Книга Л.К. Граудиной и Г.И. Кочетковой "Русская риторика" (М., 2001) знакомит читателя с богатейшей русской литературой по риторике и лучшими образцами красноречия в разных его родах и видах. В связи с этим нельзя не вспомнить другую книгу почти с таким же названием, вышедшую в свет в 1996 году: "Русская риторика. Хрестоматия" (автор-составитель Л.К. Граудина).
Новая книга главным образом предназначена для занятий по риторике в гуманитарных вузах (на первых курсах) и в старших классах гимназий, лицеев и средних школ.
Интерес к риторике, к искусству красноречия продолжает расти не в одной лишь среде учителей-словесников, но и в самых, казалось бы, далеких от филологии кругах интеллигенции. Сегодня этот интерес диктуется пересмотром принципов гуманитарного образования, прогрессивными изменениями в этой области, которые не без трудностей и преодоления сложившейся косной традиции настойчиво пробивают себе дорогу в жизнь.
Обратим внимание на особенности "Русской риторики" 2001-го года. Здесь показаны истоки и самые крупные этапы истории русской риторики. Этому посвящены разделы книги - "Истоки красноречия" и "Традиции красноречия в России". В книге содержатся относительно завершенные описания наиболее известных русских риторик в тесной связи с жизнью ученых, преподавателей и других деятелей, работавших в этой области. Таковы страницы, посвященные риторическим идеям Ф. Прокоповича, М.В. Ломоносова, М.М. Сперанского, Н.Я. Кошанского, А.И. Галича и др. При этом достаточно глубоко разработаны разделы, касающиеся современного обучения риторике и культуры речи как сложившейся научной дисциплины. Это особенно ярко выражено в части книги, названной "Риторика, культура речи и нормы современного литературного языка". В книге также освещены особенности и нормы речи в разных стилях, ситуациях и жанрах.
В содержании книги проявляется активная социально- историческая позиция авторов. Организационный центр, или стержень, повествования составляют задачи воспитания языковой личности. Авторы ориентировались на то, чтобы в разработку темы были включены три необходимых компонента: 1. Изучение теории - изложение основных правил риторики, характеристика специфики речевого общения в зависимости от типов коммуникации (диалог, спор, выступление, поздравление, комплимент и т.п.). 2. Изучение ораторских образцов прошлого и настоящего, дающих возможность наглядно показать, как
стр. 118
формируется "имидж говорящего" (в современной терминологии), с одной стороны, а с другой - уяснить конкретные приемы и средства речевого воздействия с помощью хорошего литературного языка. 3. Обязательные упражнения в составлении и произнесении речей, словом, собственное языковое творчество, которое формируется под руководством опытного наставника. Этой стороне обучения способствуют те вопросы, задания и упражнения, которые приводятся в конце каждого параграфа.
Особенно важна философско-нравственная направленность книги, чего в современной литературе, в том числе, и учебной, заметно не хватает. Кстати, эта направленность была свойственна всем античным трудам по риторике. В России это направление развивали М.В. Ломоносов, затем Н.Ф. Кошанский и А.И. Галич - лицейские учителя А.С. Пушкина, русские судебные ораторы XIX века. Вопросы, которые волновали их: нравственные требования к оратору; выбор позиции автора публичного текста; овладение культурой несогласия, выработка корректного отношения к оппоненту в споре и т.д.
Авторам книги близка точка зрения русского философа И. Ильина, который считал, что русский учитель и ученый должны вносить в свою работу, в свою деятельность не политические идеологемы, а "начала сердца, творческой свободы и живой ответственности совести". В наше время ученый должен "зреть в каждой детали русской истории дух и судьбу своего народа, растить и укреплять правовую интуицию... созерцать целостную жизнь изучаемого языка".
Такая позиция авторов представляется вполне оправданной. Она нашла рельефное выражение в главах об академическом красноречии, о споре, о судебном и духовном красноречии. В современных риториках эти проблемы обычно не затрагиваются. Между тем в наши дни, как никогда, возросла актуальность таких ценностей, как вера и нравственность. Здесь мастерство речи обращено не к внешнему, а к внутреннему миру каждого человека. В "Русской риторике" большое внимание уделено церковнославянскому языку. С интересом читаются афоризмы христианских мыслителей Блаженного Августина, Златоуста, Св. Ефрема Сирина, Митрополита Филарета и других. Ценно и то, что в отдельных параграфах раздела по родам и видам речи, посвященных речевому этикету, искусству спора, судебному и академическому красноречию, приводится система правил, которых должен придерживаться говорящий в определенных ситуациях и жанрах речевого общения. Этих правил мы не найдем ни в русской стилистике, ни, тем более, в русской грамматике. Коммуникативно-прагматическая направленность книги с этой точки зрения очевидна и полезна.
Характеристика речевой деятельности дополнена здесь информацией о качествах речи. Это прежде всего точность, ясность, уместность речи. Рассмотрены и такие качества, как богатство речи, ее
стр. 119
красота, благозвучие и выразительность. В современной практике обучения весьма слабо представлена орнаментальная часть риторики. Как известно, основу орнаментального раздела риторики составляет учение о тропах и фигурах. Удовлетворительная концепция выразительности речи не может быть воплощена в жизнь, если обойти вниманием эти явления. В книге приводится не только приемлемая классификация тропов и фигур, но и на ярких примерах показано, как их применение усиливает изобразительность речи, ее красоту и в конечном итоге ее эффективность. Сами авторы, как замечает в своем печатном отклике на эту книгу журналист Сергей Быков, пишут "легко и доступно. Предмет излагается ясно и увлекательно" (см. газету "Тверская, 13". 2002. 7 марта). Например, в главе об остроумии приводятся прекрасные иллюстрации. Можно воспроизвести две из них: "В молодости Бернард Шоу вел в лондонской газете музыкальную критику. О концерте хора врачей он отозвался кратко: "Вчера пели медики. Им надо еще раз напомнить об их врачебном долге - сохранять молчание"" (С. 544). Прием остроумного применения фигуры противопоставления используется и в шутке, обрисовывающей психологический портрет адвоката: "Выиграв дело, адвокаты говорят своим клиентам - мы выиграли, а проиграв - мы проиграли" (Там же).
Несомненно плодотворным представляется избранный авторами подход к изложению всего материала. Можно привести весомые аргументы в пользу риторики как самостоятельного учебного предмета: 1) ее духовно- эстетическое и нравственное содержание; 2) актуальные и хорошо разработанные принципы обучения речи; 3) развитая методическая сторона этого предмета. Все эти достижения риторики, которые были утрачены со времени ее запрета, нашли свое отражение и применение в интересной книге Л.К. Граудиной и Г.И. Кочетковой. Их труд может быть очень полезен при разработке учебного комплекса по риторике в новых государственных образовательных стандартах.
В.Г. Костомаров, действительный член Российской академии образования
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |