Libmonster ID: KZ-2688

В статье рассматриваются характер отношений и основные сферы сотрудничества между Китайской Народной Республикой (КНР) и арабскими членами Организации исламского сотрудничества (ОИС)1. Тема актуальна в связи с ростом влияния этих государств на происходящие в мире процессы.

Ключевые слова: арабские страны - члены ОИС, внешняя политика КНР, ислам, китайские мусульмане.

Отношения между Китаем и арабскими странами заметно активизировались после Бандунгской конференции, состоявшейся 18-24 апреля 1955 г., в которой участвовал первый председатель Госсовета КНР Чжоу Эньлай. Здесь же состоялась его встреча с тогдашним президентом Египта Гамалем Абдель Насером2. В мае того же года был подписан китайско-египетский "Протокол переговоров по вопросам культуры", касавшийся обмена преподавателями и студентами. В 1956 г. были установлены дипломатические отношения с Египтом, Сирией и Йеменом, а позже и с другими государствами Ближнего Востока.

Вопрос о признании КНР членом ООН стал предметом дискуссий в неоднородном арабском мире. В целом позиция арабских стран была выражена в резолюции первой Конференции неприсоединившихся государств в Белграде (1-6 сентября 1961 г.):

1 До 2011 г. - Организация исламская конференция (ОИК).

2 Интересно, что еще в 1931 г. в Каир прибыла первая группа китайцев для учебы в университете Аль-Азхар, где для них было открыто специальное отделение.

стр. 60
"Участвующие в конференции страны, которые признают правительство КНР, рекомендуют Генеральной Ассамблее на ее предстоящей сессии признать представителей КНР единственно законными представителями этой страны в ООН" [Декларация глав государств и правительств..., 1975, с. 73]. Аналогичным было и решение членов Лиги арабских государств (ЛАГ) от 17 сентября 1961 г. Эти события заложили основу для развития отношений между Китаем и исламским миром, позволив каждой арабской стране выстраивать отношения с КНР, руководствуясь собственными внешнеполитическими интересами. В результате к началу 1970-х гг. КНР урегулировала отношения со многими ближневосточными государствами, а признание на 29-й сессии ГА ООН (Резолюция № 2758) представителей ее правительства единственными законными представителями китайского народа предопределило начало политического диалога с рядом международных организаций, в том числе с ОИК.

ОИС (ОИК) была основана 25 сентября 1969 г. на Конференции глав мусульманских государств в Рабате. В настоящее время в ее состав входят 57 стран-членов, т.е. почти четверть всех государств мира [Официальный сайт ОИС...], общая численность населения которых достигает 1.2 млрд человек [Счетчик населения..., 2013] и постоянно растет. Наметившаяся во второй половине XX в. тенденция к росту мусульманского населения давно стала предметом дискуссий. В конце XX - начале XXI в. среднегодовой прирост мусульман составлял 2.1% (христиан— 1.3%). Если разница в темпах роста не изменится, к 2025 г. численность приверженцев ислама достигнет 30% мирового населения (христиан - 25%). То есть почти каждый третий житель земли будет мусульманином [Белокреницкий, 2010, с. 84-96].

В связи с этим некоторые исследователи высказали предположение, что в будущем ОИС сможет претендовать на повышение своего статуса и влияния на мировой арене, а в отдаленной перспективе стать второй по значению международной организацией после ООН [Озеров, 2012, с. 91-92].

30% участников ОИС - арабские страны, вошедшие в состав Организации в период с 1969 по 1972 г., т.е. практически сразу после ее образования. Они же играют заметную роль в качестве внешнеполитических приоритетов КНР на ближневосточном направлении, хотя развитие сотрудничества с другими членами ОИС также отвечает геостратегическим интересам Китая. Именно поэтому исследование внешней политики КНР невозможно без выявления характера взаимодействия между этой страной и Ираном, Турцией и рядом государств Центральной и Юго-Восточной Азии, а также Африки. Следует учитывать и большое влияние ОИС на мусульман - жителей стран, не входящих в эту организацию, в том числе на китайских приверженцев ислама.

КИТАЙСКИЕ МУСУЛЬМАНЕ

В Китае насчитывается около 20 млн мусульман [Ху Чженьхуа, 2009], и их положение представляет собой важный аспект внутренней политики КНР. Прежде всего потому, что регионы с преобладанием мусульманского населения остаются среди наименее развитых экономически, нестабильных с социально-политической точки зрения и являются очагами возможного возникновения конфликтных ситуаций - как на местном уровне, так и в масштабах всей страны.

Многие аспекты вероисповедания и деятельности религиозных учреждений КНР, в том числе мусульманских, определяются статьями 34 и 36 Конституции КНР [Конституция Китайской Народной Республики], Положением по делам религии № 426, принятым госсоветом КНР 7 июля 2004 г. и вступившим в силу 1 марта 2005 г. [Положение по делам религии...], и рядом других законодательных актов.

В стране насчитываются 56 национальных меньшинств, 10 из них - хуэй, уйгуры, казахи, кыргызы, узбеки, татары, таджики, дунсяны, салары, баоаньцы - исповедуют ислам [Ху Чженьхуа, 2009]. Китайские мусульмане проживают во многих районах

стр. 61
Китая, говорят на разных диалектах и имеют различное происхождение [Завьялова, 1996, с. 140].

Большая часть китайских мусульман исповедуют ислам суннитского толка, но в Синьцзяне проживает небольшое число шиитов. В КНР выделяются две исторически сформировавшиеся ветви ислама: собственно китайская, сложившаяся в районах внутреннего Китая, и ислам Синьцзяна с присущим ему "тюркским колоритом" [Основные особенности..., 2012], испытавший на себе влияние суфизма.

В настоящее время в стране действует более 35 тыс. мечетей, в которых проповедуют около 50 тыс. представителей духовенства. Создано примерно 400 как легальных, так и тайных организаций, некоторые из которых отнесены к разряду террористических. Среди них - Объединенный фронт Восточного Туркестана, движение "Искра родины", Движение ислама Восточного Туркестана, "Талибан", "Движение за исламскую веру" и партия Хизб ат-Тахрир [Комиссина, 2009, с. 42—43].

Мусульмане организации КНР объединены в Китайскую исламскую ассоциацию (КИА), имеющую филиалы в разных городах и провинциях. В 2013 г. исполнилось 60 лет с момента ее создания. Основанная в 1953 г., она подчиняется Государственному управлению по делам религии и имеет постоянную штаб-квартиру в Пекине [60 лет со дня основания..., 2013]. При КИА учрежден Теологический институт. В задачи ассоциации входят укрепление единства страны, противодействие сепаратизму и развитие дружественных связей с зарубежными исламскими учреждениями. В частности, КИА имеет постоянных представителей при ЛАГ. Один раз в четыре года проводится всекитайская исламская конференция, на которой обсуждаются проблемы мусульманских общин, вопросы духовного воспитания и образования, паломничества и др. [Китайская философия..., 1994, с. 139]. С 1957 г. ассоциация выпускает журнал "Китайские мусульмане", позже был создан специальный интернет-сайт [http://www.chinaislam.net.cn/].

Разветвленный характер имеет и китайская система исламского образования. Возобновление в середине 1980-х гг. - после "культурной революции" - работы соответствующих учебных заведений и размах, с которым в них поставлена образовательная деятельность, свидетельствуют об "исламском возрождении" в КНР.

Наиболее известными мусульманскими образовательными центрами являются Китайский институт ислама в Пекине (основан в 1958 г.); Исламский институт в Шэньяне (1982 г.), средства (245 тыс. долл.) на реконструкцию которого в 2002 г. поступили от Исламского банка развития (ИБР); Исламский институт в Синьцзяне (1987 г.); Исламский институт провинции Хэбэй (1992 г.); Исламский институт в Чжэнчжоу (1985 г.) - административном центре провинции Хэнань; Пекинский исламский институт (1986 г.) [Исламское образование..., 2013]; Исламский институт в Ланьчжоу (2004 г.) - административном центре провинции Ганьсу, созданный при поддержке ИБР (территория - 8.7 га, имеет семь корпусов, в том числе общежития) [Об институте в Ланьчжоу..., 2013]; Университет Нинся (1985 г.); Исламский университет провинции Цинхай (1985 г.), Исламский институт в Куньмине (1987 г.).

ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

В 1970-е гг. началось формирование новой внешнеполитической доктрины Китая. Возросло значение Арабского Востока, который и раньше являлся одним из стратегически важных направлений внешней политики Пекина. Правительство КНР стало рассматривать этот регион не только как зону соперничества крупных мировых держав, но и как район, имеющий большое значение для развития китайской экономики. Следует отметить, что к тому времени Китай смог установить прочные связи лишь с отдельными государствами региона, его влияние на Арабском Востоке было незначительным, а с такими странами, как Иордания, Ливия, Оман, Объединенные Арабские Эмираты,

стр. 62
Катар, Бахрейн и Саудовская Аравия, еще не были установлены дипломатические отношения.

Изменения во внешнеполитическом курсе КНР совпали по времени с созданием и становлением ОИС. Отношения с этой организацией проложили путь для развития сотрудничества с исламскими государствами в области культуры и религии, а позже и в других сферах. То есть, осуществляя переход на новый внешнеполитический курс, Китай успешно использовал появление этой крупной международной организации. В феврале 1974 г. Чжоу Эньлай впервые направил поздравления в адрес очередной встречи глав исламских государств. Позже подобные послания направлялись неоднократно.

На рубеже 1970-1980-х гг. была восстановлена прерванная "культурной революцией" деятельность Китайской исламской ассоциации. Заметно активизировались ее контакты с мусульманским миром, в том числе с ОИК. В 1979 г. была возобновлена практика совершения китайскими мусульманами хаджа, стали издаваться сборники хадисов (изречений) и Коран, выделяться средства на реконструкцию мечетей. В 1981 и 1984 гг. несколько делегаций ОИК посетили Пекин, Синьцзян, Шанхай, Ханчжоу и Гуанчжоу. С 1985 г. с санкции Госсовета КНР Китайская исламская ассоциация стала создавать условия для организации поездок в Саудовскую Аравию. Паломничество в Мекку совершили высокопоставленные лица Синьцзян-уйгурского и Нинся-хуэйского автономных районов [Ма Лижун, 2012, с. 18-19]. При поддержке КИА начал происходить обмен студентами с ливийскими университетами, возобновлено сотрудничество с каирским университетом Аль-Азхар.

В 1984 г., через десять лет после начала официальных контактов, представителями ОИК в Китае был впервые организован исламский форум. Потепление отношений обусловливалось и заинтересованностью в развитии экономического сотрудничества, которое стало важнейшим фактором взаимодействия между КНР и ОИК. С 1985 г. Исламский банк развития начал оказывать финансовую поддержку Синьцзян-уйгур-скому, Нинся-хуэйскому и другим районам КНР с мусульманским населением, профинансировал ряд проектов в сфере исламского образования, а также выделил средства на реконструкцию мечетей и бурение водяных скважин в засушливых районах. В 1986 г. он предоставил Китаю более 4 млн долл. на развитие мусульманских проектов [Ма Лижун, 2012, с. 25].

Предметом постоянного обсуждения стало создание благоприятных условий для развития исламской культуры в Китае. В 1988 г. в Эр-Рияде (Саудовская Аравия) был проведен научный симпозиум, в ходе которого затрагивалась проблема свободы вероисповедания в Китае. В 1992 г. вновь состоялся визит в КНР делегации ОИК [Ян Чжибо, 1992], участники которой дали высокую оценку развитию ислама в Поднебесной, а в ноябре 1994 г. Китай посетил заместитель генерального секретаря ОИК (обсуждались условия паломничества китайских мусульман в Мекку и Медину). В апреле 1995 г. представитель ОИК встретился с группой китайских паломников в Мекке [там же]. В июле 1995 г. в КНР побывала делегация ОИК во главе с начальником департамента многосторонних связей и сотрудничества МИД Марокко [Организация исламского..., 2012].

К середине 1990-х гг. КНР установила дипломатические отношения со всеми арабскими странами и Израилем (1992 г.). Следует отметить, что развитие контактов по линии КНР - ОИК происходило параллельно и в тесной взаимосвязи с упрочением связей в формате КНР-ЛАГ.

Первые политические консультации между Китаем и исламскими организациями касались палестинского и боснийского вопросов, при решении которых ОИК и ЛАГ пытались заручиться поддержкой китайского руководства [Ма Лижун, 2012, с. 20]. Впрочем, по обоим вопросам китайская позиция была весьма осторожной, свидетельством чему может послужить письмо (от 31 мая 2001 г.) министра иностранных дел

стр. 63
Китая Тан Цзясюаня генеральному секретарю ОИК в ответ на предложение оказать поддержку Палестине в рамках СБ ООН. С присущей ему дипломатичностью Тан Цзясюань подтвердил, что Китай готов укреплять сотрудничество с ОИК, занимает последовательную позицию по вопросу палестино-израильского урегулирования и готов внести в это урегулирование свой вклад [там же, с. 20].

В июле 2005 г. состоялся первый визит генерального секретаря ОИК Экмеледдина Ихсаноглу в Китай [Организация исламского..., 2012]. Это произошло на фоне общего укрепления отношений КНР со странами Ближнего Востока и Центральной Азии, начавшегося с 2004 г., т.е. после того, как был создан Форум китайско-арабского сотрудничества и между КНР и Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) начались переговоры о создании зоны свободной торговли, вошедшие в конце 2013 г. в заключительную стадию.

Главенствующие позиции в китайско-арабском диалоге занимают вопросы, связанные с экономическим сотрудничеством, положением этнических меньшинств Китая, а также с социально-экономическим развитием районов проживания мусульманского населения. В мае 2007 г. заместитель главы КИА Юй Чжэныуй встретился с президентом Исламского банка развития Ахмедом Аль-Мадани и выразил благодарность за предоставление безвозмездной финансовой помощи на нужды развития исламской культуры и образования [Ма Лижун, 2012, с. 20].

Наглядным свидетельством того, что арабские государства заинтересованы в экономическом сотрудничестве с КНР, служат результаты китайско-саудовского симпозиума по торгово-экономическим вопросам (июнь 2008 г.), организаторами которого выступили Китайский совет содействия развитию международной торговли и Саудовская торгово-промышленная палата. По итогам симпозиума китайские компании получили подряды на ведение в СА строительных работ, в том числе на прокладку железной дороги стоимостью в 1.8 млрд долл. между Меккой и Мединой, завершенную в конце 2010 г. [Коммерсант, 11.02.2009].

Тенденции к укреплению двустороннeго диалога и интенсификации контактов на высшем уровне наметились в 2010 г. В июне генсек ОИК Э. Ихсаноглу посетил КНР и поочередно встретился с председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей У Банго, министром иностранных дел Ян Цзечи, начальником государственного комитета но делам религии Ван Цзоанем, а также провел переговоры с заместителем министра иностранных дел Чжай Цзюнем. Совместное коммюнике МИД КНР и ОИК содержало призыв к усилению переговорного процесса и расширению сотрудничества в политической, экономической, торговой и культурной сферах, а также в области борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом [Ibid.].

В декабре 2010 г. состоялся первый визит китайской делегации на правительственном уровне в штаб-квартиру ОИК [Организация исламского..., 2012], а в мае того же года и в июне 2011 г. послы КНР в Таджикистане (Цзоу Сюэлянь) и Казахстане (Чжоу Лисянь) приняли участие в 37 и 38 сессиях совета министров иностранных дел ОИК [Ibid.].

В июне 2012 г. генеральный секретарь ОИС (бывшей ОИК) вновь прибыл в КНР для участия в первом форуме "Китай - исламская цивилизация"3, который был проведен при поддержке Китайского центра изучения истории искусства и культуры ислама и Китайской академии общественных наук. По словам председателя Народного политического консультативного совета Китая Цзя Цинлиня, "целью форума явилось изучение культурного обмена между Китаем и цивилизациями и культурами Ислам-

3 С тезисами выступлений участников форума можно ознакомиться на официальном сайте Исследовательского центра истории, искусства и культуры ислама при ОИС [International Congress on "China and the Muslim World: Cultural Encounters" // http://www.ircica.org/intcrnational-congrcss-on-china-and-thc-muslim-world-cultural-cncountcrs/irc902.aspx].

стр. 64
Таблица 1

Год

Число совершивших хадж

2006

7 000

2007

10318

2008

11 800

2009

12 730

2010

13 500

2011

13 700

Источник: [Ма Лижун. 2012, р. 18].

ского мира" [Речь заместителя министра иностранных дел..., 01.06.2012]. Стороны рассматривали "межцивилизационное взаимодействие" как основу для укрепления экономических связей, причем речь шла не только о развитии регионов со значительной долей мусульманского населения, но и о более масштабном сотрудничестве.

* * *

Сотрудничество КНР с исламскими государствами в рамках "межцивилизационного взаимодействия" является важной составляющей китайской внешней политики. Посредством Национального бюро по делам религии, КИА, ряда научно-исследовательских учреждений, занимающихся вопросами истории, идеологии и культуры ислама, китайские мусульмане поддерживают и укрепляют отношения с Всемирной мусульманской лигой, Всемирным конгрессом мусульман, египетским Высшим советом по делам ислама, исламскими ассоциациями Малайзии и Индонезии [Дружественные связи китайских мусульман..., 2013].

Можно выделить четыре основных направления сотрудничества [Ма Лижун, 2012, с. 18]: совершение хаджа китайскими мусульманами (см. табл. 1), участие КИА в международных исламских конференциях, обмен делегациями и переговоры между высокопоставленными представителями КНР и ОИС.

Тематика диалога в основном касается следующих вопросов: создание условий для хаджа, получение исламского образования в стране и за рубежом, развитие исламской культуры в Китае, финансирование членами ОИС исламских проектов на территории КНР; развитие регионов со значительной долей мусульманского населения; безопасность и противодействие терроризму и сепаратизму; создание благоприятного имиджа исламской культуры в Китае и китайской - в исламских странах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бслокрсницкий В.Я. Рост населения в исламском мире // Историческая психология и социология истории. 2010, № 1.

Декларация глав государств и правительств неприсоединившихся стран // Движение неприсоединения в документах и материалах. Под ред. Р.А. Тузмухамсдова. М., 1975.

Дружественные связи китайских мусульман с внешним миром (на кит.) // http://www.sxysljxh.com/ncwl. asp?ncwsid=12.

Завьялова О.И. Диалекты китайского языка. М., 1996.

Исламское образование (на кит.) // http://www.chinaislam.nct.cn/cms/zjjy/.

Китайская философия: энциклопедический словарь // Под ред. М.Л. Титарснко. М., 1994.

Комиссина И.Н. Мусульманские организации Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии. М., 2009.

Коммерсант

Конституция Китайской Народной Республики // Информационно-аналитический портал Бизнес в Китае - http://www.asia-busincss.ru/law/lawl/pravo/constitution/.

Ма Лижун. Гуманитарная дипломатия Китая в отношении Ближнего Востока и Организация исламского сотрудничества // Arab World Studies, May 2012, № 3.

стр. 65
Об институте в Ланьчжоу (на кит.) // http://www.lzjxy.com/pagc/gaikuang/.

Озеров О. "Арабская весна" в контексте глобализации, или перезагрузка матрицы // Международная жизнь. 2012, № 6.

Организация исламская конференция выступает за укрепление дружественных связей с китайскими мусульманами (на кит) // http://as.bytravcl.cn/art/ymc/ymcjwyhhytcjqtzgmslyhwlgx/.

Организация исламского сотрудничества (на кит.) // Официальный сайт МИД КНР (06.2012) - http:// www.fmprc.gov.cn/chn/pds/wjb/zzjg/xybfs/dqzzhzjz/yslhzzz/zzgk/t954281.htm.

Основные особенности истории распространения по регионам (на кит.) // Официальный сайт исламского института Ланьчжоу (08.06.2012) - http://www.lzjxy.com/ncws/html/7426.html.

Официальный сайт Исламского института в Куньмине (на кит.) // http://www.kmii.com.cn/list/l48.html.

Официальный сайт ОИС (на кит.) // http://www.oic-oci.org/mcmbcr_states.asp.

Положение по делам религии № 426 от 7 июля 2004 года (на кит.) // http://www.chinaislam.nct.cn/cms/ flfg/zjsytl/201205/28-730.html.

Речь заместителя министра иностранных дел КНР Ян Цзечи на Форуме "Китай - исламская цивилизация" (на кит.)//http://ncws.china.com.cn/txt/2012-06/01/contcnt 25533181.htm. (01.06.2012)

Счетчик населения земли // http://priroda.inc.ru/nasclcnic.prp. (2013)

Ху Чжсньхуа. Почему китайские мусульмане ("хуэй") являются последователями учения Великого Имама? // Пресс-релиз посольства Республики Таджикистан в КНР (20.10.2009) - http://www.tajikcmbassychina. com/news_detail_91.asp.

60 лет со дня основания Китайской исламской ассоциации (на кит.) // http://www.chinaislam.nct.cn/cms/ ncws/jujiaorcdian/201303/07-5340.html.

Ян Чжибо. Визит делегации Организации исламская конференция в Китай (на кит.) // Zhongguo musilin. 1992, № 6.

International Congress on "China and the Muslim World: Cultural Encounters" // http:www.ircica.org/ international contrcss-on-china-an-the-mushm-world-cultural-encountcrs/irc 902.aspx.

http://www.chinaislam/nct.cn

стр. 66


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/КНР-И-АРАБСКИЕ-СТРАНЫ-ХАРАКТЕР-ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Urhan KarimovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Karimov

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

М.А. ПАХОМОВА, КНР И АРАБСКИЕ СТРАНЫ: ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 27.11.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/КНР-И-АРАБСКИЕ-СТРАНЫ-ХАРАКТЕР-ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (date of access: 27.11.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - М.А. ПАХОМОВА:

М.А. ПАХОМОВА → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Rating
0 votes
Related Articles
THE IMPACT OF THE PAST ON THE FUTURE OF CENTRAL ASIA
28 minutes ago · From Urhan Karimov
КОГДА ГРАНИЦА СТАНОВИТСЯ ФРОНТИРОМ
4 hours ago · From Urhan Karimov
Н.Н. ЦВЕТКОВА. ТНК В СТРАНАХ ВОСТОКА: 2000-2010 гг.
Catalog: Экономика 
4 hours ago · From Urhan Karimov
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ АЗИИ И АФРИКИ
4 hours ago · From Urhan Karimov
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ КАЗАХСТАНА СО СТРАНАМИ ЗАРУБЕЖНОГО ВОСТОКА
4 hours ago · From Urhan Karimov
К ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ВОСТОЧНОГО ТУРКЕСТАНА. ПИСЬМО М.М. БЕРЕЗОВСКОГО Д.А. КЛЕМЕНЦУ ИЗ ФОНДОВ СПФ АРАН
5 hours ago · From Urhan Karimov
КИТАЙСКАЯ МИГРАЦИЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ (ОПЫТ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И КАЗАХСТАНА)
5 hours ago · From Urhan Karimov
THE MONGOLIAN ALASHAN REPUBLIC AS A POLITICAL PROJECT OF THE 1940s.
Catalog: История 
19 hours ago · From Urhan Karimov
MARIA BENNIGSEN-BROXUP (1944-2012)
19 hours ago · From Urhan Karimov
NOVRUZ - A HOLIDAY OF PEACE AND KINDNESS
20 hours ago · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

КНР И АРАБСКИЕ СТРАНЫ: ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android