Ойраты и калмыки - два самостоятельных этноса. По этому поводу в науке издавна существуют разные мнения. Одно из них - ойраты это предки; а калмыки - потомки. Но как образовались эти этносы, ученые до сегодняшнего дня не дают вразумительного ответа.
Степная окраина Киевской Руси (сегодняшние степи Поволжья и Предкавказья) была сначала "Землей незнаемой", "Большим лугом" и, наконец, "Диким полем". К XVIII в. с помощью своих "союзников-калмыков" Россия присоединила эти земли к своей территории, считал Л. Н. Гумилев в отношении региона, большую часть которого ныне занимает Республика Калмыкия1 . Как ойраты, так и калмыки это "новообразования" закономерного и непрерывного процесса этногенеза, его два плода. Первый зародился в конце XII в. и зрел до середины XVI в., а второй - к 60-м годам XVII в. и увенчался образованием Калмыцкого ханства. Ойраты и калмыки носили много разных названий. Каждое из них на определенном этапе либо являлось самоназванием, либо обоснованно претендовало на эту роль, исходя из судьбы, роли в истории Азии, психологии носителя этого названия.
Калмык, хорошо знающий собственную историю и язык, когда его попросят рассказать об этнических предках своего народа, обязательно назовет ойратов - разноязычную конфедерацию племен с вариацией названий: öлют[д], ööрд, дöрвн ööрд (на калмыцком языке они переводятся соответственно: обиженные, близкие, четверо близких, родственные), а одновременно еще и добавит: "улан залата хальмг" (с красной кистью на головном уборе), халимаг - монгольское слово - "хали" (парить) и субэтнос, к которому он сам сегодня принадлежит, как компонент своего народа: торгоут, дербет или хошоут. И кем бы из этих трех ни был этот собеседник, он обязательно перечислит десятки родов своего племенного подразделения с самоназваниями, указывающими на происхождение от древнейших хуннов, сяньбийцев, тюркютов, найманов, меркитов, хоринцев и других этносов, относившихся к тюркской, финно-угорской, монгольской группам алтайской языковой семьи. В качестве доказательства глубокой древности генеалогического древа своего племени и народа он сошлется на составленные учеными этническую карту, генеалогический настенный календарь и новейшие монографические исследования2 .
Ойраты и калмыки - яркий пример двоякости процесса этногенеза. На основе самоуничтожения одних этнических образований, зарождались другие, новые. В конце XII - начале XIII века у большинства древних этносов Центральной Азии иссякли "внутренние силы", так называемый "Дух огня". Из среды совершенно разноязычных этносов выплеснулось огромное количество людей "ут-у дура-й-ин" (по Гумилеву, пассионарии). Все они примкнули к Темуджину (будущему Чинхисхану). К таковым
Бембеев Валентин Шорголдаевич - кандидат исторических наук, директор Калмыцкого филиала научно-издательского центра "Контекст". Элиста.
стр. 157
относились роды и племена ойратской конфедерации, традиционно восходившие к древнейшим народам.
Процесс объединения племен и народов Центральной Азии, характерный для эпохи Чингисхана, приводил к смешению этноформаций и образованию новых, из коих наиболее наглядным являлся раздел формации "дарлекин". Учтем специфичность тюркского и монгольского языков того времени и сделаем оговорку: слова при произношении приобретали несколько иное, чем сегодня, звучание и смысловую окраску из-за трансформации отдельных согласных и гласных звуков. Название "дарлекин" должно было читаться по-монгольски "тöрблекун", что понимается как "родственники, родственные". По Рашид-ад-Дину, все 20 подразделений формации "дарлекин-тöрöлекун": "джалаир, сунит, татар, меркит, курлаут, тулас, булагачин, керемучин, урасут, татамих, таргут (торгоут), ойрат, барг(к)-ут, к(х)ори, теленгут, урянка, курх(г)-ан, сухат..." - всего 18 из двадцати (2 наименования пропущены или самим Рашид-ад-Дином, или переписчиками), были родственными. Разговаривая между собой, они все понимали друг друга3 .
Военно-административные, социально-экономические и многие другие образования, переплетаясь друг с другом, в связи с формированием империи Чингисхана, непосредственно влияли на процесс этногенеза. Этому есть доказательство. В "Тайной истории монголов" (Юань Чао би ши) или "Сокровенном сказании", в параграфах 224 - 227, 278 и др., встречаются два взаимодополняющих и взаимораскрывающих содержание выражения: "ойро-уд-у йабуксан улус" и "уд(т)-дури(а)-й-ин" - дословно "люди, входившие (в) ойраты" или, может быть, "люди, ходившие (в) ойратах по длинной (цепи) подражания". По Гумилеву, это были люди, оказавшиеся в "полосе свободы". В условиях повсеместного кипучего процесса этногенеза все племена и народы подвергались ассимиляции и могли сделать либо ошибочный, либо правильный выбор.
Этногенетический процесс был как бы "запрограммирован в планетарном масштабе". По мнению Гумилева, при Чингисхане и первых его преемниках это территориально выразилось в империи Юань в Китае и Монголии; царстве ильханов в Иране; Джагатайском ханстве в Средней Азии (Мавераннахр) и Джучиевом улусе, включавшим Золотую орду, Белую орду на Иртыше и Синюю орду - кочевья от Тобольска-Тюмени до Аральского моря. В конце XIV в. ойкумена "монголосферы" развалилась, "сохранив, по Гумилеву, лишь, как осколок дурбэн-ойратов" (по-калмыцки дöрвн ö öрд) - четыре близкородственных племени, субэтносы которых "не потеряв жизнеспособности", под своими самоназваниями торгоутов во главе с Хо-Урлюком, дербетов, руководимых тайшей Далай-Батыром, и части хошоутов в конце XVI в. территориально оказались в пределах России, а большая часть ойратского этноса - джунгары осталась в Джунгарии, то есть в Западной Монголии, на границе с Китаем. В 1759 г. джунгары в большинстве своем были истреблены китайцами. Этот вывод Гумилева, как и его утверждение, что "дурбэн-ойраты" были сосланы Чингисом в Западную Монголию и там смешались с тюркским этносом, благодаря чему в их языке много тюркизма"4 , соединяет по существу две проблемы: происхождение ойратов и их судьбы. Чтобы решить эти проблемы надо заново подвергнуть анализу массу известных науке источников, глубже вникнуть в содержащуюся в них информацию, под новым углом зрения рассмотреть ее, осмыслив и сопоставив сведения, приводимые разными авторами.
Начнем хотя бы с того, что на карте "Этнического состава калмыков (конец XIX - начало XX в.)" внутри торгоутов, дербетов и хошоутов волжских калмыков перечисляются зюнгары, баруны, загуры, кетулы, кешигтены, тугчинеры, менгняхины. Исследование происхождения этих субэтносов проливает свет на весь процесс формирования ойратской племенной конфедерации или, как выражается Гумилев, "союза четырех племен". Зюнгары или джунгары - два слова монгольского происхождения. Смысл их один: левая рука - в понимании стороны. Во времена Чингисхана так назывались подразделения, державшие левый фланг армии. Люди, служившие в подразделениях левого фланга, назывались "зюн гара кун". Из них сложилось военно-служилое сословие, образовались роды, со временем выросшие в племя зюнгаров или джунгаров. То же произошло и с барунами, служившими на правом фланге, загурами, стоявшими в центре военного строя, кептулами - служилыми ночной стражи (лежавшими [на траве] во время дозоров), кешигтенами - сословием внутренней охраны ставки, тугчинерами - отвечавшими за святость и сохранность знамен - тугов, менгняхинами - служилыми "мингенов" - полков, численностью в тысячу человек каждый.
Начало новому, уже не традиционному процессу этнообразования положило создание нукерства Темуджина, переросшего в институт "кешигтенов" (когда Темуд-
стр. 158
жин был избран ханом в 1182/1186 г., в этих датах у авторов имеются расхождения) в кругу нойонов - претендентов на монгольский трон. Известны его первые нукеры: Боорча, Борохул, Чжэлмэ, Аргас, Алчидай, Мухали, испытанные в облавных охотах, во время угона скота грабителями, при освобождениях из многочисленных пленов. Когда же, только что провозглашенный Чингисхан определил место под Орду - свой упорядоченный стан, по обеим берегам Онона, где возвышалась гора Бурхан-халдун, было объявлено о создании полков - "мингенов" гвардии охраны. По этому поводу арабский историк Джувейни замечал: "Когда... звезда удачи поднималась вверх..., Чингисхан... допустил ойратов в число командиров и они начали пользоваться его благоволением..."5 . Чингисхановские "кешиги" (гвардейские формирования) - полки мингенов располагались следующим образом: "минген" ойратов во главе с Укай Караджу - в центре, слева кочевала тысяча - минген Удачи из родственного ойратам племенной ветви "хоин" племени урянха. За ним - "минген из племени тумет (тумат)", снабжавших ойратских витязей "луноликими невестами". От этого же племени шло ответвление торгоутов, вождем которых был Татула Сухар. Справа Орду - ставку охраняли мингены булагачинов, керемучинов, также родственных ойратам. По Рашид-ад-Дину и автору "Родословия тюрков", арабу Абуль Гази, в этих мингенах - тысячах (полках) в общем кешиге (гвардии) числились полки торхаутов - торгоутов под командованием Мухали; "неге минген торхаут" (тысяча торгоутов) Доголху-черби; "неге минген торхаут" Додая-черби; "неге минген торхаут" Алчи нойона; "неге минген торхаут" Архая..."6 . Постепенно все первоначальные нукеры Темуджина в кешигах Чингисхана стали командирами мингенов - полков торхаутов. Так, кереит-ский нойон Кисван, младший брат Онг (Ван) хана, поступив на службу Чингисхану, привел своих 200 торхаутов, рослых, статных бойцов. У калмыцкого летописца Батур-Убаши Тюменя они именуются "торгод нойдудын турун икэ улус" (статные, рослые люди первых торгоутских нойнов. - В. Б .)7 .
По "Сокровенному сказанию", из племени "дурбан" сформировались "доирбан кесек-ут" (четыре формирования кешигов). Из источников видно, что число "доир-байн" (четыре) вообще имело для Чингисхана мистическое значение: четыре сына, четверо орликов, четыре кулука, четыре кешига. Впоследствии выражение "доир-байн кесек-уд улус" превратилось в "доир-баин улус" - четыре народа - улуса и племя дербетов.
Название племени "хошоут", по Рашид-ад-Дину, произошло от слова "хош" - граница. Известно, что при Чингисхане были созданы специальные части для охраны границ империи. Пограничники - "хошуты" набирались по 2 человека из всех военных формирований. С этим связано происхождение племени хошоутов. Напомним, что хошоуты волжских калмыков ведут свою генеалогию от младшего брата Темуджина (Чингисхана) Хабуту Хасара и его сыновей. Когда Хабуту Хасар командовал подразделением кептаулов, он усилился настолько, что верховный шаман, Кэб-Тэнгри, заявил Чингисхану: "Небо колеблется: утвердить ли в царстве Темуджина - Чингисхана или его младшего брата Хасара..."8 . Это послужило причиной отстранения Хасара от участия в управлении империей. На историческую арену выходят хошоуты, их роды и племена, разбросанные по всем государствам - уделам чингисханидов, возглавляемым сыновьями Хасара. Сам же Хасар ушел в глубокий запой. Процесс консолидации ойратов в этнос, напоминает процесс образования казачества России из "вольных" людей - пассионариев. У ойратов этот процесс протекал в лоне общемонгольского движения, у казачества - общероссийского. Заметим, что генно ойратов-калмыков с середины XVII в. больше тянуло к взаимоотношениям с казачеством.
Фактом остаются свидетельства "Сокровенного сказания", летописи Рашид-ад-Дина и сведения Джувейни о том, что известный полководец, татарин - Аргун был ойратом, а его отец - Тайджу, также командовал ойратским мингеном торхаутов. К ойратам принадлежали все родственники монголов по женской линии, которых монголы при Чингисхане, Угедее и Мунке, называли "торгоутами" (Р. П. Храпачевский). Показывая пример того, как династические браки связывают народы, Чингисхан выдал свою дочь Чичиген замуж за Торолчи - сына ойратского вождя Худухая-беки. Последний, в свою очередь, выдал дочь Огул за внука Чингисхана, Мунке. Да и старший сын ойратского Худухая был женат на внучке Чингисхана. Рашид-ад-Дин вполне обоснованно писал, что четыре тумена состояли из ойратов, когда Худухай-беки подчинился Чингисхану. Все ойратское войско и монгольские военачальники были побратимами - сватами.
Ойраты при Чингисхане занимали очень ответственные должности, обеспечивали в монгольском государстве мир и спокойствие, безопасность государственных мужей - военачальников, битекчи и министров. Чингисхан полностью доверял им. Он уравнял начальников сторожевых частей с высшими чинами монгольской армии.
стр. 159
Названные выше верные нукеры Доголху, Додай были удостоены воинского знания "черби" - генерал-квартирмейстеров. Тысяцкие сторожевых частей (командиры полков) встречались с такими же почестями, что и командующие туменами - 10-ти тысячными армиями. Чингисхан неоднократно заявлял своим сановникам: "Государством управлять должен император. Ойраты же с их боеспособными частями должны осуществлять охрану внутренней безопасности страны во всех частях Света. Фундаментом же монгольского государства должны быть завоеванные страны и народы"9 .
Вступив на престол, после смерти отца, Угедей, полностью сохранил положение ойратов и их роль, отведенные им при Чингисхане. После смерти Угедея, его жена, Туракина, временно возглавив регентство, начала подкупать голоса в пользу своего сына, Куюка. Еще при жизни Угедея, советник Чингисхана (затем Угедея) ученый прокитайской ориентации Елюй-Чуцай, часто говорил: "Хан называется монгольским, а живем в окружении ойратов; доверяем им больше, чем своим подвластным монголам..."10 . Анализ параграфов "Сборника летописей" Рашид-ад-Дина, сведений сообщаемых Абуль Гази и Джувейни также дают основания заключить, что благодаря ойратам, все взрослое население Великой степи являлось "чингисханидами", - так велика была их пассионарность. Роль ойратов в империи "Великого потрясателя Вселенной" подробно раскрыта в монографиях Р. П. Храпачевского, И. Горненского11 .
Ойраты служили в Джучиевом улусе, Золотой, Белой, Синей ордах, Иране, Персии, Сирии, Египте, Китае, Тибете, Афганистане. Следы их пребывания, службы и вообще жизнедеятельности обнаруживаются и в наше время. Советские солдаты, воевавшие в Афганистане, не раз подтверждали правоту Н. К. Рериха, отмечавшего в 1926 г., что "хазарийцы этой страны говорят между собою на чистейшем торгоутском диалекте калмыцкого языка"12 .
Гумилев утверждал, что "ойраты были сосланы самим Чиигисом в Западную Монголию". Этот факт относится ко времени правления Куюка. Многие ойратские вельможи выражали недовольство подкупами Туракины и голосовали против Куюка. Когда Куюк все же пришел к власти, Елюй Чуцай внушал ему: "Ойраты игнорировали указ твоего отца Угедея о выдаче 4-х тысяч девушек замуж за монгольских батуров и спешно повыдавали замуж за своих родичей". Созданная по указу Куюка комиссия расследовала дело. Все виновные ойратские вельможи были казнены, а ойратские военные формирования - стойбища выселены за пределы "ханского двора", в "местность, лежавшую к западу от империи", Джунгарию, то есть "левосторонние земли".
Этот вопрос требует обстоятельного изучения: с ним связаны проблемы образования союзов "четырех ойратских" (доирбан ööбрд) и "сорока монгольских" (доичин монгол) племен, противостоявших друг другу до конца XIV века; возникновения новых этнонимов "элюд" или "ööлед", "ööред" в XIII/XIV вв.; существования ойратского государства в Джунгарии в XIV - XV вв.; его взлетов и падений до конца 50-х годов XVIII в. и другие вопросы, касающиеся социальной организации ойратов.
Примечания
1. ГУМИЛЕВ Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. М. 2004, с. 435.
2. Этнический состав калмыков (конец XIX - начало XX в.). Карта. Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие Роскартографии. 2003; МИТИРОВ А. Г. Настенный генеалогический календарь "Родословное древо калмыцкого народа". 2002; АВЛЯЕВ Г. О. Происхождение калмыцкого народа. Элиста. 2002; Ойраты. Ойрат-калмыки. Калмыки: В 2-х книгах. Элиста. 2004.
3. РАШИД-АД-ДИН. Сборник летописей. Т. 1. Кн. 1. М. -Л. 1952, с. 118.
4. ГУМИЛЕВ Л. Н. Ук. соч., с. 541, 632.
5. ИБН АЛ-АСИР. Ал-Камиль фи-т-тарих (Всемирная история). - ХРАПАЧЕВСКИЙ Р. П. Военная держава Чингисхана. М. 2004, с. 422.
6. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. под названием Mongolian Nihuc'a Tobc'iyan - Юань Чао би ши: Т. 1, М. -Л. 1941, § 227.
7. ТЮМЕН Б. -У. Сказание о дербен-ойратах, сост. нойоном Б. -У. Тюменем (перевод с ойратского Ю. С. Лыткина). - АГВ. 1859, N 43, 47 - 50; 1860, N 11 - 13; Калмыцкие историко-литературные памятники в русском переводе. Элиста. 1969, с. 17 - 48.
8. ТРЕПАВЛОВ В. В. Вождь и жрец в эпическом фольклоре тюрко-монгольских народов: некоторые особенности традиционной организации власти у кочевников. - Сб. Монгольская империя и кочевой мир. Улан-Удэ. 2004, с. 91 - 92.
9. Историческая основа русско-калмыцких отношений. - Калмыцко-ойратский сборник. Филадельфия. 1966, с. 11 - 14.
10. Сокровенное сказание, с. 278.
11. ХРАПАЧЕВСКИЙ Р. П. Ук. соч.; ГОРНЕНСКИЙ И. Тайны империи Чингисхана. М. 2004.
12. РЕРИХ Н. К. Алтай-Гималаи. М. 2001, с. 324.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |