Libmonster ID: KZ-1028
Автор(ы) публикации: С. С. Войтиков

Судьба так называемого "Политического завещания" основателя большевистской партии и председателя советского правительства - Совета народных комиссаров - не перестает привлекать внимание исследователей. В 2000-х гг. ленинские работы анализировали О.Г. Назаров 1, С.А. Павлюченков 2 и другие специалисты по истории большевистской партии. На основе скрупулезного источниковедческого анализа документов, составляющих "Политическое завещание" вождя, В.А. Сахаров доказал сомнительность подлинности отдельных документов 3. В настоящей работе на основе материалов Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) и Центрального архива общественно-политической истории Москвы (ЦАОПИМ) предлагается еще одна трактовка ленинских статей "Как нам реорганизовать Рабкрин" и "Лучше меньше, да лучше", подлинность которых в историографии не оспаривается.

Изменения во власти после создания в марте 1919 г. Политбюро ЦК РКП (б) очень точно описал В.В. Осинский в марте 1923 г.: "...в эпоху Гражданской войны... была надобность в быстрых и смелых решениях. Тогда не могло существовать шестнадцатиголовое правительство, нужна была подвластная Директория (берем это слово отнюдь не как одиозную кличку, а как технический термин) из трех-пяти человек. Форма для нее была под рукой - Политбюро, которое может все решить. Другой ее ипостасью стал Совтрудобороны как малый военный кабинет. С тех пор положение целиком изменилось (с нэпом. - С.В.), а старые формы и навыки остались. С каждым годом "пожарная" структура становилась все [менее] пригодной для систематического планомерного строительства. Если она могла держаться, то только потому, что личный фактор колоссальной силы, присутствие исключительно гениального и исключительно сильного по характеру и по воле человека (Ленина. - С.В.) преодолевало сопротивление допотопного аппарата, преодолевало нарушение простейшей логики организационной структуры. Но какого напряжения, какой потери сил ему это стоило? Не раз говаривал он на заседаниях СНК, что у него голова кругом идет от советской вермишели (второстепенных вопросов. -


Войтиков Сергей Сергеевич - кандидат исторических наук, главный специалист Центрального государственного архива г. Москвы.

стр. 59

С.В.) и "ведомственной драчки". Во имя чего? Нужно ли было ему, чтобы центральный аппарат был построен именно так? Ведь он-то и при всяком другом построении, при всяких обстоятельствах был бы единственным руководителем. На него инерция аппарата, инерция положения в аппарате не могли действовать. Но эта инерция сильнейшим образом действовала на его ближайших помощников" 4. В ходе дискуссии на Девятой всероссийской конференции РКП (б) в сентябре 1920 г. И.В. Сталин едва не настоял на поиске виновных в польской катастрофе (а виноват был основатель партии, который настоял на наступлении в большевистском ЦК 5). Ленин окончательно убедился в том, что солирование на заседаниях Политбюро не обеспечивает ему безусловный властный приоритет.

В течение последующего года Ленин провел серьезное ослабление Политбюро ЦК РКП (б) как властного центра, чему немало способствовали постоянные раздоры с Л.Д. Троцким. По воспоминаниям В.М. Молотова, с лета 1921 г. Ленину с Троцким "невозможно уже стало работать" 6. В июле 1921 г. Ленину, правда, удалось серьезно ограничить влияние Троцкого, пригрозив ему отправкой на Украину, а в сентябре 1921 г. в очередной раз нейтрализовать зарвавшегося "Бонапарта" Сталиным. Фактически с осени Троцкий не мог решать ключевых вопросов в собственной вотчине - Наркомвоене, поскольку в ЦК РКП (б) курировать его правую руку - Э.М. Склянского - стал непосредственно Сталин. Заседания Политбюро Троцкий демонстративно посещал с английским словарем 7, от которого изредка отрывался для произнесения очередной колкости. Этот орган объективно стал решать все меньше важных вопросов.

В данном контексте внимание основателя партии все больше притягивал старый властный центр - Совет народных комиссаров, который превратился, как справедливо заметил Осинский в 1923 г., в гигантскую бюрократическую махину, нуждавшуюся в срочном приведении в порядок. Ленину предстояла масштабная работа по восстановлению дееспособности советско-хозяйственного механизма, от руководства которым он постоянно должен был отвлекаться для направления деятельности Политбюро с марта 1919 как минимум по сентябрь 1920 года. Система советско-хозяйственного руководства была необыкновенно сложной и разветвленной. Согласно более позднему (1923 г.) заявлению Троцкого, в Советском государстве стояла "вавилонская башня... хозяйственной иерархии" 8. Совет народных комиссаров, Малый СНК, решавший второстепенные вопросы с последующим утверждением в СНК, Совет труда и обороны как постоянная комиссия СНК, а также вспомогательный аппарат этих органов стали настолько бюрократическими учреждениями, что личное вмешательство вождя в организацию их работы оказалось неизбежным. Позднее, 25 апреля 1923 г., Ф. Э. Дзержинский, характеризуя деятельность советского аппарата, заметил: "Тов. Рыков мог бы сказать, что очень часто бывает [неизвестной судьба] те[х] поручени[й], которые были даны СТО. Назначается следствие, но следствие идет целыми месяцами и в результате виновных нет". Хуже того - аппараты советских органов "сделались самоцелью для кормления тех", кто не желал заниматься "непосредствен[ым] физическим трудом" 9. Такое положение, несомненно, сложилось в самом начале 1920-х гг., поскольку именно в 1921 г. Ленин развернул активную борьбу с бюрократией в обоих высших правительственных органах - СНК и СТО РСФСР 10.

После принятия решения о переходе к нэпу следовало повысить дееспособность правительства как властного центра. Добившись легализации нэпа в декабре 1921 г. сначала на XI Всероссийской конференции РКП(б), а затем на IX Всероссийском съезде Советов, между 9 и 12 января 1922 г., Ленин составил и направил соратникам проект директивы Политбюро, в котором предусматривалось "...все усилия приложить, чтобы ее (новую экономическую политику. -

стр. 60

С.В.) как можно быстрее и шире испробовать на практике. Всякие общие рассуждения, теоретизирования и словопрения на тему о новой экономической политике надо отнести в дискуссионные клубы, частью в прессу. Из Совнаркома, Совета труда и обороны и всех хозяйственных органов изгнать все подобное беспощадно. Всякие комиссии свести до минимальнейшего минимума, заменяя комиссионную работу требованием письменных поправок и контрпроектов от всех заинтересованных ведомств в кратчайшие сроки (1 - 2 дня)". Высшей экономической комиссии было предложено запретить "комиссионное обсуждение" экономических правительственных актов и всецело сосредоточить свои усилия на кодификации уже принятых решений; Наркомату финансов РСФСР - срочно повысить налоги и представить соответствующие поправки к общему бюджету 11. От всех своих наркомов Ленин предлагал Политбюро "безусловно" потребовать максимума быстроты, энергии, устранения бюрократизма и волокиты в практическом испытании новой экономической политики"; "перевода на премию возможно большего числа ответственных лиц за быстроту и увеличения размеров производства и торговли, как внутренней, так и внешней". Прежде всего это касалось Наркомата внешней торговли, Госбанка в целом и его торгового отдела в частности, Центросоюза и Высшего совета народного хозяйства. После принятия постановления Ленин предлагал объявить его "под расписку всем членам коллегий всех наркоматов и всем членам Президиума ВЦИК" 12. 12 января 1922 г. Политбюро приняло ленинский проект за основу постановления, окончательный текст которого был утвержден на заседании 16 января 1922 года 13.

Особого внимания заслуживает оставшийся неопубликованным набросок "Постановления о работе замов" председателя СНК (апрель 1922 г.), в разработке которого под руководством Ленина участвовали его заместители в советском правительстве А.И. Рыков и А.Д. Цюрупа. В случае принятия этого документа на заместителей председателя СНК возлагалось, в том числе, наблюдение в других высших как советских, так и партийных органах, а именно: Президиуме ВЦИК, Полит- и (что особенно важно) Оргбюро ЦК РКП (б) за тем, чтобы решение советских вопросов происходило "не иначе, как с ведома и участия замов" 14. В случае принятия проекта он должен был стать первым шагом к установлению обратного контроля - советского правительства над высшим большевистским руководством. Но пока Ленин был в добром здравии, он с рокировкой не торопился. Течение событий ускорила болезнь вождя, который, переставая быть первым среди равных, терял все.

11 сентября 1922 г. Ленин писал Сталину как секретарю ЦК РКП (б): Рыков получил отпуск до возращения 20 сентября Цюрупы; сам Ленин должен был вернуться к практической работе в Совнаркоме не ранее 1 октября. Под предлогом невозможности взвалить работу на одного Цюрупу, Ленин предлагал "назначить еще двух замов (заместителя председателя СНК и заместителя председателя СТО)", а именно Троцкого и Л.Б. Каменева, и распределить между ними работу при участии "моем и, разумеется, Политбюро как высшей инстанции", прямо заявляя о собственном приоритете. Троцкий, который не желал быть чьим-либо заместителем, отказался. За предложение Ленина голосовали Сталин (понимая, что Троцкий будет против), Рыков, М.И. Калинин; воздержались М.П. Томский и Каменев. Политбюро "с сожалением" констатировало "категорический отказ" Троцкого и предложило "приступить к исполнению обязанностей заместителя до приезда" Цюрупы Каменеву 15.

Таким образом, Ленин начал реализацию своих планов по возврату реального центра власти в советское правительство. Команда, которую вождь собрал в Совете труда и обороны, - член Политбюро Каменев, член ЦК Рыков, кандидат в члены ЦК Г.Л. Пятаков и ленинские наркомы Цюрупа и прини-

стр. 61

мавший участие в организации Петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса" Г.М. Кржижановский - на удивление слаженно реализовывала экономическую политику. О создании без преувеличения единого хозяйственного фронта в Совете труда и обороны свидетельствует неотправленное письмо Дзержинского Сталину от 3 августа 1923 года. С сентябрьской рокировки Ленина 1922 г. прошел почти год, Каменев и Рыков вполне успешно председательствовали на заседаниях СТО 16. Созданная Лениным четверка политических деятелей достойно справлялась с роль второго властного центра.

Вскоре Ленин, в связи с тяжелой болезнью, был вынужден вернуться в Горки и оказался в полной политической изоляции. 19 - 23 января 1923 г. он продиктовал окончательный вариант статьи "Как нам реорганизовать Рабкрин (Предложение XII съезду партии)", в котором обосновывал необходимость серьезного расширения компетенции ЦКК и ее уравнения в статусе с ЦК РКП(б), с одной стороны, и слияния ЦКК с Наркоматом РКП РСФСР под эгидой последней - с другой: "Нарком Рабкрина может, по моему мнению, остаться наркомом (и должен им остаться), как и вся коллегия, сохраняя за собой руководство работой всей Рабоче-крестьянской инспекции и в том числе всеми членами ЦКК, которые будут считаться "откомандированными" в его распоряжение. 300 - 400 служащих Рабкрина, которые остаются, по моему плану, будут... исполнять чисто секретарские обязанности при других членах Рабкрина и при добавочных членах ЦКК, [будучи при этом служащими] высококвалифицирован [ными], особо проверен [ными], особо надежны [ми], с высоким жалованьем, вполне избавляющим их от нынешнего, поистине несчастного (чтобы не сказать хуже), положения чиновника Рабкрина. Я уверен, что понижение числа служащих до указанной мной цифры (то есть резкое сокращение аппаратчиков на фоне стремительного увеличения авторитетных партийцев. - С.В.) улучшит во много раз и качество работников Рабкрина, и качество всей работы, дав в то же время возможность наркому и членам коллегии сосредоточиться всецело на организации работы и на том систематическом, неуклонном повышении ее качества, которое представляет для рабоче-крестьянской власти и для нашего советского строя такую безусловную необходимость" 17.

В это время ЦКК РКП (б) видела целью своей работы усиление авторитета ЦК РКП(б), снятие с него ответственности за решение "склочных" и иных сомнительных вопросов, которое могло поколебать авторитет большевистского Центрального комитета. По свидетельству одного из руководителей Центральной контрольной комиссии М.Ф. Шкирятова, "никакого вмешательства" в детельность ЦКК "со стороны ЦК не было": совсем напротив - решение "всех более или менее важных вопросов" 18 согласовывалось Центральной контрольной комиссией "с ЦК (Оргбюро и Секретариатом. - С. В.)... в области исключения... и... перемещения того или иного" партийца, "когда ЦКК рекомендовала" перестановки "с советской работы на хозяйственную и обратно. Работа, которая подлежала ведению и разбору ЦКК, никогда не разбиралась ЦК, а всегда передавалась в ЦКК" 19. Однако Шкирятов умолчал о том, что ЦКК никогда Центральному комитету не противоречила 20. Более того, в повестке дня заседаний Оргбюро благополучно рассматривались постановления Центральной контрольной комиссии. Оргбюро решало, согласиться с постановлениями высшего партийного контрольного органа или не согласиться 21.

Властным органом на момент написания Лениным своей работы ЦКК не являлась, что ясно следует из анализа персонального состава ее вспомогательного аппарата: в нем числились 18 человек, среди которых было два беспартийных. Основным аппаратом комиссии был следственный в составе 7 человек с партийным стажем: у одного - с 1906 г., у одного - с 1907, у двух - с 1918, у двух - с 1919иу одного - с 1920 года. Из семи человек двое были рабочими.

стр. 62

Лиц с высшим образованием - ни одного. Профессиональных юристов не было. Большинство - со средним образованием 22. Работников контрольных комиссий было сложно подбирать: по мнению Шкирятова, тут требовался "особый подход" 23. На несовершенство вспомогательного аппарата ЦКК РКП (б) прямо указывала в 1923 г. Центральная ревизионная комиссия, избранная XI партийным съездом 24.

Ленин запланировал для начала провести коренную реорганизацию ЦКК, а затем возложить на этот орган тотальный контроль за деятельностью Политбюро - в том числе за подготовкой материалов к работе этого органа: "Нарком Рабкрина совместно с Президиумом ЦКК должен будет устанавливать распределение работы ее членов с точки зрения обязанности их присутствовать на Политбюро и проверять все документы, которые так или иначе идут на его рассмотрение..." 25. Исследователь Назаров сделал вывод, что Ленин, лучше других осознавая, что с его уходом с политической арены увеличится опасность раскола, и "с целью предотвращения нависшей угрозы попытался провести реорганизацию в партийном аппарате. Одновременно при помощи реорганизованного Рабкрина он надеялся активизировать борьбу с бюрократизмом. Для решения этих задач Ленин предложил превратить Рабкрин в орган совместного партийно-государственного контроля" 26.

На наш взгляд, суть предложения Ленина была куда более радикальной: под эгидой ленинского Совнаркома и под руководством преданного Цюрупы должен был появиться настоящий партийно-государственный монстр, противостоящий Центральному комитету РКП (б) и его аппарату с генеральным секретарем во главе. Ленин предложил то, что во второй половине 1920-х гг. Сталин обязательно окрестил бы "альтернативным" или "параллельным" ЦК. Именно поэтому у собравшихся на заседание членов и кандидатов Политбюро и возникла 24 января крамольная идея о напечатании ленинской статье в "Правде" в единственном экземпляре, чтобы скрыть от партии послание ее основателя, как справедливо отмечает сам Назаров 27. Не вполне понятно только одно: прекрасно осознавая, что его главным оппонентом является Сталин, Ленин не уточнил, что ЦКК должна будет установить аналогичный контроль над Оргбюро и Секретариатом. Очевидно, серьезно ограниченный в своих возможностях, он не вполне владел информацией о реальных козырях, к тому времени находившихся в сталинских руках.

25 января, тем не менее, ленинская статья вышла сразу в трех периодических изданиях - "Правде", "Петроградской правде" и "Красной газете" 28. Понимая, что, назвав вещи своими именами, он поставит публикацию своих предложений под вопрос, Ленин намеренно постарался написать статью так, чтобы по итогам первого прочтения статья даже видным государственным и партийным деятелем была "не понятна... тем более при воспоминании, какое значение Рабкрин... вообще имел раньше" (цитируется П.А. Богданов) 29. Вождь делал ставку на внимательных читателей. По итогам выхода статьи из печати он пытался понять, насколько ясен смысл его целенаправленно туманно изложенных построений, причем не массам, как уверяли читателей советской прессы в 1925 г., а руководящим советским работникам, то есть той самой свите, которой предстояло, что называется, "делать короля" в Совнаркоме, - ближайшим соратникам 30. Относительно понимания предложений Ленина его наркомами и рядовыми партийцами следует выделить статью "На партийные темы", напечатанную в ходе предсъездовской дискуссии Г.И. Петровским в харьковской партийной газете "Коммунист". В сводках Секретариата ЦК РКП (б) ее содержание резюмируется следующим образом: "Главный вопрос сейчас национальный. Нужно урегулировать взаимоотношения между частями федерации. Вопрос о Рабкрине нужно отделить от вопроса о ЦКК. Последнюю нужно

стр. 63

расширить, увеличить число членов Политбюро и Оргбюро - и этим ограничиться" 31.

Ленин не мог узнать об интерпретации его работы, данной в начале марта 1926 г. В.В. Осинским - весьма оригинальной и вполне обоснованной: "Понятно, что у Политбюро остается мало времени для чисто партийных вопросов и даже для крупных политических вопросов. Понятно, что Политбюро не может правильно разбираться в тех совершенно конкретных, но крайне важных вопросах, где конкретная экономика переходит в колоссальную, важную политику. Понятно, почему стоящий за сохранение Политбюро в нынешнем его виде т. Ленин хочет подпереть его подготовительной комиссией "Рабкрин ЦКК", которая могла бы проверить документы и вообще добиться безусловной осведомленности и строжайшей правильности дел" 32. Осинский увидел в ленинских письмах Двенадцатому съезду РКП (б) ни что иное, как переработку опыта, накопленного в рамках установления взаимоотношений партийных и советских органов на местах: "Спросим товарищей, знающих местный советский быт 1918 - 1919 гг., что напоминает им эта обрисованная весьма мягкими терминами картина. Не правда ли, как две капли воды она похожа на взаимоотношения президиума губисполкома и президиума губкома в те допотопные времена. Чем была излечена болезнь? - Подпорками и боковыми пристройками, или правильным расчленением функций, установлением тесной персональной связи между партийными и советскими органами" 33. Вот какой побудительный мотив нашел Осинский в последних статьях Ленина и какие выводы он предложил делегатам съезда.

