Libmonster ID: KZ-2298
Author(s) of the publication: А. ШЕВЯКОВ

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ СОТРУДНИЧЕСТВА НАШЕГО ЮЖНОГО СОСЕДА С МОЛОДЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА И С РОССИЕЙ

Центральная Азия (ЦА) и Кавказ - две региональные системы, расположенные в глубине Евразийского континента, - привлекают в последнее время все большее внимание турецких политиков, рассматривающих эти регионы как зону своих разносторонних интересов. С подачи турецких СМИ эти два региона даже объединены в одно целое, которое они называют "Центральной Евразией" или даже просто "Евразией" - термин географически и политически не вполне корректный, но понятный всем и весьма удобный для общего обозначения двух данных территорий.

В борьбе за влияние в Центральной Евразии сталкиваются интересы ряда государств, прежде всего России, Турции и Ирана. Но определенный интерес к ней проявляют прежде всего США, а также ФРГ, Франция, Великобритания, Израиль, КНР, Индия, Пакистан, Саудовская Аравия. Однако интересы России, Турции и Ирана явно преобладают, поскольку эти государства - естественные географические соседи Центральной Евразии - особенно заинтересованы в стабильности и безопасности в данном регионе, ибо обстановка в нем прямо влияет на обстановку и в этой тройке государств.

Для Турции особое стратегическое значение имеет бывший советский Кавказ. Во-первых, как своеобразное "окно" в Центральную Азию, с которой у Турции нет общих границ. И, во-вторых, как регион, с которым связана энергетическая безопасность страны. Как известно, своих энергоресурсов у Турции мало, и жизнедеятельность всей экономики этой страны тесно связана с сооружением нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД) и выходом через него на центральноазиатский рынок нефте- и газопродуктов. Этот проект приоритетен для Турции, поскольку открывает возможности получения энергоресурсов из закаспийских государств не только в ближайшей, но и в отдаленной перспективе, обеспечивая экономический рост страны. Строительство трубопровода, который как бы "огибает" Россию, проходя через Азербайджан и Грузию, началось в 2002 и, возможно, закончится в 2004 г. 1

Особенно интенсивно развиваются двусторонние военные связи Турции с государствами Кавказа и Центральной Азии. Официальные представители турецких спецслужб наводнили бывшие республики Советского Союза от Грузии и Азербайджана до Узбекистана. Спецподразделения Турции принимают участие в подготовке своих коллег из аналогичных структур Казахстана, Грузии, Азербайджана и Узбекистана. Небезынтересно, что вопросы евроатлантического партнерства с государствами Центральной Азии в штаб-квартире НАТО в бельгийском Монсе курирует турок Осман Явузали 2 . Все это делается с благословения США, действующих и через Анкару для получения доступа к нефти и газу Центральной Азии.

НЕ УПУСТИТЬ СВОЙ ШАНС!

Однако в сложной политической игре, разворачивающейся с участием России, США, Турции, Ирана и Китая, страны ЦА чувствуют себя заложниками сложившихся обстоятельств. Охотно принимая экономическую, военную и гуманитарную помощь Турции, эти государства, в общем, сегодня отвергают ее политический диктат и пресекают ее попытки навязать им роль "младшего брата" в двусторонних отношениях; исключение составляет лишь Азербайджан. Влияние Турции на входящие в Ташкентский Договор о коллективной безопасности (ДКБ) Таджикистан, Казахстан, Киргизию и Армению вообще сильно ограничено, поскольку Анкара мало что может здесь противопоставить Москве. Но что касается Азербайджана, Грузии, Узбекистана и Туркменистана, то здесь Турция определенно стремится не упустить свой шанс.

Эта страна хочет расширить свое влияние и за пределами центральноевразийского региона. Известны прежние попытки Анкары создать некое "Тюркское содружество", в которое, помимо Турции, входили бы тюркские регионы России, в частности Татарстан и Башкортостан. Предполагалось, что членами "содружества" станут также Азербайджан и государства Центральной Азии (ЦА) 3 . Однако утопичность этого проекта была видна с самого начала - сколько-нибудь серьезно продвинуться по пути его реализации Турции не удалось. В свое время она не смогла оказать государствам Центральной Азии достаточную финансово-экономическую и политическую помощь, на которую они рассчитывали, что также ограничило ее присутствие в данном регионе. Турецкие претензии (правда, не особо афишируемые на официальном уровне) на лидерство

стр. 18


в регионе на основе этно-идеологических лозунгов пантюркизма также не нашли отклика в государствах Центральной Азии. Хотя надежда на превращение страны в деловой и политической перекресток Азии, Европы и Ближнего Востока в Турции все же пока сохраняется и основная надежда здесь возлагается на реализацию проектов транскавказского транспортного коридора, в первую очередь его нефтегазовой составляющей.

Есть у Анкары и другая внешнеполитическая проблема, заметно отвлекающая ее от решения вопросов дальнейшего проникновения в Центральную Азию и на Кавказ - бесплодные пока попытки вступления страны в Европейский Союз (ЕС) 4 . При этом Турция явно рассчитывает использовать свое влияние на государства ЦА и Кавказа в качестве дополнительного аргумента для своего вступления в ЕС - ведь через нее этот Союз получит возможность оказывать влияние на целый ряд стран. И опять "топливно-энергетические аргументы" выступают в качестве решающих: турецкие политики утверждают, что со временем их страна может стать "топливным терминалом Европы", ибо именно через нее центральноазиатские нефть и газ могут транзитом следовать в европейские страны 5 . Однако и они - эти аргументы - пока не производят должного впечатления на европейских политиков.

Многие российские аналитики считают, что стремление Турции получать из Азербайджана и государств Центральной Азии дешевые нефть и газ как в своих собственных интересах, так и "для Европы" - не главная цель этой страны. Главное - желание иметь в данном регионе и, прежде всего, на Кавказе, геополитическое и стратегическое преимущество над Россией и Ираном, контролировать проходящие через регион торгово-транспортные пути, что обеспечит бесспорное главенство в регионе 6 . Это стремление Турции, что немаловажно, находит понимание и поддержку в США.

Рассмотрим теперь вопрос о том, как "работает" Турция в разных странах региона.

МИРОЛЮБИЕ - НЕ СЛАБОСТЬ

Обратимся прежде всего к России, которая, безусловно, является полноценным членом Кавказского региона. На Кавказе расположены 10 субъектов РФ. После распада СССР отношения Турции с Москвой складывались не лучшим образом: взаимные обвинения следовали одно за другим. Принимая миролюбивую политику нашей страны за слабость и считая самою себя единственным полномочным представителем Запада и НАТО в этой части Азии, Анкара развернула компанию критики России, которая, кстати, правда, несколько ослабнув, продолжается до сих пор.

Тогдашний глава турецкого правительства Бюллент Эджевит говорил, что Россия "...вряд ли сможет нейтрализовать роль Турции в Центральной Азии" (чего Россия и не собиралась делать). В этом же контексте его министр иностранных дел Исмаил Джем заявил, что за первенство в регионе Анкара намерена "бороться" с Москвой. Вице-премьер турецкого правительства Девлет Бахчели, ни много, ни мало, обвинял нашу страну в дестабилизации ситуации в Центральной Азии и на Кавказе. А авторитетный во властных кругах известный турецкий ученый-русист профессор Хаки Каримли заявил: "Каждый шаг вперед, сделанный Россией в Центральной Азии, на Кавказе и в бассейне Черного моря, - это шаг назад для Турции" 7 .

Российская политика в Центральной Азии и на Кавказе с избранием на пост президента Владимира Путина приобрела наступательный характер. Эта политика Москвы, впрочем, не была неожиданностью для Анкары, которой стало ясно: с надеждами на лидерство в регионе придется проститься. Укрепив сотрудничество с Ираном, Россия выбила у Анкары "исламский козырь", а противопоставить российско-иранскому тандему Анкаре реально нечего. Отсюда - болезненная реакция на складывающуюся в регионе ситуацию и эмоциональные, в принципе не свойственные Анкаре, заявления ее государственных деятелей. В Турции опасались, что дальнейшее усиление влияния России и, в некоторой степени, Ирана на бывшие советские республики Закавказья и Центральной Азии могло повлечь за собой провал амбициозных проектов по прокладке Транскаспийского газопровода (ТКГ) и нефтепровода Баку - Джейхан, что означало бы полное фиаско региональной политики Анкары. В связи с этим в Турции росло число противников проекта "Голубой поток", предусматривающего экспорт российского газа в республику. Директор Турецкой государственной нефтепроводной компании "Боташ" Хайреттин Узун заявил тогда: "Голубой поток" угрожает геополитическим интересам Турции и представляет непосредственную опасность для тюркского мира".

В свою очередь, Москва неоднократно выражала недовольство позицией Стамбула, особенно в "чеченском вопросе", в связи с захватом парома "Аврасья" и гостиницы "Свиссотель", а также в связи с попытками проведения в Турции конференций по Чечне и прочими провокационными действиями 8 .

РОССИЯ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ СОЮЗНИК

После терактов в Нью-Йорке и создания мировой антитеррористической коалиции политика Турции в отношении России изменилась. В ноябре 2001 г. российские и турецкие дипломаты достигли договоренности о продолжении двусторонних консультаций по сотрудничеству в борьбе против международного терроризма, плотной работе по "экономическому измерению российско-турецкого взаимодействия в Евразии". 24 января 2002 г. в Москве состоялись российско-турецкие консультации по антитеррористической проблематике. Делегации двух стран, возглавляемые и.о. директора Департамента по вопросам новых вызовов и угроз, послом по особым поручениям МИД России А. В. Змеевским и генеральным директором Департамента анализа и исследований МИД Турции послом Дж. Дуатепе, обсудили широкий спектр вопросов, связанных с противодействием угрозе международного терроризма 9 . Контакты российских и турецких политиков

стр. 19


по этому вопросу продолжались и в дальнейшем. С турецкой стороны в переговорах по этому вопросу активное участие принимал, в частности, заместитель министра иностранных дел Али Туйгане, неоднократно посещавший нашу страну 10 .

11 сентября 2002 г. в Москве прошла международная конференция "Перспективы сосуществования различных цивилизаций после 11 сентября 2001 г.". Выступавшие на ней турецкие докладчики подчеркивали близость позиций Турции и России на евразийском пространстве, в завуалированной форме предлагали руководству РФ различные формы сближения с Турцией. Профессор-политолог И. Ортайлы заявил, что Россия и Турция - ведущие державы на евразийском пространстве, "медиаторы" между Западом и Востоком, Европой и Азией. Такую функцию-де они выполняли изначально, с момента возникновения обоих государств, которые в равной степени являются культурными и политическими наследниками Византийской империи. В этой связи И. Ортайлы подверг позицию России "мягкой критике", так как она, по мнению ученого, допускает слишком большое смешение своей культуры с культурой "протестантской". Под последней профессор имел в виду культуры и политические системы государств Западной Европы (он назвал Францию, Германию, Голландию), которые негативно влияют на политику России и мешают развитию традиционных добрососедских отношений с Турцией. Это, как подчеркнул И. Ортайлы, отделяет Россию от тюркских истоков ее культуры, приводит к развитию "русского шовинизма", который по степени опасности политолог сравнил с исламским фундаментализмом 11 .

Эти идеи развил в своем выступлении бывший заместитель министра иностранных дел Турции И. Тюркмен. Он подчеркнул, что отношения Турции и России "никогда не были слишком плохими", а в настоящее время еще более улучшились. Россия и Турция являются равными партнерами на евразийском пространстве, и соперников им здесь нет. Но сейчас в евразийские дела активно вмешиваются Соединенные Штаты, которые из-за своей агрессивной позиции отдалились от всего мира" и повсеместно считают себя вправе вершить дела по своему усмотрению. Однако сейчас ситуация в мире изменилась. Действия США в Азии могут привести, а в ряде случаев уже привели к негативным для этой страны последствиям.

И. Тюркмен предложил России помощь в решении ее проблем в Центральной Азии и на Кавказе. Он заявил, что без Турции Россия их решить просто не в состоянии. Причем сотрудничать в этом вопроса две страны должны без оглядки на США, которые присутствуют в Центральной Азии только экономически, т.е. своими деньгами. Если же говорить о "реальном присутствии", т.е. людьми, идеями, культурой, то таковое есть только у России и Турции - они и должны решать кавказские и центрально-азиатские проблемы своими силами, без привлечения помощников извне.

Посол Турции в РФ Наби Шенсой заявил: "Россия и Турция - две великие евразийские державы, фактически империи; именно они определяют политическую погоду на материке. Их политические и экономические связи интенсивно развиваются, что взаимовыгодно". Профессор Н. Октем продолжил: "Русская и турецкая культуры - мост между Западом и Востоком. Здесь (на Востоке) Турция - единственная демократическая страна в Азии, правительства арабских государств - тоталитарные режимы. Поэтому Турция является единственным союзником России".

Эти же идеи турецкие политологи развивали и позже, в частности, на международной конференции "Ближний Восток: отношения с Россией и актуальные проблемы современности", состоявшейся в Москве 26 - 28 ноября 2002 г. 12 Особенно ярким в этом отношении был доклад руководителя делегации турецкого университета "Йедитепе" профессора К. Кеванча. "Надо отметить, - заявил профессор, - что из пятисотлетних отношений России и Турции русско-турецкие войны велись только 50 лет, причем практически всегда они начинались под давлением западноевропейских государств, а остальные 450 лет обе страны поддерживали нормальные отношения, вели взаимовыгодную торговлю, сотрудничали по многим направлениям. Фактически враждовали не Россия и Турция как страны и народы, а Российская и Оттоманская империи, связанные жесткими отношениями с империями европейских стран.

Особенно теплые и многообразные по формам взаимоотношения между Турцией и Россией сложились сейчас, в новое для РФ время. Сотни тысяч российских туристов и торговцев-челноков посещают Турцию - в 2002 г. их число достигло почти миллиона 13 . Турецкие строители и бизнесмены успешно ведут дела в Москве; в качестве примера можно привести большое число строек, которые ведут в российской столице турецкие инженеры и рабочие 14 , а также полюбившуюся москвичам сеть турецких суперуниверсамов "Рамстор" 15 . Спустя несколько недель после завершения конференции "Ближний Восток: отношения с Россией" было завершено строительство газопровода "Голубой поток", соединившего Россию и Турцию; по нему Россия будет поставлять своему южному соседу 16 млрд. куб. м природного газа ежегодно 16 .

Профессор К. Кеванч подчеркнул, что в политической сфере у России и Турции также много общих интересов. В частности, Турция и Россия могли бы вести скоординированную политику в Каспийском регионе. Турция могла бы успешнее, чем сейчас, сотрудничать с тюрко-язычными странами Центральной Азии - Казахстаном, Туркменией, Узбекистаном и Киргизией, но турецкое проникновение туда невозможно без участия России и Ирана. Пока ИРИ противодействует такому проникновению, причем теперешняя дружба России и Ирана тому, увы, способствует... 17

Таким образом, следует с удовлетворением отметить, что за последние годы политика Турции в отношении России изменилась в позитивную сторону. Первоначальная эйфория, вызванная надеждами на полный распад России, попытки создать пантюркистский союз от Турции до Якутии, а также желание подмять под себя все страны и народы тюркоязычного мира прошли. Анкара стала более реалистично

стр. 20


оценивать свою роль в современном мире и пока отказалась от попыток стать единственным лидером на юге постсоветского пространства и в тюркских регионах России. Процесс взаимной интеграции экономик двух стран идет уже несколько лет и постепенно набирает обороты. Как отметил президент России В. В. Путин в ходе визита главы МИД Турции Абдуллы Гюля в Москву в феврале 2004 г., "официальный товарооборот РФ и Турции ежегодно растет на 15 - 20% и составляет сейчас около 6,5 млрд. долл.", а с учетом доходов от туризма и от т. н. "челночной торговли", "общий объем нашего товарооборота будет приближаться примерно к 12 млрд. долл.". Он подчеркнул, что "Россия устойчиво занимает второе место в товарообороте Турции после Германии". Помимо торговых, интенсивно развиваются другие сферы российско-турецких деловых отношений. Наиболее весомые из них - проекты в областях военно- технического сотрудничества и топливно-энергетического комплекса. По мнению обозревателей, визит А. Гюля поможет вывести отношения двух стран на новый виток развития.

Вероятно, до заключения официальных соглашений преждевременно называть конкретные регионы России, в которые турецкие бизнесмены намереваются сделать крупные инвестиции, но можно указать, что "инвестиционный пояс" протянулся от крайнего севера до крайнего юга, причем традиционные "тюркские" регионы в этих проектах играют отнюдь не "первую скрипку". Турецкие предприниматели постоянно и настойчиво ставят вопрос о необходимости законодательных мер по защите иностранных инвестиций в России. Есть все основания надеяться, что разработка и внедрение таких мер - это дело ближайшего времени.

ГЛАВНЫЙ СОЮЗНИК - АЗЕРБАЙДЖАН

Наиболее твердый и последовательный союзник Турции на Кавказе - это, безусловно, Азербайджан. Главная "головная боль" этой страны - проблема Нагорного Карабаха и, как следствие, жесткое противостояние с Арменией. Для противодействия Еревану Баку пытается сформировать стратегический альянс с Турцией и Грузией. Для этого руководство Азербайджана сознательно стремится навязать народу турецкую идентичность. Прямое предложение о вхождении Азербайджана в состав Турции первым озвучил государственный советник президента Азербайджана по внешнеполитическим вопросам В. Гулузаде, что не могло не прозвучать как официальное мнение руководства страны. Сделать это, по мнению авторов предложения, нужно, чтобы защититься от России. Время от времени в Азербайджане на высоком уровне заводятся разговоры о необходимости заключения военного договора с Турцией, а также о создании на территории Азербайджана военной базы НАТО или США. В 2001 г. состоялись впечатляющие по масштабам турецко- азербайджанские маневры, рассчитанные на Тегеран, с которым Баку никак не может поделить Каспий, а также на Ереван - извечный противник Баку 18 .

Сближение с Азербайджаном Анкара первоначально предполагала строить за счет ухудшения отношений с Москвой, но такой путь вскоре был признан бесперспективным. Ведь ухудшение отношений с великим северным соседом наверняка осложнило бы экономическую ситуацию в Турции, и не исключено, что это привело бы к сокращению помощи Анкары Азербайджану, в чем не заинтересованы ни руководство этой республики, ни Турция, продолжающая делать ставку на укрепление всестороннего союза с этой страной.

Впрочем, этот союз развивается далеко не безоблачно. Так, Азербайджан возлагал очень большие надежды на освоение крупного газового месторождения на Каспии Шах-Дениз с запасами газа в 1 трлн куб. м, причем он рассчитывал, что основное финансовое и организационное бремя возьмет на себя "братская Турция". Однако "тюркское единство" в данном случае не сработало из-за экономической сомнительности проекта. Сметная стоимость освоения месторождения растет, а турецкая компания "Botas" не дает гарантий, что газ будет экспортироваться по обусловленным ценам 19 . Экономическая ситуация в самой Турции сейчас не блестящая, и не исключено, что "шефство" над азербайджанским газом Турция отложит до лучших времен. И хотя Баку прилагает массу усилий, чтобы спасти проект, акционеры уже покидают его 20 . Азербайджанские власти из кожи вон лезут, чтобы доказать туркам свою техническую и экономическую компетентность и способность подготовить проект освоения месторождения и само месторождение до того состояния, когда в него можно будет вкладывать средства. Но пока это у них плохо получается, хотя ход работ по этому проекту, включая сроки начала поставок газа в Турцию, неоднократно рассматривался на совещаниях у ныне покойного президента страны Гейдара Алиева 21 .

"БЕЛЬМО" НАГОРНОГО КАРАБАХА В "ТУРЕЦКОМ ГЛАЗУ"

Иначе складываются отношения Турции с Арменией. Уже около 10 лет две страны не имеют дипломатических отношений, а граница между ними закрыта 22 . Турция и Азербайджан проводят политику полной блокады Армении. Даже после присоединения последней (с 6 сентября 2003 г.) к Всемирной торговой организации (ВТО) 23 Турция продолжила блокаду, о чем официально уведомила Организацию 24 . В основе такого, явно ненормального положения две проблемы: известный геноцид армян в Османской империи в 1915 г. и ситуация с Нагорным Карабахом. Турция закрыла границу с Арменией, выражая поддержку тем самым Азербайджану, 20% территории которого оккупировано вооруженными формированиями этнических армян - Армией Нагорного Карабаха 25 . Кроме того, Турция опасается территориальных претензий со стороны Армении и рассматривает Армению как государство, совершившее против нее и турецкого народа неправомерные действия. В версии Турции (поддерживаемой рядом европейских исследователей) во время первой мировой войны армянские сепаратисты вырезали турок - мужчин, женщин, детей, в связи с чем

стр. 21


правительством Турции были приняты меры по депортации армян 26 .

Одним словом, речь идет о застарелом и крайне болезненном конфликте. Остроты ему добавляет тот факт, что охрану трехсоткилометровой турецко- армянской границы осуществляют российские погранвойска, а в самой Армении, в Гюмри, расположена российская военная база 27 . Турция относится к этому негативно, хотя, по мнению армянской стороны, никакой угрозы Турции от присутствия в сопредельной стране российских военнослужащих не существует 28 . По словам президента Республики Армения (РА) Р. Кочаряна, "...присутствие России в Армении и на Кавказе вообще является стабилизирующим фактором в регионе и серьезным элементом безопасности" 29 .

С середины 90-х гг. Армения активно развивает сотрудничество со странами, являющимися историческими соперниками Турции, например, с Сирией и Грецией. Внешняя политика Еревана, которую связывают с именем главы армянского МИД Вардана Осканяна, направлена на формирование армянского "центра силы" 30 . Бывший министр иностранных дел РА, ныне учредительный директор ереванского Центра стратегических и национальных исследований, Раффи Ованнисян считает, что в настоящее время Армения выполняет роль фактора регионального равновесия между Россией и Турцией. С учетом крепнущих отношений с Россией и странами Запада Армения способна оказывать влияние на сохранение стабильности в регионе.

Урегулирование отношений Армении и Турции невозможно без урегулирования проблемы непризнанной Нагорно-Карабахской Республики (НКР). Турция, естественно, однозначно и категорично поддерживает в этом вопросе Азербайджан, не согласный на иное решение данного вопроса, чем возвращение мятежного анклава в состав азербайджанского государства 31 . Не менее упорны в отстаивании своей позиции лидеры непризнанного армянского государства. "Нагорный Карабах - государство самодостаточное и не нуждается в подтверждении своего существования со стороны третьих стран, - заявил недавно один из советников министра иностранных дел Нагорного Карабаха. - Армия Карабаха с оружием в руках доказала жизнеспособность своего государства и, если потребуется, сумеет сделать это вновь" 32 . По его данным, несмотря на высокий уровень рождаемости в Азербайджане и большую миграцию этнических армян из региона, мобилизационные ресурсы армянской стороны выше азербайджанской. В случае военного конфликта карабахская армия (очевидно, не без поддержки Армении) легко сумеет отразить атаки азербайджанских вооруженных сил 33 .

Может ли Турция выступить на стороне Азербайджана в случае возникновения конфликта между ним и Арменией из-за Нагорного Карабаха? Сейчас это абсолютно исключено, ибо в этом случае ей придется поставить крест на своих намерениях вступить в ЕС. Кроме того, прямое вмешательство Турции в карабахские дела неизбежно заставит Россию принять адекватные меры, на что Турция просто не может решиться.

В связи с неурегулированностью своих отношений Армения и Турция поддерживают дипломатические контакты через посольства третьих стран, в основном через Францию, США и Россию. Вместе с тем, Ереван не исключает возможность при определенных условиях и прямого сотрудничества с Турцией. Армения не раз забрасывала в адрес Турции всякого рода "пробные шары" на этот счет. Вот что, например, заявил недавно министр обороны Армении С. Саркисян: "Предположим, не дай Бог, в нашем регионе объявится вооруженное подразделение бандитов, террористов, представляющих угрозу и для Армении, и для Турции. Вы думаете, мы не будем сотрудничать с Турцией? Я, к примеру, с большим удовольствием буду сотрудничать". "Помирить" Армению и Турцию неоднократно пыталась и российская дипломатия, и Совет Европы. Пока эти усилия результатов не дали... 34

Между двумя странами не прекращается жесткая информационно- пропагандистская война.

Вот один из эпизодов этой войны: армянская газета "Ноев Ковчег" опубликовала карту "Исторической Армении", в которую, кроме собственно РА, включен весь Азербайджан, часть Грузии, значительная часть восточной и юго-восточной Турции и Курдистана. Вообще не имеющая сегодня выхода к морю Армения, таким образом, получила бы выход сразу к трем морям: Средиземному, Черному и Каспийскому 35 . Наивно, но факт.

Уместно ли говорить, что подобные акции отнюдь не способствуют ни "замирению" Армении с соседями, ни укреплению мира, спокойствия и безопасности в регионе?..

В ГРУЗИЮ - "ТИХОЙ САПОЙ"

Свою политику в Грузии Турция строит на основе грузино-российских противоречий. В своей политике в отношении Грузии Анкара откровенно делает упор на вытеснении из страны России, армянского населения и укреплении в ней азербайджанского влияния. Здесь она опирается на поддержку азербайджанцев, компактно проживающих в шести районах этой республики. Доля азербайджанцев в населении Грузии оценивается в 5,7%, т.е. это довольно большая диаспора 36 .

К режиму Шеварднадзе у турецких политиков было довольно прохладное отношение. Как известно, прежний лидер страны неважно относился к России, особенно в связи с позицией РФ в грузино-абхазском конфликте, и неоднократно предлагал заменить российских миротворцев в Абхазии на подразделения армий других стран - США, Украины, Турции. Они, по мнению Шеварднадзе, могли бы решить проблему возвращения в Абхазию грузинских беженцев и принудить Сухуми к большей сговорчивости 37 . Однако руководство Турции (как, впрочем, и других стран) не выразило желания предоставить свои войска для охраны грузинских интересов 38 .

Свою экспансию в Грузию Турция осуществляет "тихой сапой". Численность турок в республике достигает многих тысяч человек, причем они занимают заметные посты в бизнесе, сфере обслуживания, образова-

стр. 22


нии. Согласно надежным источникам, большинство столовых и ресторанов по всей магистрали, ведущей из Турции в Тбилиси, принадлежит туркам, хотя их номинальными владельцами числятся грузины. Большинство рекламных щитов в Тбилиси и других местах Грузии - это "продукция" турецких рекламных фирм. В витринах многих магазинов в центре Тбилиси висят портреты Кемаля Ататюрка 39 . Турецкие рыболовные сейнеры беспрепятственно ведут незаконную добычу рыбы в территориальных водах Грузии, причем власти смотрят на это сквозь пальцы 40 .

В открытых в Грузии английских и французских колледжах учится и турецкая молодежь. Есть и собственно турецкие колледжи. Не все из них открыты на абсолютно законных основаниях. Строятся и новые турецкие колледжи. Предполагается открыть в Грузии также турецкий университет. Множество этнических турок при прямой финансовой поддержке Анкары принимаются на платные факультеты и отделения Тбилисского госуниверситета. Для состоятельных турецких студентов арендуются или покупаются дорогие квартиры с тем, чтобы они впоследствии прочно обосновались в стране 41 . Турецкие власти ведут в стране активную пропагандистскую деятельность, платя, между прочим, грузинам за доверчивость и гостеприимство черной неблагодарностью: недавно в Турции "с подачи" министерства образования страны перестали признавать грузинские дипломы о высшем образовании 42 .

Справедливо не желая чрезмерного усиления турецкого влияния в стране, ряд политических партий и фракций прежнего парламента Грузии заявляли о своих опасениях 43 . Однако неизвестно чтобы власти предприняли какие-то действия в связи с этими протестами.

"МАГНЕТИЗМ" КАЗАХСКОЙ НЕФТИ

Интересы Турции в Казахстане базируются на двух обстоятельствах. Во- первых, на наличии в стране больших запасов нефти, на которые Турция "положила глаз", то есть рассчитывает со временем закупать ее на выгодных условиях. И, во-вторых, на привлекательном инвестиционном климате и довольно сносных условиях для иностранных капвложений в экономику страны. Представляется также немаловажным, что в начале 90-х гг. Турция первой признала Казахстан как самостоятельное государство и установила с ним дипломатические связи 44 С тех пор Турция сделала в Казахстане серьезные капиталовложения, но считает этот объем недостаточным 45 .

Обе стороны не удовлетворены и объемом взаимного товарооборота, который очень быстро растет. В 2000 г. он составил около 210 млн. долл., в 2002 -около 300 млн. долл. 46 , но руководители двух стран заявляли, что он давно уже должен был выйти на уровень никак не меньше 500 млн. долл. 47 В стране действует не меньше 300 совместных казахстано-турецких предприятий 48 . В списке стран-инвесторов Казахстана Турция занимает пятое место 49 . Турецкие предприниматели активно осваивают нефтедобывающую отрасль, банковскую и строительную сферы, секторы обслуживания и телекоммуникаций 50 .

Однако две страны связывают не только экономические интересы. Турция заявила о своем желании оказать помощь Казахстану в подготовке армейских специалистов 51 . Известно, что Анкара направила казахстанскому руководству свои предложения на этот счет, однако не известно, реализуются ли они. В 2001 г. Турция обещала предоставить Казахстану крупную военную помощь, но свои обещания она не выполнила, и в полном объеме эти средства в Казахстан не поступили 52 .

"ВЯЛЫЙ СОЮЗ" С УЗБЕКИСТАНОМ

Только-только налаживающееся сотрудничество Турции и Узбекистана с самого начала было омрачено событиями 1989 г. в Фергане, когда десятки тысяч турок-месхетинцев и азербайджанцев, несмотря на протесты мировой общественности, стали жертвами нападений со стороны узбекских экстремистов и депортированы в другие страны, главным образом в Россию, Украину и Азербайджан 53 . Впрочем, обиды турецкой стороной были забыты довольно быстро: глава молодого государства Ислам Каримов недолго и скорее по инерции некоторое время ориентировался на Россию, а затем резко попытался "переориентироваться" на исламский мир, в первую очередь на Турцию и арабские государства.

Дипломатические отношения два государства установили в апреле 1992 г. 54 Начиная с этого и вплоть до 1998 г. турецкие фирмы, наряду с пакистанскими и арабскими, получили в Узбекистане большие преференции 55 . Турки сосредоточили главное внимание на развитии предприятий легкой промышленности, организовали выпуск дубленок, кожаных курток, тканей, упаковочных материалов, полиэтиленовой пленки, пищевых продуктов 56 . В ноябре 1997 г. президент И. Каримов посетил Турцию, где были подписаны важные межправительственные соглашения 57 . Обеспеченная часть узбекских студентов потянулась в Турцию на учебу 58 . Обучение и переподготовку в Турции проходили сотрудники МВД, спецслужб, прокуратуры, узбекские дипломаты, армейские офицеры 59 .

В феврале 1998 г. Ташкент потрясли теракты, в которых обвиняли некоторых турецких политиков и спецслужбы 60 . В результате деятельность еще недавно процветавших турецких, а заодно с ними пакистанских и афганских фирм стала сворачиваться 61 . Несмотря на интенсивные политические контакты на высшем уровне - в 1998 - 2000 гг. в Узбекистане побывали премьер-министр Турции Месут Йилмаз, прежний президент страны Сулейман Демирель и новый - Ахмет Нежет Сезер, а президент Узбекистана Ислам Каримов побывал в Турции 62 , - в экономическом плане узбекско- турецкие отношения развития не получили 63 , а заключенные соглашения касались в основном военных и политических вопросов 64 . Вскоре выяснилось, что за десять лет - с 1992 по 2001 гг. -турецкие инвестиции в экономику Узбекистана оказались гораздо меньше, чем в Казахстане. С тех пор ситуация изменилась мало. Из существенных акций можно отметить разве что дого-

стр. 23


воренности по борьбе с международным терроризмом, достигнутые в ходе визита в Узбекистан тогдашнего главы МИД Турции Исмаила Джема 65 .

На сегодняшний день экономические отношения между Узбекистаном и Турцией развиваются вяло. Из крупных межгосударственных проектов можно отметить лишь создание транспортного коридора из Узбекистана в Турцию на участке Термез (Узбекистан) - Догхарун (Афганистан) 66 . Теперь грузы из Узбекистана можно транспортировать в Турцию и Иран через Афганистан, минуя Туркмению и Россию. Турецкие фирмы заинтересованы в экспорте из Узбекистана, например, дешевых узбекских тракторов, пользующихся спросом как в самой Турции, так и в сопредельных хлопкосеющих странах. Планируется участие турецкого торгового дома в развитии экспорта этой и другой узбекской сельскохозяйственной техники. Правда, перевозка узбекских тракторов в Турцию большегрузным автотранспортом обходится довольно дорого - 2 тыс. долл. за каждые три трактора, загружаемые в трейлер. Поэтому планируется наладить досборку тракторов в самой Турции, что сократит транспортные расходы примерно вдвое. Для реализации этих задач в Турции создано совместное с Узбекистаном СП "Проминдастриз" 67 .

Турецкие предприниматели осваивают в Узбекистане традиционный для них гостиничный бизнес. Национальная компания "Узбектуризм" и турецкая фирма "Эмсаш" пришли к соглашению о создании СП "Чорсу Отель". Подобное СП создано также на базе гостиницы "Дустлик" 68 . При этом турецкие партнеры обеспечивают реконструкцию и переоборудование гостиниц, построенных в советское время, а вкладом узбекской стороны служат непосредственно здания отелей и прилегающие земельные участки.

Противодействие местных властей и коррупция мешают турецким предпринимателям реализовывать в Узбекистане крупные проекты; в последнее время они стараются открывать здесь в основном предприятия малого и среднего бизнеса, оборот которых невелик. Так, при острой потребности страны в пластмассовых трубах для нужд орошения полей в республике удалось открыть только одно сравнительно небольшое узбекско-турецкое СП "Джон Пласт", да и то большая часть его продукции поступает в Россию и Узбекистан 69 . Руководитель турецкой строительной фирмы в частном разговоре с автором этой статьи с сожалением констатировал, что после событий 1998 г. власти республики видят в турках потенциальных недругов и всячески препятствуют развитию их бизнеса. Другой турецкий бизнесмен утверждал, что узбекские партнеры "все, как один, - мошенники". По его словам, обычная практика таких партнеров любого уровня - наобещать "золотые горы", получить инвестиции и взятки, а затем - "кинуть"...

Не в пример экономическим, довольно стабильно, хотя и не без проблем, развиваются узбекско-турецкие отношения в военной и военно-политической областях. На протяжении последних лет президент И. Каримов многократно встречался с руководством Генштаба Вооруженных Сил Турции. На встречах обсуждались вопросы состояния и перспектив военных и военно-технических связей между Узбекистаном и Турцией, а также вопросы региональной безопасности 70 . С 2002 г., в соответствии с подписанным договором, Турция предоставляет Узбекистану безвозмездную военную помощь 71 . В порядке "гуманитарной помощи" узбекская армия получает из Турции камуфляжное обмундирование натовского образца 72 . Однако контакты между военными двух стран заметно ослабли, а отношения охладели после того, как в мае 2001 г. узбекские спецслужбы якобы предложили группе чеченцев за 1 млн. долл. убить скрывающегося в Турции лидера оппозиционной партии "Эрк" Мухаммада Салиха (настоящее имя - Салай Мамадинов), собравшего на президентских выборах 1991 г. 12,45% голосов, причем чеченцам в качестве аванса было выплачено 135 тыс. долл. 73 Турки были якобы крайне возмущены попыткой узбекских спецслужб организовать теракт в их стране. Однако прохладные отношения продолжались недолго: уже в 2002 г. в узбекских СМИ появились сообщения, что Турция приступила к оказанию помощи Узбекистану в подготовке спецподразделений для борьбы с террористами 74 .

В настоящее время ежегодный товарооборот между двумя странами составляет примерно 320 млн. долл. 75 Несмотря на сохраняющиеся политические разногласия, Турция по-прежнему, наряду с США, Великобританией, ФРГ, Корейской Республикой, Китаем, Россией, Украиной, остается одним из основных инвесторов в узбекскую экономику. В республике создано 245 узбекско-турецких СП, работают 35 турецких компаний 76 . Среди очередных довольно крупных проектов - создание предприятий по сушке и упаковке арахиса, производству растительного масла 77 . Однако власти решительно не допускают турецких предпринимателей к участию в развитии топливно-энергетического комплекса (ТЭК) страны. В 2002 г. по обвинению в незаконном предпринимательстве в сфере ТЭК несколько турецких предпринимателей были арестованы узбекскими спецслужбами.

В сфере бизнеса между двумя странами вообще существует определенная напряженность, проистекающая в основном из-за того, что обе страны претендуют на лидерство в "тюркском мире". Одно время многие турецкие предприниматели из-за неопределенности своего положения вообще собирались свернуть свое экономическое присутствие в Узбекистане и "передислоцироваться" в Россию и Казахстан. На неофициальном уровне намерения вытеснить турок из страны почти не скрываются. Но официально узбекское правительство заявляет, что оно отнюдь не отказывается от сотрудничества с Турцией.

Чтобы удержаться на узбекских рынках, турецкие бизнесмены в последнее время стали применять новую тактику: создавать СП с участием третьей стороны, с участием предпринимателей из государств, пользующихся расположением И. Каримова - США, Японии, стран Западной Европы. Так, на базе Багатского текстильного комбината организовано СП, в числе соучредителей которого турецкая компания

стр. 24


"Сесли" и японская "Марубени Корпорейшн". Кредит для нового предприятия в сумме 11 млн. долл. выделил Японский банк международного сотрудничества. Соучредителями нескольких новых СП на базе АО "Сурхантекстиль" выступают, кроме турецких фирм "Хантекстиль" и "Сунмаз", американская компания "BRI" и швейцарские компании "MPS" и Толдстекс" 78 .

"ПЛАЦДАРМ ПРОНИКНОВЕНИЯ" В ЦЕНТРАЛЬНУЮ АЗИЮ

Довольно успешно развиваются отношения Турции с Киргизией. Отчасти это объясняется тем, что обе страны находятся в несколько натянутых отношениях с самым мощным государством региона - Узбекистаном. Турция - один из крупнейших кредиторов экономики Киргизстана. В основном турецкие деньги вкладываются в объекты, где можно получить быструю отдачу - гостиницы, кафе, магазины, туризм 79 . Однако киргизская сторона не удовлетворена объемом турецких инвестиций в экономику 80 . Турецкие же бизнесмены остерегаются вкладывать здесь большие деньги, во-первых, из-за политической нестабильности в стране и, во-вторых, из-за угрозы нападений отрядов исламских экстремистских движений и партий с юга 81 .

Новый импульс турецко-киргизские отношения получили после размещения в Центральной Азии воинских контингентов НАТО, после чего президент Киргизии Аскар Акаев стал чувствовать себя на международной арене гораздо увереннее 82 . В феврале 2002 г. состоялся его официальный визит в Турецкую Республику, в ходе которого он неоднократно отмечал, что с первых дней обретения независимости Киргизстан уделяет приоритетное внимание вопросам поддержания и углубления всесторонних отношений с Турцией 83 . Это заявление в дальнейшем было подкреплено рядом дипломатических мероприятий, которые должны были подчеркнуть историко- культурную близость обеих стран. Так, в апреле 2002 г. в Бишкеке прошла презентация книги Мустафы Кемаля Ататюрка "Нутук", изданной в Турции на киргизском языке. В качестве

почетных гостей на презентации присутствовали президент Киргизской Республики А. Акаев и государственный министр Турецкой Республики Решат Догру. В июне того же года в аэропорту "Манас" А. Акаев провел встречу с президентом Турции А. Сезером, сделавшим непродолжительную остановку на пути в Монголию. Вскоре после этого состоялась торжественная закладка первого камня и капсул с посланием потомкам на киргизском и турецком языках под фундамент будущего студенческого городка киргизско-турецкого университета "Манас"; в церемонии приняли участие президент А. Акаев и государственный министр Турции Р. Догру.

Результаты этих встреч и мероприятий не замедлили сказаться: Турция стала менять инвестиционную политику в Киргизстане. Турецкие бизнесмены стали вкладывать деньги в производственные объекты, браться за строительство не только отелей, магазинов, кафе, но и заводов по переработке сельхозпродуктов, животноводческих комплексов 84 . При активном участии турецких компаний реконструируется жизненно важная для страны дорога Бишкек - Ош 85 . Вскоре после посещения Киргизии А. Сезером в республику прибыла представительная делегация крупной компании "Импаш-Холдинг" и предложила вложить 100 млн. долл. в строительство большого торгового центра, отеля и животноводческого комплекса 86 .

"СЕРДЕЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ" НЕ ИСКЛЮЧАЮТ ССОР И СКАНДАЛОВ

Из всех государств Центральной Азии наиболее "сердечные отношения" у Турции складываются с Туркменистаном. Товарооборот между этими странами приближается к 0,5 млрд. долл. в год 87 , а доля турецкого капитала в экономике республики достигает примерно 4 млрд. долл. 88 В стране действует около 400 турецких фирм и компаний, работает свыше 15 тыс. турецких предпринимателей 89 . Они занимают главенствующее положение в строительной, фармацевтической, перерабатывающей отраслях и фактически "захватили" текстильную промышленность, контролируя 90% предприятий и рабочих мест 90 . Турецким бизнесменам предоставляются беспрецедентные привилегии при налогообложении, предоставлении кредитов, аренде недвижимости и т.д. 91 Тысячи турок получают туркменские паспорта 92 . По указам Ниязова многих турецких граждан назначают на высокие государственные посты, вплоть до заместителей министров 93 . Послом Туркмении в США долгое время вообще был гражданин Турции Халиль Угур 94 .

Налажено тесное сотрудничество между военными ведомствами и спецслужбами обеих стран, в Турции ведется подготовка кадров туркменской армии по многим военным специальностям. Руководящий состав высшего и среднего звена силовых ведомств Туркменистана почти в полном составе прошел подготовку и переподготовку в турецких военных центрах. По турецкому образцу реорганизована туркменская милиция 95 .

Однако туркмено-турецкие отношения не во всем безоблачны, время от времени в них возникают всякого рода эксцессы и осложнения. Еще в декабре 1997 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании Туркмении и Турции по вопросам строительства Транскаспийского газопровода (ТКГ), крайне важного для Турции 96 . Однако перед началом строительства были выполнены не все необходимые формальности, и по инициативе туркменской стороны проект был заморожен, что, естественно, вызывает крайнее неудовольствие Турции 97 . В начале 2002 г. в стамбульском аэропорту был задержан туркменский авиалайнер, выполнявший рейс Стамбул -Ашхабад; решение об аресте туркменского государственного имущества выдали судебные власти Турции 98 . Еще раньше были заморожены счета туркменского посольства в Анкаре и консульства в Стамбуле 99 . В начале 2003 г. режим Туркменбаши фактически обвинил Турцию в пособничестве террористам, устроившим нападение на кортеж туркменского президента; как было объявлено, 6 из почти 60 арестованных по этому делу были турками 100 . Правда, через несколько дней Туркменбаши опомнился, и арестованные тур-

стр. 25


ки были выпущены на свободу, а потом им вообще разрешили вернуться на родину. По утверждению некоторых СМИ, это решение было принято по просьбе Р. Эрдогана, посетившего в эти дни Туркмению 101 .

Визит Эрдогана в значительной мере был связан с переговорами о возможной поставке туркменской электроэнергии в Турцию 102 . Туркменистан - государство энергоизбыточное, оно не только обеспечивает себя электричеством, но может направлять значительную часть на экспорт. Важным экспортным направлением здесь считают Иран, а в перспективе - и Турцию. Уже построен туркмено-иранский "энергомост" - ЛЭП-400 Балканабад - Али- Абад. Далее ЛЭП должна протянуться в Турцию и Армению, о чем уже проведены предварительные переговоры 103 .

ПОКА ТОЛЬКО ОБЩИЕ СЛОВА...

А вот в Таджикистане интересы Турции крайне ограничены, так как эта страна тесно связана с Россией и находится под сильным влиянием Ирана, что заметно сужает возможности турецкой дипломатии. На редких встречах руководителей двух стран обе стороны ограничиваются малообязывающими общеполитическими заявлениями, например, о "приверженности демократии" или о "совместной борьбе с терроризмом", но о развитии торгово- экономических отношений речь, как правило, не идет. Так, во время встречи в ноябре 2002 г. с главой Таджикистана турецкий президент Ахмед Неджет Сезер заявил, что "...в будущем правительстве Афганистана не может быть места талибам". В ответ Эмомали Рахмонов сказал, что полностью разделяет эту точку зрения 104 .

ПРОБЛЕМЫ ЕСТЬ, НО ОНИ РАЗРЕШИМЫЕ

Подводя итоги, можно утверждать, что деятельность Турции на постсоветском пространстве создавала немало проблем для РФ и, во всяком случае, не способствовала улучшению отношений нашей страны с большинством молодых государств Кавказа и Центральной Азии.

Несколько лет назад Исламистская Партия благоденствия, возглавляемая тогда бывшим в то время премьер-министром Эрбаканом, получила из саудовских фондов от зарубежных кавказских общин и собрала в самой Турции 70 млн. долл. добровольных пожертвований для Чечни, но до адресата дошло только 15 млн. долл., остальная сумма исчезла. Спустя некоторое время то же самое повторилось с 10 млн. долл., поступивших из Ливии, - в Чечню из этой суммы поступило только 2 млн. Расследование, однако, показало, что эти деньги не осели ни у Эрбакана, ни у Партии благоденствия. Они были выплачены некоторым лидерам чеченских группировок, чтобы они воспрепятствовали перекачке азербайджанской нефти через Чечню в Россию. Посланцы Чечни периодически наезжают в Анкару для получения очередных денежных "благотворительных траншей", расходуемых на приобретение оружия и совершение в нашей стране террористических актов 105 . Имели место аресты и задержания на территории России турецких граждан, разоблаченных как разведчики.

Турция тратит большие средства на развертывание по всей России турецких школ и турецких культурных центров, причем не всегда с благими намерениями. Скажем, в мае 2001 г. в Ростове-на-Дону была приостановлена деятельность такого центра, так как местные контрразведчики выяснили: его посетители изучали там идеи радикальной исламской организации "Нурджулар", которая выступает за создание единого тюркского государства - Великого Турана, в границы которого должны войти и несколько регионов Юга России. Был выдворен за пределы России один из руководителей этого центра - гражданин Турции Адырмаз Неджати, который, по данным ФСБ, собирал информацию для турецких и других иностранных спецслужб 106 .

Конечно, соседей не выбирают, а Турция - наш давний естественный южный сосед, добрыми отношениями с которым надо дорожить, а отношения эти - укреплять и развивать. И само географическое положение наших стран, и естественные интересы наших государств в соседних странах СНГ порождают как комплекс противоречий, так и возможности для сотрудничества.


1 "Kazakhstan Today", 13.12.2003.

2 "Халк сузи" (Ташкент) N 24, 01.02.2002.

3 См.: "Независимая газета" от 21.01.2000 и 08.04.2000; также: Киреев Н. Г. Турция - путь в Европу или возвращение в Центральную Азию? // Восток. 1996. N 5, с. 62 - 68/ С. Олимова, М. Олимов. Влияние антитеррористической кампании в Афганистане на соседние страны Центральной Азии // "Центральная Азия и Кавказ" (ЦаиК) N 4 (22), 2002, с. 48.

4 Турция между Европой и Азией. Итоги европеизации на исходе XX века. М: Институт востоковедения РАН, Крафт+, 2001, с. 429 - 430.

5 Катик М. Несмотря на риск, строительство трубопровода "Ба- ку-Джейхан" продолжается. 02.XII.2003(c) Eurasianet

6 Акимбеков С. Наш старший брат из Стамбула. "КонтиненТ", 28.11.2002.

7 Джилавян А. "Голубой поток" под угрозой срыва // "Независимая газета", 02.06.2000.

8 Горветт Дж. Чеченский вопрос осложняет турецко- российские отношения// Eurasianet, 08.11.2002.

9 Справка МИД РФ.

10 Пресс-релиз Посольства Турецкой Республики в РФ от 25.01.2001.

11 Стенограмма научной конференции в Центральной библиотеке им. В. И. Ленина (из архива автора).

12 Стенограмма научной конференции в МГИМО (из архива автора).

13 Коммерсант, 15.01.03; Коммерсант, 03.02.2003.

14 Справка МИД РФ (из архива автора).

15 Стенограмма конференции в МГИМО (из архива автора).

16 "Акция", N 3 (9), 23.01.1999.

17 "Эхо" N 241, 20.12.2003.

18 Армяне идут на восток //"Время новостей"//GazetaSNG.ru, 29.08.2001.

19 Турция требует снизить цену российского газа, идущего по "Голубому потоку"// OLO.RU, 17.4.2003.

20 Узбекистан не может подключиться к газовой трубе Баку-Эрзурум // MEDIA-PRESS, 03.10.2003.

21 Кредиты на дальнейшую стройку трубы Баку-Джейхан дадут в январе. Если дадут... // Kazakhstan today, 13.12.2003.

22 Хачатрян А. Мирные предложения Анкары порождают надежды и создают проблемы для Армении // Eurasianet, 25.VI.2003.

23 ЕрканянА. Армения опередила Россию // TKS.RU, 11.12.2002.

24 Голос Армении, N12, декабрь 2002.

25 Араз В., Каракаш-Келеш X. Армяно-турецкие отношения: критический анализ // ЦаиК N4(22), с. 124 - 127. В противовес приве-

стр. 26


денным цифрам эксперты МИД Нагорного Карабаха говорят о 8% территории Азербайджана, находящейся под контролем армии НКР. См.: Заргарян Р. Дартмутская конференция по Нагорному Карабаху и перспективы урегулирования конфликта// Карабахский курьер, N7, август-сентябрь 2003, с. 6 - 7.

26 Hocaoglu M. Arsiv Vesikalanila Tarihte Ermeni Mezalimi ve Ermeniler. Istanbul: Anda, 1976. P. 654 - 646.

27 Байкова Е. Армянский марш-бросок. Сергей Иванов добивается для российской армии постоянной прописки в Гюмри // Независимая Газета, 17.11.2003. Коротченко И., Ходаренок М., Усейнов А. Шпионы - ваши, базы - наши. // Независимая газета, 24.12.2002.

28 Интервью Р. Кочеряна ТВ-программе "Зеркало"// Архив rtr-zerkalo.ru, 18.01.2003.

29 Сообщение РИА-Новости, 05.02.03.

30 Ованнисян Р. Армения как фактор регионального равновесия// Central Asia - Caucasus analyst, 2001.

31 Заявление МИД НКР // "Карабахский курьер" N1(8), 2004.

32 Из личной беседы автора с экспертом.

33 Это мнение подтверждается выводами А. Арсеньева. См.: Широкомасштабная война на Южном Кавказе маловероятна // "Карабахский курьер", N7, с. 16 - 17.

34 Араз Б., Каракаш-Келеш Х. Указ.соч., с. 129; Горветт Дж. Турция и Армения рассматривают возможность восстановления дружественных отношений // Eurasianet, 17.7.2003.

35 "Ноев ковчег", декабрь 2002.

36 Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические имперетивы. М., 1998, с. 153.

37 Катик М. Примет ли Турция стратегический вызов, который создает ситуация в Грузии? // Eurasianet, 11.12.2003; А. Леонов. Турецкий след "грузинского коридора"// "Русский деловой вестник", май 2002.

38 Мурадян И. Военное присутствие Турции на Южном Кавказе и в Центральной Азии // Artsakh (Nagorno-Karabakh), со ссылкой на CENTRAL ASIA - CAUCASUS ANALYST- A Publication of the P.Nitze School of Advanced International Studies at Johns Hopkins University in Washington, DC, 29. 2003, ISSUE 3 By Ariel Cohen.

39 "Турция захватывает Грузию без оружия" - Голос Армении, N12, декабрь 2002.

40 "Ноев ковчег", декабрь 2002.

41 "Турция захватывает Грузию без оружия" - Голос Армении, N12, декабрь 2002.

42 "Ноев ковчег", декабрь 2002.

43 "Турция захватывает Грузию без оружия" - Голос Армении, N12, декабрь 2002.

44 Пресс-конференция Чрезвычайного и Полномочного Посла Турецкой Республики г-на Куртулуша Ташкент. Пресс-релиз от 3 марта 1999 г.

45 "Казинформ", 12.01.03.

46 "Kazakhstan Today", 22.06.2003.

47 Эрдоган в Казахстане // Интерфакс, 11.01.2003.

48 "Казинформ", 12.01.03.

49 "Kazakhstan Today", 21.03.2002.

50 О долговременной стратегии США в Каспийском регионе и практических шагах по ее реализации. Аналитический доклад // "Журнал теории и практики Евразийства", N22.

51 Белова Е. Казахстан - Турция: масштабы военного сотрудничества расширяются // Воин Казахстана, Алматы, 21.03.2002, с. 1 - 2.

52 Макдермотт Р. Кризис вооруженных сил Казахстана. - ЦаиК, N4(22), 2002, с. 87.

53 Интервью с Фуадом Пепиновым, заместителем председателя Международного общества месхетинских турок "Ватан"// "Русская мысль", Париж, N 4343, 30.11.2000.

54 Республика Узбекистан. Сто вопросов и ответов // Ташкент, 1998 с. 158 - 167.

55 Катик М. Турция: правящая партия надеется на развитие торговли со странами Средней Азии и Кавказа // Eurasianet, 26.II.2003.

56 По сообщениям узбекских СМИ.

57 Официальное сообщение пресс-службы Президента Узбекистана//InfoCentre OPRUz. Tashkent.

58 Гибельгаус Л. "Религия мира и добра" или идеология экстремистов?// Немецкая волна, 23.04.2003.

59 Таксонов А. Турецкая помощь узбекским военным. Центр- Азия. 19.12.2003.

60 Клыч С. Б. "Исламское Движение Узбекистана": хроника преступлений.

61 Шекхар А. О совместной пресс-конференции И. Каримова и Р. Эрдогана (подробности) // ЦентрАзия, 20.12.2003.

62 Официальное сообщение пресс-службы Президента Узбекис- TaHa//InfoCentre OPRUz. Tashkent.

63 "Правда Востока", N53, 19.03.02.

64 "Время и мы", N13 (74), 2.11.01; Юлдашев М. Интервью турецкого политолога, профессора Айдина Мустафы // Фергана.Ру, 18.12.2003.

65 Официальное сообщение пресс-службы Президента Узбекистана// InfoCentre OPRUz. Tashkent.

66 "Узбекистан получит выход на коридор Север-Юг через Афганистан"// IRNA, 19.01.2003.

67 "Узбекские инвестиции пришли в Турцию в виде трактора" // Бизнес- вестник Узбекистана, 16.01.03.

68 "Новости Узбекистана", 17.01.03.

69 "Бизнес-вестник Узбекистана", 16.01.03.

70 "Правда Востока", N53, 19.03.02.

71 Таксанов А. Турецкая помощь узбекским военным // Центр- Азия, 19.12.2003.

72 По сообщениям независимых наблюдателей Узбекистана.

73 Безжалостный сосед. Досье на спецслужбы Узбекистана//Совместный проект "Версии" и "Агентуры.Ру", "Версия", 05.08.2002.

74 "Вечерний Ташкент" N145, 11.12.02.

75 Жуков Т. Закончилось "похолодание" между Турцией и Узбекистаном. Zamon.info 18.12.2003.

76 Там же.

77 "Время и мы" N3, 18.01.02.

78 По сообщениям независимых наблюдателей в Узбекистане.

79 "Время и мы", N4, 24.01.03.

80 Турки желают инвестировать в строительство 5-тизвездочных отелей на Иссык-Куле// AKHpress, 02.06.2004.

81 Сообщение пресс-службы Президента Кыргызской Республики от 21.02.2002.

82 Богатырев А. Южный рубеж, "Красная звезда", 05.12.2002.

83 "Время и мы", N2, 11.01.02, со ссылкой на газету "USA Today".

84 Сообщение пресс-службы Президента Кыргызской Республики от 20.02.2002.

85 Союз торговых палат и фондовых бирж Турции направит в Киргизию до пятисот турецких компаний //Centran, 15 мая 2003.

86 Турдалиева Т. Строительство железной дороги Китай- Кыргызстан-Узбекистан планируется на 2005 г. Киргизское информагентство "Ka6ap&q, 26.02.2003.

87 Между тем, компания "Импаш холдинг", работающая в Киргизии, попала в список 33 фирм, подозреваемых в том, что они поддерживают и финансируют экстремистские исламистские организации. Сообщение Межрегиональго Центра Делового Сотрудничества, 10.02.2004.

88 Богданов А. Турция меняет свою инвестиционную политику в Киргизии.

89 Турецкие компании освоили в Туркмении уже $5 млрд. // Туркменистан.РУ, 30.10.2003.

90 Ниязов провел переговоры с Реджепом Эрдоганом // Туркменистан.РУ, 01.11.2003.

91 Черкез Атпылы. Кому принадлежит текстильная промышленность Туркменистана // "Эркин Туркменистан" - Официальный сайт Объединённой оппозиции Туркменистана, 2002.

92 Кулиев А. Туркменская элита - взгляд изнутри часть I // http://www.eurasia.org.ru/200l/analitica/03_20_Elita.htm.

93 Эсенов А. Турецкий бизнесмен Ахмед Чалык - "серый кардинал" туркменской политики. Centasia.ru, 29.09.2003.

94 "Российские вести", 15.01.03.

95 Каменев С. Внешняя политика Туркменистана - ЦаиК, N4 (22), 2002, с. 91 - 101.

96 Макдермот Р. Реорганизация туркменских спецслужб свидетельствует о надвигающемся кризисе в Туркменистане// Eurasianet, 01.Х.2002.

97 Турция отказывается закупать иранский (туркменский) газ. Дорого... // Иран.РУ, 28.10.2003.

98 Гусейнов А., Дубнов А., Денисов А. США не удается взять под контроль туркменский газ // "Время МН", 28.02.2000.

99 Аннагулиев Н. Рейсовый самолет Туркменских Авиалиний был задержан в Стамбульском аэропорту // "Гундогар", 10.01.2002.

100 Каменев С. Внешняя политика Туркменистана...

101 НТВ, 13.01.03; сообщение радиостанции "Свобода" от 12.01.2003.

102 Катик М. Лидер турецкой партии заручается поддержкой государств Средней Азии // Eurasianet, 15.1.2003.

103 Туркмения начинает экспорт электроэнергии в Турцию транзитом через Иран// Туркменистан.РУ, 15.10.2003.

104 Ашхабад рапортует о пуске. Заработал энергомост Туркмения-Иран- Турция// Туркменистан.РУ, 16.12.2003.

105 "Странами", 07.11.01.

106 Россия призвала власти Турции закрыть действующую в этой стране чеченскую организацию //РИА "Ореанда", 31.10.2002; Леонов А. Турецкий след "грузинского коридора" // "Русский деловой вестник", май 2002; Турецкий гамбит. Досье на спецслужбы Анкары -"Версия" // Агентура.Ру,27.11.02.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/ТУРЦИЯ-И-СТРАНЫ-СНГ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Цеслан БастановContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Ceslan

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. ШЕВЯКОВ, ТУРЦИЯ И СТРАНЫ СНГ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 21.03.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ТУРЦИЯ-И-СТРАНЫ-СНГ (date of access: 23.11.2024).

Publication author(s) - А. ШЕВЯКОВ:

А. ШЕВЯКОВ → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Цеслан Бастанов
Atarau, Kazakhstan
464 views rating
21.03.2024 (247 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ГАЛИНА ИВАНОВНА СЛЕСАРЧУК 1926-2012
20 hours ago · From Urhan Karimov
ЯПОНИЯ И СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в. В ФОНДАХ РГАСПИ
21 hours ago · From Urhan Karimov
СТРАНЫ ВОСТОКА И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
24 hours ago · From Urhan Karimov
ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ МАХМУДА АХМАДИНЕЖАДА
Catalog: История 
24 hours ago · From Urhan Karimov
АРМИЯ И ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ИРАКЕ: 1968-1988 гг.
Yesterday · From Urhan Karimov
CHRONICLE NOTES 2012
Yesterday · From Urhan Karimov
A POSTMODERN VIEW OF HISTORY IN THE NOVELISTICS OF IHSAN OKTAY ANAR
Yesterday · From Urhan Karimov
JAMES PALMER. THE BLOODY WHITE BARON. THE EXTRAORDINARY STORY OF THE RUSSIAN NOBLEMAN WHO BECAME THE LAST KHAN OF MONGOLIA
Yesterday · From Urhan Karimov
А.Ю. ДРУГОВ. ИНДОНЕЗИЯ НА ГРАНИ СТОЛЕТИЙ (1997-2006 гг.)
Yesterday · From Urhan Karimov
VIII СЪЕЗД РОССИЙСКИХ ВОСТОКОВЕДОВ В КАЗАНИ
Yesterday · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ТУРЦИЯ И СТРАНЫ СНГ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android