Libmonster ID: KZ-2037

Как гласят народные предания, у морских драконов три головы. У современного "морского дракона" тоже три головы - пиратство, наркотрафик и международный терроризм. Вот туловище одно - деньги. И обретается сей "дракон" во всех водах, но больше всего тяготеет к Южным морям и африканским берегам.

Самый древний из прародителей нынешнего "дракона" - пиратство. Похоже, что оно существует столько же лет, сколько существует мореплавание - по крайней мере достоверно известно, что этим разбойным ремеслом занимались еще финикийцы за 1200 лет до Рождества Христова. Несколько позже ряд прибрежных городов-государств Средиземноморья добровольно вошли в состав Римской империи, лишь бы та защитила их от флибустьеров античности, базировавшихся на Крите и мелких островах Эгейского моря. Средневековье и Новое время были отмечены новым всплеском бандитизма на морях и на Западе, и на Востоке. Впрочем, теперь появилась уже и узаконенная форма пиратства - каперство. Френсису Дрейку, например, английская королева Елизавета I пожаловала дворянский титул. А в Южных морях уже целые эскадры и флотилии морских разбойников, выросших из тайных обществ вроде известных китайских "триад", поступали на службу владыки Поднебесной империи.

РАЗГУЛ МОРСКОГО РАЗБОЯ

На рубеже XX и XXI веков ситуация в Южно- и Восточно-Китайском морях ненамного изменилась. Например, в 1995 году в китайском порту Бэйхай в Тонкинском заливе было задержано судно "Арктик си". За месяц до этого оно носило название "Анна Сьерра" и везло на Филиппины 12 тысяч тонн сахара ценой пять миллионов долларов, но подверглось нападению пиратов близ берегов Вьетнама. Экипаж не пострадал: его просто высадили на шлюпки в открытом море. Груз был продан, судно сменило название и попало в Китае под арест вместе с 12 корсарами 1 . Новоявленный "Арктик си" был отпущен вместе с его новым экипажем. Сколько это стоило, осталось тайной.

По данным властей Гонконга (тогда он еще находился под управлением Великобритании), за 1992 - 1994 годы в Южно-Китайском море было совершено 90 нападений на торговые суда, из них 47 - кораблями китайской береговой охраны, таможенной службы и ВМС КНР. Классический пример - задержание катерами китайских таможенников сингапурского торгового судна "Хай Миеко". Весь его груз, состоявший из сигарет, был совершенно необоснованно объявлен контрабандой и пущен с молотка. В 1998 году в КНР был случай, когда репрессии были предприняты не против пиратов, а против капитана подвергшегося нападению танкера. И это только дошедшая до общественности информация - сколько же в действительности было случаев узаконенного пиратства, практически неизвестно. Власти Китая, возможно, смотрят на подобные незаконные действия "блюстителей правопорядка" на водах сквозь пальцы: их больше заботят проблемы обладания спорными акваториями, таящими под собой богатейшие запасы нефти и газа.

Недавно опубликованная Международным морским бюро статистика выглядит весьма удручающе: в течение последнего десятилетия число пиратских нападений на коммерческие суда выросло в три раза, причем только за период 1999 - 2000 годов оно увеличилось почти на 40 процентов (с 1991 по 1999 год - втрое). Причем, по мнению специалистов, фиксируется только треть нападений. В 2001 году было отмечено 335 ограблений 2 . А уже в 2002 году, по неофициальным данным, произошло более 400 разбойничьих захватов судов. При этом впервые было зарегистрировано смещение центра морского бандитизма из Южных морей в Атлантику: число пиратских акций в омывающих Африку водах превысило такого рода инциденты у традиционно опасных для судоходства берегов Индонезии за минувший год примерно на треть.

Бандиты действуют в основном у берегов Западной Африки (Сьерра-Леоне, Гвинея, Кот-д'Ивуар, Нигерия), Восточной (Танзания) и в акватории Красного моря (операционные базы в Сомали). И не случайно: именно эти районы в последнее десятилетие были поражены беспрерывной чередой войн и кровавых межэтнических конфликтов, а экономика и уровень жизни населения находятся на крайне низком уровне. Картину дополняет почти полная коррумпированность местных властей, гарантирующая абсолютную неприкосновенность всегда готовым заплатить "джентльменам удачи".

Последний случай нападения на российские суда, кстати, был зарегистрирован у сомалийских берегов. 28 февраля 2003 года танкер "Моннерон", принадлежащий АО "Приморское морское пароходство", вез из Саудовской Аравии в Кению груз бензина и был атакован пиратами с применением огнестрельного оружия и гранатометов. Только благодаря превосходству в скорости "Моннерону" удалось оторваться от преследования, никто из членов экипажа не пострадал 3 .

После 17 случаев нападений на российские суда в 1992 году в 1993 году из состава Тихоокеанского флота была выделена специальная группа ВМФ с целью защиты судоходства. К сожалению, о результатах ее деятельности не сообщалось.

Юго-Восточной Азией с ее массой мелких необитаемых островов и толком никем не контролируемого африканского побережья места обитания пиратов не исчерпываются. Традиционно действуют они также в Карибском море и у берегов Южной Америки. С экономикой здесь тоже далеко не все благополучно, зато местные наркобароны несмотря на сдачу отдельных позиций по-прежнему чувствуют себя достаточно уверенно, и с пиратами у них самые добрые отношения. Наиболее опасным местом считается акватория порта Рио-де-Жанейро: 13 февраля нынешнего года у берегов Бразилии пиратами было атаковано торговое судно Украины, один моряк был убит, груз похищен.

стр. 54


За последние пять лет ареал морского разбоя распространился также на Средиземное и Черное моря. Здесь он охватил прежде всего прибрежные воды Ливана, Сирии, Турции и Грузии.

Единственной страной, кто более или менее оперативно откликнулся на новые угрозы, стала Греция. Она ввела с 1997 года патрулирование кораблей и катеров своих ВМС близ острова Корфу с целью защиты туризма и рыболовства от албанских пиратов.

Как действуют нынешние пираты? В общем, традиционно: берут на абордаж в проливах, вблизи островов и побережий, в портах. Уровень оснащения - самый разный, от ножей с веревками (это характерно для разорившихся местных рыбаков) до быстроходных малозаметных катеров с пулеметами и малокалиберными пушками. Последние часто прибегают к тактике "волчьих стай", действуя ночью и с разных направлений; правда, такая тактика по силам лишь наиболее организованным преступным группировкам. Страдают от флибустьеров прежде всего относительно небольшие грузовые суда с малочисленной командой. Впрочем, в последнее время участились и случаи нападений на пассажирские теплоходы и яхты, при этом часть бандитов попадает на суда в качестве пассажиров, что облегчает их последующий захват. Целью нападений служит взятие заложников для получения за них выкупа. В этом пираты уже вплотную смыкаются с международными террористами - достаточно вспомнить захват итальянского лайнера "Акилле Лауро" в 1985 году, когда бандиты проникли на борт лайнера под видом обычных туристов. Все чаще нападениям стали подвергаться и танкеры. Морское бюро напрямую связывает это с ростом цен на нефть и прогрессирующей бедностью в ряде наиболее подверженных пиратству регионах.

В целом же, по статистике, на рубеже веков 25 процентов нападений пиратов приходилось на танкеры, 23 - на сухогрузы, 16 -рыболовные суда, 13 - балкеры, 11 -контейнеровозы, 12 процентов на яхты и другие небольшие суда. Однако с учетом того, что захват малых судов скрыть намного проще, чем, к примеру, контейнеровозов, то можно предположить искажение приведенных данных по последнему показателю не менее, чем в несколько раз.

С ростом числа нападений пиратов возрастает и их жестокость -если в 1994 году не погиб ни один моряк, то в 1996 году было убито уже 26 членов экипажей захваченных судов, в 1997 году - 51. От рук бандитов в 2001 году погиб 21 моряк, хотя с учетом пропавших без вести судов их число опять-таки может быть существенно больше. В такого рода случаях используются уже не катера, а ранее захваченные, перекрашенные и поднявшие чужой флаг корабли, от встречи с которыми экипажам судов-жертв ничего хорошего ждать не приходиться: они попросту бесследно исчезают.

Уже сейчас действующие на море преступные группировки оснащены не только катерами, но и легководолазным снаряжением, подводными транспортировщиками, дельтапланами, легкомоторными самолетами и вертолетами. На очереди - подводные лодки, прежде всего сверхмалые. За последнее пятилетие только выявлено было три случая строительства таких субмарин (водоизмещение - до 200 тонн, экипаж - 12 человек): в Боготе и Картахене (Колумбия), а также на юге Индии. В начале 2000 года аналогичная попытка была предпринята и в зоне туризма Пукет (Таиланд), причем, естественно, в официальных документах она значилась исключительно как "экскурсионная". Мини-лодки, впрочем, можно и просто купить или заказать у многочисленных мелких судостроительных фирм. К тому же есть и вторичный рынок, причем уже не мини-, а настоящих боевых подводных лодок. К примеру, после раздела Черноморского флота Украине досталось шесть субмарин, сейчас в строю осталась одна. Остальные пошли на металлолом или были проданы неназванным покупателям.

НАДВОДНЫЙ И ПОДВОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ

Пираты активно взаимодействуют с наркодельцами и террористами. Интерес тут взаимовыгодный: первые имеют опыт, вторые -деньги и технические средства. Сами террористы в ряде случаев предпочитают не топить суда в море, а лишь захватывать их вместе с грузом: террор террором, а деньги - деньгами. Действия террористических организаций на море способствуют и отвлечению патрульных сил флотов ряда государств от борьбы с пиратством -например, власти Шри-Ланки, несмотря на ежегодный ущерб от разбоя в ее водах в 200 миллионов долларов, попросту не в состоянии выделить достаточное число кораблей для борьбы с флибустьерами. К тому же значительная часть нынешних пиратов происходит из мусульманских стран, причем из

тех же, откуда исламские экстремисты вербуют шахидов. Но пиратами становятся отнюдь не мусульмане.

Показателен пример террористической деятельности сепаратистской организации "Тигры освобождения Тамил Илама" (ТОТИ), которая до недавно подписанного перемирия с центральной властью вела борьбу за независимое тамильское государство на территории Шри-Ланки. Первоначально строительство мини-подводной лодки в Индии предназначалось для перевозки наркотиков, однако после ее экспроприации местными спецслужбами аналогичное судно было заложено в Таиланде, причем в нем заранее проектировалось наличие специальных выходных люков для боевых пловцов. В целом ТОТИ стала наиболее хорошо оснащенной в морском отношении террористической группировкой, о чем свидетельствует ряд результатов ее деятельности 4 .

Так, основное ее формирование - "Морские тигры" - является по сути аналогом регулярных подразделений спецназа морской пехоты развитых стран. В его состав входят до четырех тысяч боевиков, состоящих из 12 секций - боевых пловцов и надводных подразделений, подрывников, инженерных и судостроительных структур, подразделений связи, обеспечения вооружениями, обучения, пропаганды, финансирования, тылового обеспечения, разведывательного и прочих. Как видно, столь разветвленной структуре могут позавидовать и многие традиционно морские державы.

Арсенал "морских тигров" отнюдь не исчерпывается попытками строительства мини-подводных лодок или простейшим легководолазным снаряжением. Например, на их секретных судоверфях, по данным спецслужб, строятся скоростные катера четырех типов - фибергласовые "Трикка" для заброски легких водолазов (скорость 45 узлов, что превышает скорость любого из патрульных плавсредств в регионе), боевые "Судай", "Мурадж" с тремя пулеметами и, наконец, катер-камикадзе "Идайан", начиненный взрывчаткой с экипажем из двух смертников.

Точные результаты деятельности "морских тигров" неизвестны, но, по некоторым данным, они смогли уничтожить свыше трети первоначального состава патрульных сил Шри-Ланки, а также потопить корвет "Сагавардана" с использованием тактики "волчьих стай". Не брезгуют они и откровенным пиратством. Число мелких судов, подвергшихся их нападению, вряд ли поддается учету, но

стр. 55


только среди крупных, плавающих под иностранными флагами, лишь за последние годы фигурируют такие, как "Айриш Мона", "Принцесса Уэйв", "Афина", "Майсен", "Моронг Бонг", "Кордиэлити", "Принцесса Кэш". Захваты производились с целью получения денег, и здесь в очередной раз прослеживается зловещая цепочка -"пиратство - товар - деньги - террор". Она, впрочем, имеет и продолжение - "наркотики - деньги -террор". Для этих целей, например, используется специальное подразделение - обеспечивающая флотилия, - оснащенная катерами типа "Мираж" уже с орудиями, вполне способными противостоять любым патрульным силам. Главное для них - прикрытие судов-призраков".

Например, так называемый флот для перевозки наркотиков, контролируемый "морскими тиграми", включает до 30 судов, зарегистрированных под чужими "удобными флагами" (Либерия, Панама, Гондурас и пр.), причем не исключено, что в состав их экипажей могут входить и граждане стран СНГ. Легальное прикрытие при этом обеспечивается не менее, чем на 90 процентов перевозками обычных грузов, к примеру, сахара (зачастую с ограбленных судов), риса, муки и прочих товаров.

Для деятельности морских преступных группировок характерна и их высокая скрытность, что, к примеру, доказывается низкой эффективностью спецслужб по борьбе с ними. Например, в ряде стран неоднократно задерживались наркокурьеры организации "Тамил Илам", непосредственно связанные с "Тиграми освобождения Тамил Илама" - однако на море перевозчики наркотиков в районе Южной Азии по сей день остаются неуязвимыми. Более удачными оказалась деятельность ВМС и ВВС Шри Ланки (в 1996 и 1997 годах потоплено два "судна-невидимки" "морских тигров"), Индии (в 1991 - 1997 годах перехвачено три судна), Малайзии и Таиланда (по одному). Однако задержать удалось обычных контрабандистов, а не наркокурьеров или грузы оружия. В значительной степени этому способствовала и высокая диверсификация стран - поставщиков отдельных видов снаряжения и оборудования для "морских тигров" - например, из Малайзии поставлялись акваланги и подвесные моторы, из Сингапура - средства связи и навигации, из Дании -скоростные скутеры, из Германии - оптические приборы, из Австралии - самолеты и планеры 5 . По отдельности все эти закупки вряд ли могли вызвать какие-либо подозрения, но оказавшись в одних руках, они превращались в грозное оружие террористов.

До сих пор подавляющее большинство пиратских нападений (как и терактов) происходили в водах стран "третьего мира", где нет ни сил, ни средств, ни особого желания с морским бандитизмом бороться. В начале нынешнего века эксперты предрекают смещение операционных зон пиратства уже к берегам развитых стран Европы и Северной Америки - растущая техническая оснащенность вполне позволяет им это сделать. Точно также и объектами нападений могут стать куда более крупные, чем ранее, суда, например, круизные суперлайнеры.

Успешное нападение с моря шахидов на американский эскадренный миноносец "Коул" показало, что даже боевые корабли могут стать мишенью бандитов и террористов.

Этот теракт явился классическим примером эффективного применения террористов-смертников. В атаке, произведенной 12 октября 2000 года в йеменском порту Аден, участвовал всего один катер с двумя шахидами, который средь бела дня поразил цель зарядом из 300 килограммов взрывчатки. При этом погибло 17 и было ранено 42 американских моряка, в борту одного из наиболее современных боевых кораблей была пробита брешь размером 12 на 12 метров и повреждены газотурбинные двигатели. "Коул" оказался надолго выведенным из строя, а его транспортировка в США и ремонт обошлись почти в 200 миллионов долларов 6 . Два года спустя в йеменских водах, несмотря на все принятые меры предосторожности, было произведено такое же нападение и на французский танкер. В обоих случаях, как предполагается, ответственность лежит на боевиках "Аль-Каиды".

Арабские террористы хорошо обеспечены финансовыми средствами, многие мало зависят от "подсобных промыслов" - пиратства и наркотрафика. При этом основные денежные вливания поступили к ним из стран, известных как основные союзники США в регионе - Бахрейна, Катара, ОАЭ, Саудовской Аравии. Они располагают подразделениями хорошо подготовленных боевых пловцов, оснащенных советскими аквалангами СЛВИ-57, АВМ-1 и транспортировщиками боевых пловцов "Протей-3" 7 . Не исключено, что часть снаряжения могла попасть в руки террористов уже после распада Советского Союза, развала его Вооруженных Сил, в том числе и спецназа. Например, в начале 90-х годов были расформированы подразделения боевых пловцов "Дельфин" со штабом близ Севастополя. Не у дел и без средств к существованию оказались опытнейшие профессионалы, среди которых было немало выходцев из традиционных ареалов проживания мусульманских народов СССР, и не исключено, что некоторые из них могли оказаться и на Ближнем Востоке 8 .

Планы "Аль-Каиды" поражают размахом. В частности, в захваченных в Афганистане документах бен Ладена, по некоторым данным, фигурируют проекты вооружения принадлежащих ему

стр. 56


торговых судов оперативно-тактическими ракетами СКАД (дальность действия до 600 - 900 километров) и массированной атаки ими на цели на побережье США. СКАДы распространились по многим странам в самых различных модификациях: иранской, корейской, восточноевропейской и т.д.

ОТПОР РАСТЕТ, НО МЕДЛЕННО

Таким образом, пираты на просторах морей и океанов быстро расширяют сферу своей деятельности, а вот адекватного отпора они пока что явно не получают, хотя некоторый прогресс есть. Так, если взаимодействие между странами Юго- Восточной Азии до сих пор сводилось к запоздалому обмену информацией, то в последнее время было налажено регулярное патрулирование в Малаккском проливе (Малайзия - Индонезия) и архипелаге Сулу (Филиппины), однако пока явно недостаточными силами. Заметно активизировала свои действия Япония - после того, как за последние четыре года число нападений на ее суда выросло в пять раз, Департамент морской охраны был существенно усилен и ныне насчитывает 173 сторожевых корабля с большой и средней автономностью (ряд из них оснащен вертолетами), 103 патрульных катера и до 86 патрульных самолетов и вертолетов. 7-й флот ВМС США тоже не остался в стороне - вместе с индийскими кораблями его эскортные силы начали патрулирование в северозападной части Малаккского пролива. Дели в ближайшее время также намеревается направить на постоянной основе группу своих боевых кораблей в Андаманское море.

Усиливают борьбу с пиратством и другие страны. Так, Филиппины намерены закупить до 60 новых патрульных катеров, Малайзия - семь сторожевых кораблей, в том числе три с вертолетами на борту.

После того, как экипажи коммерческих судов отказались заходить в бангладешский порт Читтагонг, определенные меры были приняты властями и этой страны - ее корабли начали постоянное патрулирование особо опасных территориальных вод, а в перспективе Дакка намерена оснастить свою береговую охрану шестью новыми сторожевиками.

Понемногу развивается и многостороннее международное сотрудничество между странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В проливных зонах Южных морей введено совместное дежурство боевых и патрульных кораблей Малайзии, Сингапура, Филиппин и Индонезии (только последняя для этих целей выделяет ежедневно до 26 кораблей и катеров и до 10 самолетов). В Куала-Лумпуре создан Аналитический центр по проблеме пиратства, занимающийся сбором, анализом и распространением информации, розыском пропавших судов, организацией помощи судовладельцам. При его содействии ряд коммерческих судов был оснащен специальной навигационной спутниковой системой "Шип- Лок", и no-крайней мере в одном случае это принесло свои результаты - с ее помощью корабли Индонезии в июне 2001 года смогли перехватить угнанный малазийский танкер "Силайзанг" и арестовать десять пиратов.

Действует также и ряд других международных организаций, однако их деятельность по большей части относится к обмену опытом, информацией и совершенствованию международного морского права. К числу этих учреждений относятся Международная морская организация, занимающаяся проблемами пиратства с 1983 года, Рабочая группа по мерам укрепления доверия АСЕАН, Симпозиум стран Южно-Китайского моря, Азиатско-Тихоокеанский совет по сотрудничеству в сфере безопасности регионального форума АСЕАН и ряд других 9 .

По мере развития техники уже не буйство стихии, а пиратство и морской терроризм превратились в главную угрозу для мореплавания. И есть большие опасения, что одними силовыми методами эту проблему не решить - пока существует деление стран на богатые и бедные, пока в странах "третьего мира" будут царить нищета, бесправие и вседозволенность властей и бандитских группировок, поток кандидатов в пираты XXI века будет только нарастать.


1 Независимое военное обозрение, N 32, 2002.

2 Зарубежное военное обозрение, N 5, 2002.

3 "МД Вчера", N 8, 2003.

4 Зарубежное военное обозрение, N 4, 2002.

5 Там же.

6 Зарубежное военное обозрение, N11, 2000.

7 Независимое военное обозрение, N 21, 2002.

8 Там же.

9 Независимое военное обозрение, N 32, 2002.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/ТРЕХГЛАВЫЙ-ДРАКОН-ПИРАТЫ-ЮЖНЫХ-МОРЕЙ

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Цеслан БастановКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Ceslan

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. МАЗИН, кандидат экономических наук, ТРЕХГЛАВЫЙ ДРАКОН. ПИРАТЫ ЮЖНЫХ МОРЕЙ // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 30.04.2023. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ТРЕХГЛАВЫЙ-ДРАКОН-ПИРАТЫ-ЮЖНЫХ-МОРЕЙ (дата обращения: 27.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - А. МАЗИН, кандидат экономических наук:

А. МАЗИН, кандидат экономических наук → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Цеслан Бастанов
Atarau, Казахстан
293 просмотров рейтинг
30.04.2023 (364 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
"КИТАЙСКАЯ ГОЛОВОЛОМКА" АДМИНИСТРАЦИИ Б. ОБАМЫ
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
Macau Lights
13 дней(я) назад · от Қазақстан Желіде
ВЬЕТНАМ. Страна помнит художника БУЙ СУАН ФАЯ
15 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
История развития военного ветеринарного образования в России не была простой и однозначной. Периоды его расцвета и благополучия неизменно сменялись периодами забвения и затишья, вслед за которыми непременно следовало возрождение,
Каталог: Ветеринария 
21 дней(я) назад · от Виталий Ветров
ДОРОГА К ХРАМУ "ЧИСТОГО ОБЛАКА" ИЛИ КАКИМ БОГАМ МОЛЯТСЯ КИТАЙЦЫ
Каталог: Религиоведение 
23 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
ЯПОНИЯ - КИТАЙ. ОЧЕРЕДНАЯ СХВАТКА
Каталог: Политология 
24 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
ТУРЦИЯ. ИСЛАМИСТЫ И АРМИЯ. КТО КОГО?
Каталог: Военное дело 
25 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
Биографический очерк об уроженце южного Казахстана, генерал-майоре ветеринарной службы Ветрове Виталии Петровиче, (единственного в Российской Федерации) юность, учеба и становление которого происходила в Казахской ССР. Ветров Виталий Петрович — заслуженный ветеринарный врач РФ, кандидат биологических наук, ветеран боевых действий, Председатель Совета ветеранов Ветеринарно-санитарной службы ВС, действительный член Международной академии информатизации., профессор Академии военных наук, Одно из основных направлений деятельности Виталия Ветрова в качестве военно-ветеринарного специалиста — защита территории СССР, стран СНГ и РФ от заноса антропозоонозов и ликвидация инфекционных болезней животных. За 50-летний период службы он прошел путь от ветеринарного фельдшера до руководителя Центрального органа военной ветеринарии страны, от лейтенанта до генерала.
Каталог: Военное дело 
27 дней(я) назад · от Виталий Ветров
ТУРЦИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩИН
Каталог: Религиоведение 
28 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
ТУРЦИЯ. МЮСИАД И ТЮСИАД. "МУСУЛЬМАНСКИЙ" И "СВЕТСКИЙ" ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ: ЧЬЯ ВОЗЬМЕТ?
Каталог: Политология 
30 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

ТРЕХГЛАВЫЙ ДРАКОН. ПИРАТЫ ЮЖНЫХ МОРЕЙ
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android