В постсоветский период страны Центральной Азии столкнулись с рядом проблем, в том числе и в области формулирования национальных интересов и обеспечения собственной безопасности, ранее поддерживаемой исключительно усилиями единого советского государства. Понимание политическими элитами стран собственных национальных интересов и видение путей их защиты далеко не всегда существовали в русле идеи регионального сообщества и общих региональных интересов. Это связано как с множеством конфликтных эпизодов во взаимоотношениях центральноазиатских государств, так и с довольно низким уровнем внутрирегиональных торгово-экономических связей.
Однако, на наш взгляд, существует ряд важных оснований, объективно превращающих эти постсоветские страны в единый региональный комплекс.
Среди факторов, объективно объединяющих в единое целое пять бывших союзных республик, выделяются историко-культурная общность стран Центральной Азии1, а также "резкая структурная несбалансированность их ресурсной базы". По мнению С. Панарина, "три особенности присущи ресурсной базе всех государств региона: 1) абсолютный дефицит инвестиционного капитала, формирующегося на основе внутренних накоплений; 2) избыток неквалифицированных трудовых ресурсов, образуемых титульным населением и 3) острый дефицит непосредственно жизнеобеспечивающих ресурсов на большей части территории региона"2. Все это свидетельствует об общности для региона ряда проблем экономического, социального, политического и экологического характера.
Следует отметить, что отдельные угрозы безопасности Центральной Азии имеют прямое отношение ко многим странам Европы и Азии. В частности, по данным ООН, ежегодно до 4500 т героина и опия-сырца идет из Афганистана через ЦА в Россию и далее в страны Западной Европы3.
Республика Казахстан (РК), как и другие страны СНГ, с момента обретения независимости столкнулась с фундаментальной задачей построения современного государства, проведения адекватной современным требованиям внутренней и внешней политики. Вопросы обеспечения национальной безопасности стали одними из самых важных и злободневных для молодого суверенного Казахстана. Снижение прежнего, характерного для советской эпохи, уровня стабильности в регионе и в мире в целом поставило на повестку дня актуальнейшую задачу - поиск новых, более эффективных подходов к обеспечению национальной безопасности.
Среди стран ЦА Казахстан играет особую роль, территориально занимая большую часть региона и по своему экономическому и политическому потенциалу претендуя на место регионального лидера. Расположенный на стыке Европы и Азии, Казахстан является географическим центром европейско-азиатского субконтинента. Республика занимает площадь, равную более 2,7 млн. кв. км, и раскинулась к востоку от Каспийского моря и приволжских равнин до горного Алтая, от предгорий Тянь-Шаня на юге и юго-востоке до Западно-Сибирской низменности на севере. Казахстан по занимаемой площади находится на девятом месте в мире после России, Канады, Китая, США, Бразилии, Австралии, Индии и Аргентины (за ним следует крупнейший по территории среди африканских стран Судан (более 2,5 млн. кв. км). На востоке, севере и северо-западе Казахстан граничит с Россией, протяженность сухопутной и морской границы примерно 7 тыс. км, на юге - с государствами ЦА - Узбекистаном (2300 км), Кыргызстаном (980 км) и Туркменистаном (380 км), а на юго-востоке - с Китаем (1460 км)7.
Физико-географическое понятие "Центральная Азия" (далее - ЦА) включает в себя материковые районы внутреннего стока, которые наряду с четырьмя государствами бывшей советской Средней Азии и Казахстаном охватывают Монголию, а также некоторые территории РФ, КНР, крайний север Индии, Пакистана, Афганистана, Ирана и др. Но ЦА это не только географическое понятие. В первую очередь - это крупное историко-культурное пространство с общей для его народов многовековой историей, развивающееся как своеобразная цивилизационная общность. В прошлом ЦА оправдывала свое название не только по географическому положению, но и по месту в системе мировой торговли. Аидре Гундер Франк высказал даже мысль, что народы региона длительное время играли центральную роль в мировой истории4. Некоторые исследователи видят в ЦА единый международно-политический регион, способный при определенных условиях выступать в качестве единого действующего лица5. При этом границы и контуры международно-политического региона ЦА на современном этапе несколько отличаются от границ географического региона. Республики, включавшиеся в советский период в группу "Казахстан и Средняя Азия", сегодня, как правило, именуются центральноазиатскими государствами. Нередко к данному региону применяют термин "постсоветская ЦА", так как он несет в себе иное содержание, нежели формулы Центральной ("Большой"), Средней, Внутренней Азии, Западного Туркестана и др.6 В данной работе под термином "Центральная Азия" мы понимаем пространство, образуемое пятью постсоветскими странами - Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном.
В укреплении национальной и региональной безопасности и противодействии региональным угрозам первостепенное значение Астана придаёт сотрудничеству с Россией. Динамичное развитие взаимодействия Казахстана и РФ как на двустороннем уровне, так и в рамках региональных организаций и межгосударственных структур - ЕврАзЭс (Евразийского экономического сообщества), ОДКБ (Организации Договора о коллективной безопасности), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) -отличают стабильность и эффективность.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБОРОННЫХ ВЕДОМСТВ
Учитывая большой удельный вес военной составляющей в сотрудничестве двух стран, значительная часть осуществленных мероприятий Казахстана и России в сфере региональной безопасности приходится на взаимодействие военных ведомств.
При непосредственном содействии со стороны РФ в период с 1992 по 1999 г. была проведена целенаправленная работа по созданию ВС Казахстана. В этот период появилась единая национальная система военного образования, в рамках которой действует академия ВС, образована и функционирует адъюнктура для подготовки научных и научно-педагогических кадров, высшее военное авиационное училище, кадетский корпус8.
Начиная с сентября 2002 г., согласно достигнутой договоренности, производилось обучение казахстанских военнослужащих в вузах России на льготных условиях, а начиная с 2005 г. - на безвозмездной основе (обучение и содержание за счет Российской Федерации)9. В 2006 г. в 43 российских военных вузах обучалось около 800 казахстанских военнослужащих, что составляет примерно треть военнослужащих стран СНГ, обучающихся в России. К настоящему моменту уже подготовлено более 2000 казахстанских офицеров. Около 400 офицеров получили высшее военное образование. Качественное образование получают специалисты инженерного профиля, артиллерии, авиации10. Кроме того, казахстанское руководство рассматривает Россию в качестве главного партнера в области модернизации собственных вооружений. В апреле 2007 г. министр обороны РК Д. Ахметов в ходе переговоров со своим российским коллегой А. Сердюковым отметил, что Казахстан в настоящее время "проводит модернизацию своих вооруженных сил и поэтому нуждается в поставках современной военной техники. Поэтому казахстанская сторона намерена закупить у России новейшее вооружение и технику"11. Одним из итогов саммита ОДКБ в Душанбе в октябре 2007 г. стала принципиальная договоренность между Россией и ее партнерами по данной организации, в том числе с РК, о поставках вооружений и спецтехники по внутренним российским ценам12.
После вторжения исламских экстремистов на территорию Узбекистана и Киргизии в 1999-м и 2000 г., усилилось внимание казахстанского руководства к проблемам оборонного потенциала страны. В бюджет 2001 г. был впервые заложен фиксированный минимум военных расходов, который равен 1% ВВП. Началась реализация программы военной реформы и военного строительства, включая формирование военных округов. Кроме того, в республике создаются новые мобильные войска с учетом специфики конфликтов последнего времени. В ходе проводимых в Южном и Восточном военных округах учений отрабатываются способы и методы ведения боевых действий в условиях горной местности13. В связи с увеличением потенциала военных угроз в ЦА в XXI в. заметно активизировалось сотрудничество Казахстана и России в области совместных учений и маневров. На регулярной основе проводятся маневры "Южный щит Содружеств", военные учения стран-участников ОДКБ. В частности, в августе 2004 г. был проведен первый этап военных учений ОДКБ на территории Казахстана14.
В целом, в последние годы сотрудничество Казахстана и России в военной области является одним из наиболее успешных направлений в системе выстраиваемой региональной безопасности.
БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ И ЭКСТРЕМИЗМОМ
Межгосударственное сотрудничество по вопросам противодействия терроризму и экстремизму развивается как на двусторонней казахстанско-российской основе, так и в рамках структур, деятельность которых направлена на обеспечение коллективной безопасности, прежде всего ОДКБ и ШОС.
В августе 2005 г. были задействованы антитеррористические структуры службы Комитета национальной безопасности (КНБ) Казахстана и ФСБ России на территории Казахстана в районе прикаспийского города Актау в ходе учений "Каспий-Антитеррор-2005"15.
В российском городе Кургане в мае 2006 г. в рамках соглашения о сотрудничестве сопредельных регионов прошла очередная рабочая встреча представителей департамента КНБ РК по Северной Казахстанской области и управления ФСБ РФ по Курганской области. Участники встречи проанализировали ход реализации договоренностей в области борьбы с терроризмом, экстремизмом, организованной преступностью, наркобизнесом, контрабандой, нелегальной миграцией, проявлениями коррупции на границе16.
В рамках ОДКБ в начале апреля 2003 г. в Таджикистане были проведены учения (в том числе с участием российских и казахстанских военных), в ходе которых был отработан план противодействия возможному проникновению бандформирований на территорию Таджикистана17. С 9 по 11 июня 2003 г. Антитеррористический центр СНГ провел в Крыму совместные тактические специальные учения "Азов-Антитеррор-2003" подразделений антитеррора по отработке действий по освобождению заложников и нейтрализации террористов на объектах морского транспорта. В учениях приняли участие представители спецслужб России, Казахстана и Украины18.
В рамках Региональной антитеррористической структуры (РАТС), учрежденной в 2002 г. на саммите ШОС в Санкт-Петербурге, создан общий банк данных о террористических организациях. Основные усилия направлены
на развитие международных контактов и связей, на совершенствование правового обеспечения совместных усилий. Разрабатывается защищенная система связи между странами-членами ШОС для обеспечения оперативной и секретной деятельности спецслужб, обсуждается вопрос о единой подготовке специалистов и инструкторов антитеррористических формирований всех входящих в ШОС государств19.
Казахстанская законодательная база борьбы с терроризмом за последние годы значительно обновилась: ужесточены наказания за террористическую деятельность, с учетом правоприменительной практики других государств конкретизированы понятийный аппарат и нормы законодательных актов. Принятые организационные и практические меры, опирающиеся на новые положения в законодательстве, позволили пресечь в ряде городов республики противоправную деятельность членов религиозно-экстремистской организации "Хизб ут-Тахрир", радикального религиозного объединения "Таблиги Джамаат"20, привлечь к уголовной ответственности, осудить за распространение идей так называемого "воинствующего ислама" и выдворить из страны проповедников из Египта и Судана. Кроме того, в городах Кентау и Туркестан были задержаны пять человек, распространявших листовки "Хизб ут-Тахрир"21.
ГРАНИЦА НЕ НА ЗАМКЕ?
Общая протяженность казахстанско-российской сухопутной границы, составляющая более 6 тыс. км, а также тот факт, что значительная часть вызовов и угроз России из ЦА идет именно через границу с Казахстаном, делают пограничное сотрудничество двух стран одной из ключевых сфер в деле обеспечения безопасности.
Причинами серьезного ухудшения ситуации в сфере безопасности российско-казахстанской границы стали дезинтеграция жесткой системы внутреннего административного контроля в пределах пространства бывшего СССР, вызревание новых социальных проблем, в том числе и оформление преступных международных группировок, которые за несколько лет сумели довольно четко заложить каналы своей трансграничной деятельности. В то же время при формировании пограничного режима казахстанской и российской сторонами в 1990-х гг. речь шла об ограниченных мерах, которые позволили бы в перспективе ввести трансграничное сообщение в легальные рамки и создать административно-правовую основу для борьбы с нарушениями границы.
Дальнейший рост масштабов нелегальной трансграничной деятельности в ее наиболее угрожающих формах (в частности, наркоторговли, незаконной миграции, контрабанды сырья и некоторых видов товаров народного потребления) привел к существенному изменению отношения к проблеме пограничного режима со стороны как центральных структур, так и региональных властей РК и РФ. Особенно активным сторонником взятия границы под полный контроль выступает Пограничная служба ФСБ РФ. В то же время ее руководство подчеркивает, что жесткий пограничный режим не должен служить препятствием для развития трансграничного сотрудничества с Казахстаном22.
Становление существующей в настоящее время системы российской пограничной службы в зоне казахстанско-российской границы происходило в период с 1998 по 2000 гг. Ключевыми вехами стали преобразование Регионального управления ФПС с местом дислокации в г. Челябинске в Юго-Восточное региональное управление ФПС РФ и формирование региональных погранотрядов, завершившееся в основном в 2000 г.23
К обустройству границы приступила и казахстанская сторона. В марте 2000 г. были проведены первые за годы независимости учения пограничных войск РК, охватившие в том числе и территории сопредельных с РФ регионов24. В начале 2000-х гг. резко активизировалась работа по строительству новых пунктов пропуска25.
В то же время сохраняются существенные пробелы в правовой базе: в большинстве случаев пограничники имеют право привлекать нарушителей лишь к административной ответственности, либо направлять их на пункты пограничного контроля, что в конечном итоге затрудняет проведение досмотра и наказание нарушителей26.
И Россия, и Казахстан являются членами ЕврАзЭС, что предусматривает отмену пошлин и других мер тарифного регулирования между входящими в ЕврАзЭС странами. Соответствующая система соглашений и договоров оставляет серьезные проблемы в связи с недостаточной определенностью статуса продукции, произведенной принадлежащими третьим странам предприятиями (в частности, в горнодобывающей, металлургической и других сферах промышленности Северного Казахстана), а также в связи с распространенной практикой "ложного транзита", когда заявленная страна назначения не совпадает с фактической целью27. Одной из главных причин этих и других трудностей является относительно слабая согласованность механизмов взаимодействия между административными структурами как сопредельных государств, так и внутри их самих.
Передача в начале 2000-х гг. пограничной службы в ведомство Федеральной службы безопасности РФ позволяет достигать высокой степени координации сил и средств при проведении политики обеспечения пограничной безопасности РК.
Учитывая необходимость со-
гласованного регулирования пересекающих границу транспортных и других потоков, а также все более очевидный трансграничный характер вызовов безопасности приграничных территорий, проблема обеспечения пограничного режима не может рассматриваться в качестве исключительно внутреннего дела одной из сторон, требуя тесного взаимодействия между ними.
Приграничное взаимодействие Казахстана и России осуществляется по нескольким направлениям, особую роль среди которых имеет противодействие существующим угрозам (преступности, наркобизнесу, нелегальной миграции). В борьбе с преступностью акцент делается на осуществление совместных мероприятий, в которых принимают участие пограничные и таможенные службы, органы внутренних дел и безопасности, другие структуры. Среди таких мероприятий фигурируют операции "Граница", "Канал", "Караван-авто", "Мак", "Допинг", "Рубеж", "Трал-перехват"28. Особо выделяется операция "Граница", ежегодно проводимая на территории приграничных регионов РФ и РК. Данная операция представляет собой комплекс мероприятий, в качестве приоритетных целей которых - выявление и пресечение каналов поступления в незаконный оборот наркотических средств, оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, а также изобличение и ликвидация организованных преступных групп, подрыв экономической основы криминального бизнеса29.
Результаты проведенных спецопераций иллюстрируют как острую необходимость усиления борьбы с приграничной и трансграничной преступностью, так и разрастание ее масштабов. Однако эффективные каналы для постоянного взаимодействия между российскими и казахстанскими приграничными силовыми структурами в большинстве случаев пока не отлажены, либо отлажены частично. Так, ответственные представители пограничных и таможенных служб Волгоградской области признают, что имеют мало информации о деятельности казахстанских коллег аналогичного уровня. Подобные ситуации имеют место и на других участках границы30. На наш взгляд, причины этого заключаются, прежде всего, в слабой оперативно-организационной подготовке соответствующих служб двух государств, не имеющих надлежащего опыта работы в зоне "новых" ранее практически прозрачных и неохраняемых границ.
Для повышения оперативности координации деятельности пограничных служб налажена работа погранпредставителей РФ и РК31, первое официальное совещание которых состоялась 25 апреля 2000 г. Этот институт предназначен для решения пограничных вопросов и урегулирования пограничных инцидентов, контроля по выполнению заключенных соглашений. Этот институт как реально и эффективно действующая структура находится, однако, лишь в стадии становления32.
ЗАСЛОНЫ НА ПУТЯХ НАРКОТРАФИКА
Важной сферой международного взаимодействия государственных органов Казахстана и России является борьба с наркоторговлей в форме специальных операций одновременно на территории нескольких стран. Будучи разовыми, такие мероприятия, тем не менее, приносят ощутимый эффект. Речь идет, в первую очередь, о ежегодно проводимой операции "Канал", в которой принимают участие спецслужбы, таможенные, пограничные, правоохранительные и антинаркотические органы стран-участников ОДКБ.
В феврале 2006 г. сотрудники Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков обнаружили в доме жителя граничащей с Казахстаном Курганской области свыше 52 кг героина. Было установлено, что эта партия наркотиков была доставлена через российско-казахстанскую границу, минуя официальные пропускные пункты33. Данный факт обнажил одну из острых проблем казахстанско-российского пограничья - слабую обустроенность границы, недостаточную степень ее охраны, низкую эффективность пограничных пропускных пунктов.
По инициативе исполнительного секретариата ОДКБ в 2004 г. был создан международный Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков (КСОПН)34.
В результате впервые оперативные сотрудники государств - членов организации, работающие по наркотикам, получили возможность собраться вместе для обсуждения и принятия решений по ключевым вопросам борьбы с незаконной транспортировкой наркотиков.
К программам по укреплению силовых структур, занятых борьбой с трансграничной наркоторговлей, подключаются и другие страны. В последние годы круг участников и наблюдателей КСОПН расширился. В 2006 г. на операцию "Канал-2006" в качестве наблюдателей приехали представители восьми государств - США, Монголии, Узбекистана, Азербайджана, Украины, Ирана, Пакистана, Китая. В ходе данной операции было задержано 150 т прекурсоров (сырья) и 19 т наркотиков35.
Несмотря на определенные успехи в сфере противодействия (в том числе коллективного межгосударственного) наркобизнесу в регионе, глубинные основания этой проблемы остаются практически нетронутыми. Силовые органы, противодействующие, в первую очередь, крупным наркомафиозным сообществам, малоэффективны в ситуации с мелкими торговцами и транспортерами наркотиков, на деятельность которых приходится значительная доля от общего объема наркотрафика36. В условиях социально-экономического кризиса, в котором пребывают уже не первый год многие центрально-азиатские сообщества, для широких слоев населения наркобизнес является одним из немногих источников существования. Поэтому исключительно силовыми методами справиться с данной угрозой невозможно.
При выборе основного направления стратегии по борьбе с наркотиками как перед Россией, так и перед Казахстаном стоит дилемма между акцентом на силовые меры, направленные на пресечение наркоторговли, или снижение спроса, предполагающее профилактическую работу с реальными или потенциальными потребителями. Казахстан, располагающий ограниченными средствами на проведение широкомасштабной силовой политики по пресечению наркотрафика (взятие границы под полноценный контроль и т.п.), делает больший акцент на профилактичес-
кие меры (антинаркотическая реклама, пропаганда здорового образа жизни), однако ввиду недостатка ресурсов и ряда других факторов пока не в состоянии переломить ситуацию. В России более заметный акцент делается на силовые меры, при том, что региональные программы (в том числе и в граничащих с Казахстаном субъектах РФ) по сокращению спроса систематически недофинансируются; ограниченность финансирования не позволяет осуществлять и наиболее эффективные меры в данном направлении, такие как массированная антинаркотическая реклама на телевидении37.
ПРОБЛЕМЫ НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ
В повестку дня казахстанско-российского сотрудничества в области безопасности в последние несколько лет неизменно попадают проблемы нелегальной миграции и связанные с ней вызовы и угрозы. В мае-июне 2006 г. в течение десяти дней была проведена первая совместная операция по противодействию незаконной миграции граждан третьих стран в страны ОДКБ, а также через их территорию в иные регионы. В результате проведенных спецопераций к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства было привлечено более 28 тыс. человек, депортировано более 1 тыс., выдворено под конвоем 57 человек, в отношении иностранцев из третьих стран за правонарушения на каналах въезда и транзита возбуждено 139 уголовных дел, почти половина из них за организацию незаконной миграции. Более того, была пресечена деятельность ряда преступных транснациональных группировок по организации торговли людьми, поставкам оружия, взрывчатых веществ и наркотиков, а также выявлены новые каналы нелегальной миграции в наши государства38.
Помимо спецопераций по пресечению незаконной миграции, стороны предпринимают шаги по упорядочению миграционных потоков в свои страны. По итогам прошедшего в Душанбе в октябре 2007 г. саммита СНГ, странами-участницами ОДКБ было принято решение о проведении согласованной миграционной политики. Совету глав правительств было поручено "принять решение от имени Совета глав государств по проекту Конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей"39.
НЕ ТОЛЬКО КНУТОМ
На фоне интенсивного и часто продуктивного сотрудничества между силовыми ведомствами стран в борьбе с региональными угрозами крайне неудовлетворительным представляется уровень мер по профилактике подобных преступлений. Между тем, опыт зарубежных правоохранительных органов свидетельствует, что превентивные меры являются наиболее эффективными, но вместе с тем не менее сложными и затратными.
Наиболее действенными мерами предотвращения распространения терроризма, экстремизма, криминализации и наркотизации общества являются комплексные профилактические мероприятия с участием государственных органов, общественности, представителей СМИ и религиозных авторитетов. Большую роль в профилактике данных угроз должны играть специализированные аналитические структуры, не входящие в систему силовых органов.
Механизм превентивных средств и методов заключается, прежде всего, в "выявлении, устранении, локализации, нейтрализации либо минимизации воздействия негативных факторов (конфликтов), порождающих проявления терроризма, экстремизма, иных асоциальных поступков, а также в устранении сопутствующих и способствующих реализации преступных замыслов и намерений отдельных лиц и "групп риска"40.
Профилактика региональных угроз должна осуществляться на допреступных стадиях развития негативных процессов, то есть на этапах, когда формируется мотивация противоправного поведения. При этом основной упор в данном противостоянии предстоит возложить не на комплекс силовых мер со стороны правоохранительных органов и спецслужб, а на предупредительно-профилактическую, пропагандистскую работу всех государственных органов по раскрытию сущности различных форм преступлений среди населения.
Подобного рода проблемы в той или иной степени присущи и Казахстану, и России. В данном контексте представляет интерес структура общегосударственной системы мер профилактики, предложенная одним из ведущих ученых РФ в области борьбы с терроризмом, председателем научно-консультативного совета Антитеррористического центра СНГ, доктором юридических наук В. Е. Петрищевым.
Исследователь, используя криминологический подход, пришел к выводу, что при построении модели такой системы наиболее оптимальной представляется трехуровневая конструкция. Самый масштабный и мощный уровень системы мер профилактики должен быть нацелен на выявление и устранение основных,
базисных причин и условий воспроизводства терроризма в стране, к которым относятся достигшие в процессе своего обострения уровня конфликта противоречия в сфере экономики, политики, межнациональных отношений, в отношениях власти и народа.
В первую очередь, это борьба с бедностью и безработицей посредством создания рабочих мест, повышение уровня социальной обеспеченности населения стран ЦА, противодействие коррупции, в целом политика, направленная на повышение уровня и качества жизни широких масс. Данные шаги призваны максимально сузить социальную базу террористических и наркомафиозных сообществ.
Важным элементом системы мер профилактики терроризма является организация и осуществление разъяснительной и воспитательной работы с населением, включающей в себя правовой, идеологический, интернациональный, патриотический аспекты. Успех этой работы будет зависеть и от уровня эффективности использования в комплексе всех имеющихся возможностей (системы образовательных учреждений, юридического всеобуча, средств массовой информации, церкви и т.д.), и от степени соответствия идеологии проводимых мероприятий ментальное™ народа и общественным ожиданиям.
На "индивидуальном уровне общегосударственной системы мер профилактики терроризма последние должны быть предельно адресны и прицельны, так как весьма локальна и сама "мишень" профилактического воздействия. Кроме того, требование особой точности и деликатности при реализации профилактических мер на индивидуальном уровне диктуется еще и тем обстоятельством, что они вступают здесь в непосредственный контакт с правами и свободами личности, которые в демократическом обществе не могут быть нарушены без достаточных на то законных оснований"41.
На данный момент Астана и Москва по-прежнему отдают предпочтение ведомствам, занимающимся традиционными аспектами безопасности, не поощряют децентрализацию борьбы с трансграничными угрозами. Многие регионы (в первую очередь, приграничные) обеих стран не имеют ни средств, ни полномочий для отражения нетрадиционных угроз - терроризма, наркотрафика, трансграничной преступности и контрабанды, нелегальной миграции.
С одной стороны, такие угрозы, как терроризм, экстремизм, деятельность наркомафиозных сообществ, имеют прямое отношение к военному аспекту безопасности стран, и для борьбы с их проявлениями необходимо применение военно-полицейских методов. С другой стороны, привлечение террористами и наркодельцами в свои ряды населения самих стран ЦА увязывает данную проблему к ряду иных аспектов национальной безопасности - экономической, социальной, образовательной. Отсюда и настоятельная потребность не только в борьбе с проявлениями угроз терроризма, но и в профилактике их возникновения, решении проблем, порождающих эти угрозы, мерах по предупреждению, нейтрализации причин и условий проявления терроризма.
1 См. подробнее: Вайнберг Б. И. Этнография Турана в древности. VII в. до н.э - VIII в. н.э. М., 1999.
2 Панарин С. А. Политическое развитие государств Центральной Азии в свете географии и истории региона // Вестник Евразии, 2000. N 1.
3 Как Афганистан "объединяет" Европу и Центральную Азию -www.sngnews.ru. 12.12.2007.
4 Цит. по: Панарин С. А. Указ. соч.
5 Дундич А. С. Постсоветская Центральная Азия: региональный потенциал лидерства и контрлидерства // V востоковедческие чтения памяти С. Г. Лившица. Материалы V международной научной конференции. Барнаул, 2004, с. 149.
6 Там же.
7 Основные показатели Республики Казахстан. Алматы, 2005, с. 6.
8 Сайт министерства обороны Республики Казахстан -www.mod.kz. 11.03.2007. 9 Сидоров О. Вооруженные силы Казахстана - военное строительство продолжается - www.centrasia.ru. 13.12.2007.
10 Там же.
11 Казахстан закупит у России новейшее вооружение -www.rian.ru/defense safety. 14.09.2007.
12 Путин: страны ОДКБ смогут покупать оружие по внутрироссийским ценам - www.rian.ru/politics/cis. 10.10.2007.
13 Там же. С.154 - 155.
14 4 августа на территории Казахстана начнется первый этап совместных военных учений стран ОДКБ - www.zakon.kz. 14.09.2007.
15 Официальный сайт СНГ - www.cis.minsk. 22.07.2007.
16 Казахстан: отборные новости - www.news.central.kz. 4.10.2007.
17 Сайт о проблемах региональной и национальной безопасности - www.antiterror.kz. 21.07.2007.
18 Официальный сайт СНГ.., 17.09.2007.
19 Террористов собрали в одном файле - www.rg.ru. 16.09.2007.
20 Движение, возникшее в рамках деобандийского течения в исламе, с самого начала отличавшееся радикализмом, нетерпимостью к любым другим формам вероисповедания, исключением женщин из общественной жизни, а также фанатичным прозелитизмом -www.studies.agentura.ru, 11.12.2007.
21 Правовые основы борьбы с терроризмом в Республике Казахстан - www. nomad.su. 12.03.07.
22 Прозрачные границы. Безопасность и трансграничное сотрудничество в зоне новых пограничных территорий России: Коллективная монография / Под ред. Л. Б. Вардомского и СВ. Годунова. - М. Волгоград: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2002, с. 411.
23 Там же, с. 413.
24 Новости пограничной службы РК - www.zakon.kz/our/news. 12.08.2007.
25 Там же.
26 Прозрачные границы.., с. 417.
27 Там же.
28 Олех Г. Л. Проблемы обустройства российско-казахстанской границы: сибирский региональный срез // Сибирская заимка, 2002. N 4 с. 62.
29 Там же.
30 Прозрачные границы.., с. 445.
31 Там же.
32 Там же, с. 446.
33 С начала 2007 г. ФСКН России изъяла более 400 кг героина - www.narkotiki.ru. 7.10.2007.
34 Цыганок А. Пока еще не поздно подавить наркоагрессию // Новое военное обозрение. Независимая газета, 14.04.2006.
35 Об итогах 2-го этапа международной оперативно-профилактической операции "Канал-2006" - www.narkotiki.ru. 10.2007.
36 Наркотизация общества: состояние, проблемы, опыт противодействия. Алматы, 2004, с. 48.
37 Там же, с. 59.
38 Государства ОДКБ провели совместную операцию по противодействию незаконной миграции - www.regions.ru/news. 13.09.2007.
39 Обобщающие итоги саммита СНГ в Душанбе - www.narod-info.ru/news. 10.10.2007.
40 Постолъник В. Актуальность превентивных мер в борьбе с терроризмом // Профессионал, 30.07.2001, N 3, с. 26.
41 Петрищев В. Е. Проблемы создания общегосударственной системы мер профилактики терроризма. Заметки о терроризме. М., 2001, с. 265 - 266.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |