранить многие и весьма существенные пробелы в наших знаниях, особенно о ранних этапах истории народов этой страны. Несмотря на неполноту и неточность источников и информации, ограниченность письменных данных, в книге удалось воссоздать картину складывания на территории Кампучии самостоятельных очагов материальной культуры, возникновения кхмерской государственности. Авторы исследуют такие важнейшие проблемы, как соотношение власти и собственности и их роль в становлении различных форм эксплуатации тружеников. Во многом удалась и реставрация специфических взаимоотношений юридических и фактических прав на владение и пользование землей в средневековой Кампучии, особенности верховной собственности на землю.
Впервые в исторической науке раскрывается в книге специфика феодализма в исследуемом районе, обусловленная относительной " немногочисленностью населения и наличием обширного фонда пригодных для обработки земель, при которой личная и имущественная зависимость основного производителя, как правило, не совпадали.
Наиболее характерная черта феодализма в Кампучии, как и в ряде соседних стран, а также в Тропической Африке, заключалась не в господстве крупного феодального землевладения, а в преобладании мелкого крестьянского хозяйства, которое велось на основе примитивной техники и патриархальной технологии.
Воссоздание социально-экономической истории кампучийского народа убедительно показывает несостоятельность концепций зарубежных, и прежде всего французских, историков, претендовавших в течение почти ста лет на монополию в написании кхмерской истории, сводивших ее лишь к политической борьбе и сильно преувеличивавших роль здесь индийского и китайского влияния. Опираясь на анализ королевских хроник, эпиграфики и других материалов, авторы доказали некорректность трактовки кампучийской истории после XIV в, как эпохи непрерывного упадка государственности, чуть ли не вымирания кхмерского народа, от которого он был якобы спасен лишь в результате установления французского колониального господства. Книга убеждает в том, что, хотя в этот период и была утрачена часть густонаселенной (конечно, по понятиям того времени) территории, кхмерское государство оставалось сильным и жизнеспособным. Накануне французского завоевания здесь начался процесс складывания централизованного государства абсолютистского типа. Анг Дуонг провел административную, военную и ряд экономических реформ, укрепивших внутриполитическое положение, усиливших централизацию и повысивших обороноспособность страны.
Значительное внимание уделено авторами духовной жизни кхмеров. Интересны выводы относительно социальной обусловленности смены идеологических систем, взаимозависимости положения непосредственных производителей и господствующей идеологии (с. 63, 78 и др.). В книге убедительно показано, что антифранцузские выступления были глубоко народными по своей сущности и, смыкаясь с выступлениями патриотов Вьетнама и Лаоса, являлись зародышем будущей совместной борьбы за освобождение Индокитая от колониального гнета, за политическое и социальное освобождение. Подлинно народный характер антиколониальных выступлений
1 Ю. П. Дементьев, Д. В. Деопик, Г. Г. Сочевко, Ю. Я. Михеев и Е. В. Кобелев. Редакционная коллегия: Ю. Я. Михеев, 10. П. Дементьев, В. А. Кожевников.
стр. 134
привел к тому, что уже в 80-е годы XIX в. идеология народных масс все более отмежевывается от идеологии феодально-монархического национализма.
В книге раскрывается диалектика социально-экономических и политических последствий насильственного закабаления Кампучии французским империализмом. Определенное развитие производительных сил, освоение новых земель, внедрение новых культур, проникновение товарных отношений сопровождались регламентация-ми, препятствовавшими развитию здесь национального производства. "В то же время ввоз французских капиталов в Кампучию производился в гораздо меньших масштабах, чем, например, во Вьетнам. Это объяснялось отсутствием в стране крупных резервов рабочей силы, значительной узостью внутреннего рынка, а также отсутствием крупных источников минерального сырья" (с. 143). Наряду с объективными факторами играла роль и политика колониальных властей, приведшая к тому, что вплоть до второй мировой войны кхмеры были практически оттеснены иноземным капиталом как от торгово-предпринимательской деятельности, так и от труда на крупных промышленных и вообще капиталистических предприятиях.
Засилье докапиталистических отношений, пишут авторы, обусловило специфику структуры и формирования кампучийского пролетариата: преобладание сельскохозяйственных рабочих, занятость на мелких и мельчайших предприятиях, конкуренция обездоленных выходцев из соседних стран. В годы японской оккупации (1942 - 1945 гг.) и в первые послевоенные годы произошло абсолютное сокращение численности рабочих. Все эти обстоятельства затрудняли процесс осознания рабочими себя как класса. Несомненное достоинство книги - показ взаимосвязи антиколониальной, освободительной борьбы в Кампучии с социально-политической борьбой рабочего класса и всех трудящихся на международной арене и прежде всего во Вьетнаме, зависимость успехов антиколониальной освободительной борьбы кхмеров от роста сил социализма и ослабления мировой капиталистической системы.
Книга помогает понять социально-психологические корни левацкого революционаризма, объявляющего борьбой за социализм прямое уничтожение современных производительных сил и видящего в знаниях и образовании лишь рассадник смуты и преступного инакомыслия. Полпотовцы эксплуатировали в своекорыстных целях иллюзорные представления наиболее отсталой части крестьянства о власти и возможных путях решения стоявших перед страной проблем. Для этой части населения, проживавшей к тому же в наименее развитых районах страны, город и все, что с ним связано - машинное производство, рациональная организация труда, относительно развитые формы искусства, нетрадиционная интеллигенция, - представлялись чуждыми, прямо противостоящими привычным традиционным ценностям, заслуживающими лишь уничтожения.
Трагедия Кампучии (в книге это хорошо аргументировано) заключалась в том, что на какое-то время внутри компартии не оказалось сплоченных сил, которые смогли бы противостоять крайним формам левацкого псевдореволюционаризма (с. 229- 234). Тем большее и научное и практически-политическое значение имеет воссоздание процесса консолидации подлинно патриотических интернационалистских сил, которые сумели найти пути и к национальному спасению и к возрождению страны. Обоснован вывод авторов, что, "свергнув антинародную клику, кампучийский народ внес важный вклад в дело оздоровления политического климата в Юго-Восточной Азии, в дело мира и безопасности в этой части азиатского континента" (с. 234).
Работа завершается рассмотрением основных проблем развития Народной Республики Кампучии и прежде всего укрепления народовластия в этой стране. Первостепенной задачей народно-революционной власти было восстановление экономики, доведенной кликой Пол-Пота - Иенг Сари до полной разрухи. Отмена товарно-денежных отношений, практическая ликвидация городов нанесли и до того слаборазвитому индустриальному сектору невосполнимый урон. Народной власти, по существу, пришлось заново создавать городское хозяйство. Главное внимание уделялось восстановлению и пуску предприятий легкой промышленности, призванных удовлетворить неотложные нужды населения в предметах повседневного обихода.
Крайне тяжелое положение, отмечается в книге, сложилось в сельском хозяйстве. В результате военных действий и полпотовских экспериментов значительно сократились посевные площади. Полпотовцы физически уничтожали всех, кого они считали "недостойными жить". Вследствие этого
стр. 135
резко уменьшилось и число работников. Ситуация усугублялась тем, что в деревнях ощущалась острая нехватка семян для нового сева, тяглового скота и даже традиционных сельскохозяйственных орудий. Народно-революционная власть обратилась с призывом создавать группы производственной солидарности и тем по возможности обеспечить посев основных культур, чтобы отодвинуть угрозу голода, нависшую над страной. Восстановление нормальной жизни тормозилось отсутствием квалифицированных и вообще обладающих какой-либо подготовкой кадров. За годы правления псевдореволюционеров было физически уничтожено в общей сложности 80% административных и инженерно-технических работников, специалистов в области сельского хозяйства, здравоохранения, образования.
Свержение режима, само существование которого было предательством идеи социализма, надругательством над гуманизмом и основными правами человека, приветствовали все прогрессивные силы мира, и прежде всего братские социалистические страны. В СССР оценили революционные перемены в Кампучии как победу сил дела мира, демократии и социализма. Книга рассказывает о практике братского равноправного сотрудничества социалистических стран и народной Кампучии, о их вкладе в восстановление ее экономики и культуры, о последовательных усилиях Народно-революционной партии и правительства страны, направленных на ликвидацию разрушительных последствий хозяйничанья полпотовцев. Освещение событий доводится авторами вплоть до середины 1981 года.
Значение "Истории Кампучии" определяется также тем, что с ее появлением стали видны и недостаточно разработанные аспекты истории этой страны. Речь идет прежде всего о такой ключевой проблеме, как особенности взаимодействия традиционных и современных укладов и соответствующих им общественных слоев и групп. Недостаточно полно в книге раскрыт и процесс хозяйственного освоения французским империализмом этой страны как колонии и, что особенно важно, не выяснен до конца вопрос о стадии формирования основных социальных сил кампучийского общества в новое и в новейшее время.
Рецензируемая книга с достаточной полнотой раскрывает основные вехи жизни Кампучии, содержит богатый и разнообразный фактический материал и отражает современный уровень развития советского востоковедения.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |