Отв. ред. В.Н. Колотое. СПб., 2013. 778 с.
Восточный факультет СПб.ГУ и Институт Хо Ши Мина (Вьетнам) издали коллективную монографию, посвященную проблемам безопасности современной Азии и Северной Африки, подготовленную по итогам международной научной конференции "Актуальные проблемы региональной безопасности Восточной Азии", которая прошла при поддержке СПб.ГУ 6 7 апреля 2012 г.
Большое внимание в ходе дискуссии было уделено проблемам безопасности в Восточной и Юго-Восточной Азии, территориальным конфликтам в Южно-Китайском морс и угрозам, возникающим в этой связи и фактически выходящим за пределы означенного региона, будучи связанными с китайско-американским соперничеством.
М.Л. Титаренко (ИДВ РАН) в статье "Современные проблемы безопасности в Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом" отметил обострение американо-китайских противоречий в АТР. После достаточно тесного сотрудничества двух стран в 1980-х гг., когда США стремились упрочить позиции Пекина в противостоянии СССР, в политике Вашингтона в отношении КНР наметился сдвиг, вызванный опасениями США по поводу стремительного роста мощи Китая, представляющего угрозу национальным интересам США. Отмстив целенаправленное усиление военного присутствия США в Восточной Азии, М.Л. Титаренко, однако, делает вывод, что ни США, ни КНР не намерены наращивать конфронтационный потенциал в двусторонних отношениях. По его мнению, сейчас для РФ на первый план выдвигаются задачи упрочения взаимодействия с Китаем, тем более что многие наблюдатели обращают внимание на усиливающееся негласное соперничество двух стран в Центральной Азии. Автор видит выход в изыскании путей эффективного сотрудничества и соразвития между ШОС, ЕврАзЭС, ОДКБ (с. 41) и считает надуманными разговоры об угрозах, которые исходят от Китая по отношению к России.
Справедливо указывая на то, что большинство азиатских стран приветствуют конструктивное участие РФ в решении проблем региона и видят в России важный стабилизирующий фактор, М.Л. Титаренко считает, что слабым звеном в этом отношении являются экономические позиции РФ в АТР, где экономический вес и роль страны в интеграционных процессах имеют первостепенное значение. На Россию приходится не более 1.5% внешнеэкономических операций АТР, в равной степени несопоставимы объемы ВВП ведущих стран региона с ВВП России (е. 28-29).
В статье Д.В. Мосякова (ИВ РАН) "Политика Китая в отношении стран ЮВА" указывается, что общий импульс китайского давления в этом регионе "выглядит как сочетание эмоционально-исторического прочтения предшествующей истории и конкретных выгод и интересов сегодняшней политики... Этот импульс очень трудно остановить, так как это часть национальной исторической традиции, которая сегодня к тому же подкрепляется необходимостью для КНР все время расширять свои сырьевые и товарные рынки для сохранения непрерывности экономического роста". И далее: "...экспансия вовне в поисках новых товарных и сырьевых рынков является естественным элементом современного сосуществования и выживания Китая, и пример здесь стран ЮВА может быть лишь частным случаем этой исторической тенденции" (с. 87).
Подробно осветив нарастание военного присутствия и военной активности КНР в Южно-Китайском море и Юго-Восточной Азии в целом, автор указывает, что сегодня курс на установление верховенства Китая в ЮВА все более наполняется военной составляющей. В этой ситуации США, почувствовав запрос обеспокоенных ростом китайской мощи политических
элит большинства стран региона, позиционируют себя как противовес китайским притязаниям, американо-китайское соперничество обостряется и в него так или иначе начинают втягиваться страны - члены АСЕАН (с. 92).
В.Н. Колотов (СПб.ГУ) в статье "Восточноазиатская дуга нестабильности как основной элемент системы региональной безопасности" указывает, что китайско-американское противоборство в Юго-Восточной Азии оказывает деформирующее воздействие на этот регион. Он приводит в пример провал встречи министров иностранных дел стран АСЕАН в Пномпене в 2012 г., по результатам которой впервые за 45 лет не удалось согласовать текст итоговой декларации (по Южно-Китайскому морю). Хотя, в конце концов, декларация была принята, "АСЕАН уже не рассматривается экспертами в качестве монолитного блока стран ЮВА, который может выдерживать давление КНР и США. Трещины уже пошли, а это является тревожным сигналом" (с. 64-65). По мнению В.Н. Колотова, ЮВА превращается в своеобразное «поле битвы прежде всего между США и КНР, которые активизируют своих союзников и партнеров. При этом чем больше КНР будет настаивать на своем одностороннем контроле над Южно-Китайским морем, тем большее международное противодействие будет оказано Пекину, тем больше будет усиливаться влияние США в южном "подбрюшье" Китая и тем под большим вопросом будет будущее всего китайского проекта в ЮВА» (с. 70). Рассматривая вероятность выбора Вьетнамом между ориентацией на КНР и сближением с США, автор считает последний вариант вполне реальным.
Карлайл Тейер (Ун-т Нового Южного Уэльса, Австралия) в статье "Sovereignty Disputes in the South China Sea Diplomacy, Legal Regimes and Realpolitik" приводит обширный и хорошо систематизированный фактический и документальный материал по территориальным конфликтам и международным отношениям в ЮВА. Автор считает маловероятным, что страны АСЕАН смогут создать к 2015 г. Сообщество АСЕАН, предполагающее политическое, оборонное, экономическое и социокультурное взаимодействие. К. Тейер полагает, что связи и взаимные обязательства некоторых стран Ассоциации с Соединенными Штатами, а также различия в подходах ряда стран к территориальным конфликтам в Южно-Китайском море и политике Китая будут препятствовать эффективности такого сообщества. Перечислив ряд конфликтных ситуаций, возникших в морских районах ЮВА в последние годы, автор приходит к выводу, что в центре всех вызовов безопасности на морях оказывается Китай. "Это ведет к тому, что государства региона поворачиваются в сторону США в поисках противовеса Китаю. Результатом может стать распространение соперничества великих держав на Юго-Восточную Азию, которое подорвет самостоятельность этого региона и ту центральную роль, которую АСЕАН играет в системе региональной безопасности" (с. 349).
Однако Фам Куи Лонг (Академия общественных наук Вьетнама) в статье "Some discussion about the mechanism for security cooperation in the East Asia context" считает одной из главных проблем, препятствующих обеспечению безопасности в ЮВА, растущее присутствие США, ведущее к поляризации внутри асеановского сообщества (с. 219-220).
В статье "Collective Security of ASEAN and the World Order" Хемапанда Пхра Чатри (СПб.ГУ), характеризуя сотрудничество между АСЕАН и КНР как тесное, отмечает четыре противодействующих фактора: 1) беспокойство стран АСЕАН в связи с растущей мощью Китая; 2) территориальные споры в Южно-Китайском море и их возможное влияние на отношения АСЕАН - КНР; 3) различия в подходах стран АСЕАН к сотрудничеству с Китаем, препятствующие выработке единой позиции по этой проблеме; 4) сближение между АСЕАН и Китаем, которое может быть воспринято США и Японией как попытка Китая упрочить свое влияние в регионе, и АСЕАН будет сложно балансировать между этими тремя странами (с. 459).
Хемапанда Пхра Чатри положительно оценивает состояние и перспективы развития отношений между Российской Федерацией и странами АСЕАН в политической и экономической сферах, включая борьбу против терроризма. "В обозримом будущем АТР, включая российский Дальний Восток, будет наиболее интенсивно развивающимся районом мира и самым привлекательным для инвесторов" (с. 461). Он полагает, что партнерство России и АСЕАН основывается на взаимной финансовой выгоде, экономической взаимозависимости и будет приобретать новые формулы и стимулы по мере того, как Россия станет развивать свой Дальний Восток.
Пристальное внимание политике Китая в регионе уделили вьетнамские авторы. Ле Ван Ми (Ин-т изучения Китая АОН Вьетнама) в статье "Некоторые размышления о региональной безопасности в Восточной Азии" указывает, что 1990-е гг. стали для КНР "золотым" периодом в смысле расширения ее влияния в регионе Южно-Китайского моря. "Китай постепенно запол-
нял вакуум власти в регионе, потому что Россия в целом была выведена из дел Юго-Восточной Азии, а США были в основном заняты делами Европы и Ближнего Востока" (с. 228). По оценке Ле Ван Ми, действия Китая по упрочению своего влияния в Южно-Китайском море приобретают односторонний характер, становясь "агрессивными и напористыми" (с. 229).
В статье «"Troubled waters" and positions of ASEAN member-states» Лс Тхи Тхань Хыонг (Ин-т исследований Юго-Восточной Азии АОН Вьетнама) подробно, со ссылками на многочисленные документы излагается проблема территориальных споров в Южно-Китайском море, в частности вокруг островов Спратли. Автор полагает, что политика Китая подтолкнула страны ЮВА к гонке вооружений, приводя обширные военные программы, которые приняли Филиппины, Индонезия, Вьетнам (с. 496 497). Рост военных расходов негативно скажется на темпах экономического и социального развития стран АСЕАН, а гонка вооружений угрожает выйти из-под контроля и вылиться в столкновения на море.
Во Ким Кыонг (АОН Вьетнама) в статье "Стратегическое соперничество между США и Китаем в Южно-Китайском море и позиция Вьетнама" в целом скептически оценивает способность США играть позитивную роль в смягчении напряженности в регионе: "Несмотря на значительное улучшение американо-вьетнамских отношений, партнерство с Китаем имеет для США большее стратегическое значение, чем связи с Вьетнамом... США и Китай могли бы конкурировать, но более склонны к компромиссу; в этих условиях небольшие страны оказываются в неблагоприятном положении" (с. 345). Автор считает, что Вьетнаму следует поддерживать баланс в отношениях с США и КНР.
В.Я. Портяков (ИДВ РАН) в статье "О некоторых особенностях внешней политики Китая в 2009 2011 гг." считает, что соседний пояс вокруг Китая остается основной зоной проецирования и реализации государственных интересов КНР на международной арене, и именно здесь в наибольшей мере оказались сфокусированы разного рода трения и недопонимания, вызванные напористыми действиями Пекина в 2009-2010 гг. По мнению автора, после 2010 г. Пекин осуществляет известный "ремонт" отношений с Японией, Индией и странами ЮВА. В то же время обострение конфликтов в Южно-Китайском море создало повод для вмешательства США в ситуацию под предлогом "защиты свободы мореплавания". США фактически предложили странам АСЕАН, как претендовавшим на какие либо острова в Южно-Китайском море, так и просто опасавшимся возросшей мощи и напористости Китая, активизацию связей с Вашингтоном, особенно в военной сфере, в качестве своеобразной страховки от рисков.
Большинство авторов сдержанно оценивают возможности АСЕАН в урегулировании конфликтов в Южно-Китайском море. Научный сотрудник Стокгольмского университета Амер Рамзес в статье "Approaches to Management and Settlement of Inter-State Disputes in Southeast Asia Implications for Regional Collaboration" считает, что эти возможности ограничены как внутриасеановскими, так и внешними факторами. Из 10 членов Ассоциации пять претендуют на те или иные острова, по-разному складываются их отношения с Китаем, и они придерживаются не всегда совпадающих взглядов на роль этой страны в регионе. Более того, для отношений некоторых из них с КНР характерны периодические обострения (с. 401). Автор приводит подробный перечень документов, связанных с деятельностью АСЕАН.
В этом контексте приведу позицию правительства Сингапура. Премьер-министр этой страны Ли Сян Лун заявил, что его страна выступает за долгосрочное и непререкаемое присутствие США в ЮВА и что пребывание американского 7-го флота оказывает стабилизирующее влияние. "При существующей напряженности между Китаем и Японией, а также между некоторыми странами АСЕАН вокруг островов в Южно-Китайском море присутствие США побуждает соответствующие страны проявлять сдержанность"1. Обращает на себя внимание, что подспудно сингапурский лидер ощущает угрозу для своей страны не столько от внешних держав, сколько от соседей и партнеров по АСЕАН.
Однако не все страны ЮВА склонны полагаться на присутствие США как на стабилизирующий фактор. Собственные интересы Вашингтона в этом районе мира слишком велики, чтобы можно было верить в его беспристрастность. Заслуживает внимания точка зрения К.М. Барского, специального представителя президента РФ в ШОС, который считает, что некоторые страны, осуществляя активное укрепление и модернизацию вооруженных сил (включая Сингапур, Индонезию, Малайзию и Вьетнам), руководствуются не только реальными угрозами в лице, скажем, международного терроризма, но и тривиальной подозрительностью в отношении своих соседей.
1 The Sunday Times (Singapore). 17.03.2013.
Эта подозрительность вызвана, к сожалению, вполне реальными причинами, в том числе явными и латентными территориальными спорами, на что указывает и К.М. Барский (с. 49). При этом дело не ограничивается Южно-Китайским морем. Поэтому неудивительно, что министр обороны Индонезии Пурномо Юсгианторо заявил, что в 2014 г. вооруженные силы этой страны будут самыми мощными в Юго-Восточной Азии, в частности за счет приобретения танков "Леопард", боевых вертолетов, самолетов "Су" и др. Он при этом сделал примечательную оговорку, что это не связано с планами создания боевых баз США в Сингапуре и Австралии2.
Следует согласиться с мнением B.C. Ягья (СПб.ГУ), выраженном в "Приветствии участникам конференции по безопасности в Восточной Азии": "Многие страны, видя печальную судьбу М. Каддафи, отказавшегося создавать атомную бомбу и средства доставки в обмен на гарантию безопасности и экономические преимущества, задались вопросом, произошло бы участие США, Великобритании, Франции и сил НАТО в антикаддафийской коалиции, обладай Муамар Каддафи ядерным оружием" (с. 16-17). Насколько известно, ни одна страна в ЮВА не собирается обзаводиться ядерным оружием, но судьба М. Каддафи и С. Хусейна побуждает их лидеров к осмотрительности, когда речь идет о гарантиях Запада, и к диверсификации своих связей, в частности источников вооружения. В более широком плане одностороннее вмешательство Запада во внутренние конфликты третьих стран стимулирует гонку вооружений.
Можно понять, почему проблемы отношений стран ЮВА с Китаем и безопасности в ее военно-политическом аспекте невольно оттеснили на второй план другие не менее важные факторы, лежащие в основе долгосрочной безопасности. Однако В.М. Мазырин (ИДВ РАН) в статье "Актуальные проблемы экономической безопасности стран АСЕАН" справедливо указывает, что оценить уровень безопасности в той или иной стране, регионе невозможно без анализа экономического положения. Экономический кризис 2008-2011 гг. показал, что экономика стран ЮВА продолжает зависеть от западных рынков, можно даже сказать - оставаться финансовой и технологической периферией промышленно развитых стран. Их экономический рост уязвим, будучи основан на экспортной ориентации. При этом он отмечает, что антикризисные меры осуществлялись, как правило, с задержкой, к тому же без согласования с другими членами АСЕАН, тем самым снижая возможный эффект общих усилий (с. 414). Указав, что кризис в силу ряда причин поразил экономики Юго-Восточной Азии в меньшей степени, чем в других регионах мира, В.М. Мазырин, однако, пишет: "Кризис наглядно выявил, что степень стабильности в странах АСЕАН остается пока недостаточной, в том числе ввиду тесной привязки экономики региона к традиционным рынкам - США и Европы" (с. 440).
Й.Т. Энгельберт (Ин-т стран Азии и Африки Гамбургского ун-та) в статье "The Future of Southeast Asia's Ethnic Minorities in a Globalised World" поднимает проблему, которая только на поверхностный взгляд может показаться не имеющей прямого отношения к теме, вынесенной в заглавие данного сборника. Рассматривая будущее этнических меньшинств в странах ЮВА, он указывает, что расово-этнические и межконфессиональные конфликты, порожденные недостаточно продуманной политикой переселения избыточного населения (как это имело место в Индонезии) или неравномерностью социально-экономического развития регионов (проблема моро на Филиппинах), присутствуют практически во всех государствах региона. Автор справедливо отмечает, что в различных странах АСЕАН существует разное видение основных прав человека и разными темпами протекает институционализация этих прав в целом и прав меньшинств в частности. В рамках АСЕАН нет единого подхода и к свободе выражения мнений и получения информации. В документах Ассоциации, пишет Й.Т. Энгельберт, мы не находим ни слова о правах этнических или религиозных меньшинств или о праве наций на самоопределение наиболее чувствительных проблемах практически во всех государствах Юго-Восточной Азии (с. 487).
Добавлю от себя, что возникающие в этих сферах конфликты чаще всего характеризуются взаимным наложением социальных, этнических и религиозных факторов. Это не только придает обстановке дополнительную взрывоопасность, но и выводит ее за национальные границы. Фактор религиозной или этнической солидарности, трансграничный по своей сути, способен привести к нарастанию напряженности в отношениях между соседними странами, что мы наблюдаем внутри АСЕАН, и даже к открытым конфликтам.
Автор отмечает особое положение китайских и индийских этнических меньшинств в Юго-Восточной Азии, учитывая их влиятельные позиции в экономике соответствующих стран, и
2 Suara Karya Online. 06.09.2013.
одновременно указывает, что положение этих меньшинств в значительной мере зависит от характера отношений стран их пребывания с Китаем или Индией (с. 476).
Лишь немногие статьи сборника посвящены ситуации в отдельных странах. Так, в статье Е.В. Пугачевой (СПб.ГУ) "Взаимоотношения Королевства Таиланд с соседними странами в контексте системы региональной безопасности" рассматриваются взаимоотношения Таиланда с соседними государствами, уделяется особое внимание отношениям этой страны с Камбоджей и Малайзией. В случае с Камбоджoй автор указывает, что "взаимная ненависть двух наций скорее продукт манипуляции сознанием общества политической элитой, чем результат беспокойного исторического прошлого соседей". При этом "агрессивное поведение обеих стран поставило под сомнение безопасность всего региона АСЕАН" (с. 520) вопреки всем действующим документам этой организации.
Что касается Малайзии, то этноконфессиональные особенности населения пограничных с ней районов Таиланда, где преобладают мусульмане, создают постоянную напряженность, усугубившуюся, как отмечает автор, из-за участия Таиланда совместно с США в войне с терроризмом, которая многими мусульманами воспринимается как "война с исламом" (с. 523). Е.В. Пугачева считает, что центральное правительство Малайзии кровно заинтересовано в стабильности в пограничных с Таиландом районах страны, опасаясь создания там благоприятной почвы для деятельности региональных террористических группировок вроде Джемаа Исламия (с. 525), в то время как к серьезной борьбе с этой опасностью Малайзия, по мнению автора, еще недостаточно готова (с. 530).
А.И. Пылева (СПб.ГУ) рассматривает отношения Таиланда с Францией в общем контексте региональной безопасности Юго-Восточной Азии (с. 535-557). Присутствие и роль Франции в этом районе мира редко оказывается в поле зрения наших исследователей. Автору удалось собрать и сделать общим достоянием многие интересные факты в этой области.
Проблемам крупнейшей страны региона Индонезии посвятили статью Г.Т. Тюнь и Н.А. Старостина (СПб.ГУ). Характерно само заглавие - "Расширение международного партнерства как путь обеспечения безопасности современной Индонезии". Такая постановка вопроса представляется плодотворной: не будучи абсолютной гарантией, диверсифицированные и активные экономические связи той или иной страны несомненно повышают заинтересованность мирового сообщества, в том числе и великих держав, в сохранении стабильности внутри и вокруг нее. "Партнерство с западными компаниями было и остается важным элементом развития промышленности, а одновременно - существенным аспектом поддержания безопасности" (с. 571). Авторы статьи приводят большой объем фактического материала, в частности по нефтяной промышленности Индонезии, хотя роль этой отрасли в последние годы сокращается и уже в течение ряда лет Индонезия является нетто-импортером нефтепродуктов, что создает немало экономических и политических сложностей.
Большое внимание авторы заслуженно уделили российско-индонезиийским отношениям. К сожалению, здесь речь может идти скорее о перспективах, поскольку реальный объем взаимной торговли и инвестиций значительно уступает удельному весу основных партнеров Индонезии.
Авторы справедливо указывают: "Серьезным обстоятельством является... то, что США, дабы противостоять растущему влиянию Китая в ЮВА, нуждаются в Индонезии и ее рынке" (с. 577). Дело, однако, в том, что индонезийские лидеры стремятся избежать ситуации, когда страна стала бы заложником китайско-американского соперничества. В последние годы мы становимся свидетелями активных индонезийско-китайских контактов и сотрудничества на всех уровнях, включая торговлю, инвестиции и военную сферу.
Действует и другой фактор. Судя по некоторым признакам, руководство Индонезии опасается, что усиливающееся присутствие США в Юго-Восточной Азии может быть использовано для одностороннего продвижения американских интересов в этом районе мира (отчасти об этом уже говорилось выше). События в Ливии, Ираке, Афганистане здесь произвели достаточно глубокое впечатление. К этому нужно добавить, что для политической психологии индонезийской элиты (да и значительного числа индонезийцев) характерно представление о своей стране как о неоспоримом региональном лидере и видном участнике всех мировых процессов. С этой самооценкой несовместимо любое умаление политической самостоятельности. Авторы, к сожалению, очень лаконично касаются столь деликатной и чувствительной проблемы, как роль и место китайской общины в Индонезии. В последние 15 лет демократические реформы в Индонезии сняли многие препоны к усилению реальной политической роли этой экономически могущественной группы населения Индонезии.
Рассматриваемая книга представляет собой весьма ценное и объемное издание (не только по числу страниц - около 800, но и по сочетанию различных взглядов и подходов) благодаря обилию чрезвычайно важного документального и фактического материала. Ее с несомненной пользой для себя могут использовать люди, причастные как к научной деятельности, так и к практической политике. В качестве, пожалуй, единственного недостатка издания можно указать плохое редактирование текстов, отсутствие профессиональной корректорской работы. Но гораздо большего сожаления достоин малый тираж - всего 150 экземпляров. По своему значению, профессионализму авторов, глубине анализа, полезности для широкого круга читателей книга достойна большего. Она дает богатую пищу для дальнейшего мониторинга и исследования проблем национальной безопасности стран ЮВА и - по аналогии - других регионов мира.
Автор: A.В. ДЕМЧЕНКО
Третий раздел посвящен регионам Северной Африки, Ближнего Востока, Центральной и Южной Азии. Его открывает обобщающая статья Н.Н. Дьякова (Восточный факультет СПб.ГУ) "Передняя Азия в системе глобальной и региональной безопасности: история и современность", который отмечает значительную роль региона в международных отношениях и в качестве главной причины его дестабилизации в начале XXI в. называет постнеоколониалистскую политику США. Выход из ситуации автор видит в поддержке процесса слияния цивилизаций, диалоге с умеренным исламом, укреплении БРИКС в противовес атлантическому сообществу и создании биполярной системы международных отношений.
Достоинством статьи И.В. Герасимова (Восточный факультет СПб.ГУ) "Оппозиционные движения в Восточном Судане и угроза стабильности: региональный аспект" является то, что он сосредоточился на очень редкой среди российских исследователей, в основном обращающих внимание на Дарфур и Южный Судан, проблеме - противоречиях между оппозиционными движениями в Восточном Судане и центральном правительстве в Хартуме. Автор не исключает, что в случае ухудшения климатических и социальных условий, получения помощи извне, а также под влиянием демонстрационного эффекта Южного Судана, получившего независимость в 2011 г., ситуация на востоке Судана может обостриться.
В.К. Алексеев (СПб.ГУ) в статье "Конфликты в Центральной Азии" анализирует конфликты в Центральной Азии и предлагает интересную классификацию, разделяя их на глобальный, региональный и локальный уровни в зависимости от спектра игроков, имеющих интересы в Центральной Азии. "Большая игра" в регионе, начавшаяся в XIX в., будет продолжаться, и противоречия между внерегиональными державами будут осложнять решение проблем социальноэкономического развития, межэтнических взаимоотношений и экологии и иметь негативные последствия для Российской Федерации.
Е.В. Смирнова (СПб.ГУ) в статье "Развитие стратегического сотрудничества Индии с США, Китаем и Россией в начале XXI в. Сохранение баланса сил" отмечает, что между странами сохраняется ряд противоречий, которые выступают ограничителями развития их сотрудничества. Наиболее вероятным сценарием развития ситуации называется сохранение статус-кво в китайско-индийских отношениях, дальнейшее укрепление отношений России с Китаем и особенно с Индией, с которой у Москвы не было пограничных, территориальных и иных трудноразрешимых конфликтов. США же будут использовать Индию в качестве противовеса Китаю и России, но по ряду причин сближения между Дели и Вашингтоном в ущерб отношениям с РФ и КНР ожидать не стоит.
В заключительном разделе коллективного труда уделено внимание глобальным проблемам безопасности. Так, Е.И. Зеленев рассмотрел возможности глобального решения региональных проблем путем формирования "духа глобального соседства". Ведущую роль в этом должна взять на себя культура, которой надо перестать играть роль "преданной служанки политики и экономики". В качестве замечания стоит отметить, что вопреки утверждению автора Египет президента Хосни Мубарака, Йемен президента Али Абдаллы Салеха, Тунис президента Бен Али не попадали в число враждебных США государств, в отличие от верно упомянутых им Ирана и Ливии (с. 681-682).
Российские и китайские ученые акад. РАН М.Л. Титаренко (ИДВ РАН), Л.С. Рубан (ИНЭИ РАН), И.М. Попов (Военный ун-т), Пан Чанвэй (Китайский нефтяной ун-т, Пекин), Ху Аньган (Ун-т Циньхуа, Пекин) проанализировали влияние глобализации на расстановку сил в мире и проблему лидерства. Оценив ресурсное, финансовое, технико-технологическое, научнообразовательное и военно-стратегическое положение ведущих государств, авторы определяют Китай как нынешнего лидера, Японию как технологического лидера, США как лидера предшествующего периода, Индию как выдвигающегося лидера, РФ как еще одного лидера предшествующего периода, а также отдельно подчеркивают возрастающий вес межстрановых объединений ЕС и БРИКС. Однако последняя организация, на мой взгляд, по уровню интеграции и перспективам интеграции не сопоставима с Евросоюзом. Статья изобилует подробными таблицами, которые наглядно иллюстрируют эволюцию и современное состояние экономик и человеческого развития в указанных странах. Весьма интересна та часть исследования, в которой авторы задаются вопросом, какова роль России в современном мире. Характеризуя сильные стороны нашей страны (принадлежность и к европейскому, и к азиатскому миру, сохранившийся научно-технологический потенциал, высокий уровень развития энергетики и т.п.), ряд экспертов констатируют, что нынешняя Россия "может быть сильным партнером только в качестве балансера" и "ее потенциала недостаточно для единоличных действий, сила будет только в альянсе".
В статье "Системный анализ методологический фундамент обеспечения национальной безопасности России" С.В. Москвин (БГТУ им. Д.Ф. Устинова) отмечает, что для Китая наиболее конфликтным направлением внешней политики в ближайшее время будет регион Юго-Восточной Азии. К этому же региону повышенный интерес проявляют США. Задача России, отмечает С.В. Москвин, состоит в том, чтобы не допустить скатывания сторон к конфронтационному сценарию. По его мнению, "реальными путями региональной стабилизации является системная интеграция экономики России с партнерами в Юго-Восточной и Центральной Азии", а также недопущение перекоса в сотрудничестве с одним из ведущих мировых игроков (по-видимому, автор имеет в виду Китай, на растущую военную мощь которого, во многом благодаря сотрудничеству с РФ, он обращает внимание читателя).
Подводя итоги, следует сказать, что авторы многих статей указанных разделов рассматривают США как главную силу в мире, действия которой часто идут вразрез с интересами России. Отмечается, что развитие РФ в ближайших два десятилетия будет стабильным, т.е. не стоит ожидать резкого ослабления страны на мировой арене, но и прорыв в развитии тоже маловероятен. Сохраняющийся потенциал и вес на международной арене позволит Москве продолжить реализацию одной из основных задач внешней политики - выстраивания позитивных отношений с ведущими игроками в Азии.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |