М. "Мысль". 1980. 280 с.
В новой книге доктора исторических наук А. М. Дубинского исследуются отношения между Советским государством и Китаем в критический для судеб китайского народа период агрессии Японии.
Монография основана на разнообразных источниках: документах внешней политики СССР, зарубежных публикациях дипломатических документов, прессе (советской, китайской, западной, японской), воспоминаниях советских военных деятелей, помогавших китайскому народу в борьбе с японской агрессией и участвовавших в разгроме японских войск в Маньчжурии в августе 1945 г., мемуарах зарубежных дипломатов и политических деятелей. В книге использованы многочисленные советские и зарубежные работы по данной теме. Все это позволило А. М. Дубинскому ввести в научный оборот множество новых фактов, критически осмыслить сочинения зарубежных историков, обобщить и дополнить наблюдения и выводы советских авторов, а в целом дать обстоятельное и систематическое изложение истории советско-китайских отношений в 1937 - 1945 гг.
Автор исследует указанную проблему в тесной взаимосвязи с развитием международных отношений и в первую очередь на Дальнем Востоке. Особое внимание уделено в книге политике США, американо-китайским и японо- американским отношениям. Исследована также позиция Великобритании, причем выявлены не только ее сходство с подходом США к дальневосточным проблемам, но и имеющиеся между ними различия. Автор подчеркивает, что с началом Великой Отечественной войны положение на советско-германском фронте оказывало сильнейшее влияние на развитие событий на Дальнем Востоке.
В рассматриваемый период Китай, как известно, не представлял собой единого целого. А. М. Дубинский анализирует внутриполитическую ситуацию в Китае, положение в гоминьдане и КПК, отношения между ними, их действия в войне с Японией, позиции в связи с Великой Отечественной войной Советского Союза и войной на Тихом океане, контакты с США и т. д., т. е. все факторы, влиявшие на советско-китайские отношения.
Лейтмотивом изложения, подкрепленным многочисленными фатами, является неизменность внешнеполитического курса Советского Союза - политики добрососедства, бескорыстной дружбы с китайским народом, оказания ему всемерной помощи в борьбе против империалистической агрессии. Еще в 1935 - 1936 гг., несмотря на враждебную СССР позицию гоминьдановского правительства, СССР неоднократно проявлял готовность нормализовать советско-китайские отношения (с. 52 ел.). А в августе 1937 г. вскоре после начала японской агрессии против Китая был заключен советско-китайский договор о ненападении, который, по признанию тогдашнего американского поверенного в делах в Москве Хендерсона, приведенному в книге, укрепил решимость Китая продолжать борьбу и обеспечил ему советскую помощь военными поставками (с. 63). Они начались уже в октябре 1937 г., т. е. еще до того, как было оформлено соглашение о первом советском кредите. В книге собраны и обобщены подробные данные о снабжении китайской армии советскими самолетами, оружием и боеприпасами, об освоении огромной и трудной трассы, по которой шла переброска военных грузов в Китай, о деятельности советских военных специалистов, о мужестве и героизме советских летчиков-добровольцев и т. д. Отпор, который советские войска дали японским милитаристам у оз. Хасам и на р. Халхин-Гол, затруднил развертывание японской агрессии против Китая. Китайский народ получал также морально-политическую поддержку Советского государства и народа. В монографии подробно исследована политика фактического поощрения агрессора, проводимая США и другими западными державами вплоть до начала войны на Тихом океане и отражавшая стремление империалистических монополий уничтожить советский строй и подавить революционное движение китайского народа. Нападение Японии на Пирл-Харбор выявило крах политики попустительства агрессору.
Известно, сколь важным для успешного сопротивления японской агрессии было национальное сплочение Китая. В буржуазной историографии нередки нападки на самоё идею национально-патриотического фронта в ' Китае. А. М. Дубинский в строгом соответствии с фактами показывает, что самым "действенным средством мобилизации китайского народа на отпор врагу в период
стр. 146
антияпонской войны мог оставаться лишь единый фронт. Других средств не было" (с. 116). Советский Союз еще до нападения Японии на Китай стремился содействовать прекращению гражданской войны в этой стране и налаживанию сотрудничества всех политических сил, признававших необходимость национального сплочения для отпора внешнему врагу. Заключив с Китаем договор о ненападении, СССР оказал существенную помощь его демократическим силам. Гоминьдановское правительство вынуждено было заявить о демократизации политической жизни в стране, в частности о легализации деятельности КПК. Правительство Чан Кайши согласилось также оказывать ее вооруженным силам финансовую поддержку и выделять некоторое количество вооружения.
Но в гоминьдановском правительстве и в военном руководстве, отмечает А. М. Дубинский, не было единства относительно оценки перспектив войны и внешнеполитической ориентации (с. 121 -122) К началу второй мировой войны стали брать верх противники сотрудничества с КПК и дружественных отношений с СССР. Вместе с тем правительство Чан Кайши пыталось использовать помощь СССР как "средство давления на Англию и США" (с. 121). Прямые враждебные акции гоминьдановских войск против вооруженных сил КПК н 1940 - начале 1941 г вынудили Советскш'4 Союз сначала сократить, а затем и прекратить военные поставки, поскольку они использовались не для борьбы с японской агрессией, а против китайского народа. Советская дипломатия предостерегала гоминьдановское правительство относительно того, что "гражданская война будет гибельной для Китая" (с. 124).
Вероломное нападение немецко-фашистских войск на Советский Союз радикально изменило международную обстановку. В новую фазу вступили и советско-китайские отношения. Правительство в Чунцине восприняло развертывание гигантской битвы на советско-германском фронте как фактор, "благоприятный для внешнеполитического курса гоминьдана", начало войны на Тихом океане вызвало "радужные надежды" (с. 144, 161). В Чунцине рассчитывали, что СССР немедленно вступит в войну с Японией и возьмет на себя всю тяжесть этой войны; гоминьдан же благодаря этому сможет занять господствующие позиции внутри страны и распространить влияние на ее соседей. Правительство Китая проявляло все большую пассивность в войне с Японией, что способствовало укреплению оккупационного режима на захваченных Японией китайских территориях, приносило новые бедствия населению и облегчало японскому командованию маневрирование на тихоокеанском театре военных действий. Одновременно гоминьдановское правительство активизировало враждебные действия против КПК. Ориентируясь целиком на США, правительство Чан Кайши вело все более откровенную антисоветскую политику (с. 163).
Ситуация в Китае осложнялась и благодаря политике руководства КПК во главе с Мао Цзэдуном, "ставшего на путь преследований коммунистов- интернационалистов, отрыва КПК от КПСС, отказа от курса, выработанного мировым коммунистическим движением в борьбе с фашизмом" (с. 175). Отклонив все попытки советских представителей договориться о координации действий с целью затруднить концентрацию японских войск на советской границе, выжидая выступления Японии против СССР, следуя курсу "выиграть время, копить силы", Мао Цзэдун и его окружение стали свертывать партизанские действия в тылу и на коммуникациях японских вооруженных сил. Эта политика наносила серьезный ущерб национальным интересам китайского народа, его борьбе против японской агрессии.
В монографии показано, что и в дальнейшем, когда совершился коренной перелом в ходе второй мировой войны, сложная и острая внутриполитическая ситуация оказывала влияние на внешнеполитический курс и гоминьдана и КПК, неблагоприятно отражаясь на советско-китайских отношениях. Отношения СССР с гоминьдановским правительством приобретали по вине последнего все более конфликтный характер (с. 197). В то же время и в КПК принимала отчетливо выраженную антисоветскую направленность "кампания по упорядочению стиля". Она была призвана подчеркнуть особую линию КПК, ее коренное отличие от "доктрин Москвы" (с. 209). Мао Цзэдун и его окружение, еще в 1942 - начале 1943 г. зондировавшие возможность установления контактов с правительством США, активизировали свои усилия в этом направлении в надежде использовать трения между гоминьдановским правительством и США и заручиться поддержкой последних.
Американская стратегия, рассчитанная на установление после окончания второй миро-
стр. 147
вой войны неограниченного экономического и политического контроля США в Китае и превращение последнего в барьер на пути укрепления позиций социализма на Дальнем Востоке, предусматривала сохранение гоминьдановского режима. Но пока шла война, правящие круги США, старавшиеся воевать чужими руками, были склонны использовать против Японии и те силы, которыми руководила КПК. Поэтому устремления руководства КПК находили в то время определенный отклик в некоторых американских кругах, надеявшихся, что путем переговоров между гоминьданом и КПК о "реорганизации" правительства удастся спасти гоминьдановский режим. А. М. Дубинский указывает на то, что мимо американских наблюдателей, внимательно следивших за процессами, происходившими в КПК, не прошли изменения в позиции Мао Цзэдуна и его ближайшего окружения: отказ от социалистической перспективы, нашедший выражение в статье "О новой демократии", антисоветская направленность "кампании по упорядочению стиля" и т. д. (с. 208 - 209). Такая взаимная заинтересованность была продемонстрирована во время пребывания в Яньани в июле 1944 - марте 1945 г. американской "союзнической группы наблюдателей" (§5, гл. 4). Однако миссия оказалась безрезультатной. В конце концов правительство США расценило "проамериканские и антисоветские заявления Мао Цзэдуна во время переговоров... лишь как тактическую уловку" (с. 227). В Вашингтоне утвердился курс на сотрудничество только с гоминьданом и на поддержку правительства Чан Кайши в назревавшей в Китае новой гражданской войне.
Существенные изменения в общей ситуации, в которой развивались советско- китайские отношения, произошли весной 1945 г., после краха гитлеровской Германии. Понимание того, что без СССР невозможно быстро завершить войну с Японией, а также настойчивые требования демократической общественности вынудили гоминьдановское правительство начать переговоры, завершившиеся 14 августа 1945 г., т. е. уже после начала боевых действий Советских Вооруженных Сил в Маньчжурии, подписанием советско-китайского договора о дружбе и союзе. Вступление СССР в войну против милитаристской Японии, его позиция по отношению к революционному движению в Китае послужили началом нового этапа советской интернационалистской политики помощи китайскому народу в его борьбе за национальное освобождение и социальный прогресс. В заключительных параграфах книги показано, что разгром советскими войсками Квантунской армии дал возможность вооруженным силам КПК развить наступление во Внутренней Монголии и Северном Китае. Автор рассказывает о восторженных встречах местным населением Советской Армии- освободительницы, об отношениях братства и дружбы, установившихся между подавляющей частью населения Маньчжурии и советскими войсками.
Начавшаяся ликвидация антинародных органов власти, демократизация управления вызвали ожесточенное сопротивление гоминьдановского подполья; однако пребывание советских войск явилось прочной гарантией "деятельности подлинных представителей трудящихся масс, стремившихся к победоносному завершению национально-освободительной, антиимпериалистической революции, к быстрой ликвидации разрушительных последствий многолетней войны, развитию Китая по пути социального прогресса" (с. 267). Была сорвана и американо-гоминьдановская акция, предпринятая осенью 1945 г. и рассчитанная на развертывание военной интервенции США и уничтожение революционных сил китайского народа. В монографии показано, как в Маньчжурии, освобожденной советскими войсками, с помощью СССР начала создаваться революционная база, "ставшая важнейшим форпостом китайской революции" (с. 272)1 .
Рецензируемой книге недостает, пожалуй, заключения. Но его отсутствие компенсирует вступительная статья М. С. Капицы, сделавшего краткий экскурс в историю советско-китайских отношений до 1937 г. и проследившего их развитие после окончания японо-китайской войны.
Монография всем своим содержанием убедительно свидетельствует о несостоятельности одного из старых антисоветских мифов, распространенных в буржуазной историографии и подхватываемых теперь в КНР, - утверждения, будто политика Советского государства по отношению к Китаю была корыстной. На самом деле интернациональный характер внешней политики СССР определяется тем, что интересы советского народа
1 Подробнее об этом см. Борисов О. Б. Советский Союз и Маньчжурская революционная база (1945 - 1949). М. 1977; его же. Мощный плацдарм революционных сил Китая (К 35-летию создания Маньчжурской революционной базы). - Проблемы Дальнего Востока, 1980, N 3.
стр. 148
совпадают с интересами трудящихся во всем мире, что ленинские принципы советской внешней политики отвечают чаяниям всех народов, стремящихся к миру, свободе, демократии, социальному прогрессу. Именно
такими принципами, как это видно из рецензируемой книги, определялась политика СССР по отношению к Китаю и в 1937- 1945 гг.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |