Процессы глобализации вызывают неоднозначное отношение в странах Юго- Восточной Азии.
С одной стороны, они воспринимаются как веление времени и результат развития науки и прогресса. Премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад считает "идею глобализации великой", а видный индонезийский экономист, занимавший во второй половине 90-х годов пост заместителя главы Национального планового агентства, Рахарди Рамелан уверен, что "глобализация создает значительные возможности для доступа к научным достижениям и новейшим технологиям".
С другой стороны, навязываемый развивающимся странам западный, то есть прежде всего американский, вариант глобализации и ее механизмов вызывает определенную критику и даже неприятие в политических кругах ряда государств региона. Это вызвано стремлением США выступать в качестве "большого брата" и контролировать деятельность важнейших институтов, являющихся проводниками глобализации. Как отмечал профессор политологии Чулангкорского университета (Малайзия) Каллада Кесбунчу, "США вели дело к глобализации еще до окончания "холодной войны", но только сейчас развивающийся мир стал осознавать, что США стремятся организовать мир таким образом, чтобы это в наибольшей степени отвечало их интересам".
НЕ ДОПУСТИТЬ СОЦИАЛЬНОГО ХАОСА
Наряду с критикой отдельных элементов концепции глобализации, форм ее проведения, а также таких ее проводников как Международный валютный фонд (МВФ), Всемир-
стр. 33
ный банк, Всемирная торговая организация (ВТО) и ряд других, ширится недовольство и неудовлетворенность функционированием важнейших мировых систем, прежде всего монетарной.
По мнению Махатхира Мохамада, предлагаемая либерализация внешней торговли чрезмерна. Она повлечет утверждение стихии рынка, который не является социальным институтом и нацелен на получение максимальной прибыли. Необходимо, полагает малайзийский премьер-министр, чтобы глобализация учитывала интересы человека, а не некой системы. Чрезмерная либерализация может подорвать деловую деятельность и привести к социальному хаосу.
Глобализация порождает новый мир и новые институты, отмечает Р. Рамелан. Новый мир - это мир торговли, неумолимо расширяющий свои географические границы. Но глобализация может становиться "нашей", подчеркивает он, лишь по мере создания и выработки национальной концепции прогресса, которая включала бы наиболее важные современные нововведения и сочетала их с национальными интересами, опиралась бы на повышение конкурентоспособности своих товаров, а не на протекционизм.
Набирающий темп процесс слияния и поглощения компаний крупнейшими корпорациями, особенно в новейших отраслях производства, вызывает особую тревогу в Юго-Восточной Азии. Махатхир Мохамад предупреждает, что этот процесс ведет к ликвидации слабых и малых компаний, к тому, что в ущерб конкуренции в различных отраслях господствуют "победители". Правительства же оказываются не в состоянии контролировать их деятельность, так как эти компании-гиганты сами формируют нужные им правительства. "Большие братья", крупный капитал будут править миром, а бедным и слабым останется лишь подчинение. Именно поэтому олигополии и монополии не должны быть важнейшим компонентом глобализации. Необходимо на законодательной основе, считает малайзийский премьер-министр, установить определенные пределы для слияний и величины корпораций. Кроме того, во всех сферах бизнеса необходимо сохранить здоровую конкуренцию, основанную на законах, которые ее регулируют, устанавливая равные для всех правила. Деятельность национальных и международных банков и финансовых компаний также должна осуществляться на законодательной основе, предусматривающей защиту менее крупных компаний. Такого рода законы должны вырабатываться и согласовываться на мировом уровне.
Отмечая неприятие глобализации руководством и общественностью многих стран, Махатхир Мохамад подчеркивает необходимость преодолевать издержки глобализации, отказавшись прежде всего от доминирования самых богатых и мощных государств.
"ЧИАНГМАЙСКАЯ ИНИЦИАТИВА"
Последний азиатский кризис выявил неэффективность всей бреттон-вудской системы, которая проявилась в неспособности справиться с огромными потоками спекулятивных "горячих денег", а в ряде случаев и пагубность конкретных рекомендаций МВФ, принятие которых были непременным условием для получения кредитов. Результатом такой политики был резкий рост внешнего долга в Индонезии, Таиланде, Южной Корее и серьезные потрясения в социальной и политической жизни этих и ряда других стран.
Неслучайно в 1997 году в разгар финансового кризиса Япония предложила создать независимый от МВФ Азиатский валютный фонд (АВФ). Но США и МВФ встретили это предложение весьма прохладно.
Продолжающийся поиск приемлемых форм разрешения валютных трудностей проявился в "чиангмайской инициативе", которую одобрила в мае 2001 года в Гонолулу встреча министров финансов и их заместителей 10 стран-членов АСЕАН и трех стран АТР (Японии, Южной Кореи и КНР). Подписание ряда соглашений на двусторонней основе о свопах (обменах) национальных валют (иены-рупии, иены-ринггита, иены-бата и даже иены-юаня и т.д.) свидетельствовало о начале процесса создания азиатского монетарного пула, а, возможно, и основы для будущего монетарного фонда. Участники соглашений выразили готовность объединять свои национальные валюты в случае возникновения серьезных трудностей, в частности, со стороны краткосрочного спекулятивного капитала или кризиса платежных балансов. Они также согласились на введение мониторинга потоков регионального капитала и обмен экономической информацией. Достигнутые соглашения в определенной степени укрепляют самостоятельность стран региона в проведении финансовых операций.
При этом необходимо подчеркнуть, что роль Международного валютного фонда отнюдь не устраняется, так как выплаты из образованных фондов могут производиться только при условии предоставления кредитов МВФ. Однако 10 процентов средств фонда для обеспечения краткосрочной ликвидности может быть взято до одобрения МВФ. По мнению министра финансов Малайзии Даима Зайнуддина, эти соглашения и сопутствующие другие деловые сделки и соглашения на общую сумму 15 миллиардов долларов поставят преграду возможному новому финансовому кризису в регионе и позволят справиться с любыми случайностями.
Министр финансов США П. О'Нил заявил о том, что "на этот раз США не намерены вмешиваться в азиатские инициативы".
стр. 34
В ПОИСКАХ НОВОЙ МОНЕТАРНОЙ СИСТЕМЫ
Неустойчивость международной монетарной и финансовой мировой системы побуждают многих экономистов и политических деятелей выдвигать свои концепции ее переустройства или же создания новой глобальной монетарной системы.
В Азии такую концепцию предложила Малайзия. Она была положительно оценена на встрече 15 развивающихся стран в мае 2001 года в Джакарте. На совещании констатировалось, что развитые страны несут ответственность за реструктурирование МВФ, а развивающиеся страны должны активизировать свои усилия в борьбе с финансовыми потрясениями. Для подготовки вопроса о необходимости создания новой архитектуры финансовой системы была учреждена группа экспертов.
На конференции "Будущее Азии", которая проходила в Токио в июне прошлого года, Махатхир Мохамад более детально развернул концепцию создания новой монетарной системы. Основным ее принципом, по его мнению, должен стать отказ от торговли деньгами как товаром, что резко ослабило бы спекулятивный характер деятельности краткосрочного капитала, а также от установления обменного курса национальных валют Международным валютным фондом в зависимости от состояния золотовалютных резервов.
По мнению малайзийского премьера, монетарная реформа должна проходить в два этапа. На первом из них сформировались бы региональные группировки, оперирующие условной региональной валютой параллельно с МВФ. На втором этапе эти группировки играли бы решающую роль в замещении валюты, которой оперирует фонд.
Будущая мировая валюта, по его мнению, не должна принадлежать ни одной стране, при этом обменные курсы национальных валют следует устанавливать в случае необходимости, пересматривать особым международным органом с участием представителей национальных центральных банков. Новая валюта стала бы платежным средством при сделках с любым товаром и во всех видах мировой торговли, а полученные от торговли доходы в новой мировой валюте должны передаваться национальному центральному банку. Национальные валюты использовались бы в местных сделках.
В глобализированном мире допускались бы свободные потоки капитала, но при условии уплаты пошлины, которая будет устанавливаться на основе определенных расчетов, исходящих из оценки ВВП и некоторых других критериев. Эти средства поступят в распоряжение особого международного органа, который должен направлять их на создание объектов инфраструктуры с тем, чтобы стимулировать экономический рост в бедных странах. Общим позитивным результатом, по мнению Махатхира Мохамада, будет рост мировой торговли и искоренение нищеты. Бедные смогли бы стать подлинной частью глобализированного мира, а само понятие глобализации обрело бы настоящий смысл, ибо в нее будет вовлечено все население земного шара.
Важным аспектом глобализации и дальнейшего углубления интеграции является выработка действительно партнерских отношений между участниками этого процесса. Как подчеркивает Р. Рамелан, именно такие партнерские отношения являются корневой системой глобализации. При этом необходимо создавать новую культуру таких отношений, которая будет сочетать новые возможности расширения доступа к достижениям науки и технологии с возможностями адаптации к ним конкретного общества, что требует учета наследия национальной культуры.
Предложения, высказанные премьером Малайзии Махатхиром Мохамадом и рядом экспертов стран Юго-Восточной Азии, носят несколько абстрактный характер, не всегда согласуясь с реалиями новой экономики и такого ее сложного проявления, как глобализация. Но они отражают стремление многих стран к противодействию монополярному миру в сфере экономики и созданию многополярности, исключающей диктат одной страны и навязывание единой модели во имя создания некоей наднациональной структуры и ослабления национальной государственности.
В работе использовались материалы совещаний в Гонконге, Токио, Джакарте, Даляне и др., а также следующие издания:
"Asia Inc.", Singapore, 2001, vol. 10, p,5.
"Gatra", Jakarta, September 1, 2001.
"Citra Indonesia". Jakarta 1996, p. 6.
"Far Eastern Economic Review", Hong Kong.
"Executive Intelligence Review 2001", vol. 28, p. 20; 2001, vol. 28, p. 19, Washington, D.C.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |