В статье рассматриваются характер отношений и основные сферы сотрудничества между Китайской Народной Республикой (КНР) и арабскими членами Организации исламского сотрудничества (ОИС)1. Тема актуальна в связи с ростом влияния этих государств на происходящие в мире процессы.
Ключевые слова: арабские страны - члены ОИС, внешняя политика КНР, ислам, китайские мусульмане.
Отношения между Китаем и арабскими странами заметно активизировались после Бандунгской конференции, состоявшейся 18-24 апреля 1955 г., в которой участвовал первый председатель Госсовета КНР Чжоу Эньлай. Здесь же состоялась его встреча с тогдашним президентом Египта Гамалем Абдель Насером2. В мае того же года был подписан китайско-египетский "Протокол переговоров по вопросам культуры", касавшийся обмена преподавателями и студентами. В 1956 г. были установлены дипломатические отношения с Египтом, Сирией и Йеменом, а позже и с другими государствами Ближнего Востока.
Вопрос о признании КНР членом ООН стал предметом дискуссий в неоднородном арабском мире. В целом позиция арабских стран была выражена в резолюции первой Конференции неприсоединившихся государств в Белграде (1-6 сентября 1961 г.):
1 До 2011 г. - Организация исламская конференция (ОИК).
2 Интересно, что еще в 1931 г. в Каир прибыла первая группа китайцев для учебы в университете Аль-Азхар, где для них было открыто специальное отделение.
стр. 60
"Участвующие в конференции страны, которые признают правительство КНР, рекомендуют Генеральной Ассамблее на ее предстоящей сессии признать представителей КНР единственно законными представителями этой страны в ООН" [Декларация глав государств и правительств..., 1975, с. 73]. Аналогичным было и решение членов Лиги арабских государств (ЛАГ) от 17 сентября 1961 г. Эти события заложили основу для развития отношений между Китаем и исламским миром, позволив каждой арабской стране выстраивать отношения с КНР, руководствуясь собственными внешнеполитическими интересами. В результате к началу 1970-х гг. КНР урегулировала отношения со многими ближневосточными государствами, а признание на 29-й сессии ГА ООН (Резолюция № 2758) представителей ее правительства единственными законными представителями китайского народа предопределило начало политического диалога с рядом международных организаций, в том числе с ОИК.
ОИС (ОИК) была основана 25 сентября 1969 г. на Конференции глав мусульманских государств в Рабате. В настоящее время в ее состав входят 57 стран-членов, т.е. почти четверть всех государств мира [Официальный сайт ОИС...], общая численность населения которых достигает 1.2 млрд человек [Счетчик населения..., 2013] и постоянно растет. Наметившаяся во второй половине XX в. тенденция к росту мусульманского населения давно стала предметом дискуссий. В конце XX - начале XXI в. среднегодовой прирост мусульман составлял 2.1% (христиан— 1.3%). Если разница в темпах роста не изменится, к 2025 г. численность приверженцев ислама достигнет 30% мирового населения (христиан - 25%). То есть почти каждый третий житель земли будет мусульманином [Белокреницкий, 2010, с. 84-96].
В связи с этим некоторые исследователи высказали предположение, что в будущем ОИС сможет претендовать на повышение своего статуса и влияния на мировой арене, а в отдаленной перспективе стать второй по значению международной организацией после ООН [Озеров, 2012, с. 91-92].
30% участников ОИС - арабские страны, вошедшие в состав Организации в период с 1969 по 1972 г., т.е. практически сразу после ее образования. Они же играют заметную роль в качестве внешнеполитических приоритетов КНР на ближневосточном направлении, хотя развитие сотрудничества с другими членами ОИС также отвечает геостратегическим интересам Китая. Именно поэтому исследование внешней политики КНР невозможно без выявления характера взаимодействия между этой страной и Ираном, Турцией и рядом государств Центральной и Юго-Восточной Азии, а также Африки. Следует учитывать и большое влияние ОИС на мусульман - жителей стран, не входящих в эту организацию, в том числе на китайских приверженцев ислама.
КИТАЙСКИЕ МУСУЛЬМАНЕ
В Китае насчитывается около 20 млн мусульман [Ху Чженьхуа, 2009], и их положение представляет собой важный аспект внутренней политики КНР. Прежде всего потому, что регионы с преобладанием мусульманского населения остаются среди наименее развитых экономически, нестабильных с социально-политической точки зрения и являются очагами возможного возникновения конфликтных ситуаций - как на местном уровне, так и в масштабах всей страны.
Многие аспекты вероисповедания и деятельности религиозных учреждений КНР, в том числе мусульманских, определяются статьями 34 и 36 Конституции КНР [Конституция Китайской Народной Республики], Положением по делам религии № 426, принятым госсоветом КНР 7 июля 2004 г. и вступившим в силу 1 марта 2005 г. [Положение по делам религии...], и рядом других законодательных актов.
В стране насчитываются 56 национальных меньшинств, 10 из них - хуэй, уйгуры, казахи, кыргызы, узбеки, татары, таджики, дунсяны, салары, баоаньцы - исповедуют ислам [Ху Чженьхуа, 2009]. Китайские мусульмане проживают во многих районах
стр. 61
Китая, говорят на разных диалектах и имеют различное происхождение [Завьялова, 1996, с. 140].
Большая часть китайских мусульман исповедуют ислам суннитского толка, но в Синьцзяне проживает небольшое число шиитов. В КНР выделяются две исторически сформировавшиеся ветви ислама: собственно китайская, сложившаяся в районах внутреннего Китая, и ислам Синьцзяна с присущим ему "тюркским колоритом" [Основные особенности..., 2012], испытавший на себе влияние суфизма.
В настоящее время в стране действует более 35 тыс. мечетей, в которых проповедуют около 50 тыс. представителей духовенства. Создано примерно 400 как легальных, так и тайных организаций, некоторые из которых отнесены к разряду террористических. Среди них - Объединенный фронт Восточного Туркестана, движение "Искра родины", Движение ислама Восточного Туркестана, "Талибан", "Движение за исламскую веру" и партия Хизб ат-Тахрир [Комиссина, 2009, с. 42—43].
Мусульмане организации КНР объединены в Китайскую исламскую ассоциацию (КИА), имеющую филиалы в разных городах и провинциях. В 2013 г. исполнилось 60 лет с момента ее создания. Основанная в 1953 г., она подчиняется Государственному управлению по делам религии и имеет постоянную штаб-квартиру в Пекине [60 лет со дня основания..., 2013]. При КИА учрежден Теологический институт. В задачи ассоциации входят укрепление единства страны, противодействие сепаратизму и развитие дружественных связей с зарубежными исламскими учреждениями. В частности, КИА имеет постоянных представителей при ЛАГ. Один раз в четыре года проводится всекитайская исламская конференция, на которой обсуждаются проблемы мусульманских общин, вопросы духовного воспитания и образования, паломничества и др. [Китайская философия..., 1994, с. 139]. С 1957 г. ассоциация выпускает журнал "Китайские мусульмане", позже был создан специальный интернет-сайт [http://www.chinaislam.net.cn/].
Разветвленный характер имеет и китайская система исламского образования. Возобновление в середине 1980-х гг. - после "культурной революции" - работы соответствующих учебных заведений и размах, с которым в них поставлена образовательная деятельность, свидетельствуют об "исламском возрождении" в КНР.
Наиболее известными мусульманскими образовательными центрами являются Китайский институт ислама в Пекине (основан в 1958 г.); Исламский институт в Шэньяне (1982 г.), средства (245 тыс. долл.) на реконструкцию которого в 2002 г. поступили от Исламского банка развития (ИБР); Исламский институт в Синьцзяне (1987 г.); Исламский институт провинции Хэбэй (1992 г.); Исламский институт в Чжэнчжоу (1985 г.) - административном центре провинции Хэнань; Пекинский исламский институт (1986 г.) [Исламское образование..., 2013]; Исламский институт в Ланьчжоу (2004 г.) - административном центре провинции Ганьсу, созданный при поддержке ИБР (территория - 8.7 га, имеет семь корпусов, в том числе общежития) [Об институте в Ланьчжоу..., 2013]; Университет Нинся (1985 г.); Исламский университет провинции Цинхай (1985 г.), Исламский институт в Куньмине (1987 г.).
ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
В 1970-е гг. началось формирование новой внешнеполитической доктрины Китая. Возросло значение Арабского Востока, который и раньше являлся одним из стратегически важных направлений внешней политики Пекина. Правительство КНР стало рассматривать этот регион не только как зону соперничества крупных мировых держав, но и как район, имеющий большое значение для развития китайской экономики. Следует отметить, что к тому времени Китай смог установить прочные связи лишь с отдельными государствами региона, его влияние на Арабском Востоке было незначительным, а с такими странами, как Иордания, Ливия, Оман, Объединенные Арабские Эмираты,
стр. 62
Катар, Бахрейн и Саудовская Аравия, еще не были установлены дипломатические отношения.
Изменения во внешнеполитическом курсе КНР совпали по времени с созданием и становлением ОИС. Отношения с этой организацией проложили путь для развития сотрудничества с исламскими государствами в области культуры и религии, а позже и в других сферах. То есть, осуществляя переход на новый внешнеполитический курс, Китай успешно использовал появление этой крупной международной организации. В феврале 1974 г. Чжоу Эньлай впервые направил поздравления в адрес очередной встречи глав исламских государств. Позже подобные послания направлялись неоднократно.
На рубеже 1970-1980-х гг. была восстановлена прерванная "культурной революцией" деятельность Китайской исламской ассоциации. Заметно активизировались ее контакты с мусульманским миром, в том числе с ОИК. В 1979 г. была возобновлена практика совершения китайскими мусульманами хаджа, стали издаваться сборники хадисов (изречений) и Коран, выделяться средства на реконструкцию мечетей. В 1981 и 1984 гг. несколько делегаций ОИК посетили Пекин, Синьцзян, Шанхай, Ханчжоу и Гуанчжоу. С 1985 г. с санкции Госсовета КНР Китайская исламская ассоциация стала создавать условия для организации поездок в Саудовскую Аравию. Паломничество в Мекку совершили высокопоставленные лица Синьцзян-уйгурского и Нинся-хуэйского автономных районов [Ма Лижун, 2012, с. 18-19]. При поддержке КИА начал происходить обмен студентами с ливийскими университетами, возобновлено сотрудничество с каирским университетом Аль-Азхар.
В 1984 г., через десять лет после начала официальных контактов, представителями ОИК в Китае был впервые организован исламский форум. Потепление отношений обусловливалось и заинтересованностью в развитии экономического сотрудничества, которое стало важнейшим фактором взаимодействия между КНР и ОИК. С 1985 г. Исламский банк развития начал оказывать финансовую поддержку Синьцзян-уйгур-скому, Нинся-хуэйскому и другим районам КНР с мусульманским населением, профинансировал ряд проектов в сфере исламского образования, а также выделил средства на реконструкцию мечетей и бурение водяных скважин в засушливых районах. В 1986 г. он предоставил Китаю более 4 млн долл. на развитие мусульманских проектов [Ма Лижун, 2012, с. 25].
Предметом постоянного обсуждения стало создание благоприятных условий для развития исламской культуры в Китае. В 1988 г. в Эр-Рияде (Саудовская Аравия) был проведен научный симпозиум, в ходе которого затрагивалась проблема свободы вероисповедания в Китае. В 1992 г. вновь состоялся визит в КНР делегации ОИК [Ян Чжибо, 1992], участники которой дали высокую оценку развитию ислама в Поднебесной, а в ноябре 1994 г. Китай посетил заместитель генерального секретаря ОИК (обсуждались условия паломничества китайских мусульман в Мекку и Медину). В апреле 1995 г. представитель ОИК встретился с группой китайских паломников в Мекке [там же]. В июле 1995 г. в КНР побывала делегация ОИК во главе с начальником департамента многосторонних связей и сотрудничества МИД Марокко [Организация исламского..., 2012].
К середине 1990-х гг. КНР установила дипломатические отношения со всеми арабскими странами и Израилем (1992 г.). Следует отметить, что развитие контактов по линии КНР - ОИК происходило параллельно и в тесной взаимосвязи с упрочением связей в формате КНР-ЛАГ.
Первые политические консультации между Китаем и исламскими организациями касались палестинского и боснийского вопросов, при решении которых ОИК и ЛАГ пытались заручиться поддержкой китайского руководства [Ма Лижун, 2012, с. 20]. Впрочем, по обоим вопросам китайская позиция была весьма осторожной, свидетельством чему может послужить письмо (от 31 мая 2001 г.) министра иностранных дел
стр. 63
Китая Тан Цзясюаня генеральному секретарю ОИК в ответ на предложение оказать поддержку Палестине в рамках СБ ООН. С присущей ему дипломатичностью Тан Цзясюань подтвердил, что Китай готов укреплять сотрудничество с ОИК, занимает последовательную позицию по вопросу палестино-израильского урегулирования и готов внести в это урегулирование свой вклад [там же, с. 20].
В июле 2005 г. состоялся первый визит генерального секретаря ОИК Экмеледдина Ихсаноглу в Китай [Организация исламского..., 2012]. Это произошло на фоне общего укрепления отношений КНР со странами Ближнего Востока и Центральной Азии, начавшегося с 2004 г., т.е. после того, как был создан Форум китайско-арабского сотрудничества и между КНР и Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) начались переговоры о создании зоны свободной торговли, вошедшие в конце 2013 г. в заключительную стадию.
Главенствующие позиции в китайско-арабском диалоге занимают вопросы, связанные с экономическим сотрудничеством, положением этнических меньшинств Китая, а также с социально-экономическим развитием районов проживания мусульманского населения. В мае 2007 г. заместитель главы КИА Юй Чжэныуй встретился с президентом Исламского банка развития Ахмедом Аль-Мадани и выразил благодарность за предоставление безвозмездной финансовой помощи на нужды развития исламской культуры и образования [Ма Лижун, 2012, с. 20].
Наглядным свидетельством того, что арабские государства заинтересованы в экономическом сотрудничестве с КНР, служат результаты китайско-саудовского симпозиума по торгово-экономическим вопросам (июнь 2008 г.), организаторами которого выступили Китайский совет содействия развитию международной торговли и Саудовская торгово-промышленная палата. По итогам симпозиума китайские компании получили подряды на ведение в СА строительных работ, в том числе на прокладку железной дороги стоимостью в 1.8 млрд долл. между Меккой и Мединой, завершенную в конце 2010 г. [Коммерсант, 11.02.2009].
Тенденции к укреплению двустороннeго диалога и интенсификации контактов на высшем уровне наметились в 2010 г. В июне генсек ОИК Э. Ихсаноглу посетил КНР и поочередно встретился с председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей У Банго, министром иностранных дел Ян Цзечи, начальником государственного комитета но делам религии Ван Цзоанем, а также провел переговоры с заместителем министра иностранных дел Чжай Цзюнем. Совместное коммюнике МИД КНР и ОИК содержало призыв к усилению переговорного процесса и расширению сотрудничества в политической, экономической, торговой и культурной сферах, а также в области борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом [Ibid.].
В декабре 2010 г. состоялся первый визит китайской делегации на правительственном уровне в штаб-квартиру ОИК [Организация исламского..., 2012], а в мае того же года и в июне 2011 г. послы КНР в Таджикистане (Цзоу Сюэлянь) и Казахстане (Чжоу Лисянь) приняли участие в 37 и 38 сессиях совета министров иностранных дел ОИК [Ibid.].
В июне 2012 г. генеральный секретарь ОИС (бывшей ОИК) вновь прибыл в КНР для участия в первом форуме "Китай - исламская цивилизация"3, который был проведен при поддержке Китайского центра изучения истории искусства и культуры ислама и Китайской академии общественных наук. По словам председателя Народного политического консультативного совета Китая Цзя Цинлиня, "целью форума явилось изучение культурного обмена между Китаем и цивилизациями и культурами Ислам-
3 С тезисами выступлений участников форума можно ознакомиться на официальном сайте Исследовательского центра истории, искусства и культуры ислама при ОИС [International Congress on "China and the Muslim World: Cultural Encounters" // http://www.ircica.org/intcrnational-congrcss-on-china-and-thc-muslim-world-cultural-cncountcrs/irc902.aspx].
стр. 64
Таблица 1
Год
Число совершивших хадж
2006
7 000
2007
10318
2008
11 800
2009
12 730
2010
13 500
2011
13 700
Источник: [Ма Лижун. 2012, р. 18].
ского мира" [Речь заместителя министра иностранных дел..., 01.06.2012]. Стороны рассматривали "межцивилизационное взаимодействие" как основу для укрепления экономических связей, причем речь шла не только о развитии регионов со значительной долей мусульманского населения, но и о более масштабном сотрудничестве.
* * *
Сотрудничество КНР с исламскими государствами в рамках "межцивилизационного взаимодействия" является важной составляющей китайской внешней политики. Посредством Национального бюро по делам религии, КИА, ряда научно-исследовательских учреждений, занимающихся вопросами истории, идеологии и культуры ислама, китайские мусульмане поддерживают и укрепляют отношения с Всемирной мусульманской лигой, Всемирным конгрессом мусульман, египетским Высшим советом по делам ислама, исламскими ассоциациями Малайзии и Индонезии [Дружественные связи китайских мусульман..., 2013].
Можно выделить четыре основных направления сотрудничества [Ма Лижун, 2012, с. 18]: совершение хаджа китайскими мусульманами (см. табл. 1), участие КИА в международных исламских конференциях, обмен делегациями и переговоры между высокопоставленными представителями КНР и ОИС.
Тематика диалога в основном касается следующих вопросов: создание условий для хаджа, получение исламского образования в стране и за рубежом, развитие исламской культуры в Китае, финансирование членами ОИС исламских проектов на территории КНР; развитие регионов со значительной долей мусульманского населения; безопасность и противодействие терроризму и сепаратизму; создание благоприятного имиджа исламской культуры в Китае и китайской - в исламских странах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бслокрсницкий В.Я. Рост населения в исламском мире // Историческая психология и социология истории. 2010, № 1.
Декларация глав государств и правительств неприсоединившихся стран // Движение неприсоединения в документах и материалах. Под ред. Р.А. Тузмухамсдова. М., 1975.
Дружественные связи китайских мусульман с внешним миром (на кит.) // http://www.sxysljxh.com/ncwl. asp?ncwsid=12.
Завьялова О.И. Диалекты китайского языка. М., 1996.
Исламское образование (на кит.) // http://www.chinaislam.nct.cn/cms/zjjy/.
Китайская философия: энциклопедический словарь // Под ред. М.Л. Титарснко. М., 1994.
Комиссина И.Н. Мусульманские организации Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии. М., 2009.
Коммерсант
Конституция Китайской Народной Республики // Информационно-аналитический портал Бизнес в Китае - http://www.asia-busincss.ru/law/lawl/pravo/constitution/.
Ма Лижун. Гуманитарная дипломатия Китая в отношении Ближнего Востока и Организация исламского сотрудничества // Arab World Studies, May 2012, № 3.
стр. 65
Об институте в Ланьчжоу (на кит.) // http://www.lzjxy.com/pagc/gaikuang/.
Озеров О. "Арабская весна" в контексте глобализации, или перезагрузка матрицы // Международная жизнь. 2012, № 6.
Организация исламская конференция выступает за укрепление дружественных связей с китайскими мусульманами (на кит) // http://as.bytravcl.cn/art/ymc/ymcjwyhhytcjqtzgmslyhwlgx/.
Организация исламского сотрудничества (на кит.) // Официальный сайт МИД КНР (06.2012) - http:// www.fmprc.gov.cn/chn/pds/wjb/zzjg/xybfs/dqzzhzjz/yslhzzz/zzgk/t954281.htm.
Основные особенности истории распространения по регионам (на кит.) // Официальный сайт исламского института Ланьчжоу (08.06.2012) - http://www.lzjxy.com/ncws/html/7426.html.
Официальный сайт Исламского института в Куньмине (на кит.) // http://www.kmii.com.cn/list/l48.html.
Официальный сайт ОИС (на кит.) // http://www.oic-oci.org/mcmbcr_states.asp.
Положение по делам религии № 426 от 7 июля 2004 года (на кит.) // http://www.chinaislam.nct.cn/cms/ flfg/zjsytl/201205/28-730.html.
Речь заместителя министра иностранных дел КНР Ян Цзечи на Форуме "Китай - исламская цивилизация" (на кит.)//http://ncws.china.com.cn/txt/2012-06/01/contcnt 25533181.htm. (01.06.2012)
Счетчик населения земли // http://priroda.inc.ru/nasclcnic.prp. (2013)
Ху Чжсньхуа. Почему китайские мусульмане ("хуэй") являются последователями учения Великого Имама? // Пресс-релиз посольства Республики Таджикистан в КНР (20.10.2009) - http://www.tajikcmbassychina. com/news_detail_91.asp.
60 лет со дня основания Китайской исламской ассоциации (на кит.) // http://www.chinaislam.nct.cn/cms/ ncws/jujiaorcdian/201303/07-5340.html.
Ян Чжибо. Визит делегации Организации исламская конференция в Китай (на кит.) // Zhongguo musilin. 1992, № 6.
International Congress on "China and the Muslim World: Cultural Encounters" // http:www.ircica.org/ international contrcss-on-china-an-the-mushm-world-cultural-encountcrs/irc 902.aspx.
http://www.chinaislam/nct.cn
стр. 66
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |