Libmonster ID: KZ-1448
Автор(ы) публикации: В. С. Кузнецов

С установлением в Китае гоминьдановского режима официальный культ Конфуция сошел на нет. 15 февраля 1927 г. гоминьдановское правительство отменило культ Конфуция и связанные с ним обряды. Соответствующий декрет был оглашен на всей территории Китая, контролируемой нанкинским правительством. Инициатива, как утверждалось, исходила от градоначальника Чэня из Дае (Хубэй). В петиции правительству он осудил конфуцианство как орудие властей, которые использовали его для своих корыстных целей: деспотичного подчинения народа и подавления новых мыслей. Конфуцианство - суеверие и непригодно для современного мира 1 . На место прежнего духовного кумира руководство гоминьдана вознамерилось поставить нового - Сунь Ятсена (1866 - 1925).

Насаждение культа Сунь Ятсена преследовало цель дать стране нового общенационального кумира и новую идеологию. Но реформаторский порыв гоминьдана оказался несостоятельным перед силой многовековой традиции. Поколения китайцев на протяжении веков воспитывались на заповедях учителя Кун-цзы (Конфуция). А тут им предлагался в качестве высшего духовного наставника Сунь Ятсен. Об отношении широкой общественности к личности Сунь Ятсена и притягательности его имени в китайских массах можно строить только догадки, хотя бы уже потому, что с его именем было связано развязывание кровопролитнейшей гражданской войны между Севером и Югом. И формальное объединение страны, которое свелось к переносу столицы из Пекина в Нанкин, не принесло стране гражданского мира. Вооруженная борьба в правящих кругах продолжалась и одновременно шла война между низами и верхами.

Суньятсенизм для китайского общества не стал новой универсальной идеологией. Пропаганда официального суньятсенизма не дала стране ни социальной стабильности, ни экономического подъема. Сунь Ятсена не восприняла и скорее всего просто не знала деревня (а Китай оставался крестьянской страной): ни ее сельская верхушка в лице "образованного сословия" (шэньши), ни крестьяне. У тех из них, кто жил рядом с дорогой, проложенной к мавзолею Сунь Ятсена, она получила название "Дорога смерти". Гоминьдановские власти безвозмездно изъяли у крестьян землю для прокладки этой дороги. Не стал Сунь Ятсен и повсеместно кумиром учащейся молодежи, наиболее активной социальной силы. В Шанхае студенты, напав на помещение местного комитета гоминьдана, сорвали портрет Сунь Ятсена 2 .

Противники Нанкина из числа периферийных правителей заявляли об отказе от суньятсенизма и возврате к конфуцианству. Так, в частности, повел себя правитель Гуандуна генерал Чэнь Цзитан. В Гуанчжоу, центре провинции, зародилось движение "Назад, к Конфуцию". И в этой связи уместно вспомнить, что Гуанчжоу (Кантон) был первым портом, открытым для иностранной торговли, и городом, где 7 апреля 1921 г. Сунь Ятсен был провозглашен


Кузнецов Вячеслав Семенович - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН.

стр. 155


президентом Китая. Высокопоставленные чиновники в Гуанчжоу указывали, что подлинное национальное спасение лежит в возрождении и соблюдении учения Конфуция 3 .

В 1931 г. империалистическая Япония отторгла от Китайской республики Маньчжурию и начала агрессию в собственно Китае. Гоминьдановский режим оказался не в состоянии противостоять японской агрессии и расчленению страны. У него не нашлось и такой идейной платформы, которая объединила бы под его началом население страны и дала возможность справиться с внутренним и внешнеполитическим кризисом.

Руководство гоминьдана, претендовавшее на роль выразителя общенациональных интересов, сознавало необходимость указать стране путь к спасению. 19 февраля 1934 г. в Наньчане (столица провинции Цзянси) перед общественностью выступил Чан Кайши - председатель Исполнительного юаня и главком Народно-революционной армии. Особый акцент в своем выступлении Чан Кайши сделал на знании и добродетели, как основе национального величия. Он проиллюстрировал это положение ссылками на быстрое возрождение Германии после первой мировой войны и отдал должное спартанской дисциплине японского народа. Чан Кайши указал на необходимость обучать вождей, которые возглавили бы дело национального возрождения. Чтобы добиться его, китайскому народу нужен возврат к старым добродетелям: "ли", "и", "лянь", "чи" (пристойность в манерах, праведность в поведении, бережливость, стыдливость) 4 . Иными словами, речь шла о возврате к "сы вэй", конфуцианским четырем устоям, о распространении кампании "Назад, к Конфуцию", предпринятой на Юго-Западе, на всю страну.

Положив своим выступлением в Наньчане начало "Движению за новую жизнь", Чан Кайши потом в специально написанной программе более подробно изложил необходимость этой кампании и ее основополагающие принципы. Воспроизведем основные положения этой программы.

Цель "Движения за новую жизнь", - говорилось в ней, - возрождение китайского общества. Для достижения этой цели помыслы народа ныне направляются на то, чтобы люди руководствовались высокими древними добродетелями нации, "сы вэй": "ли", "и", "лянь", "чи".

Территория Китая 1 896 500 миль, он обладает большими природными богатствами, и единственная причина нынешнего вырождения и отсталости та, что пренебрегли общенародными добродетелями. У нас население свыше 400 млн. человек и из-за того, что мы не придавали должного значения культивированию наших добродетелей, господствует социальных беспорядок, и большинство народа живет плохо. Если решили произвести реформы, следует начать с самого фундаментального вопроса: должны сперва изменить наши привычки.

Для того, чтобы изменить жизнь народа, должно полагаться на правительство, в особенности на его систему просвещения, его экономическую политику и его меры по обеспечению всеобщих интересов. Однако будет ли успешно выполнена политика правительства, во многом зависит от обычаев и привычек народа в это время.

Общую психологию нашего народа сегодня можно охарактеризовать одним словом - бездуховность. Об этом говорит следующее: никакого различия между добром и злом, между общественным и частным, между основным и привходящим. И как результат: чиновники склонны быть нечестными и жадными, массы - недисциплинированны и черствы, взрослые - невежественны и продажны, богатые стали экстравагантными и утопающими в роскоши, а бедные стали нечестными и неорганизованными. Естественно, это имеет результатом полную дезорганизацию общественного порядка и национальной жизни. Для того, чтобы повышать уровень благосостояния народа и создать новое общество, необходимо опираться на правительство и на просвещение. В прошлом управление и просвещение были не эффективны, так как те, кто осуществлял их, не были достаточно искренни. И как результат, закон потерял свою функцию, технические знания имели мало практической пользы и даже машины не работали эффективно. Почему люди в тех же самых условиях трудились по-разному, и та же самая техника и те же самые машины не давали одинаковых результатов? Очевидно, чтобы заставить закон или машину работать, это зависит не столько от самого закона или машины, как от личности. Ключ лежит в человеческом элементе.

Чан Кайши особо подчеркивал значимость соблюдения морально-этических норм для обеспечения социальной стабильности. Когда эти добродетели (ли, и, лянь, чи) превалируют, даже если временно недостаточно одежды и пищи, они могут быть произведены человеком; или если амбары пусты, они могут быть наполнены усилиями человека. Иными словами, когда эти добродетели не соблюдаются, будут грабежи и нищенство во время нужды, а с социальной точки зрения разбой и попрошайничество никогда ни к чему положительному не приведут. Социальный порядок основывается на этих четырех добродетелях. Когда таковой есть, тогда

стр. 156


все может быть сделано должным образом, но когда все в смятении, очень мало можно достичь. Сегодня грабители обычно наиболее многочисленны в процветающих городах мира. Это- очевидное подтверждение смятения, вызванного несоблюдением добродетелей. Соблюдая эти добродетели, обнародованные Кун-цзы, надеемся, что нищенство и грабежи исчезнут, чиновники будут честными и патриотичными, коррупция прекратится, народ станет заниматься более продуктивными занятиями. Нищета нашей жизни в первую очередь вызвана тем, что слишком много потребителей и слишком мало производителей. Соответственно, многим приходится жить как паразитам. Чтобы излечить это, мы должны сделать упор на четыре добродетели, и мы должны заставить народ работать больше и тратить меньше, а чиновников быть честными. В этом секрет успеха двух древних царств Ци и Чу. Это также первоочередная причина силы Италии и Германии сегодняшнего дня 5 .

Одна из причин научно-технического отставания Китая и духовного одичания, указывает Чан Кайши, в пренебрежении собственными культурными традициями. Путь к преодолению всего этого - соблюдение конфуцианских добродетелей. Придерживаясь их, утверждал Чан Кайши, надеемся, что грубость и вульгарность будут изгнаны, а жизнь нашего народа станет более облагороженной в соответствии со стандартами культуры и искусства. Употребляя понятие "искусство", мы не имеем в виду только шэньши. Мы имеем в виду культурный уровень всего народа. Это пограничная линия между цивилизацией и варварством. В древности китайцы знали шесть искусств (обрядность, музыка, стрельба, езда, каллиграфия, математика). Многие из нас пренебрегли нашими собственными искусствами, в результате мы кое в чем отстали от западных наций. Недостаток обучения искусствам особенно обнаруживается в нынешних условиях. Подозрения, зависть, ненависть и драчливость - признаки варварства. Чтобы изжить их, мы должны сделать упор на искусство.

Взывая к авторитету Конфуция, Чан Кайши рассчитывал решить двоякую задачу внешне- и внутриполитического порядка, отчего зависело само существование гоминьдановского режима. А именно, справиться с японской агрессией и Коммунистической партией Китая. Тот факт, пояснял Чан Кайши, что наша страна имеет предателей и коммунистов, равно как и продажных чиновников, показывает, что мы тоже пренебрегли культивированием добродетелей и если мы должны подняться, то эти добродетели должны быть одобрены как принципы новой жизни.

Конфуцианские заповеди поведения применительно к потребностям дня, взывал Чан Кайши, должны морально вооружить китайский народ и дать ему силу для отражения японской агрессии и подавления коммунистического движения в стране. Ныне, признавал Чан Кайши, коммунисты еще не полностью подавлены и наша территория ежедневно находится под угрозой иностранной агрессии. Чтобы пройти через этот кризис успешно, мы должны умиротворить страну изнутри и оказать сопротивление внешней агрессии. Чтобы сделать это, мы должны опираться на силу. Поэтому наш народ должен иметь военную подготовку. Для начала мы должны усвоить обычаи порядка, чистоты, простоты, бережливости, точности.

Таким образом, "сы вэй", конфуцианские четыре устоя, в интерпретации Чан Кайши, определяют идейное содержание "Движения за новую жизнь". Провозгласив этические заповеди конфуцианства основой духовного возрождения нации и ее самосохранения, высшее гоминьдановское руководство реанимировало и государственный культ Конфуция. Председатель правительства провинции Шаньдун (историческая родина Конфуция) генерал Хань Фуцюй попросил летом 1934 г. у центрального правительства значительные средства на ремонт храмов Конфуция и других мудрецов. Оно удовлетворило эту просьбу 6 .

В 1934 г. гоминьдан официально объявил 27 августа днем празднования годовщины рождения Конфуция. В том же году впервые со времени учреждения Китайской республики день рождения Конфуция широко отмечался по всей стране. Газеты посвятили специальные статьи учению Конфуция и отмечали его значение в связи с "Движением за новую жизнь". Заповеди Конфуция следует считать стандартом морали нынешнего дня, китайцам следует считать своих древних классиков и древнюю мораль наилучшими, не подражать иностранному и не забывать о своей собственной цивилизации - такова была общая суть идей, развиваемых и популяризируемых официозной прессой 7 .

Движение за возрождение конфуцианства распространилось по всей стране в 30-е годы. Отделы просвещения в провинциях поощряли изучение конфуцианских канонов, тогда как за последние годы им почти не придавалось внимания в учебных программах. Были восстановлены храмы Конфуция в Шаньдуне, Гуандуне, Фуцзяни, Цзянсу и жертвоприношения Конфуцию, ранее отмененные, были снова возобновлены.

На практике "Движение за новую жизнь" вылилось в разного рода кампании. Одна из них проводилась на предмет соблюдения норм санитарии и гигиены. Запрещалось бросать

стр. 157


в реки нечистоты, давались указания по улучшению дренажной системы, оглашались и правила по содержанию собак, звучали призывы "Истреблять мух"! Населению рекомендовалось мыть пищевые продукты, держать стены домов в чистоте, для личного здоровья постоянно мыть руки и лицо, регулярно принимать ванну.

Кампания за хорошее благопристойное поведение предусматривала: обучение пешеходов держаться нужной стороны, запрет курить и пить на улицах, поддержание порядка в общественных местах, запреты на совместные купанья мужчин и женщин, на азартные игры, запрещались дансинги и кабаре, искоренялось опиекурение, осуждалась привычка плевать в общественных местах. Манеру плевать, где попало, Чан Кайши рассматривал как проблему политической значимости. Люди западного мира, подчеркивал он, с пренебрежением относятся к китайцам, в частности, и потому, что у них распространена эта отсталая привычка. Принимались меры по изживанию традиционной манеры бинтовать девочкам ноги.

Осуждая современную женскую одежду, которая вызывала похоть или шокировала своей эксцентричностью, Чан Кайши в приказе провинциальному правительству Цзянсу (от 8 июня 1934 г.) предписал, что такую моду, вредную для общественной морали, следует запретить. Соответственно правительство провинции Цзянсу обнародовало правила относительно женской одежды в этой провинции. В частности, обусловливалось, что длина платья должна быть на уровне лодыжки, а расстояние между воротником и щекой должно быть не менее 1,5 дюйма 8 . Комитет гоминьдана провинции Цзянсу потребовал от провинциального правительства проинструктировать уездные власти на предмет того, чтобы женщины не носили "неприличной" одежды. Замеченных в этом следовало сурово наказывать.

Чан Кайши запретил танцевальные представления в Нанчане, во время которых девушки снимали верхнюю часть одежды, оставаясь в одних лифчиках. Подобная манера представления была признана как противоречащая принципам "Движения за новую жизнь".

Чэнь Гофу, председатель правительства провинции Цзянсу, разработал правила относительно одежды и внешнего вида школьниц в провинции. Запрещались завивка "перманент", губная помада и одежда, открывающая шею и спину.

Департамент общественных дел нанкинского муниципалитета 8 августа 1934 г. издал приказ о запрете девушкам-студенткам в Нанкине завивать волосы. Одновременно парикмахерам города воспрещалось делать завивку представительницам прекрасного пола.

Муниципалитет Бэйпина (Пекина) издал приказ, запрещающий женщинам и девушкам ходить с голыми ногами. По предписанию властей Ичана рукава женской одежды не должны были быть выше локтя 9 .

Кампания по воспитанию патриотических чувств, не лишенная известного оттенка ксенофобии, ставила целью изживание манер, чуждых китайскому народу, и развитие чувства национальной гордости. 8 августа 1934 г. департамент общественных дел нанкинского муниципалитета предписал юношам и девушкам, учащимся носить китайскую национальную одежду. Нарушителям грозило суровое наказание 10 . В провинции Цзянсу учащихся приучали салютовать национальному флагу перед входом в школу и каждое утро, перед уроками, проводить церемонию подъема флага 11 .

Попытки гоминьдана сплотить под своим началом нацию на принципах конфуцианства закончились провалом. В 1949 г. гоминьдановскую Китайскую Республику сменила Китайская Народная Республика.

Сложные, неоднозначные процессы, происходящие в социально-экономической жизни современного Китая, непосредственно затрагивают духовную жизнь общества. События последних лет дают основания полагать, что официальная идеология (марксизм-ленинизм, идеи Мао Цзэдуна), проповедуемая КПК, правящей партией страны, не воспринимается массами как прежде. Особую озабоченность официальных кругов и научно-педагогической общественности вызывают настроения молодежи.

- Солнце в небе, луна в воде. Что круглее, что ярче - я не знаю. - Так поется в поп-песне, которая была предметом повального увлечения молодежи в последние годы. - Это в действительности отражение ее несбалансированного и бездеятельного менталитета, - заявил профессор Чжоу Цзичжи из Нанкинского университета, выступая на международном симпозиуме в Пекине, посвященном 2545 годовщине со дня рождения Конфуция (5 - 8 октября 1994 г.) В период "культурной революции" 1966 - 1976 гг. китайская традиционная культура и вера были искажены, результатом чего явилось смятение, особенно среди молодежи 12 . В поисках путей духовного оздоровления нации китайское руководство придает серьезное значение конфуцианству. Свидетельство тому - выступление на симпозиуме члена постоянного комитета политбюро ЦК КПК, председателя Народно-политического консультативного совета Китая (8-го созыва) Ли Жуйхуаня. Долг каждого китайца, заявил он, усилить изучение

стр. 158


Конфуция и его философии, конфуцианства. Конфуций, который считается великим мыслителем, просветителем и философом древнего Китая, был главным основателем конфуцианства. Его мудрость внесла огромный вклад как в цивилизацию Китая, так и всего мира. Его теории сохранили свою ценность в течение более 2500 лет после того, как он изложил их, и изучение его мудрости должно сочетаться с практикой современного строительства. Новые идеи должны дополнить его теории, чтобы ответить нуждам современного Китая 13 . Заместитель премьера Госсовета КНР, член политбюро ЦК КПК Ли Ланьцин, выступая на симпозиуме, подчеркнул, что конфуцианство придает большое значение просвещению, особенно духовному образованию. Образованные граждане играют важную роль в условиях социалистической рыночной экономики 14 .

Примечания

1. The Chinese Illustrated Review, 19.II.1927.

2. Оккупация Маньчжурии и борьба империалистов. М. 1932, с. 52.

3. MENG С. Y. The Revival of Confucianism. - The China Weekly Review (Далее- CWR), 1.X.I934.

4. CWR, 24.111.1934.

5. CHEN W. H. The New Life Movement. - Information Bulletin. 21.XII.1936. Vol. II, N 22, p. 223 - 230. Council of International Affairs. Nanking.

6. CWR, 2.VI.1934.

7. CWR, 9.VI, 1.IX.1934.

8. CWR, 16.VI.1934.

9. CWR, 14.VII, 2, 18, 25.VIII.1934.

10. CWR, 18.VIII.1934.

11. CHEN W. H. Op. cit., p. 213.

12. China Dayly, 15.X.1994.

13. China Dayly, 6.X.1994.

14. China Dayly, 15.X.1994.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/КОНФУЦИАНСТВО-В-СОВРЕМЕННОМ-КИТАЕ

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Қазақстан ЖелідеКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. С. Кузнецов, КОНФУЦИАНСТВО В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 03.06.2021. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/КОНФУЦИАНСТВО-В-СОВРЕМЕННОМ-КИТАЕ (дата обращения: 17.11.2024).

Автор(ы) публикации - В. С. Кузнецов:

В. С. Кузнецов → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Қазақстан Желіде
Астана, Казахстан
691 просмотров рейтинг
03.06.2021 (1263 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
MODERNIZATION OF THE EAST IN THE XXI CENTURY AND THE SEARCH FOR A DEVELOPMENT MODEL
2 часов(а) назад · от Urhan Karimov
AMONG ALGERIAN LITERARY CRITICS AND WRITERS (AT A CONFERENCE IN BURJ BOU 'ARRIRIJ PROVINCE)*
2 часов(а) назад · от Urhan Karimov
N. Ya. BICHURIN AND HIS WORKS ON MONGOLIAN STUDIES
3 часов(а) назад · от Urhan Karimov
V. M. TIKHONOV, KAN MANGIL. HISTORY OF KOREA. In 2 tt.
4 часов(а) назад · от Urhan Karimov
СЫМА ЦЯНЬ. HISTORICAL NOTES (SHI JI). In 9 t.
4 часов(а) назад · от Urhan Karimov
AFRICA IN A GLOBAL WORLD: PAST, PRESENT AND FUTURE
4 часов(а) назад · от Urhan Karimov
VIII CONFERENCE OF ARABISTS OF THE INSTITUTE OF ISLAMIC STUDIES OF THE RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES
Каталог: Религиоведение 
21 часов(а) назад · от Urhan Karimov
СУТРА О СУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ВЕЛИКОМ ВЫСШЕМ ВЕДЕНИИ. Пер. А. Накорчевского; под ред. Танака Такэюки и В. Молодякова. Токио, 2011, 224 с.
24 часов(а) назад · от Urhan Karimov
Э.А. ГРУНИНА. УЧЕБНИК ТУРКМЕНСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ СТРАН СНГ. М.: Вост. лит., 2010. 287 с.(1) Э.А. ГРУНИНА. УЧЕБНИК ТУРКМЕНСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ СТРАН СНГ. ТЕКСТЫ. КОММЕНТАРИИ. М.:Вост. лит., 2011. 183 с.(2)
Каталог: Лингвистика 
24 часов(а) назад · от Urhan Karimov
.Г. ЛАНДА. РОССИЯ И МИР РОССИЙСКОГО ИСЛАМА. М.: Издательский дом "Медина", 2011. 507 с.
Каталог: Религиоведение 
24 часов(а) назад · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

КОНФУЦИАНСТВО В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android