Libmonster ID: KZ-1812

События последних месяцев, и прежде всего волна международного терроризма, докатившаяся до России, вызвали к жизни много вопросов, сама постановка которых еще недавно казалась абсолютно невероятной. Среди них национальная проблема в России. Правда, ее обсуждение идет в основном, что называется, на бытовом уровне - на кухнях квартир, в заводских цехах, в общественном транспорте. Однако в последнее время в дискуссии все чаще вовлекаются газеты и журналы, радио и телевидение. Налицо тревожная тенденция: среди значительной части населения растут и набирают силы неприязнь к "лицам кавказской национальности", которых многие идентифицируют с чеченскими бандитами, слышны высказывания в пользу ограничения въезда в столицу и проживания в Москве жителей южнороссийских национальных республик , а также закавказских и центральноазиатских стран СНГ. Между тем, проблема статуса и условий проживания людей некоренных национальностей - отнюдь не сугубо российская. Такие диаспоры есть во многих государствах, и "встраивание" их в иную страну и иную культуру - процесс не всегда простой и легкий. Тем не менее, мировая практика накопила изрядный опыт цивилизованного решения этих вопросов. Национальные диаспоры не только "уживаются" с коренным населением, но играют важную, а подчас незаменимую роль в общественной и культурной жизни стран, ставших для сотен тысяч, а то и миллионов людей второй родиной. Поучителен опыт США, где на протяжении десятилетий с англоязычным ирландским и африканским большинством сосуществуют китайская, пуэрториканская, мексиканская, филиппинская и другие диаспоры. Интересный опыт "врастания" в американское общество филиппинской диаспоры рассматривается на примере Калифорнии - региона многоязычного и полиэтничного.

По последним подсчетам, численность филиппинцев, проживающих за пределами своей страны, превышает пять миллионов человек, и с каждым годом эта цифра растет. Они перевели на родину за последние 10 лет около 18 миллиардов долларов - это самый большой источник поступлений иностранной валюты в страну. Особенно много филиппинцев в странах Ближнего Востока, где они работают

стр. 42


в сфере обслуживания, в Гонконге и Сингапуре, где используются главным образом в качестве домашней прислуги, а также в США. Численность филиппинской общины в Соединенных Штатах на сегодня, по официальным данным, составляет 1,4 миллиона человек (по неофициальным - около 2 миллионов); большая часть из них живет в Калифорнии.

История филиппинской общины в Калифорнии насчитывает не одно столетие. В 1565 году испанцами было положено начало торговли, основной целью которой была поставка азиатских пряностей, посуды и тканей в Мексику для дальнейшей переправки в Европу. В обмен на эти товары на Филиппины доставлялось мексиканское серебро. Первые филиппинцы прибыли в Южную Калифорнию в район Санта-Барбары на борту торгового судна "Сан-Педро", отплывшего с острова Себу Филиппинского архипелага.

К концу XVIII века на всем протяжении побережья от Сан-Диего до Сан- Франциско была построена сеть католических миссий. По сохранившимся сведениям, некоторые филиппинцы последовали за монахами и начали новую жизнь в Новом свете.

Следующий этап взаимоотношений между Филиппинами и Калифорнией наступил уже тогда, когда она стала частью США. На одном из фешенебельных отелей на центральной улице Сан-Франциско Маркет сейчас установлена мемориальная доска, посвященная национальному герою Филиппин Хосе Рисалю. Он останавливался здесь на три дня в мае 1888 года, а затем продолжил свое путешествие на поезде, который провез его через всю страну.

Связь между Сан-Франциско и Филиппинами заметна при первом же знакомстве с городом. Посреди Юнион Сквер, в деловом центре города, стоит памятник, "...воздвигнутый гражданами Сан-Франциско в ознаменование победы американских военно-морских сил под командованием командора Джорджа Дьюи в Манильской бухте", как гласит надпись на постаменте.

После окончания войны филиппинцы получили статус "националов", в соответствии с которым могли беспрепятственно иммигрировать в США. Тем не менее, не будучи американскими гражданами, они были лишены многих прав. Первая волна филиппинской иммиграции в США приходится на 1903-1934 годы. Это были в основном "пенсионадос"- молодые филиппинцы, которых в соответствии с программой, принятой в 1903 году, направили на учебу в США; эта программа финансировалась американским правительством. Предполагалось, что, помимо получения знаний, молодые филиппинцы познакомятся с основами демократического государственного устройства, чтобы потом перенести все это на свою, национальную почву. Кроме "пенсионадос", в период с 1910-го по 1938 год в США обучалось около 14 тысяч "независимых" студентов, приехавших с Филиппин не по приглашению американского правительства, а по собственной инициативе.

В состав первой волны иммиграции входило также большое число сельскохозяйственных рабочих. Так, если к 1910 году на Гавайи приехало около четырех тысяч филиппинцев, то в период с 1925-го по 1929 год - 44 тысячи. Филиппинцы, работавшие на Гавайях, мигрировали в основном в штаты Тихоокеанского побережья США. И, отработав контрактный срок, например на сборе аспарагуса, они перемещались в другие районы или штаты -Калифорнию, Орегон, Вашингтон, чтобы и там заняться сбором других, более поздних фруктов и овощей. В отличие от японских и китайских иммигрантов филиппинцы в основной своей массе не селились в строго определенных мес-

стр. 43


тах всей общиной, а мигрировали по штатам в зависимости от того, где была работа. О жизни и быте филиппинских иммигрантов той эпохи мы знаем из произведений Карлоса Булосана, прошедшего путь от сельскохозяйственного рабочего до первого англоязычного писателя- филиппинца, получившего известность в США. О себе и своих товарищах - "американских филиппинцах" - он рассказал в автобиографической повести "С Америкой в сердце".

Филиппинцы, которые оседали в городах, работали поварами, официантами, домашней прислугой, дворниками, шоферами. В Сан- Франциско они жили в гостиницах-пансионах в районе улицы Кирни недалеко от "Чайна тауна" - "Китайского города"; этот район получил название "Манила таун". В отдельные годы число его жителей достигало 10 тысяч человек, включая сезонных рабочих, находивших здесь временную работу и жилье. Большинство иммигрантов первой волны, выходцы с Северного Лусона и Висайских островов, были неженатыми, физически крепкими мужчинами в возрасте от 18 до 25 лет.

Второй этап филиппинской иммиграции начался в 1945 году. Во время второй мировой войны были созданы две боевые части, состоявшие из филиппинцев, проживавших в США. Помимо этого, тысячи филиппинцев - непосредственно жителей страны - боролись плечом к плечу вместе с американской армией против японских войск. После войны им было разрешено привезти в США свои семьи. Это привело к тому, что число выходцев с Филиппин в период с 1940-го по 1960 год в США более чем удвоилось.

В начале 50-х годов многие филиппинцы переехали из сельскохозяйственных районов США в города. Значительная часть филиппинской общины в Сан-Франциско поселилась вначале в уже упоминавшемся районе Южного Маркета, затем перебралась в район Миссии, а впоследствии осела в Дэйли Сити.

Третья, и самая многочисленная, волна филиппинской иммиграции началась после принятия так называемого "Иммиграционного акта" 1965 года, который увеличил квоту на ежегодный въезд филиппинцев в США со 100 до 20 тысяч человек. В настоящее время в США с Филиппин ежегодно иммигрируют около 65 тысяч человек. Эти люди значительно отличаются от своих предшественников. В основной своей массе они являются квалифицированными специалистами с хорошим знанием английского языка. Доля мужчин и женщин среди приезжающих в Америку теперь сбалансирована, многие иммигрируют семьями.

Если раньше "американские филиппинцы" имели низкий уровень доходов и принадлежали в подавляющем большинстве к числу рабочих, то теперь многие представители иммигрантов второго и третьего поколений, получив хорошее образование в американских университетах, вливаются в ряды "белых воротничков", работая бухгалтерами, врачами, инженерами, преподавателями, редакторами. Особым спросом пользуются филиппинские медицинские работники - сестры и сиделки, которых можно встретить в любой поликлинике и больнице, доме престарелых. Хорошо зарекомендовав себя, они без труда находят работу в США.

Новое поколение литераторов-филиппинцев в США продолжает традицию, начатую более полувека назад К. Булосаном: они становятся как бы голосом общины, выражая ее чаяния и стремления. Так, одна из недавних повестей Джессики Хагедорн "Гангстеры любви" - это во многом автобиографическая история недавней иммигрантки - поэтессы и певицы, пытающейся найти свое место в американском шоу-бизнесе. Родившаяся на Филиппинах, Хагедорн провела свою юность в Сан-Франциско, где заявила о себе как яркая представительница филиппино-американских писателей нового поколения. Особое место в ее творчестве занимает исследование влияния Америки на филиппинскую культуру.

Сейчас филиппинцы - самая большая группа выходцев из Азии, живущая в Калифорнии. Таково следствие притока большого числа новых иммигрантов и высокого уровня рождаемости среди них. В США, как и непосредственно на архипелаге, филиппинские семьи очень большие, под одной крышей живут даже дальние родственники, а также многочисленные "компадрес" - крестные отцы и матери.

При этом филиппинцы, включая молодое поколение, отнюдь не стопроцентно американизировались, не порвали со своей традиционной культурой. В среде филиппинской молодежи активно идет процесс поисков своей самобытности, изучения своих корней. Так, во многом в результате просьб студентов, в университетах и колледжах Калифорнии были открыты курсы по изучению языков Филиппин, истории и культуры страны.

Основным центром сосредоточения филиппинской общины в районе Сан- Франциско в настоящее время является его город-сателлит Дэйли Сити. По данным 1997 года, из 101500 жителей города почти треть составляют филиппинцы, поэтому он получил неофициальное название "Манила таун". Своеобразный стержень Дэйли Сити - торговый центр Сьеррамонте, где почти каждый второй говорит на одном из языков Филиппинских островов. Витрины ресторанов с такими названиями, как "Каса Манила", "Баррио Фиеста", "Манила Бэй Куизин", предлагают посетителям отведать такие блюда филиппинской кухни, как adobo, pancit, kare-kare, turon, и насладиться национальной музыкой. В продуктовых

стр. 44


магазинах, помимо филиппинских деликатесов, всегда в наличии "balykbayan boxes" - коробки, используемые для пересылки подарков многочисленным родственникам на родине. В киосках Дэйли Сити, Сан- Франциско, Сан-Хосе, Лос-Анджелеса и других центров проживания филиппинской общины всегда можно купить газеты и журналы, издающиеся и предназначенные для нее, такие, как Manila Bulletin USA, Philippine News, Filipinas.

В 1995 году филиппинский американец во втором поколении Майкл Гингона стал первым мэром-филиппинцем Дэйли Сити.

В Сан-Франциско в районе Южного Маркета, где также высок процент филиппинского населения, улицы названы именами филиппинских героев: Лапу-Лапу, Бони-фасио, Мабини и Рисаля. Неподалеку находится церковь Святого Патрика, имеющая один из самых больших филиппинских приходов; 80 процентов филиппинцев, живущих в Калифорнии, - католики.

Каждый год в центре Сан-Франциско проводится филиппино-американский фестиваль "Pistahan". Такое "традиционно-островное" название дано продолжающейся два дня - субботу и воскресенье -ярмарке под открытым небом. Фестиваль включает в себя парад "Жемчужина Востока" по центральным улицам города, как бы перенося всех его участников на гостеприимные Филиппины: вот идут разодетые в костюмы с тончайшей вышивкой филиппинские красавицы, на смену им появляются воины с копьями, словно явившиеся сюда из глубины веков, за ними в белых халатах проходят представители организации медицинских сестер, студенческих братств. Все улыбаются и приглашают поближе познакомиться с филиппинской культурой на главной площадке праздника. В 1999 году перед началом фестиваля в церкви Святого Патрика был отслужен молебен. В обращении церковных деятелей к народу говорилось о политике ненасилия и о семейных ценностях, которым в среде выходцев с Филиппин придается огромное значение.

Праздник завершился выступлением филиппинских танцоров, певцов и театральных коллективов. В нем приняли участие ансамбли фольклорного танца, поразившие публику своим мастерством, исполняя номер с глиняными вазами на голове. Там же можно было отведать блюда национальной кухни и приобрести сувениры. Насладиться фиестой пришли целые семейные кланы филиппинцев. Спонсорами этого мероприятия стали многочисленные филиппино-американские фирмы, занимающиеся, в частности, туризмом и перевозкой грузов на Филиппины. Праздник нашел широкое освещение в программе местного телевидения, ведущейся на тагальском языке.

Музеем Восточного искусства Сан-Франциско недавно была организована выставка произведении филиппинских художников "На родине и за ее пределами", где были представлены работы филиппинцев молодого поколения. Это была первая выставка такого рода в США, посвященная целиком современному филиппинскому искусству. Художники, живущие как на Филиппинах, так и за их пределами, представили на суд зрителей работы, где затрагивались темы исторического наследия, самоопределения, культуры, иммиграции, пытаясь найти ответ на вопрос "что значит быть филиппинцем в конце XX века?". В рамках выставки музеем также были организованы циклы концертов и лекций, на одной из которых известный филиппинский писатель Франсиско Сиониль Хосе представлял свои произведения.

История филиппинской общины в США - неопровержимое доказательство того, что национальная диаспора вполне может стать неотъемлемой составляющей коренной нации, сохраняя при этом свои культурные и национальные корни и поддерживая связи со страной происхождения.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/Опыт-врастания-филиппинцев-в-американское-общество

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

П. ИЛИЕВА, Кандидат исторических наук, Опыт "врастания" филиппинцев в американское общество // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 28.09.2022. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/Опыт-врастания-филиппинцев-в-американское-общество (date of access: 22.12.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - П. ИЛИЕВА, Кандидат исторических наук:

П. ИЛИЕВА, Кандидат исторических наук → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
411 views rating
28.09.2022 (816 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ПЕРСПЕКТИВЫ ЛЕВАНТА В СВЕТЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА ОТ СРЕДНЕГО К ВЕРХНЕМУ ПАЛЕОЛИТУ
Catalog: История 
13 hours ago · From Urhan Karimov
DAVID LAZAREVICH BRODYANSKY - 75 YEARS OLD
18 hours ago · From Urhan Karimov
КАСАР-КУРУГ: ЗАПАДНАЯ СТАВКА УЙГУРСКИХ КАГАНОВ И ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ ПОР-БАЖЫНА
19 hours ago · From Urhan Karimov
К ВОПРОСУ О "ВОСТОЧНОМ" НАПРАВЛЕНИИ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРА СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В ЭПОХУ БРОНЗЫ
Catalog: История 
21 hours ago · From Urhan Karimov
EXPERIENCE IN STUDYING WOODEN BURIAL STRUCTURES DURING EXCAVATIONS OF ARCHAEOLOGICAL SITES
Catalog: История 
21 hours ago · From Urhan Karimov
ПОГРЕБАЛЬНО-КУЛЬТОВЫЙ КОМПЛЕКС АЛАКУЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОСТОЧНОМ ОРЕНБУРЖЬЕ
Yesterday · From Urhan Karimov
ANTHROPOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE POPULATION OF THE SOUTHERN TAIGA IRTYSH REGION (based on the materials of the burial grounds of the Ust-Ishim archaeological culture at the turn of the first and second millennium AD)
3 days ago · From Urhan Karimov
СЕРЕБРЯНОЕ БЛЮДО СО СЦЕНАМИ БОРЬБЫ ИЗ НИЖНЕГО ПРИОБЬЯ
3 days ago · From Urhan Karimov
КИНЖАЛЫ ФОФОНОВСКОГО МОГИЛЬНИКА ИЗ КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ БУРЯТСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА СО РАН: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ТРАСОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Catalog: История 
3 days ago · From Urhan Karimov
ОДОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ НОСИТЕЛЕЙ АЛАКУЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3 days ago · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

Опыт "врастания" филиппинцев в американское общество
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android