Libmonster ID: KZ-1885

Книги этой серии обращены к явлениям и процессам в общественно-политической жизни России, корни которых уходят далеко в прошлое как нашей страны, так и Европы в целом.

Считая эпоху власти Сталина временем исключительных по остроте столкновений между социальными группами, идейными течениями, политическими образованиями и даже нациями, немецкий историк Йорг Баберовски ("Красный террор. История сталинизма", 2007) задумывается, отчего подобные конфликты разрешались в СССР в режиме жестокого государственного насилия. Ответ, предложенный автором, не вполне привычен для той отрасли русистики, которую называют "советологией".

Поначалу он формулируется в духе маркиза де Кюстина: насилие у российского социума, вовлеченного в XX веке в мировые войны и революции, буквально в крови. Но эту предрасположенность Баберовски трактует не как врождённую дикость, а иначе: в течение веков такому уникальному цивилизационному образованию как Россия навязывались государственно-правовые парадигмы, глубоко чуждые ей и подтвердившие свою конструктивность лишь в западных условиях. Все перспективы - и те, которым исподволь следовал царизм, и тяготения революционной демократии, и каноны марксизма были сугубо западническими. В почвенных слоях народной жизни, в недрах национального сознания любой вариант рационалистической, просветительской законности воспринимался с непониманием и глухим недовольством: столкнуться с этим, вслед за властями империи Романовых и буржуазными республиканцами Февраля, неизбежно предстояло и правителям-коммунистам. И если низовой большевизм рабоче-крестьянской массы нёс в себе скрытую энергию отторжения любой власти, что и доходило до эксцессов погрома, "красного петуха" и, по выражению Ленина, "хулиганского коммунизма", то большевизм кремлевских доктринеров неизбежно вовлек себя в не обремененное никакими (в принципе) законами подавление этой энергии.

Такой взгляд на закономерность размаха, обретенного террором и насилием в первые десятилетия после Октября, придает тому, что излагается Й. Баберовски как история жестоких государственных преступлений, оттенок несколько эпический: если не терпимости, то уравновешенности; это, впрочем, и естественно для сочинения научного, а не пропагандистского.

Второй аспект явления, обозначенного в серии как сталинизм, можно назвать кадровым. В этом ракурсе рассматривается тип личности, востребованный репрессивной властью революционного времени. Беспринципный садист, извращенец и служака-угодник являет собою в книге Н. Петрова и М. Янсена ""Сталинский питомец" - Николай Ежов" (2008) и резко индивидуальный, и именно типологически значимый сколок с системы институтов, ведавших партийными чистками и пенитенциарными заведениями: правосудие по разверстке, объективное вменение, непременная пре-

стр. 16

зумпция виновности и т. п. - в сочетании с патологической заносчивостью, трусливой подозрительностью, низкопоклонством перед патроном и зверством костоправа.

Третий аспект совокупного пятитомного очерка - национальный: СССР и прибалтийские государства, евреи в СССР, политика советского руководства в отношении религий и церквей "стран народной демократии".

Елена Зубкова в книге "Прибалтика и Кремль. 1940 - 1953" (2008) скрупулёзным образом исследует межгосударственные отношения СССР и Литвы, СССР и Латвии, СССР и Эстонии до 1940 года, принципы и этапы советизации этих социумов в 1940 - 1941 и 1944 - 1953 годах, мировоззренческий облик коммунистической элиты Прибалтики и - что кажется наиболее интересным - историю и убеждения послевоенного прибалтийско-партизанского подполья. (Здесь невольно вспоминаются четвертый том "Тихого Дона" и шолоховская "Поднятая целина" с братьями Мелеховыми, Яковом Островновым, Половцевым и Лятьевским. Ассоциация оправданная: хотя она сводит документированную историографию, с одной стороны, и реалистический художественный вымысел, с другой, - и там, и здесь чувствуется дыханье неказенной человеческой и народной "земли и воли".)

С темой Прибалтики и Восточной Европы (в данном случае Европы зарубежной и, как иначе говорится, Центральной) серия затрагивает геополитические измерения того, что в ней обозначено термином "сталинизм". Воззрение на СССР как на "империю зла" авторам серии в целом не присуще, хотя нравственно явление сталинизма ими, естественно, отвергается. И поскольку геополитика есть игра и борьба крупных, глобальных напряжений, распределенных по мировым полюсам со сменой их авторитетности и лидерства, то в этом плане можно говорить даже о некотором благодушии коллектива исследователей: СССР и Запад (особенно Великобритания и США) в их интересе к Европе сравниваются не как зло и добро - а лишь именно как "силы", рассудить которые этически не всегда возможно. Осуществила ли Москва в 1940 году относительно Прибалтики агрессию или воссоединение? Беседу советского посла В. Майского с британским министром иностранных дел Э. Галифаксом на этот счет Е. Зубкова передает в совершенно нейтральном интонировании. Майский не склонен был прибегать к марксистской риторике - он просто рассказывает лорду Галифаксу одну сибирскую притчу:

В одной деревне проживал крестьянин по имени Иван. Он тяжело заболел, и соседи решили, что ему суждено умереть... Тогда, не дожидаясь кончины больного, один сосед взял и увел к себе его лошадь... Другой сосед взял и увел к себе его корову... Третий сосед взял и утащил у него плуг... Но случилось неожиданное: больной крестьянин выздоровел и увидал, что за время его болезни сделали соседи. Тогда он пошел к первому соседу и сказал: "Отдай мне мою лошадь". Сосед стал ему сопротивляться. Крестьянин крепко стукнул его и забрал лошадь. Потом крестьянин пошел ко второму соседу и сказал: "Отдай мне мою корову". Второй сосед, видя, что случилось с первым соседом, пошумел, поругался, но в конце концов отдал корову без драки. Потом крестьянин пошел к третьему соседу и сказал: "Отдай мне мой плуг". Третий сосед после опыта первых двух уже не рискнул даже ругаться и просто вернул плуг его прежнему владельцу". - "Так вот, лорд Галифакс, кто же, по-вашему, тут агрессор: крестьянин Иван или его соседи?" - поинтересовался Майский. Галифакс долго молчал, а потом произнёс: "Да, это интересная точка зрения".

стр. 17

Читатель, наверное, согласится, что самое примечательное на данном участке изложения прибалтийской темы - отсутствие комментария.

Менее эпичен как историк Арно Люстигер ("Сталин и евреи", 2008): его работа проникнута духом сочувствия к еврейскому народу со стороны не только единоплеменника, но и узника фашистских лагерей, а ещё и публициста с более чем полувековым профессиональным опытом. Возможно, поэтому наиболее впечатляющий раздел в работе Люстигера, следующий за разделом "События", называется "Люди". О степени проработанности этой темы автором можно судить уже по названиям глав: "Меньшевики и бундовцы", "Сионисты", "Эсеры", "Анархисты", "Большевики", "Евсеки и другие еврейские большевики", "Генералы Советской армии и герои войны", "Убитые еврейские писатели и публицисты", "Еврейские писатели, погибшие на фронте", "Еврейские писатели, подвергшиеся репрессиям", "Убитые писатели, писавшие на иврите", "Генералы и адмиралы - евреи" и другие. Издание обильно проиллюстрировано редкими фотографиями героев и жертв.

Что же касается труда славяноведов и балканистов Т. Волокитиной, Г. Мурашко и А. Носковой "Москва и Восточная Европа. Власть и церковь в период общественных трансформаций 40 - 50-х годов XX века" (2008),то это фундаментальное исследование бесстрастно объективно потону и стилю, но чрезвычайно насыщено историографически и проблемно: церковь и атеизм; церковь и коммунистические партии; церковь и власть; церковь и движение сторонников мира; православие и униаты; православие и экуменизм; объединения и новые расколы в христианстве. Естественно, и здесь за эволюциями в мире веры, борьбы с нею и союзов с нею поставлена фигура Сталина; но более всего впечатляет его предшественник, цитата из которого (а это ещё только 1922 год) бросает тень на столь многое: Один умный писатель по государственным вопросам справедливо сказал, что если необходимо для осуществления известной политической цели пойти на ряд жестокостей, то надо осуществлять их самым энергичным образом и в самый короткий срок, ибо длительного применения жестокостей народные массы не вынесут <...> Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Упомянутый "умный писатель по государственным вопросам" - это Макиавелли. А то, что цитирует его не кто иной, как В. И. Ульянов-Ленин, весьма многозначительно и с точки зрения "истории сталинизма" (особенно его предыстории), и в том смысле, что ныне Макиавелли приобретает всё более положительную репутацию в перспективе отнюдь не коммунистической.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/История-сталинизма-РОССПЭН-Москва

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Шавкат КароевContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Shavkat

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Сергей Небольсин, История сталинизма ("РОССПЭН", Москва) // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 10.01.2023. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/История-сталинизма-РОССПЭН-Москва (date of access: 22.11.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Сергей Небольсин:

Сергей Небольсин → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Шавкат Кароев
Almata, Kazakhstan
386 views rating
10.01.2023 (683 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
СТРАНЫ ВОСТОКА И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
an hour ago · From Urhan Karimov
ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ МАХМУДА АХМАДИНЕЖАДА
Catalog: История 
an hour ago · From Urhan Karimov
АРМИЯ И ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ИРАКЕ: 1968-1988 гг.
2 hours ago · From Urhan Karimov
CHRONICLE NOTES 2012
4 hours ago · From Urhan Karimov
A POSTMODERN VIEW OF HISTORY IN THE NOVELISTICS OF IHSAN OKTAY ANAR
4 hours ago · From Urhan Karimov
JAMES PALMER. THE BLOODY WHITE BARON. THE EXTRAORDINARY STORY OF THE RUSSIAN NOBLEMAN WHO BECAME THE LAST KHAN OF MONGOLIA
4 hours ago · From Urhan Karimov
А.Ю. ДРУГОВ. ИНДОНЕЗИЯ НА ГРАНИ СТОЛЕТИЙ (1997-2006 гг.)
4 hours ago · From Urhan Karimov
VIII СЪЕЗД РОССИЙСКИХ ВОСТОКОВЕДОВ В КАЗАНИ
4 hours ago · From Urhan Karimov
МЕЖЭЛИТНЫЙ КОНФЛИКТ В ИРАНЕ (1989-2010 гг.)
5 hours ago · From Urhan Karimov
RUSSIA AND MONGOLIA ARE ON THE PATH OF STRATEGIC PARTNERSHIP. R. B. Rybakov, L. Khaisandai (ed.)
Yesterday · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

История сталинизма ("РОССПЭН", Москва)
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android