Libmonster ID: KZ-1135
Автор(ы) публикации: В. А. Большаков

К одной из неоднозначных проблем правления царицы-фараона Хатшепсут (ок. 1504- 1483 гг. до н.э.)1 относится преследование ее памяти Тутмосом III, то есть разрушение по его повелению посвященных ей памятников, статуй, стесывание рельефов, переделка текстов и картушей2. Сопутствующим вопросом является взаимоотношение двух соправителей - Тутмоса III и Хатшепсут. Отношение Хатшепсут к юному Тутмосу III, по всей видимости, было определено достаточно простым правилом: Тутмос III царит, но не правит; Хатшепсут же правит и поэтому занимает первенствующее место. Став фараоном, она сохранила обретенное первенство, но никогда не удаляла Тутмоса III с политической сцены3. Практически на всех совместных памятниках Хатшепсут - фигура первой величины, а Тутмос III и его картуш находятся на втором месте.

Систематическое истребление имен и изображений Хатшепсут после ее смерти стало призмой, сквозь которую историки рассматривали события ее жизни и царствования4. Начиная с К. Зете5, в зарубежной и отечественной египтологии закрепилось и стало почти господствующим представление о ненависти Тутмоса III к Хатшепсут. Основанная на упрощенном видении отношений между двумя соправителями, данная точка зрения требует серьезной коррекции. Как отмечал А. Х. Гардинер, "у фараонов была отвратительная склонность добиваться уничтожения высеченных на камне имен неугодных предков, но позже эти имена все же восстанавливались или заменялись другими"6.

Если в зарубежной египтологии прежнее видение взаимоотношений Тутмоса III и Хатшепсут в последние годы претерпело существенное изменение, то в отечественной эта версия, восходящая к Б. А. Тураеву7, опиравшемуся на исследования Зете и X. Брэстеда, до сих пор остается весьма устойчивой. Такие признанные авторитеты как М. Э. Матье и Ю. Я. Перепелкин также всецело разделяли точку зрения о личных мотивах уничтожения Тутмосом III памятников Хатшепсут, хотя и считали их подоплекой вражду противоборствующих придворных партий. Перепелкин полагал: "Став единовластным правителем, Тутмос III постарался уничтожить даже память о ненавистной сопернице, истребляя повсюду ее имена и изображения, заменяя их своими, отцовскими или дедовскими. Одни сановники подверглись мести царя, а другие уцелели и поспешили выразить полную покорность новому повелителю"8. Именно так выглядит картина действий Тутмоса III по отношению к своей предшественнице. Одним словом, "Тутмос III начал удалять ее имя, где бы оно ни было обнаружено"9.

В недавно изданной Истории Востока10 эта версия представлена без изменений. "После смерти Хатшепсут Тутмосис III, ранее даже не упоминавшийся официально11, стал, наконец, единовластным царем Египта на 22-м году своего формального цар-


Большаков Владимир Анатольевич - кандидат исторических наук, доцент Российского университета дружбы народов.

стр. 154

ствования. Яростно преследует он память своей мачехи, уничтожая ее статуи, стесывая ее имена со стен храмов, замуровывая в стены новых сооружений возведенные ею величественные 30-метровые обелиски"12.

Восшествие Хатшепсут на престол, часто характеризуемое историками как возмутительная узурпация, по-видимому, послужило для молодого царя достаточным мотивом, чтобы изуродовать ее памятники и памятники преданных ей царедворцев. Убедительным доводом для обоснования версии о ненависти Тутмоса III послужили многочисленные следы преднамеренного уничтожения надписей, рельефов и скульптур царицы в храме Дейр-эль-Бахри и других местах. X. Уинлок, проводивший в 20-х гг. XX в. расчистку и исследование храма Хатшепсут13, обнаружил поблизости от него два рва, куда были свалены изуродованные и разбитые на куски разнообразные статуи царицы, представлявшие ее в облике фараона-мужчины или женщины, но с атрибутами царской власти.

Скульптуры царицы в облике Осириса на верхней террасе храма разрушались, по меньшей мере, в два этапа: в первую очередь с короны сбивали символ царской власти урей, потом обезображивали лицо, откалывали долотом нос и выбивали глаза, затем статуи окончательно отделяли от цоколя и разбивали на куски14. Как показало изучение обнаруженных скульптур через некоторое время после смерти царицы на всех ее гранитных сфинксах и сидящих статуях, украшавших храм, сначала сбили царские уреи, о чем свидетельствует серая патина, отличающая эти места от более поздних повреждений. Сразу не уничтоженные уреи сбивали на статуях уже перед их сбрасыванием в яму; видимо, рабочие боялись магического возмездия этих могущественных символов власти. Подобные опасения, скорее всего, побудили их повреждать глаза и даже лица статуй15.

Советский египтолог Матье писала, что "Тутмес III истребил все скульптуры Дейр-эль-Бахри так тщательно, что до раскопок никто даже не думал об их существовании. Снимая и разбивая на куски десятки чудесных статуй ненавистной ему мачехи-тетки, Тутмес III считал, что он не только стирал с лица земли и из памяти своего народа воспоминание о ней, но даже уничтожал загробное существование ее души"16. Масштаб причиненных святилищу разрушений был велик. "По подсчетам Уинлока храм и его аллея процессий должны были первоначально вмещать около 200 раскрашенных в яркие цвета статуй и сфинксов, изображающих Хатшепсут"17.

Разрушения в Дейр-эль-Бахри и предпринятая Тутмосом III коренная перестройка Карнакского храма в глазах сторонников личной мести Тутмоса преследовала чуть ли не единственную цель - уничтожить всякое воспоминание о правлении Хатшепсут. В частности, обелиски Хатшепсут в Карнаке между IV и V пилонами (привратными башнями) Тутмос III приказал заложить камнем почти до самого верха, а "Красная Часовня" для священной ладьи Амона-Ра и некоторые другие сооружения были впоследствии разобраны или перестроены18. Памятники Хатшепсут за пределами Фив также не избежали вмешательства: Тутмос III приказал внести изменения в декор нубийских храмов в Бухене, Семне и Кумме, хотя в святилище богини Пахет в Спеосе-Артемидосе переделка картушей царицы принадлежит не Тутмосу III, а Сети I19.

Эти посмертные "репрессии" долгое время расценивались как следствие личной ненависти Тутмоса III к Хатшепсут и резкого поворота придворной политики на возобновление завоеваний. Имея приверженцев, царица, безусловно, имела тайных и, возможно, явных противников, вероятнее всего, в лице военной знати, оттесненной при Хатшепсут от власти сановниками-администраторами и жрецами. Прекращение крупных военных кампаний, нацеленных на расширение египетского господства и захват добычи, должно было вызывать недовольство военных. Впрочем, остается вопрос, почему Тутмос III не уничтожил все изображения царицы без исключения и не разрушил полностью ее поминальный храм в Дейр-эль-Бахри, из которого были лишь удалены ее статуи и переделаны рельефы и тексты (но не все). По определению У. Баджа, "странно не то, что он (Тутмос III. - В. Б.) разрушил так много, а то, что он не разрушил еще больше"20.

Храм в Дейр-эль-Бахри был предназначен не только для поминального культа царицы, но был посвящен и другим божествам, и прежде всего Амону-Ра, богу самого могущественного жречества, с которым фараон не мог не считаться. Тем не менее, это не помешало Тутмосу III провести значительные работы по перестройке в храме Амона-Ра в Карнаке, приписав некоторые из построек Хатшепсут себе или же уничтожив их. Но все эти изменения и спорадические разрушения не выглядят строго последовательными и наводят на мысль о том, что Тутмос III действовал, руководствуясь не личной местью, а какими-то иными соображениями. Так, изображения и имена Хатшепсут порой сбиты в незаметных или затененных местах, в то время как

стр. 155

оставлены неповрежденными в местах видимых и доступных. Например, в святилище Хатхор в Дейр-эль-Бахри два изображения Хатшепсут оставлены нетронутыми, не уничтожены и два рельефа на южной стене святилища, а одно оставлено в нише, в глубине вестибюля солнечного двора. Под "портиком Пунта" изображение двойника царицы также не было уничтожено. Порой одни картуши сбиты, а другие нет. Иногда, напротив, изображение и имя стесаны с большой тщательностью21. В целом характер уничтожения рельефов, изображающих Хатшепсут, отличается некоторой спецификой - многие ее фигуры, хотя и сбиты, но не изглажены полностью, поэтому сохранились ясно различимые общие контуры, в отдельных местах можно даже прочитать некоторые надписи. По-видимому, ко времени прекращения кампании ликвидации изображений Хатшепсут-фараона рабочие просто не успели довести начатое дело до конца.

Наиболее вероятно, что в намерения Тутмоса III не входило разрушение храма царицы, который он, очевидно, хотел превратить в мемориальное святилище в честь своих предков Тутмосидов. Картуши Хатшепсут оказались большей частью замененными даже не именами самого Тутмоса III, а именами его предшественников - деда и отца, Тутмоса I и Тутмоса II. Скорее всего, разгадка роли, которую отводил Тутмос III храму Хатшепсут после устранения в нем памяти о царице, находится на его верхней террасе. Сцены, расположенные там, были полностью изменены после ее смерти. Новый декор, хотя и содержит сходную тематику (коронование царицы Амоном), но новый текст относится к Тутмосу I, а в остальных сценах главным действующим лицом становится Тутмос II. Внесенные изменения должны были рассказывать о предшественниках именно Тутмоса III, а сам храм - служить их культу.

Кто являлся инициатором этих уничтожений и замещений имен теперь не вызывает сомнений, однако раньше картина не была столь ясной. В труде, изданном в 1896 г. и переработанном к 1932 г., египтолог Зете, неверно истолковав последовательность правлений, доказывал, что обновления могли быть произведены лишь владельцами картушей в той последовательности, в которой эти правители возвращались на престол после диктатуры Хатшепсут. В свою очередь исследователь храма Хатшепсут и издатель его рельефов и текстов Э. Навилль придерживался мнения, что обновления были произведены позднее, в эпоху Рамессидов. Обе точки зрения были отвергнуты историком Мейсром и археологом Уинлоком, которые возвратились к более простой точке зрения, предшествовавшей сложной гипотезе Зете. В 1933 г. после нового тщательного изучения всех доступных картушей У. Ф. Эджертон заключил, что почти все эти изменения и обновления были совершены Тутмосом III, целью которого было укрепить свои династические права на престол. Изучив все саркофаги этого периода, У. Хэйс подтвердил выводы Эджертона22.

Интересен тот факт, что даже изменения картушей, принадлежавших правительнице, Тутмос III осуществил не сразу после начала единоличного правления, а по прошествии некоторого времени после смерти Хатшепсут. На основании интерпретации одной из сцен "Красной Часовни" Хатшепсут Навилль выдвинул точку зрения: "... все недавно обнаруженные документы доказывают, что, если Тутмос III и был инициатором каких-нибудь из этих повреждений, то он не начинал с этого своего царствования, и они также не были сделаны в первые годы его правления. Отношения между тетей и племянником были лучше, чем можно было полагать; это исключает идею о принадлежности Тутмоса к смерти Хатшепсут"23. Навилль справедливо считал, что "Красная Часовня" может содержать ключ к разгадке начала преследования имен и изображений Хатшепсут. В статье, посвященной этой проблеме24, египтолог Ч. Нимс пришел к заключению, что уничтожение имен и изображений Хатшепсут на блоках кварцитовой часовни и на ее карнакских постройках имело место в поздние годы правления Тутмоса III. Проанализировав характер повреждений изображений царицы на блоках "Красной Часовни", Нимс сделал вывод, что их уничтожение не являлось следствием последовательной акции, было ограниченным и имело место незадолго перед тем, как Тутмос приказал разобрать часовню для священной ладьи, то есть около 42-го года правления. Более того, Нимс считал, что именно Тутмос III завершил отделку "Красной Часовни". "Уничтожение ее (Хатшепсут. - В. Б.) имен и изображений в сценах ее красной кварцитовой часовни в Карнаке едва ли началось до того, как она была разобрана; вероятно, в то время, когда Тутмос III решил возвести свою собственную часовню для барки Амона из красного гранита. Предполагалось, что это произошло в течение или после 46 года его правления"25. П. Лако 26 подтвердил заключения Нимса, отметив также, что декор верхних регистров, осуществленный Тутмосом III, был выполнен менее тщательно, чем остальные. Незавершенное состояние "Красной Часовни", согласно Лако, было результатом изменений планов Тутмоса III, задумавшего заменить существующую постройку своей

стр. 156

собственной. В этой связи становится объяснимым несистематический и эпизодический характер ликвидации изображений и картушей Хатшепсут на блоках часовни: ее фигуры и картуши были стесаны тогда, когда блоки разобранной часовни уже находились на земле и их поверхности не были в равной степени доступны рабочим27. Отчасти то же самое можно наблюдать и в Дейр-эль-Бахри, где ликвидация памяти царицы не была доведена до конца. Однако, здесь damnatio memoriae (осуждение памяти), вероятно, началось раньше всего, так как по наблюдению Уинлока ко времени снятия статуям было не более пяти лет. Они не очень долго простояли на открытом воздухе, чтобы подвергнуться воздействию внешней среды, и их скорое захоронение во многом послужило тому, что их краски практически не пострадали28.

На основании вышеизложенной суммы фактов полагаем, что личная месть Тутмоса III не была подлинным мотивом damnatio memoriae Хатшепсут. "Предположение об истреблении, вызванном ненавистью Тутмоса к Хатшепсут, должно быть поставлено под сомнение, так как 20 или более лет - слишком долгий срок, чтобы таить злобу, не предпринимая меры по уничтожению"29. Разрушение построек Хатшепсут в Карнаке было связано со строительными планами самого Тутмоса III, так как именно после 42-го года правления был возведен его знаменитый "Зал Анналов". На заложенных до половины обелисках Хатшепсут между IV и V пилонами имена, надписи и изображения царицы остались нетронутыми. Не содержит признаков преднамеренного осквернения при Тутмосе III и гробница Хатшепсут в Долине Царей. Сооружения правительницы на периферии также пострадали в различной степени.

Остается еще вопрос, почему Тутмос III инициировал широкое преследование памяти царицы так поздно, через 20 лет после ее смерти. Необходимость damnatio memoriae возникла под конец правления Тутмоса III и, как представляется, была продиктована стремлением Тутмоса III обеспечить беспрепятственный переход власти к своему наследнику - Аменхотепу II30. Косвенным подтверждением такого объяснения действий Тутмоса III служит тот факт, что изображения Хатшепсут в рамках иконографии царицы (но не царя) не подверглись целенаправленному разрушению и то, что после воцарения Аменхотепа II преследование памяти Хатшепсут сразу же прекратилось. Следовательно, если бы Тутмос III действительно питал личную ненависть к царице, то представляется логичным, что он постарался бы уничтожить все изображения и картуши Хатшепсут.

Наиболее убедительным мотивом преследования памяти Хатшепсут являлись соображения политического характера, поскольку существование женщины-фараона создавало опасный прецедент для последующих наследников престола мужского рода, которым женщины могли составить конкуренцию. Скорее всего, именно этим следует объяснить и "редактирование" надписей и картушей в храме Дейр-эль-Бахри при Рамсесе II, начертавшем в некоторых местах свое собственное имя. Примечательно, что кроме картушей Хатшепсут в ее титулах и эпитетах уничтожали и грамматические показатели ее пола. Таким образом, преследование памяти Хатшепсут было следствием отрицания самой идеи правления женщины в качестве царя, не включенной, поэтому, ни в перечень "Зала Предков"31, возведенного Тутмосом III в Карнаке, ни в другие известные царские списки32.


Примечания

1. Даты даны по: Clayton P. A. Chronicle of the Pharaohs. The Reign-by-Reign Record of the Rulers and Dynasties of Ancient Egypt. L. 1994.

2. Картуш - овальная рамка, в которую вписывались тронное и личное имя царя.

3. GABOLDE L. Monuments decores en bas relief aux noms de Thotmosis II et Hatchepsout a Karnak. T. I. Le Caire. 2005, p. 172.

4. Hatshepsut. From Queen to Pharaoh. New York. 2005, p. 267.

5. SETHE K. Die Thronwirren unter den Nachfolgern Konigs Thutmosis I, ihr Verlauf und ihre Bedeutung. Leipzig. 1896: ejusd. Das Hatschepsut-Problem. Berlin. 1932.

6. GARDINER A. H. Egypt of the Pharaohs. An introduction. Oxford. 1961, p. 182.

7. ТУРАЕВ Б. А. История Древнего Востока. Т. I. Л. 1935, с. 262, 265.

8. История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. II. Передняя Азия. Египет. М. 1988, с. 434.

9. GARDINER A. H. Op. cit., p. 187.

10. История Востока. Т. I. Восток в древности. М. 2000.

11. Более чем сомнительное утверждение, учитывая наличие картушей и изображений Тутмоса III (хотя и немногочисленных) в декоре храма "Джесер Джесеру" (Дейр-эль-Бахри), в "Красной Часовне" в Карнаке, на синайских стелах и более мелких предметах.

стр. 157


12. История Востока. Т. 1, с. 375.

13. WINLOCK H. E. Excavations at Deir el-Bahari 1911 - 1931. New York. 1942.

14. TYLDESLEY J. Hatshepsout, la femme pharaon. 1997, p. 253.

15. Hatshepsut. From Queen to Pharaoh, p. 272, 273.

16. МАТЬЕ М. Э. Искусство древнего Египта. Л. - М. 1961, с. 249 - 250.

17. TYLDESLEY J. Op. cit, p. 252.

18. Следует подчеркнуть, что снос и узурпация фараонами памятников своих предшественников имели место и до, и после Тутмоса III, что, естественно, невозможно объяснить личной ненавистью и подобными мотивами. В данном случае уместно вспомнить, что в процессе перестройки Карнакского храма Тутмосом III были уничтожены и сооружения его деда, Тутмоса I.

19. RATIE S. La Reine Hatchepsout. Sources et problemes. Leiden. 1979, p. 307, 308.

20. Ibid., p. 308.

21. Ibid., p. 307 - 308.

22. GARDINER A. H. Op. cit., p. 182 - 183.

23. DAVIS TH. M. The Tomb of Hatshopsitu. L. 1906, p. 71 - 72.

24. NIMS CH. F. The date of dishonoring of Hatshepsut. - Zeit schrift fur agyptische Sprache und Altertumskynde (ZflS). Leipzig-Berlin. 1966, N 93, p. 97 - 100.

25. Ibid., p. 100.

26. LACAU P., CHEVRIER H. Une Chapelle d'Hatshepsut a Karnak. Le Caire. Vol. I. 1977. Vol. II. 1979.

27. DORMAN P. F. The Monuments of Senenmut. Problems in Historical Methodology. L. 1988, p. 51, 54.

28. WINLOCK H. E. Op. cit, p. 159.

29. NIMS CH. F. Op. cit., p. 100.

30. Было даже выдвинуто предположение, что помимо будущего Аменхотепа II существовал другой претендент на престол по линии Яхмесидов, к которой по матери, царице Яхмес, принадлежала Хатшепсут. Hatshepsut. From Queen to Pharaoh, p. 269.

31. Так называемая "Chambre des Ancetres" находится в Лувре.

32. В царских списках Карнака, Абидоса, Рамессеума и Мединет-Абу, предназначенных для культового поминания умерших царей, имени Хатшепсут нет, хотя есть основание предполагать, что оно могло быть в Туринском царском списке. К сожалению, в настоящее время соответствующее место в папирусе утрачено.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/Преследование-памяти-женщины-фараона-Хатшепсут

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Қазақстан ЖелідеКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. А. Большаков, Преследование памяти женщины-фараона Хатшепсут // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 08.10.2020. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/Преследование-памяти-женщины-фараона-Хатшепсут (дата обращения: 23.12.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - В. А. Большаков:

В. А. Большаков → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Қазақстан Желіде
Астана, Казахстан
1623 просмотров рейтинг
08.10.2020 (1537 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
визит Президента в Смарт-центр
Каталог: Педагогика 
14 часов(а) назад · от кто-то
ПЕРСПЕКТИВЫ ЛЕВАНТА В СВЕТЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА ОТ СРЕДНЕГО К ВЕРХНЕМУ ПАЛЕОЛИТУ
Каталог: История 
Вчера · от Urhan Karimov
DAVID LAZAREVICH BRODYANSKY - 75 YEARS OLD
Каталог: Вопросы науки 
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
КАСАР-КУРУГ: ЗАПАДНАЯ СТАВКА УЙГУРСКИХ КАГАНОВ И ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ ПОР-БАЖЫНА
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
К ВОПРОСУ О "ВОСТОЧНОМ" НАПРАВЛЕНИИ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРА СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В ЭПОХУ БРОНЗЫ
Каталог: История 
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
EXPERIENCE IN STUDYING WOODEN BURIAL STRUCTURES DURING EXCAVATIONS OF ARCHAEOLOGICAL SITES
Каталог: История 
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
ПОГРЕБАЛЬНО-КУЛЬТОВЫЙ КОМПЛЕКС АЛАКУЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОСТОЧНОМ ОРЕНБУРЖЬЕ
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
ANTHROPOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE POPULATION OF THE SOUTHERN TAIGA IRTYSH REGION (based on the materials of the burial grounds of the Ust-Ishim archaeological culture at the turn of the first and second millennium AD)
4 дней(я) назад · от Urhan Karimov
СЕРЕБРЯНОЕ БЛЮДО СО СЦЕНАМИ БОРЬБЫ ИЗ НИЖНЕГО ПРИОБЬЯ
4 дней(я) назад · от Urhan Karimov
КИНЖАЛЫ ФОФОНОВСКОГО МОГИЛЬНИКА ИЗ КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ БУРЯТСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА СО РАН: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ТРАСОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Каталог: История 
4 дней(я) назад · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

Преследование памяти женщины-фараона Хатшепсут
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android