12 апреля 1923 г. в Политбюро ЦК РКП(б) проект собственных дополнений к тезисам "Комиссии ЦК о государственном аппарате и задачах РКП и ЦКК" направила редакция "Экономической жизни", которая писала высшему партийному руководству: "Использование советской и партийной печати как в целях изобличения и раскрытия всякого рода преступлений, разгильдяйства, взяточничества и т.д. и систематических обходов намечаемой партией основной линии в деле реорганизации аппарата власти, так и изучения и подытоживания всего опыта партии и Советов в деле организационного строительства, с выделением бытовых моментов, с подчеркиванием успехов, [с] широким оповещением о них и строгой критикой неуспехов, упущений, бюрократизма, преступлений в этой области и т.д. В целях более тесного привлечения к своей повседневной работе печати и наблюдения за ее выступлениями желательно установление персональной связи с крупнейшими центральными и местными органами печати путем выделения для этого специальных членов из состава ЦКК и РКП и привлечением редакторов указанных органов печати на объединенные заседания ЦКК и РКП (с правом совещательного голоса)" 34.

Совершенно очевидно, что руководство печатного органа Совета труда и обороны РСФСР поняло ленинские предложения съезду очень по-своему. Ленин несомненно, порадовался бы словам старого большевика Д.Б. Рязанова, сказанным им на втором заседании "Комиссии XII съезда РКП (б) по рассмотрению жалоб, апелляций, заявлений, поступающих на XII съезд", атакованного за оппозиционную деятельность Политическим бюро ЦК 29 июня 1922 года. Выступление старого большевика 18 апреля 1923 г. было буквально проникнуто духом "реорганизации Рабкрина". Рязанов начал с предложения "Центр[альную] КК... упразднить", поскольку для ее существования не имелось в послевоенный период "никакого основания" 35. Аргументировано обвинив ЦКК в зажиме внутрипартийной демократии 36, Рязанов сделал четкий вывод: "ЦКК может быть совершенно свободно замещен [а] простым парт[ийным] судом.... Если член партии провинился в преступлениях уголовного свойства, именно (даже лучше) для престижа партии судить его всенародным судом. Раз обвинен

стр. 64

- механически выбрасывается из партии. Партсуд остается для членов партии, вступающих в конфликт или склоку, совершающих партийное преступление, но для этого должен быть партсуд, а ЦКК долж[на] уступить место настоящей контрольной комиссии, которая не играет роль гувернантки в штанах или в юбке, а, если у нее хватит смелости - проверяет, действительно ли ЦК проводит в жизнь все постановления съезда. Тогда не нужно будет выбирать ревизионных комиссий с таким великолепным ревизором, как Ногин" 37. Рязанов не упомянул поздние ленинские работы ни единым словом, однако это было ни к чему, поскольку все собравшиеся - Я.Э. Рудзутак, Е.И. Бумажный, И.М. -Москвин, И.Т. Морозов, С.И. Комиссаров, Э.И. Квиринг, Д.Е. Сулимов, В.М. Михайлов, М.В. Фрунзе, М.Ф. Шкирятов, И.Ф. Стуруа, Н.А. Кубяк, Дзержинский, Б. Кун, Н.А. Угланов и А.А. Сольц - прекрасно поняли намек.

В материалах одного из столичных районных комитетов ВКП (б) за 1934 г. отложились данные о фракционной деятельности двух партийцев - Новожилова и Храмцова, среди которых значится следующие: "В другой бесед[е] НОВОЖИЛОВА [с] ХРАМЦОВЫМ ХРАМЦОВ заявил, что ЦКК была создана по идее т. Ленина как [структура] параллельная, равноправная с ЦК и даже как бы над ЦК партии, и одной из задач ЦКК было не допускать возможности раскола в партии. С преобразованием ЦКК в Комиссию партийного контроля при ЦК ВКП (б) под руководством одного из секретарей ЦК ВКП (б) - она не будет самостоятельной и будет зависеть от ЦК ВКП(б). И с этим положением ХРАМЦОВА НОВОЖИЛОВ согласился" 38. Формально, таким образом, угроза Центральному комитету и его аппарату со стороны ЦКК была ликвидирована через несколько лет после утверждения сталинской диктатуры - в 1934 году. Но и тогда поздние ленинские идеи жили в умах большевиков, что свидетельствует о широком резонансе статьи "Как нам реорганизовать Рабкрин" не только в верхах РКП(б), но и в партийной массе в 1923 году.

26 января Ленин, ощутив прилив бодрости, вызвал Л.А. Фотиеву и дал ей поручение сказать Цюрупе, который после Сталина возглавил неожиданно признанный важнейшим наркомат Рабкрина, его заместителю В. А. Аванесову и члену коллегии РКИ А.И. Свидерскому, что если они согласны с его статьей "Как нам реорганизовать Рабкрин", то пусть проведут ряд совещаний якобы по вопросам научной организации труда. Очевидно вождь рассчитывал на принципиальность Цюрупы и изощренность прошедшего свердловскую школу Аванесова, которому выпал редкий шанс вернуть себе расположение верхов.

27 января против Ленина объединились "наличные члены Политбюро и Оргбюро ЦК РКП": А.А. Андреев, Бухарин, Дзержинский, Калинин, Каменев, В.В. Куйбышев, Молотов, Рыков, Сталин, М.П. Томский, Троцкий. В губернские и областные комитеты РКП(б) цекисты отправили "строго секретное письмо", ставившее целью якобы "...не давать врагам возможности путем ложных сообщений о состоянии здоровья т. Ленина вносить смуту и замешательство" 39. Местным партийным руководителям постарались внушить, что ленинская статья представляет собой размышления, никакого отношения к действительности не имеющие: "Возвращение т. Ленина к чрезвычайно напряженной работе (здесь и далее в цитате курсив мой. - С.В.) после болезни привело к переутомлению. Врачи признали необходимым на известный период предписать т. Ленину абсолютный покой (при внимательном чтении сложно не заместить, что первое и второе выделенные курсивом утверждения друг другу противоречат. - С.В.), даже без чтения газет.... Само собой разумеется, что т. Ленин не принимает участия в заседаниях Политбюро и ему даже не посылаются, опять-таки в строгом соответствии с предписанием врачей, протоколы заседаний Политбюро и Оргбюро. Врачи сочли, однако, возможным разрешить т. Ленину, ввиду невыносимости для него полной умственной бездеятельности, вести нечто вроде

стр. 65

дневника, куда он заносит свои мысли по разным вопросам, причем части этого дневника, по указанию самого т. Ленина, появляются на страницах печати". Вывод ясен: по заявлению 11 подписантов, уже "внешние условия написания статьи "Как нам реорганизовать Рабкрин" свидетельствуют о том, что предложения, заключающиеся в этой статье, вызваны не какими-либо осложнениями внутри ЦК, а общими соображениями т. Ленина о трудностях, которые еще предстоят партии в предстоящую историческую эпоху" 40.

Естественно, послание было "совершенно секретным" - в особенности для вождя, который, впрочем, достаточно хорошо знал "железную фалангу верных" соратников, чтобы не удивиться, узнав, что его письма представляются местным партийным организаторам не более, чем дневниковыми записями теоретического характера. Радек на Бауманской районной конференции РКП (б) 7 января 1924 г. дал официальную трактовку ленинского послания, которой придерживались, без преувеличения, все члены коллективного руководства, хотя она и была приспособлена для разгоревшейся осенью 1923 г. дискуссии Троцкого с властной группировкой Политбюро: "...Владимир Ильич в своей статье о Рабкрине первый бросил вдруг слова "опасность раскола". Многие из нас были прямо ошеломлены, когда прочли в статье Владимира Ильича слова "опасность раскола". Тогда все члены Политбюро (вернее, члены и кандидаты Полит- и Оргбюро. - С.В.) послали Владимиру Ильичу письмо, в котором заявили, что работают дружно и будут дружно работать, чтобы он не беспокоился. Когда Влад[имир] Ильич ставил вопрос об опасности раскола, то он его ставил не с той точки зрения, что Троцкий - большой драчун, что Зиновьев - человек с большим темпераментом, а Сталин - очень крепкий человек (определения самого Радека, которые он дал, исходя из собственного представления о личных качествах высших партийных руководителей. - С.В.); а он ставил этот вопрос с точки зрения соц[иальных] опасностей, угрожающих Советской республике. Он в своей статье сказал следующее: что в нашей Советской республике социальный строй основан на сотрудничестве двух классов - рабочих и крестьян, в которо[е] теперь допущены на известных условиях и нэпманы, т.е. буржуазия. Если возникнут серьезные классовые разногласия между двумя классами, тогда раскол будет неизбежен. Но в нашем социальном строе не заложены необходимые основы такого раскола, и главная задача ЦК, и ЦКК, и нашей партии в целом состоит в том, чтобы внимательно следить за обстоятельствами, из которых может вытечь раскол, предусматривать их, ибо в последнем случае судьба нашей республики будет зависеть от того, будет ли между крестьянским классом и рабочим классом сотрудничество и доверие к нам или обстоятельства дадут возможность нэпманам (новой буржуазии) разлиться - и тогда нам будет грозить раскол" 41. Соображения о судьбе партии и ее ЦК в контексте нэпа, конечно, имели место в послании съезду, однако члены коллективного руководства сильно упростили суть поздних работ вождя.

Ленинская угроза заставила высшее партийное руководство выступить единым фронтом. Два года спустя, в 1925 г., Сталин напомнил товарищам по ЦК РКП (б) обстоятельства обсуждения ленинского письма и составления собственного разъяснения губернским и областным партийным комитетам: "во-первых, план Ленина, развитый в этой статье (о Рабкрине. -С.В.), не обсуждался тогда по существу;... во-вторых, Политбюро было созвано тогда в связи с известными словами в статье Ленина о возможном расколе в ЦК, которые могли вызвать недоумение в партийных организациях... Политбюро было тогда же решено разослать партийным организациям одновременно с напечатанием статьи Ленина специальное письмо Оргбюро и Политбюро ЦК о том, что статья не должна давать повода думать, что в ЦК имеются элементы раскола". В-третьих, "как решение о немедленном напечатании статьи Ленина, так и пись-

стр. 66

мо членов Оргбюро и Политбюро об отсутствии факта раскола внутри ЦК были приняты единогласно" 42. Автором проекта постановления большевистского ЦК был Троцкий 43, прекрасно понимавший, что Ленин в случае своего выздоровления полностью обновит состав высшего партийного руководства, лишив шансов на удержание власти всех без исключения своих соратников-оппонентов. Если Троцкий и мог выступить единым фронтом с ненавистным Сталиным и презираемым им Зиновьевым, так только против Ленина, который в гневе был опасен для всех. Сделанное 11 видными членами высшего партийного руководства заявление было совершенно справедливым: в условиях ленинской угрозы от "опасений "раскола""44 в ЦК не осталось и следа. Из того факта, что среди 11 подписавших послание были два ленинских заместителя по руководству советским правительством - Рыков и Каменев - ясно следует: в выздоровление вождя уже никто не верил. Даже его ближайшие сподвижники в правительстве признали возвращение центра власти из Политбюро ЦК РКП (б) в СНК РСФСР абсолютно неприемлемым.

17 апреля 1923 г. реорганизация Рабкрина была предложена Двенадцатому съезду РКП (б) Сталиным в интерпретации, которая никакого отношения к письмам основателя партии не имела, зато на долгие годы стала официальной трактовкой ленинского наследия для советских историков: "реорганизованный ревизионный аппарат" превратить "в рычаг для перестройки всех составных частей машины, для замены старых негодных частей новыми, если мы действительно хотим [государственную] машину двигать туда, куда ей надлежит двигаться" 45. Таким образом, речь шла исключительно о преобразовании государственного аппарата, но не партийного руководства.

19 апреля 1923 г. съезд утвердил предложение председательствующего Каменева передать "проекты, касающиеся организации центральных учреждений партии, а равно практические предложения о реорганизации ЦКК в связи с предложением Ленина... на рассмотрение в Организационную секцию", организацию которой поручить Президиуму 46.

Чтобы еще больше увести делегатов от сути ленинских предложений, ЦК замыслил в Организационной секции "основную работу по партийной линии" поручить Молотову, а "по советской" - Дзержинскому. На вечернем заседании 20 апреля по предложению Президиума съезда, озвученному его членом А.С. Енукидзе, секцию по Организационному вопросу доверили первому, "по ЦКК и РКП" - второму 47. Несомненно, деление неделимого не могло не отразиться на результате работы важнейшей секции Двенадцатого съезда. Не обошлось и без фарисейства вождей, старательно делавших вид, что персональным подбором новых цекистов будет заниматься съезд 48.

25 апреля 1923 г. состоялось заседание Секции по организационному вопросу, которой, в соответствии с решением Пленума ЦК РКП (б) от 15 апреля, были переданы тезисы под названием "Госаппарат и задача РКП и ЦКК. (Предложение Комиссии ЦК по вопросу о реорганизации РКП и ЦКК, вносимые ею в Организационную секцию XII съезда.)", к реальным предложениям Ленина отношения не имевшие. Задачей "организационно связанных между собой" ЦКК и РКП было "усовершенствование государственного аппарата", причем НК РКП должен был стать "абсолютн[ым] авторитет[ом] для остальных наркоматов" 49, то есть партийно-государственным аппаратом давления на советско-хозяйственный аппарат. Остальные тезисы окончательно превращали Рабкрин в инструмент подавления советско-хозяйственной альтернативы развития политической системы.

Что касается самой Секции по организационному вопросу, то Молотов, Дзержинский, а также М.М. Харитонов, доизбранный секцией в Президиум, со своей задачей справились блестяще. Молотов, перейдя к ЦКК РКП(б), зая-

стр. 67

вил, что в проект тезисов о комиссии вкралась ошибка, связанная с излишне поспешным его составлением. Правая рука Сталина для начала предложил "эту ошибку... поправить в том смысле", что ЦКК будет решать, с одной стороны, свою прежнюю задачу: содействовать "авторитету и единству партии", а с другой стороны, - "новую и важнейшую задачу", которая определялась секретарем ЦК следующим образом: "содействие партии" и ее руководящим органам "в выпрямлении партийной линии, [усилении] партийного влияния во всех советских органах", "в более правильном и систематическом влиянии партии на работу сов[етских] органов". Затем Молотов развил свои предложения таким образом, что к партийному контролю ЦКК РКП(б) иметь какое-либо отношение перестала: "Таким образом, новая ЦКК, очевидно, будет иметь три основных задачи:... во-первых, улучшение советского аппарата; во-вторых, усиление влияния партии в сов[етских] органах и, в-третьих, контроль,.., который, невзирая на лица, мог [бы] заглянуть в любой уголок советского аппарата" 50. Естественно, первой практической задачей Молотов признал "Улучшение техники, упрощение ее, удешевление аппарата, сокращение до самых необходимых размеров", а со временем - "изменение качественного состава работников и усиление этого аппарата коммунистическими силами". Главным во всем этом процессе было "проникновение" партии "во все уголки сов[етского] аппарата" для ее "полного и всестороннего влияния" 51 (хотя прямо это не заявлялось) на все составляющие советской политической системы.

Дзержинский развил тезисы Молотова в духе критики "умопомрачающего бюрократизма, который имелся в царское время в России и который перешел к нам и не изжит до сих пор" 52, и вставил фразу, которая неоднократно встречалась в выступлениях и воспоминаниях партийных, советских и военных деятелей в первой половине советской истории 53: "Мы знаем, все руководители и хозяйственники это скажут, что не мы управляем своим аппаратом, а наш аппарат управляет нами". Кадровый состав руководящих работников государственных предприятий, по выражению Дзержинского, был "враждебен тем заданиям, которые даются ему советской властью. Правда, среди высококвалифицированных работников... есть известный процент преданных, работающих с полной преданностью товарищей, но этот процент незначительный и (вы отметьте, товарищи) то, что этот процент найдется более всего там, где он непосредственно связан с производством" 54.

Сосредоточившись на тех указаниях Ленина, которые были связаны не с сутью "реорганизации Рабкрина" начала 1922 г., а с борьбой с бюрократизацией начала 1921 г., Дзержинский и подал ту интерпретацию ленинских планов преобразования ЦКК РКП (б) и НК РКИ СССР, которая стала хрестоматийной и навсегда вошла в советскую историографию. "РКИ - это было детище [наподобие] всего остального аппарата, - заявил нарком путей сообщения и пояснил: такой же бюрократизм, такой же формализм, который характеризует и все наши хозяйственные учреждения. Какой же должен быть [НК] РКИ? [НК] РКИ не должен гнаться за каждым рублем, за каждой копейкой, ибо он в этой погоне потеряет все. Он должен работать над изучением недостатков и дефектов нашей системы, разрабатывать вопросы и изыскивать в реальной жизни те силы и те методы, которые могут возродить наше хозяйство" 55. Рабоче-крестьянской инспекции Дзержинским ставились следующие задачи: "изыскивать причины [преступлений хозяйственников]; зан[иматься] подбором людей, наме[ча]ть командные высоты, наме[ча]ть т.н. унтер-офицерский состав, заполн[я]ть высоты своими людьми" 56.

Вопрос о механизме взаимодействия ЦКК РКП (б) с НК РКИ СССР был, судя по стенограмме, вопреки заявлению Дзержинского, не "довольно ясен", а вообще не ясен. Цитируем фрагмент его выступления: "ЦКК как таков[ая]

стр. 68

непосредственно в смысле административном, в смысле распорядительском не касается, а занимается РКИ, а те товарищи из ЦК, которые командируются для работы государственным аппаратом непосредственно, они действуют по улучшению государственного аппарата именно как сотрудники, как уполномоченные РКИ, т.е. советского аппарата, ибо смешение в жизни непосредственно советского и партийного аппарата надо избегать, потому что не известно, кто и за что отвечает. Надо выполнять партийные резолюции XI съезда" 57. Если Ленин, когда писал свои поздние работы, был не очень здоров и опасался прямо изложить предложения, которые просто утаили бы от партийцев, то Дзержинский явно не знал, что именно ему следует предложить. Потерявшие нить рассуждений члены Секции по организационному вопросу, очевидно, вопреки собственным ожиданиям, поняли, а потому и встретили аплодисментами последний тезис Дзержинского о том, что Наркомат РКИ в его нынешнем составе необходимо "совершенно" ликвидировать, а "новый РКИ и ЦКК" - "совершенно заново организоват[ь]" 58. В дальнейших прениях вопрос о подоплеке ленинского письма к съезду не поднимался: вносились корректировки отдельных фрагментов предложений Молотова и Дзержинского, однако принципиальных изменений не было. Особо показательно то обстоятельство, что М.Ф. Шкирятов, партийный статус которого находился в прямой зависимости от проведения или отклонения ленинских предложений, ограничился в своем выступлении вопросами деятельности местных контрольных комиссий 59. Более того, Шкирятов предложил расширить "активную часть" ЦКК - ее Президиум - с 9 до 11 членов, с тем чтобы "остальные члены ЦКК (не члены Президиума)" работали "под руководством РКИ" 60.

Завершилось обсуждение выступлением Цюрупы, осознавшего к тому времени, что суть предложений Ленина находилась в иной плоскости: "Товарищи, я не буду говорить н[и] о старом РКИ, ни о величине задачи, поставленной Ильичом, потому что в той спешности, которая у нас сейчас имеется, обсуждать эти вопросы нельзя" 61. Исполнитель первых указаний Ленина по борьбе с бюрократизацией советского правительства прекрасно понимал, что ни о какой единовременной реформе Ленин речи не вел: "Если Владимир Ильич был бы здесь, на съезде, он сделал бы этот вопрос гвоздем съезда, он заострил бы его со всей силой, а мы не имели на съезде даже доклада: доклад по этому вопросу проходит в секции и идет наравне со всеми другими организационными вопросами (что как раз было верно, с точки зрения духа ленинских предложений. - С.В.). Я обращаю ваше внимание, товарищи, что сейчас с этой трибуны говорилось о важности задачи, стоящей перед нами, и один говорил об одних задачах, другой о других. Между тем, это важнейший вопрос, и надо на чем-нибудь определенно остановиться, остановиться так, чтоб что-нибудь вышло. Мы очень быстро проводим важнейшую реформу, о которой сам Ильич сказал, что ее нужно проводить годы.... Я уже говорил в комиссии, что Ильич со свойственной ему дальнозоркостью указал задачи, которые формулировал в общих чертах, но перед нами большая задача конкретизировать эти вопросы. Если меня спросят, как конкретизировать, я отвечу: не знаю. Как организационно подойти - не знаю. Какими методами осуществлять - также отвечу: не знаю. Я думаю, что каждый из нас ответит также, если будет отвечать добросовестно. И если в таком же порядке мы будем... вести работу, то мы провалим дело и дискредитируем самую идею Владимира Ильича, которая имеет колоссальное значение... Вопрос так широк, что в понимание его вкладываются самые различные вопросы, и здесь необходимо столковаться" 62, поскольку "даже те, кто работали по должности по этим вопросам", и "то разно понимают" суть ленинских предложений. Цюрупа предложил "выделить особую подсекцию, в которой и обсудить обстоятельно все эти вопросы". Большинство

стр. 69

поддержало предложение "разбиться на подсекции" 63, однако никого эффекта от деятельности подсекций не было.

На вечернем заседании Двенадцатого съезда 25 апреля 1923 г. Молотов и Дзержинский сделали отдельные доклады. Молотов сразу сказал: "Организационная секция сегодня заслушала два доклада. Первый доклад касался вопросов партийных, организационных, и в частности ЦКК. Второй доклад касался вопросов, связанных с реорганизацией Рабкрина. Я буду докладывать только по первой части и только те поправки, которые были приняты в тексте, имеющемся у вас на руках. Вторую часть доклада будет делать т. Дзержинский" 64. Ленинские предложения о реорганизации ЦКК РКП(б), помимо расширения ЦК, были сведены к следующей фразе: "Президиум ЦКК избирается Пленумом ЦКК в количестве 9 товарищей высокого во всех отношениях стажа, т.е. работников, примерно (это уже не ленинское. - С.В.), цекистского типа. Наркомрабкрин назначается ЦК партии по возможности из состава Президиума ЦКК" 65. Ни о каком приоритете ЦКК перед Политбюро, Оргбюро или Секретариатом в итоговом проекте не говорилось. В докладе Молотова косвенным образом, в докладе Дзержинского открытым текстом говорилось, что организационная связь ЦКК РКП (б) и РКП РСФСР будет "на почве... усовершенствования государственного аппарата" 66.

Однако, по крайней мере, один верный ленинец в зале заседаний съезда нашелся. В стенограмме зафиксирован некий героический "голос с места", причем не рядового работника, а члена Секции по организационному вопросу: "Во-первых, в тезисах т. Молотова о ЦКК все было изъято. Я работал в комиссии, могу такую справку дать. Во-вторых, здесь говорится о том, что нужно помочь ЦКК наладить работу по линии РКП, а по линии борьбы с партийными болезнями ничего. Выходит, таким образом, что работа ЦКК сосредоточивается исключительно на улучшении советского аппарата" 67. Был ли это Цюрупа или кто-нибудь другой, мы уже не узнаем, однако этот человек был верен ленинской идее до конца. Каменев сделал вид, что вообще не услышал ремарки. В стенограмме особенно удивляет отсутствие фиксации тех, кто голосовал против предложенного от лица секции проекта резолюции 68.

Сталинские любимцы прекрасно поняли смысл ленинских предложений. Не случайно в 1930 г. Ворошилов написал Сталину то, что сам он по определению придумать не мог: "Ленин и в нынешней обстановке сидел бы в СНК и управлял бы партией и Коминтерном" 69. Это - концентрированное выражение ленинской модели социалистического строительства, управления партией и руководства мировой революцией.

Примечания

1. НАЗАРОВ О.Г. Сталин и борьба за лидерство в большевистской партии в условиях НЭПа. М. 2000.

2. ПАВЛЮЧЕНКОВ С.А. Орден меченосцев. М. 2008.

3. САХАРОВ В.А. "Политическое завещание" Ленина. Реальность истории и мифы политики. М. 2003.

4. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), ф. 50, оп. 1, д. 6, л. 198 об.

5. Е.А. Преображенский. Архивные документы и материалы. Т. 1. М. 2006, с. 349 - 350.

6. Цит. по: САХАРОВ В. А. Ук. соч., с. 132.

7. Там же, с. 133.

8. Двенадцатый съезд РКП(б). М. 1968, с. 413.

9. РГАСПИ, ф. 50, оп. 1, д. 46, л. 25, 27.

10. ГЕНКИНА Э.Б. Протоколы Совнаркома РСФСР как исторический источник для изучения государственной деятельности В.И. Ленина. М. 1982, с. 100, 148; ЛЕНИН В.И. Полное собрание сочинений. Т. 44. М. 1974, с. 112 - 114, 544 (примеч.).

стр. 70

11. ЛЕНИН В.И. ПСС, т. 44, с. 356.

12. Там же, с. 357.

13. Там же, с. 578 (примеч.).

14. Там же. Т. 45. М. 1978, с. 152.

15. Письма И.В. Сталина В.М. Молотову. М. 1995, с. 25.

16. Большевистское руководство. Переписка. Т. 1. М. 1996, с. 275 - 277.

17. ЛЕНИН В.И. ПСС, т. 45, с. 385 - 386.

18. Двенадцатый съезд РКП(б), с.246 - 247.

19. Там же, с. 247.

20. РГАСПИ, ф. 50, оп. 1, д. 59, л. 1 и след.

21. Там же, ф. 17, оп. 112, д. 365, л. 5.

22. Двенадцатый съезд РКП(б), с. 80.

23. Там же, с. 248.

24. Там же, с. 81.

25. ЛЕНИН В.И. ПСС, т. 45, с. 384.

26. НАЗАРОВ О.Г. Ук. соч., с. 78.

27. Там же.

28. Владимир Ильич Ленин. Биографическая хроника. Т. 12. М. 1982, с. 569.

29. Двенадцатый съезд РКП(б), с. 368.

30. К примеру, В.Н. Каюрову и К. Орлову, с которыми общалась Н.К. Крупская. См.: Владимир Ильич Ленин, т. 12, с. 569.

31. РГАСПИ, ф. 50, оп. 1, д. 5, л. 3 - 4.

32. Там же, д. 6, л. 198.

33. Там же.

34. Там же, д. 80, л. 79 - 79об.

35. Там же, ф. 50, оп. 1, д. 59, л. 17.

36. Там же, л. 2 - 16.

37. Там же, л. 17.

38. Центральный архив общественно-политической истории Москвы (ЦАОПИМ), ф. П-63, оп. 1, д. 748, л. 8.

39. Письма И.В. Сталина В.М. Молотову, с. 22.

40. Там же, с. 21.

41. ЦАОПИМ, ф. П-63, оп. 1, д. 273, л. 30.

42. Письма И.В. Сталина В.М. Молотову, с. 20.

43. НАЗАРОВ О.Г. Ук. соч., с. 79.

44. Письма И.В. Сталина В.М. Молотову, с. 21.

45. Двенадцатый съезд РКП(б), с. 61.

46. Там же, с. 237.

47. Там же, с. 207, 352.

48. Эту мысль высказал 19 апреля 1923 г. Г.Е. Зиновьев. Там же, с. 226.

49. РГАСПИ, ф. 50, оп. 1, д. 46, л. 63 - 71.

50. Там же, л. 16 - 17.

51. Там же, л. 17 - 19.

52. Там же, л. 21.

53. См., напр., цитату из воспоминаний К.А. Мехоношина: ЛЕОНОВ С.В. Рождение Советской империи. М. 1997, с. 142 - 143.

54. РГАСПИ, ф. 50, оп. 1, д. 46, л. 22.

55. Там же, л. 30.

56. Там же, л. 30 - 31.

57. Там же, л. 32.

58. Там же, л. 33.

59. Там же, л. 42 - 43, 57 - 58.

60. Там же, л. 58.

61. Там же, л. 60 - 61.

62. Там же, л. 61 - 62.

63. Там же, л. 62.

64. Двенадцатый съезд РКП(б), с. 636 - 637.

65. Там же, с. 637.

66. Там же, с. 645.

67. Там же, с. 649.

68. Там же.

69. Цит. по: ХЛЕВНЮК О.В. Хозяин. М. 2010, с. 76.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/-Как-нам-реорганизовать-Рабкрин

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Қазақстан ЖелідеКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

С. С. Войтиков, "Как нам реорганизовать Рабкрин"... // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 26.02.2020. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/-Как-нам-реорганизовать-Рабкрин (дата обращения: 22.11.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - С. С. Войтиков:

С. С. Войтиков → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Қазақстан Желіде
Астана, Казахстан
2356 просмотров рейтинг
26.02.2020 (1731 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
CHRONICLE NOTES 2012
43 минут назад · от Urhan Karimov
A POSTMODERN VIEW OF HISTORY IN THE NOVELISTICS OF IHSAN OKTAY ANAR
час назад · от Urhan Karimov
JAMES PALMER. THE BLOODY WHITE BARON. THE EXTRAORDINARY STORY OF THE RUSSIAN NOBLEMAN WHO BECAME THE LAST KHAN OF MONGOLIA
час назад · от Urhan Karimov
А.Ю. ДРУГОВ. ИНДОНЕЗИЯ НА ГРАНИ СТОЛЕТИЙ (1997-2006 гг.)
Каталог: Политология 
час назад · от Urhan Karimov
VIII СЪЕЗД РОССИЙСКИХ ВОСТОКОВЕДОВ В КАЗАНИ
Каталог: Вопросы науки 
2 часов(а) назад · от Urhan Karimov
МЕЖЭЛИТНЫЙ КОНФЛИКТ В ИРАНЕ (1989-2010 гг.)
2 часов(а) назад · от Urhan Karimov
RUSSIA AND MONGOLIA ARE ON THE PATH OF STRATEGIC PARTNERSHIP. R. B. Rybakov, L. Khaisandai (ed.)
Каталог: Политология 
Вчера · от Urhan Karimov
PROSPECTS FOR COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND IRAN ON THE HORIZON OF 2025
Каталог: Политология 
Вчера · от Urhan Karimov
RELATIONS BETWEEN PAKISTAN AND AFGHANISTAN AFTER THE FORMATION OF THE UNIFIED PROVINCE OF WEST PAKISTAN
Вчера · от Urhan Karimov
КОЧЕВНИКИ И КРЕПОСТЬ: ОПЫТ АККУЛЬТУРАЦИИ КРЕЩЕНЫХ КАЛМЫКОВ
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

"Как нам реорганизовать Рабкрин"...
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android