Процесс исламизации адыгов растянулся на многие столетия.
Впервые проникновение ислама на Северный Кавказ произошло в VII-VIII вв. вместе с походами арабов. Однако в данную эпоху ислам не получил широкого распространения в регионе, закрепившись лишь в некоторых южных районах Дагестана и никоим образом не коснувшись территории проживания адыгов.
Следующий этап распространения ислама на Северном Кавказе был связан с принятием в 1312 г. в Золотой Орде во время правления хана Узбека ислама как государственной религии. В городах Золотой Орды были построены мусульманские религиозные учреждения - мечети, медресе и т. д. На территории проживания восточных адыгов находились города Маджары, Верхний и Нижний Джулат со значительным мусульманским населением уже в середине XIV века. Сохранились руины Нижне-Джулатской кирпичной мечети с Остатками минарета1. По свидетельству Ибн-Батуты в районе Пятигорья существовала соборная мечеть2.
В самой столице Золотой Орды - Сарае, по источникам того же автора, имелись черкесские кварталы, которые играли заметную роль во внутренней и внешней политике страны3. Значительное число черкесских наемников служило в золотоордынской армии, фигурируя во всех ее крупных предприятиях со второй четверти XIV века.
Совокупность вышеуказанных фактов позволяет предположить возможность принятия ислама частью адыгов под влиянием Золотой Орды. Но в большей своей массе адыги не подверглись этому влиянию, оставаясь язычниками, включавшими в свои обряды некоторые элементы православия и католичества.
Большинство отечественных историков склонны к выводу о том, что ислам получил широкое распространение среди адыгов в результате экспансии Османской империи и ее вассала Крымского ханства, которая началась с конца XV века. В 1475 г. османы предприняли первое широкомасштабное наступление на побережье Черкесии. Им удалось захватить Тану, Матрегу и Копу. Современник описываемых событий Мехмед Нешри сообщал: "Послав корабли в ту сторону, завоевали находящиеся на том берегу крепости Азак (Тана) и Куба (возможно Копа. - Ж. К.), дойдя до самой Черкесии"4. Спустя некоторое время состоялось еще более крупное наступление на адыгов. Османский хронист Ибн Кемаль описал османский поход 1479 - 1480 гг. в черезмерно восторженных тонах: "По приказу государя - завоевателя мира ... люди победоносного войска прошли в горы ... во множестве пересекли Черное море и
Кагазежев Жираслан Валерьевич - кандидат исторических наук, научный сотрудник Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований.
достигли страны черкесов. В той стране каждый день гордые храбрецы снимали головы мятежникам, тщетно боровшимся против газиев; изрубив на куски ... тех нечестивцев, бросали их на съедение воронам; опустошив находящиеся на побережье области, хлынули в тот край подобно океанской волне. В каждом селении страны черкесов пленили по 50 - 100... красавиц, обратили в рабство множество пленных. Пришедшие в ту страну храбрецы неожиданно нанесли удар, устроили охоту, собрав взятых в добычу красавиц. Захватив Кубу (Копа), которая является одной из знаменитейших крепостей, со всеми окружающими землями ... разгромили владения черкесов, очистили саблей ту страну, копьями подведя черту под жизнью бунтовщиков и тамошних мятежников, Присоединив к Кубе (Копа) также и Анабу (Анапа), уничтожили злосчастных врагов, денно и нощно испытывающих ненависть находившихся в тех краях сыновьям ислама и татарам. С покорением указанных краев, вырвав у мира неверных много областей, возвысили в тех краях знамя истинной веры Мухаммеда ... Каждому человеку, ищущему дело ... открылась возможность заняться в том краю газаватом и приобрести множество драгоценностей и трофеев. Названные области расцвели, благоустроились, оделись камнем, там выросло число воинственных тружеников и храбрецов..."5.
Можно сделать вывод, что поход в Черкесию 1479 - 1480 гг. османы воспринимали как войну мусульман против неверных. Считается, что с этого момента начинается попытка привнесения ислама на саблях османских и крымских завоевателей. Впрочем, такие попытки в указанный период делались и со стороны Восточных районов Кавказа. По данным Иосафата Барбаро, исламские миссионеры с оружием в руках вели пропаганду ислама в Грузии, Дагестане, Притеречных районах. В 1486 г. они добрались до черкесских областей Киппик, Карбат, Дидаркоссан и Кремук, где потерпели сокрушительное поражение6.
Вся первая половина XVI в. проходила у адыгов в состоянии постоянной войны с крымцами и османами, одной из главных целей которых являлось распространение ислама. Судя по следующим данным были достигнуты некоторые успехи.
В 1561 г. накануне женитьбы Ивана Грозного на дочери Темрюка Идарова - Гуащэней (получившей при крещении имя Мария) английский посол в России Дженкинсон в своих записках отмечал, что Иван IV отказывал в приеме иностранцам, будучи занят делами, и готовясь вступить в брак с одной знатной черкешенкой магометанской веры7. Известый адыгский этнограф Хан-Гирей писал: "Около 1570 г. крымский хан Шах-бази-Гирей опустошил черкесские селения, увел пятигорских черкес, т. е. кабардинцев, за Кубань и принудил их принять магометанскую религию"8. Позже, в 1588 г., кабардинские князья присягали на верность московскому государству: "по своей вере, по мусульманскому закону"9. Исходя из этих данных отечественные исследователи делают вывод о принятии ислама как адыгской аристократией, так и большинством населения во второй половине XVI в., то есть с началом османо-крымской агрессии. О неустойчивости ислама среди адыгской знати говорит пример бесланеевского князя Машука Канокова, исповедовавшего при дворе султана Сулеймана ислам, затем в 1552 г. переехавшего в Москву и принявшего христианство10. Кабардинские князья, оказавшись на службе в Москве, удивительно легко сменяли веру и принимали православие. Да и сам Темрюк Идаров отдал дочь замуж за христианина, что кардинально противоречит нормам ислама. Данные факты свидетельствуют лишь о номинальном и поверхностном принятии ислама феодальной верхушкой. Интересным является мнение Ф. де Монпере о данном историческом процессе: "С середины шестнадцатого века соперничество между Россией и татарами-мусульманами в Черкесии привело к открытой борьбе между христианством и исламом в этой стране... Результатом было явное безразличие как к той, так и к другой религии и полный возврат к древним суевериям"11.
Нельзя согласиться с утверждением о том, что середина XVI в. стала для адыгов решающим историческим рубежом в смене их конфессиональной идентичности. Главной причиной неприятия ислама, как ранее христианства, являлось то, что инициатива исходила от могущественных держав, угрожавших их независимости. Адыги видели в данных религиях проводник политики этих держав, то есть воспринимали угрозу своей свободе и независимости, тем этическим ценностям, перед которыми преклонялись с древнейших времен. Оставаясь язычниками, адыги охраняли свою
свободу, унаследованную от предков. К тому же положения Адыгэ Хабзэ (адыгского этикета) - свода общественно-нравственных законов заполняли духовную нишу этнического самосознания адыгов достаточно крепко, не оставляя места для утверждения в ней какой либо религии.
Побывавший в восточных районах Черкесии в 30-х гг. XVII в. немецкий посол в Персии Адам Олеарий отмечал, что "вера черкесов почти языческая. Правда... они веруют в единого Бога, но у них нет ни письмен, ни жрецов, ни храмов"12.
Османский путешественник Эвлия Челеби в середине XVII в. относил черкесскую правящую элиту с некоторыми оговорками к исламу. В целом вероисповеданию основной массы адыгов он дал следующую характеристику: "черкесы - не неверные и не мусульмане. Если мы называем их "кяфирами", они гневались, считая себя оскверненными, а если мы говорили им "мусульмане", они не обращали внимания. Они отрицают воскрешение людей в день страшного суда. "Человек уходит, погаснув как огонь - говорят они". Если увидят неверного, то высказывают любовь, а если увидят мусульманина радуются"13.
Наиболее образно о состоянии вероисповедания черкесов выразился в начале XVIII в. Абри де ла Мотре: "Нет ничего более сложного, чем черкесская религия в целом, так как она представляет из себя смесь с другими"14.
Чуть позже о религиозном синкретизме адыгов писал Ксаверио Главани: "О религии черкесов невозможно сказать что-либо определенное, так как их верования смешанные: они соблюдают пятницу, субботу и воскресение, празднуют Байрам с турками и Пасху с христианами"15.
В первой половине XVIII в. ислам в Черкесии начинает закреплять свои первые успехи, осваивая нишу, которую занимало православие, существовавшее в синтезе с язычеством. Во время кабардино-крымского противостояния 1708 г. кабардинские князья писали крымскому хану: "В настоящее время большинство черкесов приняло ислам и почти в каждом селе построена мечеть, открыты начальные школы. Каждый взрослый черкес совершает пять раз в сутки намаз и этому учит своих детей"16. Данное письмо может служит свидетельством того, что ислам в начале XVIII в. стал офицальной религией Кабарды, постепенно проникая во все слои общества. Распространялся он среди западночеркесских княжеств.
Французский ученный Карл Пейсонель в середине XVIII в. писал: "Племена адда, адемиевцы, бесленеевцы, бжедуги и кемиргоевцы, единственные у кого магометанство укоренилось с некоторой прочностью. Трудно было бы дать точное представление о религии других племен, у одних находят остатки христианства, у других следы язычества"17. Ислам принимала, прежде всего, черкесская правящая элита (а впоследствии и подвластное население), связанная с Крымом и Османской империей не только политическими отношениями, но и родственными узами. Население безклассовых областей Черкесии - Шапсугии, Натухая, Абадзехии - находившееся в относительной социально-политической изоляции от Османской империи, оставалось языческим.
Всеобщее принятие адыгами ислама начинает осуществляться лишь с последней четверти XVIII в., что непосредственным образом связано с началом Кавказской войны. Адыги использовали ислам как консолидирующий идеологический фактор в борьбе против христианской России. Примечательно, что полномасштабная исламизация адыгов начиналась не с Западной Черкесии, географически более близкой к Турции, а с Кабарды, где произошли первые сражения Кавказской войны.
В конце XVIII - начале XIX в. в Кабарде под руководством князя Адиль-Гирея Атажукина и эфендия Исхака Абукова произошла религиозная реформа, повлекшая повсеместное введение шариата. В 1798 г. Атажукин провозгласил газават против колониальной политики царизма. В Кабарде развернулось шариатское движение. Был установлен духовный суд, решавший споры согласно шариату. Генерал-майор Дельпоццо доносил Александру I в 1808 г.: "Эфендий Исхак более всего старался набожностию под видом отличной добродетели привлечь к себе народ. И так искусно достиг желаемой цели, что в короткое время успел всю кабардинскую нацию усовершенствовать в магометанском законе. Ныне многие уздени, которые почти 40 лет имеют от роду, учатся татарской грамоте, чтобы разуметь алкуран. Он до того довел, что все переменили обычай в одеянии: вместо прежних коротких черкесок начали носить
длинные. На шапки надели чалмы, отпустили бороду, перестали пить горячее вино, курить и нюхать табак и ничего не есть из скота, не убитого руками мусульманина... Ежели кабардинцы против нас столь непримиримые враги, все зависит от внушения им эфендием"18.
В 20-х гг. XIX в. шариатское движение охватило и районы Западной Черкесии - Бжедугию, Кемиргой, Абадзехию, Шапсугию, Натухай и т.д. Основывались институты духовных судей-кадиев, приносились клятвы руководствоваться во всех делах нормами шариата, оставив древнее обычное право. Большое значение в распространении ислама имела его эгалитарность. Шариат не знал социального неравенства и всех верующих в сунну пророка Мухаммеда, считал людьми свободного состояния, которых нельзя порабощать. Введение шариатских норм общественной жизни разрушало привелегии князей и дворян, что было особенно характерно для Западной Черкесии.
Несмотря на то, что ислам стал идеологической платформой борьбы адыгов против царских колонизаторов, религиозный фанатизм не встретил поддержки у адыгов ни в Дагестане, ни в Чечне.
Уже в конце Кавказской войны в 1863 г. генерал Евдокимов констатировал: "В то время, когда мюридизм потрясал Восточный Кавказ, на Западном Кавказе, несмотря на происки фанатиков, он не имел успеха"19. Воспринимая лишь политическую сторону доктрины ислама, Кавказская война оставалась для адыгов больше борьбой за свободу.
С принятием ислама продолжали функционировать некоторые культы христианского и языческого происхождения. Сельский мулла участвовал в коллективных обрядах, часто носивших языческий характер. В конце XIX - начале XX в. синтез ислама с языческими традициями проявлялся в общественных молениях об урожае, ритуале проведения первой борозды, празднике возвращения пахарей в село. Языческие святыни в XX в. были объектами культа у шапсугов, которые продолжали возносить им молитвы в священных рощах20.
Закрепление ислама среди адыгов и других горцев произошло в первой половине XIX в., чему в немалой степени способствовала его идеологически объединяющая сущность - борьба против колониальной экспансии царизма.
Примечания
1. История Кабардино-Балкарской АССР. Т. I. М. 1967, с. 95.
2. ТИЗЕНГАУЗЕН В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 1. СПб. 1884, с. 28.
3. Ук. соч., с. 67.
4. NESRI M. Kitab-I Ciham-numa. Ankara. 1957, cilt 2, s. 827.
5. IBN KEMAL. Tevarich-l al-I Osman. Ankara. 1957, s. 467 - 468.
6. АТАЛИКОВ В. М. Наша старина. Нальчик. 1996, с. 44.
7. Английские путешественники в Московском государстве в XVI в. М. 1937, с. 199.
8. ХАН-ГИРЕЙ. Записки о Черкесии. Нальчик. 1992, с. 151.
9. Кабардино-русские отношения. Т. I. M. 1957, с. 4.
10. КУШЕВА Е. Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. (Вторая половина XVI - 30-е г. XVII вв.). М. 1963, с. 56.
11. МОНПЕРЕ Ф. ДЕ. Путешествие по Кавказу, к черкесам и абхазцам, в Колхидию, Грузию, Армению, в Крым. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов (АБКИЕА). Нальчик. 1974, с. 448 - 449.
12. ОЛЕАРИЙ А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. АБКИЕА, с. 85.
13. ЧЕЛЕБИ ЭВЛИЯ. Книга путешествия. М. 1982, с. 84 - 85.
14. АБРИ ДЕ ЛА МОТРЕ. Путешествие господина Абри де ла Мотре в Европу, Азию и Африку. АБКИЕА, с. 42.
15. ГЛАВАНИ К. Описание Черкесии. АБКИЕА, с. 161.
16. FINDIKILI MEHMET. Nusret Name. B2. Istanbul. 1961, s. 247 - 248.
17. ПЕЙСОЕЛЬ К. Трактат о торговле на Черном море. АБКИЕА, с. 201.
18. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), ф. ВУА, д. 18491, л. 9.
19. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК), ф. 670, оп. 1, д. 24, л. 114.
20. КАШЕЖЕВ Т. Ханцегуаше (Общественные моления у кабардинцев). - Этнографическое обозрение. 1900, N 12.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |