Libmonster ID: KZ-843
Author(s) of the publication: Н. М. ГИРЕНКО

При рассмотрении комплекса вопросов, связанных с межнациональными отношениями, желательно выделять уровни этого обширного комплекса: идеологический, теоретический, технологический, если так можно его обозначить, и уровень собственно практический, т. е. конкретно-историческую практику (если речь идет о прошлом), или, грубо говоря, условия внедрения, если речь идет о рекомендациях. К настоящему времени мы развитых концепций по этим уровням не имеем, пожалуй, за исключением собственно идеологического или общеметодологического уровня, что явно недостаточно.

Решение национального вопроса в нашей стране возможно лишь на основе последовательного демократизма. Что касается теории межнациональных отношений, то ее развитие блокировалось отождествлением теории и идеологии, превращением установок Сталина в истину в последней инстанции. Бромлей здесь отмечал, что признаки нации, изложенные Сталиным в работе "Марксизм и национальный вопрос", были известны и до Сталина, что вполне справедливо, как справедливо и то, что диалектика соотношения культурного и общественного, а тем самым национального и социального по существу не рассматривалась ни до Сталина, ни после него в течение длительного времени.

Но в качестве формулы с наукообразным оформлением в нашу науку определение нации вошло именно благодаря Сталину, и далее эта формула только модифицировалась. Между тем она имеет существенный недостаток. По существу, в ней дается усеченное описание общества с единой культурой, а не культурной общности. Я думаю, что все мы различаем, чем "общество" отличается от "общности". Такое смешение национального и общественного имеет объективную основу. Объясняется это тем, что народ, нация в обыденной практике предстает в качестве основного субъекта исторического процесса, между тем таковым субъектом всегда были общественные системы, т. е. конкретный общественный организм.

Народ творит историю в рамках общественных систем, развивающихся по своим законам. В этих рамках он развивается и создает уникальную культуру. Общественные системы делятся, сливаются, сходятся, расходятся и т. д. Но результатом их развития, результатом человеческой деятельности является то, что мы называем "культурными общностями". Без осознания различия свойств культурной общности и общества сложно развивать теорию межнациональных отношений. Между тем это сплошь и рядом делается.

Культура, как я понимаю, это исторически сложившаяся система форм, в которой осуществляется, реализуется общественная жизнь. И диалектика межнациональных отношений предполагает это объективное, неустранимое противоречие формы и содержания, где ведущим явлением, базисным, является общество в целом. Вспомним в этой связи


Гиренко Николай Михайлович - кандидат исторических наук, зав. сектором этнографии народов Африки Ленинградской части Института этнографии АН СССР.

стр. 72


характеристику культуры - национальная по форме и социалистическая по содержанию. Этот привычный штамп говорит только о том, что народ (например, русский) живет в социалистическом обществе и сохраняет специфические культурные признаки, в том числе и приобретенные в условиях социализма. Но сам по себе формационный признак относится к обществу в целом, ни в коем случае не к культуре. Только общественная система может раскладываться на форму и содержание. Если же мы такому разложению подвергаем культуру, как это делается в вышеуказанной формулировке, то мы отождествляем культуру с обществом, что, кстати, и имело самые страшные последствия, когда это переносилось на поэзию, художественные произведения, музыку и т. д.

Неопределенность понятия ведет к неопределенности явления или его игнорированию. Есть лица, вполне серьезно в наши дни настаивающие на том, что культура передается генетическим кодом. На вопрос, что они подразумевают под культурой, они отвечают: все, что создано человеком, все общественное и есть культура, а само общество тоже создается и существует через человеческую деятельность. Я здесь не буду касаться вопросов типологии общностей: народность, нация, национальная группа, так как, по сути дела, не вижу в такой типологии главного - зачем она, что из нее должно следовать, если это не попытка разложить культуры на низшие и высшие.

Каждая культура должна иметь возможность воспроизводиться, а в каком ранге - область или республика, - должен решать сам народ в полном соответствии с ленинским определением, то есть демократическим путем. В используемом мною понимании культуры этническая общность - это общность людей с единой культурой, которая может включать и тех, кто относит свое происхождение к этой культуре, а сам функционирует в другой. А отнесение себя к какой-то культуре - акт субъективный.

Я упомянул иерархичность, от которой следовало бы уйти в связи с тем, что межнациональный конфликт в отличие от межнациональных отношений возникает преимущественно в ситуации иерархичности по культурному признаку и соответственно может быть снят только в том случае, если будет снята или компенсирована эта иерархичность. Социальная система не может обойтись без иерархии, но в отношении соподчинения должен быть снят культурный или национальный признак. Это возможно только в том случае, если более высокие уровни социальной структуры обобщают и проводят в жизнь решения нижестоящих подразделений, что и подразумевается под демократией. У лас длительное время действовал преимущественно обратный принцип, и соответственно межнациональные отношения не могли нормально и динамично развиваться. Так что урегулировать их без перестройки, то есть без демократизации общественного управления, общественной системы, в принципе невозможно.

Распадаются устоявшиеся стереотипы поведения, возникают новые формы. В таких "подвижках" люди обращаются к национальным (в их понимании) формам, ища в них дополнительную опору, стабильность. Это обращение к более инертной (нежели социальная) системе закономерно. И если говорить об усилении у нас и за рубежом национальных трений или движений, то параллелизм здесь только в увеличении социальной динамики в целом. Переход к демократическим принципам - это запланированная партией революция, и, как в любой такой период, мы видим возникновение новых культурных форм и обращений к традициям, и рост фундаментализма, и взрыв реформаторства. Это закономерно, объяснимо объективным противоречием культурного и общественного, которое неустранимо. Так что национальный вопрос как противоречие национального и социального тоже неустраним, он лишь будет принимать различный вид, и решить его окончательно нельзя. Что же

стр. 73


касается межнациональных отношений, то вне условий иерархичности по национальному признаку культурный плюрализм служит лишь взаимообогащению, способствует общественному развитию, о чем говорил уже здесь Массой.

Решение национальных проблем в каждом конкретном месте, в каждой республике, в каждой конкретной ситуации - это свои вопросы, со своими специфическими решениями. Главное, что эти вопросы не имеют решения в прошлом, породившем эти вопросы. Хотя без учета их истории, без правдивой истории мы их не поймем в принципе, как и не найдем ответа на национальные вопросы, если не разграничим такие явления, как культура и общество, национальное и социальное. Мы постоянно пытаемся или соединить их вместе, или смешать, а этого делать нельзя.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/БЕЗ-ДЕМОКРАТИЗАЦИИ-НЕЛЬЗЯ-УРЕГУЛИРОВАТЬ-МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ-ОТНОШЕНИЯ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Н. М. ГИРЕНКО, БЕЗ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ НЕЛЬЗЯ УРЕГУЛИРОВАТЬ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 10.10.2019. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/БЕЗ-ДЕМОКРАТИЗАЦИИ-НЕЛЬЗЯ-УРЕГУЛИРОВАТЬ-МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ-ОТНОШЕНИЯ (date of access: 22.11.2024).

Publication author(s) - Н. М. ГИРЕНКО:

Н. М. ГИРЕНКО → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
644 views rating
10.10.2019 (1870 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
RUSSIA AND MONGOLIA ARE ON THE PATH OF STRATEGIC PARTNERSHIP. R. B. Rybakov, L. Khaisandai (ed.)
19 hours ago · From Urhan Karimov
PROSPECTS FOR COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND IRAN ON THE HORIZON OF 2025
19 hours ago · From Urhan Karimov
RELATIONS BETWEEN PAKISTAN AND AFGHANISTAN AFTER THE FORMATION OF THE UNIFIED PROVINCE OF WEST PAKISTAN
20 hours ago · From Urhan Karimov
КОЧЕВНИКИ И КРЕПОСТЬ: ОПЫТ АККУЛЬТУРАЦИИ КРЕЩЕНЫХ КАЛМЫКОВ
2 days ago · From Urhan Karimov
К 90-ЛЕТИЮ ФЕДОРА ДМИТРИЕВИЧА АШНИНА
2 days ago · From Urhan Karimov
ХРОНИКАЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ.2012
2 days ago · From Urhan Karimov
AFGHANISTAN: DEJA VU. what's next?
2 days ago · From Urhan Karimov
TO THE 85TH ANNIVERSARY OF MARIA NIKOLAEVNA ORLOVSKAYA
2 days ago · From Urhan Karimov
CONFERENCE DEDICATED TO THE 90TH ANNIVERSARY OF THE BIRTH OF YU. V. GANKOVSKY
2 days ago · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

БЕЗ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ НЕЛЬЗЯ УРЕГУЛИРОВАТЬ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android