Libmonster ID: KZ-2379

В мире насчитывается более двухсот международных речных бассейнов, реки которых пересекают политические границы между двумя и более странами. Первое место в этом списке занимает Нил - величайшая река Африки и мира, протекающая (вместе с притоками) по территории десяти стран - Египта, Судана, Эфиопии, Кении, Танзании, Уганды, Бурунди, Демократической Республики Конго (ДРК), Руанды и нового государства - Эритреи. По протяженности, площади бассейна, числу стран и общей численности населения, пользующегося его водой, Нилу в мире нет равных.

По-видимому, нет равных ему и по сложности проблем, связанных со справедливым и эффективным использованием его энергетического и ирригационного потенциалов.

ЧОЛ ДЕНГ АЛАК (Судан)

По мере увеличения населения и роста экономики принильских государств последние тратят все больше воды и на орошение земель, и на обеспечение выработки электроэнергии на гидроэлектростанциях. Как заявил министр водных ресурсов Египта Махмуд Абу Зейд, к 2025 г. большая часть арабских стран может оказаться "за чертой бедности по наличию водных ресурсов"1.

В последние десятилетия не было недостатка в мрачных прогнозах относительно будущего Нила и его водных ресурсов. Так, в феврале 1996 г. базирующейся в Женеве неправительственной организацией Felege Guihon International (FGI) был опубликован "Нильский манифест", в котором говорилось о якобы угрожающем Нилу в течение ближайших 20 лет высыхании, которое привело бы к дальнейшему опустыниванию Египта, Судана, Эритреи и северо-западной части Эфиопии. В "Манифесте" отмечалось, что существует вероятность возникновения конфликта между Суданом, Эфиопией и Эритреей из-за контроля над водами реки2. Од-

стр. 15

нако страхи авторов "Нильского манифеста", скорее всего, преувеличены. Прошло более десятка лет после опубликования манифеста, а никаких признаков на этот счет пока не наблюдается.

Нет, как представляется, и серьезной угрозы вооруженного столкновения между государствами бассейна из-за ресурсов Нила. Напротив, в последние годы в ряде стран бассейна появились новые перспективные проекты использования водных ресурсов Пила. Планируется возведение новых гидротехнических сооружений - гидроэлектростанций, плотин, мелиоративных систем, новых промышленных предприятий.

Однако все эти планы сталкиваются со сложнейшей проблемой "дележа" далеко не безграничного водного потенциала Нила.

ПОЛУВЕКОВОЙ, НО ДЕЙСТВУЮЩИЙ

Основным документом, регулирующим использование вод Нила всеми государствами бассейна реки, в течение вот уже почти полувека является "Договор об использовании вод Нила" между Египтом и Суданом, подписанный 8 ноября 1959 г. В соответствии с этим документом, между двумя странами был распределен и закреплен раздел всего годового стока Нила в нижнем течении реки, а также зафиксированы размеры квот каждой из сторон на использование нильской воды: 55,5 млрд. куб. м - Египту и 18,5 млрд. куб. м - Судану. Эти квоты остаются неизменными и поныне3. Кроме того, Хартум признавал право Каира на строительство в районе Асуана высотной плотины и гидроэлектростанции и на использование воды вновь создаваемого водохранилища на нужды орошения. В свою очередь, египтяне обязались уважать права и интересы Судана на Ниле и, в частности, согласились на возведение суданцами на Голубом Ниле водохранилища в районе Аль-Россейроса. Для наблюдения и контроля за выполнением договора в январе 1960 г. был образован Постоянный технический комитет из представителей обеих стран.

Хотя в договоре 1959 г. и говорится о признании Египтом и Суданом прав других государств бассейна на использование водных ресурсов реки, эти права по сей день остаются чисто декларативными.

При этом в нем не предусмотрен механизм пересмотра и изменения как соглашения в целом, так и отдельных статей. Не оговорена и продолжительность его действия. Но ведь никакое соглашение не может заключаться навечно, поскольку конкретные условия и обстоятельства в регионе, на континенте и в мире могут измениться, и они действительно меняются. Растет население принильских стран, увеличивается потребность его в воде, появляются новые аграрные технологии, меняется сама структура земледелия, развивается промышленность, гидроэнергетика, растет использование воды для бытовых нужд, особенно в быстро растущих городах. Более того, появляются новые государства. Так, в 1993 г. к числу стран бассейна присоединилась Эритрея, и совсем не исключено, что к концу 2012 г. в бассейне Нила может появиться еще одно государство, если в ходе запланированного референдума получит государственную независимость Южный Судан.

ЭФИОПИЯ - ЛИДЕР "ОБДЕЛЕННЫХ"

Существующее положение с разделом квот все менее устраивает другие страны Нильского бассейна, прежде всего Эфиопию, которая взяла на себя роль лидера "обделенных" стран. Эфиопия, территория которой дает около 85% всего нильского стока, добивается установления своей доли водных ресурсов на основе норм международного права и предлагает пересмотреть египетско-суданское соглашение 1959 г.

Берущие начало в Эфиопии реки Нильского бассейна - главные питающие артерии в системе средиземноморского стока в Восточной Африке. Исключительное место в этой системе занимает Голубой Нил - в Эфиопии он называется Абай. Ежегодно к месту его слияния с Белым Нилом в районе столицы Судана Хартум поступает от 40 до 60 млрд. куб. м воды. Это не только огромное количество живительной влаги для Судана, покрывающее 2/3 его потребностей в водных ресурсах, но и для Египта, а также миллионы тонн плодороднейшего ила.

Гидроэнергетические ресурсы Эфиопии также очень велики. По совокупности имеющихся потенциальных гидроэнергетических ресурсов страна занимает второе место в Африке после ДРК. Годовая производительность 14 ее основных речных бассейнов оценивается в 143 млрд. кВт/ч электроэнергии. Однако реально используется только 2% этого потенциала. В Эфиопии всего шесть гидроэлектростанций, находящихся преимущественно в центре страны.

Эфиопское правительство рассматривает развитие энергетики в качестве одной из первоочередных хозяйственных задач. В стране разработаны краткосрочная и долгосрочная программы сооружения ряда гидроэлектростанций и создания единой системы энергоснабжения. В последние годы сооружены или сооружаются ГЭС на реке Уэби-Шебели близ поселка Мелка-Вакана в провинции Бале мощностью 152 тыс. кВт, ГЭС на реке Гильгель-Гибе в провинции Кэфа мощностью 300 тыс. кВт. Планируется строительство нескольких новых ГЭС на реках Голубой Нил, Теккезе, Баро и Акобо; ввод их в строй позволит увеличить мощности по производству электроэнергии на 30 тыс. мВт.

Разработанные в Эфиопии ирригационные проекты предусматривают увеличение посевных площадей на 2 млн. га в основном

стр. 16

за счет использования вод Нильского бассейна. В Эфиопии много пригодных для орошения земель (около 2,7 млн. га), но используются менее 300 тыс. га. Сооружение водохранилищ и других искусственных водоемов в сочетании с внедрением систем так называемой малой ирригации способно за 10 - 15 лет, по расчетам Международного института по управлению ресурсами пресной воды, обеспечить удвоение доходной части государственного бюджета4.

Эфиопские планы развития сельского хозяйства и энергетики за счет гидроресурсов рек Нильской системы наталкиваются на возражения со стороны других стран-потребителей нильской воды, прежде всего Египта, где также разработаны масштабные ирригационные проекты.

Дело в том, что Египет, при обосновании своих прав на значительную долю вод Нила, придерживается так называемой доктрины присвоения, доказывая, что он и раньше традиционно пользовался этой водой и имеет на нее исторические права. Эфиопская же дипломатия использует в споре с Египтом о разделе нильских вод так называемую доктрину происхождения, заявляя о суверенитете Эфиопии над землями, дающими 3/4 стока Нила.

При заключении Нильского договора Египет и Судан проигнорировали желание Эфиопии стать возможным третьим участником этого соглашения. Между тем, еще в 1957 г., т. е. за два года до заключения соглашения, эфиопское правительство направило Египту и Судану соответствующие ноты, заявив о желании участвовать в переговорах по Нилу, что позволяло заключить трехстороннее соглашение и выработать действительно международный правовой режим использования его вод. Этому, однако, помешали тогдашние политические разногласия между Египтом и Эфиопией, и Каир предпочел просто проигнорировать обращение Аддис-Абебы.

Эфиопия не признает двухсторонних договоренностей между Египтом и Суданом и не считает их имеющими для нее юридическую силу. Аддис-Абеба развернула широкую пропагандистскую кампанию, направленную, главным образом, против Египта, настаивая, чтобы ей отвели не менее 14 млрд. куб. м воды в год (по другим данным, Эфиопия и Уганда потребовали дополнительно годовую квоту в 18 млрд. куб. м из доли Египта и Судана)5.

Эфиопские дипломаты в обоснование своих требований о праве на значительное расширение мелиорированных земель и строительство новых гидроузлов заявляет, что именно их страна дает большую часть стока Нила. Исходя из этого, Аддис-Абеба требует более справедливого раздела нильских вод6.

ЭФИОПИЯ И НИЛЬСКИЙ ДОГОВОР 1959 ГОДА

Эфиопия, по нашему мнению, имеет неотъемлемые права на пользование ресурсами своих рек как энергетические, так и ирригационные. Проблема, однако, в том, что реально воспользоваться этими ресурсами Эфиопия до сих пор не может по причине технической сложности, трудоемкости и дороговизны подобных проектов в конкретном эфиопском контексте.

Дело в том, что Голубой Нил на большей части территории этой страны представляет собой типичную горную реку, прокладывающую путь в скалистых ущельях, глубина которых достигает местами 1,5 км. Как тут строить оросительные сооружения, как поднимать воду на поля? В какие суммы это обойдется?

Другое дело, что горный характер реки можно успешно использовать для возведения каскада гидроэлектростанций. Однако здесь тоже есть свои "нюансы". Для этого необходимо сооружать сверхпрочную высотную плотину, способную выдержать напор мощной реки во время паводка (на Голубом Ниле он значительно сильней, чем на Белом) или же сложный каскад из нескольких меньших плотин. Такие проекты требуют весьма значительных капиталовложений, изыскать которые Эфиопии, стране с большой внешней задолженностью, очень непросто.

Нельзя игнорировать и такой аспект, как традиционный, веками устоявшийся уклад жизни эфиопского крестьянина, его земледельческие методы. В отличие от египетского феллаха и, отчасти, от суданского фермера, эфиопский крестьянин никогда ирригационным земледелием не занимался и не имеет для этого не-

стр. 17

обходимых навыков. Он, житель нагорья - специалист по террасному земледелию, знает, как правильно распахивать горные склоны, чтобы почву не смыло дождями, как вырастить урожай на высоких скалистых плоскогорьях. Но он не имеет навыков правильно отводить воду, как рыть каналы и арыки, не знает, как за ними ухаживать, чтобы они не заиливались. Эфиопский крестьянин, к тому же, по большей части индивидуалист: ведь в Эфиопии исторически преобладали хуторские хозяйства с разбросанным населением. А ирригационное земледелие требует совместных, согласованных усилий значительного числа людей, живущих одной большой общиной. Таким образом, с точки зрения сельского хозяйства Голубой Нил для Эфиопии малопригоден, по крайней мере, в настоящее время7.

По существу, вопрос эфиопского участия в нильских проектах - это не столько вопрос права, конкретных международных договоренностей, сколько вопрос финансовых и технических возможностей Эфиопии подобные проекты реализовывать.

Руководство страны, хотя и недовольно тем, что водами этой реки фактически "единолично" распоряжаются Египет и Судан, реально изменить ситуацию пока не может.

В 1998 г. министр иностранных дел страны Сейюм Месфин потребовал пересмотра соглашения 1959 г. между Египтом и Суданом и, в частности, сказал: "Настало время возводить плотины и водохранилища у истока Нила в Эфиопии"8. На конференции ОАЕ, проходившей в Аддис-Абебе в феврале 1998 г., заместитель главы внешнеполитического ведомства Эфиопии Текеда Алему призвал к отказу от египетско-суданского соглашения, заявив, что такое несправедливое положение не может больше продолжаться, поскольку другим принильским странам необходима их доля вод реки для удовлетворения собственных потребностей. В случае отказа Египта эфиопы оставляли за собой право на односторонние действия, особенно если осуществление новых крупных египетских проектов приведет к повышению нынешней квоты Египта. В ответ последовало довольно жесткое заявление Египта, из которого следовало, что Каир не остановится перед применением силы, если эфиопские проекты приведут к существенному сокращению нильского стока9.

Из этого ясно, что Египет не склонен сегодня к заключению многостороннего соглашения о распределении квот с участием всех государств бассейна. Заявляя, что позиция Эфиопии создает угрозу их национальным интересам, египтяне подчеркивают, что Эфиопия может приступить к реализации собственных гидротехнических проектов на Голубом Ниле лишь после того, как получит "добро" от всех "принильских" стран10.

С формальной точки зрения позиция Каира выглядит юридически обоснованной, однако сам Египет свои ирригационные проекты ни с кем из других нильских стран не согласовывает. Аддис-Абеба обвиняет Каир также в том, что тот предпринимает за спиной у Эфиопии меры по блокированию решения ведущих стран-доноров и международных кредитно-финансовых организаций о финансировании строительства любых гидротехнических сооружений на эфиопских реках нильского бассейна11.

В целом, и Каир не заинтересован в конфликте с Эфиопией. Ведь это привело бы к большей поляризации сил и обострению обстановки в регионе в целом, а также ограничило бы влияние самого Каира на региональные процессы в будущем.

Египтяне, вынужденные учитывать меняющиеся настроения и расстановку сил в регионе, демонстрируют готовность урегулировать разногласия с Аддис-Абебой. Они охотно идут на компромиссы с эфиопами, уступая им в вопросах, не относящихся напрямую к нильской проблеме, и одновременно стараются приглушить критику в свой адрес по поводу их собственных мегапроектов на Ниле.

По мнению египтян, "справедливый раздел" означает, прежде всего, "наиболее эффективное использование вод Нила государствами бассейна в соответствии с потребностями каждого"12. Исходя из этого, они выступают за создание механизма коллективного управления Нилом, призванного смягчить остроту проблемы.

НОВЫЕ НЮАНСЫ ПОЗИЦИИ СУДАНА

Для Судана Нил имеет почти столь же большое значение, как и для Египта.

Воды Нила питают обширный хлопководческий район Гезира, в междуречье Белого и Голубого Нила. Построенная еще в 20-х гг. прошлого века, Сеннарская плотина позволила оросить 12,6 тыс. га под плантации хлопка.

Во второй половине прошлого века в Судане был реализован ряд крупных проектов, связанных с использованием ресурсов Нила. Крупнейший из них - проект "Манакиль" в Гезире" был завершен в 1964 г. Он обеспечил орошение порядка 320 тыс. га водой Сеннарского водохранилища. На введенных в сельскохозяйственный оборот землях было расселено около 50 тыс. крестьянских семей. В начале 60-х гг. завершилось строительство гидротехнического комплекса с плотиной близ Аль-Росейреса на Голубом Ниле, что позволило оросить еще около 21 тыс. га13.

Основные усилия суданского правительства в сфере водопользования нацелены на развитие сектора орошаемого земледелия, который охватывает площадь приблизительно в 1,7 млн. га. Тем не менее, имеющиеся в стране водные ресурсы используются далеко не полностью: обрабатываемая ныне площадь составляет лишь 5,2% территории Судана - около 12,5 млн. га; орошается при этом лишь 1,9 млн. га14.

Такая же ситуация и с гидроэнергетикой. Несмотря на значительный гидроэнергетический потенциал, общий объем введенных гидроэнергетических мощностей относительно невелик. Преобладают гидроэлектростанции малой и средней мощности.

стр. 18

Пока в стране имеется лишь одна крупная ГЭС - Россейросская мощностью 280 мВт, строительство которой было завершено в 1966 г.15 Емкость водохранилища плотины Аль-Россейрос около 2,1 млрд. куб. м, и его водой орошаются свыше 1,2 млн. га.

Планируется строительство на Ниле новых гидросооружений, которые позволят Судану максимально использовать свою квоту нильской воды16.

Достигнутая при заключении договора 1959 г. взаимная договоренность по Нилу между двумя основными водопользователями - Египтом и Суданом означала, кроме всего прочего, что у них появился конкретный общий интерес - Нил и связанный с ним комплекс вопросов. Это предопределяет особые отношения между двумя государствами, которые и раньше были весьма тесными. Геополитические интересы Каира и Хартума оказались на многие десятилетия тесно связанными. В новой исторической обстановке Египет стал отводить южному соседу роль "стратегического тыла". Такой подход не был поколеблен даже в 1990-е гг., которые были отмечены усилением напряженности в судано-египетских отношениях. Однако, несмотря на общий негативный фон, оба государства продолжали тесно сотрудничать по проблеме Нила, проводя взаимные консультации и согласовывая позиции и национальные планы строительства крупных гидросооружений на основе существующих квот17.

Суданское руководство осознает исключительную важность для Египта нильской темы, болезненную чувствительность к ней египтян, в особенности, когда речь заходит об изменении сложившегося статус-кво. Учитывает оно и то, что по ряду важных региональных проблем позиции Египта и Эфиопии расходятся весьма значительно, а по вопросу распределения вод Нила они выступают как антагонисты.

Вместе с тем, у Хартума были довольно длительное время весьма натянутые отношения с Аддис-Абебой из-за разногласий по вопросу южносуданского урегулирования (которое, кстати, также является составной частью "нильской проблемы"). Лишь после вспыхнувшего в мае 1998 г. конфликта между Эфиопией и отделившейся от нее в 1993 г. Эритреей отношения Аддис-Абебы и Хартума стали улучшаться. Пока Хартум продолжает неукоснительно соблюдать все пункты египетско-суданского соглашения от 1959 г. и подчеркивает его правовой характер. Для этого есть серьезные основания.

Судан не выбирает полностью отведенную ему квоту, расходуя пока около 14,5 из 18,5 млрд. куб. м18. Да и заключение нового, по сути, расширительного соглашения с участием других государств бассейна Нила вряд ли позволит увеличить суданскую квоту.

Намеченные Каиром проекты в области гидроэнергетики и орошения формально не предполагают увеличения египетской квоты, зафиксированной в договоре 1959 г. Однако если Судан начнет выбирать свою квоту полностью, это может создать дополнительные проблемы для Египта, который уже "адаптировался" к нынешнему режиму водопользования. Можно даже ожидать, что осуществление Хартумом каких-то крупных ирригационных или энергетических проектов на Ниле может привести к серьезным трениям между соседними государствами.

Будучи двусторонним, это соглашение все меньше с каждым годом отвечает даже интересам Судана, не говоря уже о государствах, находящихся выше по течению. Более того, привязывая Судан к Египту, это соглашение противопоставляет Хартум странам верхнего течения Нила, порождая недоразумения и споры. Недовольство Хартума вызывает и то, что несмотря на обязательства обеих сторон обмениваться гидрологической информацией, Каир, по существу, засекретил ее, хотя сам регулярно получает исчерпывающую информацию: в одном только Судане у египтян есть две наблюдательные гидрологические станции: в Хартуме и в Малакале на юге страны19.

В последнее время Хартум осторожно дает понять странам, расположенным выше по течению, что его подход к "нильской проблеме" не столь однозначный, как это привыкли считать, и что Судан отнюдь не намерен слепо следовать в данном вопросе в фарватере Каира, и при определенных условиях суданская сторона не будет препятствовать пересмотру Договора 1959 г. и замене его новым, многосторонним соглашением20.

Требование Эфиопии подписать новое соглашение о "справедливом разделе" вод Нила не вызывает сегодня в Хартуме негативной реакции. В Судане рассчитывают, что рано или поздно и Каир, и Аддис-Абеба вынуждены будут искать поддержки Хартума в отстаивании своих "исторических прав" на воды Нила, что позволит последнему выступить в роли посредника, естественно, не без выгоды для собственных национальных интересов, повышения международного престижа и выхода из режима международной изоляции, который пытаются создать вокруг него западные страны из-за ситуации в Дарфуре. В контактах с Аддис-Абебой по нильской проблеме Хартум старается действовать предельно деликатно и осторожно, демонстрируя готовность к конструктивному диалогу.

НУЖЕН НОВЫЙ ПОДХОД

Сегодня таким государствам Нильского бассейна, как Эфиопия или Уганда и другие, приходится сталкиваться со значительными трудностями в привлечении внешних средств на национальные программы с использованием нильских вод; они вынуждены опираться преимущественно на внутренние ресурсы или на кредиты от дружественных стран. Однако так не может продолжаться вечно.

Как представляется, соглашение по Нилу 1959 г., бывшее не-

стр. 19

когда взаимовыгодным компромиссом между Каиром и Хартумом и сыгравшее в свое время положительную роль, на сегодняшний день устарело. И чем дальше, тем отчетливее видно, что сегодня в его сохранении заинтересован только Египет. Не желая вести переговоры со странами верхнего течения Нила иначе как на условиях предварительного признания договора 1959 г., выступая против его пересмотра и тормозя заключение нового, более соответствующего сегодняшним реалиям соглашения по справедливому разделу вод Нила, Каир создает ситуацию, которая в конечном итоге может обернуться против него же.

Необходим новый подход. Все страны и народы бассейна имеют равное право на достойную жизнь и устойчивое развитие, которые в данном случае тесно связаны с разумным и справедливым распределением прав на использование вод Нила.

Идея создания органа, который мог бы взять на себя пересмотр и совершенствование существующих договоренностей по Нилу, давно витала в воздухе. Но в течение многих лет вопрос не решался, хотя страны Нильского бассейна и прилагали усилия к тому, чтобы выработать механизм для начала переговорного процесса по данной проблеме.

Первая попытка была предпринята в 1997 г., когда государства нильского бассейна при содействии Программы развития ООН (ПРООН) организовали форум для налаживания межгосударственного диалога по правовым и организационным аспектам предстоящих переговоров по Нилу. Представители стран-участниц (но три представителя от каждой страны) образовали так называемую Экспертную группу, которая предприняла попытку подготовить некий предварительный общий документ, в котором была бы обозначена суть проблемы. В 2000 г. такой документ был представлен вниманию представителей стран-участниц, однако придти к общему мнению тогда не удалось.

Совет министров стран бассейна Нила, так называемый Nile-COM (в него входят министры водных ресурсов или соответствующие им по полномочиям правительственные чиновники всех 10 стран) в августе того же года принял решение расширить рамки диалога и непременно добиться соглашения по всем принципиальным вопросам.

Еще в 1998 г. все страны бассейна, за исключением Эритреи, присоединились к диалогу о создании Регионального партнерства в целях достижения устойчивого развития и управления водами Нила. В 1999 г. Nile-COM образовал новый орган - "Инициативу государств бассейна Нила" (NBI). Организация приняла документ - "Совместное видение", в

"Инициатива государств бассейна Нила" с самого начала создавалась как некая временная, переходная структура: предполагалось, что со временем вместо нее будет создан постоянный орган полномочный решать большинство нильских проблем. Весной нынешнего года было объявлено, что такой орган создан. В апреле 2007 г. было объявлено о самороспуске "Инициативы государств бассейна Нила" и создании вместо нее нового регионального органа - "Комиссии государств бассейна Нила", в которую, как полагают, войдут все члены "нильской десятки". В отличие от прежней структуры вновь созданная Комиссия по Нилу станет постоянно действующим органом и, что гораздо важней, со значительно большими по сравнению с ее предшественницей правами и полномочиями.

котором сформулировала свою главную задачу: "Достичь устойчивого социально-экономического развития через справедливое использование воды и выгоды от общих водных ресурсов бассейна"21. В структуру NBI вошли Nile-COM, комитет технических советников (Nile-TAC) и секретариат (Nile-SEC) с местом пребывания в Энтеббе (Уганда)22.

Как было заявлено в официальном коммюнике, главной целью вновь создаваемого органа станет наблюдение за справедливым разделом водных ресурсов крупнейшей африканской реки. В комиссию должны войти представители всех стран нильского бассейна, а также других заинтересованных сторон. В рамках комиссии будет работать технический комитет, куда предполагается включить наиболее опытных экспертов23. Принципиально важно, что в мае 2007 г. этот межгосударственный орган по Нилу получил официальное признание Каира.

Однако, как и насколько успешно будет действовать новая организация - покажет только время. Ведь каждая из десяти стран-участниц по-прежнему смотрит на проблему распределения ресурсов Нила под собственным углом зрения, и, конечно, каких-то быстрых решений ожидать не приходится.


1 Мамед-Заде И. И. О проблеме полных ресурсов на Ближнем Востоке и в Африке - www.times.ru/rus/stat/2004/21 - 09 - 04

2 Египет. Информация о стране. Описание всех стран мира. Гл. "Пил" www.geo2000.da.ru

3 Нильский Э. Х. Некоторые проблемы регулирования стока Пила. В сб. Ближний Восток и современность, 2000, N 10, с. 218.

4 "Доклад о развитии человека". Документ ООН. 2006, гл. 5, с. 196 - www.un.org/Russian/esa/hdr/2006

5 Нильский Э. Х. Указ. соч., с. 221.

6 Там же, с. 369 - 370.

7 Единственное исключение - район озера "Гана, близ самых истоков Голубого Нила. В сельскохозяйственном отношении он исключительно благоприятен. В средневековье его даже называли "царской вотчиной".

8 Middle East. May 1998, p. 7.

9 Нильский Э. Х. Указ. соч., с 221.

10 Там же.

11 Там же, с. 221 - 222.

12 Нильский Э. Х. Указ. соч., с. 222.

13 История Судана в новое и новейшее время. Под ред. В. С. Кошелева. М., Паука. 1992, с. 215.

14 Интернет-энциклопедия "Кругосвет" (25.08.07). Судан. Экономика www.cliktor.ru

15 Там же, с. 39.

16 Нильский Э. Х. Указ. соч., с. 220.

17 Там же, с. 218 - 219.

18 Там же.

19 Там же, с 4.

20 Там же, с. 219.

21 Ле Мойн Г. Стимулы и выгоды сотрудничества между странами в бассейнах рек Меконг и Пил. Гл. "Новая эра регионального сотрудничества после 1992 г." - www.ca-water-info-et./lidrary/rus/almaly/le-moigne2

22 Там же.

23 Бюллетень "Строительство СЗФО" (Издание агентства мировых строительных новостей "INFOLine"), 3-й кварт. 2007 г.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/УДАСТСЯ-ЛИ-ЗАНОВО-ПОДЕЛИТЬ-НИЛЬСКУЮ-ВОДУ

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Alibek KasymovКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Alibek

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

ЧОЛ ДЕНГ АЛАК, УДАСТСЯ ЛИ ЗАНОВО ПОДЕЛИТЬ НИЛЬСКУЮ ВОДУ? // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 20.06.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/УДАСТСЯ-ЛИ-ЗАНОВО-ПОДЕЛИТЬ-НИЛЬСКУЮ-ВОДУ (дата обращения: 03.12.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - ЧОЛ ДЕНГ АЛАК:

ЧОЛ ДЕНГ АЛАК → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Alibek Kasymov
Astana, Казахстан
139 просмотров рейтинг
20.06.2024 (166 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
СПИСОК СТАТЕЙ, ОПУБЛИКОВАННЫХ В ЖУРНАЛЕ "АРХЕОЛОГИЯ, ЭТНОГРАФИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ ЕВРАЗИИ" В 2007 ГОДУ
Каталог: Вопросы науки 
2 часов(а) назад · от Urhan Karimov
АМУЛЕТЫ ИЗ ЕГИПЕТСКОГО ФАЯНСА С ТЕРРИТОРИИ ГОРНОГО АЛТАЯ
3 часов(а) назад · от Urhan Karimov
КУШАНСКИЕ И КУШАНО-САСАНИДСКИЕ МОНЕТЫ ИЗ ЛЕБАПСКОГО РЕГИОНА (по материалам археологических исследований в области Амуля)
5 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ПАМЯТНИК АТЛЫМСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РЕКЕ ЕНДЫРЬ
5 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ПЕТРОГЛИФЫ КОМДОШ-БООМА
7 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ КОЧЕВОЙ ЭЛИТЫ ЮЖНОГО ПРИУРАЛЬЯ СЕРЕДИНЫ I ТЫС. ДО Н. Э.
7 часов(а) назад · от Urhan Karimov
АРАЛ-ТОЛГОЙ: НОВЫЙ ПАМЯТНИК НАСКАЛЬНОГО ИСКУССТВА МОНГОЛИИ
8 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ТЕХНОЛОГИЯ РАСЩЕПЛЕНИЯ КАМНЯ НА РАННЕМ ЭТАПЕ ВЕРХНЕГО ПАЛЕОЛИТА СЕВЕРНОЙ МОНГОЛИИ (СТОЯНКА ТОЛБОР-4)
Каталог: История 
9 часов(а) назад · от Urhan Karimov
TO THE PROBLEM OF RECONSTRUCTION OF SOCIAL RELATIONS OF THE POPULATION OF THE BARABA STEPPE (ANALYSIS OF INJURIES AND INJURIES BASED ON ANTHROPOLOGICAL MATERIALS OF THE SOPKA-2 SERIES)
Вчера · от Urhan Karimov
ПАРАДНЫЕ МОНГОЛЬСКИЕ ШЛЕМЫ ЭПОХИ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ИЗ СОБРАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА
Вчера · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

УДАСТСЯ ЛИ ЗАНОВО ПОДЕЛИТЬ НИЛЬСКУЮ ВОДУ?
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android