Libmonster ID: KZ-2335
Автор(ы) публикации: И. ЛАПТЕВА

Индия - одна из немногих стран мира, где практикуются детские браки. Правительство и общественные организации тщетно убеждают индусов отказаться от этой архаичной традиции.

В 2006 г. индусский праздник Акшая Трития пришелся на 30 апреля. Его почитают как день начинаний и обновления. Считается, что в это время верховный бог Вишну выполняет любые просьбы верующих. Особым покровительством небожителя пользуются молодожены. Поэтому на Акшая Трития принято играть свадьбы.

ОГОНЬ - СВИДЕТЕЛЬ

Когда русский путешественник и художник князь А. Салтыков высадился в порту Бомбея, его поразило большое число юных женихов и невест. В своем первом письме из Индии, датированном 18 марта 1841 г., он пишет: "Проходя по улицам, часто видишь решетчатые здания, в которых горит тьма свечей: это храмы индийцев, где совершают обряды свадьбы: женят десяти или двенадцатилетних мальчиков на пяти- или шестилетних девочках. Жених и невеста почти нагие, но обвешанные кольцами, ожерельями, обмазанные желтой краской, окруженные множеством народа. Их то обмывают, то окрашивают снова, и это продолжается беспрестанно три или четыре дня, при громе барабанов и скрипок, день и ночь, и превосходит всякое описание"1.

Со временем свадебные ритуалы в Индии претерпели изменения. Однако браки детей по-прежнему устраивают родители. Случается, что жених и невеста впервые видят друг друга во время обручения. Они не помнят имен своих нареченных и не всегда ясно осознают, что происходит вокруг.

На Акшая Трития улицы городов и деревень заполняют шумные свадебные процессии. Во главе каждой - автомобиль, где сидит нарядный, как принц, мальчик-жених. В прежние времена ему полагалось прибывать к дому невесты на слоне или хотя бы коне. Современные родители предпочитают брать в аренду джипы. Их так густо покрывают цветочными гирляндами, что они становятся похожими на передвижные клумбы.

Жених старается подражать взрослым и недовольно хмурит брови. Он с завистью поглядывает на приятелей, которые бегут за процессией, показывают пальцами на героя дня, свистят и выкрикивают обидные насмешки. Одни мальчики-женихи одеты в светлые костюмы европейского покроя. Другие - в пошитые местными портными рубашки и брюки. Самые богатые красуются в расшитых блестками длинных белых сюртуках. Но у каждого жениха на голове непременно большой, затейливо закрученный тюрбан, к которому приколота крупная брошь с поддельным рубином или изумрудом. Головные уборы, цвет которых варьируется от ярко-розового до пунцово-красного, украшены султанами из перьев и пестрыми бусами. На шее юных женихов - гирлянды из блестящей мишуры, цветов и банкнот достоинством в 10 рупий.

Девочки-невесты - в красных праздничных сари. Вышитый золотом край сари наброшен на голову невесты и почти полностью скрывает ее лицо. Сквозь тонкую ткань видны испуганные детские глаза. Руки и ноги новобрачной, словно татуировкой, покрыты мехенди - нанесенными хной узорами. Бытует поверье, что чем ярче их цвет, тем глубже будет любовь между супругами.

Во время исполнения свадебных обрядов жених и невеста восседают на особой платформе под балдахином с кистями. Если дети совсем маленькие, матери держат их на руках. Затем края одежды молодоженов связывают крепким узлом, который символизирует прочность союза. Под пение религиозных гимнов они обходят вокруг священного огня.

стр. 70


Мальчик всегда идет впереди. За ним, низко склонив голову и путаясь в непривычно длинных одеждах, семенит юная невеста. После этого совершается обряд "семи шагов" (саптапади). Брак заключен. Если малолетний супруг умрет, его жена останется вдовой. Даже в наши дни ей практически невозможно снова выйти замуж. Такова традиция.

В биографии многих знаменитых индийцев есть темное пятно раннего брака. Лидер освободительной борьбы Махатма Ганди и первый президент Республики Индия Раджендра Прасад женились на своих ровесницах в 13 лет. Ч. Раджагопалачари, в будущем генерал-губернатор доминиона Индийский Союз, взял в жены дальнюю родственницу десяти лет от роду. Молодому супругу тогда исполнилось 20. Такова была последняя воля его набожной матери.

По признанию самого Махатмы Ганди, он не ждал от своего брака ничего, кроме новой одежды, барабанного боя, роскошных обедов и незнакомой девочки для детских игр. Мальчик просто не представлял себя в роли мужа. "Та первая ночь! Двое невинных детей, бездумно брошенных в океан жизни. Жена брата старательно осведомила меня, как я должен вести себя в первую брачную ночь. Кто наставлял мою жену - не знаю. Я никогда не спрашивал ее об этом, да и теперь не намерен этого делать. Смею уверить читателя, что мы так нервничали, что не могли даже взглянуть друг на друга. Мы, разумеется, были слишком робки. Как заговорить с ней, что сказать? Наставления так далеко не заходили. Да они и не нужны в подобных случаях. Жизненные впечатления, полученные человеком с раннего детства, настолько сильны, что всякие поучения излишни. Постепенно мы стали привыкать друг к другу и свободно разговаривать", - пишет он в автобиографической книге "Мои эксперименты с истиной", известной в России под названием "Моя жизнь"2.

Кортеж Раджендры Прасада прибыл к дому невесты глубокой ночью. Родители с трудом разбудили жениха. Всю церемонию бракосочетания подросток прикладывал усилия, чтобы не заснуть. Подробностей обряда он не запомнил. Супруги встречались только на каникулах. "Ночью мать посылала служанку будить меня, и та вела меня в комнату к жене. Вернуться к себе я должен был до наступления утра, когда все еще спали", - рассказывал он позднее3.

Согласно существующим правилам, если девочка на момент заключения брака еще не достигла половой зрелости, она остается жить в родительском доме. После первой менструации и проведения повторного сокращенного свадебного обряда девушка переезжает к супругу. Однако эти правила не всегда соблюдаются. В мае 2003 г. Верховный суд Индии обратил внимание правительств штатов Раджастхан, Мадхья Прадеш, Орисса, Чхаттисгарх, Бихар, Джаркханд, Андхра Прадеш, Махараштра, Уттар Прадеш и Карнатака на то, что на вверенной им территории нарушаются законодательные нормы. В частности, в заявлении суда указывалось, что "брачный возраст в среднем составляет 12 лет, и часто семья мальчика не дожидается наступления половой зрелости девочки. После свадьбы девочка перестает посещать школу и используется как рабыня. Она нередко становится жертвой сексуальных домогательств и изнасилований, совершаемых мужчинами семьи своего мужа"4.

ЛЮБВИ ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ?

Традиция детских браков зародилась на субконтиненте в начале нашей эры и получила широкое распространение в средние века. В древней Индии браки заключались между взрослыми партнерами. При этом основное значение придавалось их способности к продолжению рода. "Женщины рождены ради произведения потомства. Женщина - поле, мужчины - обладатели семени. Поле следует отдавать тому, у кого есть семя. У кого нет семени - тому не нужна девушка" - гласит "Нарада-смрити"5, сочинение на санскрите, регламентирующее нормы правильного поведения для индусов.

В рассматриваемый период детские браки имели место, но были достаточно редким явлением. Так, героине знаменитого эпоса "Рамаяна" Сите исполнилось всего шесть, когда ее выдали замуж за 16-летнего Раму. Ряд исследователей, впрочем, считает эти данные не совсем достоверными. Они ссылаются на то, что текст "Рамаяны" подвергался неоднократной переработке.

В свою очередь, авторы древних медицинских трактатов указывали на опасность подобных союзов. "Мужчина достигает расцвета в 25 лет, а девушка в 16. Если мужчина, не достигший двадцати пяти лет, сожительствует с девушкой моложе шестнадцати лет, зародыш умирает во чреве, а если ребенок рождается, он долго не живет или будет хилым"6.

Было выдвинуто немало гипотез, объясняющих причины возникновения и укоренения традиции раннего замужества индусских девочек. Современный индийский исследователь Джая Сагаде в книге "Детские браки в Индии", опубликованной в 2005 г., связывает их с приходом в XI в. в страну мусульманских завоевателей. Незамужние женщины считались военной добычей. Поэтому страх за судьбу дочерей вынуждал родителей устраивать их будущее в самом нежном возрасте.

По мнению некоторых западных ученых, распространению детских браков способствовала повышенная сексуальность, свойственная индийцам. Еще французский миссионер Ж. Дюбуа, проповедовавший в Индии с 1792 г. более 30 лет, утверждал, что индусские женщины не обладают достаточной твердостью духа, чтобы устоять перед пылкими мольбами многочисленных соблазнителей. Они не могут противиться зову природы, и поэтому родителям приходится проявлять поспешность, чтобы передать их "нетронутыми" в руки мужей7. А для девушки, утратившей девственность, замужество становилось невозможным. Ее ждала судьба нищенки или проститутки8.

Известный российский индолог Е. Юрлова увязывает снижение брачного возраста индианок с исключением девочек трех высших варн (брахманы, кшатрии и вайшьи) из ритуала упанаяна*. Он причислял детей этих


* Упанаяна - индусский ритуал посвящения в ученичество, доступный только представителям высших сословий.

стр. 71


варн к "дваждырожденным" и давал им право на изучение священных текстов. Под влиянием брахманизма, религиозного учения, предшествовавшего индуизму, образование для женщины стало считаться вообще излишним. Таким образом, свадебный обряд заменил ритуал упанаяна. Высшим божеством для жены становится муж. Брак требовалось заключить до появления у девочки первых признаков полового созревания. Если брахман брал в жены девушку старше десяти лет, то он лишался всех сословных привилегий. Его участь разделял и отец девушки, не успевший вовремя выдать дочь замуж. Сын, рожденный такой женщиной, осквернял священную пищу, приносимую в жертву предкам9.

Впрочем, взрослая девушка могла и не подчиниться воле родителей и проявить самостоятельность при выборе мужа, чему есть немало примеров в эпической литературе. Например, героиня "Махабхараты" царевна Савитри, дочь правителя Мадры Ашвапати, объехала всю страну, пока не встретила будущего мужа, сына отшельника, Сатьявана. Дамаянти, царевна Видарбхи, предпочла царя Нишадхи - Наля четырем претендентам божественного происхождения.

В свою очередь муж стремился полностью подчинить супругу своей воле, что было более реально, пока девочка не достигла сознательного возраста. Священные предания выделяют пять подходящих типов невест: 1) нагника (голая), т.е. девочка не старше 8 лет; 2) гаури (восьмилетняя); 3) рохини (девятилетняя); 4) канья (десятилетняя) и 5) раджасвала (старше 10 лет). Лучшей невестой считалась нагника. Согласно "Законам Ману", в идеальном браке возраст невесты должен был составлять треть возраста жениха, т.е. мужчине 24-х лет следовало жениться на восьмилетней девочке. Индийские мудрецы заявляли, что женщина может быть невинной только до рождения или сразу после него. Порой ситуация доходила до абсурда. Брак заключался, когда невеста, а то и оба супруга находились в материнской утробе10.

Что касается мальчиков, то они могли вступить в брак в любое время после совершения ритуала упанаяна, т.е. с 8 лет, или по окончании периода ученичества, обычно по достижении 20 лет.

Впоследствии обычай детских браков распространился также на представителей низших каст, которые во многом стремились подражать высшим кастам.

А СУДЬИ КТО...

Обращает на себя внимание тот факт, что англичане, правившие Индией с 1757 г., долгое время предпочитали не вмешиваться в традиционные обычаи и обряды индусов. Однако под давлением христианских миссионеров, а также реформаторов индуизма в 1829 г. британцы все же запретили варварский обычай самосожжения вдов - сати. В 1831-1837 гг. они разогнали банды душителей-тхагов, ревностных поклонников богини Кали, которые приносили многочисленные человеческие жертвы к ее алтарю. Затем наступила очередь детских браков. В 1860 г. был установлен минимальный возраст согласия на половую связь для женщины - 10 лет. В 1881 г. его повысили до 12 лет, а в 1929 - до 14. Но эти постановления носили скорее рекомендательный характер.

Перепись, проведенная в 1921 г., зафиксировала более 600 невест в возрасте от 1 до 12 месяцев. Шокированный этим обстоятельством Махатма Ганди убедил известного юриста Хар Биласа Шарду, члена Центрального законодательного совета при вице-короле, вынести на рассмотрение легислатуры законопроект, препятствующий заключению ранних браков в Индии. После долгих обсуждений в 1929 г. "Закон об ограничении детских браков", или "Закон Шарды", вступил в силу. Примечательно, что сам его автор вступил в брак в возрасте 9 лет.

После достижения независимости и провозглашения Республики Индия индийские законодатели снова вернулись к проблеме борьбы с детскими браками. В частности, в 1955 г. ими был принят "Закон об индусском браке", согласно которому действительным признается брачный союз с женщиной не моложе 18 лет. 1 октября 1978 г. в "Закон об ограничении детских браков" 1929 г. была внесена важная поправка, устанавливающая брачный возраст для мужчин - 21 год, а для женщин - 18 лет. Эти возрастные ограни-

стр. 72


чения действуют в стране и в настоящее время.

Несоблюдение закона преследуется в уголовном и административном порядке. Так, часть 375-я Индийского уголовного кодекса трактует как изнасилование интимные отношения с женщиной моложе 16 лет, совершаемые с ее согласия или без такового. Однако половые сношения между мужчиной и его женой в возрасте старше 15 лет не квалифицируются как изнасилование. Для нарушителей "Закона об ограничении детских браков" предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до 3 месяцев. "Закон об индусском браке" оговаривает 15-дневное заключение или штраф в размере 1000 рупий как для мужа, так и для родителей несовершеннолетних жениха и невесты.

"Закон об ограничении детских браков" в принципе не препятствует их заключению, поскольку не объявляет такие брачные союзы нелегитимными. Согласно букве закона, как только брак заключен, он становится действительным. Родители детей часто используют противоречия в законодательстве в своих интересах. Иногда они устраивают браки несовершеннолетних накануне или после Акшая Трития, когда меньше всего вероятность попасть в поле зрения властей и общественных организаций. К тому же "Закон об индусских браках" не распространяется на представителей так называемых "зарегистрированных племен"11, численность которых, согласно переписи 2001 г., составляет более 84 млн. человек.

В 2005 г. Верховный суд принял постановление, вызвавшее возмущение индийской общественности и законодателей. Оно гласило, что если 15-летняя девушка выходит замуж по собственной воле, то такой брак считается действительным. Бринда Карат, член верхней палаты индийского парламента - Совета штатов (Раджья Сабха), заявила, что в этом случае "законодательство нелепо и ретроградно. Оно идет вразрез с "Законом об ограничении детских браков" и является шагом назад"12.

По данным индийских СМИ, от 50% до 70% индианок выходят замуж раньше 18 лет. Общенациональный рекорд принадлежит штату Раджастхан, где средний возраст невест составляет 15,8 лет13. За ним следуют штаты Мадхья Прадеш и Бихар. Согласно переписи 2001 г., почти 3 млн. индианок стали матерями, не достигнув 15-летнего возраста14.

Центральное правительство Индии не ведет статистику детских браков. Согласно индийским правовым нормам, за исполнение законов, касающихся семейно-брачных отношений, несут ответственность правительства штатов и союзных территорий. Поэтому 17 марта 2005 г., перед началом сезона массовых свадеб Национальная комиссия по правам человека настоятельно просила руководителей на местах принять эффективные меры для противодействия бракам несовершеннолетних. Несмотря на это, в апреле в дистрикте Саргуджа штата Чхаттисгарх было заключено 24 детских брака. Причем на церемонии бракосочетания в качестве почетных гостей присутствовали министр штата по делам племен и председатель Санскритского совета15.

ЗАКОН БЕССИЛЕН

В современной Индии представители высших каст воздерживаются от ранних браков, стремясь прежде всего дать детям престижное образование. Любое брачное объявление в соответствующем разделе индийской газеты требует наличия хорошего образования у потенциального жениха или невесты. Зато детские браки активно практикуются представителями низших социальных слоев и племен.

Выдавая замуж дочерей в юном возрасте, родители тем самым сокращают расходы на их содержание. Семья жениха, в свою очередь, приобретает бесплатную рабочую единицу в хозяйстве. В многодетных семьях родители в целях экономии стараются женить всех детей одновременно. Эту традицию поддерживают состоятельные чле-

стр. 73


ны сельской общины, выделяя средства из общественных фондов на организацию массовых свадеб.

Невеста в Индии - дефицитный товар. Сегодня стране не хватает 35 млн. представительниц прекрасного пола. По переписи 2001 г. в Индии на 1000 мужчин приходится 933 женщины. Из страха оставить сына неженатым родители сознательно идут на нарушение закона.

Проблема детских браков остро стоит не только на севере Индии, но и на юге. Если на севере страны браки с участием несовершеннолетних в основном заключают на Акшая Трития, то на юге детские свадьбы играют в любое время года. Мутхамма из деревни Коттаюр Коллаи (штат Тамилнад) вышла замуж в 10 лет. К 20 годам у нее было 5 выживших детей. Ее ровесница и односельчанка Маламма стала женой в 12 лет и родила шестерых детей. Гиту выдали замуж в 8 лет. Год назад, когда ей исполнилось 12, она потеряла ребенка. Малыш прожил всего неделю. 12-летняя Рани из деревни Тхиртхаи вышла за 14-летнего Шанкара. Под давлением новой местной администрации, которая ревностно следит за исполнением "Закона об ограничении детских браков", родители Шанкара вынуждены были отправить его жену обратно к отцу. Родственники выгнали девочку на улицу, чтобы ее позор, связанный с возвращением замужней женщины в родной дом, не лег на остальных членов семьи. Сейчас Рани живет в детском приюте. Шанкар говорит, что если его супруга не вернется к нему, то он женится во второй раз.

После того, как в 1955 г. был принят "Закон об индусском браке" и стал разрешен развод, многие детские браки заканчиваются разрывом. После развода женщины вместе с детьми возвращаются к родителям. Лакшми из деревни Периамана-варанпалли штата Тамилнад вышла замуж в 15 лет за 27-летнего родственника. Через месяц ее муж Лаганаппа развелся с ней и женился снова. Лакшми была его второй женой. Ее родителям пришлось заплатить 4000 рупий семье его первой жены, чтобы получить согласие на развод. Лакшми считается образованной женщиной. Она окончила 8 классов школы. Лакшми говорит, что в отличие от других отвергнутых жен собирается снова выйти замуж, если только найдется мужчина, готовый жениться на ней.

Детские браки, несомненно, оказывают отрицательное воздействие на физическое и моральное состояние юных женщин. Обязательные спутники такого рода брачных союзов - ранняя беременность, множественные осложненные роды при отсутствии необходимой медицинской помощи, невозможность получения среднего и высшего образования, высокая материнская и детская смертность, полная экономическая зависимость от мужа и его семьи и сексуальная эксплуатация женщины.

После возвращения к власти партии Индийский национальный конгресс в мае 2004 г. администрация на местах стала более активно противодействовать обычаю детских браков. В мае 2005 г. правительству штата Раджастхан удалось предотвратить 46 детских браков. В апреле 2006 г. здесь же были отменены 110 свадебных церемоний16. Аналогичная ситуация складывается и в других штатах страны.

Однако попытки административного вмешательства в традиционный образ жизни и обычаи индусов нередко встречают активное сопротивление. В 2005 г. сотрудник Центра социальной поддержки Шакунтала Верма из штата Мадхья Прадеш пыталась помешать бракам трех девочек. Вечером 11 мая в дом Шакунталы ворвался неизвестный мужчина, вооруженный мечом, и напал на нее. Женщина получила серьезные ранения. Угрозы и нападения на социальных работников имели место и в других дистриктах этого штата.

Вместе с тем, главный министр штата Мадхья Прадеш Бабулал Гаур заявил, что со своей стороны не собирается преследовать тех, кто устраивает детские свадьбы. Он утверждает, что ранние браки - это бич, подобный алкоголизму и проблеме неприкасаемости. Эффективная борьба с ними будет возможна только тогда, когда повысится уровень общественной сознательности населения17.

В индийские СМИ просочилась информация о том, что парламент страны собирается внести поправку в "Закон Шарды", требующую обязательной регистрации всех браков. Тогда свадьбы несовершеннолетних станут практически невозможны. Национальная комиссия по правам женщин, Комитеты матерей и другие общественные организации индийских женщин, отчаявшись добиться понимания у родителей юных невест и женихов, ведут активную пропагандистскую работу непосредственно в школах. Они проводят разъяснительные беседы, распространяют буклеты и листовки и проводят митинги, направленные против детских браков. Постепенно эта работа приносит свои плоды. Так, 15-летняя Шитал Павар из города Пуна позвонила по телефону доверия и сообщила, что родители устраивают ее брак. Свадьбу отменили. Однако подобные случаи - скорее исключение из общего правила. Например, только в школе Св. Иосифа в городе Парбатпура штата Раджастхан обучаются более 100 семейных пар. В такой ситуации представителям неправительственных организаций остается разве что посещать все массовые брачные церемонии и убеждать молодых мужей воздерживаться от исполнения ими супружеских обязанностей до совершеннолетия жен.


1 Салтыков А. Д. Письма об Индии. М, 1985, с. 17.

2 Ганди М. К. Моя жизнь. М., 1969, с. 45.

3 Прасад Р. Автобиография. М, 1961, с. 27.

4 Year Book 2005: Competition Review. New Delhi, 2005, с 213.

5 Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды. М., 1990, с. 169.

6 Там же, с. 165 - 166.

7 Dubois J. A. Hindu Manners, Customs and Ceremonies. Delhi, 1978, p. 207.

8 Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 2000, с. 180.

9 Юрлова Е. С. Выдающиеся женщины Индии XX века: Введение. М., 2002, с. 9-11.

10 Walker B. The Hindu World: V. 1. N. Y., 1968, с. 232.

11 India 2006: A Reference Annual. New Delhi, 2006, p. 594.

12 Ibid., 24 October, 2005.

13 Ibid., 15 August, 2005.

14 Frontline, 15 July, 2005.

15 Ibidem.

16 Hindustan Times, 2 May, 2006.

17 Frontline, 15 July, 2005.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/ОБЫЧАЙ-СИЛЬНЕЕ-ЗАКОНА

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Alibek KasymovКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Alibek

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

И. ЛАПТЕВА, ОБЫЧАЙ СИЛЬНЕЕ ЗАКОНА // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 06.06.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ОБЫЧАЙ-СИЛЬНЕЕ-ЗАКОНА (дата обращения: 29.06.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - И. ЛАПТЕВА:

И. ЛАПТЕВА → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ВОЛЬНЫЕ КАЗАКИ И НОГАЙСКАЯ ОРДА (НЕКОТОРЫЕ ПОДРОБНОСТИ РАННЕЙ ИСТОРИИ КАЗАЧЕСТВА)
6 часов(а) назад · от Alibek Kasymov
100TH ANNIVERSARY OF THE BIRTH OF F. G. ISKHAKOV
6 часов(а) назад · от Alibek Kasymov
SHARAF CHARKAZOVICH ASHIRYAN (1932-2002)
7 часов(а) назад · от Alibek Kasymov
J. LANDAU, В. KELLNER-HEINKELE. POLITICS OF LANGUAGE IN THE EX-SOVIET MUSLIM STATES
9 часов(а) назад · от Alibek Kasymov
"ПО ПОСЛЕДНИМ ДАННЫМ РАЗВЕДКИ МЫ ВОЕВАЛИ САМИ С СОБОЙ" (К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНОМ ПРОТИВОРЕЧИИ НАШЕЙ ЭПОХИ)
9 часов(а) назад · от Alibek Kasymov
ПАМЯТИ ГРИГОРИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА ТКАЧЕНКО (1947-2000)
13 часов(а) назад · от Alibek Kasymov
POLYAN SETTLEMENT. NOT BY CHOICE... HISTORY AND GEOGRAPHY OF FORCED MIGRATIONS IN THE USSR
13 часов(а) назад · от Alibek Kasymov
НОВОЕ В ИСТОРИОГРАФИИ МУСУЛЬМАНСКОЙ ИСПАНИИ: ДИСКУССИЯ О ХАРАКТЕРЕ И ДВИЖУЩИХ СИЛАХ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ КОНЦА IX - НАЧАЛА Х В.
13 часов(а) назад · от Alibek Kasymov
COLLECTIONS OF NOMADIC ANTIQUITIES IN THE MUSEUMS OF EAST TURKESTAN
14 часов(а) назад · от Alibek Kasymov
ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОЧЕВОЙ И ДРУГИХ КУЛЬТУР ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
14 часов(а) назад · от Alibek Kasymov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

ОБЫЧАЙ СИЛЬНЕЕ ЗАКОНА
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android