Libmonster ID: KZ-686
Author(s) of the publication: К. С. ГАДЖИЕВ

М. Наука. 1983. 175 с.

В книге научного сотрудника Института международного рабочего движения АН СССР кандидата исторических наук И. М. Савельевой предпринята попытка комплексного анализа идейно-политического содержания, методологической основы и важнейших этапов эволюции буржуазно-реформистских концепций тред-юнионизма в США на протяжении XX в. в сопоставлении с концепциями других буржуазных течений. Научная и общественно-политическая значимость изучения этой проблемы определяется тем, что воззрения буржуазных идеологов и теоретиков на профсоюзное движение служат основой для разработки социальной политики правящих кругов, направленной на интеграцию профсоюзов в систему институтов капиталистического общества, на подавление, нейтрализацию или использование в интересах буржуазии профессиональных организаций пролетариата.

В монографии охарактеризована сложная и противоречивая картина формирования и эволюции буржуазно-реформистского подхода к проблемам отношений между трудом и капиталом. Автор прослеживает тернистый путь развития американских профсоюзов, не все отряды которых сумели возвыситься до принятия идеи классовой борьбы и находятся под влиянием антисоветизма и антикоммунизма. Проанализировав широкий круг трудов буржуазных исследователей, автор предлагает научно обоснованную периодизацию этапов формирования либерально-реформистского подхода, который начал складываться в конце XIX в. в общем русле социальной политики господствующего класса США. Этот подход пробивал себе дорогу в борьбе с консервативными и "твердоиндивидуалистическими" концепциями, трактующими профсоюз как "монополию" и "насилие над личностью рабочего".

Автор выделяет висконсинскую (историко-экономическую) и балтиморскую (структурно-административную) школы, а также социально-психологическое и морально-этическое направления. Большой интерес представляет анализ воззрений висконсинской школы, оказавшей наиболее сильное влияние на развитие американской историографии рабочего движения. Отдельные аспекты концепций этой школы уже рассматривались в работах С. М. Аскольдовой, В. Л. Малькова и других советских историков. И. М. Савельева подвергает подробному анализу висконсинскую школу во всей целостности, в общем контексте эволюции буржуазной историографии профсоюзного движения в США. Как показывает автор, ведущий представитель висконсинцев Дж. Коммонс и его последователи Э. Перльман, Д. Эндрюс, Э. Самнер и др., придерживаясь концепции "исторического институционализма", который сводил развитие общества к истории социально-политических институтов- правительств, политических партий, ассоциаций бизнеса и т. д. - и взаимоотношений между ними, рассматривали профсоюзы как стабилизирующую силу, способствующую утверждению "конституционного правления в промышленности" (с. 22). Коммонс и его последователи требовали наделить профсоюзы равными с бизнесом и правительством правами для достижения "институционального равновесия". Главная цель всех школ либеральной ориентации конца XIX - начала XX в., как отмечает автор, состояла в том, чтобы обосновать необходимость вмешательства государства в отношения между трудом и капиталом в интересах сглаживания социально- классовых конфликтов (с. 23).

стр. 129


Важным этапом формирования буржуазно-реформистского подхода стали 30-е годы, когда были сформулированы основные положения неолиберализма, вобравшие в себя и отдельные важнейшие положения висконсинской школы. Существенным фактором, способствовавшим выдвижению на передний план этого течения, было банкротство традиционных консервативных концепций и подходов. "Под сомнение была поставлена научная состоятельность теории "твердого индивидуализма", как и его способность практически обеспечить функционирование экономики на каком бы то ни было этапе развития капитализма" (с. 39). предписывая государству роль регулятора экономических и социальных интересов различных групп общества, неолибералы (С. Чейз, Р. Тагуэл, К. Догерти, П. Дуглас и др.) отводили первое место в формировании политики, направленной на создание "классовой гармонии", законодательным органам (с. 47), что нашло отражение в законодательных актах "нового курса", особенно законе Вагнера (с. 51).

После второй мировой войны в условиях наступления консервативных сил имело место отступление неолиберализма. Законы Тафта - Хартли (1947 г.) и Лэндрама - Гриффина (1959 г.) перечеркнули многие завоевания рабочего класса 30-х годов. Как правильно отмечает автор, усиление консерватизма нашло самое непосредственное отражение и в литературе о трудовых отношениях, для которой стали характерны оживление индивидуалистических идей "периода процветания", обострение полемики между сторонниками и противниками государственного регулирования (с. 69). Противники последнего Г. Саймоне, Ч. Линдблом, М. Фридмэн и др., которые взяли за основу воззрения Ф. фон Хайека и Л. фон Мизеса, сгруппировались в "чикагскую школу", которая объявляла "вмешательство профсоюза или государства в прерогативу собственника... противоречащим "истинной свободе" и "традициям Америки" (с. 72). Однако отдельные фракции правящего класса, не желавшие принимать неолиберальный вариант регулирования трудовых отношений, тем не менее начинали понимать, что необходимо учитывать реальности государственно- монополистического капитализма.

Эту задачу, как отмечается в книге, выполнило новое течение - неоконсерватизм, возникшее в результате осознания частью индивидуалистов новой роли буржуазного государства и одновременно сдвига отдельных групп неолибералов вправо. Основополагающим моментом для неоконсерваторов "стало признание государственного регулирования трудовых отношений в форме антирабочего трудового законодательства" (с. 73). Они критиковали рабочую политику правительства за то, что она якобы поставила профсоюзы в привилегированное положение. Автор приводит убедительные аргументы, подтверждающие научную несостоятельность тезисов неоконсерваторов. Сдвиг вправо в общественно-политических умонастроениях США послевоенного периода завершился оформлением "консервативно-неолиберального согласия" (с. 82).

Автор обращает внимание на то, что после второй мировой войны изучение отношений между трудом и капиталом вступило в США в новую стадию. Так, если прежде этими исследованиями занимались представители различных специальностей, от историков до юристов и социологов, то теперь этой сферой социальных отношений занялись т. н. индустриалисты, представители специальной науки "о трудовых или индустриальных отношениях" (с. 98 - 99). Объектом ее внимания стали отношения профсоюзов с предпринимателями, "рабочая политика" государства, рынок рабочей силы и т. д. (с. 99). Для представителей "науки об индустриальных отношениях" (Д. Бока, Д. Данлопа, К. Керра, Р. Лестера и др.) характерен утилитаризм, их исследования носят большей частью прикладной характер, ведутся по заказам научно- исследовательских центров монополий и под руководством государства и определяются тактической линией предпринимателей по отношению к тред- юнионам (с. 104).

Автор останавливается на анализе позиций консерваторов, "твердых индивидуалистов" и неолибералов в 60 - 70-х годах. Последние "приступили к переосмыслению идейного наследия периода "холодной войны" (с. 117). В проведении социальной государственно-монополистической политики неолибералы призывали опираться на профсоюзы. Вместе с тем они "подменяют изучение многообразной и противоречивой действительности американских тред-юнионов отвлеченным теоретизированием", отождествляют все рабочее движение с "бюрократической профсоюзной верхуш-

стр. 130


ки", игнорируют эволюцию самого тред-юнионизма (с. 121). К неолиберальной историографии автор относит И. Бернстейна, Д. Броуди, У. Гейлинсона и др. и издаваемый ими журнал "Labor History". Автор показывает, что отличие этой - "исторической" - школы от висконсинских традиций состоит, в частности, в том, что ее адепты "включили в орбиту своих научных интересов трудоемкую работу по воссозданию социально-психологического облика пролетариата различных эпох" (с. 130). В целом же, считает автор, эта группа неолибералов в своих исследованиях продолжала придерживаться канонов висконсинцев (с. 133).

Новая интерпретация американского рабочего движения, указывает И. М. Савельева, сформировалась в работах тех американских исследователей, которые решительно порвали с принципами висконсинской школы и ищут новые подходы к проблеме на путях социально-культурно-бытовой истории рабочего класса. Такая попытка нашла выражение в трудах "новой рабочей истории", представленной Г. Гутмэном и др. (с. 133). Объектом их исследований является "некий усредненный "массовый тип" рабочего, бытие и сознание которого формируются под злиянием всех видов социальной общности - семьи, этнической группы, религиозной общины, школы, профсоюза" (там же) и т. д. В тех случаях, когда эти историки обращаются к профсоюзам, стачкам, политическим организациям трудящихся, они ставят перед собой цель "показать процесс формирования рабочего класса, особенности становления общественного сознания пролетариата, отношение к труду, специфику "рабочей культуры" (с. 136). Будучи ответом на социально- политические движения 60-х годов, "новая рабочая история" отличается интересом к жизни простых людей, их духовному миру. Представители этой школы широко используют массовые источники и количественные методы их обработки. По своей методологии и техническим приемам эта школа функционирует в рамках влиятельной "новой социальной истории" (с. 134). Однако, как справедливо подчеркивается в книге, представители "новой рабочей истории", порвав с традиционно-либеральными воззрениями, все же не сумели подняться до объективного понимания места и роли профсоюзов как массовых рабочих организаций, классовые интересы которых несовместимы с капиталистической системой.

В 60-х годах наблюдался рост интереса к истории рабочего движения также в кругах леворадикальной интеллигенции. Подвергая критике общественный строй США, леворадикальные ("новые левые") историки С. Линд, Г. Альперовиц, Р. Рэдош, Ф. Гринбаум и др. одновременно развивали, особенно в период увлечения маркузианством в конце 50-х - начале 60-х годов, идею о консервативном характере американского тред-юнионизма на протяжении всей его истории, рассматривали рабочий класс как часть капиталистической системы (с. 139 - 140). Вместе с тем, указывает автор, "новые левые" внесли "освежающую струю в исследования по рабочему движению", способствовав развенчанию "элитарных воззрений", активизировав изучение роли народных масс, "рядовых", роли экономических факторов в историческом процессе (с. 142).

Книга И. М. Савельевой, в которой рассматриваются проблемы формирования идеологии тред-юнионизма в США, роль правящего класса и его идеологов в деле внедрения в сознание рабочего класса стереотипов и установок буржуазной идеологии, напоминает о необходимости дальнейшего исследования проблем, связанных с отсталостью классового сознания американского пролетариата. Нам представляется, что при сопоставлении различных школ и направлений американской буржуазной науки о трудовых отношениях автор недостаточно критично оценивает леворадикальное течение, представители которого порой доходили до прямого отрицания роли профсоюзов, да и всего рабочего класса в общественно-историческом процессе. Думается также, что в монографии не всегда в достаточной мере учитывается тенденция к разграничению между собственно профсоюзами, составляющими лишь 19% всех трудящихся, и рабочим классом в целом и к их противопоставлению друг другу, которая четко прослеживается у некоторых буржуазных исследователей.

В монографии порой встречаются слишком резкие и однозначные формулировки. И. М. Савельева, например, верно пишет, что кризис 1929 - 1933 гг., показавший несостоятельность принципов "свободного рынка", оказался "весомым аргументом" против идеологии "твердого индивидуализма". Однако вряд ли можно согласиться с

стр. 131


тем, что эта идеология "была списана в теоретический антиквариат, хотя система альтернативных политэкономических взглядов для ее замены еще не была разработана" (с. 40). В другом месте И. М. Савельева совершенно правильно отмечает "рецидив индивидуализма", оживление индивидуалистических идей "периода процветания" после второй мировой войны (с. 69).

Рецензируемая работа является ценным пополнением историографии профсоюзного движения в США. Содержащая большой фактический материал, насыщенная полемикой с буржуазными авторами, эта книга значительно расширяет наши представления об идеологических и политических проблемах американских профсоюзов.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/И-М-САВЕЛЬЕВА-ПРОФСОЮЗЫ-И-ОБЩЕСТВО-США-В-XX-ВЕКЕ-КРИТИКА-БУРЖУАЗНО-РЕФОРМИСТСКИХ-КОНЦЕПЦИЙ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

К. С. ГАДЖИЕВ, И. М. САВЕЛЬЕВА. ПРОФСОЮЗЫ И ОБЩЕСТВО США В XX ВЕКЕ. КРИТИКА БУРЖУАЗНО-РЕФОРМИСТСКИХ КОНЦЕПЦИЙ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 31.08.2018. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/И-М-САВЕЛЬЕВА-ПРОФСОЮЗЫ-И-ОБЩЕСТВО-США-В-XX-ВЕКЕ-КРИТИКА-БУРЖУАЗНО-РЕФОРМИСТСКИХ-КОНЦЕПЦИЙ (date of access: 23.11.2024).

Publication author(s) - К. С. ГАДЖИЕВ:

К. С. ГАДЖИЕВ → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
723 views rating
31.08.2018 (2276 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ГАЛИНА ИВАНОВНА СЛЕСАРЧУК 1926-2012
13 hours ago · From Urhan Karimov
ЯПОНИЯ И СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в. В ФОНДАХ РГАСПИ
13 hours ago · From Urhan Karimov
СТРАНЫ ВОСТОКА И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
16 hours ago · From Urhan Karimov
ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ МАХМУДА АХМАДИНЕЖАДА
Catalog: История 
16 hours ago · From Urhan Karimov
АРМИЯ И ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ИРАКЕ: 1968-1988 гг.
17 hours ago · From Urhan Karimov
CHRONICLE NOTES 2012
19 hours ago · From Urhan Karimov
A POSTMODERN VIEW OF HISTORY IN THE NOVELISTICS OF IHSAN OKTAY ANAR
19 hours ago · From Urhan Karimov
JAMES PALMER. THE BLOODY WHITE BARON. THE EXTRAORDINARY STORY OF THE RUSSIAN NOBLEMAN WHO BECAME THE LAST KHAN OF MONGOLIA
19 hours ago · From Urhan Karimov
А.Ю. ДРУГОВ. ИНДОНЕЗИЯ НА ГРАНИ СТОЛЕТИЙ (1997-2006 гг.)
19 hours ago · From Urhan Karimov
VIII СЪЕЗД РОССИЙСКИХ ВОСТОКОВЕДОВ В КАЗАНИ
20 hours ago · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

И. М. САВЕЛЬЕВА. ПРОФСОЮЗЫ И ОБЩЕСТВО США В XX ВЕКЕ. КРИТИКА БУРЖУАЗНО-РЕФОРМИСТСКИХ КОНЦЕПЦИЙ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android