М. Высшая школа. 1984. 359 с.
Вышло в свет второе - переработанное и дополненное - издание учебного пособия по новой истории, освещающее период от франко-прусской войны и Парижской Коммуны 1871 г. до Великой Октябрьской социалистической революции и конца первой мировой войны1 .
Сложные и противоречивые явления и процессы этого периода мировой истории авторскому коллективу пришлось изложить в сжатой, подчас конспективной форме. Хотя второе издание по объему значительно уступает первому, в него включено много новых материалов. В частности, в нем дан очерк колониальной системы империализма (гл. XXIV), а также история британских доминионов. Освещение нового сюжета, которому в учебной литературе до сих пор уделялось мало внимания, - положительная сторона книги. Хорошее впечатление оставляет глава по истории стран Латинской Америки. Она содержит интересное описание основных социально-политических процессов, происходивших в данном регионе. При этом выделены общие черты развития стран Латинской Америки. "В последней трети XIX в. помещики... сохраняли свои
1 Под редакцией Е. Е. Юровской и И. М. Кривогуза. Авторский коллектив: Е. В. Ананова, Г. Л. Арш, [И. М. Белявская], В. Н. Виноградов, К. Б. Виноградов, Н. М. Гусева, А. М. Зверев, Т. М. Исламов, Л. Е. Кертман, К. Э. Кирова, [М. А. Коган], [А. Х. Клеванский], Н. И. Копычев, В. С. Костелов, И. М. Кривогуз, А. А. Кузин, И. А. Лебедев, Ю. Г. Лосев, В. Д. Маркова, М. Н. Машкин, Д. П. Прицкер, М. Т. Панченкова, Л. Ю. Слезкин, Б. М. Туполев, Н. Ф. Ушкевич, В. И. Фрейдзон, Е. Е. Юровская.
стр. 128
господствующие экономические позиции и политическую власть, а иностранный капитал - свое влияние на политику и экономику этих стран. Народные массы были бесправны и находились в кабале у помещиков" (с. 211). На пути развития капитализма лежали серьезные препятствия: бесконечные междоусобицы, слабые связи между отдельными районами, зависимость от иностранного капитала, слабое развитие национального рынка. Вместе с тем, и это показано в книге, каждая из стран региона имела свои специфические особенности этнического, экономического, политического развития. Привлекает внимание, в частности, раздел по истории Никарагуа.
Заслуживает положительной оценки включение в пособие историографических элементов: обстоятельного обзора историографии Парижской Коммуны (гл. III), основных направлений историографии II Интернационала (гл. XXII), историографии первой мировой войны (гл. XXVI). Однако предложенное авторским коллективом решение вопроса нельзя считать удачным, поскольку остальные темы не получили историографического освещения. Трудно объяснить, почему, например, отсутствует историография международных отношений, хотя она значительно более обстоятельна, чем историография первой мировой войны. Вероятно, нужно искать другое решение: может быть, вовсе отказаться от историографических глав, сославшись на фундаментальное издание Московского университета2 , или же дать краткие историографические экскурсы ко всем главам. Поиск решения этого трудного вопроса целесообразно продолжить.
Новым по сравнению с прошлой учебной литературой является попытка проблемного подхода к некоторым наиболее существенным вопросам курса. Это относится к гл. IV ("Основные черты экономического и социально-политического развития Европы и Америки в последней трети XIX - начале XX в."). Ее автор изложил основные направления развития экономики, раскрыл сущность политики финансовой олигархии в эпоху довоенного империализма, вскрыл причины обострения противоречий капитализма на монополистическом этапе его развития, а также усиления грабежа колоний и зависимых стран в эту эпоху. Проблемный подход удалось здесь сочетать с широким использованием фактического материала из истории отдельных стран. Это относится также к изложению истории международного рабочего движения и II Интернационала (гл. XXI). В остальных разделах и главах такой подход, к сожалению, отсутствует. Целесообразно продолжить поиск путей сочетания проблемного подхода с конкретным изложением фактического материала.
Требует дополнительной разработки вопрос о соотношении материала гл. XXIII ("Международные отношения") с освещением проблем внешней политики в главах по истории отдельных стран. Международные отношения излагаются в книге как сумма внешнеполитических акций отдельных держав, что влечет за собой ряд повторений. Это, видимо, неизбежно, однако следовало бы продумать, каким образом свести их до минимума. Целесообразно, по нашему мнению, было бы в гл. XXIII наметить основные линии, основные направления внешней политики, подчинив изложение ответу на главный вопрос: через какие этапы и какими путями капиталистический мир пришел к первой мировой войне.
Авторы стремились как можно компактнее изложить материал, причем не только факты, но и важные теоретические положения. Местами лаконичность и конспективность доведены до предела. В результате упущен ряд важных моментов. Так, история Парижской Коммуны изложена на семи страницах, что привело к неизбежным пробелам в раскрытии важнейших сюжетов, особенно касающихся анализа социально-экономической политики Коммуны. Поэтому ее характер как народного, рабочего правительства не столько доказан, сколько декларирован.
Недостаточно внимания уделено роли буржуазных политических партий в системе диктатуры монополистической буржуазии. Исключение, пожалуй, составляют главы об Англии и Франции, которые содержат интересный материал и отличаются четкой постановкой вопроса. Можно было бы уделить больше внимания крестьянским движениям той поры, как и аграрно-крестьянскому вопросу в более широком смысле этого понятия. В данном случае сказалось отставание советской исторической науки в изучении названных сюжетов. Тем более авторам следовало бы полнее использовать имеющиеся исследования для более обстоятельного изложения вопроса.
В связи с реформой средней школы сей-
2 Историография новой и новейшей истории. М. 1977.
стр. 129
час идет серьезный творческий разговор о создании новых программ, учебников, учебных пособий для средней и высшей школы. В ходе делового обсуждения порой высказываются не вполне правильные суждения о целесообразности социологизации истории, о "проблемном" способе преподавания, предполагающем сокращение конкретного фактического материала в недопустимых пределах, что означало бы возвращение к давно преодоленному советской исторической наукой социологизму. Поэтому нам представляется ошибочной тенденция к необоснованному сокращению объема учебных пособий по всеобщей и отечественной истории.
В рецензируемом пособии нашли отражение результаты новейших исследований. Оно написано доходчиво, ясно, хорошим языком, читается с интересом, содержит яркие характеристики исторических деятелей, лидеров рабочего движения.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |