Ключевые слова: международные отношения, сотрудничество Великобритании и Нигерии
Великобритания проявляет особую заинтересованность в развитии стабильных отношений с Нигерией - крупнейшим в Африке к югу от Сахары производителем нефти и вторым по величине (после ЮАР) рынком сбыта ее продукции на континенте. В настоящее время будущее двусторонних отношений находится в руках новых лидеров - консервативного британского премьер-министра Дэвида Кэмерона и его коалиционного правительства, с одной стороны, и нового нигерийского президента Г. Джонатана, - с другой.
БРИТАНО-НИГЕРИИСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ПРИ Т. БЛЭРЕ
Почти все 1990-е годы у власти в Нигерии находился военный режим Сани Абачи, при котором подвергались гонениям борцы за гражданские права, росла коррупция, из страны вывозились огромные суммы денег, экономика деградировала. В этот период отношения страны с Лондоном обострились.
В 1995 г. членство Нигерии в Содружестве было приостановлено. Страны Евросоюза ввели против страны торговые санкции. Тем не менее, консервативное правительство Д. Мейджора (1990 - 1997) относилось к режиму Абачи достаточно прагматично, содействуя сохранению и развитию бизнес-связей. Так, британские бизнесмены участвовали в Нигерийской экономической встрече 1992 г. и проекте "Vision 2010" - программе экономического развития страны.
Однако после прихода к власти 7 мая 1997 г. правительства Тони Блэра, уже 12 мая 1997 г. министр иностранных дел Р. Кук дал ясно понять, что ратует за новые санкции в отношении режима Абачи, и выступил против возвращения Нигерии в состав Содружества.
Нигерия выразила недовольство этими и другими высказываниями официальных лиц нового британского правительства. В июле 1997 г. представитель военного режима заявил, что принимаются меры для реализации программы перехода к гражданскому правлению и что передача власти демократически избранному президенту состоится, как и было намечено, 1 октября 1998 г.1 Нигерийское правительство резко отреагировало на позицию Лондона, выступившего за усиление санкций против Нигерии во время саммита Содружества в Эдинбурге в октябре 1997 г. Так, министр информации и культуры У. Офонагоро заявил: "Великобритания должна возместить Нигерии ущерб за "эксплуатацию" страны, а не обвинять ее в нарушении прав человека. Те, кто колонизировал нас, не могут обвинять нас в нарушении прав человека"2.
С приходом к власти в Нигерии в июне 1998 г. генерала Абдулсалама Абубакара появились надежды на демократические перемены в стране. В сентябре 1998 г. новый лидер совершил 6-дневную поездку в Великобританию, США и Францию, что ознаменовало начало улучшения отношений этой страны с Западом. В ходе визита он рассказал о принимаемых правительством мерах по содействию национальному примирению, защите прав человека, продвижению процесса демократизации и возрождению экономики и призвал страны Запада отменить санкции против Нигерии, действовавшие уже 5
лет. Лондон, Вашингтон и Париж положительно оценили принятые Абубакаром меры и согласились на постепенную отмену санкций по мере реализации переходного плана, а также обещали Нигерии помощь в проведении экономических и политических реформ3.
28 февраля 1999 г. в Нигерии состоялись президентские выборы. Победу одержал кандидат от Народной демократической партии, бывший глава государства отставной генерал Олусегун Обасанджо, получивший свыше 60% голосов. Страна возвращалась к гражданскому правлению, что повлекло за собой нормализацию отношений Нигерии с Великобританией. На церемонии инаугурации О. Обасанджо присутствовали принц Чарльз и зам. министра иностранных дел Т. Ллойд. В том же году было восстановлено членство страны в Содружестве. На поддержку демократических реформ в Нигерии Великобритания в 2000 г. выделила 12 млн. фт. ст.4
Государственный визит Обасанджо в Лондон в сентябре 2001 г. положил начало конструктивному обсуждению проблем возврата денег, награбленных Абачей, сотрудничества в борьбе с коррупцией.
В феврале 2002 г. Т. Блэр посетил Нигерию. Примечательно, что накануне этого визита Ричард Дауден, глава Африканского королевского общества, отмечал, что Блэру в его стремлении помочь Африке следует избегать как чрезмерной близости, так и чрезмерных конфликтов с отдельными африканскими лидерами. Демократия в стране хрупка, а в религиозных и этнических стычках было убито около 3000 человек с тех пор, как Обасанджо стал президентом, что намного больше, чем во времена военных режимов5.
В ходе визита Блэр провел переговоры с президентом, выступил в парламенте. Была затронута и проблема Зимбабве. С началом насильственного захвата в Зимбабве земель белых фермеров президент Обасанджо выступил в качестве посредника в отношениях между Лондоном и Хараре. Он высоко ценил взаимоотношения с Великобританией, доказательством чему послужило его решение не приглашать Р. Мугабе на саммит Содружества в Абудже в декабре 2003 г. Африканская пресса акцентировала внимание на том, что впервые санкции против Р. Мугабе применил африканский лидер.
Нигерия и Великобритания сотрудничали и в сфере миротворчества. Группа военных наблюдателей Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС), в составе которой были в основном нигерийские солдаты, сыграла важную роль в урегулировании конфликта в Сьерра-Леоне: именно эти силы в феврале 1998 г. вошли во Фритаун, чтобы восстановить режим А. Т. Каббы, свергнутый Объединенным революционным фронтом во главе с Ф. Санко.
Британия ревниво отнеслась к активности Нигерии в Сьерра-Леоне, что проявилось в ряде высказываний официальных лиц английского правительства6. Это вызвало раздражение многих нигерийцев, которые, не испытывая особой любви к Абаче, тем не менее признавали, что его помощь Сьерра-Леоне была нелегким делом.
Когда к власти в Нигерии пришли сначала генерал А. Абубакар, а потом О. Обасанджо, напряженность между Нигерией и Великобританией ослабла. Однако у нигерийцев все еще оставалось недоверие к Великобритании, при том что англичане непосредственно включились в урегулирование конфликта и спасли миссию ООН в Сьерра-Леоне (МНО-ОНСЛ) от провала в мае 2000 г. 800 британских солдат оставались в стране всего лишь несколько месяцев, в то время как тяжелый труд восстановления порядка в стране лег на плечи МНО-ОНСЛ. В марте 2001 г. нигерийский министр обороны Т. Данджума отмечал: "У англичан очень хорошо отлажен аппарат пропаганды. Они производят много шума и преуспели в том, чтобы заменить нас в штаб-квартире вооруженных сил во Фритауне, но делают очень немногое"7.
При президенте Обасанджо Нигерия активно участвовала в миротворческих инициативах ООН, посылая в горячие точки континента (Сьерра-Леоне, Судан) свои вооруженные подразделения. В подготовке будущих миротворцев ей помогала Великобритания8.
Новая расстановка сил в англо-нигерийских отношениях произошла в период с 1997 по 2007 гг. В ней был сделан акцент на экономический аспект, что удачно вписывалось в контекст "Нового партнерства для развития Африки" (НЕПАД). "Экономическая дипломатия", нацеленная на увеличение внешней помощи и рост инвестиций, ослабление долгового бремени, возвращение средств, похищенных бывшими военными правителями, создала условия для выхода Нигерии из экономической изоляции.
После демократических выборов в Нигерии в 1999 г. и прихода к власти О. Обасанджо финансовая помощь Великобритании стране увеличилась. Так, в 2004 г. она составила $ 100 млн. (2003 г. - $50 млн)9. В 2005 и 2006 гг. Нигерия была приоритетным получателем британской официальной помощи развитию (ОПР). В 2007 г. объем ОПР, выделенной Великобританией, достиг 143 млн. фт. ст.10 В 2007 г. Нигерия оказалась на втором месте после ЮАР по объему привлеченных британских инвестиций, которые составили 671 млн. фт. ст.11
В Нигерию вернулись прежние британские инвесторы и появились новые. Самым важным из них по-прежнему оставалась компания "Шелл", готовая на увеличение вложений несмотря на растущие проблемы в дельте р. Нигер.
Источником британо-нигерийских трений оставалась проблема внешнего долга.
По оценкам, 75% задолженности Нигерии Парижскому клубу приходились на долю Великобритании. Решение Т. Блэра объявить 2005 г. "годом Африки", несомненно, помогло в решении этой задачи. Великобритания предприняла усилия по облегчению долга и увеличению помощи. Эти новые подходы были разработаны в рамках работы Комиссии для Африки, созданной Блэром (она закончила свое существование в том же 2005 г.).
Перед началом саммита "восьмерки" в Глениглсе в 2005 г. было объявлено, что $18 млрд. из общей задолженности Парижскому клубу в $30 млрд. будут списаны с условием, что $6 млрд. за просрочку платежей будут выплачены незамедлительно. Эта мера уменьшила общую сумму нигерийского долга на 40%, сделав его дальнейшее обслуживание более приемлемым. Это решение было позитивно воспринято Нигерией, и Обасанджо в своей речи в палате общин Великобритании накануне саммита в Глениглсе поблагодарил Т. Блэра за помощь.
Программа реформ Обасанджо, которая начала воплощаться во время его второго срока (2003-
2007 гг.), включала в себя несколько элементов. Наиболее заметны были подвижки в финансовом секторе, где произошла "консолидация" банковской сферы, а также сделаны заявления о борьбе с коррупцией. Все это повлияло на решение Великобритании более активно поддержать правительство Обасанджо.
Состоявшийся в 2003 г. в Абудже саммит Содружества укрепил имидж Нигерии в Великобритании. Впервые с 1956 г. Нигерию посетила в рамках саммита королева Елизавета.
Британский Департамент по международному развитию активно поддерживал программу NEEDS12 (Национальная стратегия наделения экономическими правами и развития), предложенную президентом Нигерии в 2004 г., а также антикоррупционную программу Нигерийской комиссии по расследованию финансовых и экономических преступлений. Британский Совет также расширил свою деятельность в Нигерии, активно поддерживая национальную программу Всеобщего начального образования.
Для Блэра и западного мира в целом Обасанджо являлся политиком "нового поколения". На Западе получили одобрение его борьба с коррупцией, программа экономических реформ, предложенная бывшими технократами из Всемирного банка, некоторые из которых были включены им в состав правительства. Даже обвинения в том, что его переизбрание в 2003 г. произошло не без подтасовок, не смогли серьезно подорвать репутацию Обасанджо вне страны.
По мнению европейских экспертов, президентские выборы в апреле 2007 г. прошли со множеством нарушений. Победил в них Умару Яр'Адуа, кандидат, одобренный Обасанджо в качестве преемника. Его победа оспаривалась кандидатами от двух оппозиционных партий. Выборы вызвали легкое охлаждение англо-нигерийских отношений, о чем можно судить по следующему факту. Блэр, посетивший Абуджу в ходе турне по Западной Африке в 2002 г. и встречи глав правительств стран Содружества в 2003 г., в рамках своего прощального турне в мае 2007 г. намеренно обошел Нигерию, что было, несомненно, связано с нарушениями в ходе прошедших там незадолго до того выборов.
Г. БРАУН И НИГЕРИЯ: ПРАГМАТИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Летом 2007 г. к власти в Великобритании пришел Гордон Браун - министр финансов в правительстве Блэра. Став премьером, Браун выступил с важной инициативой по отношению к Нигерии. Во время визита в Лондон президента У. Яр'Адуа в июле 2008 г. Великобритания и Нигерия заявили, что сформируют группу по подготовке сил безопасности, чтобы помочь устранить беззакония в нефтепроизводящем районе - дельте Нигера. Британия также обязалась помочь создать "надежную систему учета и безопасности" перевозки нефтепродуктов с целью борьбы с контрабандой нефти.
Один из ведущих британских экспертов по Африке, Ричард Дауден, заметил по этому поводу, что проблема краж нефти и беспорядков в дельте Нигера - это внутренняя проблема Нигерии и она имеет глубокие политические корни. Некоторые нигерийские бизнесмены от политики стоят за движениями в этом регионе и получают огромные прибыли. Пока нигерийское правительство не решится разобраться с истинными инициаторами и спонсорами проблем в дельте Нигера, никакая британская помощь не приведет к желаемому эффекту13.
При Брауне внешняя и, в частности, африканская политика Великобритании во многом определялась задачей преодоления глобального финансового кризиса. В ноябре 2008 г. состоялся первый саммит "большой двадцатки" в Вашингтоне с целью выработки общих мер по борьбе с кризисом. В своей речи Г. Браун предложил создать международный резервный "отряд" волонтеров, готовых помочь таким странам, как, например, Руанда. Он провел переговоры с международными кредиторами (МВФ, ВБ) относительно увеличения кредитов развивающимся странам. В марте 2009 г. в Лондоне состоялись переговоры Брауна с более чем 20 лидерами и министрами африканских стран.
В апреле 2009 г. "двадцатка" собралась на 2-й саммит в Лондоне. На этой встрече Браун стремился добиться подтверждения того, что обязательства, взятые развитыми странами в отношении Африки в 2005 г. в Глениглсе и позже, будут соблюдаться, а также призывал воздерживаться от протекционизма. Британия выступила с инициативой продать часть золотого запаса МВФ на сумму от 5 до 15 млрд. долл. для увеличения помощи странам Африки. Браун также внес предложение создать под эгидой Всемирного банка новый многомил-
лиардный Фонд быстрого реагирования на социальные потрясения, объявив о готовности Великобритании внести в него 200 млн. фт. ст. Эта инициатива получит развитие.
Великобритания участвовала в усилиях по оказанию помощи Африке в рамках саммитов "большой восьмерки" - в Тояко (Япония) в 2008 г. и Аквиле (Италия) в 2009 г., а также на очередном саммите "двадцатки" в Питтсбур-ге в сентябре 2009 г.
В Японии Г. Браун поддержал инициативу обеспечения продовольственной безопасности в мире и в Африке, в частности. На момент проведения саммита в Токио Великобритания являлась крупнейшим донором Африканского банка развития. Лондон поставил перед собой задачу выделять ежегодно 500 млн. фт. ст. на образование в Африке. В Италии Г. Браун объявил, что Британия внесет $1,8 млрд. в 20-миллиардный фонд продовольственной безопасности, созданный в апреле 2010 г. для того, чтобы накормить примерно миллиард голодающих в мире14.
В июле с.г. уже бывший премьер-министр Г. Браун выступил в Кампале (Уганда) на встрече с политическими деятелями страны. Он высказал убеждение, что грядущий рост мировой экономики тесно связан с развитием Африканского континента, и заявил, что хотел бы, чтобы это столетие стало "столетием Африки". В своем выступлении он коснулся трех основных тем. Во-первых, протекционизм и защита узконациональных интересов - это путь в никуда, и мир нуждается в создании поистине глобальной экономики. Во-вторых, Африка не должна лишь получать что-то от создания глобальной экономики и общества, но должна быть одной из важнейших движущих и вдохновляющих сил их создания. В-третьих, сейчас необходимо углублять развитие, опираясь на достижения предыдущего десятилетия, переходя от традиционных взаимоотношений "донор-реципиент" к модели совместного инвестирования развитых и развивающихся стран в общее будущее15. Помощь со стороны развитых стран должна быть ориентирована не столько на избавление от бедности, сколько на создание новых бизнесов и генерирование богатства. По мнению Брауна, поможет в этом африканским предпринимателям распространение доступа к Интернету посредством широкополосных сетей - в Африке он есть пока лишь у 1% населения.
Лейбористские правительства прилагали усилия по обеспечению социально ответственного поведения британского бизнеса в Нигерии. Британский исследователь Том Портеос отмечал, что даже в период военной диктатуры в 1990-х гг. британские компании сохранили или увеличили свои инвестиции в этой стране. Даже неслыханная коррупция не мешала британским бизнесменам заключать сделки и получать прибыли. Международные негосударственные организации, такие как "Транспэренси Интернешнл", "Хьюман Райте Уотч", "Эмнести Интернешнл" и "Глобал Уитнесс", документально подтвердили четкие взаимосвязи между поведением крупных британских корпораций и плохим управлением, нарушениями прав человека и жестокими конфликтами. В частности, были свидетельства тому, что в дельте Нигера политика, проводимая нефтяными компаниями (и в особенности "Шелл") усугубляла межэтнический конфликт и подпитывала коррупцию местных и национальных госструктур16. Эти доказанные случаи лейбористское правительство игнорировать не могло. Поэтому оно стало поощрять введение и применение британскими компаниями в африканских странах, пусть в основном и на добровольной основе, таких начинаний, как Инициатива прозрачности в добывающих отраслях, Рамочные положения ОЭСР для многонациональных корпораций, Инициатива по этической торговле и Глобальный пакт ООН17.
Однако, по мнению ученого, "новые лейбористы" никогда не проявляли особого энтузиазма в принятии таких регулирующих мер, которые бы в реальности мешали крупным британским компаниям интенсивно эксплуатировать африканские природные ресурсы.
Суммируя вышеизложенное, следует признать, что нигерийско-британские взаимоотношения в начале XXI в. иллюстрируют многие особенности взаимоотношений Запада и Африки в целом. Автор работы "Крутые повороты и откаты назад: нигерийско-британские отношения", исследователь Кайе Уайтмен отмечает, что в этих отношениях всегда были и будут "подводные течения" подозрительности и обиды, проистекающие из колониального прошлого, но в них есть также и принятие того факта, что эта связь во многом определила облик современной Нигерии. От этого прошлого и от этих взаимоотношений невозможно отказаться, пишет он, иллюстрируя точку зрения многих нигерийцев, поэтому следует, по крайней мере, использовать их для достижения позитивных целей18.
Нигерийские власти зачастую, преследуя свои интересы, играют на постколониальном чувстве вины бывшей метрополии, имеют двойственный имидж: один - для "внутреннего употребления", другой - для внешнего мира. Запад готов закрывать глаза на одни и те же нарушения властей там, где это выгодно, и клеймить их в других государствах континента. Западные политики пока еще сохраняют прежний, патерналистский подход к Африке, что порождает новый виток обострения старых проблем, все еще требующих окончательного урегулирования.
При Т. Блэре и Г. Брауне Африка стала для "новых лейбористов", пусть во многом на уровне риторики, одним из приоритетов внешней политики. Они привлекли внимание развитых стран Запада к проблемам континента (хотя не им одним принадлежит эта заслуга). С приходом к власти в Нигерии О. Обасанджо в 1999 г., Великобритания приветствовала возврат этой страны к гражданскому правлению. Обасанджо вписывался в тот образ лидера, который Тони Блэр стремился пропагандировать в Африке. Поддержка Блэром НЕПАД в 2001 г. стала подтверждением динамично развивающихся отношений. Правительство Блэра за десятилетие у власти проявляло активную заинтересованность в решении проблем континента на международном уровне. Выполнялось и множество проектов на уровне отдельных африканских стран и
сообществ, примером чему служит и Нигерия. Была пересмотрена стратегия помощи Африке, больше внимания стало уделяться социальным проблемам, вопросам борьбы с бедностью, экологическим проблемам. Однако африканская политика Блэра была двойственной, чересчур идеологизированной. Часто британская помощь африканским странам сопровождалась требованиями их большей демократизации, либерализации экономики, соблюдения прав человека.
В период премьерства Брауна взаимодействие Лондона со странами Африки больше ориентировалось на экономические вопросы, проблемы развития и экологии, а также урегулирования конфликтов. Отношения с Нигерией при Г. Брауне и У. Яр'Адуа развивались достаточно ровно, поскольку во многом определялись заинтересованностью Великобритании в создании благоприятных условий для бизнеса в этой стране.
* * *
Исторически так совпало, что власть в Нигерии и Великобритании сменилась практически одновременно. 5 мая 2010 г. умер нигерийский президент Умару Яр'Адуа, и 6 мая 2010 г. главой этого африканского государства стал бывший вице-президент Гудлак Джонатан. Поддержку его кандидатуре оказали и Великобритания, и США19. 11 мая 2010 г. новым консервативным премьер-министром Великобритании, возглавившим коалиционное правительство с либерал-демократами, стал Дэвид Кэмерон.
В начале июля 2010 г. посол Нигерии в Лондоне Д. Тафида, выступая на форуме "Возможности для Нигерии 2010", резко упрекнул Великобританию в том, что она равнодушна к судьбе Нигерии, а это неправильно в свете того, что нигерийский рынок растет, и к нему проявляют растущий интерес другие экономические гиганты. Однако большинство финансовых экспертов возразили ему, что для получения большей помощи от международных финансовых институтов и инвесторов Нигерии следует сначала "привести свой дом в порядок".
Тафида в своей речи, которая была ключевой на мероприятии, напомнил, что покойный президент Нигерии У. Яр'Адуа в рамках визита в Лондон в 2008 г. охарактеризовал Великобританию как наиболее приветствуемого торгового партнера Нигерии. Однако, пожаловался нигерийский дипломат, британское правительство с тех пор не предприняло практически ничего, чтобы укрепить экономические отношения двух стран, не поощряло своих бизнесменов активно инвестировать в Нигерию. Он сравнил отношения Великобритании и Нигерии с отношениями матери, бросившей своего ребенка на милость чужих людей. При таком отношении бывшей метрополии, заявил Тафида, неудивительно, что Нигерии приходится все более активно сотрудничать с Китаем - "чтобы не умереть с голоду"20. Он отметил, что зарубежным инвесторам не стоит опасаться нестабильности в преддверии новых выборов или после них.
Между тем, баронесса Линда Чолкер, возглавлявшая Администрацию по зарубежному развитию (предшественницу нынешнего Департамента по международному развитию) и на протяжении многих лет посещавшая Нигерию, отметила, что без внедрения надлежащего управления стране не стоит всерьез рассчитывать на новые инвестиции. А по словам Э. МакКордика, управляющего директора компании "Кордиант Кэпитал", ранее работавшей в Нигерии, эта страна до сих пор не ощутила потребность в улучшении собственного международного имиджа, и Лагосу давно пора понять, что у Нигерии много конкурентов в современном глобальном мире21.
Тем не менее, слова нигерийского посла, на наш взгляд, звучат своего рода предупреждением Д. Кэмерону о необходимости внимательно отнестись к потребностям развивающейся Нигерии в интересах сохранения плодотворного сотрудничества с этим важным для англичан африканским партнером.
Что же касается самой сути британской политики в отношении Африки в целом и Нигерии, в частности, то она мало меняется со сменой партий у руля власти, и ее основные приоритеты по-прежнему заключаются в том, чтобы получать от сотрудничества большую прибыль и предотвращать возможные последствия африканских кризисов для собственной страны.
1 ИТАР-ТАСС. Пульс планеты, 3.07.1997. АФ. Лист 3.
2 ИТАР-ТАСС. Пульс планеты, 9.11.1997. АФ. Лист 2.
3 ИТАР-ТАСС. Пульс планеты. 29.09.1998. АФ. Лист 2.
4 Прокопенко Л. Нигерия. Энциклопедия "Кругосвет" - www.krugosvet.ru/arti-cles/125/1012594/1012594a3.htm
5 Dowden R. Blair's mission possible // The Observer. February 3, 2002 www.guardian.co.uk/politics/2002/feb/03/foreignpolicy.labour
6 Whiteman K. The Switchback and the fallback. Nigeria-Britain relations. P. 274; Gulliver's Troubles: Nigeria's foreign policy after the Cold War. Scottsville: University of KwaZulu Natal Press, 2008. P. 269.
7 Gulliver's Troubles... P. 270.
8 ИТАР-ТАСС. Пульс планеты, 4.12.2006. АФ. Лист 4.
9 ИТАР-ТАСС. Пульс планеты, 17.11.2004. АФ. Лист 9.
10 Statistics on International Development, 2003/04 - 2007/08. P. 30 - www.dfid.gov.uk/Documents/aboutdfid/sid2008/FINAL-printes-SID-2008.pdf
11 Foreign direct investment 2007. Office for National Statistics. First Release. Appendix 1. Sources: ONS Foreign Direct Investment Surveys; Bank of England - www.statistics.gov.uk
12 National Economic Empowerment and Development Strategy.
13 Dowden R. Fuel for the opponents of neo-colonialism - http://www.independent, co.uk/opinion/commentators/richard-dow-den-fuel-for-the-opponents-of-neocolonialis m-865037.html
14 Elliott L., Wintour P. Gordon Brown in his element at G8 summit as Tories face the heat. July 10, 2009 - www.guardian.co.uk/world/2009/jul/10/gordon-brown-g8-sum-mit-climate
15 Speech by the Right Hon. Gordon Brown MP to African leaders. Kampala, July 24, 2010 - www.gordonbrown.org.uk/gordon-brown-addresses-african-leaders; Brown says global economy reliant upon growth in Africa - http://www.bbc.co.uk/news/uk-10750077
16 Porteous T. Britain in Africa. 2008. P. 46 - 47.
17 Ibidem.
18 Whiteman K. Op.cit. P. 255.
19 Onuah F. U.S., Britain back Nigeria's acting leader. February 26, 2010 http://www.reuters.com/article/idUSTRE61P53I20100226
20 Akinadewo G. Tafida accuses Britain of abandoning Nigeria. July 2, 2010 www.compassnewspaper.com/NG/index.php?option-comcontent&view-article&id-62 283:tafida-accuses-britain-of-abandoning-nigeria&catid=672:top-stories&Itemid=794
21 Ibidem.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |