В 1990-е годы в Стамбуле в противовес созданному еще в 1971 году Обществу турецких промышленников и деловых людей (ТЮСИАД) было учреждено Общество независимых предпринимателей (МЮСИАД). Первое характеризуется экспертами как самая авторитетная организация Турции, представляющая интересы крупного бизнеса и ориентированная прежде всего на либеральную экономику западного типа и сотрудничество с западным капиталом. Второе можно считать альтернативой ТЮСИАД, которое создано окрепшим в стране исламским бизнесом 1 . Само название предполагает ответ на вопрос, от кого независимы предприниматели, создавшие МЮСИАД? Очевидно, речь идет о независимости от западных цивилизационных и экономических принципов, на которые традиционно ориентируется государство и члены ТЮСИАД. Тем не менее, поскольку Турция является светским государством, конституция которого не допускает использования основных прав и свобод в целях создания угрозы существованию турецкого государства, а безусловное соблюдение этого принципа жестко контролируется генералитетом страны, само определение концепции деятельности Общества независимых предпринимателей предельно корректно и лишено кричащей оппозиционности.
В разделе интернет-сайта МЮСИАД под названием "Наша идентичность" заявляется, что данное общество было создано "...заинтересованными бизнесменами в целях превращения Турции в страну, консолидированную изнутри, обладающую региональным влиянием и международным авторитетом, ориентирующуюся на истину и законные права, справедливость и равенство, мир и безопасность, и где национальные и общемировые ценности, на которых строится ее история, могут быть защищены и соблюдены" 2 . Некоторые вопросы могут возникнуть лишь в связи с принципами, которые, по мнению основателей данного общества, должны стать основой внутренней консолидации Турции. Кроме того, определенную настороженность вызывает заключительная фраза названного документа, подчеркивающая значимость национальных ценностей, правда, наряду с общечеловеческими.
Значимые нюансы в изложении целей МЮСИАД выявляются лишь при сопоставлении с деятельностью ТЮСИАД. Как заявляется на интернет-сайте последней организации, она состоит "в развитии в Турции, которая являет собой государство, опирающееся на принципы демократии и соблюдения прав человека, уважает свободу предпринимательства, веры и мысли, и в котором властные структуры эффективны благодаря их сосредоточенности на коренных (основных) задачах, общественной структуры, "...верной провозглашенным Ататюрком принципам и целям современной цивилизации". Миссия ТЮСИАД состоит также "...в оказании помощи в утверждении концепции демократического гражданского общества и правового светского государства" 3 .
Таким образом, хотя в числе принципов, на которых строится деятельность МЮСИАД, и упоминаются национальные ценности, обходятся молчанием особо подчеркивающиеся в программных документах ТЮСИАД принципы Ататюрка, в том числе принцип светскости.
Следует обратить внимание на то, что, если в программных заявлениях ТЮСИАД подчеркивается важность "международной интеграции Турции", то МЮСИАД стремится к тому, чтобы превратить Турцию в "более сильное и уважаемое на международной арене государство", что свидетельствует об определенной разности во взглядах и на проблему открытости национальной экономики.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ
Весьма показательны различия в целях деятельности двух организаций 4 . ТЮСИАД видит их в доведении до парламента, правительства, глав иностранных государств, международных организаций и т.д. своей точки зрения на пути решения таких общих проблем, как создание правовых и организационных основ рыночной экономики, повышение конкурентоспособности турецкой промышленности, эффективности в использовании людских и природных ресурсов страны.
Цели МЮСИАД ограничены рамками конкретных предприятий и предпринимателей, при этом одновременно определяются пути их достижения. Так, в целях развития человеческого фактора предлагается оказание содействия в повышении квалификационных навыков работодателей и лиц наемного труда. Другая цель состоит в предоставлении необходимой помощи предприятиям, причем в первую очередь малым и средним, по усовершенствованию их деятельности, а также по приближению к международным стандартам качества посредством совершенствования управления и более эффективного использования основных факторов производства. В целях развития отдельных отраслей предлагается оказание поддержки в исследовании внутреннего и внешнего рынков, налаживание более эффективно действующих каналов товарообмена между производителями с одной стороны, и продавцами и потребителями, с другой. В качестве заключительной цели провозглашается содействие в достижении социальных, культурных, политических и экономических задач страны в дополнение к задачам, решаемым на уровне личности и предприятия. Схожее заявление содержится и в разделе "Наша идентичность", где МЮСИАД позиционируется как платформа сотрудничества и солидарности, открытая для диалога и стремящаяся внести свой вклад в социальное, культурное, политическое, экономическое, научное и технологическое развитие индивида и организаций, нации и общества, региона и мира в целом.
Различные цели предопределяют весьма существенное отличие в стратегии деятельности двух
стр. 50
организаций: если философия МЮСИАД предполагает движение через удовлетворение потребностей индивида и предприятия, но без непосредственного участия государства, к достижению общегосударственных интересов, то ТЮСИАД в качестве отправной точки движения рассматривает государство, точнее, его деятельность, направленную на удовлетворение интересов предпринимателей.
Иначе говоря, ТЮСИАД рассматривает себя как инструмент, обеспечивающий использование государства в интересах крупного бизнеса. Оппозиционность МЮСИАД проявляется в известной автономности по отношению к государству, а также в том, что его активность адресована предпринимателям и производству, что, очевидно, должно заместить отсутствующую или неудовлетворительную по своим количественным или качественным параметрам государственную поддержку в той ее части, которая адресована малому и среднему бизнесу. При этом деятельность МЮСИАД служит интересам государства, но понимаемого в широком смысле слова, то есть не отождествляемого с теми, кто осуществляет государственное управление. Иначе говоря, происламский настрой МЮСИАД как организации мелкого и среднего бизнеса есть форма оппозиции официально светскому государству, лоббирующему интересы преимущественно крупных предпринимателей.
МЮСИАД, объединяющее около трех тысяч членов, создало 30 отделений за десятилетний период своей деятельности. Для сравнения отметим, что ТЮСИАД насчитывает всего четыреста членов, однако фирмы-члены данной организации контролируют около 40 процентов экспорта Турции, на их предприятиях занято 350 тысяч человек. Иными словами, ТЮСИАД объединяет представителей наиболее крупного турецкого бизнеса. Высший Совет этой организации в различное время возглавляли такие ставшие легендарными для турецкого бизнеса фигуры, как Вехби Коч, Неджат Еджзаджибаши, Сакип Сабанджи, Рахми Коч.
Одно из важных направлений деятельности МЮСИАД - осуществление и публикация результатов исследований по наиболее актуальным проблемам регионов и отраслей турецкой экономики, равно как по общим экономическим и социальным проблемам страны. Наряду с темами исследований, довольно типичными для современной Турции, есть отдельные, выделяющиеся своей спецификой.
Так, в 1994 году было опубликовано исследование "Мусульманин в деловой жизни", а в 1998 году - исследование "Наше место в госадминистрации". МЮСИАД издает серию так называемых "карманных брошюр", содержащих краткую оперативную информацию по тем или иным аспектам бизнес- деятельности. Так, например, за последние три года были изданы брошюры "Программы кредитной поддержки Эксимбанка", "Российская экономика и возможности для турецких предпринимателей на российском рынке", "Система государственной поддержки инвестиций", "Привилегии и система поощрения для малых и средних предприятий".
Кроме того, МЮСИАД выпускает периодические издания: бюллетень МЮСИАД, журнал "Черчеве" ("Основы законодательства") и некоторые другие. Общество организует для своих членов деловые поездки за рубеж, преследуя цели развития экспорта, установления торговых связей с иностранными фирмами.
Комиссия МЮСИАД по внешним связям изучает рынки других стран с тем, чтобы выявить их потенциал по части развития внешнеторговых связей с Турцией и публикует результаты исследований. Достоинство этих изданий состоит в том, что они не только содержат общую информацию о промышленном потенциале той или иной страны, ее торговом законодательстве и системе транспортного сообщения; в них указываются также координаты контактных лиц и организаций в данной стране, к которым могут обратиться члены МЮСИАД. При проведении подобных исследований эта комиссия, по всей видимости, руководствуется определенными географическими предпочтениями, хотя они и не носят явного характера. Так, соответствующие исследования были проведены для рынков Узбекистана, Казахстана, Азербайджана, Египта, Судана, Пакистана, Ирана, Саудовской Аравии, Иордании, Боснии и Герцеговины, Объединенных Арабских Эмиратов, Албании, Ливии, Марокко и Туниса. Исследовались и рынки немусульманских стран, хотя их заметно меньше: Аргентина, Бразилия, страны Дальнего Востока, США, Австрия, Венгрия.
МЮСИАД помогает своим членам принимать участие в общих или специализированных торговых выставках как внутри страны, так и за рубежом. Представители общества участвуют в международных бизнес-форумах, проводимых в стране ежегодно с 1995 года. Второй, третий и четвертый форумы прошли в Стамбуле, и МЮСИАД был одним из их организаторов. МЮСИАД организует также собственные международные выставки, добиваясь установления более тесных контактов между членами организации, развития делового сотрудничества и расширения их международных связей. Такого рода выставки проводятся в Турции (три проводились в Измире и пять - в Стамбуле), в них принимают участие и фирмы из-за рубежа. Всего на восьми выставках демонстрировали свои достижения около 200 иностранных компаний.
В составе МЮСИАД действует 10 отраслевых комитетов и 10 комиссий. Их задача состоит "...в поощрении солидарности и торговли между предпринимателями различных отраслей и членами МЮСИАД". Кроме уже упоминавшейся комиссии по внешним связям, это комиссии по торговле, образованию, исследовательской деятельности и другие. Особое место занимает комиссия по образованию: в ее задачи входит совершенствование профессиональных навыков членов МЮСИАД в такой области, как современные методы управления и их применение в различных отраслях. С этой целью во всех отделениях МЮСИАД проводятся регулярные семинары по профессиональному менеджменту, методам администрирования, организации внутренней и внешней торговли.
ТЮСИАД же определяет основные направления своей деятельности следующим образом: повышать конкурентоспособность Турции посредством развития эффективного взаимодействия с профессиональными и бизнес- ассоциациями; поддерживать политику поощрения экспорта в целях углубления интеграции с мировым рынком и обеспечения сбалансированного роста при высоких темпах; с учетом перспектив вступления Турции в Евросоюз доводить мнения и предложения представителей делового мира до соответствующих институтов в Турции и за ее пределами; доводить мнения и предложения бизнесменов страны до инстанций, принимающих решения; содействовать расширению контактов между турецкими предпринимателями и властными структурами различного уровня.
ТЮСИАД также занимается издательской деятельностью: готовит годовые обзоры развития экономики Турции, проводит различные семинары, симпозиумы, хотя это направление его работы считается менее важным.
стр. 51
УЧАЩЕНИЕ КРИЗИСОВ И СПАДОВ
В свою очередь, МЮСИАД также предпринимает попытки пропагандировать свое видение путей развития экономики страны. Оппозиционность МЮСИАД проявляется в том, что ежегодные обзоры развития экономики выдерживаются в духе корректной критики и непременно содержат предложения по корректировке экономического курса. Характерно то, что адресуются они, в отличие от ТЮСИАД, не правительству, а скорее широкой оппозиционно настроенной общественности, недовольной политикой властей и готовой поддержать альтернативные модели экономического развития.
Так, ряд критических комментариев и предложений содержит подготовленный МЮСИАД экономический обзор "Турецкая экономика 2002: оценки 2001 года, ожидания на 2002 год." 5 В этом обзоре отмечается следующее. Во- первых, динамика экономического роста сигнализирует о заметном сокращении длительности экономического цикла, что свидетельствует о структурной слабости национальной экономики, а также о том, что эта "дегенеративная" структура близка к исчерпанию своей жизнеспособности. Во-вторых, политики пытались приписать ответственность за кризис, разразившийся в экономике страны в начале 2001 года, Центральному банку и Казначейству, хотя в действительности ответственность за неэффективность проводившейся экономической политики лежит не столько на бюрократах-технократах, сколько на правительстве. В-третьих, неудачи предшествовавших стабилизационных мероприятий сделали практически неизбежным провал "Программы построения сильной экономики Турции", которая была принята в апреле 2001 года. В- четвертых, принятая в стране концепция профицита первичного бюджета, означает, что государственный бюджет практически полностью подчинен цели обслуживания государственного долга, так как расходы на социальные нужды, выплату заработной платы и госинвестиции неизбежно урезались. В-пятых, управление экономикой осуществлялось в рамках механизма, навязанного МВФ, в то время как национальное правительство демонстрировало экономическую и политическую несостоятельность. В-шестых, сохранявшееся давление государства на финансовую сферу, макроэкономическая нестабильность, введение дополнительных налогов, высокие по сравнению с мировыми цены на сырье, расходные материалы и электроэнергию, а также многочисленные бюрократические препятствия, чинимые инвесторам, привели к тому, что началось бегство национального капитала за границу.
Достаточно критически оценив ситуацию в экономике Турции, сложившуюся на начало 2002 года, МЮСИАД предложило и ряд мер по исправлению сложившегося положения, которые подразделялись на краткосрочные и долгосрочные. В качестве краткосрочной предлагалось опробовать следующую модель: немедленно снизить дополнительные налоги на производителя; осуществить в необходимых объемах денежную эмиссию с тем, чтобы устранить дефицит ликвидности и снизить объемы внутренних займов. Эксперты МЮСИАД полагали, что дополнительная денежная масса, поступив в банковскую систему, через короткое время обеспечит повышение потребления и инвестиций. В результате снизится процентная ставка, банковские фонды устремятся на рынок в виде инвестиционных и потребительских кредитов 7 .
Однако предложенная экспертами МЮСИАД модель имеет и слабые стороны. Во-первых, ставка была сделана одновременно и на то, что курс доллара не будет повышаться, и на то, что, повысившись, он воспрепятствует росту импорта. Причем по времени обе тенденции практически не разведены. Во- вторых, совершенно ошибочно предполагалось, что тенденция, характерная для нынешней ситуации, то есть низкие объемы импорта при отрицательных темпах экономического роста, сохранится также в условиях экономического подъема. Надежды на сдерживание спроса на иностранную валюту в условиях оживления экономики и расширения денежного предложения в турецких лирах скорее всего не оправдаются.
ПРОБЛЕМЫ ВНУТРЕННЕГО ДОЛГА
В анализируемой работе - "Турецкая экономика 2002: оценки 2001 года; ожидания на 2002 год" -подчеркивалось, что процентные выплаты по госдолгу - основная проблема страны. Механизм внутренних займов действовал в 90-е годы таким образом, что обеспечивал перелив средств из реальных секторов экономики в банковский сектор. Порочный круг постоянно увеличивавших ее займов "сдавил в тисках" не только государственный сектор, но и турецкую экономику в целом.
Решить проблему внутреннего долга предлагалось за счет монетаризации примерно его четвертой части. Оставшуюся же часть - три четверти госдолга - предлагалось перевести в валютные облигации с индексируемым доходом и сроком погашения от трех до семи лет. Опять же многие полагали, что дополнительная масса денег, запущенная в каналы обращения, оживив экономику, в то же время не приведет к валютным спекуляциям в условиях снижения спроса на валюту.
Таким образом, МЮСИАД, опровергая объективные экономические закономерности, предлагает произвести денежную эмиссию, однако считает, что последующего, неминуемого обесценивания турецкой лиры, не последует.
С другой стороны, в рамках модели, предлагаемой МЮСИАД, консолидация внутреннего долга за счет ресурсов национальной экономики ставит под вопрос возможность экономического роста. Модель обещает заработать лишь при гораздо больших, чем предлагали эксперты МЮСИАД, объемах монетаризации; но тогда не представляется возможным говорить о поддержании курса лиры.
Подход МЮСИАД к решению проблемы хронического дефицита госбюджета исходил из того, что, избавившись от необходимости в ближайшие несколько лет нести расходы по обслуживанию госдолга, удастся сделать бюджет более сбалансированным. Правительство же, воздержавшись от решительных, предлагаемых МЮСИАД, действий по решению проблемы госдолга, было вынуждено в 2001 году изыскать источники дефицитного финансирования. В рамках соглашения, подписанного с МВФ, поступление 12 триллионов лир предполагалось обеспечить за счет внешних источников, а три триллиона занять на внутреннем рынке, что позволяло покрыть дефицит бюджета и одновременно досрочно погасить внутренний долг в сумме 5,3 триллиона лир 9 . Таким образом, по мнению экспертов МЮСИАД, Казначейство осуществляло погашение внутреннего долга, замещая его внешним. Поэтому финансовая стабильность оказалась в зависимости от финансовой поддержки МВФ. Это означало, что достигнутая таким способом "стабильность" существенно ограничила свободу правительства в принятии решений в национальных интересах, особенно во внешнеполитической сфере. Но и схема
стр. 52
МЮСИАД по решению проблемы госдолга чрезвычайно уязвима: отказ от использования внешних источников финансирования и консолидация госдолга за счет ресурсов внутренней экономики означает откладывание возобновления экономического роста, по меньшей мере, на несколько лет.
Откровенно пропагандистско-популистский характер носят декларации МЮСИАД в налоговой сфере. "Ответственность за недееспособность правительства не должна ложиться на народ и предпринимателей" - заявили эксперты МЮСИАД 10 . Но еще ни одна национальная экономика, независимо от провозглашаемой социальной направленности, не сумела изыскать иные ресурсы компенсации допущенных ошибок и понесенных потерь, нежели рост налогов. Тем не менее, МЮСИАД, в ожидании потребительского бума, требовало существенного снижения налога на добавленную стоимость и взимания его по двум ставкам (5 и 15 процентов в зависимости от категории товара). Ослабление налогового бремени в принципе возможно, хотя данная мера определенно носила бы более популистский, чем объективно экономический характер.
Проблемы в финансовом секторе страны характеризуются следующими статистическими данными: за период с 1995 по 1999 год ВНП страны вырос на 36,7 процента, в то время как внутренний долг за аналогичный период времени увеличился на 169,5 процента 11 . В этих условиях банковский сектор вообще утратил интерес к качеству управления своими фондами. По мнению авторов исследования, банки не должны быть интегрированной частью корпоративных холдингов, для чего следовало бы ввести лимиты на допустимое долевое участие в их капитале влиятельных лиц, средств массовой информации и т.д. Эксперты МЮСИАД рекомендовали поощрить объединение банков, что должно было бы обеспечить качественное улучшение структуры банковских активов. Данный пункт программы, отражая проблемы финансового сектора, по содержанию практически не отличается от правительственных планов реструктуризации банковского сектора; эксперты МЮСИАД выступили против передачи банков, оказавшихся в сложном финансовом положении, государственному Фонду страхования депозитов. По их мнению, для укрепления этих банков следовало использовать средства не государства, а межбанковского страхового фонда, который сами банки должны учредить. В данном пункте нашло отражение принципиальное несогласие МЮСИАД с государственной экономической политикой как политикой лоббирования интересов крупного промышленно-финансового капитала, что, в свою очередь, рассматривается ТЮСИАД как основополагающий принцип деятельности государства.
Свою позицию по вопросам приватизации эксперты МЮСИАД выразили в категоричной форме: "Турция должна избавиться от государственных предприятий как можно скорее". То есть МЮСИАД солидарен с правительством. Однако Общество считает, что при приватизации крупных компаний необходимо действовать осторожно, не допускать их продажи ниже реальной стоимости. Тем более нельзя получать иностранные кредиты в обмен на право собственности на приватизируемые предприятия.
БОРЬБА С ИНФЛЯЦИЕЙ
В Турции за последние 25 лет сформировалось сильное инфляционное лобби. В качестве элемента борьбы с инфляцией предлагалось провести деноминацию турецкой лиры, лишив ее шести нулей. В результате предполагалось начать как бы заново финансовую историю страны, а напечатанные новые деньги использовать, в том числе для финансирования части госдолга.
Таким образом, экономические меры, предлагаемые МЮСИАД в той части, где они явно противоречат политике, проводившейся правительством Б. Эджевита, являли собой не столько реальную альтернативу, сколько свидетельствовали об экономической близорукости авторов и недостаточном учете причинно- следственных связей.
В одном из пунктов своей программы эксперты МЮСИАД ставили вопрос о формировании нового правительства страны, которое пользовалось бы доверием общества. Именно поэтому они выступали сторонниками проведения досрочных парламентских выборов в ноябре 2002 года. Кроме того, они утверждали, что необходимо ограничить полномочия МВФ и бюрократии в вопросах управления экономикой.
Подобный подход находил широкий позитивный отклик в турецком обществе, так как давал надежду на то, что со сменой власти экономическая ситуация быстро улучшится. Тем не менее, так называемая "альтернативная" экономическая программа МЮСИАД свидетельствует об объективном характере экономических проблем Турции: годы, когда государственные расходы были явно чрезмерными, неизбежно должны быть оплачены последующим нарастанием финансовых проблем, финансовыми кризисами и замедлением экономического роста. Облегчить трудности финансовой стабилизации способна лишь помощь извне. Попытки решить эти проблемы за счет ресурсов национальной экономики чреваты затяжной рецессией. Таков небогатый выбор сценариев экономического развития страны, и его нельзя умножить усилиями оппозиции - речь может идти лишь о реализации частных деталей экономической политики.
Как известно, на волне широкого недовольства тяжелым экономическим положением к власти в стране пришла происламская Партия справедливости и развития, программа которой имеет много "точек совпадения" с предложениями МЮСИАД в экономической сфере. Однако предпринятые новым правительством шаги свидетельствуют о том, что оно намерено проводить политику преемственности экономического курса в тесной связи с Программой построения сильной экономики Турции и потому признает многие высказывавшиеся ранее программы.
Таким образом, роль МЮСИАД, как организации исламского бизнеса с большой осторожностью можно признать положительной лишь с точки зрения поддержки малого и среднего предпринимательства. В то же время ее претензии на предложение альтернативных западных концепций развития национальной экономики вряд ли могут быть признаны состоятельными.
1 Киреев Н. Г. Турецкая деловая элита о турецко-российских отношениях. - Ближний Восток и современность. Сборник статей. Выпуск 9. Москва, 2000, с. 70.
2 www.musiad.gov.tr.
3 www.tusiad.org.tr.
4 Дальнейший анализ проведен на основании сопоставлений соответствующих разделов интернет-сайтов, информирующих о деятельности МЮСИАД и ТЮСИАД.
5 МЬSЭАD Araetarma raporlara: 39.Turkiye Ekonomisi 2002. 2001 yyly deger-lendirmesi. 2002 yyly beklentileri. 3st., 2002.
6 Там же, с. 17, 85.
7 Там же, с. 77.
8 DPT. Temel ekonomik gostergeler. Ocak 2002. Ankara, 2002, C.I 1, 54.
9 MUSYAD Araptirma raporlary: 39. Turkiye Ekonomisi 2002..., c. 81.
10 Там же, с. 83.
11 Там же, с. 85.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |