Libmonster ID: KZ-1810
Автор(ы) публикации: В.СОКОЛИНСКИЙ, Н. СОНИНТАМИР

В.СОКОЛИНСКИЙ. Доктор экономических наук, профессор, Н. СОНИНТАМИР. Аспирант

Для российского читателя современная Монголия - "терра инкогнита". Огромный поток информации, который предоставляется сегодня отечественными СМИ, обходит это государство стороной. В итоге сложилась любопытная ситуация: небольшая страна, разместившаяся между двумя крупными государствами (Россией и Китаем), стала в настоящее время предметом активного изучения в первую очередь специалистами западных стран, а не России 1 .

Интерес мировой общественности к Монголии обусловлен, в частности, тем, что это государство смогло в течение всего десяти лет совершить успешный процесс демократизации и либерализации экономики, несмотря на то, что таких традиций в Монголии практически никогда не было. Как и все страны с переходной экономикой, Монголия прошла через этап кризиса, но смогла достаточно быстро его преодолеть.

Анализ развития современной Монголии может стать интересным в связи с еще одним аспектом. Несмотря на различия в численности населения (150 и 2,4 миллиона человек) и в структуре народного хозяйства России и Моноголии, обе страны имеют ряд общих черт. Объединяет, прежде всего, то, что оба государства около 70 лет развивались на основе коммунистической модели. Россия (СССР) была своего рода "старшим братом" Монголии. И в той, и в другой стране национальные экономики сильно зависят от экспорта минерального сырья и получаемых из-за рубежа финансовых ресурсов.

МОНГОЛИЯ И РОССИЯ: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ ПЕРЕСТРОЕННЫХ ПРОЦЕССОВ

Многие процессы социально-экономического развития происходили в Монголии по аналогичному с Россией варианту, хотя, вместе с тем, -обычно всегда проще. В связи с этим они более доступны для понимания и анализа. Российская действительность перегружена множеством дополнительных обстоятельств и нюансов. В связи с этим, используя принятый в науке подход, суть которого - в искусственном упрощении ситуации (например, за счет отсечения от анализа ряда второстепенных обстоятельств), можно сказать, что Монголия может восприниматься как своего рода модель трансформируемого общества. Поэтому знакомство с развитием находящегося в близком от нас азиатском регионе "младшего брата" позволяет шире взглянуть на современный мир, более четко познать некоторые закономерности переходного общества.

Экономика Монголии развивается в условиях, которые - исходя из общецивилизационных представлений, - нельзя назвать благоприятными. К числу мешающих развитию факторов следует отнести, в первую очередь, природные и географические условия. Страна, как отмечают многие эксперты, обижена природой. Ближайший морской порт, который можно использовать для экспортно- импортных

стр. 8


операции, находится за полторы тысячи километров, в Китае. Особенности климата создают специфические проблемы для сельского хозяйства и строительных работ. Низкая плотность населения (1,5 человека на квадратный километр) существенно повышает относительные издержки инфраструктурных объектов.

Для Монголии характерна сравнительно узкая отраслевая палитра производств. Ключевой отраслью в стране и по сей день остается животноводство, которое находится в сильной зависимости от природной стихии.

Развитию рыночной экономики мешает узость внутреннего рынка, что обусловлено малочисленностью населения страны и низким платежеспособным спросом. Переход к рыночной модели развития осложняется низкой способностью народного хозяйства к саморазвитию, что, в свою очередь, объясняется малой взаимозависимостью между различными секторами экономики страны. В этих условиях рыночное развитие становится поначалу возможным лишь в форме анклавного (то есть территориально- ограниченного) метода.

Способность к саморазвитию сдерживалась и тем, что Монголия, создавая ряд новых производств, не могла зачастую обеспечивать их должную эффективность. Высокая энергоемкость (получаемая из СССР электроэнергия всегда была очень дешевой), а также капиталоемкость (финансовые ресурсы потоком шли из стран СЭВ), низкое качество выпускаемой продукции (довлел план и отсутствовала конкуренция) - все это прежде было свойственно монгольской экономике. Эти негативные моменты в немалой степени определялись и тем, что к индустриальным методам развития страна подошла, минуя капитализм. Общество практически не знало понятия "конкурентная борьба за покупателя", оно не прошло жесткую школу обучения промышленному труду, которую в свое время довелось пройти странам Западной Европы.

Наряду с осложняющими факторами в стране имелись и благоприятные обстоятельства, способствующие успешному переходу к рынку. Прежде всего, следует назвать достаточно высокую степень адаптационности монгольского общества. Эта способность, в свою очередь, обусловлена рядом исторических обстоятельств. Малая по экономическому потенциалу и численности населения страна оказалась в сообществе с двумя крупными государствами - Россией и Китаем. По словам монгольского экономиста С. Дэмбэрэла, "Монголия всегда будет чувствовать "эффект Гулливера" от двух своих гигантских соседей: экономические процессы в России и Китае неизбежно сказываются на монгольской экономике" 2 .

Монгольская интеллигенция всегда находилась под сильным внешним влиянием. Например, в период социалистического развития вся элита страны получала образование преимущественно в СССР. Соответственно этому складывалось и ее мировоззрение.

Один из элементов адаптационности монгольского общества - его высокая этническая общность. Наиболее крупным национальным меньшинством является лишь казахская (около пяти процентов населения) 3 . Как показывают последние события,

стр. 9


во многих бывших социалистических странах и советских республиках, пестрота этнического состава мешает экономическим и политическим реформам. Страна решает эти проблемы достойно лишь на высоком уровне своего развития 4 .

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ: НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП

Первые признаки либерализации режима начались вскоре после смерти Л.И.Брежнева. Уже в 1982 году коммунистический партийный лидер Ю. Цеденбал, имевший очень тесные и длительные партийные связи с Л. И. Брежневым, был отстранен от власти. Закончилось его тридцатилетнее правление государством. На V Пленуме Монгольской народно-революционной партии (МНРП) впервые прозвучала критика по поводу его правления. С 1988 года в стране начали возникать первые неформальные группы (по сути, - оппозиция). Их призывы были обращены к созданию иных, более современных форм общественной и экономической жизни.

Приход на политическую сцену в СССР М. Горбачева привел к снижению напряженности в отношениях между СССР и Китаем. В ходе достигнутых договоренностей начался этап разрядки напряженности. В 1987 году первые группы советских войск стали покидать Монголию. В марте 1989 года завершился окончательный вывод войск из страны. Китай перестал представлять военную угрозу для СССР, а Монголия, в связи с этим, потеряла свое стратегическое значение для "старшего брата". На этом завершился этап той колоссальной экономической помощи, благодаря которой в Монголии в течение многих десятилетий поддерживалась стабильная экономическая обстановка. Страна оказалась перед необходимостью обучаться самостоятельно вести экономику, не получая щедрых даров от СССР.

Прекратила свое существование интеграционная группировка СЭВ, строившая свой вариант экономической кооперации на коммунистической, по сути, - антирыночной основе. В связи с этим иссякли финансовые вливания в экономику Монголии и со стороны стран СЭВ. По оценкам западных специалистов объем внешнего финансирования Монголии за период 1989-91 годов сократился с 53 (от размера ВВП Монголии) до 7 процентов 5 .

Побудительным стимулом для поиска новых хозяйственных решений стал и выход Монголии на мировые рынки (в связи с распадом хозяйственных связей со странами СЭВ). В начале 90-х годов произошло значительное ухудшение "условий торговли". Импортируемая нефть стала относительно дороже экспортируемого из Монголии молибденового концентрата. В итоге объем внешнеторгового оборота сократился в два раза. Результатом стало сокращение национального производства 6 . В 1991 году валовой внутренний продукт (ВВП) сократился на 9,2 процента. Еще больший спад произошел в 1992 году - 11,6 процента. Одновременно пикового показателя достигла и инфляция (320 процентов). В стране развернулся экономический кризис.

ПРОГРАММА ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ

Сложившаяся ситуация побудила правительство принимать срочные меры. Была разработана пятилетняя программа выхода из кризиса. Ее смысл заключался в том, чтобы осуществить коренную реконструкцию экономической системы.

Перед разработчиками экономических мер встала задача: каким образом провести реформу? В основу решено было положить шоковую модель реформирования, которая уже была апробирована в ряде стран Латинской Америки и в Польше. Предпринималась, таким образом, попытка достаточно быстро перевести народное хозяйство на рельсы рыночной экономики.

Сами монгольские экономисты

стр. 10


признаются: "Преобразование общества в Монголии имеет свою специфику. Нам пришлось проводить политическую и экономическую реформу одновременно. Азиатской стране достался неазиатский путь реформирования. Теоретически возможно, и даже в мировой практике существует другой вариант трансформации, сущностью которого является постепенное создание рыночных институтов в экономике при сохранении прежней политической власти с целью предотвращения кризисного состояния. Монголия не имела возможностей выбрать этот эволюционный путь" 7 .

Первый практический шаг (как и в России) был предпринят в области реформы цен в январе 1991 года. Правительство обозначило определенные группы товаров, по которым либерализация цен проходила дифференцированно. Так, некоторые товары были даже полностью исключены из потока ценовой реформации. На товары первой жизненной необходимости ввели на определенный период систему реализации по талонам. С этого же времени началась либерализация внешнеторговых операций.

Однако ядром преобразований мыслилась приватизация собственности, предложенная обществу Партией национального прогресса. Авторы программы понимали, что быстро достичь повышения эффективности монгольской экономики путем перевода государственной собственности в частную невозможно. Задача на первом этапе ставилась иначе. В обществе, которое 70 лет развивалось по коммунистическим канонам, нужно было создать слой частных собственников и предпринимателей 8 .

ПРИВАТИЗАЦИЯ ПО-МОНГОЛЬСКИ

Первая, решающая приватизационная волна прошла в Монголии в 1991-1994 годах. Государственная собственность распределялась между гражданами на основе раздачи приватизационных чеков, или купонов (аналог российских ваучеров). В основе этих мер лежала не только идея создания собственников (как генеральная цель), но и желание получить поддержку населения (тактическая задача). Номинальная сумма выдаваемых с июня 1991 года гражданам страны чеков - 10 тысяч тугриков - соответствовала десятикратному размеру минимальной заработной платы.

Ход приватизации выявил ряд практических проблем. Относительно легко, как и в России, протекал данный процесс по отношению к объектам мелкой собственности (рестораны, ремонтные мастерские и т.д.). Сравнительно просто обстояло дело с приватизацией стад животных. Что же касается крупных предприятий, то их чековая приватизация прошла в основном формально и не привела к эффективному перераспределению прав собственности. Произошло "распыление" данных прав среди огромного числа собственников. Реальный контроль над управлением такими предприятиями остался в руках государства (независимо от того, каким пакетом акций оно располагало). Не появились среди акционеров и представители крупного иностранного капитала, которые могли бы взять управление в свои руки.

Помимо приватизации были проведены меры по созданию других важнейших рыночных институтов. Еще в 1990 году Совет министров принял решение о создании двухуровневой банковской системы, что предполагало разделение Государственного банка на Центральный банк (Монголбанк) и два коммерческих банка (Народный банк и Банк инвестиций). Коммерческим банкам было предоставлено право самостоятельно устанавливать процентные ставки по депозитам. Закон 1993 года окончательно определил, что Центральный банк является независимым от правительства институтом. Его коммерческие подразделения были преобразованы в семь деловых банков.

С 1993 года Центральный банк Монголии начал выпуск ценных бумаг (краткосрочных облигаций). Основная цель при этом состояла в уменьшении наличных ресурсов в банковской системе.

В 1990 году было решено провести девальвацию тугрика. Его курс снизился более чем в десять раз: за один доллар вместо прежних трех теперь стали выдавать 40 тугриков. В 1993 году ввели плавающий курс национальной валюты. Как и в России, для современной экономики Монголии характерна достаточно высокая степень "долларизации". С 1996 года правительство приняло решение отказаться от политики сдерживания валютного курса.

ДЕНЬГИ ДЛЯ РЕФОРМЫ

Помимо создания рыночных институтов важнейшей практической задачей реформаторов (не указанной в стратегическом плане прямо, равно как и либерализация цен) была попытка срочным образом найти новые внешние источники финансирования. Прекращение вливаний со стороны стран СЭВ побудило Монголию оперативно обратиться к мировым финансовым центрам. Приход к власти реформаторов, представителей демократических партий снял существовавшую прежде отчужденность страны от мировой рыночной экономики.

Заметим, что все бывшие страны СЭВ тоже развернули свои национальные хозяйства в сторону рыночного варианта развития. И в этом они были едины с Монголией. Однако помогать ей теперь они уже не могли.

Монголия наметила (и осуществила в 1991 году) быстрое вхождение страны в международные финансово-кредитные организации, в первую очередь, в Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Азиатский банк развития 9 . Предполагалось получать не только кредиты, но и прямые частные инвестиции. Чтобы добиться этого, правительство сделало ставку на создание открытой экономики, на существенное расширение внешнеэкономических связей с Японией, США, Германией и новыми индустриальными странами Азии. Поскольку из-за невыгодного географического положения страны иностранный капитал не видел для себя особых выгод при финансировании проектов в Монголии, правительство решило привлечь частные

стр. 11


ресурсы более либеральными условиями. Как отмечает монгольский экономист С. Лхагва, единственно правильным выбором для страны является создание более либерального, чем в соседних странах, экономического, в частности, торгового режима 10 .

Предоставляя помощь, МВФ требовал и соблюдения определенных обязательств, прежде всего, - проведения программы финансовой стабилизации. Эта целевая ориентация в целом вполне соответствовала задачам страны. Требования МВФ в данном случае, по сути, были аналогичны тем, которые выдвигались и по отношению ко всем странам переходной экономики, в том числе - России. Условия содержали список мер:

- переход на свободные цены;

- проведение реструктивной (то есть сдерживающей) кредитной политики, нацеленной на ограничение внутреннего спроса, уменьшение денежной массы в обращении (путем сокращения государственных расходов и дефицита госбюджета);

- сдерживание роста доходов населения;

- проведение жесткой налоговой политики;

- отказ от субсидирования убыточных предприятий.

Проявляя достаточно высокую адаптивность, Монголия сумела осуществить большую часть мер программы экономической стабилизации. С 1993 года страна перешла к выполнению следующего этапа экономических реформ - программы в области структурной перестройки экономики. На эти цели МВФ, положительно оценив первые этапы реформы в Монголии, выделил новые суммы кредитов -около 41 миллиона долларов.

СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА ЭКОНОМИКИ

Об итогах и тенденциях проводимой в Монголии экономической реформы определенное обобщенное представление могут дать следующие данные (см. табл.).

Статистические данные показывают в целом вполне реалистическую картину. Кризисное состояние длилось в Монголии всего четыре года. В последующем положение стало улучшаться. С 1994 года начался экономический рост. Стране удалось обуздать рост инфляционного фактора: с 1993 года ежегодная динамика цен стала уменьшаться.

Прослеживается общая закономерность: все страны с переходной экономикой постепенно проходят этап кризиса и выходят в фазу положительной экономической динамики. Вместе с тем они отличаются друг от друга по степени глубины первоначального спада и темпа движения к равновесному состоянию. Например, Монголия, как азиатская страна, опережает в своей динамике многие страны СНГ, находящиеся в том же азиатском регионе.

ИЗДЕРЖКИ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНКА

В становлении рыночной экономики Монголия ощущает, безусловно, не только позитивные сдвиги, но и встречает немало проблем. Например, как показывают приведенные данные, размер доходов на душу населения практически не увеличивается (что связано с недостаточно быстрым ростом ВВП относительно высокого показателя рождаемости в стране) 11 .

Динамика экономики, кроме того, порой базируется не только на стабильных, но и на случайных факторах. Например, неожиданный взлет показателя экономического роста в 1995 году объясняется внезапным улучшением условий торговли: повысились цены на основные экспортные товары страны (например, на медь - в два раза). Повлияла, правда, и увеличившаяся в тот год добыча меди и золота.

Определенные издержки экономического развития Монголии проявляются и в том, что положительная динамика народного хозяйства не всегда рождает у населения чувство удовлетворения. Дело в том, что в русле рыночных преобразований неизбежно повышается дифференциация в доходах. Так же, как и население России, монголы не привыкли еще к факту естественности определенной дифференциации в получении доходов и к неизбежным различиям в качестве жизни. Согласно исследованиям Мирового банка, проведенным в 1995 году, доходы трети населения страны были ниже черты бедности 12 . Особенно сложная ситуация наблюдалась у тех, чье положение полностью зависело от состояния государственного бюджета: пенсионеров, больных, многодетных семей. В целом значительная часть монгольского населения, которая имеет среднее образование (к ней относится 72 процента населения) и которая в условиях социализма принадлежала к социальному слою со средним уровнем заработка, стала жить относительно хуже.

Резюмируя разговор о дифференциации в доходах, следует отметить: на этапе институционального вызревания рыночной экономики такое явление неизбежно и закономерно. Рыночное хозяйство по своей природе нацелено в первую очередь на производство благ, а не на их перераспределение между владельцами. Конечно, за уровнем допустимых рамок социального расслоения должны следить многие институты общества: правительство, СМИ, общественные организации. Этап социального смягчения обстановки начинается тогда, когда общество обучается прежде всего эффективно производить, ценить каждый элемент произведенного блага и понимать необходимость социального баланса в своей стране.

ЭТАПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА

Первые признаки демократической либерализации монгольского общества начались, как было отмечено, в 1988 году, когда были созданы первые неформальные группы. Их члены не были диссидентами. Они принадлежали к молодому поколению социалистической элиты и в основном находились в рядах

Экономическое развитие Монголии



1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

ВВП (изменение в %)

-2,5

-9,2

-11,6

-3,0

2.1

6,1

2,6

4,0

3,5

Инфляция (среднегодовое изменение в %)

?

54,4

321,1

183,1

66,3

56,8

46,7

36,8

9,4

Доходы на душу населения (номинальный объем, в долл.)

500,0

339,7

540.7

265,2

303,3

376,0

443,8

335,0

440,0

Источник: Osteuropa, 1999, N 9.

стр. 12


представителей государственного, управленческого и научного аппарата. Именно это обстоятельство снижало чувство угрозы у правящих слоев и создавало основу для реформы существующей системы в рамках консенсуса.

Со временем активность политической оппозиции постепенно возрастала. Молодые интеллектуалы создали Монгольский демократический союз и приступили в 1989 году к организации демонстраций в Улан-Баторе. Годом позже наступила череда формирования многих демократических партий, в частности, за счет выхода из Демократического союза и из Демократического социалистического движения некоторых его соучредителей. Возникли, например. Демократическая партия Монголии, Социально-демократическая партия Монголии, Партия национального прогресса Монголии.

Противостояние правительства и оппозиции привело к тому, что деятельность Политбюро МНРП была остановлена, и парламент принял решение о ликвидации ведущей роли коммунистической партии. Были объявлены сроки первых многопартийных выборов. Тем самым, как отмечают западные исследователи, завершилась фаза либерализации и наступила фаза трансформации монгольского общества.

Характерная особенность политической трансформации Монголии -ее мирный и относительно спокойный характер. У того есть несколько причин. Прежде всего, следует отметить тот факт, что практически вся элита страны - государственная, политическая, научно-техническая -проходила обучение в России, Польше и на Украине. Она давно находилась под влиянием идей социально-политического и экономического реформирования страны. Поэтому, даже внутри коммунистической партии (МНРП) помимо представителей жесткой линии были и сторонники умеренных реформ. На характер политических процессов повлиял также факт малочисленности самой элиты в стране.

Как отмечают западные исследователи, определенный плюс имело и то, что на раннем этапе реформ (когда правящая коммунистическая партия после первых проведенных демократических выборов сумела остаться у власти) страна не потеряла управленческого руля. В Монголии не наступил этап безвластья, издержки которого в наиболее ярком виде проявились в Румынии - в результате чрезмерно быстрого слома прежней государственной машины.

Находясь у власти в стране, которая изначально могла существовать лишь за счет внешней помощи, члены коммунистической партии предпочитали не рисковать и не отказываться от предлагаемой западными странами поддержки и рыночной программы перестройки.

* * *

Подводя итог краткому обзору социально-экономических процессов в Монголии, можно сделать следующее резюме. Монголия прошла определенные этапы своего демократического и экономического развития. Данный процесс характеризовался при этом мирным и спокойным характером. Положительную роль сыграли относительно высокий уровень образованности населения, а также его сравнительно высокая адаптивность плюс фактор малого размера численности населения и масштабов самой экономики страны.

Монголия сумела восполнить утрату финансовой поддержки со стороны России и стран Восточной Европы за счет активного сотрудничества с международными кредитно- финансовыми институтами. Страна показала также достаточно высокую степень гибкости как в рамках своей внутренней экономической и социальной жизни, так и в сфере поиска своего нового места в мировой экономике. Монголии предстоит, однако, научиться решать еще многие социально-экономические проблемы.

В середине ноября состоялся визит Владимира Путина в Монголию. Президент России встретился с высшим руководством страны -президентом Нацагийном Багабанди, председателем Великого хурала (парламента) Лхамсур Энгийном Энэбишем, премьер- министром страны Намбарыном Энхбаяром. Обсуждалась проблема строительства магистральных трубопроводов, по которым планируется доставлять нефть и газ в Китай, Корею, а со временем, возможно, и в другие страны Азиатско-тихоокеанского региона. Прошла дискуссия по вопросу (который пока полностью не был решен) о монгольском долге России, а также по другим проблемам. По итогам переговоров был принят важный документ - Улан-Баторская декларация. Стороны подчеркнули важность дальнейшего развития сотрудничества, а также единство взглядов по международным вопросам.

"Монголия - наш традиционный и испытанный временем сосед и друг", - подчеркнул В. Путин в своем выступлении перед депутатами Великого хурала.


1 В качестве примера назовем несколько последних работ: Simpson J. Communism to capitalism in Mongolia. Perth, 2000; Fritz V. Doppelte Transition in der Mongolei // Osteuropa, 1999, N 9; Goyal Н. A development perspective on Mongolia // Asian survey: a monthley review of contemporary Asian affairs, 1999, N 4.

2 Дэмбэрэл С. Успех или провал реформы? // Новости Монголии, 1994, N 5. Напомним также, что до 1911 года Монголия была в полной зависимости от Китая. Став политически самостоятельной, страна осуществила спустя несколько лет (в 1921 году) поддержанную российскими большевиками коммунистическую революцию. С той поры началось вхождение страны в сферу влияния СССР.

3 Со второй половины 60-х годов до конца 80-х в Монголии проживало много русских -специалисты разных направлений, солдаты и офицеры советских войск. В настоящее время они все покинули территорию страны.

4 Наиболее горячие точки этнических проблем в переходных обществах - Кавказ и Югославия. Тот факт, что наиболее жесткие противостояния происходят в странах, лежащих в горных условиях, дает возможность сделать предположение о том, что определенное влияние в данном случае оказывает и природно-географический фактор. Для сравнения отметим: Монголия - в основном - равнинная страна. Это сказалось на том менталитете, который сложился у населения к современному периоду.

5 Boone P. Grassroots Macroeconomic Reform in Mongolia // Journal of Comparative Economics, 1994,N 18.

6 Следует учесть, что развитие экономики страны во многом зависит от импорта товаров. Например, Монголия закупала прежде за границей 100 процентов жидкого топлива и горючего, 97 процентов техники и оборудования, 40 процентов различных материалов, необходимых для производства, 47 процентов потребительских товаров.

7 Одрийн сонин. 1999, N 215, с. 7.

8 Совершенно аналогичная задача была и в России. К сожалению, этот целевой ориентир в российской печати освещался всегда относительно мало. Анализ приватизации нередко сводился к подчеркиванию возникающих издержек. Сосредоточенность на негативах, увы, - часть нашего национального менталитета.

9 Став членом этих организаций, Монголия уже в 1991 году получила согласие западных стран на предоставление помощи в размере 263 миллиона долларов. Реально, правда, в первый год было предоставлено лишь 75 миллионов. Однако в последующие годы помощь начала увеличиваться. Для сравнения отметим, что ВВП страны составлял в те годы примерно один миллиард долларов.

10 Лхагва С. Либерализация цен и развитие рынков в Монголии. В кн.: Монголия: трудный путь к рынку. М., 1994, с. 24.

11 Для примера отметим: показатель фертильности (число детей на одну женщину) в Монголии в 1980 году составлял 5,3 ребенка, в 1995 году - 3,4 ребенка. Произошло снижение, но по сравнению со многими другими странами данный уровень в Монголии остается высоким. Среднемировой показатель составлял в 1995 году 2,9 ребенка, в том числе в США- 2,1, Китае - 1,9, России - 1,4, Германии - 1,2 ребенка.

12 Mongolia: Poverty Assessment in a Transition Economy. World Bank. Washington, 1996,p.22.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/МОНГОЛИЯ-ПЕРЕСТРОЙКА-В-СОСЕДНЕЙ-СТРАНЕ-ОПЫТ-ПРОБЛЕМЫ-ПЕРСПЕКТИВЫ

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Қазақстан ЖелідеКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В.СОКОЛИНСКИЙ, Н. СОНИНТАМИР, МОНГОЛИЯ. ПЕРЕСТРОЙКА В СОСЕДНЕЙ СТРАНЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 26.09.2022. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/МОНГОЛИЯ-ПЕРЕСТРОЙКА-В-СОСЕДНЕЙ-СТРАНЕ-ОПЫТ-ПРОБЛЕМЫ-ПЕРСПЕКТИВЫ (дата обращения: 22.11.2024).

Автор(ы) публикации - В.СОКОЛИНСКИЙ, Н. СОНИНТАМИР:

В.СОКОЛИНСКИЙ, Н. СОНИНТАМИР → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Қазақстан Желіде
Астана, Казахстан
389 просмотров рейтинг
26.09.2022 (788 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
СТРАНЫ ВОСТОКА И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Каталог: Информатика 
3 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ МАХМУДА АХМАДИНЕЖАДА
Каталог: История 
3 часов(а) назад · от Urhan Karimov
АРМИЯ И ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ИРАКЕ: 1968-1988 гг.
Каталог: Военное дело 
3 часов(а) назад · от Urhan Karimov
CHRONICLE NOTES 2012
5 часов(а) назад · от Urhan Karimov
A POSTMODERN VIEW OF HISTORY IN THE NOVELISTICS OF IHSAN OKTAY ANAR
5 часов(а) назад · от Urhan Karimov
JAMES PALMER. THE BLOODY WHITE BARON. THE EXTRAORDINARY STORY OF THE RUSSIAN NOBLEMAN WHO BECAME THE LAST KHAN OF MONGOLIA
6 часов(а) назад · от Urhan Karimov
А.Ю. ДРУГОВ. ИНДОНЕЗИЯ НА ГРАНИ СТОЛЕТИЙ (1997-2006 гг.)
Каталог: Политология 
6 часов(а) назад · от Urhan Karimov
VIII СЪЕЗД РОССИЙСКИХ ВОСТОКОВЕДОВ В КАЗАНИ
Каталог: Вопросы науки 
6 часов(а) назад · от Urhan Karimov
МЕЖЭЛИТНЫЙ КОНФЛИКТ В ИРАНЕ (1989-2010 гг.)
6 часов(а) назад · от Urhan Karimov
RUSSIA AND MONGOLIA ARE ON THE PATH OF STRATEGIC PARTNERSHIP. R. B. Rybakov, L. Khaisandai (ed.)
Каталог: Политология 
Вчера · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

МОНГОЛИЯ. ПЕРЕСТРОЙКА В СОСЕДНЕЙ СТРАНЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android