Libmonster ID: KZ-33
Author(s) of the publication: А. С. Шофман

Одним из ранних крупных массовых выступлений против иноземных захватчиков на территории нашей страны было антимакедонское движение в Средней Азии IV в. до н. э., принявшее широкий размах и разносторонний характер. Во главе движения стоял талантливый и опытный военачальник Спитамен - выдающаяся личность в древней истории среднеазиатских народов. Возглавив их мужественную борьбу в критический момент нашествия победоносной армии Александра Македонского, он проявил самоотверженный героизм и несгибаемую волю и самопожертвование. Имя Спитамена в исторической литературе появилось более ста лет назад - в кривом зеркале трехтомной "Истории эллинизма" немецкого историка и. Дройзена. Он с особым презрением отзывался о Спитамене, квалифицируя восстание, поднятое им, как "дикое", к которому народы Средней Азии примкнули "более из страха". Все симпатии Дройзена - на стороне завоевателей. Спитамена он именует бессовестной личностью, вероломным противником, со смертью которого "в саду Востока" восстановилось спокойствие 1 , Этот взгляд на Спитамена повторяется почти во всей позднейшей буржуазной историографии, хотя часть авторов называет Спитамена отличным вождем и борцом за свободу, а антимакедонское движение, которое он возглавлял, - народной войной. Задача правильно раскрыть характер восстания и показать в нем роль различных групп населения выполнена советской наукой. Однако имеется еще немало неясного: спорят о политических планах Спитамена, неизвестны точно его этническая и социальная принадлежность, даже возраст, несколько загадочны и обстоятельства его смерти.

О происхождении Спитамена источники говорят скупо и противоречиво. Упоминания Арриана и Страбона не совпадают. Первый называет его бактрийцем, второй - персом2 , большинство же современных исследователей-согдийцем3 , или выходцем из Согдианы 4 , согдийским военачальником 5 . А. Б. Ранович характеризует его как предводителя свободолюбивых народов Средней Азии в борьбе за независимость6 . В "Истории Узбекской ССР" о Спитамене говорится как о представителе местной знати, какой именно - неясно7 . А в "Истории Туркменской ССР" он прямо назван представителем согдийской знати 8 . Это признание согдийской принадлежности Спитамена зиждется на том, что восстание развертывалось главным образом на территории Согдианы. Однако обращает на себя внимание такая деталь: в источниках к любому сатрапу или крупному представителю знати прилагается слово, обозначающее его этнос. Так, у Арриана относительно Оксиарта указано, что он бактриец9 . У Курция Аримаз назван согдийцем 10 . В этой связи следует, как нам представляется, дополнительно изучить указание Арриана на то, что Спитамен был бактрийцем.


1 И. Г. Дройзен. История эллинизма. Т. 1. М. 1800, стр. 216, 250, 259.

2 Arrianos, VII, 4, 6; Strabо, XI, 8, 8, с. 513.

3 В. Григорьев. Поход Александра Великого в Западный Туркестан. "Журнал" министерства народного просвещения, 1881, N 9, стр. 187 - 188; С. П. Толстов. Древняя культура Узбекистана. Ташкент. 1943, стр. 20; В. М. Массой, В. А. Ромодин. История Афганистана. Т. 1. М. 1964, стр. 78, 87; "История таджикского народа". Т. I. М. 1963, стр. 241, 247.

4 A. Bonnard. Civilisation grecque. Lausanne. 1954, pp. 185 - 186; P. Cloche. Alexander le Grand. P. 1961, pp. 69 - 70; U. Wilсken. Alexander der Grosse. Leip- zig. 1931, S. 144.

5 Б. Гафуров. История таджикского народа. М. 1955, стр. 62.

6 А. Б. Ранович. Эллинизм и его историческая роль. М. -Л. 1950, стр. 54, 55.

7 "История Узбекской ССР". Т. 1. Ташкент. 1967, стр. 95.

8 "История Туркменской ССР". Т. 1. Ашхабад. 1957, стр. 76.

9 Агг., VI, 15, 3.

10 Curtius, VII, 11, 1.

стр. 216


Столь же затруднительно выяснить социальное происхождение Спитамена. Л. В. Баженов полагал, что Спитамен являлся выходцем из низов11 . Большинство исследователей говорит о знатном происхождении Спитамена, как представителя местной аристократии 12 . Это подтверждается свидетельствами источников. В начале своей активной деятельности он упоминается совместно с Датаферном, Катеном и Оксиартом, представителями высшей аристократии, имевшими каждый свиту и приближенных 13 . Курций называет Спитамена другом Бесса, сатрапа Бактрии 14 . Кроме того, важный и ответственный пост военачальника вряд ли мог получить человек из низов. В. Тарн предположил, что жена Спитамена была родственницей персидского царя Артаксеркса 15 . Когда в 324 г. во время массовых свадеб в Сузах Александр переженил около 80 своих друзей на дочерях знатнейших персов и мидян, среди этих друзей упоминается полководец Селевк, который женился на Апаме, дочери Спитамена из Согдианы 16 . Эта женщина стала, таким образом, женой одного из сподвижников того, против кого с такой неслыханной энергией и мужеством выступал ее отец, и явилась родоначальницей династии правителей Передней Азии. Ее сын Антиох I занял потом царский трон, продолжив династию Селевкидов. Поэтому нельзя согласиться с утверждением, будто Спитамен был выходцем из низших слоев, основанным лишь на том факте, что он своей последовательной борьбой с захватчиками оттолкнул от себя местную знать.

Когда Спитамен встал во главе антимакедонской борьбы, ему было немногим более 40 лет 17 . В источниках его имя впервые встречается при описании его совместных действий с бактрийским сатрапом Бессом. Последний, убив персидского царя Дария, провозгласил себя царем Азии и, опираясь на богатства Бактрии, решил организовать отпор Александру 18 . Его программа заключалась в том, чтобы отступить в Согдиану и создать у реки Оке (Аму-Дарья) препятствие для врага, пока не подоспеют подкрепления от соседних племен 19 . Бесс перешел Оке, сжег корабли, чтобы ими не воспользовался противник, и собрал в Согдиане силы для сопротивления. В его распоряжении была согдийская конница под начальством Спитамена и Оксиарта, которая первое время его поддерживала. Отступление Бесса отдало македонянам плодороднейшую страну. Александр поспешил к Оксу и перебросил армию на его правый берег по понтонному мосту: кожаные мешки для палаток были набиты соломой и сухой травой, крепко связаны и сшиты так, чтобы вода не могла в них проникнуть. Вскоре Бесс был выдан Александру Спитаменом и Датаферном 20 .

Спитамен ловко усыпил бдительность Александра. Поэтому, когда началось восстание в Мараканде, Александр велел призвать Спитамена, не сомневаясь, что тот сможет привести восставших к покорности, и не зная, что Спитамен - один из зачинщиков движения21 . Началась тяжелая борьба среднеазиатского населения против греко-македонских войск. Она продолжалась с весны 329 г. по лето 327 г. до н. э. и прошла три этапа, каждый из которых отличался по своему характеру и специфике22 . Деятельность самого Спитамена завершилась на втором из них. Тем не менее он успел сделать многое. Его военным операциям было присуще сочетание трезвого расчета с безудержной отвагой. В лице Спитамена Александр встретил достойного соперника, равно как в лице среднеазиатских воинов греко-македонские солдаты тоже нашли серьезных противников. К началу восстания среднеазиатское население уже не было единым в социальном отношении. По-разному понимали значение и способы борьбы оседлые жители и кочевники, народ и знать. Последняя стремилась лишь защитить свои богатства от вожделений захватчиков. А бедный люд выступал сразу против


11 Л. В. Баженов. Средняя Азия в древний период (VI - II вв. до и. э.). Ташкент. 1937, стр. 47.

12 F. Schachermeyr. Alexander der Grosse. Wien. 1949, S. 281; B. M. Mассoн. B. A. Pомодин. Указ, соч., стр. 78, и др.

13 Агг., III, 28, 9 - 10; 30, 1; Curt., VII, 5, 22.

14 Curt., VII, 5, 19, 20.

15 W. Tarn. Queen Ptolemais and Apama. "Classical Quarterly", vol. XXIV, 1929, N 34, pp. 138 - 141; Г. А. Тирацян. Ахеменидские традиции в Древней Армении. "XXV Международный конгресс востоковедов. Доклады делегации СССР", 1960, стр. 5.

16 Агг., VII, 4, 6.

17 Curt., VIII, 3, 3; Агг., VII, 4, 6.

18 Аrr., III, 25, 3; Curt., VI, 6, 13.

19 Curt., VII, 6, 5.

20 Arr., III, 28, 9; Diodoros, XVII, 83, 7 - 9.

21 Curt., VII, 6, 15.

22 См.: К. В. Тревер. Александр Македонский в Согде. "Вопросы истории", 1947, N 5, стр. 145 сл.; "История таджикского народа". Т. 1, стр. 236 - 274.

стр. 217


своей знати и против завоевателей. Часть знати храбро сражалась с врагом, другая была готова перейти на его сторону. Непостоянство знати, ее колебания и нерешительность, а часто и прямое предательство осложняли борьбу и вызывали дополнительные трудности. И все же, будучи сам выходцем из знати, Спитамен сумел преодолеть эгоистические устремления своей среды, вступившие в противоречие с движением масс, и обратился за помощью к народу.

Сначала восстали все слои среднеазиатского населения. Борьба с завоевателями наиболее остро проходила на землях Бактрии и Согдианы. Согд и Бактрия стали ядром восстания. Имело место крупное выступление ариев, поднятых Сатибарзаном. Начали восстание семь уструшанских городов, уничтоживших македонские гарнизоны. На правом берегу Сыр-Дарьи собрались азиатские скифы, готовые выступить против войск Александра. В это время Спитамен поднял восстание в тылу македонян и осадил их гарнизон в Мараканде23 . Уже в самом начале проявился талант Спитамена как военачальника и организатора. Основы его военной тактики, если говорить современным языком, зиждились на принципах партизанской борьбы и приемах комбинированных атак. Полукочевой, не всегда постоянный состав его конных отрядов был способен на организацию засад, быстрых и внезапных нападений и притворных отступлений. Атаки Спитамена были, как правило, неожиданными для противника, а имитированные отходы всегда оборачивались для врага неприятностями. Спитамен всячески изматывал македонян, то притворяясь бегущим, то внезапно появляясь на фланге или в их тылу, то наводя на них нарочитую панику, то уничтожая отдельные отряды массовой стрельбой из лука с отдаленной дистанции.

Крупнейшей военной акцией Спитамена следует считать двукратную осаду Мараканды. Во время первой из них македонский гарнизон оказался запертым в цитадели. Лишь после того, как к городу приблизился отряд, посланный на подмогу осажденным, Спитамен принял решение об отходе, чтобы организовать засаду и перехватить неприятеля по дороге. На коней посадили по два вооруженных всадника. Они поочередно соскакивали на землю, мешая неприятелю в конном бою, причем быстрота бега пеших была почти равна быстроте бега лошадей. Противник окружен со всех сторон. Македонский командир Мендем погиб. Оставшиеся в живых укрылись на одном из холмов, но Спитамен осадил его, намереваясь голодом принудить македонян к сдаче. Это поражение Александр скрыл, пригрозив прибывшим с места сражения казнью за распространение вести о случившемся. Тем временем Спитамен изматывал силы врага, завлекая его в степь и обстреливая с флангов. Македонская конница, не имевшая фуража, была изнурена, не выдержала смелых налетов скифов и отступила к реке Зеравшан, чтобы укрыться в лесу24 .

Другие македонские отряды ждала та же участь. Так, когда один из их военачальников, Каран, переправился через Зеравшан, восставшие загнали македонян на островок посреди реки и перебили большинство из них. А македонский гарнизон в Мараканде был вторично осажден. Александр поспешно совершил трехдневный переход к городу, и Спитамен, снова сняв осаду, отошел, успев причинить македонянам значительный урон. Вскоре вся Согдиана была охвачена восстанием. Не рискуя преследовать Спитамена в глубине пустыни, Александр обрушился на селения восставших. Уничтожались их сады и поля, сжигались деревни, истреблялись мирные жители Согдианы. Но после короткого затишья весной 328 г. Согдиана вновь восстала, а затем поднялась и Бактрия. Спитамен, временно отсидевшись у скифов-массагетов, вскоре неожиданно напал на македонскую крепость в Бактрии и уничтожил ее гарнизон. Характерен самый метод борьбы: Спитамен спрятал воинов в лесу, а несколько человек погнали скот, чтобы заманить противника в засаду. Македоняне, не соблюдая строя, устремились за добычей. Тут засевшие в лесу воины напали на врагов и перебили их. Через некоторое время Спитамен опять появился и, поддерживаемый скифской конницей, предпринял еще одну попытку освободить Согдиану. Однако она не увенчалась успехом. На поле сражения осталось 800 всадников Спитамена; сам он вынужден был скрыться Б глубине Каракумов. У него отрубили голову и послали ее Александру. Убийцей как будто бы стала жена героя. Измучившись от постоянных невзгод и скитаний,


23 Diod., XVII, 83; IV, 1, 3 - 6.

24 Arr., IV, 5, 2, 4, 7; 6, 1; Curt., VII, 7, 31 - 33, 39.

стр. 218


она всячески уговаривала мужа прекратить борьбу и сдаться на милость победителя. Это, однако, вызывало только гнев и возмущение у Спитамена. Отчаявшись в возможности изменить свою жизнь, она, как передают, погубила спящего мужа25 . фактически жена Спитамена стала орудием в руках той части знати, которая изменила движению и, подкупленная, перешла на сторону Александра.

Антимакедонское восстание длилось еще около года и, хотя не увенчалось успехом, явилось важным моментом в истории борьбы среднеазиатских племен и народностей за свою независимость.

А. С. Шофман

25 Аrr., IV, 17, 7; Str., XI, 11, 6; Curt, VIII, 3, 2 - 15.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/СПИТАМЕН

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. С. Шофман, СПИТАМЕН // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 30.09.2017. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/СПИТАМЕН (date of access: 23.11.2024).

Publication author(s) - А. С. Шофман:

А. С. Шофман → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
4628 views rating
30.09.2017 (2611 days ago)
0 subscribers
Rating
1 votes
Related Articles
ГАЛИНА ИВАНОВНА СЛЕСАРЧУК 1926-2012
16 hours ago · From Urhan Karimov
ЯПОНИЯ И СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в. В ФОНДАХ РГАСПИ
16 hours ago · From Urhan Karimov
СТРАНЫ ВОСТОКА И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
19 hours ago · From Urhan Karimov
ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ МАХМУДА АХМАДИНЕЖАДА
Catalog: История 
19 hours ago · From Urhan Karimov
АРМИЯ И ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ИРАКЕ: 1968-1988 гг.
20 hours ago · From Urhan Karimov
CHRONICLE NOTES 2012
22 hours ago · From Urhan Karimov
A POSTMODERN VIEW OF HISTORY IN THE NOVELISTICS OF IHSAN OKTAY ANAR
22 hours ago · From Urhan Karimov
JAMES PALMER. THE BLOODY WHITE BARON. THE EXTRAORDINARY STORY OF THE RUSSIAN NOBLEMAN WHO BECAME THE LAST KHAN OF MONGOLIA
22 hours ago · From Urhan Karimov
А.Ю. ДРУГОВ. ИНДОНЕЗИЯ НА ГРАНИ СТОЛЕТИЙ (1997-2006 гг.)
22 hours ago · From Urhan Karimov
VIII СЪЕЗД РОССИЙСКИХ ВОСТОКОВЕДОВ В КАЗАНИ
22 hours ago · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

СПИТАМЕН
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android