Быстро развивающийся процесс старения населения вызвал резкий рост расходов из госбюджета на выплату пенсий. Поэтому в последние годы вопрос пенсионного обеспечения находится в центре внимания японского правительства.
В данной статье будут рассмотрены основные виды пенсий и проблемы, связанные с социальным обеспечением населения страны, а также его новая концепция.
Основу пенсионного обеспечения в Японии составляют так называемые общественные пенсии, выплачиваемые в рамках нескольких пенсионных систем, построенных на принципах страхования и в том или ином размере имеющих государственные дотации.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПЕНСИИ
Общественные пенсии предоставляются по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца в соответствии с Законом о государственной пенсии, Законом о пенсионном страховании в целях повышения благосостояния. Законом о союзе взаимопомощи для государственных и муниципальных служащих и другими нормативно- правовыми актами.
Первая общественная пенсионная система была создана в Японии в 1942 году для наемных рабочих частных предприятий с числом занятых не менее пяти человек. Она получила название "пенсий благосостояния". Однако реально начала действовать лишь в 1954 году, после окончания войны и первого восстановительного периода.
Государственные служащие центральных и местных органов власти, учителя частных школ, члены сельскохозяйственных, лесоводческих и рыболовецких кооперативов по месту работы состоят в пенсионных системах так называемых "обществ взаимопомощи".
В 1959 году был принят Закон о государственной пенсии, а в 1961 году учреждены пенсии для самостоятельно занятых, фермеров и прочих лиц, не относящихся к категории наемных работников, включая неработающих членов общества.
Итак, в Японии сложилась весьма универсальная пенсионная система, в рамках которой каждый, в зависимости от вида занятости, может присоединиться к одному из ее звеньев (государственные пенсии, пенсии благосостояния, пенсии обществ взаимопомощи) - платить взносы на протяжении ряда лет и по достижении определенного возраста получать общественную пенсию. Вступившая в силу 1 апреля 1961 года эта система в целом действует и поныне, однако, с 1 апреля 1986 года она превратилась в так называемую систему двухступенчатого формирования пенсии: всем пользователям разных звеньев системы общественных пенсий в одинаковом размере выплачивается государственная базовая пенсия (первоначально составлявшая 50, а в настоящее время 60 тысяч иен в месяц), которая на 1/3 дотируется из средств государственного бюджета. Кроме нее работавшие люди получают дополнительную пенсию, размер которой зависит от величины уплаченных страховых взносов и страхового стажа. В этой связи все постоянно проживающие в Японии граждане в возрасте от 20 до 60 лет, независимо от пола и занятия, а также гражданства, обязаны платить страховые взносы по месту работы в рамках одного из звеньев системы общественных пенсий. (Исключение составляют частично занятые с годовым доходом менее одного миллиона йен 1 .)
Крупнейшая составная часть системы общественных пенсий - пенсии благосостояния и пенсии обществ взаимопомощи. Их финансирование осуществляется за счет страховых взносов - определенного процента от заработной платы (см. таблицу) и взносов, в равных долях вносимых наемными работниками и предпринимателями. Государственные дотации пенсий благосостояния составляют 20-25 процентов общей суммы выплачиваемых пенсий, а пенсий обществ взаимопомощи - менее 20 процентов.
В 1973 году было принято решение о том, что пенсионные выплаты в рамках пенсий благосостояния не должны превышать 60 процентов среднего дохода наемного работника на текущий момент 3 . Иначе говоря, их уровень привязывался к уровню заработной платы наемных рабочих и росту потребительских цен. Важно подчеркнуть, что работникам частных, прежде всего крупных предприятий по выходе на пенсию помимо государственных обычно выплачиваются дополнительные пенсии или большие единовременные пособия. В то же время страхование в рамках пенсий благосостояния не является обязательным для всех наемных работников и осуществляется на добровольных началах так же, как и вступление в общества взаимопомощи.
В 1994/1995 финансовом году в рамках системы пенсионного страхования для наемных работников насчитывалось 12,6 миллиона пенсионеров 4 (размер пенсии по старости составлял 1,9 миллиона иен в
стр. 73
Вид занятости |
Взносы по пенсионному страхованию, в процентах к заработной плате в месяц 2 |
Пенсии благосостояния |
|
Шахтеры и моряки |
18,3 |
Представители других профессий |
16,5 |
Пенсии обществ взаимопомощи |
|
Государственные служащие центральных органов власти |
17,44 |
Государственные служащие местных органов власти |
15,84 |
Учителя частных школ |
12,8 |
Члены сельскохозяйственных, лесных и рыбных кооперативов |
18,54 |
год, по инвалидности - около 1,3 миллиона, по случаю потери кормильца 920 тысяч иен). В рамках пенсионной системы для государственных служащих около 1,5 миллиона человек получали пенсии по старости (размер которых в зависимости от того, к какому обществу взаимопомощи принадлежит пенсионер, колебался от 1,9 миллиона до 2,7 миллиона иен), 32 тысячи -по инвалидности (от 1,6 миллиона до 2,3 миллиона иен) и 375 тысяч человек - по случаю потери кормильца (от 668 тысяч до 1,3 миллиона иен) 5 . Всего же в рамках системы пенсий обществ взаимопомощи насчитывалось более трех миллионов пенсионеров 6 .
Другая составная часть системы общественных пенсий - государственные пенсии, источники которых различаются в зависимости от категории страхуемых: пенсии вспомоществования выплачиваются исключительно из средств госбюджета, а остальные складываются на 2/3 из средств страхуемых (страховые взносы - в 1996 году составляли 11,7 тысячи иен в месяц) и на 1/3 - из госбюджета. Эта система с самого начала задумывалась как универсальная государственная с целью обеспечить минимальным доходом всех, в том числе и нетрудоспособных членов общества вне зависимости от наличия у них к моменту выхода на пенсию страхового стажа. Именно поэтому затраты из госбюджета на дотации в рамках этой системы более значительны. Основной контингент получающих государственную пенсию - это самостоятельно занятые и неработающие женщины. Размер пенсий невысок: например, в 1994/1995 финансовом году пенсии вспомоществования по старости составляли 440,6 тысячи иен в год, а для тех, кто уплачивал взносы - 448,4 тысячи иен в год. Пенсии вспомоществования по инвалидности составляли 884,2 тысячи иен в год, а по случаю потери кормильца - 596 тысяч иен в год*.
В целом в рамках системы общественных пенсий в настоящее время взносы уплачивают около 60 процентов всего населения, а получают их 96 процентов семей, в составе которых есть лица старше 65 лет 7 . Гарантом государственных пенсий и пенсий благосостояния является государство, а пенсий обществ взаимопомощи - соответствующие общества взаимопомощи.
Согласно данным опроса, проведенного в 1993 году Министерством здравоохранения и социального обеспечения, средний доход семей престарелых 3,17 миллиона иен в год. Он состоял из общественной пенсии (54,1 процента), заработной платы (33,9 процента), доходов от собственности (8,3 процента), денежной помощи, оказываемой детям (2,5 процента), и выплат в рамках системы социального обеспечения, не имеющих отношения к общественной пенсии 8 .
В условиях быстро стареющего общества, по действующему в Японии законодательству, каждые пять лет на основе финансовых перерасчетов (сопоставление поступлений и расходов) меняется размер пенсий и взносов. Однако по мере необходимости изменения происходят вне всякой связи с "плановыми" пересмотрами. Так, крупные коррективы были внесены в 1986 год: введена базовая пенсия и учтены интересы "профессиональных" домохозяек - теперь они могут независимо от мужей платить взносы (11,7 тысячи иен в месяц) и таким образом позаботиться о собственной пенсии (что имеет особое значение в случае развода. Ранее юридически все граждане страны имели право на пенсию, но фактически наемные работники платили взносы только за себя и затем получали пенсию на себя и на жену).
Во время последнего "планового" пересмотра системы общественных пенсий в 1994 году правительство заменило индексацию заработной платы, осуществляемую в целях регулирования уровня выплачиваемых пенсий, индексацией располагаемого дохода. Это имеет важное значение вследствие неизбежности в дальнейшем повышения налогов и выплат по социальному страхованию: располагаемый доход в этих случаях растет медленнее, чем общий доход, подлежащий налогообложению, и таким образом легче поддерживается баланс между доходами работоспособного населения и пенсионеров. Кроме того, было принято решение о взимании пенсионных взносов в размере одного процента от бонусов 9
* Для сравнения: среднегодовая заработная плата наемного работника 2,8 миллиона иен.
стр. 74
(премиальных, выплачиваемых в конце года и составляющих в среднем около четырех месячных заработков) - раньше последние полностью исключались при расчете страховых взносов.
В ходе обсуждения пенсионной системы в 1994 году рассматривались разные предложения, в числе которых стоит отметить, например, увеличение бюджетного финансирования (в частности предложение выплачивать базовую пенсию полностью за счет налогов), однако было принято решение еще раз тщательно изучить эти вопросы, включая возможные источники налоговых поступлений.
ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
До 1961 года стояла задача охватить все население страны пенсионным обеспечением, затем ее сменила задача выравнивания уровня пенсий, выплачиваемых в рамках различных пенсионных систем. Позже в стране осознали важность и сложность проблем стареющего общества. В 1961 году, когда по сути была введена универсальная государственная пенсионная система, люди старше 65 лет составляли лишь шесть процентов населения страны, а к 1994 году их доля возросла до 14,6 процента.
Вообще, резкий рост расходов на выплату пенсий стал отмечаться уже с 1973 года, ив 1981 году они впервые превзошли расходы на медицинское обслуживание и, таким образом, стали самой крупной статьей расходов в рамках системы социального обеспечения. В 1996/1997 финансовом году общие расходы из государственного бюджета на социальное обеспечение составили в Японии около 14,3 триллиона иен, из которых около 60 процентов было выделено на выплату пенсий.
Понятно, что резкий рост расходов на пенсии потребовал повышения и страховых взносов. Так, наемные работники стали ежемесячно платить вместо 3,5 процента заработка (в 1961 году) сначала 10,6 процента (в 1980 году), затем 14,5 процента (в 1990 году) и 16,5 процента (в 1997 году). Следует помнить, что половину этого бремени несут предприниматели. При этом, согласно планам правительства, взносы должны будут возрастать каждые пять лет на 2,5 процента вплоть до 2025 года.
Эти тенденции вызвали серьезное беспокойство в японских правящих кругах. В результате появилась идея повысить возраст, с которого будут выплачиваться пенсии, с 60 до 65 лет. (Правда, до настоящего времени в Японии нет единого законодательно установленного пенсионного возраста: пенсии благосостояния, как правило, выплачиваются с 60 лет, государственные - с 65 лет, а пенсии обществ взаимопомощи - во многих случаях с 55 лет.) Повышение пенсионного возраста будет проходить постепенно, в несколько этапов - с 2001 года для мужчин каждые три года он будет увеличиваться на один год, и таким образом достигнет 65 лет в 2013 году. Аналогичные шаги в отношении женщин будут предприняты в период с 2006-го по 2018 год 10 . При этом предусматривается возможность получения для желающих в возрасте от 60 до 64 лет частичной пенсии, равной примерно половине обычной.
Кроме того, в стране все чаще говорят о внутренних противоречиях системы общественных пенсий, корни которых кроются в способе их финансирования. Существуют два основных способа покрытия расходов на выплату пенсий: использование накопленных фондов и текущих сборов. При этом в первом случае выплачиваемые работоспособным населением взносы накапливаются и возвращаются к ним в виде пенсий. Во втором случае в каждый данный момент времени пенсионные выплаты покрываются за счет взносов экономически активного населения, и на финансовое состояние пенсионной системы влияет соотношение между числом вышедших на пенсию и числом работающих граждан.
Система пенсионного обеспечения, основанная на текущих сборах, сталкивается с большими трудностями в связи со старением населения и, соответственно, с уменьшением общей суммы взносов по социальному страхованию. Она становится все более обременительной для экономически активного населения.
Помимо этой проблемы несправедливого распределения общественного бремени между поколениями все большее внимание в Японии привлекает к себе и недовольство работающих женщин тем, что они по существу вносят свою лепту в пенсионное обеспечение неработающих жен наемных работников, поскольку те автоматически включаются в контингент застрахованных в системе государственных пенсий. С домохозяек не взимаются никакие взносы, в то время как все работающие члены общества их платят, причем независимо от того, является ли человек одиноким,
стр. 75
имеет ли работающую супругу (супруга) или жену-домохозяйку, они взимаются в одинаковом размере в зависимости от заработка. Иными словами, пенсии домохозяек фактически оплачиваются всеми наемными работниками. На практике это означает, что женщина, проработавшая всю жизнь на низкооплачиваемой работе, после смерти мужа будет получать более низкую пенсию, чем никогда не работавшая вдова. Поскольку жизненный стиль женщин в современной Японии претерпел существенные изменения - преобладают семьи, в которых оба супруга работают, - возросло число одиноких женщин, система государственных пенсий, исходящая из стереотипов прежних времен (женщина занимается лишь домашним трудом и не получает заработной платы, супружеские пары не разводятся), явно устарела и нуждается в корректировке.
НОВАЯ ПЕНСИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Итак, по существу механизм системы общественных пенсий в Японии состоит в том, что каждое новое поколение оплачивает пенсии предыдущего, а потому, естественно, на объем пенсионных средств оказывают влияние изменения в возрастной структуре населения. При условии сохранения существующей структуры пенсионного обеспечения без изменений она обанкротится уже в начале XXI века, поскольку, как полагают, в 2007 году настанет критический момент в развитии японского общества: 20 процентов населения страны будут составлять лица старше 65 лет и начнется естественная убыль населения. Именно тогда люди, рожденные во время "бэби-бума", станут достигать "предельного возраста" -то есть уходить с работы по возрасту. Наблюдающаяся уже сравнительно давно низкая рождаемость обернется проблемой отсутствия поддержки престарелых родителей со стороны детей. Одновременно социальное бремя работоспособного населения - суммарная доля налогов и взносов по социальному страхованию в национальном доходе - если ничего не менять в системе социального обеспечения, превысит 45 процентов, а в 2014 году достигнет 50 процентов.
В то же время переход к другому способу финансирования пенсий -использованию накопленных фондов - может означать лишь временное увеличение пенсионных взносов для создания довольно значительных запасов с тем, чтобы потом можно было выплачивать пенсии даже при условии снижения взносов.
Если предположить, что доля престарелых в Японии стабилизируется на нынешнем уровне престарелых в Швеции - 17 процентов, то, согласно оценкам специалистов Института проблем народонаселения при университете Нихон, рождаемость должна повыситься до невероятной величины - более 10 миллионов человек в год (против 1,2 миллиона в середине 90-х годов), что, конечно же, нереально.
Другой возможный путь сдерживания роста доли престарелых состоит в том, чтобы изменить само понятие престарелых: с 2010 года относить к ним лиц старше 69 лет, а с 2025 года - старше 73 лет. Иначе говоря, необходимо повысить предельный возраст ухода с работы, соответственно перестроив и систему занятости, и систему социального обеспечения. Японские специалисты полагают, что, учитывая отнюдь не плохое состояние здоровья большинства японцев преклонного возраста, это представляется весьма реалистичным. Иными словами, до того времени, когда поколение рожденных во время "бэби-бума" достигнет пенсионного возраста, необходимо выработать действенную стратегию перестройки всей общественной системы.
Новая концепция государственной политики в области пенсионного обеспечения опирается на три исходных постулата. Во-первых, многие люди преклонного возраста хотят работать. Во-вторых, грядущее сокращение молодой рабочей силы в XXI веке ставит вопрос о более широкой занятости людей старших возрастов. В-третьих, к настоящему времени 60-летний рубеж (за некоторыми исключениями) можно считать законодательно закрепленным предельным возрастом ухода с работы, и теперь необходимо создавать условия для занятости людей в возрасте старше 60 лет.
Пенсионная концепция предполагает, что основным источником доходов в возрасте до 60 лет должна быть занятость, а пенсии представляют собой источник доходов после 65 лет, и задача состоит в том, чтобы предоставить разнообразные возможности людям в возрасте от 60 до 64 лет обеспечивать себе источники существования -путем комбинации доходов от работы и пенсий.
Для дальнейшего реформирования пенсионной системы необходимо решить за счет чего осуществлять дальнейшее увеличение социальных выплат: пенсионных взносов трудоспособной части населения или налогов, которые платят все члены общества. Как отмечалось, уже сейчас правительство предполагает каждые пять лет вплоть до 2025 года увеличивать
стр. 76
страховые взносы на 2,5 процента, что резко контрастирует с прежними временами. Если будет принята точка зрения, предполагающая ориентацию на налоги, то встанет вопрос об их дальнейшем повышении, а точнее, об увеличении потребительского налога (поскольку уровень прямых налогов, как полагают в Японии, и так высок), который в 1997 году был повышен до пяти процентов. При этом следует отметить, что в развитых странах он выше. Таким образом, стране не удастся избежать ни повышения налогов, ни увеличения ставок страховых пенсионных взносов.
Кроме того, в правительстве считают целесообразным расширять деятельность частных пенсионных фондов и повышать роль различного рода индивидуальных пенсий - с тем, чтобы все больше людей помимо общественной пенсии имели в старости и другие доходы.
Первые частные пенсионные фонды были созданы на японских предприятиях в 1966 году. Для наемных работников эти фонды весьма привлекательны, так как по закону выплачиваемая ими пенсия, по крайней мере, на 30 процентов больше, чем пенсия благосостояния, получаемая наемными работниками в рамках системы общественных пенсий. (При этом для ее получателей сохраняется базовая государственная пенсия. Вообще, частные пенсии предприятий входят в систему общественных пенсий.)
В середине 90-х годов получателями частных пенсий предприятий было примерно 12 миллионов человек, в том числе по старости 11 миллионов.
Так называемые индивидуальные пенсии в Японии весьма разнообразны: они могут быть страхового типа или накопительного, выплачиваться ежемесячно или единовременно, либо в фиксированном размере, либо в последовательно возрастающем, их можно получать как до конца жизни, так и до оговоренного времени, гарантия на них может предоставляться на 10 или 15 лет.
Ориентация на такого рода пенсии получила в Японии весьма широкое распространение на рубеже 80-90-х годов, главным образом среди более молодых слоев населения, но затем, вследствие падения экономической конъюнктуры и доходов, их популярность заметно снизилась. Однако, несомненно, в будущем их роль будет возрастать, поскольку с ростом общего уровня благосостояния - что наблюдается в Японии на протяжении всего послевоенного периода - работающие люди все более задумываются об источниках дохода после выхода на пенсию.
Результаты опроса, проведенного Центром по проблемам культуры, быта и социальных гарантий в 1993/1994 финансовом году, показали, что супружеской паре пенсионеров для проживания на привычном уровне необходимо в среднем иметь 231 тысячу иен в месяц. Однако фактически она имела суммарные доходы в размере 198,5 тысячи иен. Тот же опрос показал, что для наличия определенной экономической свободы супругам- пенсионерам необходимо иметь в целом около 380 тысяч иен в месяц, или на 90 процентов больше того, что они имеют.
ПЕРСПЕКТИВЫ
Согласно результатам опроса общественного мнения, проведенного канцелярией премьер- министра в середине 90-х годов, подавляющее число респондентов (70 процентов) рассчитывают обеспечивать свою жизнь в старости за счет общественных пенсий. Однако лишь 18 процентов планируют "практически полностью зависеть от общественной пенсии", тогда как более половины опрошенных полагают, что общественную пенсию необходимо дополнять такими источниками доходов, как индивидуальные пенсии и сбережения. С другой стороны, 21,4 процента "будут стремиться не полагаться на общественную пенсию и по возможности рассчитывать на собственные силы, прежде всего на индивидуальную пенсию и сбережения".
Так или иначе, система общественных пенсий Японии является неотъемлемой частью жизни японцев и, по-видимому, еще долго будет играть важную роль в качестве источника жизнеобеспечения в старости. Вместе с тем, для предотвращения резкого падения уровня жизни после выхода на пенсию (что очень часто встречается), все больше японцев стараются заблаговременно предусмотреть возможные источники доходов в преклонном возрасте, и не исключено, что именно в этой связи новые пенсионные системы получат больше шансов на существование.
* * *
Надо сказать, что во всех быстро стареющих обществах стран-членов Организации экономического содружества и развития (ОЭСР) стоит одна и та же проблема - стимулирование частных сбережений как средство обеспечения доходов после выхода на пенсию. Пенсионные реформы во всех странах мира, несмотря на разнообразие их масштабов, и характера, имеют в большинстве своем общую цель - стремление перейти к системе, которая в большей степени будет полагаться на накопленные фонды с тем, чтобы стимулировать совокупные сбережения, служащие источником доходов пенсионеров. Япония всегда выделялась высоким уровнем частных сбережений, и в 1993 году в расчете на душу населения они составили здесь 370 тысяч иен против 184 в Германии, 157 - во Франции, 130 - в Канаде, 11 - в Великобритании, 83 тысяч иен в США. Однако особая острота проблемы пенсионного обеспечения в Японии, трудности ее решения, вероятно, вынудят ее руководство еще более активно содействовать повышению уровня пенсионных накоплений.
___ 1 Japan Echo, 1996, v. 23, Special Issue "The Graying Society", p. 58.
2 Health and Welfare Statistics in Japan. TOKYO, 1996, p. 168-170. Japan Echo, 1996, v.23. Special Issue "The Graying Society".
3 Japan Echo, 1996, v. 23, Special Issue 'The Graying Society", p. 48.
4 Нихон кокусэй дзуэ, 96/97, с. 503.
5 Health and Welfare Statistics in Japan. Tokyo, 1996, p. 162-163.
6 См. Нихон кокусэй дзуэ, 96/97, с. 503.
7 Japan Echo, 1996, v. 23, Special Issue "The Graying Society", p. 48.
8 Коко мадэ вакару нэнкин кодза. Киото, 1995, с.4, диаграмма 1.
9 Japan Echo, 1996, v. 23, Special Issue "The Graying Society", p. 53.
10 Косэй хакусе. Т., 1997, с. 203.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |