Г. АВДЕЕВ, кандидат исторических наук
Исламская Республика Иран проводит в своей внешней политике открыто антиамериканский курс. Открыто антииранскую политику уже более двух десятилетий проводит и Вашингтон. Ирано-американская конфронтация достигла в начале XXI в. того порогового уровня, за которым некоторые аналитики уже отчетливо просматривают военный конфликт по сценариям, опробованным американскими стратегами на Балканах и в Ираке.
Изначально антиамериканская направленность внешней политики современного Ирана была сформулирована лидером исламской революции 1978 - 1979 гг. имамом Хомейни. В основе ее лежал один из главных лозунгов революции - "Ни Восток, ни Запад - Исламская Республика", в котором отразилась позиция шиитского духовенства в отношении великих держав, ее разделяло тогда абсолютное большинство иранских мусульман. В глазах Хомейни шах при всем показном почитании ислама олицетворял его заклятого врага, поскольку он превратил Иран в вотчину американцев и благоволил их верному союзнику на Ближнем Востоке - Израилю1.
Вмешательство США во внутренние дела Ирана уходит своими корнями в начало 50-х гг. XX в., когда правительство националистического политика Мохаммада Мосаддыка приняло закон о национализации нефтяной промышленности Ирана. План государственного переворота в Тегеране был подписан президентом США Д. Эйзенхауэром и осуществлен под руководством резидента ЦРУ на Ближнем Востоке Кермита Рузвельта2. Толчком к свержению правительства Мосаддыка стал его отказ принять условия США и Англии в вопросе о контроле над иранской нефтью3. Новым премьер-министром страны был назначен хорошо известный в американских политических кругах и близкий к шахскому двору отставной генерал Фазулла Захеди.
Государственный переворот в августе 1953 г. расчистил путь к нефтяным богатствам Ирана американским нефтяным компаниям. США, кроме того, сумели существенно оттеснить от иранской нефти Великобританию, которая в течение полувека почти монопольно распоряжалась национальным богатством иранского народа. Именно это обстоятельство позволило имаму Хомейни спустя много лет заявить, что именно "Британия угнетала иранский народ, причиняла ему страдания и... привела к власти шаха Резу"4. Однако не только разграбление природных богатств иранского народа имел в виду имам Хомейни. "Почти двадцать лет мы, религиозные ученые и мусульманская нация в целом, - говорил Хомейни, - испытывали жесточайшее давление. Реза-шах хотел, чтобы от шариата не осталось и следа. Разумеется, исполнить свое намерение ему не удалось. Но все, что хоть в малейшей степени напоминало пропаганду ислама, было [им] запрещено"5.
Свержение правительства Мосаддыка стало исторической вехой в ирано-американском сближении. Помимо получения доступа к иранским энергоносителям, Вашингтон отводил Ирану важную роль в осуществлении собственных геостратегических задач, которые США решали в период "холодной войны". В частности, Вашингтон разместил на иранской территории американский военный персонал, в чью задачу должно было входить, помимо перевооружения и модернизации иранской армии, ведение военной разведки против Советского Союза.
Своим бесцеремонным вмешательством в культурную и духовную жизнь иранцев, игнорированием религиозных традиций и обычаев, в основе которых лежат нормы шариата, США восстановили против себя широкие слои иранского населения, чем не преминуло воспользоваться шиитское духовенство. Оценивая политику США в отношении Ирана, имам Хомейни говорил: "Что же касается Америки, то она навязала нам нынешнего шаха, достойного преемника своего отца. За время своего правления он превратил Иран в официальную колонию Соединенных Штатов. Каких только страшных преступлений он не совершал, стараясь угодить своим хозяевам!"6 Начатые шахом по рекомендации американских советников в начале 60-х гг. прошлого столетия реформы, получившие название "Белой революции шаха и народа", наряду с определенными положительными результатами в сфере материального
стр. 28
производства и реструктуризации национальной экономики, привели в начале 70-х гг. к серьезным диспропорциям в развитии ведущих отраслей промышленности и сельского хозяйства. Инвестиционная политика шахского правительства, проводившаяся под диктовку МБРР и МВФ, усугубленная коррупцией придворной верхушки, крупного чиновничества и шахского генералитета, привела к углублению пропасти между бедными и богатыми.
Хомейни отмечал: "Наша проблема такова: наше казначейство опустошается, чтобы набить карманы Америки, а та мелочь, которая остается, исчезает в карманах шаха и его банды. Они покупают себе виллы и все прочее за границей, их банковские счета пополняются народными деньгами, а страна влачит нищенское существование"7.
Беднота и разорившиеся крестьяне в массовом порядке мигрировали в поисках работы в большие города, особенно в Тегеран. Не случайно именно столица страны стала ареной наиболее острой и кровопролитной борьбы против шахского режима. Антишахское движение вобрало в себя практически весь социальный спектр иранского общества: рабочих-нефтяников, ремесленников и мелких предпринимателей, значительную часть "базара", студенческую молодежь и домохозяек, сельских батраков и демократически настроенную интеллигенцию. Однако призывая иранский народ к борьбе против шаха и американцев, Хомейни взывал не к классовому самосознанию, а религиозному чувству иранцев, воспитанных в духе почитания шиитских имамов. Последователи шиизма выступают за совмещение религиозной и светской власти в руках руководителя исламской общины.
Оккупация Ирака в 2003 г. американскими войсками привела к тому, что ирано-американские противоречия приобрели еще большую остроту. Присутствие войск США в непосредственной близости от иранской границы является одним из факторов, провоцирующих риск возможного прямого столкновения двух антагонистов - ИРИ и США. Успешное противостояние ИРИ политике США на Среднем Востоке в 1979 - 2005 гг. показало способность тегеранского режима проводить независимую внешнюю политику, полагаясь на собственное видение национальных интересов. Несмотря на ощутимые экономические потери, которые несет Иран в течение последних 25 лет, лишившись американских инвестиций и технологий, необходимых для развития собственной промышленности, руководство Ирана продолжает занимать активную антиамериканскую позицию.
В целях изменения политического курса ИРИ и смены правящего исламского режима США ведут целенаправленную антииранскую пропаганду и готовы поддержать даже такие военизированные формирования, как "Моджахеддине хальк"*, которые террористическими методами ведут подрывную борьбу против Ирана и находятся в американском списке террористических организаций. Предложение об оказании поддержки иранским боевикам звучали в администрации Белого дома еще в 1990-х гг. в рамках готовившейся для Ирана "бархатной революции"8.
Большой вклад в разжигании антииранской истерии принадлежит ныне американским СМИ, которые используют любой повод для того, чтобы дискредитировать тегеранские власти и представить их в качестве явных или скрытых сообщников международного терроризма. Американские СМИ не упускают возможности очернить тегеранский режим в глазах мирового общественного мнения, пытаясь привязать Иран к наиболее громким терактам мирового масштаба. Показательным примером такого манипулирования может служить расследование обстоятельств нападения на торговый центр в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г.: два ведущих американских еженедельника - "Тайм" и "Ньюсуик" опубликовали "сенсационные данные" о том, что восемь будущих угонщиков самолетов в период с октября 2000 г. по февраль 2001 г. с ведома иранских спецслужб якобы находились на территории Ирана9. Эти публикации были призваны представить официальный Тегеран в качестве пособника террористической организации "Аль-Каида".
Новая фаза обострения ирано-американских отношений началась с приходом к власти на президентских выборах 2005 г. шиитского радикала Махмуда Ахмадинежада. Его победа на выборах была предопределена жесткой антиамериканской позицией высшего шиитского руководства Ирана во главе с рахбаром (духовным руководителем страны) аятоллой Али Хаменеи. Курс на поиск компромисса с Западом, который внутри Ирана и в определенных международных кругах связывался с возвращением на президентский пост А. А. Хашеми-Рафсанджани, не оправдался. На выборах 2005 г.
* Организация "Моджахеддине хальк" ("Народные борцы") создана в 60-е гг. XX в., использовала методы террора в борьбе против шахской диктатуры, а затем против режима победившей в Иране исламской революции. Ее деятельность в Иране запрещена.
стр. 29
иранцы отдали предпочтение политику-практику, готовому твердо и последовательно проводить антиамериканский курс имама Хомейни.
Первые шаги нового президента во внутренней и внешней политике сразу дали понять, что никакие международные санкции не остановят Иран на пути превращения страны в ведущую региональную державу, символом чего стала сегодня национальная ядерная программа.
Впрочем, так называемое "ядерное досье Ирана" обросло в настоящее время многочисленными спекуляциями, призванными закамуфлировать политику США на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, где Иран занимает одно из ключевых мест, препятствуя США укреплять там свои позиции. В частности, в контексте ирано-американского противостояния печать США для дискредитации шиитского руководства Ирана активно использует его антиизраильскую риторику.
Между тем, защита прав арабского народа Палестины является сквозной темой в выступлениях всех крупных религиозно-политических деятелей Ирана после исламской революции в 1979 г. Много внимания уделяли ей имам Хомейни и нынешний духовный лидер иранцев А. Хаменеи.
Позиция шиитского духовенства Ирана в отношении Израиля является исключительно негативной не только в силу господства в стране идеологии шиизма. Она полностью совпадает с позицией ведущих идеологов и политиков арабского мира, которую известный египетский журналист и интеллектуал Мохаммед Хейкал охарактеризовал как "смесь ярости и отвращения". Вместе с тем, ряд резко негативных высказывании президента Ирана Ахмадинежада в адрес Израиля в феврале 2006 г. многими аналитиками и политиками воспринимается как своеобразный популизм, направленный на объединение иранцев перед угрозой возможной агрессии со стороны США и их союзников.
Несмотря на то, что в современном Иране почти 90% населения исповедуют ислам шиитского направления, религиозным меньшинствам предоставлены права исповедовать свою религию. Свобода вероисповедания рассматривается шиитским духовенством как одно из значительных завоеваний иранской революции, которое дает всем иранцам возможность сохранить свою национальную идентичность и не раствориться среди других народов. "Поскольку наша цель - сохранить национальную самобытность иранской нации, - заявил президент Ирана М. Хатами в 1999 г., - мы должны осознать, что ее основа - ислам. При этом мы не отрицаем религии других наших соотечественников, таких как зороастрийцы, евреи, армяне. Это исходит от величия ислама, создавшего условия для взаимного их проживания"10.
Приход к власти в Иране шиитского духовенства обернулся для США потерей сильнейшей страны этого региона, которая прежде наряду с Саудовской Аравией обеспечивала контроль США в зоне Персидского залива. Исламская революция разрушила одну из опор американской стратегии на Ближнем Востоке, ослабила американские позиции в исламском мире в целом. Иран стал не только врагом США, но и своего еще недавнего союзника - Саудовской Аравии. В зоне Залива возросла политическая нестабильность, усиливается вражда между последователями двух главных направлений ислама - шиитами и суннитами, что подхлестывает в регионе гонку вооружений.
К настоящему времени ирано-американские противоречия носят уже системный характер. Они охватывают широкий спектр политических, экономических, геостратегических, культурных и идеологических вопросов, по которым стороны стоят на противоположных позициях. Эти противоречия, имеющие длительную историю, в настоящее время с добавлением фактора "ядерного досье" Ирана приобрели характер стратегического противостояния.
Ирано-американские отношения после президентских выборов в Иране в июне 2005 г. вступили в новую фазу развития. С приходом к власти Махмуда Ахмадинежада появилась опасность, что зародившийся в конце 70-х гг. XX в. американо-иранский межгосударственный конфликт может превратиться в межцивилизационный, пагубные последствия которого для мирового сообщества трудно даже предсказать.
В лице США и Израиля, с одной стороны, и шиитского Ирана - с другой, мы имеем сегодня два непримиримых субъекта международных отношений, которые придерживаются диаметрально противоположных взглядов на современную трактовку международного права. Сложное переплетение политических и религиозных факторов, составляющих главную основу ирано-американских противоречий, только усугубляет их проявление и может нанести непоправимый ущерб международной стабильности далеко за пределами Большого Ближнего Востока.
1 Имам Хомейни. Путь к свободе. Речи и завещание. 2 изд. М., "Палея-Мишин", 1999, с. 195.
2 Алиев С. М. История Ирана. XX век. М., ИВ РАН - Крафт +, 2004, с. 285.
3 Там же, с. 291.
4 Имам Хомейни. Путь к свободе.., с. 252.
5 Там же.
6 Аятолла Хаменеи. Свет исламской революции. Речи и выступления Руководителя Исламской Республики Иран. М., "Палея-Мишин", 2000, с. 261.
7 Махачев Г. Н. Исламское измерение. М., "Новости", 2002.
8 Наша версия, N 4, 30.01.06.
9 Братерский М. В. Иран и арабские страны: традиционный конфликт и роль США. Мировая экономика и международные отношения 2003, N 11, с. 81 - 90.
10 Хатами М. Воспоминание о друзьях. Речь президента М. Хатами перед иранцами, проживающими в Катаре, 20.05.1999 г. Изд. Главного управления по делам культуры иранцев за рубежом (на перс. яз.).
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |