14 - 15 ноября 1985 г. в Даугавпилсском пединституте была проведена Всесоюзная научно-методическая конференция "Древневосточная культура и вопросы ее преподавания на историческом факультете" (первая такая конференция состоялась там же в 1980 г.). В работе конференции приняли участие представители городов Закавказья и Прибалтики, Северного Кавказа и Белоруссии, Ленинграда и Москвы. Конференцию открыли проректор пединститута А. В. Подинь и заведующая кафедрой истории СССР и всеобщей истории того же вуза Г. В. Барковская.
стр. 95
На пленарном заседании было заслушано два доклада. И. М. Дьяконов (Ленинград) остановился на необходимости изучения социальной психологии древних обществ. Исследование материальной культуры древности преследует цель реконструировать мировоззрение человека далеких эпох, сложный комплекс идей, надежд и верований, которые приводили тогда в движение огромные массы людей. В докладе Е. С. Богословского (Ленинград) "О повседневной жизни в древнем Египте" была развернута "живая картина" древнеегипетской действительности. Между тем уровень конкретных знаний студентов о жизни населения древнего Египта пока весьма неудовлетворителен.
Работали секции: "Повседневная жизнь человека древнего Востока", "Мировоззрение человека древнего Востока" и "Древневосточные языки". На заседаниях секций был прочитан ряд докладов и сообщений. Г. Г. Гиоргадзе (Тбилиси) - "Новые данные хеттских клинописных текстов о производстве и применении железа в Малой Азии" - выявил сведения о существовании у хеттов во второй половине II тыс. до н. э. развитой железной металлургии, а также причины утаивания "производственных секретов" и даже самого факта местного производства железа. Н. В. Козырева (Ленинград) - "Старовавилонские клинописные документы как источник по социально-экономической истории", - оперируя лексикой частной переписки, подтвердила существование в старовавилонском обществе неформальной привилегированной социальной категории. В. К. Афанасьева (Ленинград) анализировала связь произведений шумерской литературы (сохранившихся в текстах "эдубы", шумерской школы) с устной традицией и продемонстрировала свои новые переводы с шумерского.
А. Ю. Айхенвальд ("К оценке культурных контактов по лексическим заимствованиям (на материалах иранизмов в Ветхом завете") на основе семантического анализа этих заимствований сделала вывод об отсутствии устойчивого культурного влияния персов в данном регионе в эпоху персидского владычества. В. Л. Цымбурский ("К генезису мифа о Беллерофонте") на фоне широких культурно-исторических и языковых параллелей выявил переднеазиатскую атрибуцию крылатого бога - истребителя чудовищ в балканских мифах.
К. Б. Старкова (Ленинград) - "Упоминание о семье и семейных отношениях в литературе Кумранской общины" - ввела в научный оборот и обобщила ряд сведений, уточняющих сообщения Иосифа Флавия. И. Ф. Фихман (Ленинград) - "Праздники и зрелища в римском и позднеримском Египте" - путем углубленного рассмотрения темы показал и организацию жизни семьи, и структуру государства, нашедшую отражение в иерархии празднеств, и даже использование последних в общественно-политической борьбе.
В. А. Якобсон (Ленинград) - "Обожествление царей в древней Месопотамии" - на весьма широком материале (от древнего Египта до Месопотамии III-II тыс. до н. э.) привлек внимание к чрезвычайно интересному аспекту идеологии древности - прижизненному обожествлению правителей. С течением времени, считает докладчик, этот обычай отмирает, и в Месопотамии цари сохраняют лишь некоторые "элементы божественности". И. П. Вейнберг (Даугавпилс) - "Царь в хронистской картине мира", базируясь на материале I тыс. до н. э. (библейских источниках), анализировал другой, более поздний этап представлений о царской власти, в соответствии с которыми она рассматривается как явление не столько божественное, сколько земное.
А. О. Наглер (Орджоникидзе) - "О некоторых закономерностях развития традиционных городских обществ" - исследовал традиционные структуры, сохранявшиеся до недавнего времени в ряде горных районов Кавказа, что позволяет реконструировать хозяйственный тип и общественные отношения далекого прошлого. На секционных заседаниях выступили также А. А. Папазян (Ереван) - "Угаритский Эл и греческий Кронос: параллели и расхождения" и Г. И. Довгяло (Минск) - "Как жители древней Малой Азии избавлялись от земных бед и недугов".
На заключительном пленарном заседании И. С. Свенцицкая в докладе "Изучение элементов социальной психологии в курсе истории древнего мира на исто-
стр. 96
рическом факультете" обратилась к пробелам и недоработкам в вузовских курсах по древней истории. Шаблонная, неконкретная подача материала ведет не только к искажению представлений об общей картине древности, но и мешает выработке у студентов и молодых исследователей подлинно исторического подхода к развитию человеческого общества в целом, умения применять этот метод на практике.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |