Одним из ранних крупных массовых выступлений против иноземных захватчиков на территории нашей страны было антимакедонское движение в Средней Азии IV в. до н. э., принявшее широкий размах и разносторонний характер. Во главе движения стоял талантливый и опытный военачальник Спитамен - выдающаяся личность в древней истории среднеазиатских народов. Возглавив их мужественную борьбу в критический момент нашествия победоносной армии Александра Македонского, он проявил самоотверженный героизм и несгибаемую волю и самопожертвование. Имя Спитамена в исторической литературе появилось более ста лет назад - в кривом зеркале трехтомной "Истории эллинизма" немецкого историка и. Дройзена. Он с особым презрением отзывался о Спитамене, квалифицируя восстание, поднятое им, как "дикое", к которому народы Средней Азии примкнули "более из страха". Все симпатии Дройзена - на стороне завоевателей. Спитамена он именует бессовестной личностью, вероломным противником, со смертью которого "в саду Востока" восстановилось спокойствие 1 , Этот взгляд на Спитамена повторяется почти во всей позднейшей буржуазной историографии, хотя часть авторов называет Спитамена отличным вождем и борцом за свободу, а антимакедонское движение, которое он возглавлял, - народной войной. Задача правильно раскрыть характер восстания и показать в нем роль различных групп населения выполнена советской наукой. Однако имеется еще немало неясного: спорят о политических планах Спитамена, неизвестны точно его этническая и социальная принадлежность, даже возраст, несколько загадочны и обстоятельства его смерти.
О происхождении Спитамена источники говорят скупо и противоречиво. Упоминания Арриана и Страбона не совпадают. Первый называет его бактрийцем, второй - персом2 , большинство же современных исследователей-согдийцем3 , или выходцем из Согдианы 4 , согдийским военачальником 5 . А. Б. Ранович характеризует его как предводителя свободолюбивых народов Средней Азии в борьбе за независимость6 . В "Истории Узбекской ССР" о Спитамене говорится как о представителе местной знати, какой именно - неясно7 . А в "Истории Туркменской ССР" он прямо назван представителем согдийской знати 8 . Это признание согдийской принадлежности Спитамена зиждется на том, что восстание развертывалось главным образом на территории Согдианы. Однако обращает на себя внимание такая деталь: в источниках к любому сатрапу или крупному представителю знати прилагается слово, обозначающее его этнос. Так, у Арриана относительно Оксиарта указано, что он бактриец9 . У Курция Аримаз назван согдийцем 10 . В этой связи следует, как нам представляется, дополнительно изучить указание Арриана на то, что Спитамен был бактрийцем.
1 И. Г. Дройзен. История эллинизма. Т. 1. М. 1800, стр. 216, 250, 259.
2 Arrianos, VII, 4, 6; Strabо, XI, 8, 8, с. 513.
3 В. Григорьев. Поход Александра Великого в Западный Туркестан. "Журнал" министерства народного просвещения, 1881, N 9, стр. 187 - 188; С. П. Толстов. Древняя культура Узбекистана. Ташкент. 1943, стр. 20; В. М. Массой, В. А. Ромодин. История Афганистана. Т. 1. М. 1964, стр. 78, 87; "История таджикского народа". Т. I. М. 1963, стр. 241, 247.
4 A. Bonnard. Civilisation grecque. Lausanne. 1954, pp. 185 - 186; P. Cloche. Alexander le Grand. P. 1961, pp. 69 - 70; U. Wilсken. Alexander der Grosse. Leip- zig. 1931, S. 144.
5 Б. Гафуров. История таджикского народа. М. 1955, стр. 62.
6 А. Б. Ранович. Эллинизм и его историческая роль. М. -Л. 1950, стр. 54, 55.
7 "История Узбекской ССР". Т. 1. Ташкент. 1967, стр. 95.
8 "История Туркменской ССР". Т. 1. Ашхабад. 1957, стр. 76.
9 Агг., VI, 15, 3.
10 Curtius, VII, 11, 1.
стр. 216
Столь же затруднительно выяснить социальное происхождение Спитамена. Л. В. Баженов полагал, что Спитамен являлся выходцем из низов11 . Большинство исследователей говорит о знатном происхождении Спитамена, как представителя местной аристократии 12 . Это подтверждается свидетельствами источников. В начале своей активной деятельности он упоминается совместно с Датаферном, Катеном и Оксиартом, представителями высшей аристократии, имевшими каждый свиту и приближенных 13 . Курций называет Спитамена другом Бесса, сатрапа Бактрии 14 . Кроме того, важный и ответственный пост военачальника вряд ли мог получить человек из низов. В. Тарн предположил, что жена Спитамена была родственницей персидского царя Артаксеркса 15 . Когда в 324 г. во время массовых свадеб в Сузах Александр переженил около 80 своих друзей на дочерях знатнейших персов и мидян, среди этих друзей упоминается полководец Селевк, который женился на Апаме, дочери Спитамена из Согдианы 16 . Эта женщина стала, таким образом, женой одного из сподвижников того, против кого с такой неслыханной энергией и мужеством выступал ее отец, и явилась родоначальницей династии правителей Передней Азии. Ее сын Антиох I занял потом царский трон, продолжив династию Селевкидов. Поэтому нельзя согласиться с утверждением, будто Спитамен был выходцем из низших слоев, основанным лишь на том факте, что он своей последовательной борьбой с захватчиками оттолкнул от себя местную знать.
Когда Спитамен встал во главе антимакедонской борьбы, ему было немногим более 40 лет 17 . В источниках его имя впервые встречается при описании его совместных действий с бактрийским сатрапом Бессом. Последний, убив персидского царя Дария, провозгласил себя царем Азии и, опираясь на богатства Бактрии, решил организовать отпор Александру 18 . Его программа заключалась в том, чтобы отступить в Согдиану и создать у реки Оке (Аму-Дарья) препятствие для врага, пока не подоспеют подкрепления от соседних племен 19 . Бесс перешел Оке, сжег корабли, чтобы ими не воспользовался противник, и собрал в Согдиане силы для сопротивления. В его распоряжении была согдийская конница под начальством Спитамена и Оксиарта, которая первое время его поддерживала. Отступление Бесса отдало македонянам плодороднейшую страну. Александр поспешил к Оксу и перебросил армию на его правый берег по понтонному мосту: кожаные мешки для палаток были набиты соломой и сухой травой, крепко связаны и сшиты так, чтобы вода не могла в них проникнуть. Вскоре Бесс был выдан Александру Спитаменом и Датаферном 20 .
Спитамен ловко усыпил бдительность Александра. Поэтому, когда началось восстание в Мараканде, Александр велел призвать Спитамена, не сомневаясь, что тот сможет привести восставших к покорности, и не зная, что Спитамен - один из зачинщиков движения21 . Началась тяжелая борьба среднеазиатского населения против греко-македонских войск. Она продолжалась с весны 329 г. по лето 327 г. до н. э. и прошла три этапа, каждый из которых отличался по своему характеру и специфике22 . Деятельность самого Спитамена завершилась на втором из них. Тем не менее он успел сделать многое. Его военным операциям было присуще сочетание трезвого расчета с безудержной отвагой. В лице Спитамена Александр встретил достойного соперника, равно как в лице среднеазиатских воинов греко-македонские солдаты тоже нашли серьезных противников. К началу восстания среднеазиатское население уже не было единым в социальном отношении. По-разному понимали значение и способы борьбы оседлые жители и кочевники, народ и знать. Последняя стремилась лишь защитить свои богатства от вожделений захватчиков. А бедный люд выступал сразу против
11 Л. В. Баженов. Средняя Азия в древний период (VI - II вв. до и. э.). Ташкент. 1937, стр. 47.
12 F. Schachermeyr. Alexander der Grosse. Wien. 1949, S. 281; B. M. Mассoн. B. A. Pомодин. Указ, соч., стр. 78, и др.
13 Агг., III, 28, 9 - 10; 30, 1; Curt., VII, 5, 22.
14 Curt., VII, 5, 19, 20.
15 W. Tarn. Queen Ptolemais and Apama. "Classical Quarterly", vol. XXIV, 1929, N 34, pp. 138 - 141; Г. А. Тирацян. Ахеменидские традиции в Древней Армении. "XXV Международный конгресс востоковедов. Доклады делегации СССР", 1960, стр. 5.
16 Агг., VII, 4, 6.
17 Curt., VIII, 3, 3; Агг., VII, 4, 6.
18 Аrr., III, 25, 3; Curt., VI, 6, 13.
19 Curt., VII, 6, 5.
20 Arr., III, 28, 9; Diodoros, XVII, 83, 7 - 9.
21 Curt., VII, 6, 15.
22 См.: К. В. Тревер. Александр Македонский в Согде. "Вопросы истории", 1947, N 5, стр. 145 сл.; "История таджикского народа". Т. 1, стр. 236 - 274.
стр. 217
своей знати и против завоевателей. Часть знати храбро сражалась с врагом, другая была готова перейти на его сторону. Непостоянство знати, ее колебания и нерешительность, а часто и прямое предательство осложняли борьбу и вызывали дополнительные трудности. И все же, будучи сам выходцем из знати, Спитамен сумел преодолеть эгоистические устремления своей среды, вступившие в противоречие с движением масс, и обратился за помощью к народу.
Сначала восстали все слои среднеазиатского населения. Борьба с завоевателями наиболее остро проходила на землях Бактрии и Согдианы. Согд и Бактрия стали ядром восстания. Имело место крупное выступление ариев, поднятых Сатибарзаном. Начали восстание семь уструшанских городов, уничтоживших македонские гарнизоны. На правом берегу Сыр-Дарьи собрались азиатские скифы, готовые выступить против войск Александра. В это время Спитамен поднял восстание в тылу македонян и осадил их гарнизон в Мараканде23 . Уже в самом начале проявился талант Спитамена как военачальника и организатора. Основы его военной тактики, если говорить современным языком, зиждились на принципах партизанской борьбы и приемах комбинированных атак. Полукочевой, не всегда постоянный состав его конных отрядов был способен на организацию засад, быстрых и внезапных нападений и притворных отступлений. Атаки Спитамена были, как правило, неожиданными для противника, а имитированные отходы всегда оборачивались для врага неприятностями. Спитамен всячески изматывал македонян, то притворяясь бегущим, то внезапно появляясь на фланге или в их тылу, то наводя на них нарочитую панику, то уничтожая отдельные отряды массовой стрельбой из лука с отдаленной дистанции.
Крупнейшей военной акцией Спитамена следует считать двукратную осаду Мараканды. Во время первой из них македонский гарнизон оказался запертым в цитадели. Лишь после того, как к городу приблизился отряд, посланный на подмогу осажденным, Спитамен принял решение об отходе, чтобы организовать засаду и перехватить неприятеля по дороге. На коней посадили по два вооруженных всадника. Они поочередно соскакивали на землю, мешая неприятелю в конном бою, причем быстрота бега пеших была почти равна быстроте бега лошадей. Противник окружен со всех сторон. Македонский командир Мендем погиб. Оставшиеся в живых укрылись на одном из холмов, но Спитамен осадил его, намереваясь голодом принудить македонян к сдаче. Это поражение Александр скрыл, пригрозив прибывшим с места сражения казнью за распространение вести о случившемся. Тем временем Спитамен изматывал силы врага, завлекая его в степь и обстреливая с флангов. Македонская конница, не имевшая фуража, была изнурена, не выдержала смелых налетов скифов и отступила к реке Зеравшан, чтобы укрыться в лесу24 .
Другие македонские отряды ждала та же участь. Так, когда один из их военачальников, Каран, переправился через Зеравшан, восставшие загнали македонян на островок посреди реки и перебили большинство из них. А македонский гарнизон в Мараканде был вторично осажден. Александр поспешно совершил трехдневный переход к городу, и Спитамен, снова сняв осаду, отошел, успев причинить македонянам значительный урон. Вскоре вся Согдиана была охвачена восстанием. Не рискуя преследовать Спитамена в глубине пустыни, Александр обрушился на селения восставших. Уничтожались их сады и поля, сжигались деревни, истреблялись мирные жители Согдианы. Но после короткого затишья весной 328 г. Согдиана вновь восстала, а затем поднялась и Бактрия. Спитамен, временно отсидевшись у скифов-массагетов, вскоре неожиданно напал на македонскую крепость в Бактрии и уничтожил ее гарнизон. Характерен самый метод борьбы: Спитамен спрятал воинов в лесу, а несколько человек погнали скот, чтобы заманить противника в засаду. Македоняне, не соблюдая строя, устремились за добычей. Тут засевшие в лесу воины напали на врагов и перебили их. Через некоторое время Спитамен опять появился и, поддерживаемый скифской конницей, предпринял еще одну попытку освободить Согдиану. Однако она не увенчалась успехом. На поле сражения осталось 800 всадников Спитамена; сам он вынужден был скрыться Б глубине Каракумов. У него отрубили голову и послали ее Александру. Убийцей как будто бы стала жена героя. Измучившись от постоянных невзгод и скитаний,
23 Diod., XVII, 83; IV, 1, 3 - 6.
24 Arr., IV, 5, 2, 4, 7; 6, 1; Curt., VII, 7, 31 - 33, 39.
стр. 218
она всячески уговаривала мужа прекратить борьбу и сдаться на милость победителя. Это, однако, вызывало только гнев и возмущение у Спитамена. Отчаявшись в возможности изменить свою жизнь, она, как передают, погубила спящего мужа25 . фактически жена Спитамена стала орудием в руках той части знати, которая изменила движению и, подкупленная, перешла на сторону Александра.
Антимакедонское восстание длилось еще около года и, хотя не увенчалось успехом, явилось важным моментом в истории борьбы среднеазиатских племен и народностей за свою независимость.
А. С. Шофман
25 Аrr., IV, 17, 7; Str., XI, 11, 6; Curt, VIII, 3, 2 - 15.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |