Казань. ФэН АН РТ. 2005. 584 с.
Монография доктора исторических наук, доцента кафедры современной отечественной истории Казанского государственного университета Д. М. Усмановой является логическим продолжением ее предшествующих исследований1. Рецензируемая книга представляет собой масштабное комплексное исследование, базирующееся на широком круге опубликованных и, особенно, архивных источников, извлеченных из фондов Российского государственного исторического архива, Государственного архива Российской Федерации, национальных архивов Азербайджана, Грузии, Татарстана, областных архивов Оренбургской и Уфимской областей. Кроме того, автор активно использовала материалы общероссийских и национальных газет и журналов, в том числе на языках мусульманских народов, населяющих Российскую империю, стенографические отчеты и материалы комиссий I - IV Государственных дум, мемуары. Особенно важны такие источники, как иллюстрации, выявленные автором в РГИА, национальных и областных архивах.
Автор впервые предпринял попытку вписать исследуемую проблему в общероссийский контекст, увязать ее с процессами модернизации, которые, хотя и в разной степени интенсивности, оказали влияние на различные национальные и конфессиональные общности, населяющие российскую империю. Это позволило показать совокупность объективных и субъективных факторов, влиявших на создание и деятельность мусульманской фракции.
Рассматривая "контекст", в котором функционировала думская мусульманская фракция, автор подчеркнула значение ряда актуальных проблем: природа государственного строя Империи после манифеста 17 октября 1905 г. и Основных законов 23 апреля 1906 г.; парламентаризм; формирование мусульманской нации; динамика и численность мусульманского населения и т. д. Две первые проблемы в течение многих десятилетий являлись предметом острых дискуссий среди отечественных и зарубежных историков. Они до сих пор не получили своего разрешения. В этой полемике позиция автора представляется более сбалансированной. С одной стороны, она обращает внимание на вполне реальные и позитивные подвижки в продвижении России к демократии и парламентаризму, а с другой - акцентирует внимание на факторах, тормозивших данный процесс, а также совокупных трудностях формирования в стране гражданского общества и становления государства. Что же касается двух других проблем, то они, на мой взгляд, нуждаются в дополнительной как теоретической проработке, так и более фундаментальном фактическом обосновании. Так, до сих пор не ясен вопрос о динамике и реальной численности мусульманского населения в 1897 - 1917 годах. Далеко не завершена дискуссия о "единой российской мусульманской нации" (с. 65).
Реальный позитивный вклад автора в отечественную историческую науку состоит в том, что Усмановой на значительном материале удалось глубоко и всесторонне показать по ряду параметров (правовому, национальному, конфессиональному, социальному, политическому) место и роль мусульманского сообщества как в целом в Российской империи, так и в различных национальных регионах. Все это вместе взятое позволило автору выявить совокупность факторов, способствующих формированию собственно мусульманских интересов, естественное стремление мусульманских народов представлять их в Государственной думе.
Впервые столь репрезентативно представлен материал о сложных и противоречивых процессах становления и функционирования мусульманского общественно-политического движения накануне и в период деятельности Государственной думы. В центре внимания авто-
стр. 165
ра - общемусульманские съезды, формирование протопартийных и собственно партийных структур, каналы трансляции интересов мусульманского сообщества в различных регионах, его участие в избирательных кампаниях в I - IV Думы. Подчеркну, что данная проблема рассматривается в книге в тесных взаимосвязях с общероссийскими трансформационными процессами и с корреляцией на этноконфессиональные и региональные особенности Империи.
В монографии впервые столь обстоятельно и подробно проанализирован далеко не простой, динамично развивающийся процесс возникновения, формирования и функционирования мусульманской фракции в Государственной думе. Следует особо выделить обстоятельный анализ автором социального, политического и образовательного облика мусульманских депутатов (67 человек). В этой связи заслуживает исследовательского внимания итоговый вывод о политическом опыте мусульманских депутатов, который базировался преимущественно на религиозной, этнической и региональной идентичности. "Доминирующей была именно религиозная идентичность..." (с. 516).
Большое внимание уделено всестороннему анализу многообразной деятельности мусульманских депутатов в Думах I - IV созывов: участие в других фракциях, думских комиссиях (с. 554 - 567), в подготовке законодательных предположений и запросов (с. 568 - 576), что позволило автору впервые в историографии показать место и роль мусульманского депутатского корпуса в работе Думы. В книге раскрыты конкретное содержание законопроектов и запросов, инициированных мусульманской фракцией по всему спектру обсуждаемых в Государственной думе проблем, специфика интересов, отразившихся в постановке национального, конфессионального, аграрного вопросов, переселенческой политике правительства в национальных регионах, народном образовании, а также в проблеме праздничных дней.
Внимания заслуживает приведенный в книге материал о межфракционном сотрудничестве депутатов-мусульман как с фракциями общероссийского характера (Союзом 17 октября, социал-демократической, трудовиков и т. д.), так и с фракциями и группами национального и регионального характера (Польское коло, Союз автономистов, Сибирская группа и т. д.).
Представляется важным, что Усманова сосредоточилась не только на основных направлениях думской деятельности мусульманской фракции, но и всесторонне охарактеризовала ее внедумскую работу: взаимоотношения с электоратом, общественно-политическими движениями общероссийского и национального характера, партийными структурами, легальной и нелегальной печатью. Мобилизованный в монографии фактический материал позволил сделать автору обоснованный вывод, что мусульманская фракция являлась национальным центром для российского мусульманского сообщества в его целом, выступая в качестве важного фактора политического и национального пробуждения мусульманских народов Российской империи в начале XX века.
Монографическое исследование Д. М. Усмановой станет важным стимулом в дальнейшем изучении общественно-политических, национальных движений и их партийных и парламентских структур.
Применения
1. УСМАНОВА Д. М. Мусульманская фракция и проблемы свободы совести в Государственной думе России. 1906 - 1917 г. Казань. 1992; ее же. Профессора и выпускники Казанского университета в Думе и Госсовете России. 1906 - 1917. Казань. 2002.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |