В течение последних двадцати с лишним лет политика Ирана в отношении своего восточного соседа - Афганистана претерпела ряд существенных изменений. В зависимости от существовавшей политической ситуации руководители Исламской Республики Иран (ИРИ) вступали в альянсы с различными политическими силами Афганистана. В 1979 - 1989 годах их линия на поддержку моджахедов, боровшихся против правительства в Кабуле, фактически протекала в одном русле с политикой Запада, прежде всего США, а также Пакистана, Саудовской Аравии, ряда других мусульманских стран.
После захвата власти в Афганистане движением "Талибан" (ДТ) в середине 90-х годов наметилась тенденция к изменению политического курса Тегерана в отношении своего соседа. Иран стал поддерживать антиталибскую коалицию, в которую входили главным образом персо-язычные таджики и шииты-хазарейцы. Такая линия Тегерана в значительной мере была обусловлена антишиитскими и антииранскими настроениями талибов*. Кульминация таких настроений нашла выражение в захвате в 1998 году Генерального консульства ИРИ в Мазари- Шарифе и убийстве группы иранских дипломатов и журналистов.
ЭВОЛЮЦИЯ АФГАНСКОЙ ПОЛИТИКИ ТЕГЕРАНА
Однако Тегеран полностью не "сжигал мостов". В феврале и ноябре 1999 года с целью некоторой активизации связей с Афганистаном иранское руководство вступило в контакт с лидерами ДТ. Несколько позже было принято решение об открытии перехода в Ислам-Кала на ирано-афганской границе и возобновлении работы иранского Генерального консульства в Мазари-Шарифе. По инициативе министра иностранных дел правительства ДТ В. А. Мутавакиля была продолжена деятельность комиссии по расследованию дела об убийстве дипломатов иранского консульства. В интервью иранскому информационному агентству ИРНА В. А. Мутавакиль обратился к руководству Ирана с призывом пересмотреть подходы к афганскому вопросу. Этот призыв не встретил позитивной реакции в Тегеране, однако, часть иранских парламентариев все же поддержала идею продолжения контактов с Кабулом. После военных неудач отрядов хазарейской Партии исламского единства Афганистана (ПИЕА), ориентировавшейся на Иран, в Тегеране сосредоточили внимание на разностороннем содействии силам А. Ш. Масуда - военного лидера антиталибского "Северного альянса", оказывавшего эффективное вооруженное сопротивление ДТ. Представители ИРИ приняли участие в акциях, направленных на укрепление единства лидеров антиталибской коалиции в Афганистане, и наращивали помощь Объединенному фронту (ОФ), выступавшему против талибов.
Выступая за ключевую роль ООН в афганском урегулировании, представители Ирана активно сотрудничали с миссией ООН во главе с Лахдаром Брахими и конструктивно работали в составе "Группы 6+2"**.
Руководство Ирана заняло негативную позицию и в отношении деятельности террористических группировок, действовавших на территории Афганистана.
Президент ИРИ С. М. Хатами и секретарь Высшего Совета Национальной безопасности М. Роухани осудили террористические акты в США 11 сентября 2001 года, выразили в официальных заявлениях сочувствие американскому народу и призвали мировое сообщество принять действенные меры по борьбе с терроризмом. Однако консервативное радикальное духовенство Ирана открыто критиковало политику США, результатом которой, как отмечалось в тегеранских СМИ, и стали теракты. Именно поэтому Иран занял негативную позицию относительно антитеррористической операции в Афганистане: Тегеран не только не пошел на предоставление своего воздушного пространства для ее проведения, но и привел в состояние боевой готовности свои вооруженные силы, дислоцированные вдоль ирано-афганской границы. После начала этой операции в Тегеране высказали серьезную озабоченность ракетно-бомбовыми ударами по афганской территории, особенно по городу Герату, находящемуся в непосредственной близости от иранской границы. Отрицательному отношению Ирана к антитеррористической операции США и их союзников способствовало и то, что в приграничные с Афганистаном провинции ИРИ хлынул поток афганских беженцев.
Духовный лидер ИРИ аятолла С. А. Хаменеи в публичных выступлениях в октябре-ноябре 2001 года резко осудил США, заявляя, что утверждения Вашингтона о необходимости борьбы с международным терроризмом и военные действия в Афганистане на деле направлены на установление американского господства в регионе. Примерно в том же ключе выступили руководитель Совета по определению целесообразности принимаемых решений А. Хашеми- Рафсанджани и командующий корпусом Стражей исламской революции Я. Р. Сафави. Одновременно представители консервативного крыла духовенства организовали демонстрации под антиаме-
*Организация движения "Талибан" состоит главным образом из пуштунов, исповедующих суннизм - крупнейшее направление ислама. Сунниты издавна имеют серьезные разногласия на религиозной почве с шиитами - последователями второго по численности направления в исламе. Подавляющая часть населения Ирана исповедует шиизм.
**"Группа 6+2" (Группа соседей Афганистана) в составе Ирана, Пакистана, Узбекистана, Туркмении, Таджикистана, Китая, а также России и США была создана в 1997 году с целью содействия стабилизации обстановки в Афганистане.
стр. 24
риканскими и антиизраильскими лозунгами, призывая к объединению мусульман и джихаду против США. Военная операция США и их союзников в Афганистане резко осуждалась и во время пятничных богослужений в большинстве иранских мечетей.
Что касается реформаторов и непосредственно президента ИРИ С. М. Хатами, то их выступления были менее резкими. Они, в частности, высказывали сожаление в связи с гибелью афганского мирного населения и призывали к борьбе с терроризмом под эгидой ООН.
В то же время руководство ИРИ отдает себе отчет в том, что развитие ситуации в Афганистане и его будущее тесно связаны с интересами Ирана, в том числе в контексте наметившихся контактов ИРИ с Западом и ее озабоченности в связи с возможным обострением обстановки в пограничных с Ираном афганских провинциях. Поэтому Тегеран занял конструктивную позицию в вопросе подготовки Боннских соглашений в декабре 2001 года, направленных на нормализацию ситуации в Афганистане. В Тегеране поддержали создание в Афганистане Временной администрации во главе с Х. Карзаем и позитивно оценили активность ООН в афганских делах в целом и в вопросе о постконфликтном политическом урегулировании, а затем четко обозначили свое намерение принять участие в международных усилиях по экономическому восстановлению Афганистана. Так, на Токийской конференции в январе 2002 года иранские представители объявили, что вклад ИРИ составит 500 миллионов долларов. Большую часть этой суммы предполагается потратить на нужды, связанные с репатриацией афганских беженцев из Ирана, а также с восстановлением экономики в афганских провинциях, пограничных с Ираном. Заявляя о поддержке администрации Х. Карзая и внимательно относясь к развитию внутриполитической ситуации в стране, руководство ИРИ склонно поддерживать активно боровшийся против талибов Объединенный фронт, состоявший, прежде всего, из таджиков и хазарейцев, а также традиционно связанных с Тегераном региональных руководителей, например, губернатора Герата Исмаил Хана. Такая позиция Тегерана вызывает озабоченность Кабула.
КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ - ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ ГИЛЬМЕНДА
Давнишним раздражителем в афгано-иранских отношениях при всех режимах была и остается проблема распределения вод пограничной реки Гильменд. Спор частично был решен в 1973 году, когда было заключено соглашение, в соответствии с которым Афганистан обязался направлять из своих водохранилищ в русло реки Гильменд ежесекундно 26 кубических метров воды. Соглашение в целом выполнялось до прихода к власти талибов, которые в 1999 году полностью перекрыли шлюзы водохранилища. В результате озеро Хамун в Иране пересохло. К 2002 году в районах ИРИ, граничащих с афганской провинцией Гильменд, участились песчаные бури. 124 иранские деревни в Сейстане и Белуджистане оказались под слоем песка, пастбища и сельхозугодья практически были уничтожены. После визита президента Ирана С. М. Хатами в Кабул в августе 2002 года афганские власти открыли доступ воды в реку Гильменд. Однако затем шлюзы, видимо, не без давления американцев, вновь были перекрыты. Таким образом, проблема распределения водных ресурсов до сих пор не решена.
ПОЗИТИВНЫЕ ШАГИ
В ответ на выдвинутые американцами обвинения в поддержке Тегераном антиправительственных сил в Афганистане Иран предпринял конкретные шаги, однозначно продемонстрировавшие позитивное отношение к нынешней афганской администрации. Например, в Тегеране и Мешхеде были закрыты представительства выступающего против кабульских властей Г. Хекматьяра, лидера Исламской партии Афганистана. Сам он был помещен фактически под домашний арест, а затем выдворен из ИРИ. МИД Ирана 20 марта 2002 года опроверг заявления директора ЦРУ США Дж. Теннета об укрывательстве на территории Ирана членов движения "Талибан" и "Аль-Каиды" и сообщил о передаче посольствам ряда западных и арабских стран в Тегеране нескольких задержанных граждан этих стран, подозревавшихся в связях с талибами и "Аль- Каидой". Подтвердить поддержку Ираном кабульского правительства был призван и визит в Афганистан президента ИРИ С. М. Хатами в августе 2002 года, в ходе которого обсуждался широкий круг проблем двусторонних отношений, включая вопросы помощи в восстановлении афганской экономики, борьбы против терроризма, наркотрафика и др.
Развивается двусторонняя торговля. Товарооборот между Ираном и Гератской провинцией Афганистана составил в 2002 году около 200 миллионов долларов. На обновление таможенного терминала в Догаруне и строительство автомагистрали Догарун - Герат ИРИ выделила 43 миллиона долларов. В январе 2003 года в ходе визита в Тегеран афганского министра торговли М. Каземи были подписаны двусторонние соглашения о торговле и транзите. Тогда же состоялись трехсторонние ирано-афгано-индийские переговоры, в результате которых были подписаны меморандумы о расширении торговли, снижении на 90 процентов таможенных пошлин и создании базовых условий для транзита по территории трех стран.
Важным событием регионального масштаба стал состо-
стр. 25
явшийся в июне 2003 года саммит с участием президентов Ирана, Афганистана, Таджикистана и Узбекистана, в результате которого его участники подписали документы по вопросам развития торговли и транзита. Стремясь сыграть роль регионального координатора международной помощи Афганистану, Иран принял участие в организации международной выставки-ярмарки в Мешхеде, посвященной восстановлению Афганистана. В ней приняли участие 400 иранских компаний, многие международные организации, представители деловых кругов ОАЭ, Турции, Италии, Франции, Германии, Англии. В мае 2003 года состоялась первая иранская торгово-промышленная выставка в Кабуле, где были представлены 140 иранских компаний. Иранский автоконцерн "Иран-ходроу" в мае того же года заявил о намерении начать экспорт автомобилей в Афганистан и содействовать в перспективе созданию афганского автомобилестроения.
Важным шагом, демонстрирующим внимание Тегерана к афганской проблеме, было создание Ираном Штаба по Афганистану, координирующего деятельность различных ведомств, связанных с развитием двусторонних отношений. В его состав входят представители канцелярии духовного лидера Ирана С. А. Хаменеи, министерств иностранных и внутренних дел, обороны, информации, Корпуса стражей исламской революции. Филиалы Штаба созданы в приграничных с Афганистаном иранских провинциях - Хорасане, Сейстане и Белуджистане.
БОРЬБА С НАРКОБИЗНЕСОМ - ОБЩАЯ ЗАДАЧА
Важнейшее направление афганской политики Тегерана связано с острой необходимостью противостоять контрабанде наркотиков из Афганистана. При талибах страна превратилась в центр международного наркобизнеса. После падения их режима производство и контрабанда наркотиков резко возросли. Из Афганистана через Центральную Азию, Кавказ и Иран поступают наркотики в Россию, Украину, Молдову, страны Балтии, Восточную и Западную Европу. По данным ООН, 70 - 80 процентов наркотиков имеют афганское происхождение. Часть их оседает в Иране, что вызывает серьезную озабоченность Тегерана.
При режиме Народно-демократической партии Афганистана (партии "Отечество") велась, и довольно успешно, борьба против производства и контрабанды наркотиков. Ситуация резко обострилась после прихода к власти ДТ. Так, если в 1989 году в Афганистане было произведено примерно 650 тонн опиума-сырца, то в 1999 году - 2,5 тысячи тонн. На севере, и особенно на юге страны, посевы наркокультур, производство и переработка опиума-сырца приобрели промышленные масштабы. Несмотря на декларации руководства ДТ, вначале выступавшего за запрет производства наркотиков, посевные площади под наркокультурами во много раз увеличились. Переработка сырья осуществлялась в более чем 200-х лабораториях, оснащенных современным импортным оборудованием. Для работы в этих лабораториях приглашались специалисты- химики, в том числе и из Европы. Там проводились эксперименты с целью получения наиболее высокоурожайных и стойких к климатическим изменениям сортов опиумного мака. В одной из лабораторий был создан новый вид героина - жидкий, названный "слезы Аллаха" и отличающийся более высокой концентрацией и степенью привыкаемости.
Естественно, что в Тегеране были серьезно озабочены таким положением. Активизация наркобизнеса в сочетании с увеличением при талибах числа лагерей по подготовке террористов, в том числе из других стран, свидетельствовала о формировании на территории Афганистана транснационального сообщества терроризма и экстремизма, имевшего общие интересы с
стр. 26
международным наркобизнесом и торговцами оружием. По оценкам ООН, доходы руководителей ДТ от наркоиндустрии составляли сотни миллионов долларов США.
После завершения первой стадии антитеррористической военной операции против ДТ и "Аль-Каиды" в Афганистане произошел новый всплеск незаконного оборота наркотиков, весьма значительная часть которых по-прежнему переправляется через Иран. В январе 2002 года афганское правительство запретило культивирование опийного мака, однако к тому времени поля по всей стране были уже засеяны. Ныне этим зельем занято свыше 90 тысяч гектаров. В апреле того же года власти Афганистана объявили о начале кампании по уничтожению маковых плантаций. Однако она не увенчалась успехом. Тогда правительство предложило крестьянам 500 долларов за каждый уничтоженный гектар посевов, что также не дало положительных результатов, так как доход от реализации выращенного на одном гектаре мака составляет около 16 тысяч долларов.
Правящие круги ИРИ отчетливо осознают, что выращивание мака - одна из жизненно важных сторон экономической активности в Афганистане и что интенсивные меры властей по искоренению наркосодержащих культур и производства наркотиков чреваты усилением нестабильности в стране. Недовольство афганских крестьян антинаркотическими мерами Кабула уже проявлялось в их открытых выступлениях, принимавших формы вооруженного сопротивления, перекрытия дорог и т.п. В доходах от наркобизнеса заинтересованы и полевые командиры, являющиеся фактическими хозяевами во многих районах страны. В этих условиях практически нет оснований ожидать, что наркопоток из Афганистана может сократиться.
По данным компетентных источников, наркотрафик направляется через границы Ирана с Афганистаном, а также и с Пакистаном. Основные районы проникновения наркотиков в Иран расположены на востоке - вблизи Бирджанда, на юго-востоке - около города Заболя в провинции Сейстан и Белуджистан. Еще один район перевозки наркотиков находится близ города Серахса, недалеко от границы Ирана с Туркменией.
Руководство Ирана и лично президент С. М. Хатами уделяют самое серьезное внимание этой проблеме. Под их контролем силы правопорядка проводят огромную работу по борьбе с контрабандой наркотиков в страну и за ее пределы. Эту работу координирует созданный в Тегеране Штаб, деятельность которого контролируется самим президентом. Наряду с другими ответственными лицами - членами Штаба являются силовые министры и генеральный прокурор страны. Этот орган располагает компьютерной системой, банком данных о наркодельцах, их деятельности не только в стране, но и в сопредельных регионах. Штаб разрабатывает и осуществляет общенациональную политику по наркопроблеме, которая претворяется в жизнь органами законодательной и исполнительной власти, учреждениями здравоохранения, культуры и образования.
Согласно иранской статистике, силы правопорядка, полиции и народного ополчения перехватывают около 25 процентов наркотиков, переправляющихся из Афганистана и Пакистана.
Мероприятия по борьбе с наркобизнесом требуют огромных затрат. Ежегодно иранская казна расходует на эти цели более 800 миллионов долларов США.
Официальный Тегеран, акцентируя внимание на том, что именно ИРИ принимает на себя огромную долю расходов, связанных с наркопотоком из Афганистана, настойчиво апеллирует к мировому сообществу и тем западным странам, которые являются основными рынками сбыта наркотиков, ставит перед ними вопрос об увеличении материально-технической и финансовой помощи в борьбе с наркотрафиком.
Стремясь решить проблему незаконной торговли наркотиками, ИРИ уделяет значительное внимание и налаживанию сотрудничества с афганской стороной, прежде всего в вопросе замещения посевов наркосодержащих растений традиционными сельхозкультурами, особенно в приграничных с ИРИ провинциях Афганистана.
* * *
Национальные интересы, как Ирана, так и Афганистана диктуют необходимость налаживания между ними позитивных отношений. Успешное развитие таких отношений содействовало бы установлению атмосферы спокойствия и мира в приграничных областях обеих стран, нормализации положения в Афганистане, созданию обстановки мира и безопасности в регионе в целом.
Нормализация двусторонних отношений сулит Ирану ослабление наметившейся под давлением Вашингтона международной изоляции, укрепление политической роли Тегерана на Ближнем и Среднем Востоке. Афганистан же получает возможность пользоваться финансовой поддержкой Тегерана в восстановлении своей разрушенной экономики, улучшении положения афганского народа. Движение по этому пути связано, разумеется, с немалыми трудностями, проистекающими, прежде всего, из несхожести политических режимов в обеих странах, влияния США и их союзников на развитие ситуации в Афганистане, непрекращающихся попыток определенных сил в США ослабить роль Ирана в регионе и на международной арене.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |