Libmonster ID: KZ-1147

Среди духовно-рыцарских орденов, созданных в ходе крестовых походов, особое место занимал Тевтонский орден Св. Девы Марии, основанный немецкими купцами и рыцарями в XII веке.

Начало Тевтонскому ордену, как и Ордену госпитальеров Св. Иоанна, положил один из двух немецких госпиталей для паломников и увечных рыцарей в Палестине. Однако о каком именно госпитале идет речь, сказать трудно. Первый был создан в Иерусалиме около 1128 г. немцем для нужд немецких пилигримов (поломников). Членами нового госпиталя были рыцари и монахи, взявшие на себя обязанности по уходу за страждущими. Вскоре немецкий госпиталь попал в сферу интересов госпитальеров Св. Иоанна, руководство которых стремилось к объединению всех госпитальных организаций под своей властью не только на Святой Земле, но и в Западной Европе. Этим претензиям иоаннитов на гегемонию способствовало то обстоятельство, что на стороне госпитальеров Св. Иоанна выступила римская курия. В этой ситуации первый немецкий госпиталь стал на пути иоаннитов в их стремлении распространить свое влияние на немецкие земли. Каков итог этого противостояния, не известно. Известно лишь, что согласно папскому распоряжению 1143 г. немецкие госпитальеры обязаны были подчиняться руководству иоаннитов1, что ими постоянно игнорировалось. В 1187 г. ближневосточная история первого немецкого госпиталя прерывается по причине захвата Иерусалима войсками египетского правителя Саладина и потери братством своей штаб-квартиры и владений. Однако это не означало краха самого братства. Согласно все той же папской булле от 1143 г. госпиталь продолжал действовать на территории Священной Римской империи германской нации.

Дальнейшую историю Иерусалимского немецкого госпиталя можно проследить, приняв во внимание появление второго немецкого странноприимного дома около 1190 г., в период третьего крестового похода, при осаде г. Акры2. Однако остается неясной его связь с Иерусалимским госпиталем, исчезнувшим в 1187 году. Не проясняют ситуацию и письменные источники по истории ордена. Летописцы братства, описывая раннюю историю духовно-рыцарской организации, часто не имели даже представлений о событиях того периода. Например, сочинение, созданное в середине XIII в. и повествующее о начале деятельности Тевтонского ордена3, появилось в период ожесточенного противостояния тевтонцев с иоаннитами, в связи с чем информация, содержащаяся в труде, до такой степени отфильтрована автором, что не дает возможности отыскать какие-либо факты, проливающие свет на истинное положение дел в вопросе взаимоотношений Акконского и Иерусалимского госпиталей. В противоположность указанному сочинению грамота венгерского короля Андрея II 1211 г., обращенная к ордену, дает понять, что Тевтонский орден, вышедший из


Булатников Тимур Александрович - аспирант Московского педагогического государственного университета.

стр. 148

Акконского госпиталя, есть ни что иное, как прямое продолжение первого немецкого госпиталя, основанного в Иерусалиме около 1128 года4.

Двоякая позиция ордена на начальном этапе своего существования в вопросе признания своей преемственности по отношению к первому Иерусалимскому госпиталю объясняется боязнью потерять самостоятельность, попав под контроль Ордена госпитальеров. Изменение позиции руководства Тевтонского ордена связано со стремлением руководства ордена захватить владения Иерусалимского госпиталя на территории Германии; утверждением ордена папой и получением соответствующих привилегий, ликвидировавших опасность слияния с иоаннитами5. Руководство ордена стало поддерживать факт преемственности для усиления престижа организации, указывая на давность участия ордена в крестоносном движении. Это должно было подтвердить и название ордена - Ordo hospitalis Sanctae Mariae Theutonicorum (Орден тевтонского госпиталя Св. Марии), Госпитальеры черного креста Св. Марии Тевтонской.

Одеяние тевтонцев также символизировало их двойственное происхождение: длинная белая мантия и обычная для госпитальеров Св. Иоанна черная туника. Для отличия от тамплиеров на левом плече белого плаща был утвержден простой латинский черный крест. К этой одежде, еще в самом начале становления ордена, было прибавлено несколько почетных отличий для степеней: гоф- (великого магистра, гроссмейстера), дойчмейстера (магистра, ландмейстера Германии) и для временно исполняющего его должность. С 1219 г. на черном орденском кресте, по периметру которого шла серебряная окантовка, на груди у великого магистра стали помещать золотой крест, концами которого были изображения лилии, а с 1226 г. в середине этого креста на золотом щите появился черный императорский орел. На плаще рыцари носили простые кресты, а более роскошные, символизирующие их положение, нашивались на груди туники или на панцирь. Кроме того, великому магистру в знак его духовной и судейской власти был присвоен перстень.

При очередном великом магистре Германе фон Зальце духовно-рыцарская организация завершила свой короткий период оформления.

Герман фон Зальца, избранный в 1210 г. четвертым великим магистром, не имел высокого аристократического происхождения, зато обладал редкими организаторскими способностями, был прекрасным дипломатом, о чем свидетельствует усиление ордена в годы его правления. Первоначально Тевтонский орден занимал незначительное место в жизни Иерусалимского королевства, поэтому первые десять лет своей магистерской деятельности гроссмейстер стремился поставить Тевтонский орден наравне с тамплиерами и госпитальерами. Сфера внешнеполитических интересов ордена и его главы в то время простиралась на Восточное Средиземноморье и в Италию.

После первой встречи фон Зальца с молодым императором Фридрихом II Гогенштауфеном в 1217 г. орден был уравнен в правах с тамплиерами и госпитальерами на территории Священной Римской империи. Это позволило молодой организации быстро догнать своих старших собратьев. Умело лавируя между папой Римским и императором (первый был духовным патроном, второй - могущественным светским покровителем), великий магистр укреплял позиции молодого ордена. Но действительно звездным часом для ордена, по мнению немецкого историка Э. Машке, стало 22 ноября 1220 г., когда Фридрих II направил великого магистра в качестве своего доверенного лица к папе Гонорию III для примирения6. С этого момента, по мнению ученого, молодая организация и ее глава попали в фокус большой европейской политики. С тех пор орден начинает выступать не только в роли постоянного посредника между Римом и Священной Римской империей, но и в роли самостоятельной политической силы. При этом следует отметить тот факт, что результатом такой политики была защита интересов императора, чьим представителем был Тевтонский орден на Ближнем Востоке.

Однако, усиление тевтонцев и поддержка ими политики императора на Святой Земле привели к открытому противостоянию с тамплиерами, не желавшими изменений в расстановке сил в Иерусалимском королевстве. Тамплиеры совершили нападение на резиденцию ордена в городе Акре. Они изгнали тевтонцев из города и осадили крепость братства - Монфор (Штаркенберг), отомстив тем самым и тевтонцам, и императору, как покровителю ордена, и своему политическому противнику. Попытки имперского маршала Филанжиери приструнить тамплиеров закончились провалом, и Тевтонскому ордену пришлось смириться с потерями.

Конфликт тевтонцев с храмовниками имеет не только политические корни, но обусловлен и острой конкурентной борьбой. Руководители тевтонцев заимствовали у храмовников значительную часть их устава и униформу. Это вызвало протест тамплиеров. Рыцари-храмовники были первыми из рыцарей-монахов, кто получил в качестве отличительного знака за свою фанатичную преданность делу борьбы с "невер-

стр. 149

ными" белые одеяния (белый или серебряный цвет символизировал духовную чистоту и добродетель, находясь на вершине геральдической пирамиды цветов). Тамплиеры подали жалобу папе Гонорию III, заявив, что униформа тевтонцев похожа на их собственную. Из-за этого членам Тевтонского ордена временно запретили использовать черный и белые цвета в своей униформе. Однако, по настоянию императора Фридриха II запрет был отменен7.

Говоря об орденско-имперских взаимоотношениях, необходимо охарактеризовать политику Фридриха II в отношении Иерусалимского королевства.

Император стремился усилить свои позиции в Иерусалимском королевстве, для чего было необходимо изменить его "франкский" характер. В 1224 г. Фридрих II послал великого магистра Германа фон Зальца в Сирию для выяснения ситуации перед тем, как организовать очередной крестовый поход, обещание о котором он дал еще при своей коронации. Имперский крестовый поход с самого начала сопровождался неприятностями: еще до прибытия на Святую Землю крестоносцы понесли тяжелые потери от эпидемии, которая разразилась в порту Бриндизи на юге Италии в сентябре 1227 года. Это вынудило Фридриха II, который сам тяжело болел, перенести в очередной раз срок крестового похода. Реакция Рима была незамедлительной - папа отлучил императора. Положение Фридриха II было осложнено еще и тем, что по прибытии на Святую Землю он встретил сопротивление со стороны тамплиеров. Орден храма не желал превращения Иерусалимского королевства в имперское владение, где тамплиеры неизбежно утратили бы свое ведущее положение. Храмовников поддержали многие знатные франки. Сломить это сопротивление императору не удалось. В этой ситуации Фридрих II провел успешные переговоры с мусульманами и вернул Иерусалим без боя, а после принял корону Иерусалимского королевства. На коронации отлученного императора из церковных властей присутствовал лишь гроссмейстер тевтонцев Герман фон Зальца. После этого, в 1230 г. великому магистру ордена удалось уговорить папу Григория IX пойти на примирение и возвратить опального императора в лоно церкви. Результатом успешного посредничества гроссмейстера стал договор, заключенный в Сан-Джермано-Чепрано, по которому императора возвратили в лоно церкви. Эта дипломатическая победа подтвердила положение Тевтонского ордена, как одной из влиятельнейших организаций того времени.

Фридрих, стремясь укрепить свои позиции на Святой Земле, способствовал укреплению положения своего единственного верного союзника - Тевтонского ордена. С этой целью император стал одаривать орден различного рода пожалованиями. Еще ранее, в период правления иерусалимских королей Амальриха I (1161 - 1173 гг.) и Гвидо Лузиньяна (1186 - 1194 гг.), тевтонские рыцари получили ряд пожалований: Гостеприимный дом армянских паломников в Акре (1190 г.) с частью фортификационных сооружений города, а летом 1191 г. тевтонцы купили у Гвидо Лузиньяна часть города Акры. Но эти пожалования и приобретения представляли лишь малую часть того богатства, которым орден стал обладать в период правления Фридриха Гогенштауфена. Орден получил часть территорий, расположенных к северо-востоку от г. Акры. На этих землях в 1228 г. во время императорского крестового похода была построена крепость ордена - замок Монфор (Штаркенберг) или Франк Шато, ставший резиденцией Тевтонского ордена в Сирии. После этого последовали другие пожалования императора: Шато-дю-Руа, резиденция в Иерусалиме и Торон.

При императоре Фридрихе II Тевтонский орден достиг больших вершин. Императором ордену были дарованы важные привилегии и права: строить корабли, вести императорскую курьерскую службу; в 1226 г. тевтонцев освободили от налогов и, что особенно важно, от рыночных платежей; в 1229 г. к ордену перешел старый королевский дворец в Иерусалиме, а один рыцарь-тевтонец управлял Эльзасом, где орден располагал внушительным земельным фондом. Даже в далекой Саксонии около 1230- 1233 гг. рыцари обладали комтурством в Бремене. Кроме крупных земельных пожалований в Иерусалимском королевстве орден располагал обширными владениями в Греции, Испании, Германии (в немецких землях рыцари обладали обширными земельными наделами, которые следует рассматривать в общем масштабе церковных ленов, принадлежавших германским императорам и связанных со значительными повинностями).

В 1220 г. Фридрих отказался от большей части своих прав на эти земли в пользу рыцарей. Еще более тевтонцы выиграли, когда император разрешил им распоряжаться коронными ленами. В свою очередь, благодаря папским привилегиям, орден освободился от надзора епископата, подчиняясь отныне напрямую папе Римскому. В Европе рыцари стремились получить право патроната над церковными приходами, как например, в Майнце над собором Св. Марии в 1218 г., в котором майнцские архиепископы короновали германских королей. Ряд пожалований орден

стр. 150

получил еще от отца Фридриха II Генриха VI, который в 1197 г. передал тевтонцам монастырь Св. Троицы в Палермо. Фридрих II увеличил владения ордена в Сицилийском королевстве, передав братству стратегически важные пункты: города Палермо и Бриндизи8.

Орден не остался равнодушным к таким знакам внимания со стороны императора. Тевтонцы открыто поддерживали Фридриха в его политике на Ближнем Востоке, помогая ему в конфликтах с гвельфами в конце 20-х - начале 30-х годов XIII в. и оказывая ему поддержку в Европе: в 1233 г. подавили восстание в Сицилийском королевстве; выступали посредниками между императором и его мятежным сыном, королем германским, Генрихом VII и т.д.

Это еще раз подтверждает тезис о том, что Тевтонский орден был ближайшим соратником императора. Благосклонность же Рима к ордену удавалось сохранить благодаря, во-первых, в острой борьбе между папством и империей, когда папство стремилось заручиться поддержкой ордена или хотя бы его нейтралитетом; во-вторых, Тевтонский орден был одной из важных военно-политических организаций на Святой Земле, с которой римским понтификам было необходимо считаться, проводя свою ближневосточную политику; в-третьих, отсутствие единства внутри ордена. По мнению современного немецкого исследователя орденской истории К. Милитцера, орден был расколот на две партии: проимперскую и пропапскую, что вынуждало великого магистра соблюдать равновесие между Римом и империей9. Это позволило гроссмейстеру сохранить организацию, как таковую, и возвести орден на пьедестал европейского политического Олимпа. Долгое время бытовавшее в отечественной историографии мнение о том, что орден был инструментом давления императора на папу, не представляется верным10. Такая позиция обрекала бы орден на ликвидацию, что не входило в планы руководства Тевтонского дома. К тому же римский понтифик оставался единственным сувереном ордена.

Во второй половине XIII в. ситуация на Латинском Ближнем Востоке продолжала ухудшаться. Позиции христиан слабели с каждым днем, что было результатом непрекращающейся борьбы между знатью, отсутствия какой - либо власти, способной объединить франков, и всеобщего ее обнищания. Но даже в этой ситуации Тевтонский орден, впрочем, как и храмовники с иоаннитами, активно продолжает скупать земельную собственность знати. В 1261 г. тевтонцы приобрели фьеф (поместье) д'Ибеленов, Казаль-Юмбер, а несколькими годами ранее - земли Шуфа и Гедена с крепостью Грот Тирон и еще три поместья в округе Сидона.

С этого времени Тевтонский орден, наравне с тамплиерами и иоаннитами, превратился в одного из крупнейших землевладельцев. В немецкой историографии 50-х годов XX в. существовала точка зрения, что руководство ордена намеревалось при поддержке императора Фридриха II создать самостоятельную государственную организацию в 1229 г. на острове Кипр. Такое утверждение не лишено основания, что подтверждают последние исследования11, но в связи с активным противодействием франкской знати, тевтонцам не удалось осуществить задуманное.

Таким образом, Тевтонский орден, вышедший из второго немецкого госпиталя при Акконе, не является прямым продолжением Иерусалимского немецкого странноприимного дома. Позднее признание своей преемственности по отношению к первому госпиталю руководством ордена обусловлено благоприятной политической обстановкой и укреплением позиций самой военно-монашеской организации. Завершение процесса оформления и утверждения ордена на политической арене Ближнего Востока и Западной Европы приходится на время правления гроссмейстера Германа фон Зальца и императора Фридриха II Гогенштауфена.

Тевтонский орден был неразрывно связан с империей и Гогенштауфенами и, в особенности, с императором Фридрихом II, который многим был обязан гроссмейстеру тевтонцев Герману фон Зальца, одному из самых талантливых людей во франкских колониях того времени.

Кроме того, новый орден примечателен тем, что с самого момента своего основания стал немецкой организацией. Это отличало его от старших орденов тамплиеров и госпитальеров, которые стояли на принципе интернационализма. Такой мононациональный характер ордена объясняется тем, что своим основанием он обязан Гогенштауфенам, стремившимся через братство усилить свое политическое влияние на Святой Земле. Не последнюю роль сыграла и политика Фридриха II, стремившегося к германизации Иерусалимского королевства. С этой целью он передавал фьефы немецким феодалам, а ордену отводил роль ударной силы в борьбе с пропапской партией гвельфов, для чего осыпал братство милостями. В силу указанных причин членами ордена могли быть лишь немецкие рыцари. Поэтому Тевтонский орден, как немецкая организация, находился вне крестоносного воинства Иерусалимского ко-

стр. 151

ролевства, не делившегося по "языкам". Это позволяет говорить о Тевтонском ордене, как о первом сигнале распада единой "иерусалимской франкской нации".

Благодаря императорскому патронату и немецкому характеру Тевтонский орден получил широкое распространение в империи, что помогло ему окрепнуть. С другой стороны, именно это стало причиной острого конфликта, разгоревшегося на Святой Земле между тевтонцами и тамплиерами, сторонниками гвельфов, которых поддержала франкская знать. Это политическое противостояние, наравне с неудачами в крестоносном движении, сделало невозможным создание орденского государства в регионе, а в дальнейшем привело к свертыванию деятельности Тевтонского ордена в Ближневосточном регионе.

Примечания

1. PERLBACH M. Die Statuten des Deutschen Ordens nach den altesten Handschriften-Halle. 1890, S. XLII.

2. ДУСБУРГ П. Хроника земли Прусской. М. 1997, с. 11. В его создании активно участвовал представитель императорской фамилии Фридрих Швабский.

3. Narratio de primordiis ordinis Theutonici. SRP. Bd. I, 1968, s. 220 - 225.

4. Tabulae Ordiuis Theutonici. Berlin. 1869, N 158.

5. Ibid., S. 281.

6. МАШКЕ Э. Немецкий орден. СПб. 2003, с. 119.

7. Codex diplomaticus Ordinis S.M. Teutonici. In: Bd. 2. HENNES J. Bd. I. N 36.

8. Ibid., N 2; PETTENEGG E.G. Die Urkunden des Detsch - Ordens - Centralarchives zu Wien. Bd. I. (1170 - 1809). Prag., Leipzig. 1887, S. 2; ROCHRICHT. Regesta Regni Hierosolymitani, 1097 - 1291. Insbruck. 1904, N 701, 716, 743, 746, 810, 899, 1002 - 1003, 1010 - 1011, 1119 - 1120; Tabulae Ordiuis Theutonici. N 66.

9. MILITZER K. Anmerkungen zu einem neuen Werk uber die Anfange der Verwaltung in Preussen durch den Deutschen Orden. - Preusseland. Jg. 38, 2000, N 1, S. 1 - 12.

10. ПОРШНЕВ Б. Ф. Ледовое побоище и всемирная история. Доклады и сообщения исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. М. 1947, с. 29 - 44.

11. KLUGER H. Hochmeister Hermann von Salza und Kaiser Friedrich II. Ein Beitrag zur Fruhgeschichte des Deutschen Ordens (QSGDO. Bd. 37). Marburg. 1987, S. 191 - 192; HUBATSCH W. Der Deutsche Orden und die Reichslehnschaft iiber Cypern. - Nachrichten der Akademien der Wissenschaft in Gottingen. 1955, S. 245 - 303.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/Тевтонский-орден-на-Ближнем-Востоке-в-XII-XIII-вв

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Қазақстан ЖелідеКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Т. А. Булатников, Тевтонский орден на Ближнем Востоке в XII-XIII вв. // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 18.11.2020. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/Тевтонский-орден-на-Ближнем-Востоке-в-XII-XIII-вв (дата обращения: 23.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Т. А. Булатников:

Т. А. Булатников → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Қазақстан Желіде
Астана, Казахстан
825 просмотров рейтинг
18.11.2020 (1252 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
"КИТАЙСКАЯ ГОЛОВОЛОМКА" АДМИНИСТРАЦИИ Б. ОБАМЫ
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
Macau Lights
9 дней(я) назад · от Қазақстан Желіде
ВЬЕТНАМ. Страна помнит художника БУЙ СУАН ФАЯ
10 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
История развития военного ветеринарного образования в России не была простой и однозначной. Периоды его расцвета и благополучия неизменно сменялись периодами забвения и затишья, вслед за которыми непременно следовало возрождение,
Каталог: Ветеринария 
16 дней(я) назад · от Виталий Ветров
ДОРОГА К ХРАМУ "ЧИСТОГО ОБЛАКА" ИЛИ КАКИМ БОГАМ МОЛЯТСЯ КИТАЙЦЫ
Каталог: Религиоведение 
18 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
ЯПОНИЯ - КИТАЙ. ОЧЕРЕДНАЯ СХВАТКА
Каталог: Политология 
19 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
ТУРЦИЯ. ИСЛАМИСТЫ И АРМИЯ. КТО КОГО?
Каталог: Военное дело 
21 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
Биографический очерк об уроженце южного Казахстана, генерал-майоре ветеринарной службы Ветрове Виталии Петровиче, (единственного в Российской Федерации) юность, учеба и становление которого происходила в Казахской ССР. Ветров Виталий Петрович — заслуженный ветеринарный врач РФ, кандидат биологических наук, ветеран боевых действий, Председатель Совета ветеранов Ветеринарно-санитарной службы ВС, действительный член Международной академии информатизации., профессор Академии военных наук, Одно из основных направлений деятельности Виталия Ветрова в качестве военно-ветеринарного специалиста — защита территории СССР, стран СНГ и РФ от заноса антропозоонозов и ликвидация инфекционных болезней животных. За 50-летний период службы он прошел путь от ветеринарного фельдшера до руководителя Центрального органа военной ветеринарии страны, от лейтенанта до генерала.
Каталог: Военное дело 
23 дней(я) назад · от Виталий Ветров
ТУРЦИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩИН
Каталог: Религиоведение 
23 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
ТУРЦИЯ. МЮСИАД И ТЮСИАД. "МУСУЛЬМАНСКИЙ" И "СВЕТСКИЙ" ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ: ЧЬЯ ВОЗЬМЕТ?
Каталог: Политология 
26 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

Тевтонский орден на Ближнем Востоке в XII-XIII вв.
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android