На современном этапе наблюдается повышенный интерес к земской проблематике, обусловленный радикальными переменами в общественной жизни России 1990-х годов. В последнее десятилетие появилось большое количество региональных исследований, посвященных различным сторонам деятельности земских учреждений. Среди очерков по истории земского самоуправления, особенно следует отметить работы, посвященные, в том числе, их общественной деятельности в период революционных потрясений. В первую очередь, это исследования Г. А. Герасименко, В. Ф. Абрамова, Л. Е. Лаптевой, А. Ю. Шутова1. В последнее время на материале губерний Среднего Поволжья написан и защищен ряд диссертаций, в которых исследуется деятельность земств в период Февральской революции 1917 года2. В целом, результаты всех этих исследований еще не систематизированы в специальном историографическом исследовании. Предлагаемая работа посвящена тем переменам, которые произошли в системе местного земского самоуправления после февраля 1917 года.
Февральская революция 1917 г. открыла путь демократическому обновлению России. Формирование органов местного управления на новых началах, подготовка и проведение выборов в Учредительное собрание, введение либеральных прав и свобод заложили основы формирования институтов гражданского общества и правового государства в России. Одним из первых шагов Временного правительства было уничтожение губернаторской власти в губернии. Учреждение нового демократического порядка было поручено комиссару правительства при широком содействии общественных сил. Управление было передано представителям земских управ. Одновременно были ликвидированы жандармерия, институт земских начальников, чьи судебные функции были переданы временным, а впоследствии мировым судьям. Полиция была заменена милицией. Начался процесс демократизации цензовых земских и городских органов самоуправления. Именно деятельность органов местного самоуправления, сформированных на основе всеобщих, равных и прямых выборов, повышала гражданскую активность, общественную ответственность граждан за бу-
Кобзева Татьяна Александровна - кандидат исторических наук, доцент Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова.
дущее страны. Расширялось участие представителей всех сословий в решении вопросов местного и государственного значения.
В России до демократических преобразований 1917 г. была выстроена четкая система земского самоуправления, которая эффективно функционировала и повсеместно решала вопросы местного значения. Февральскую революцию земские деятели Симбирской губернии встретили с воодушевлением. Уже в марте 1917 г. Симбирское губернское земское собрание отправило приветствие Временному правительству, в котором выразило мнение о том, что "завоевания революции дали стране великое благо народоправства"3.
Земцы активно включились в процесс реорганизации всей системы местной власти на демократических началах. Главной целью реформы они считали формирование всех органов власти на основе всеобщего избирательного права. Известный историк земского движения Б. Б. Веселовский еще в 1909 г. в своей фундаментальной работе "История земства за 40 лет" справедливо полагал, что "единственной гарантией того, что интересы различных классов и групп населения будут соблюдены, могло быть лишь обеспечение представительства этих классов и групп в местном самоуправлении на началах равномерности"4.
В марте 1917 г. Временное правительство приступило к разработке реформы земских учреждений, в которой главная роль отводилась выборным органам земского самоуправления - уездным и губернским земским собраниям. Они должны были сформировать обновленные земские учреждения всех уровней.
С мая 1917 г. в соответствии с законами Временного правительства "О волостном земском управлении", "О производстве выборов губернских и уездных земских гласных" от 21 мая 1917 г., "Об изменении действующих Положений об общественном управлении городов", "Об изменении действующего Положения о губернских и уездных земских учреждениях впредь до издания нового о них Положения" от 9 июня 1917 г.5 начала действовать новая избирательная система при формировании органов городского и земского самоуправления. По ней в выборах волостных и уездных земских гласных стало принимать участие все взрослое население - мужчины и женщины с двадцатилетнего возраста. Осуществились мечты нескольких поколений общественных деятелей, призывавших к демократизации местных органов власти.
Избирательная система 1917 г. отвечала современным требованиям мировой юридической мысли. Впервые в истории страны были проведены свободные, всеобщие, равные и пропорциональные выборы. До февраля 1917 г. доступ к решению важнейших общественных вопросов был ограничен. Новая система выборов позволяла широким слоям населения участвовать в их решении. Открытие новоизбранных земств во многих случаях выливалось в демонстрацию доверия и поддержки Временному правительству. Однако отношение различных слоев общества к земским учреждениям было неоднозначным. Если горожане восприняли нововведения как усиление демократических элементов в обществе, то крестьяне отнеслись к этим изменениям с опасением, боясь преобладания в земствах имущих слоев общества.
Различным было и отношение политических партий к реформе местного самоуправления. Так, кадеты полностью одобряли земскую реформу; эсеры приняли нововведения, но с определенными оговорками. Большевики же полностью отрицали все реформы Временного правительства и выступали против любой его поддержки.
С целью реформирования всей системы местного самоуправления губернии в уездах были созданы коллегиальные учреждения - исполнительные комитеты, в которые входили представители отдельных общественных организаций, земств, политических партий, представители новой административной власти, а также представители Совета солдатских и рабочих депутатов, Совета
крестьянских депутатов. Председателями уездных исполнительных комитетов были уездные комиссары Временного правительства. Их главными задачами были организация власти в уезде, решение продовольственного вопроса, введение в уезде милиции и суда. Земства приняли активное участие в формировании и деятельности этих органов власти6.
Реорганизация местного управления предусматривала активное участие населения в избирательном процессе, передачу власти в руки выборных органов и должностных лиц в губернии, в том числе и председателей уездных и губернских управ. Однако, формально назначаемые губернские и уездные комиссары часто конфликтовали с представителями местных структур и населением губернии. В ряде уездов Симбирской губернии комиссары Временного правительства не были приняты населением, которое воспринимало их "реакционерами и врагами нового порядка"7. Во многих уездах население требовало соблюдения принципа выборности в отношении губернских и уездных комиссаров.
Уже, с апреля 1917 г. начался процесс замены бывших председателей уездных и губернских управ на новых лиц, пользовавшихся доверием у населения. Этот процесс не всегда был мирным и часто перерастал в открытые столкновения с бывшими представителями властных структур. Так, в апреле 1917 г. подвергся нападению толпы бывший председатель Карсунской управы С. А. Филимонович. В Ардатовском уезде по требованию населения был арестован председатель уездной Управы С. П. Горсткин, в Курмышском уезде в результате аграрных волнений снял с себя полномочия председатель Управы А. С. Волков. К лету 1917 г. переизбрание председателей управ завершилось. Из восьми уездов Симбирской губернии лишь в двух - Сызранском и Сенгилеевском - остались бывшие председатели уездных земских управ. В остальных уездах были избраны новые лица, причем это были представители крестьянского сословия и земской интеллигенции8. Эти изменения коснулись и губернского земства: был заменен бывший председатель Симбирской губернской земской управы Н. Ф. Беляков. Новым председателем стал Ф. А. Головинский, исполнявший обязанности губернского комиссара Временного правительства9. Таким образом, на демократической основе произошло обновление уездных и губернских земских собраний, и все слои населения были представлены в органах местного самоуправления.
Выборы в гласные земских собраний Симбирской губернии в основном завершились к концу мая 1917 года. Некоторая задержка с перевыборами в земское самоуправление была связана с призывом Министерства внутренних дел воздержаться от них до опубликования Положения о выборах в земские учреждения. Подобная ситуация была характерна и для многих губерний Поволжья. Анализ социального состава губернских и уездных гласных позволяет судить о преобладании среди них земских учителей, агрономов, врачей, юристов, служащих, крестьян.
Одновременно шло объединение всех демократических сил губернии. Уже весной 1917 г. в Сызранском, Карсунском, Сенгилеевском, Алатырском уездах Симбирской губернии были созваны чрезвычайные уездные демократические земские собрания10. На них присутствовали представители различных слоев общества - от торгово-промышленного класса до крестьянства, различных общественных и религиозных организаций (представители Мусульманского бюро Симбирской губернии)11. Были допущены до участия в собрании с правом решающего голоса и члены крестьянской фракции Симбирского губернского исполнительного комитета12.
На демократических собраниях во всех уездах земцы обратились с приветствием к Исполнительному комитету Государственной думы и Петроградскому
совету солдатских и рабочих депутатов 13. Они надеялись, что "Совет будет стоять на страже сохранения завоеваний Свободы и проведения в жизнь всех требований демократии"14. 6 мая 1917 г. состоялся съезд уездных комиссаров и представителей уездных земских управ Симбирской губернии, на котором было подтверждено, "что, единственной государственной властью является временное правительство", состоящее из членов Совета рабочих и солдатских депутатов, и лиц, пользующихся доверием более умеренных слоев населения, "высшим губернским органом власти является общее губернское земское собрание". Причем подчеркивалось, что "между местной властью и советом рабочих, солдатских и крестьянских депутатов должна быть установлена тесная связь и все постановления местных органов самоуправления должны находить поддержку у Советов". О поддержке со стороны Симбирского губернского земского собрания Совета рабочих и солдатских депутатов, о признании полезности его деятельности говорит и тот факт, что земское собрание ассигновало Совету 10 тыс. руб. на неотложные расходы15.
Аналогично системе центральных органов власти, в которую входило Временное правительство и советы, была организована и власть на местах. Советы встраивались в новую систему местного управления. Тесное сотрудничество обновленных на демократической основе земских собраний и советов весной - летом 1917 г. определялось общей социальной базой и целями.
Подлинным примером объединения всех революционно-демократических сил губернии стал созыв в мае 1917 г. первого демократического Симбирского губернского земского собрания. На нем были представлены помимо земских гласных члены земских управ губернии, Совет солдатских рабочих депутатов, делегаты от губернского Исполнительного комитета, от военного комитета, Городской думы и крестьянских союзов16. В ходе первого заседания собрание постановило допустить до участия на правах гласных представителей всех социалистических партий. Оно поддержало заявление Временного правительства о том, что оно "будет неуклонно и решительно бороться с хозяйственной разрухой в стране; проводить государственный и общественный контроль над производством, транспортом, обменом и распределением продуктов, а в необходимых случаях прибегать к организации производства". Симбирские земцы считали необходимым немедленно приступить к реализации плана реорганизации всего народного хозяйства и регулирования хозяйственной жизни страны. С этой целью была принята "Резолюцию по вопросу о борьбе с экономической и финансовой разрухой". Она предусматривала упорядочивание системы хозяйствования во всех сферах. Так, в промышленном секторе предусматривалось увеличить объемы производства промышленных товаров. В частности, земское собрание подняло вопрос о целесообразности дальнейшего продолжения работ по строительству Заволжского патронного завода, которые предполагалось завершить в 1919 - 1920 годах. Земские деятели предложили перепрофилировать производство и организовать сборку необходимых в сельском хозяйстве машин, орудий или электротехнических изделий. Для наведения порядка на железной дороге губернские гласные предложили согласовать расписание перевозок на правительственных и частных железных дорогах, упорядочить эвакуацию17.
Помимо объединения всех демократических сил губернии симбирские земцы стремились объединить и все земские учреждения. На общем собрании служащих Симбирского губернского земства 15 - 25 апреля 1917 г. был разработан и принят устав Союза служащих губернского земства, главными задачами которого провозглашались "содействие усовершенствованию земского дела, объединение земских служащих для достижения наибольшей солидарности и сознательности в их общей земской работе, улучшение правового положения служа-
щих и удовлетворение их духовных и материальных потребностей". По мнению земцев, созданный Союз способствовал повышению сознательного отношения земских деятелей к своим обязанностям. На земство возлагались новые задачи и ему предстояло решать новые проблемы. В связи с этим, Союз земских служащих обратился к Симбирскому губернскому собранию с просьбой о предоставлении "третьему служивому элементу" возможности более широкого участия в представительных органах местного самоуправления (губернском собрании) и в различных губернских комиссиях и комитетах. В частности, земцы предлагали ввести трех своих представителей в Симбирский губернский продовольственный комитет и одного - в Симбирский городской продовольственный комитет18.
Успешность демократических реформ, по мнения земских деятелей, зависела от информированности населения губернии. Уездные земские собрания периодически поднимали вопрос о немедленной организации культурно-просветительской деятельности среди местного населения. Так, например, на эти цели Алатырское уездное земское собрание ассигновало 3 тыс. руб., а Курмышское чрезвычайное уездное земское собрание - 5 тыс. рублей. Губернская управа организовала в Симбирске курсы по политическим и социальным вопросам для будущих лекторов, которых готовили к проведению политических бесед в крестьянской среде. Программа курсов предполагала разъяснение населению сложившейся ситуации в стране и возможных вариантов перехода к демократической республике, а также путей решения аграрного и рабочего вопросов в России19.
Важнейшей реформой всей системы местного самоуправления после февраля 1917 г. стало введение волостного земства. Это была долгожданная реформа, за которую земцы боролись на протяжении всей своей истории. Вопрос о низшей земской единице поднимался Симбирским губернским земством еще в 1905 г., тогда было предложено несколько проектов организации волостного земства. Одни гласные предлагали наделить низовую земскую единицу исключительно хозяйственными функциями, заключавшимися в осуществлении агрономической помощи местному населению. Другие высказывались за придание ей административных функций с целью контроля за судебной и налоговой системами волости. Для обсуждения этого вопроса и разработки проекта волостной земской единицы при губернской управе была избрана комиссия, в которую вошли земские представители. Аналогичные комиссии были созданы и в уездах20. Надо сказать, что симбирское земство было не одиноко в подобных начинаниях. По всей стране земцы выступали за необходимость создания подобных единиц земской организации. Общим во всех этих проектах было стремление земцев использовать принцип выборности и всесословности при формировании волостного земства. Доступ к решению хозяйственных проблем всего сельского населения, по мнению земских деятелей, повысил бы эффективность сельскохозяйственного производства и ускорил бы подъем уровня развития российской деревни. Именно волостные земства, находившиеся на самом низовом уровне, могли решать многие проблемы сельского населения страны. Однако в 1905 г. земствам не удалось осуществить подобные начинания.
Совершенно иные возможности открылись после февраля 1917 года. 21 мая Временное правительство приняло Временное положение о волостном земском управлении. По нему к предмету ведения волостных земств относились заведование денежными и натуральными земскими повинностями; установление по соглашению с уездными и губернскими земскими учреждениями способов участия волостных земств во всякого рода земских мероприятиях; попечение о народном образовании, устройство и содержание училищ и иных учебных учреждений, содействие всем видам внешкольного образования; попе-
чение о народном здравии, устройство и содержание лечебных заведений (больниц, амбулаторий, аптек и т. д.); оказание юридической помощи населению; охрана общественного порядка и безопасности; исполнение государственных и земских повинностей, а также законных распоряжений как правительственных, так и общественных учреждений и т. д.21
Волостное земское собрание образовывалось из волостных земских гласных, избираемых на трехлетний срок. Число волостных гласных по каждой волости устанавливалось в зависимости от численности населения волости, в количестве от 20 до 50 лиц. Правом участия в выборах пользовались гласные обоего пола всех национальностей и вероисповеданий, достигшие 20 лет, а солдаты - с 18 лет. Выборы волостных гласных назначались уездной земской Управой одновременно во всех сельских избирательных округах волости. Структура органов волостного земства повторяла структуру органов уездного и губернского уровней, то есть в нее входили собрания и управы. Для удобства подачи голосов волость разделялась на избирательные участки, в каждом из которых собирались записки, а потом производился общий подсчет. Закон сохранил крестьянские волостные сходы, причем во многих случаях согласно закону, сходы дублировали или подменяли волостное земство, сохраняя не только хозяйственные, но и полицейские функции22.
Земские деятели Симбирской губернии внимательно изучили закон от 21 мая 1917 года. Главной недоработкой закона было отсутствие разъяснений по вопросу о взаимоотношениях уездного и волостного земств. Реформа, по мнению земцев, способствовала утверждению демократических прав и свобод, и она "в полной мере оправдала ожидания и чаяния русского общества". Деятельность волостных земств должна была органично дополнить работу уездных земств. По итогам обсуждения закона Симбирское губернское земское собрание решило возбудить перед правительством ходатайство об изменении Положения о волостном самоуправлении. Уже в начале лета развернулась подготовка к выборам в волостные органы земского самоуправления. На местах были образованы комиссии по выборам земских гласных, составляли списки гласных. Вся работа по формированию волостной земской единицы легла на уездные земства, именно они стали определять районы волостных земств23.
Губернское земство призывало уездных гласных оказать содействие волостным земским структурам. 20 - 22 июня 1917 г. прошло совещание председателей уездных земских управ, на котором решили использовать для определения количества гласных данные подворной переписи 1911 года. В большинстве уездных земств уже приступили к организации выборов в волостное земство, которые должны были состояться с 15 по 27 августа. Они проходили по мажоритарной системе и в итоге уже к сентябрю 1917 г. большинство волостных земств уезда приступило к работе24.
Эффективное функционирование всей системы местных органов власти предполагало включение волостного земства в работу уездных органов самоуправления. Волостные гласные стали требовать участия председателей волостных управ в заседаниях уездных собраний с правом решающего голоса. Поскольку временное положение такого права не давало, в конце октября 1917 г. ряд земств Симбирской губернии обратились к Временному правительству с просьбой о внесении поправок в закон25.
Введение волостного земства имело огромное значение для развития местного самоуправления в России. Благодаря реформе многочисленное крестьянское население получило прямую возможность участвовать в органах самоуправления. Выстраивалась четкая система земских учреждений, в основе которой было предоставление самоуправления всему населению - от волости до всероссийского Земского союза. Выборы в волостное земство стали своеобраз-
ной репетицией будущих выборов в Учредительное собрание России. Временное правительство в своем постановлении о выборах решило создать на местах окружные комиссии, которые должны были заняться подготовкой к выборам в представительный орган страны. Представители земств также вошли в состав комиссии. От губернского земства были избраны юрисконсульт губернского земства А. Ф. Бонч-Осмоловский и член Управы И. С. Устюгов26. Окружные комиссии должны были установить избирательные участки, разделить территорию на избирательные округа. За основу избирательных списков при выборах в Учредительное собрание были взяты списки по выборам в волостные и уездные земства и городские думы. Также совпадали избирательные участки. Это во многом ускорило подготовку к выборам.
Февральская революция открыла широкие возможности для развития местного самоуправления. Было упразднено губернское по земским и городским делам присутствие со всеми его правами и возможностями ограничить деятельность и инициативу органов земского и городского самоуправления. Началось избрание новых земств на основе тайного равного голосования. Земства помимо хозяйственных функций наделялись еще и административными. Они получили право издавать обязательные постановления, избирать мировых судей и тем самым формировать местные суды, контролировать действия милиции в губернии. Однако для успешности всех демократических преобразований необходимо было, во-первых, завершить организационные работы по созданию на местах сельских и волостных земских структур, избираемых на основе всеобщего избирательного права. Во-вторых, требовалось объединение всех демократических сил на местах и выработка единой политической программы реформирования страны. В-третьих, успешность местной реформы всецело зависела от политической стабильности центральных органов власти. Однако постоянные кризисы власти и смена состава Временного правительства, его полное бездействие в решении насущных вопросов обрекло все демократические реформы на полное поражение и открыло путь большевикам к установлению жесткой диктатуры.
После политического переворота в октябре 1917 г. наметились совершенно иные тенденции в развитии местного самоуправления. Центральная идея, положенная в основу большевистского представления об органах власти, как центральных, так и местных, состояла не в разделении властей, что характерно для системы управления демократического правового государства, а объединении всех ветвей власти в одну единую организацию - Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
С приходом к власти нового советского правительства - Совета народных комиссаров - идея власти стала претворяться в жизнь сначала мирными, а затем и силовыми методами. Советы оценивались большевиками как "организация вооруженных масс для подавления народом эксплуататоров", то есть как организация не управления, а подавления27. Советы рабочих и солдатских депутатов, по мнению В. И. Ленина, олицетворяли революционную диктатуру, опирающуюся не на закон, а на волю народных масс28. Он считал, что власть Советов позволит установить диктатуру пролетариата, как высшую форму народовластия.
Главным препятствием в реализации данного программного положения большевиков были существовавшие на местах органы общественного самоуправления - земские учреждения, в чьем распоряжении находилась разветвленная сеть школ, больниц, пунктов ветеринарной и агротехнической помощи населению, "богоугодных заведений" (домов призрения, детских приютов, колоний душевнобольных и т. д.), продовольственных складов, пенсионных касс, банков. Ломка этой системы общественных институтов социальной помощи
населению могла негативно повлиять на социальное положение жителей страны. В связи с этим большевики не спешили в одночасье ликвидировать "буржуазные" органы местного самоуправления.
После октябрьских событий Симбирское губернское собрание приняло резолюцию об отношении к власти Совета народных комиссаров. В ней говорилось, что "Симбирское губернское земское собрание протестует против вооруженного захвата власти Советом народных комиссаров в свободной стране накануне выборов в Учредительное собрание и против стремления поставить власть насилия выше власти организованной воли народа, выявившейся при выборах в Учредительное собрание"29. Собрание не признало власть "народных комиссаров", грубо поправших свободу личности и независимость самоуправления. Земцы полагали, что только Учредительное собрание, опирающееся на свободно организованную волю народа, способно дать измученной и обескровленной стране мир, решить аграрный вопрос и улучшить условия жизни трудящихся30.
По свидетельству члена губернской земской Управы Головинского, в Симбирской губернии с начала октябрьских событий царила "полная анархия". Губернский комиссариат, избранный первым "демократизированным" губернским земским собранием, работал совместно и без особых трений с демократическими общественными организациями. Однако с момента утраты связи с центральной властью (власть Совета народных комиссаров не была признана губернской администрацией и Симбирским губернским земством) возникла необходимость создания "местного самодовлеющего органа власти в губернии и в уездах". Была высказана идея создания общегубернского органа власти, объединяющего все "организованные силы губернии", - Комитета народной власти. В духе нового революционного законодательства вся власть должна была принадлежать учреждениям, сформированным на основании всеобщего избирательного права. Земство обязано было взять всю полноту власти в свои руки, а за комиссарами сохранялись лишь функции правительственного надзора31.
К этому времени в уездах сложилась достаточно сложная ситуация: неудовлетворительное финансовое положение, перебои с продовольственным снабжением, кризис в кооперативах. Все это накладывалось на нерешенность аграрного вопроса и неопределенность его содержания. Во многих уездах начались крестьянские погромы. Это было связано еще и с тем, что сами Советы разъясняли решение вопроса о земле в духе принципа "брать и делить"32.
Почти все уездные собрания и управы (за исключением Карсунского уезда) резко отрицательно отнеслись к власти "народных комиссаров", расценивая ее как незаконную и преступную. В уездах признавалась только власть исполнительных земских органов - уездных управ. В уездах прошли объединенные собрания представителей земства и других демократических сил губернии, на которых обсуждались вопросы организации власти в уездах. На собрании Алатырского уездного земства 9 ноября 1917 г. было высказано мнение о несостоятельности власти большевиков, так как она "не отвечает современному положению в стране". Нелегитимность их власти объяснялась тем, что от нее отвернулась не только большая часть населения внутри страны, но и другие государства. При этом земцы отдавали себе отчет, что причинами прихода к власти большевиков стало бездействие Временного правительства. Если бы оно "во время предприняло шаги к выполнению насущных требований трудового народа, то большевистское движение вообще не имело бы успеха"33.
Такая позиция земских гласных неминуемо приводила к возникновению конфликтов между уездными земскими собраниями и советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которые перерастали в жесткое противостояние и расшатывали основы власти на местах. Советы требовали места в земском собрании с правом решающего голоса. В Сызрани и Алатыре были попыг-
ки организовать Комитет спасения Родины и революции, то есть защиты всех демократических завоеваний Февраля. Комитет спасения Родины не признавал совершенного большевиками переворота и тех законов и постановлений, которые они издавали. Созданный комитет провозглашался органом объединения и контроля, направляющим деятельность правительственных структур и общественных организаций с правом издания обязательных постановлений. При этом не были четко определены функции комитетов. Например, при провозглашении Комитета спасения Родины на заседании Алатырского чрезвычайного земского собрания 8 - 11 ноября 1917 г. разгорелась полемика о роли подобного политического объединения. Одни гласные выступали за ограничения функций, которые заключались бы только в исполнении постановлений Временного правительства. Другие высказывались за целенаправленную деятельность Комитета по объединению всех демократических организаций и учреждений уезда34.
Советы объявили, что именно они являются органами управления на местах и поэтому должны переподчинить себе все административные, хозяйственные, финансовые, культурно-просветительские учреждения. Соответственно все прежние органы управления должны быть заменены Советом солдатских, рабочих и крестьянских депутатов35. Например, в Сызранском уезде у полиции было отобрано оружие и передано на охрану в Симбирский полк, лояльно относившийся к советской власти. Совет рабочих и солдатских депутатов заявил, что выдаст оружие при условии признания власти Совета народных комиссаров36. Ардатовское земское собрание в ноябре 1917 г. под влиянием большевиков передало всю власть революционному Комитету Совета солдатских, рабочих, крестьянских депутатов37.
В обстановке произвола и безвластия солдаты, по свидетельству земских деятелей, расправлялись не только с "буржуями", но и с интеллигенцией, среди которой были земские врачи и учителя. Все это вносило полную дезорганизацию в управление и приводило к анархии на местах. Сызранский совет рабочих и солдатских депутатов, по сообщению И. Ф. Голенко, гласного от Сызрани, был чисто большевистской организацией, направляющей свою деятельность на "возбуждение несознательной части населения"38.
Местное население от лояльного отношения к большевикам постепенно стало переходить к их непринятию. Буинское уездное земское собрание констатировало, что настроение населения "не в сторону большевиков, а в сторону самоуправления" (из выступления Бонч-Осмоловского, гласного от Буинского уезда)39.
Единственную надежду по стабилизации положения земские учреждения большинства уездов возлагали на Учредительное собрание. Гласные уездных собраний считали, что только созыв представительного демократического органа даст возможность достичь истинного "народоправства". А истинное "народоправство" заключалось еще и в формировании необходимых органов местного самоуправления. От них и должна была исходить истинная власть, не основанная на слепом подчинении указаниям сверху40.
Гласные Симбирского губернского земского собрания адекватно оценивали сложившуюся ситуацию в стране: "Цели революции - утверждение народовластия, заключение справедливого демократического мира, спасение страны от продовольственной и торгово-промышленной разрухи. Данные цели Февраль не решил"41.
Большевиков земцы оценивали как спичку, которая поджигала настроения масс, ждущих перемен. По их мнению, идея народовластия искажалась большевиками, отстранившими от власти целые социальные группы общества, а большевистские декреты о земле вызывали лишь погромы имений, граждан-
скую войну крестьян и откатывали назад правильное решение земельного вопроса. Выход из этой ситуации народные избранники видели в объединении всех революционных, демократических сил - крестьян, мелкой городской буржуазии, интеллигенции. Центром такого объединения могло стать Учредительное собрание. На местах же органы местного самоуправления должны были бы работать совместно с демократическими советами, в том числе и с советами, сформированными из различных политических сил. По свидетельству гласного Голенко, революция "свернула влево, возникла возможность вновь увидеть над страной золотую корону"42.
Итоги II Всероссийского съезда советов рабочих и солдатских депутатов в Петрограде 25 - 26 октября 1917 г. вызвали негативную оценку симбирских земских деятелей. Они созвали губернское чрезвычайное земское собрание, которое заявило, что декрет о мире, провозглашавший демократический мир, открытые переговоры, на деле могут обернуться сепаратным мирным договором. По свидетельству гласных А. А. Георгиевского, Г. Т. Титова, большевики проявили "лицемерие в отношении свобод: слова, неприкосновенности личности. Свобода слова хуже, чем при Николае II, нет неприкосновенности личности", закрыты газеты, а "право арестовывать принадлежит каждому большевику". Поэтому требовалось организовать четкую структуру власти для противостояния надвигающейся диктатуре одной политической силы43. Симбирские губернские деятели Голенко, И. Н. Кулагин, Н. Н. Чебоксаров считали главной задачей создать "прочный фундамент" для объединения всех демократических сил губернии44. Как показали последующие события, ее так и не удалось решить в полном объеме.
Тем не менее, земские деятели попытались определить место Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в новой структуре власти. Они не отрицали саму идею новых выборных органов - советов, стихийно возникших и набравших силу во время Февральской революции, и стремились к сотрудничеству с ними. Правда, основным органом власти в губернии должно было остаться губернское земское собрание. Совет крестьянских депутатов какое-то время рассматривался даже как союзник в вопросах организации крестьян и в вопросе о земле.
Такими были общие представления земцев, но среди них не существовало полного единства. Одни гласные (Кулагин, Бузяров, Титов) считали, что земство обладает всей полнотой власти лишь в мирное время, а в настоящий переломный момент функционирование местного самоуправления возможно только с поддержки советов. При этом ставилось следующее условие: советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов можно будет привлечь к власти только в том случае, если они вернутся к лозунгам Февральской революции. Также была высказана идея организации земского съезда для выстраивания власти не посредством советов, а путем непосредственного представительства различных групп населения. Большинство гласных, исходя из реальной политической ситуации в России, выступило за создание объединенного органа местных органов самоуправления и советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, но власть СНК при этом не признавалась. Некоторые гласные считали, что советы должны сыграть объединяющую роль при формировании новых отношений с населением и новых властных структур. Они полагали возможным использовать поддержку советов при условии, что они "будут стоять на одной платформе с земствами, за Учредительное собрание"45.
Для выработки оснований новой власти было принято решение об избрании специальной комиссии. По итогам ее работы земское собрание одобрило резолюцию, в которой признавалось, "что завоевания революции дали стране великое народоправство, предоставили самому народу разрешить через Учреди-
тельное собрание вопросы о скорейшем заключении мира, о земле и улучшении экономического быта рабочих". При этом собрание выступало против вооруженного захвата власти большевиками и их стремления "поставить власть насилия выше власти организованной воли народной, выявившейся при выборах в Учредительное собрание"46.
На собрании были приняты следующие решения:
1. Высшим губернским органом со всей полнотой власти объявлялся Съезд советов и местных "самоуправлений". Губернское земство принимало на себя инициативу создания губернского органа власти.
2. Исполнительный Комитет Съезда советов и местных "самоуправлений" ответственны перед Съездом.
3. Указанные органы губернского управления действуют до решения в Учредительном собрании вопроса о власти на местах47.
Об истинном демократизме принятых постановлений говорит тот факт, что собрание провело решения, предполагавшие широкое участие народных масс в управлении. За основу представительства советов и местных органов самоуправления, как на съезд, так и в Исполнительный комитет, был взят принцип пропорционального представительства. Из расчета один представитель на каждые 25 тыс. чел. получились следующие соотношения депутатов: от крестьянства - 40 (при численности крестьян в Симбирской губернии - 900 тыс. чел.); от городского населения - 3 - 4 (при общей численности 100 тыс. чел.); от рабочих - 1 - 2 (при численности в 50 тыс. чел.); от солдат - 3 - 4 (при их численности в 20 - 22 тыс. чел.) Комиссия решила вывести представительство на съезде из следующего соотношения: по 1 представителю от каждых 3 тыс. крестьян, 3 тыс. городских жителей, 600 - 700 солдат, 1 тыс. рабочих. Новый орган власти предлагалось назвать Комитетом народной власти48.
На деле большевики не желали с кем-либо делить власть. Концепция диктатуры пролетариата предполагала отстранение от власти всех прочих классов. Председатель Симбирского совета рабочих и солдатских депутатов высказался против предложенного порядка организации общегубернского органа власти и прекратил все переговоры. 4 января 1918 г. большевики захватили власть в губернском Комиссариате. От солдатской секции Симбирского совета рабочих и солдатских депутатов они направили в губернский комиссариат отношение за N 21 с уведомлением об избрании губернским комиссаром Крымова и с требованием сдать ему все полномочия. В ответ губернский комиссариат в полном составе счел подобные действия неправомерными - ведь он был избран Первым демократическим земским собранием на сессии 26 мая - 21 июня 1917 г. и не считал для себя возможным устраниться от исполнения своих обязанностей до выяснения вопроса на Чрезвычайном губернском земском собрании 10 января 49. После этого в губернский комиссариат явились представители Совета с солдатами Первого запасного кавалерийского Курляндского полка и вручили предписание Совета о немедленной передачи должности с предупреждением применить вооруженную силу в случае дальнейшего упорства. Губернский комиссариат был вынужден оставить занимаемое помещение.
Губернская управа попыталась опротестовать действия Совета, ссылаясь на ряд обстоятельств. Во-первых, Управа не признала за ним права назначать комиссара помимо земского собрания и смещать его по рекомендации Совета, а также крестьянской фракции Исполнительного комитета, заменявшей в то время Губернский совет крестьянских депутатов. Во-вторых, Совет отошел от принципа "народоправства", завоеванного Февральской революцией. Он создал олигархию из лиц, назначенных им, и никоим образом не представлявших избранников народа, от имени которого они позволяли себе говорить. Совет не огласил и не предъявил актов об избрании губернским комиссаром Крымова и
других комиссаров, вводимых в учреждения при помощи штыков и уже вызвавших забастовку служащих этих учреждений50. В-третьих, Совет не представлял учреждение, связанное с губернией. Советы были разобщены. Совет крестьянских депутатов не участвовал в делах, и игнорировался Советом солдатских и рабочих депутатов. Губернский совет представлял собой небольшое случайное собрание рабочих и солдат, при котором даже председатель не был избран всеми советами губернии, а лишь исполнительным комитетом51. Таким образом, был нарушен и принцип выборности, и советы не были демократическими органами власти.
К началу 1918 г. земское самоуправление находилось в состоянии тяжелого кризиса, вызванного отсутствием политической и экономической стабильности в стране. Расстройство финансового аппарата и прекращение поступления земских сборов приводили к тому, что многие земства к 1918 г. и без предписаний большевиков находились в состоянии самороспуска. Истощенные и ослабленные земства, лишившиеся какой-либо финансовой поддержки населения и государства, разделившие власть с многочисленными параллельными структурами в противостоянии с советами, стали легкой добычей большевиков.
После разгона органов местного самоуправления земские деятели перешли в жесткую оппозицию к новому режиму. Симбирские земцы надеялись, что с началом функционирования Учредительного собрания в стране в полной мере будут реализованы все демократические начинания в сфере земского самоуправления. Однако, 6 января 1918 г. СНК разогнал Учредительное собрание и поставил точку в затянувшемся противостоянии.
10 января 1918 г. Симбирское губернское земство провело экстренное заседание. Однако грубой силе ничего, кроме воззваний и протестов, земство противопоставить не могло. Будучи хозяйственной властью, строя свои отношения с населением и другими учреждениями на основе законов и представительства, земские учреждения не имели своих вооруженных сил.
27 января 1918 г. Совет рабочих и солдатских депутатов Симбирска под угрозой применения силы потребовал от губернского земства сдать дела Военно-промышленному комитету, а все заводы, мастерские, хозяйство и деньги ликвидационной комиссии. 5 февраля Совет занял здание земской управы, а 8 февраля состоялось совещание губернской Управы с президиумом Совета. Земцы пытались прийти к соглашению, призвали Совет стать на общую с земством платформу интересов населения. На совещании от Управы присутствовали Пашков, Головинский, Устюгов, Яшнов и др., от Совета - В. Н. Ксандров с двумя товарищами51. Земцы выступили против саботажа со стороны Совета, заявив, что губернская Управа поставлена в невозможные условия для продолжения своей деятельности. На это представители Исполкома заявили, что земство не имеет реальной власти, и Совет установит полный контроль над ним, а через полтора месяца земские органы самоуправления будут реорганизованы. Признавая ценность "аппарата земства" и недостаток "организационных сил в распоряжении Советов", большевики пришли к необходимости установления контроля над земством - с последующей реорганизацией "под флагом Советов"52.
Прийти к соглашению с советами земствам так и не удалось53. Большевики встали на путь вооруженного подавления народной инициативы. Была создана ликвидационная Комиссия при губернском Совете народного хозяйства, в ведение которой переходили дела основных отделов бывшего губернского земства54. Таким образом шла последовательная ликвидация земских структур управления.
Вновь земства были восстановлены 22 июля 1918 г. после утверждения в Симбирске власти КОМУЧа55. На следующий день губернская Управа распределила обязанности по различным отделам. Я. Е. Шостак возглавил отдел обра-
зования, Н. Н. Фёдоров - ветеринарный; Бонч-Осмоловский - строительный и народного просвещения; М. А. Пашков - агрономический, комиссариата земледелия, бухгалтерии и делопроизводства; К. Я. Воробьёв - статистический; В. Н. Владыкин - пенсионный; Ф. Е. Вольсов - цементный и химический56.
Симбирское губернское земское собрание, состоявшееся 31 июля, было посвящено главному вопросу - финансовому положению земских учреждений, которое было плачевным. Собрание вынуждено было просить ссуду в Самаре. Финансовый совет при Комитете членов Учредительного собрания в Самаре откликнулся на их просьбу и отношением от 20 августа выделил кредит в 2,5 млн. рублей57. Курмышская уездная земская Управа ходатайствовала перед губернской Управой о ссуде в 60 тыс. руб. для возобновления своей деятельности, но на заседании 23 августа это прошение было отклонено58.
Не во всех уездах губернии удалось восстановить земские органы самоуправления. Работали Симбирская, Сенгилеевская, Сызранская и Буинская управы, Курмышская и Ардатовская так и не были созваны. Воссоздание земств было демократическим по форме и проводились на основе всеобщего избирательного права. Например, из 72 гласных Симбирского губернского земского собрания, восстановленного 22 июля 1918 г., 60 чел. были крестьяне59. Это был "списочный состав", реально гласных оказалось в несколько раз меньше, к 30 июля их насчитывалось 17 человек60.
Одной из главных задач, стоявших перед новой властью, была перестройка системы управления экономикой. Уже 24 июля 1918 г. состоялось первое заседание Коллегии Симбирского губернского земства по делам бывшего губернского Совета народного хозяйства. Коллегию возглавлял уполномоченный губернского земства Бонч-Осмоловский. Было принято решение о реорганизации ряда отделов Губсовнархоза и ликвидации учетно-сметно-налогового и фабрично-заводского. Их сотрудники были уволены с выдачей 2-х недельного оклада. К концу августа были упразднены еще 4 отдела бывшего Губсовнархоза (бухгалтерия, общее делопроизводство, торгово-промышленный, государственных сооружений). Оставшиеся отделы были переведены в ведение губернской земской Управы61.
Реорганизация управления шла и в культурной сфере. На заседании губернской Управы 7 августа 1918 г. были учреждены комитеты по народному образованию. Они создавались при губернской и уездных управах. Комитеты по народному образованию должны были разрабатывать общий план организации школьного, внешкольного и дошкольного образования; координировать деятельность уездных и волостных земств; распределять денежные средства на нужды образования62. Вернувшиеся к власти земства не стали с ходу ломать установленную большевиками систему управления хозяйством. Многое было сохранено, и многие служащие продолжили выполнять свои обязанности. Правда, демократизация земского самоуправления оказалась недолгой. С приходом в Симбирск большевиков 3 октября был окончательно решен вопрос о существовании земских органов местного самоуправления.
Сравнительно краткий период либеральных преобразований от февраля к октябрю 1917 г. продемонстрировал способность земств идти рука об руку с нуждами и интересами населения, оперативно решать многочисленные социальные проблемы общества. Будучи органами местного самоуправления, основанными на всеобщем избирательном праве, привыкшими работать на легитимных принципах с соблюдением закона и прав граждан, земства оказались не готовы к жесткой вооруженной борьбе в условиях политической анархии и нараставшей диктатуры большевиков. Концепция земств как переходного института к правовому государству так и не реализовалась. После Октябрьского переворота большевики не были нацелены на создание демократической по-
литической системы, концепция диктатуры пролетариата противоречила подходам земских деятелей либеральной направленности, считавших, что только демократически избранные органы местного самоуправления являются легитимными. Чуждые большевикам взгляды на возможность межклассового сотрудничества не оставляли им ничего иного как ликвидацию земств, что и последовало вскоре после повсеместного утверждения их власти в центре и на местах.
Примечания
1. ГЕРАСИМЕНКО Г. А. Земское самоуправление в России. М. 1990; ЕГО ЖЕ. Земство и Советы. - Свободная мысль. 1993, N 4, с. 97 - 106; АБРАМОВ В. Ф. Российское земство: экономика, финансы и культура. М. 1996; ЕГО ЖЕ. Демократическая практика российского земства. - Полис. 1995, N 3, с.145 - 151; ЛАПТЕВА Л. Е., ШУТОВ А. Ю. Из истории земского, городского и сословного самоуправления в России. М. 1999.
2. МАТВЕЕВ М. Н. Земства Поволжья в 1917 - 1918 гг.: дис. канд. ист. наук. Самара. 1995; ГЕРАСИМОВА Н. В. Земское самоуправление в 1914 - 1918 гг. на территории Чувашии: дис. канд. ист. наук. М. 2002; КОННОВА Л. А. Деятельность земства на территории Мордовии 1890 - 1918 гг.: дис. канд. ист. наук. Саранск. 2001; НИКОЛАЕВ Д. А. Нижегородское земство в 1865 - 1918 гг. Обзор хозяйственной деятельности и анализ социально-политических инициатив: дис. канд. ист. наук. Н. Новгород. 1999.
3. Государственный архив Ульяновской области (ГАУО), ф. 46, оп. 2, д. 900, л. 32.
4. ВЕСЕЛОВСКИЙ Б. Б. История земства за 40 лет. Т.1. СПб. 1909, с. 12.
5. "О волостном земском управлении" от 21 мая 1917 г. Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при Правительствующем сенате. Отдел I. 30 мая 1917, N 122, ст. 655, с. 1041 - 1060; "О производстве выборов губернских и уездных земских гласных" от 21 мая 1917 г. Там же, отдел I. 14 июня 1917, N 137, ст. 730, с. 1167 - 1177; "Об изменении действующих Положений об общественном управлении городов" от 9 июня 1917 г. Там же, отдел I. 8 июля 1917, N 157, ст. 869, с. 1431 - 1455; "Об изменении действующего Положения о губернских и уездных земских учреждениях впредь до издания нового о них Положения" от 9 июня 1917 г. Там же, отдел I. 8 июля 1917, N 157, ст. 870, с. 1455 - 1470.
6. ГАУО, ф. 46, оп. 2, д. 886, л. 146; д. 898, л. 18, 19; ф. 677, оп. 2, д. 27, л. 8.
7. Там же, д. 25, л. 17.
8. Там же, д. 27, л. 1 - 3.
9. Там же, ф. 46, оп. 2, д. 871, л. 2; Журналы первого демократического Симбирского губернского земского Собрания экстренной сессии 26 мая - 2 июня 1917 г. Симбирск. 1917, с. 2.
10. Там же, д. 886, л. 36, 88, 126, 146, 170; Постановления первого Сенгилеевского чрезвычайного демократического уездного земского собрания. (14 - 17 апреля 1917). Сенгилей. 1917, с. 7 - 36.
11. Постановления первого Сенгилеевского чрезвычайного демократического уездного Собрания 14 - 17 апреля 1917 г., с. 3.
12. Постановления Чрезвычайного Курмышского уездного земского Собрания заседания 23- 25 апреля 1917 г. Ядрин. 1917, с. 3.
13. ГАУО, ф. 46, оп. 2, д. 886, л. 88.
14. Там же, л. 35.
15. Там же, ф. 677, оп. 2, д. 31, л. 10 - 11; ф. 46, оп. 2, д. 949, л. 135.
16. Журналы первого демократического Симбирского губернского земского Собрания экстренной сессии 26 мая - 2 июня 1917 г. Симбирск. 1917, с. 1 - 2.
17. Там же, с. 278 - 279.
18. ГАУО, ф. 46, оп. 2, д. 1004, л. 1; д. 949, л. 2 - 4.
19. Там же, д. 886, л. 2 - 5; ф. 99, оп. 1, д. 123, л. 61.
20. Журналы Симбирского губернского земского собрания очередной сессии 1905 года. Симбирск. 1906, с. 145 - 179.
21. ЛАПТЕВА Л. Е. Из истории земского, городского и сословного самоуправления в России. М. 1999, с. 281 - 282.
22. Там же, с. 283 - 287.
23. ГАУО, ф. 46, оп. 2, д. 900, л. 36 - 37.
24. Там же, ф. 974, л. 4 - 7; ф. 84, оп. 1, д. 1420, л. 62; ф. 84, оп. 1, д. 1412, л. 2.
25. Там же, ф. 46, оп. 2, д. 872, л. 6; д. 900, л. 36.
26. Там же, д. 955, л. 2 - 4.
27. ЛЕНИН В. И. Государство и революция. ПСС. Т. 33. М. 1962, с. 91.
28. ЛЕНИН В. И. Письма о тактике. ПСС. Т. 31. М. 1962, с. 145.
29. ГАУО, ф. 46, оп. 2, д. 900, л. 32.
30. Там же, л. 32.
31. Журналы Симбирского губернского чрезвычайного Земского Собрания. 15 - 23 декабря 1917 г. Симбирск. 1918, с. 4.
32. ГАУО, ф. 46, оп. 2, д. 885, л. 25.
33. Там же, л. 26.
34. Там же, л. 36.
35. Там же, д. 1014, л. 25.
36. Журналы Симбирского губернского чрезвычайного Земского Собрания. 15 - 23 декабря 1917 г. Симбирск. 1918, с. 7.
37. ГАУО, ф. 46, оп. 2, д. 1014, л. 54.
38. Журналы Симбирского губернского чрезвычайного Земского Собрания. 15 - 23 декабря 1917 г. Симбирск. 1918, с. 20.
39. Там же, с. 14.
40. Там же, с. 22.
41. Там же, с. 19 - 20.
42. Там же, с. 20 - 21.
43. Там же, с. 24.
44. Там же, с. 23.
45. Там же, с. 28 - 30, 60.
46. Там же, с. 66.
47. Там же, с. 66 - 67.
48. Там же, с. 67.
49. ГАУО, ф. 46, оп. 2, д. 1036, л. 4 - 4об.
50. Там же, л. 10 - 10об.
51. Там же, л. 10об.
52. Там же, л. 1 - 2, 4, 11.
53. Журналы Симбирского губернского чрезвычайного Земского Собрания. 15 - 23 декабря 1917 г., с. 85.
54. ГАУО, ф. 46, оп. 2, д. 1026, л. 2.
55. Комитет членов Учредительного собрания - правительство созданное в Самаре в июне 1918 г. и распространившее свою власть в Среднем Поволжье с июня по октябрь 1918 г.
56. КУЗНЕЦОВ В. Н. "Из огня да в полымя": Симбирская губерния в период гражданской войны. Ульяновск. 2000, с. 38.
57. Там же, с. 49.
58. ГАУО, ф. 46, оп. 2, д. 1023, л. 24.
59. КУЗНЕЦОВ В. Н. Ук. соч., с. 38.
60. ГАУО, ф. 46, оп. 2, д. 1032, л. 43.
61. КУЗНЕЦОВ В. Н. Ук. соч., с. 69 - 70.
62. ГАУО, ф. 46, оп. 2, д. 1023, л. 43; д. 901, л. 1.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |