Libmonster ID: KZ-585
Author(s) of the publication: А. И. Клибанов

М. Наука. 1983, 416 с.

"Удивительное дело! - ни об одном из выдающихся историков дореволюционной России еще нет больших монографий, книг, им в целом посвященных. О писателях есть, об историках - нет. Таких работ нет ни о В. Н. Татищеве, ни о И. Н. Болтине, ни о М. М. Щербатове, ни о Н. М. Карамзине, ни о С. М. Соловьеве" 1 , - писала в монографии о В. О. Ключевском акад. М. В. Нечкина.

Конечно, это объяснялось не равнодушием исследователей к крупнейшим представителям досоветской исторической науки. Есть множество статей, им посвященных, в трудах по отечественной историографии им отводятся специальные главы. А монографических исследований о них действительно не было. И не на последнем месте среди причин, обусловивших такое положение, стоит сложность этой научной задачи. Каким образом конкретно следует вести монографическое изучение выдающихся представителей дворянской и буржуазной историографии? Какой комплекс проблем встает перед исследователем, стремящимся со всей возможной полнотой изучить историю их жизни и творчества, вплетенных в контекст каждого данного этапа исторического развития?

На эти вопросы ответила монография М. В. Нечкиной о В. О. Ключевском 2 . Значение книги не только в глубоком и все-


1 Нечкина М. В. Василий Осипович Ключевский. М. 1974, с. 5.

2 См. также: Зимин А. А. Формирование исторических взглядов В. О. Ключевского в 60-е гг. XIX в. - Исторические записки, 1961, т. 69; Киреева Р. А. В. О. Ключевский как историк русской исторической науки. М. 1966; Чумаченко Э. Г. В. О. Ключевский - источниковед. М. 1970.

стр. 130


стороннем раскрытии образа едва ли не самого яркого, проницательного и вместе с тем сложного и противоречивого представителя буржуазной науки. Монография М. В. Нечкиной о Ключевском - историографическое явление, опыт, который дает предпосылки для исследований монографического типа о других выдающихся представителях отечественной историографии. И вот на протяжении следующего десятилетия появляются исследования о Н. М. Карамзине, С. М. Соловьеве, Н. А. Полевом, И. Н. Болтине и других историках 3 . Однако сохраняет свое значение и публикация еще не освоенного наукой материала о выдающихся историках.

Рецензируемому изданию предшествовал сборник "В. О. Ключевский. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории" (1968). Оба они представляют собой нерасторжимое целое Их связывает прежде всего личность и творчество Ключевского. Составителями того и другого являются Р. А. Киреева и А. А. Зимин, а ответственным редактором М. В. Нечкина. Мы имеем, таким образом, дело с одними и теми же принципами публикации, характером их комментирования и направлением редакторской деятельности. Естественно, что в поле нашего внимания ниже будет не один новоизданный сборник.

Общее представление о книге "В. О. Ключевский. Неопубликованные произведения" дают ее основные разделы. Так, курс "Западное влияние в России после Петра", состоящий из 10 лекций (последняя сохранилась не полностью), был публично прочитан в большой аудитории Политехнического музея в 1890 году. Он не был и не мог быть напечатан при жизни Ключевского ввиду своей резко антидворянской направленности. Далее следуют историографические этюды, как-то: "Наброски "по варяжскому вопросу", характеристики научного наследия и общественной значимости ряда представителей русской историографии (среди них В. Н. Татищев, Н. М. Карамзин, М. П. Погодин, К. Н. Бестужев-Рюмин, И. Е. Забелин, Н. И. Костомаров). Публикуется конспект курса "Новейшая история Западной Европы в связи с историей России", прочитанного Ключевским в 1893 - 1894 годах. Конспект большой - он занимает почти 100 стр. (198 - 291); очень емкий. Антидворянская направленность автора сказывается и в нем. Это не сравнительно- исторический курс. Его предметом является общеевропейский исторический процесс XVIII - первой половины XIX в. в его региональных особенностях с преимущественным вниманием к истории России.

В разделе "Литературно-исторические наброски" помещены "Характеристики общественных типов" - пять набросков, которые в известной степени продолжаются в заметках "Об интеллигенции", "Верование и мышление", "Искусство и мораль", "Вечерние чтения в Абастумане". Мысль об общественных типах занимала Ключевского. Она сквозит и в его историографических этюдах, иногда проявляясь и на поверхности ("Татищев вдвойне интересен, не только как первый собиратель материалов для полной истории России, но и как типический образчик образованных русских людей петровской школы", с. 129). В следующем разделе сборника в мыслях Ключевского о русских писателях (Лермонтов, Гоголь, И. С. Аксаков, Гончаров, Достоевский, Чехов) крупным планом выступает интерес историка к общественным типам, ими созданным, и к самим писателям как общественным деятелям. Это плодотворный подход; Ключевский реализовал его возможности в пределах методологии буржуазной историографии. Однако это не умаляет значимости самого подхода, познавательных ресурсов, в нем заключенных, возможностей образных характеристик исторического процесса. В. И. Ленин писал: "Личные исключения из групповых и классовых типов, конечно, есть и всегда будут. Но социальные типы остаются" 4 .

Сборник завершается художественными опытами Ключевского в стихах и прозе. Они интересны для характеристики творческой личности историка, его литературного дара, органичности художественных элементов, отличающих его исследования и неповторимую лекторскую манеру, когда образ служит углублению в материал, выявлению сути общественных процессов и со-


3 Кислягина Л. Г. Формирование общественно-политических взглядов Н. М. Карамзина (1785 - 1803). М. 1976; Иллерицкий В. Е. Сергей Михайлович Соловьев. М. 1980; Шикло А. Е. Исторические взгляды Н. А. Полевого. М. 1981; Шанский Д. Н. Из истории русской исторической мысли. И. Н. Болтин. М. 1983; и др.

4 Ленин В. И. ПСС. Т. 36, с. 207. Примером плодотворности обращения к социально- типовым характеристикам в советской историографии служит книга Б. А. Романова "Люди и нравы Древней Руси". Л. 1947.

стр. 131


бытии. За сочинениями Ключевского, входящими в сборник, следуют приложения, дающие дополнительный полезный материал, - черновые записи к лекционному курсу о "Западном влиянии в России после Петра" и к его историографическим заметкам. Сборник завершают "Археографическое послесловие" и комментарий к публикуемым сочинениям. Надо отдать должное публикаторам: их вдумчивый, терпеливый и любовный труд может служить образцом археографической культуры.

В чем значение нового сборника? В том, что он существенно дополняет наше понимание общественной сути творчества Ключевского, его собственного общественного облика. Становятся достоянием историографии его мысли, суждения, обобщения, которых он не договорил, да и не мог сполна высказать в изданных прижизненно сочинениях, однако составлявших их глубокий мировоззренческий план. Было бы не лишенным основания сказать о Ключевском словами Некрасова: "В том лишь виновен, что многого, многого здесь мне не дали сказать". В публикуемых теперь сочинениях Ключевского выдвинуты научные позиции (особенно в культурно-исторических экскурсах), которые могут послужить импульсом для плодотворных размышлений советских историков. Сказанное Ключевским о трудах М П. Погодина: "Его надо помнить если не как учителя, то как урок" (с. 151), - вполне приложимо к его собственным трудам с той, однако, разницей, что его уроки заключают гораздо большее позитивное содержание и стимулирующую силу, чем погодинские.

Наконец, рецензируемый сборник, как и предшествовавший сборник неопубликованных сочинений Ключевского, дает чрезвычайно много для понимания того, что Марк Блок называл "ремеслом историка". Именно на это обращают наше внимание вступительные статьи как к сборнику 1968 г., так и к нынешнему, написанные М. В. Нечкиной. "Ремесло" историка (и мастерство!) имеет, подобно всякому другому, свои "тайны". Таланту научиться нельзя, но всякий талант есть прежде всего талант труда, а опыт труда, терпеливого и взыскательного, в высшей степени поучителен.

30 июня 1867 г. Ключевский писал в дневнике: "Мы не привыкли обращать должного внимания на многие явления, из которых слагается внутренняя история человека, - и именно на те явления, которые, возникая из обыкновенных, самых простых причин, производят в нас незаметную, неосязаемую работу и уж только результат дают нашему сознанию. Удивительно ли, что в нас иногда обнаруживается так много непонятного для нас самих, неожиданного, чудесного. Каждая дума, ощущение, каждая сцена, пронесшаяся пред глазами, оставляет след в душе, не всегда сознаваемый; а из суммы таких следов слагается известное настроение, даже взгляд" (сборник 1968 г., с. 233). Здесь намечены проблемы психологии творчества; высказанное Ключевским справедливо до мелочей. Когда в курсе "Западное влияние в России после Петра" он, поясняя мысль, проводит параллель между телегой и железнодорожным поездом, то воспроизводит, конечно, незаметно для самого себя, впечатления о поездке по железной дороге, которым за 30 лет до курса живо делился в письме П. И. Европейцеву.

Итак, "думы", "ощущения", "сцены" - "слагаемые внутренней истории человека". Сколько их отложилось в чувствах и мыслях Ключевского и сверх его занятий историографией, источниками, чтением лекций, исследовательских трудов! Это и глубокое, главным образом по первоисточникам, знание истории философии. Материализм Фейербаха с его атеизмом, вызвавший настороженность Ключевского и вместе с тем искушавший его ум. Идеалистическая система Гегеля, о которой замечено не без пиетета, но и критически: "Он, словом захотел вытянуть историю в ровную философскую струнку... При таком воззрении со всем нужно мириться, все оправдывать и ни против чего не действовать". О Спинозе: "Необыкновенный человек и великий философ", сочетавший возвышенный строй мысли с демократичностью, обращением "к бедному миру людей" (1968, с. 76, 109). И убийственная критика богословских философем Вл. Соловьева, которую небесполезно напомнить: "Дон Кихот христианства". А сколько тонких наблюдений над философскими системами французского Просвещения! А интерес Ключевского к достижениям современного ему естествознания!

В жизни Ключевского большую роль играла музыка. "Я же страстно люблю слушать музыку", - писал он. Его захватывали Бетховен, Мендельсон. Он вникал в "заветные звуки", исполняемые любителями-скрипачами и пианистами. Посещал концерты Антона Рубинштейна. Он умел благодарно оценить даже "неловкое визжание скрипки

стр. 132


в руках недоучившегося артиста", но страдал, когда "в иной музыкальной пьесе слышишь рассчитанно подобранные музыкальные ноты, но не чувствуешь музыки". Он испытал чувство, когда звуки "будят все живые струны" и заставляют "забыть все, кроме настоящей минуты" (там же, с. 55, 167, 221). Это входило в его "внутреннюю историю" и звучало в его научном творчестве. М. В. Нечкина отмечает, что ему был присущ "какой-то внутренний музыкальный ритм в построении фраз", что его работы "изобилуют ритмичным строением предложений" 5 .

Ключевский раскрывал всю душу художественной литературе. Он читал и в течение всей жизни перечитывал Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тургенева, Гончарова, Островского, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Толстого, Чехова, Чернышевского, Добролюбова. Здесь и иностранные писатели: "С никогда не испытанным удовольствием перечитываю Шекспира". Или: "Трудно понять, почему Гейне вышел у нас из моды. Если величие поэта измеряется силой и полнотой, с какими он воспроизвел затаенные чувства и нравственный образ века, Гейне - величайший поэт нашего времени" (там же, с. 162, 245). Он воспринимал литературу как художник и отзывался на нее как историк и обществовед. Его характеристики творчества поэтов, которым он посвятил специальные этюды (Пушкин, Лермонтов) или же только наброски, проницательны. Они пронизаны антидворянским пафосом. Об "Обломове": "надгробие крепостному дворянству" (1983, с. 319). Л. Н. Толстой-"яркая звезда на мировом культурном небосклоне", но и "предсмертная художественная гримаса дворянства" и даже "поздняя пародия древнерусского юродивого (1968, с. 371, 386, 388). А заметки Ключевского о Гоголе! Нам известна несколько лет назад изданная биография Гоголя, автор которой пытается реабилитировать "Выбранные места из переписки с друзьями". А для Ключевского эта переписка "слащаво-плаксивая", и он пишет: "Опасно судить о Гоголе, не прочитав Исповеди, и еще опаснее судить о нем по ней" (1983, с. 312, 315).

Было бы любопытно проследить линию интересов Ключевского в области изобразительного искусства. Ему многое говорили полотна Боровиковского, Ге, Айвазовского, скульптуры Антокольского, ему знаком был голландский художник XVII в. Адриан Ван-Остаде, прославившийся жанровыми сценами из народной жизни. Не прошел он и мимо истории русского театра и оставил глубокие суждения об искусстве драмы (там же, с. 87, 95 - 97, 309 - 310 и др.).

Ключевский обладал широкой филологической подготовкой. Кроме латыни, французского и немецкого (их он знал хорошо), Ключевский занимался древнегреческим, древнееврейским языками, санскритом, а из новых языков - английским, польским и болгарским. Таковы были, разумеется, лишь самые крупные "слагаемые" духовного кругозора Ключевского, тот "минимум", который он считал необходимым для ученого, избравшего историю, как он сам написал о себе, "трудом своей жизни" (1968, с. 137). И, быть может, более всего общекультурная и общеисторическая эрудиция Ключевского - живой пример и урок.

В научном творчестве Ключевского были наилучшим образом реализованы возможности исторической науки его времени. Тем самым намечались прорывы в будущее исторической науки, но это уже стало "трудом жизни" новых поколений историков, среди которых были и его прямые ученики. Очень велико научное и общественное значение рецензируемой книги. Остается напомнить, что фонд неопубликованных сочинений Ключевского еще не исчерпан.


5 Нечкина М. В. УК. соч., с. 307.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/Рецензии-В-О-КЛЮЧЕВСКИЙ-НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ-ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. И. Клибанов, Рецензии. В. О. КЛЮЧЕВСКИЙ. НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 27.07.2018. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/Рецензии-В-О-КЛЮЧЕВСКИЙ-НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ-ПРОИЗВЕДЕНИЯ (date of access: 23.11.2024).

Publication author(s) - А. И. Клибанов:

А. И. Клибанов → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
1468 views rating
27.07.2018 (2310 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ГАЛИНА ИВАНОВНА СЛЕСАРЧУК 1926-2012
4 hours ago · From Urhan Karimov
ЯПОНИЯ И СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в. В ФОНДАХ РГАСПИ
4 hours ago · From Urhan Karimov
СТРАНЫ ВОСТОКА И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
7 hours ago · From Urhan Karimov
ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ МАХМУДА АХМАДИНЕЖАДА
Catalog: История 
8 hours ago · From Urhan Karimov
АРМИЯ И ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ИРАКЕ: 1968-1988 гг.
8 hours ago · From Urhan Karimov
CHRONICLE NOTES 2012
10 hours ago · From Urhan Karimov
A POSTMODERN VIEW OF HISTORY IN THE NOVELISTICS OF IHSAN OKTAY ANAR
10 hours ago · From Urhan Karimov
JAMES PALMER. THE BLOODY WHITE BARON. THE EXTRAORDINARY STORY OF THE RUSSIAN NOBLEMAN WHO BECAME THE LAST KHAN OF MONGOLIA
10 hours ago · From Urhan Karimov
А.Ю. ДРУГОВ. ИНДОНЕЗИЯ НА ГРАНИ СТОЛЕТИЙ (1997-2006 гг.)
11 hours ago · From Urhan Karimov
VIII СЪЕЗД РОССИЙСКИХ ВОСТОКОВЕДОВ В КАЗАНИ
11 hours ago · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

Рецензии. В. О. КЛЮЧЕВСКИЙ. НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android