М. Т 1. 2002. 764 с. Т 2. 2003. 799 с.
П. А. Столыпин является ныне одной из центральных фигур в отечественной исторической литературе. В 2001 г. создана специализированная спонсорская организация - Фонд изучения наследия П. А. Столыпина, которая содействует координации усилий научных коллективов и специалистов, проведению научно-практических конференций и других мероприятий, научным исследованиям, посвященным жизни и деятельности Столыпина, созданию библиотеки и фонда кинофотоматериалов, относящихся к его личности и деятельности, популяризации Столыпина в средствах массовой информации, программах высшей и средней школы и т. д.
Издательская деятельность фонда началась с выпуска библиографического указателя "П. А. Столыпин" (составитель В. М. Шевырин. 2002). Затем реализуется программа публикации источников (по существу - новая отрасль "столыпиноведения"). Вслед за рецензируемым двухтомником увидел свет сборник документов "Тайна убийства Столыпина", готовится к изданию "Переписка П. А. Столыпина с государственными и политическими деятелями".
Рассматриваемая публикация подготовлена в сотрудничестве с Российским государственным историческим архивом (РГИА). Археографическая работа проделана Н. И. Канищевой, Н. М. Ко-
стр. 158
риевой, Н. А. Лопуленко, В. В. Шелохаевым. Редколлегия - И. И. Демидов, А. Р. Соколов, В. В. Шелохаев.
Научное переиздание дореволюционных публикаций (Полное собрание законов, стенографические отчеты Государственной думы, Государственного совета и др.) стало сейчас крайне необходимым. В первом томе опубликовано 86 документов (в том числе 22 архивных), во втором - 144 (архивных - 20).
Обращает на себя внимание тематическая широта сборника. До сих пор в историографии столыпинских реформ доминирующее положение занимала земельная реформа, заметное внимание уделялось также реформам местного управления, самоуправления и суда. Прочие же сюжеты, если и рассматривались, то не специально, а в рамках более широких тем. Новая же публикация имеет следующую структуру. Том первый: часть первая "Концепция реформ", часть вторая "Программа реформ" - "Права и свободы граждан", "Судебная реформа", "Реформа местного управления и самоуправления", "Земельная реформа", "Реформа социального законодательства", "Экономика и финансы", "Начальное образование", "Военная реформа". Второй том включает в себя: "Реформирование силовых структур и судопроизводства", "Местное управление и самоуправление", "Землеустройство и переселение", "Социальное законодательство", "Экономика, финансы, инфраструктура", "Среднее и высшее образование", "Наука и культура". Как заметит читатель, некоторые разделы первого тома получили продолжение во втором, что, видимо, было связано с выявлением новых документов.
Раздел "Концепция реформ" открывает Правительственное сообщение от 24 августа 1906 г., которое, с одной стороны, намечало дальнейшие меры по подавлению революции, а с другой - содержало перечень предполагаемых реформ, то есть являлось первым программным документом нового премьер- министра. Далее следуют декларация Столыпина во второй Государственной думе (6 марта 1907 г.) и фрагменты его речей на заседаниях второй и третьей Дум.
Вторую часть первого тома несколько неожиданно открывает цикл "достолыпинских" законодательных актов: "О временных правилах об обществах и союзах", публичных собраниях, периодической и неповременной печати, изданных еще в первой половине 1906 года. С таким расширением хронологических рамок публикации, в принципе, можно согласиться, но в таком случае, вероятно, стоило бы включить в нее и Основные государственные законы Российской империи, утвержденные 23 апреля 1906 года.
Публикуемые программные документы собственно столыпинского периода делятся на две категории: утвержденные и вступившие в силу законодательные акты и проекты неосуществленных реформ (выявленные, как правило, в архивных фондах). Включение провозглашенных реформ в программный комплекс представляется оправданным, особенно если учесть, что многие из этих реформ власти осуществить не успели. Многие такие акты в научной литературе не фигурируют и их републикация будет способствовать изучению новых аспектов столыпинских реформ.
История подготовки и прохождения большинства публикуемых документов раскрывается в комментариях к ним. Особый интерес здесь вызывает судьба неосуществленных проектов, готовившихся соответствующими министерствами. Как выясняется, эти проекты "застревали" или в Совете министров, или в Государственных думах, а в ряде случаев отклонялись Государственным советом. Среди подготовленных, но не дошедших до стадии закона, проектов следует выделить "Положение о неприкосновенности личности и жилища и тайны корреспонденции", "Об отношении государства к отдельным вероисповеданиям", "Об изменении законоположений, касающихся перехода из одного исповедания в другое", "Об условиях осуждения", "О введении состязательного начала в обряд предания суду", "О введении всеобщего начального обучения в Российской Империи (том 1), "Проект исключительного положения", "Устав охранительного судопроизводства", "Устав полицейский", "Устав Императорских Российских университетов" (том 2) и др.
Научный аппарат издания состоит из предисловия - "Опыт и уроки Столыпина", введений к обоим томам (излагающих принципы выявления и отбора документов для публикации) и послесловия "П. А. Столыпин - архитектор новой России". Авторы названных текстов почему-то не указаны, хотя содержание их заслуживает внимания.
В предисловии прежде всего подчеркивается актуальность опыта Столыпина с точки зрения сегодняшнего дня (с. 5 - 6). Высоко оценивая столыпинскую программу реформ и достигнутые благодаря ей успехи, автор предисловия не уходит от неизбежных вопросов: "Какие общественно-политические силы тормозили столыпинские преобразования? Какие просчеты были сделаны самим Столыпиным при разработке реформ и технологии их реализации? Какие уроки могут извлечь современные политики из опыта столыпинских реформ?" (с. 15).
Ответ на первый вопрос, в общем, был известен и раньше: "центристу" Столыпину меша-
стр. 159
ли и справа (начиная с императора), и слева. К числу "просчетов технологического порядка" автор справедливо относит и то, что "не в полной мере осознавалась проблема "увязки" пакета реформ с их финансовым и кадровым обеспечением" (с. 19), и то, что "не в полной мере учитывалась Столыпиным необходимость вовлечения в реформаторский процесс широких (и не только умеренных) общественных кругов" (с. 20). Наконец, "будучи выходцем из высших, элитных кругов российского общества, Столыпин не до конца учел адаптационные возможности трудовых масс к глобальным преобразованиям, инертность массового сознания" (с. 20).
Говоря о столыпинских реформах, следовало бы подчеркнуть их запоздалость на несколько десятилетий. Как показывает российский опыт, запоздалые (и поэтому поспешные) реформы способны обострять обстановку в стране - с далеко идущими последствиями.
Подводя итоги проделанной работы, автор послесловия полагает, что "публикация окончательно разрушает и отбрасывает в мусорную корзину" "идеологизированные и политизированные оценочные клише советской историографии, характеризовавшие Столыпина как "реакционера", и "обер- вешателя", "махрового националиста" и создателя "столыпинского вагона"" (том 2, с. 692). Но ведь в сборнике фактически не представлена "карательная" деятельность Столыпина, отрицать которую не приходится? Вопрос о соотношении между проведением прогрессивных преобразований и преодолением сопротивления им, идущего с разных сторон, также сохраняет свою актуальность.
Рецензируемый двухтомник займет видное место не только в "столыпиноведении", но и в археографии России всего XX века.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |