НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ VI САММИТА ШОС В БИШКЕКЕ
Состоявшееся в середине августа прошлого года турне председателя КНР Ху Цзиньтао по странам Центральной Азии, кульминацией которого стало его участие в работе шестого заседания совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), продемонстрировало новый вектор политики Китая в этом регионе, а также в отношении ШОС. Создается впечатление, что Пекин намерен сделать ставку на Центральную Азию как на ключевое звено системы обеспечения энергобезопасности КНР, используя ШОС как эффективный механизм сохранения стабильности в регионе.
САММИТ, КОТОРОГО МОГЛО И НЕ БЫТЬ
Согласно решениям V юбилейного саммита ШОС, проходившего в июне 2006 г. в Шанхае, местом проведения следующего саммита должна была стать столица Киргизии - Бишкек. Но довольно скоро многие информационные агентства Центральной Азии стали сообщать о том, что бишкекский саммит находится под угрозой срыва по причине больших финансовых трудностей, которые испытывает киргизское руководство. Члены ШОС даже обсуждали возможность переноса шестого саммита в другую страну шанхайской "шестерки"1. Однако эти опасения не подтвердились, и в конце концов представительный региональный форум состоялся именно в Бишкеке.
Впрочем, незадолго до начала саммита президент Киргизии К. Бакиев заявил, что значительная часть средств для проведения столь представительного мероприятия была выделена не из киргизского бюджета, а безвозмездно предоставлена КНР2. Так, именно китайские рабочие участвовали в спешной реконструкции госрезиденции "Ала-Арча". Помимо этого, Пекин предоставил киргизскому руководству мусоровозы на сумму $1,3 млн, а также 300 автобусов и 30 легковых автомобилей - в день саммита они использовались для перевозки иностранных делегаций. Таким образом, китайское руководство в значительной мере финансировало проведение бишкекского саммита ШОС из своих средств, что указывает на особую важность, которую в Пекине придавали этому форуму.
Более того, за несколько дней до начала саммита ШОС в Бишкек с государственным визитом прибыл сам председатель КНР Ху Цзиньтао в сопровождении весьма представительной делегации, в которую вошли вице-премьер госсовета КНР У И, глава Минобороны Цао Ганчуань, глава МИД Ян Цзечи, председатель госкомитета по делам развития и реформ Ма Кай, а также министр коммерции Бо Силай. В ходе визита были заключены принципиально важные соглашения, гарантирующие киргизской экономике значительный приток китайских инвестиций. Так, экспортно-импортный банк КНР выдал льготный кредит на строительство Кызыл-Кийского цементного завода, а Государственный банк развития (ГБР) КНР финансировал крупнейшую в стране телекоммуникационную компанию "Кыргызтелеком". Кроме того, руководство ГБР заявило о намерении создать спецфонд для кредитования малого и среднего бизнеса в Киргизии. Наконец, Бишкек и Пекин договорились о строительстве железной дороги, которая должна связать Узбекистан, Киргизию и Китай3.
БАЗА США В КИРГИЗИИ ПОКА ОСТАЕТСЯ
Сведения о причинах столь неожиданной щедрости Пекина начали просачиваться в прессу еще перед началом саммита ШОС. Так, из источников в руководстве Киргизии стало известно, что в обмен на финансовую помощь руководство КНР ожидает от президента К. Бакиева более решительных действий в отношении базы американских ВВС в киргизском аэропорту Манас под Бишкеком.
Эта база использовалась американскими военными с декабря 2001 г, как ключевой авиамобильный центр для поддержки операции "Несокрушимая свобода" в Афганистане, а осенью 2005 г. после закрытия американской авиабазы Карши-Ханабад в Узбекистане сюда были переведены военно-транспортные самолеты С-130 - договоренности об этом были достигнуты в ходе встречи К. Бакиева с госсекретарем США К. Райс. Впрочем, еще в 2004 г. в июльской декларации саммита ШОС в Астане содержался призыв к Вашингтону определиться со сроком вывода своих ВВС с территории Киргизии. В мае 2006 г. К. Бакиев даже намеревался увеличить ежегодную плату за аренду базы с $2 млн. до $207 млн, однако в итоге после переговоров было принято решение о том, что США будут оказывать Киргизии экономическую помощь в размере около $150 млн, причем плата за базу будет входить в эту сумму. Впоследствии весной 2007 г. киргизский парламент начал бурную кампанию по выдворению базы.
Как ожидали многие эксперты, именно на саммите ШОС в Бишкеке К. Бакиев должен был потребовать от США вывода авиабазы, однако этого не произошло. Возможным объяснением этого может служить то
стр. 15
обстоятельство, что в соответствии с принятой США программой "Вызовы тысячелетия" Бишкеку обещано $16 млн. безвозмездной помощи4. Координатором этой программы стало Агентство США по международному развитию (USAID) - структура, близкая к госдепартаменту США5.
Впрочем, о необходимости вывода американских баз из Центральной Азии не говорил в Бишкеке и сам председатель КНР. Выступление Ху Цзиньтао перед участниками VI саммита ШОС было в основном посвящено утверждению концепции "гармоничного мира", которая должна привести к "установлению более справедливого миропорядка"6, а официальные высказывания председателя КНР в Бишкеке были подчеркнуто миролюбивыми, что, скорее всего, отнюдь не является случайностью.
ЧЕМ ОБЪЯСНЯЕТСЯ ПОДЧЕРКНУТОЕ МИРОЛЮБИЕ КИТАЯ?
В этом отношении весьма показательно, что китайский лидер не поддержал дискуссию о развертывании Соединенными Штатами системы своей противоракетной обороны (ПРО), которая имела шанс стать едва ли не ключевой темой саммита. Дело в том, что на министерских конференциях стран "шестерки", которые проходили в Бишкеке в июне и июле 2007 г. в рамках подготовки к саммиту, тема ПРО неоднократно поднималась представителями российской стороны. Внимание Москвы к теме ПРО вполне понятно - планы Вашингтона по размещению своего радара в Чехии и десяти ракет-перехватчиков в Польше стали причиной заметного охлаждения в отношениях между Россией и США. В июне 2007 г. министр обороны РФ Анатолий Сердюков заявил в Бишкеке о том, что "размещение элементов ПРО США в Европе не только нарушает военно-стратегический паритет, но и ставит под угрозу взаимодействие между Россией и структурами ЕС и НАТО в области безопасности". По его словам, "такие действия вызывают в памяти времена "холодной войны"7. Об опасных последствиях односторонних действий США в области ПРО говорил в Бишкеке и глава российского МИДа С. Лавров.
Учитывая заявления российских министров, можно было ожидать, что тема ПРО будет серьезно обсуждаться на саммите ШОС и будет отражена в Бишкекской декларации. Поддержка этой темы Китаем была бы вполне логична - в настоящий момент США, Австралия и Япония ведут активные переговоры о создании совместной системы ПРО на Тихом океане, которая, как официально было объявлено, направлена на сдерживание КНДР. Последний раунд этих переговоров, начавшихся еще в марте 2007 г., проходил на форуме АТЭС в Австралии в сентябре прошлого года. Однако фактически, как отмечалось в майском (2007 г.) докладе Пентагона Конгрессу США о состоянии вооруженных сил КНР8, эта же система сможет блокировать ядерные силы Китая, размещенные на стратегических атомных подводных лодках в Тихом океане.
И, тем не менее, единственным лидером, который пытался развернуть дискуссию по проблеме ПРО, стал приглашенный на саммит ШОС президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. Он заявил о том, что "намерение некоторых стран разместить ПРО в некоторых точках мира угрожает не только одной стране - но касается и Евразийского континента, и Азии, и членов ШОС"9. Однако никакой реакции со стороны председателя Ху Цзиньтао на эти слова не последовало. И если президент РФ В. Путин все же озвучил российский ответ на следующий день (17 августа, в день завершения антитеррористических учений ШОС "Мирная миссия-2007" на российском военном полигоне Чебаркуль, президент РФ объявил о возобновлении полетов российской стратегической авиации), то Пекин вообще проигнорировал эту тему.
Таким образом, на наш взгляд, VI саммит ШОС в Бишкеке во многом был использован китайским руководством в том числе для того, чтобы продемонстрировать принципиальную незаинтересованность Пекина в превращении организации в военный блок. И хотя военные из КНР приняли активное участие в "Мирной миссии-2007" (1,7 тыс. солдат, а также вертолеты G-9, Ми-17 и штурмовики G-7A), командующий группировкой Народно-освободительной армии Китая (НОАК) генерал-полковник Сюй Цилянь всякий раз неустанно подчеркивал, что "учения не направлены против третьих стран"10.
Какие же цели в первую очередь преследовало китайское руководство в Бишкеке?
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
Это выяснилось лишь вслед за завершением самого саммита ШОС, после визита Ху Цзиньтао в Казахстан. В Астане председатель КНР Ху Цзиньтао и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписали целый ряд масштабных энергетических контрактов и, прежде всего, пакет договоров о строительстве трубопроводов между Казахстаном и КНР. Согласно этим договорам, предусматривается строительство второй очереди нефтепровода Атасу - Алашанькоу. Этот нефтепровод, пропускная способность которого составляет 10 млн. т в год, был окончательно достроен в декабре 2005 г. и стал первой трубой, связавший Китай с Центральной Азией. Тогда работы велись ударными темпами (менее двух лет) и обошлись в $806 млн. На этот раз вторая очередь нефтепровода должна связать Китай с казахстанскими месторождениями на Каспии. Оператором проекта с китайской стороны будет крупнейшая в КНР нефтегазовая госмонополия "Китайская национальная нефтегазовая корпорация" (КННК), занимающая на этом рынке крепкие позиции после покупки в августе 2005 г. за $4,18 млрд. компании PetroKazakhstan. Как подчерк-
стр. 16
нул руководитель КННК Цзянь Цзэминь, уже к 2009 г. нефтепровод будет построен и заработает на полную мощность11. А Назарбаев заверил китайского гостя, что в 2011 г. нефтедобыча на Каспии будет запущена в полную силу12.
В ходе того же визита был подписан не менее важный договор о транспортировке энергоносителей из Центральной Азии в Китай. Ху Цзиньтао и Н. Назарбаев договорились о том, что именно через Казахстан пройдет газопровод Туркмения - Китай. Строительство этого газопровода станет вторым крупнейшим энергетическим проектом Пекина в Центральной Азии.
Его реализация началась еще в апреле 2006 г., когда тогдашний президент Туркменистана Сапармурат Ниязов согласовал в Пекине условия о соглашении сотрудничества, предусматривавшее строительство прямого газопровода из Туркмении в Китай и ежегодные поставки 30 млрд. куб. м туркменского газа. Однако в декабре 2006 г. президент Ниязов неожиданно умер, что поставило под сомнение реализацию данного соглашения.
Новый туркменский президент Гурбангулы Бердымухаммедов в начале 2007 г. твердо пообещал тогдашнему премьеру РФ М. Фрадкову, что преимущественное право импорта газа вплоть до 2028 г. останется у российского "Газпрома", поскольку Ниязов не успел скрепить подписью договор с китайцами, а никаких новых шагов в этом направлении Ашхабад не планирует. В итоге в мае 2007 г. президенты России, Казахстана и Туркмении подписали соглашение о строительстве прикаспийского газопровода, который, по мысли Москвы, окончательно привяжет туркменский ТЭК к России.
Однако в конце июля 2007 г. Гурбангулы Бердымухаммедов посетил Пекин с первым визитом и вместе с Ху Цзиньтао подписал между Госагентством по углеводородным ресурсам Туркменистана и КННК соглашение о разделе продукции на газовом месторождении Багтыярлык на правобережье Амударьи, которое станет сырьевой базой для строительства газопровода "Центральная Азия" из Туркмении в Китай. Кроме того, КННК подписала с "Туркменгазом" 30-летний контракт на поставку 30 млрд. куб. м газа ежегодно, начиная с 2009 г. При этом Пекин выдал Ашхабаду льготный кредит, который пойдет на закупку китайских буровых установок13.
ГАРАНТ СТАБИЛЬНОСТИ
Таким образом, поездка председателя КНР в Центральную Азию позволила Пекину заключить ряд принципиально важных соглашений о поставках энергоносителей, жизненно необходимых для растущей китайской экономики. Фактически после этого турне Центральная Азия превращается в едва ли не ключевое и самое надежное звено системы энергобезопасности КНР.
Конечно же, большая часть нефти в КНР поступает из стран Ближнего Востока, а также из Африки (Черный континент обеспечивает треть импортируемой Китаем нефти), однако энергоресурсы из этих регионов транспортируются в Китай по морю, а значит энергопоставки могут подвергнуться значительному риску. Например, в случае начала войны в Персидском заливе и блокадой Ираном Ормузского пролива Пекин рискует лишиться почти всей ближневосточной нефти. А в случае перекрытия каким-либо государством Малаккского пролива КНР и вовсе может лишиться энергоносителей и из Африки, и с Ближнего Востока. Поиск обходных маршрутов увеличит цену энергоносителей и затянет срок их доставки к берегам КНР. Развиваемые же Китаем альтернативные варианты (в частности, поставки нефти из Венесуэлы и сжиженного природного газа из Австралии) также нельзя признать достаточно надежными - ведь и в этих случаях транспортировка будет идти по морю.
Именно поэтому транспортировка энергоносителей через сухопутные магистральные трубопроводы представляется Пекину лучшей гарантией собственной энергобезопасности. А потенциальных баз энергоресурсов для этого существует всего две - Восточная Сибирь и Центральная Азия. Все это время Пекин работал в обоих направлениях. Так, еще в марте 2006 г. В. Путин в ходе своего визита в Пекин присутствовал при подписании меморандумов о поставках российских энергоносителей в Китай. Однако реализация этих амбициозных проектов до сих пор тормозится многими нерешенными вопросами между российскими и китайскими госкомпаниями, среди которых, прежде всего, вопрос о цене поставок.
Как показывает практика, центральноазиатские лидеры оказались для Пекина намного более удобными и сговорчивыми партнерами. По крайней мере, об этом говорит успешный запуск нефтепровода Атасу - Алашанькоу. И в этом смысле ШОС представляется идеальным механизмом поддержания стабильности в регионе, что отвечает долгосрочным интересам Пекина. Не случайно в Бишкекской декларации, принятой по итогам VI саммита ШОС, отмечается, что "стабильность и безопасность в Центральной Азии могут быть обеспечены, прежде всего, силами государств этого региона на базе утвердившихся в нем региональных международных организаций"14.
1 www.fergana.ru (17.02.2007).
2 www.president.kg (01.08.2007).
3 http://www.xinhua.cn (12.08.2007).
4 www.mcc.gov (09.08.2007).
5 www.usaid.gov (10.08.2007).
6 www.xinhua.cn (16.08.2007).
7 РИА "Новости", 27.06.2007.
8 www.defenselink.mil (23.05.2007).
9 www.reuters.com (16.08.2007); Коммерсантъ, 17.08.2007.
10 http://www.xinhua.cn (14.08.2007).
11 www.cnpc.com.cn (19.08.2007).
12 www.xinhua.cn (19.08.2007).
13 www.cnpc.com.cn (18.07.2007); www.turk-menistan.ru (18.07.2007).
14 Адрес документа на официальном веб-сайте ШОС - http://www.sectsco.org/news_de-tail.asp7id-1650&LanguageID=3
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |