Libmonster ID: KZ-607
Автор(ы) публикации: Л. Е. Кертман, М. А. Оболонкова

Изд. 2-е, перераб. и доп. М. Высшая школа. 1983. 399 с.

Учебное пособие по первому периоду новой истории, подготовленное группой историков 1 , выдержало трудное и объективное испытание временем. Вышедшее впервые в 1972 г., оно пользуется популярностью у студентов, привлекает внимание читателя хорошим литературным языком, живостью изложения, умением авторов использовать яркие детали, создающие "ощущение присутствия". Можно лишь сожалеть, что в результате существенного сокращения объема пособия из второго издания выпали некоторые яркие эпизоды и характеристики, столь оживлявшие текст первого издания.

В связи с этим снова встает вопрос о нецелесообразности сокращения объема учебных пособий по истории, которое по необходимости производится за счет материала, выходящего за пределы абсолютно необходимой информации, что лишает текст доказательности, образности, наконец, стилевой индивидуальности. Нельзя забывать, что основная масса изучающих историю студентов - это будущие учителя. Не приносим ли мы ущерб нашей школе, ориентируя их самим характером учебников на сухое и неэмоциональное изложение истории?

Авторскому коллективу при подготовке второго издания удалось, однако, сохранить стилистическую оригинальность текста, дополнив его к тому же отсутствовавшими ранее параграфами по истории Португалии и Никарагуа, а также главами по истории науки и техники, литературы и искусства. Основательно переработаны и дополнены историографические главы по темам "Английская буржуазная революция", "Великая французская революция", "Гражданская война в США". Выделение историографических очерков в самостоятельные главы вместо обычно практикующихся кратких справок скорее библиографического, чем историографического характера, относится к числу удачных новшеств, внесенных данным пособием в учебную литературу. Студенты получают благодаря этому представление об истории изучения основных проблем буржуазных революций и о самих этих проблемах как предмете исследования.

Историографические главы способствуют развитию аналитического мышления студентов, раскрывают разные подходы к историческим событиям, объективную обусловленность столкновения различных концепций как классовыми позициями авторов, так и чисто познавательными трудностями. В этом отношении выделяется глава об историографии Французской буржуазной революции конца XVIII в., которая наряду с другими достоинствами содержит и некоторый материал о различиях в понимании классовой природы якобинской диктатуры в среде советских историков. Тем самым частично компенсируется некоторая суммарность характеристики различных течений, содержащаяся в главе по истории Французской революции. Было бы, впрочем, еще лучше, если бы излагались не только позиции, но и аргументы сторонников различных концепций.

В историографических главах даются и некоторые сведения о различных направлениях в исторической науке в целом, а не только применительно к данной проблематике, показана роль дореволюционной русской науки и особенно советской историографии. Студенты узнают фамилии активно работающих над соответствующей проблематикой советских историков.

Качество вузовских учебников или пособий определяется в конечном счете их соответствием современному состоянию марксистско-ленинской науки. Вместе с тем они должны отвечать нынешнему уровню педагогики высшей школы и вытекающим из него методическим требованиям. Сегодняшняя ориентация на проблемность, на стимулирование самостоятельной работы студентов, их способности к теоретическому мышлению, на повышение их методической вооруженности предполагает и новый подход к учебной литературе. Наряду с обстоятельным изложением и объяснением исторических процессов, событий, структур учебная литература призвана будить мысль читателя, воспитывать в нем понимание науки как живого бесконечного процесса, в кото-


1 Авт. колл.: К. Д. Авдеева, Г. Л. Арш, М. А. Багр, [Н. М. Белявская,] Ш. А. Богина, В. Н. Виноградов, А. В. Гордон, Л. И. Гольман, И. Р. Григулевич, Л. Л. Гурвич, Н. М. Гусева, [Н. Е. Застенкер ,] А. М. Зверев, Т. М. Исламов, К. Э. Кирова, Н. А. Кислица, М. А. Коган, В. С. Костелов, И. М. Кривогуз, А. А. Кузин, В. Э. Кунина, И. А. Лебедев, Ю. Г. Лосев, Ю. П. Мадор, А. Г. Милейковский, М. И. Михайлов, А. С. Мыльников, Т. И. Овсеенко, Д. П. Прицкер, М. Б. Рабинович, В. И. Фрейдзон, Е. Е. Юровская. Под редакцией Е. Е. Юровской, И. М. Кривогуза, М. А. Полтавского.

стр. 134


ром и он в той или иной мере призван участвовать. Речь идет о том, чтобы помочь каждому студенту вьпаботать научный подход и к исследовательской и к педагогической деятельности.

Решению этих задач в известной мере могло бы способствовать значительное увеличение числа тем, по которым даются историографические главы (например, "Война американских колоний за независимость", "Европейские революции 1848 - 1849 гг.", "I Интернационал" и др.). Вместе с тем целесообразно было бы в последующих изданиях пособия включить в него обстоятельные обобщающие главы, которые могут помочь восприятию процессов, изложенных на страноведческом уровне, как элементов истории данного региона и даже всего человечества.

Теоретический уровень пособия, бесспорно, повысился бы, если бы в нем содержался материал сравнительно-исторического характера, например, при анализе общего и особенного в буржуазных революциях XVII - XIX веков. Важно также вырабатывать у студентов синхронные представления об истории различных стран, чему могла бы помочь единая синхронистическая таблица, или серия проблемных таблиц такого же типа (например, по основным событиям в истории классовой борьбы, демократическим реформам, даже просто политическим режимам).

И, наконец, совсем по-иному могла бы освещаться история культуры. Хорошо, конечно, что в учебник включена вполне профессионально написанная глава "Литература и искусство". В ней дан обзор основных течений в литературе, театре, музыке, в пространственных искусствах и краткие характеристики выдающихся мастеров культуры. Определенное представление об эволюции и о смене господствующих на различных этапах художественных стилях студент получит. Но, к сожалению, эта информация достаточно схематична и к тому же (чего нельзя было избежать при столь незначительном объеме) совершенно оторвана от исторического процесса в целом.

В идеальном варианте история культуры, во-первых, не должна ограничиваться художественной культурой; во-вторых, призвана показать духовную жизнь различных классов, их идеалы, ценности, вкусы, стереотипы мышления и поведения на уровне обыденного сознания, а не только профессионального духовного творчества; в-третьих, ее можно понять лишь на основе ленинского учения о двух культурах в каждой национальной культуре 2 ; в-четвертых, необходимо показать, разумеется, без какой бы то ни было вульгаризации связь тех или иных тенденций в "высокой" (т. е. профессиональной) культуре с определенными социальными истоками и, что не менее важно, их объективную роль в классовой борьбе своего времени. Только в этом случае духовная культура предстанет перед читателем тем, чем она является в действительности - неотъемлемой составной частью исторического процесса, а не неким привеском к нему. Ведь рождаемые в самой массе (любого класса) духовные ценности во взаимодействии с идущими "сверху", от философов, поэтов, художников импульсами являются вполне реальными факторами, воздействующими на политическое поведение классов и социальных групп, равно как и на глубинные экономические силы, ибо люди, как известно, - главная производительная сила общества.

Оптимальным способом изложения истории культуры было бы включение историко-культурного материала в общий контекст исторического повествования. Это, конечно, очень непросто, хотя такой сюжет, как, например, классицизм, легко "укладывается" в историю французского абсолютизма, просветительский роман - в предреволюционную идеологию, а английская рабочая поэзия и публицистика - в историю чартизма. Это, конечно, идеальный вариант. Но даже если выделять историю культуры в особую главу или часть, то целесообразнее строить изложение не по "отраслям" культуры, которая в этом случае утрачивает характер относительно самостоятельной системы, а по направлениям, определяющим развитие художественной культуры, показывая их проявления во всех или нескольких искусствах и добиваясь тем самым комплексного восприятия сущности данного историко-культурного феномена.

Все это соображения, рассчитанные на авторов будущих пособий и, может быть, очередное переиздание рецензируемого пособия. В том, что у него есть будущее, что оно, совершенствуясь от издания к изданию, останется на вооружении все новых и новых поколений студентов, нет сомнений.


2 См. Ленин В. И. ПСС. Т. 24, с. 121 - 122.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/НОВАЯ-ИСТОРИЯ-ПЕРВЫЙ-ПЕРИОД

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Қазақстан ЖелідеКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Л. Е. Кертман, М. А. Оболонкова, НОВАЯ ИСТОРИЯ. ПЕРВЫЙ ПЕРИОД // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 22.08.2018. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/НОВАЯ-ИСТОРИЯ-ПЕРВЫЙ-ПЕРИОД (дата обращения: 23.12.2024).

Автор(ы) публикации - Л. Е. Кертман, М. А. Оболонкова:

Л. Е. Кертман, М. А. Оболонкова → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Қазақстан Желіде
Астана, Казахстан
854 просмотров рейтинг
22.08.2018 (2314 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
визит Президента в Смарт-центр
Каталог: Педагогика 
5 часов(а) назад · от кто-то
ПЕРСПЕКТИВЫ ЛЕВАНТА В СВЕТЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА ОТ СРЕДНЕГО К ВЕРХНЕМУ ПАЛЕОЛИТУ
Каталог: История 
Вчера · от Urhan Karimov
DAVID LAZAREVICH BRODYANSKY - 75 YEARS OLD
Каталог: Вопросы науки 
Вчера · от Urhan Karimov
КАСАР-КУРУГ: ЗАПАДНАЯ СТАВКА УЙГУРСКИХ КАГАНОВ И ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ ПОР-БАЖЫНА
Вчера · от Urhan Karimov
К ВОПРОСУ О "ВОСТОЧНОМ" НАПРАВЛЕНИИ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРА СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В ЭПОХУ БРОНЗЫ
Каталог: История 
Вчера · от Urhan Karimov
EXPERIENCE IN STUDYING WOODEN BURIAL STRUCTURES DURING EXCAVATIONS OF ARCHAEOLOGICAL SITES
Каталог: История 
Вчера · от Urhan Karimov
ПОГРЕБАЛЬНО-КУЛЬТОВЫЙ КОМПЛЕКС АЛАКУЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОСТОЧНОМ ОРЕНБУРЖЬЕ
2 дней(я) назад · от Urhan Karimov
ANTHROPOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE POPULATION OF THE SOUTHERN TAIGA IRTYSH REGION (based on the materials of the burial grounds of the Ust-Ishim archaeological culture at the turn of the first and second millennium AD)
3 дней(я) назад · от Urhan Karimov
СЕРЕБРЯНОЕ БЛЮДО СО СЦЕНАМИ БОРЬБЫ ИЗ НИЖНЕГО ПРИОБЬЯ
4 дней(я) назад · от Urhan Karimov
КИНЖАЛЫ ФОФОНОВСКОГО МОГИЛЬНИКА ИЗ КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ БУРЯТСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА СО РАН: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ТРАСОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Каталог: История 
4 дней(я) назад · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

НОВАЯ ИСТОРИЯ. ПЕРВЫЙ ПЕРИОД
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android