К 75-летию Индийского философского конгресса
Институт философии Российской академии наук и Государственный университет гуманитарных наук выпустили в свет сборник "Живая традиция", посвященный проблемам индийской философии (издательская фирма "Восточная литература" РАН, 2000) * . В связи с этим событием в Культурном центре имени Джавахарлала Неру при посольстве Республики Индия в Российской Федерации состоялась презентация новой книги.
Открывая собрание представителей научной и культурной общественности России, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Индия в России С.К. Ламба, директор Культурного центра имени Дж. Неру Сатбир Сингх, директор Института философии РАН академик В. Степин, доктор философских наук М. Степанянц и другие говорили, что издание труда "Живая традиция" - убедительное свидетельство успешно развивающегося сотрудничества между учеными-философами двух стран.
Опубликование сборника "Живая традиция" было приурочено ко второй годовщине учреждения кафедры имени Махатмы Ганди в Институте философии РАН и 75-летию Индийского философского конгресса.
Название сборника "Живая традиция" дано отнюдь не случайно. Громадный вклад индийской культуры в мировое духовное наследие признан всеми, заявила М. Степанянц. И все же утверждать, что высокомерный европоцентризм окончательно преодолен, преждевременно. Чтобы убедиться в этом, подчеркнула она, достаточно взглянуть на курсы по истории философии в западных и российских университетах. Восточной философии (индийской, китайской, японской и арабо-мусульманской) отводится мизерное место. О ней принято говорить как о культурном феномене далекого прошлого. Современным философам уделяется очень мало внимания. Этот пробел в значительной мере восполняет изданный сборник "Живая традиция".
Книга открывается статьей Н. Канаевой, посвященной всемирно известному философу С. Радхакришнану (1888- 1975), который обосновал "родство людей на земле и скрытую пока от многих гармонию нашего бытия". Основу философских воззрений Радхакришнана составляет убеждение в непреложности духовных ценностей, которые отождествляются им с ценностями религии, понимаемой прежде всего как видение духовной основы мира. Развитие мировой философии Радхакришнан интегрирует в единую систему, которая соединяет в себе одновременно европейскую и индийскую философию. Отличительной чертой европейской философии он считает рационализм, а индийской - мистицизм как практическое единение с духовной основой универсума.
В статье С. Серебряного представлена широкая палитра идейных воззрений поэта и философа Р. Тагора (1861-1941), прежде всего, его видение философии истории в целом и истории Индии в частности, а также его понимание философии культуры. О. Мезенцева посвятила свою статью философским взглядам Map Грегориуса (1922-1996) - митрополита христианской (сирийской) православной церкви в Индии. Автор рассматривает специфику философской интерпретации М. Грегориусом христианской традиции. В статье известного российского индолога А. Литмана (1923- 1992) рассматриваются взгляды двух ведущих фигур в индийской философии науки - П.Дж. Чаудхури (1916-1961) и ныне здравствующего А. Рахмана (родился в 1923 году).
Много индийских философов сегодня живут и работают за пределами Индии, оставаясь при этом истинными представителями своей культурной традиции. Ведущее место среди них принадлежит Дж.Н. Моханти (родился в 1928 году), известному одновременно как крупный феноменолог и историк индийской философии. Автор статьи о нем В. Лысенко показывает, как совмещаются в личности ученого западный и индийский аспекты философской науки. Философские взгляды "классика" современной индийской философии Д. Кришны (родился в 1924 году) анализирует в своей статье В. Шохин. Заслуга Д. Кришны - редактора журнала Индийского совета по философским исследованиям, по мнению автора статьи, состоит в том, что он стремится освободить традиционную философию Индии от мифологических наслоений.
Во втором разделе сборника вниманию читателей предлагаются статьи, написанные российскими участниками сессий Индийского философского конгресса - Ю. Замошкиным, А. Шишкиным, А. Литманом, М. Степанянц, Е. Аникеевой, Н. Автономовой, А. Андреевым и И. Касавиным. В них, наряду с изложением материалов сессий ИФК рассказывается о современном состоянии индийских философских исследований, о научных центрах и высших учебных заведениях, объектом изучения которых является предмет философии. Правда, на этих работах нередко лежит печать того времени, когда выражение лояльности по отношению к марксизму-ленинизму было обязательным условием для публикации любого текста, касающегося современной зарубежной мысли. В то же время публикация трудов указанных авторов наряду с работами ученых последних лет позволяет нарисовать целостную картину нашего восприятия индийской философской мысли.
Вышедший в свет сборник "Живая традиция" - новый важный шаг в углублении знаний по индийской философии, хорошее пособие для студентов и преподавателей философских факультетов высших учебных заведений.
Собрание российских ученых по случаю 75-летия Индийского философского конгресса и издание сборника "Живая традиция", заявил Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Индия в России С.К. Ламба, свидетельствует об их стремлении углублять свои знания в сфере духовной культуры Индии и уважении достижений индийской философской мысли.
* Издание осуществлено при финансовой поддержке посольства Республики Индия в Российской Федерации.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |