Libmonster ID: KZ-2536

Книга Л.К. Граудиной и Г.И. Кочетковой "Русская риторика" (М., 2001) знакомит читателя с богатейшей русской литературой по риторике и лучшими образцами красноречия в разных его родах и видах. В связи с этим нельзя не вспомнить другую книгу почти с таким же названием, вышедшую в свет в 1996 году: "Русская риторика. Хрестоматия" (автор-составитель Л.К. Граудина).

Новая книга главным образом предназначена для занятий по риторике в гуманитарных вузах (на первых курсах) и в старших классах гимназий, лицеев и средних школ.

Интерес к риторике, к искусству красноречия продолжает расти не в одной лишь среде учителей-словесников, но и в самых, казалось бы, далеких от филологии кругах интеллигенции. Сегодня этот интерес диктуется пересмотром принципов гуманитарного образования, прогрессивными изменениями в этой области, которые не без трудностей и преодоления сложившейся косной традиции настойчиво пробивают себе дорогу в жизнь.

Обратим внимание на особенности "Русской риторики" 2001-го года. Здесь показаны истоки и самые крупные этапы истории русской риторики. Этому посвящены разделы книги - "Истоки красноречия" и "Традиции красноречия в России". В книге содержатся относительно завершенные описания наиболее известных русских риторик в тесной связи с жизнью ученых, преподавателей и других деятелей, работавших в этой области. Таковы страницы, посвященные риторическим идеям Ф. Прокоповича, М.В. Ломоносова, М.М. Сперанского, Н.Я. Кошанского, А.И. Галича и др. При этом достаточно глубоко разработаны разделы, касающиеся современного обучения риторике и культуры речи как сложившейся научной дисциплины. Это особенно ярко выражено в части книги, названной "Риторика, культура речи и нормы современного литературного языка". В книге также освещены особенности и нормы речи в разных стилях, ситуациях и жанрах.

В содержании книги проявляется активная социально- историческая позиция авторов. Организационный центр, или стержень, повествования составляют задачи воспитания языковой личности. Авторы ориентировались на то, чтобы в разработку темы были включены три необходимых компонента: 1. Изучение теории - изложение основных правил риторики, характеристика специфики речевого общения в зависимости от типов коммуникации (диалог, спор, выступление, поздравление, комплимент и т.п.). 2. Изучение ораторских образцов прошлого и настоящего, дающих возможность наглядно показать, как

стр. 118

формируется "имидж говорящего" (в современной терминологии), с одной стороны, а с другой - уяснить конкретные приемы и средства речевого воздействия с помощью хорошего литературного языка. 3. Обязательные упражнения в составлении и произнесении речей, словом, собственное языковое творчество, которое формируется под руководством опытного наставника. Этой стороне обучения способствуют те вопросы, задания и упражнения, которые приводятся в конце каждого параграфа.

Особенно важна философско-нравственная направленность книги, чего в современной литературе, в том числе, и учебной, заметно не хватает. Кстати, эта направленность была свойственна всем античным трудам по риторике. В России это направление развивали М.В. Ломоносов, затем Н.Ф. Кошанский и А.И. Галич - лицейские учителя А.С. Пушкина, русские судебные ораторы XIX века. Вопросы, которые волновали их: нравственные требования к оратору; выбор позиции автора публичного текста; овладение культурой несогласия, выработка корректного отношения к оппоненту в споре и т.д.

Авторам книги близка точка зрения русского философа И. Ильина, который считал, что русский учитель и ученый должны вносить в свою работу, в свою деятельность не политические идеологемы, а "начала сердца, творческой свободы и живой ответственности совести". В наше время ученый должен "зреть в каждой детали русской истории дух и судьбу своего народа, растить и укреплять правовую интуицию... созерцать целостную жизнь изучаемого языка".

Такая позиция авторов представляется вполне оправданной. Она нашла рельефное выражение в главах об академическом красноречии, о споре, о судебном и духовном красноречии. В современных риториках эти проблемы обычно не затрагиваются. Между тем в наши дни, как никогда, возросла актуальность таких ценностей, как вера и нравственность. Здесь мастерство речи обращено не к внешнему, а к внутреннему миру каждого человека. В "Русской риторике" большое внимание уделено церковнославянскому языку. С интересом читаются афоризмы христианских мыслителей Блаженного Августина, Златоуста, Св. Ефрема Сирина, Митрополита Филарета и других. Ценно и то, что в отдельных параграфах раздела по родам и видам речи, посвященных речевому этикету, искусству спора, судебному и академическому красноречию, приводится система правил, которых должен придерживаться говорящий в определенных ситуациях и жанрах речевого общения. Этих правил мы не найдем ни в русской стилистике, ни, тем более, в русской грамматике. Коммуникативно-прагматическая направленность книги с этой точки зрения очевидна и полезна.

Характеристика речевой деятельности дополнена здесь информацией о качествах речи. Это прежде всего точность, ясность, уместность речи. Рассмотрены и такие качества, как богатство речи, ее

стр. 119

красота, благозвучие и выразительность. В современной практике обучения весьма слабо представлена орнаментальная часть риторики. Как известно, основу орнаментального раздела риторики составляет учение о тропах и фигурах. Удовлетворительная концепция выразительности речи не может быть воплощена в жизнь, если обойти вниманием эти явления. В книге приводится не только приемлемая классификация тропов и фигур, но и на ярких примерах показано, как их применение усиливает изобразительность речи, ее красоту и в конечном итоге ее эффективность. Сами авторы, как замечает в своем печатном отклике на эту книгу журналист Сергей Быков, пишут "легко и доступно. Предмет излагается ясно и увлекательно" (см. газету "Тверская, 13". 2002. 7 марта). Например, в главе об остроумии приводятся прекрасные иллюстрации. Можно воспроизвести две из них: "В молодости Бернард Шоу вел в лондонской газете музыкальную критику. О концерте хора врачей он отозвался кратко: "Вчера пели медики. Им надо еще раз напомнить об их врачебном долге - сохранять молчание"" (С. 544). Прием остроумного применения фигуры противопоставления используется и в шутке, обрисовывающей психологический портрет адвоката: "Выиграв дело, адвокаты говорят своим клиентам - мы выиграли, а проиграв - мы проиграли" (Там же).

Несомненно плодотворным представляется избранный авторами подход к изложению всего материала. Можно привести весомые аргументы в пользу риторики как самостоятельного учебного предмета: 1) ее духовно- эстетическое и нравственное содержание; 2) актуальные и хорошо разработанные принципы обучения речи; 3) развитая методическая сторона этого предмета. Все эти достижения риторики, которые были утрачены со времени ее запрета, нашли свое отражение и применение в интересной книге Л.К. Граудиной и Г.И. Кочетковой. Их труд может быть очень полезен при разработке учебного комплекса по риторике в новых государственных образовательных стандартах.

В.Г. Костомаров, действительный член Российской академии образования


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/Л-К-Граудина-Г-И-Кочеткова-РУССКАЯ-РИТОРИКА

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Alibek KasymovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Alibek

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В. Г. Костомаров, Л. К. Граудина, Г. И. Кочеткова. РУССКАЯ РИТОРИКА // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 31.07.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/Л-К-Граудина-Г-И-Кочеткова-РУССКАЯ-РИТОРИКА (date of access: 22.11.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - В. Г. Костомаров:

В. Г. Костомаров → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Alibek Kasymov
Astana, Kazakhstan
246 views rating
31.07.2024 (113 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
RUSSIA AND MONGOLIA ARE ON THE PATH OF STRATEGIC PARTNERSHIP. R. B. Rybakov, L. Khaisandai (ed.)
18 hours ago · From Urhan Karimov
PROSPECTS FOR COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND IRAN ON THE HORIZON OF 2025
19 hours ago · From Urhan Karimov
RELATIONS BETWEEN PAKISTAN AND AFGHANISTAN AFTER THE FORMATION OF THE UNIFIED PROVINCE OF WEST PAKISTAN
19 hours ago · From Urhan Karimov
КОЧЕВНИКИ И КРЕПОСТЬ: ОПЫТ АККУЛЬТУРАЦИИ КРЕЩЕНЫХ КАЛМЫКОВ
2 days ago · From Urhan Karimov
К 90-ЛЕТИЮ ФЕДОРА ДМИТРИЕВИЧА АШНИНА
2 days ago · From Urhan Karimov
ХРОНИКАЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ.2012
2 days ago · From Urhan Karimov
AFGHANISTAN: DEJA VU. what's next?
2 days ago · From Urhan Karimov
TO THE 85TH ANNIVERSARY OF MARIA NIKOLAEVNA ORLOVSKAYA
2 days ago · From Urhan Karimov
CONFERENCE DEDICATED TO THE 90TH ANNIVERSARY OF THE BIRTH OF YU. V. GANKOVSKY
2 days ago · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

Л. К. Граудина, Г. И. Кочеткова. РУССКАЯ РИТОРИКА
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android