События последних месяцев, и прежде всего волна международного терроризма, докатившаяся до России, вызвали к жизни много вопросов, сама постановка которых еще недавно казалась абсолютно невероятной. Среди них национальная проблема в России. Правда, ее обсуждение идет в основном, что называется, на бытовом уровне - на кухнях квартир, в заводских цехах, в общественном транспорте. Однако в последнее время в дискуссии все чаще вовлекаются газеты и журналы, радио и телевидение. Налицо тревожная тенденция: среди значительной части населения растут и набирают силы неприязнь к "лицам кавказской национальности", которых многие идентифицируют с чеченскими бандитами, слышны высказывания в пользу ограничения въезда в столицу и проживания в Москве жителей южнороссийских национальных республик , а также закавказских и центральноазиатских стран СНГ. Между тем, проблема статуса и условий проживания людей некоренных национальностей - отнюдь не сугубо российская. Такие диаспоры есть во многих государствах, и "встраивание" их в иную страну и иную культуру - процесс не всегда простой и легкий. Тем не менее, мировая практика накопила изрядный опыт цивилизованного решения этих вопросов. Национальные диаспоры не только "уживаются" с коренным населением, но играют важную, а подчас незаменимую роль в общественной и культурной жизни стран, ставших для сотен тысяч, а то и миллионов людей второй родиной. Поучителен опыт США, где на протяжении десятилетий с англоязычным ирландским и африканским большинством сосуществуют китайская, пуэрториканская, мексиканская, филиппинская и другие диаспоры. Интересный опыт "врастания" в американское общество филиппинской диаспоры рассматривается на примере Калифорнии - региона многоязычного и полиэтничного.
По последним подсчетам, численность филиппинцев, проживающих за пределами своей страны, превышает пять миллионов человек, и с каждым годом эта цифра растет. Они перевели на родину за последние 10 лет около 18 миллиардов долларов - это самый большой источник поступлений иностранной валюты в страну. Особенно много филиппинцев в странах Ближнего Востока, где они работают
стр. 42
в сфере обслуживания, в Гонконге и Сингапуре, где используются главным образом в качестве домашней прислуги, а также в США. Численность филиппинской общины в Соединенных Штатах на сегодня, по официальным данным, составляет 1,4 миллиона человек (по неофициальным - около 2 миллионов); большая часть из них живет в Калифорнии.
История филиппинской общины в Калифорнии насчитывает не одно столетие. В 1565 году испанцами было положено начало торговли, основной целью которой была поставка азиатских пряностей, посуды и тканей в Мексику для дальнейшей переправки в Европу. В обмен на эти товары на Филиппины доставлялось мексиканское серебро. Первые филиппинцы прибыли в Южную Калифорнию в район Санта-Барбары на борту торгового судна "Сан-Педро", отплывшего с острова Себу Филиппинского архипелага.
К концу XVIII века на всем протяжении побережья от Сан-Диего до Сан- Франциско была построена сеть католических миссий. По сохранившимся сведениям, некоторые филиппинцы последовали за монахами и начали новую жизнь в Новом свете.
Следующий этап взаимоотношений между Филиппинами и Калифорнией наступил уже тогда, когда она стала частью США. На одном из фешенебельных отелей на центральной улице Сан-Франциско Маркет сейчас установлена мемориальная доска, посвященная национальному герою Филиппин Хосе Рисалю. Он останавливался здесь на три дня в мае 1888 года, а затем продолжил свое путешествие на поезде, который провез его через всю страну.
Связь между Сан-Франциско и Филиппинами заметна при первом же знакомстве с городом. Посреди Юнион Сквер, в деловом центре города, стоит памятник, "...воздвигнутый гражданами Сан-Франциско в ознаменование победы американских военно-морских сил под командованием командора Джорджа Дьюи в Манильской бухте", как гласит надпись на постаменте.
После окончания войны филиппинцы получили статус "националов", в соответствии с которым могли беспрепятственно иммигрировать в США. Тем не менее, не будучи американскими гражданами, они были лишены многих прав. Первая волна филиппинской иммиграции в США приходится на 1903-1934 годы. Это были в основном "пенсионадос"- молодые филиппинцы, которых в соответствии с программой, принятой в 1903 году, направили на учебу в США; эта программа финансировалась американским правительством. Предполагалось, что, помимо получения знаний, молодые филиппинцы познакомятся с основами демократического государственного устройства, чтобы потом перенести все это на свою, национальную почву. Кроме "пенсионадос", в период с 1910-го по 1938 год в США обучалось около 14 тысяч "независимых" студентов, приехавших с Филиппин не по приглашению американского правительства, а по собственной инициативе.
В состав первой волны иммиграции входило также большое число сельскохозяйственных рабочих. Так, если к 1910 году на Гавайи приехало около четырех тысяч филиппинцев, то в период с 1925-го по 1929 год - 44 тысячи. Филиппинцы, работавшие на Гавайях, мигрировали в основном в штаты Тихоокеанского побережья США. И, отработав контрактный срок, например на сборе аспарагуса, они перемещались в другие районы или штаты -Калифорнию, Орегон, Вашингтон, чтобы и там заняться сбором других, более поздних фруктов и овощей. В отличие от японских и китайских иммигрантов филиппинцы в основной своей массе не селились в строго определенных мес-
стр. 43
тах всей общиной, а мигрировали по штатам в зависимости от того, где была работа. О жизни и быте филиппинских иммигрантов той эпохи мы знаем из произведений Карлоса Булосана, прошедшего путь от сельскохозяйственного рабочего до первого англоязычного писателя- филиппинца, получившего известность в США. О себе и своих товарищах - "американских филиппинцах" - он рассказал в автобиографической повести "С Америкой в сердце".
Филиппинцы, которые оседали в городах, работали поварами, официантами, домашней прислугой, дворниками, шоферами. В Сан- Франциско они жили в гостиницах-пансионах в районе улицы Кирни недалеко от "Чайна тауна" - "Китайского города"; этот район получил название "Манила таун". В отдельные годы число его жителей достигало 10 тысяч человек, включая сезонных рабочих, находивших здесь временную работу и жилье. Большинство иммигрантов первой волны, выходцы с Северного Лусона и Висайских островов, были неженатыми, физически крепкими мужчинами в возрасте от 18 до 25 лет.
Второй этап филиппинской иммиграции начался в 1945 году. Во время второй мировой войны были созданы две боевые части, состоявшие из филиппинцев, проживавших в США. Помимо этого, тысячи филиппинцев - непосредственно жителей страны - боролись плечом к плечу вместе с американской армией против японских войск. После войны им было разрешено привезти в США свои семьи. Это привело к тому, что число выходцев с Филиппин в период с 1940-го по 1960 год в США более чем удвоилось.
В начале 50-х годов многие филиппинцы переехали из сельскохозяйственных районов США в города. Значительная часть филиппинской общины в Сан-Франциско поселилась вначале в уже упоминавшемся районе Южного Маркета, затем перебралась в район Миссии, а впоследствии осела в Дэйли Сити.
Третья, и самая многочисленная, волна филиппинской иммиграции началась после принятия так называемого "Иммиграционного акта" 1965 года, который увеличил квоту на ежегодный въезд филиппинцев в США со 100 до 20 тысяч человек. В настоящее время в США с Филиппин ежегодно иммигрируют около 65 тысяч человек. Эти люди значительно отличаются от своих предшественников. В основной своей массе они являются квалифицированными специалистами с хорошим знанием английского языка. Доля мужчин и женщин среди приезжающих в Америку теперь сбалансирована, многие иммигрируют семьями.
Если раньше "американские филиппинцы" имели низкий уровень доходов и принадлежали в подавляющем большинстве к числу рабочих, то теперь многие представители иммигрантов второго и третьего поколений, получив хорошее образование в американских университетах, вливаются в ряды "белых воротничков", работая бухгалтерами, врачами, инженерами, преподавателями, редакторами. Особым спросом пользуются филиппинские медицинские работники - сестры и сиделки, которых можно встретить в любой поликлинике и больнице, доме престарелых. Хорошо зарекомендовав себя, они без труда находят работу в США.
Новое поколение литераторов-филиппинцев в США продолжает традицию, начатую более полувека назад К. Булосаном: они становятся как бы голосом общины, выражая ее чаяния и стремления. Так, одна из недавних повестей Джессики Хагедорн "Гангстеры любви" - это во многом автобиографическая история недавней иммигрантки - поэтессы и певицы, пытающейся найти свое место в американском шоу-бизнесе. Родившаяся на Филиппинах, Хагедорн провела свою юность в Сан-Франциско, где заявила о себе как яркая представительница филиппино-американских писателей нового поколения. Особое место в ее творчестве занимает исследование влияния Америки на филиппинскую культуру.
Сейчас филиппинцы - самая большая группа выходцев из Азии, живущая в Калифорнии. Таково следствие притока большого числа новых иммигрантов и высокого уровня рождаемости среди них. В США, как и непосредственно на архипелаге, филиппинские семьи очень большие, под одной крышей живут даже дальние родственники, а также многочисленные "компадрес" - крестные отцы и матери.
При этом филиппинцы, включая молодое поколение, отнюдь не стопроцентно американизировались, не порвали со своей традиционной культурой. В среде филиппинской молодежи активно идет процесс поисков своей самобытности, изучения своих корней. Так, во многом в результате просьб студентов, в университетах и колледжах Калифорнии были открыты курсы по изучению языков Филиппин, истории и культуры страны.
Основным центром сосредоточения филиппинской общины в районе Сан- Франциско в настоящее время является его город-сателлит Дэйли Сити. По данным 1997 года, из 101500 жителей города почти треть составляют филиппинцы, поэтому он получил неофициальное название "Манила таун". Своеобразный стержень Дэйли Сити - торговый центр Сьеррамонте, где почти каждый второй говорит на одном из языков Филиппинских островов. Витрины ресторанов с такими названиями, как "Каса Манила", "Баррио Фиеста", "Манила Бэй Куизин", предлагают посетителям отведать такие блюда филиппинской кухни, как adobo, pancit, kare-kare, turon, и насладиться национальной музыкой. В продуктовых
стр. 44
магазинах, помимо филиппинских деликатесов, всегда в наличии "balykbayan boxes" - коробки, используемые для пересылки подарков многочисленным родственникам на родине. В киосках Дэйли Сити, Сан- Франциско, Сан-Хосе, Лос-Анджелеса и других центров проживания филиппинской общины всегда можно купить газеты и журналы, издающиеся и предназначенные для нее, такие, как Manila Bulletin USA, Philippine News, Filipinas.
В 1995 году филиппинский американец во втором поколении Майкл Гингона стал первым мэром-филиппинцем Дэйли Сити.
В Сан-Франциско в районе Южного Маркета, где также высок процент филиппинского населения, улицы названы именами филиппинских героев: Лапу-Лапу, Бони-фасио, Мабини и Рисаля. Неподалеку находится церковь Святого Патрика, имеющая один из самых больших филиппинских приходов; 80 процентов филиппинцев, живущих в Калифорнии, - католики.
Каждый год в центре Сан-Франциско проводится филиппино-американский фестиваль "Pistahan". Такое "традиционно-островное" название дано продолжающейся два дня - субботу и воскресенье -ярмарке под открытым небом. Фестиваль включает в себя парад "Жемчужина Востока" по центральным улицам города, как бы перенося всех его участников на гостеприимные Филиппины: вот идут разодетые в костюмы с тончайшей вышивкой филиппинские красавицы, на смену им появляются воины с копьями, словно явившиеся сюда из глубины веков, за ними в белых халатах проходят представители организации медицинских сестер, студенческих братств. Все улыбаются и приглашают поближе познакомиться с филиппинской культурой на главной площадке праздника. В 1999 году перед началом фестиваля в церкви Святого Патрика был отслужен молебен. В обращении церковных деятелей к народу говорилось о политике ненасилия и о семейных ценностях, которым в среде выходцев с Филиппин придается огромное значение.
Праздник завершился выступлением филиппинских танцоров, певцов и театральных коллективов. В нем приняли участие ансамбли фольклорного танца, поразившие публику своим мастерством, исполняя номер с глиняными вазами на голове. Там же можно было отведать блюда национальной кухни и приобрести сувениры. Насладиться фиестой пришли целые семейные кланы филиппинцев. Спонсорами этого мероприятия стали многочисленные филиппино-американские фирмы, занимающиеся, в частности, туризмом и перевозкой грузов на Филиппины. Праздник нашел широкое освещение в программе местного телевидения, ведущейся на тагальском языке.
Музеем Восточного искусства Сан-Франциско недавно была организована выставка произведении филиппинских художников "На родине и за ее пределами", где были представлены работы филиппинцев молодого поколения. Это была первая выставка такого рода в США, посвященная целиком современному филиппинскому искусству. Художники, живущие как на Филиппинах, так и за их пределами, представили на суд зрителей работы, где затрагивались темы исторического наследия, самоопределения, культуры, иммиграции, пытаясь найти ответ на вопрос "что значит быть филиппинцем в конце XX века?". В рамках выставки музеем также были организованы циклы концертов и лекций, на одной из которых известный филиппинский писатель Франсиско Сиониль Хосе представлял свои произведения.
История филиппинской общины в США - неопровержимое доказательство того, что национальная диаспора вполне может стать неотъемлемой составляющей коренной нации, сохраняя при этом свои культурные и национальные корни и поддерживая связи со страной происхождения.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |