Член-корреспондент АН СССР В. Г. Афанасьев
Трудный, героический и мучительный путь призвано пройти человечество, чтобы достичь высшего, коммунистического типа целостности общества и личности, их гармонического единства. Об этом пути и пойдет речь в статье.
*
В большой и сложной истории общества единичный человек лишь преходящий "момент", частица. Но эта частица есть не нечто изолированное от общества, а неразрывно с ним связанное. Человек, личность формируются обществом, социальными обстоятельствами, но нельзя забывать, писал К. Марте, что "обстоятельства изменяются именно людьми"1 .
Еще на заре своего творчества Маркс призывал не противопоставлять "общество", как абстракцию, индивиду"2 . Позднее, в пору научной и политической зрелости, он писал, что "само общество" есть "сам человек в его общественных отношениях"3 , что "в качестве исходного пункта следует принять определенный характер общественного человека, т. е. определенный характер общества, в котором он живет"4 .
Идея тождества человека и общества, компонента и системы вытекает из понимания самого человека, сущность которого, как известно, состоит в совокупности всех общественных отношений. Причем речь идет, разумеется, не об отдельном, а об общественном индивиде, о личности.
Положение о тождестве, эквивалентности человека и общества, компонента и системы отнюдь не противоречит известным марксистским же положениям о диалектике компонентов и системы, части и целого (целое "больше" частей, поскольку ему присущи качества, несвойственные компонентам, целое играет ведущую роль по отношению к частям и др.). Во-первых, потому, что речь идет не о полном, абсолютном тождестве, а о тождестве в основных, ведущих параметрах. Во-вторых, это тождество в ходе исторического развития человечества изменялось, развивалось от реального, близкого к полному тождеству личности и общества при первобытном строе, к абстрактному, в сущности нереальному, противоречивому тождеству в условиях классово антагонистического общества, и затем снова к реальному, необычайно богатому по содержанию и опять-таки почти полному тождеству в обществе коммунистическом. При этом различные типы тождества определяются различными
1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 3, стр. 2.
2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений. М. 1956, стр. 590.
3 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 46, ч. II, стр. 222.
4 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 19, стр. 376 - 377.
стр. 3
социальными, духовными и прежде всего экономическими основаниями, разными типами взаимосвязи, отношений людей в общественной системе.
Каждый отдельный человек-продукт напряженнейших трудовых усилий бесчисленных человеческих поколений, он результат развития материальной и духовной культуры всего человечества, и в этом смысле он частичка гигантского человеческого целого - общества. Частичкой этого целого каждый отдельный человек является еще и потому, что в определенной мере он воплощает в себе достижения культуры человечества и вносит в нее столь же определенный вклад, причем мера этого воплощения и вклада зависит не столько от самого человека (хотя, конечно, и от него), сколько от того места, которое он занимает в обществе в силу господства в нем тех или иных общественных, прежде всего экономических, отношений, в силу сложившегося разделения труда. Вот почему нет и не может быть отношения между личностью вообще и обществом вообще, а всегда существует отношение между частью - конкретной исторической личностью - и столь же конкретным целым, исторически определенным обществом.
Маркс выделял три типа отношений между людьми. "Отношения личной зависимости (вначале совершенно первобытные) - таковы те первые формы общества, при которых производительность людей развивается лишь в незначительном объеме и в изолированных пунктах. Личная независимость, основанная на вещной зависимости, - такова вторая крупная форма, при которой впервые образуется система всеобщего общественного обмена веществ, универсальных отношений, всесторонних потребностей и универсальных потенций. Свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и на превращении их коллективной, общественной производительности в их общественное достояние, - такова третья ступень. Вторая ступень создает условия для третьей"5 .
Первая ступень исторически соответствует первобытнообщинной, рабовладельческой и феодальной общественно-экономическим формациям. Каждая из них - целостная система, однако уровень, степень целостности их, особенно на этапе становления и первых шагов функционирования и развития общества, были невелики.
В первобытном обществе, особенно на начальном, стадном этапе его существования, главным интегрирующим фактором были кровнородственные связи, которые нельзя характеризовать как специфически социальные, поскольку они несли на себе глубокую печать связей, характерных для животного стада. Стадо первобытных людей представляло собой систему, переходную от системы биологической к системам социальной природы. В первобытном обществе экономические связи, обмен продуктами деятельности еще только зарождались, находя свое выражение прежде всего в совместном добывании пищи посредством охоты и собирания даров природы, в случайном обмене продуктами. Позднее, с переходом к земледелию и скотоводству, экономические связи внутри родовой общины укрепились, но сами общины были изолированы друг от друга, зачастую враждовали или воевали друг с другом за обладание той или иной территорией, скудной добычей иноплеменников и т. д.
Специфические институты управления, призванные сознательно интегрировать систему, в первобытном обществе отсутствовали, хотя здесь уже формируются первые сознательные факторы интеграции. Это примитивные традиции, обычаи, нормы поведения, передаваемые из поколения в поколение, а позднее - прообразы субъектов управления - вожди, старейшины, военачальники и т. д. Присущие перво-
5 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 46, ч. I, стр. 100 - 101.
стр. 4
бытному строю общности людей социальные системы - род, племя, позднее союзы племен - являлись совокупностями равных во всех отношениях личностей, связанных прежде всего узами кровного родства. Эти личности целостны по своему существу и тождественны обществу, социальной системе, хотя "набор" их черт, проявлений был крайне скуден. Они лишены сколько- нибудь ярко выраженной индивидуальности, что обусловлено низким уровнем производства и культуры, чрезвычайно слабым разделением общественного труда. Каждая из этих личностей, будучи в основном идентичной всем другим личностям, частью целого, общества, связана с этим целым прямо, непосредственно. Здесь налицо единство, гармония между личностью и обществом, частью и целым, но эта гармония, будучи следствием примитивной организации общества, слабой его дифференциации, носит столь же примитивный характер.
В процессе разложения первобытного общества как целостности безликих, практически одинаковых, необособленных индивидов происходит обособление индивида. В основе этого обособления, которое достигает своей кульминации при капитализме, - обмен людей продуктами своей деятельности. "Человек, - писал Маркс, - обособляется как индивид лишь в результате исторического процесса. Первоначально он выступает как родовое существо, племенное существо, стадное животное... Сам обмен является одним из главных средств этого обособления индивидов. Он делает стадное существование ненужным и разлагает его"6 . Хотя обмен в первобытном обществе носил случайный в своей сущности характер, он получает здесь определенное развитие и распространение. В основе движения обмена - хотя и крайне медленный, но все-таки прогресс производительных сил, разделение труда, которое особенно отчетливо проявилось с отделением скотоводства от земледелия, а затем в выделении ремесла с его различными направлениями.
Родовая община распадается, появляется возможность присвоения средств производства - возможность, породившая частную собственность, а с ней и классы - эксплуататоров и эксплуатируемых. Первобытное общество сменилось рабовладельческим, а это последнее - феодальным. Общество все более дифференцируется. В экономическом плане это находит свое выражение в возникновении все новых отраслей, между которыми утверждается и развивается обмен. А обмен есть не что иное, как форма интеграции различных звеньев общества, взаимодействия людей. Наряду с экономическими факторами интеграции (производство, обмен), объективными по своей природе, формируются субъективные ее факторы, возникает государство как орудие господства эксплуататорских классов, другие общественные институты, субъекты управления. В результате рабовладельческое и феодальное общества являются в большей степени системными, целостными, нежели общество первобытное.
При этом в корне изменяются и отношения между личностью и обществом, между индивидуумами. Кровнородственные связи между индивидуумами разрываются, личность обретает определенную индивидуальность, связанную с ее местом в более сложном разделении общественного труда, в политической жизни, со степенью овладения ею достижениями материальной и духовной культуры. И хотя здесь создаются условия для известного проявления личностью своих интересов и способностей, сама личность теряет свой единый характер. Вместо одной личности, равной в условиях первобытного строя всякой другой, в классово-антагонистическом обществе возникают две личности: личность господствующая и личность подчиненная. Раб и рабовладелец, крестья-
6 Там же, стр. 486.
стр. 5
нин и феодал - таковы полярные типы личности в рабовладельческом и феодальном обществе. Причем между ними утверждаются отношения личной зависимости. Раб, подобно вещи, всецело принадлежит рабовладельцу, а крестьянин - феодалу. Их интересы антагонистичны, непримиримы. Борьба между ними, классовая борьба между эксплуататорами и эксплуатируемыми, надолго становится неотъемлемой чертой общества, его важной движущей силой.
Присущее первобытному строю тождество личности и общества разрушается. Официальное общество, которое представляют рабовладелец и феодал, противостоит большинству, трудящимся в лице раба, крепостного крестьянина и ремесленника. Личность как часть общественного целого уже не связана с обществом непосредственно. Отныне эта связь осуществляется опосредствованно, через тот общественный класс, к которому данная личность относится. При этом расчленяется и сама трудящаяся личность: ей уже не принадлежит ее важнейшее достояние - способность трудиться, поскольку результаты ее труда в значительной мере отчуждаются, присваиваются личностью господствующей. Мало того, и ее духовная жизнь ограничена рамками интересов и мыслей господствующего класса.
Капитализм - более высокий тип целостности, нежели предшествующие ему общественные системы. Основным, объективным, стихийно действующим фактором целостности капиталистической системы является частная капиталистическая собственность, порождающая святая святых капитала - прибавочную стоимость, прибыль. "Производство прибавочной стоимости или нажива, - писал Маркс, - таков абсолютный закон этого (капиталистического. - В. А.)способа производства"7 . Причем закон системообразующий, выражающий главную цель и назначение системы капитализма, внутреннюю программу ее движения. Прибыль - это та ось, вокруг которой вертится здесь вся общественная жизнь, это тот бог, тот кумир, которому поклоняются и которому подчинено все: экономика и политика, техника и технология, наука и культура, социальная и духовная жизнь и, наконец, человек. В жертву прибыли приносятся его тело и разум, чувства и способности.
Прибыль была и остается мощным стимулом развития капиталистического производства, совершенствования техники и технологии. В погоне за прибылью капитал в невиданных масштабах концентрирует, кооперирует и специализирует производство, интегрирует огромные человеческие, материальные и финансовые ресурсы. Он заставляет трудиться под одной крышей, под одной вывеской тысячи и тысячи людей, создает гигантские национальные и наднациональные монополии, которые ныне, подобно спруту, опутали своими щупальцами многие народы и государства, целые континенты. Погоня за прибылью вынудила буржуазные государства вмешиваться в процесс воспроизводства, с тем чтобы как-то противостоять разъедающим капитализм анархии и конкуренции, осуществлять государственно-монополистическое программирование и регулирование экономической, социальной и духовной жизни общества.
Чтобы раскрыть существо системы, ее внутреннюю природу, необходимо, как не раз отмечал Маркс, разрешить противоречие между "видимым движением системы и ее действительным движением"8 . Маркс выполнил эту чрезвычайной важности работу, обнажил скрытую структуру буржуазной экономической системы, внутреннюю связь, действительную физиологию буржуазного общества. Буржуазные экономисты и социологи, ограничиваясь изучением явлений, видимости, утверждали и продолжают утверждать до сих пор, что в капиталисти-
7 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 23, стр. 632.
8 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 26, ч. II, стр. 178.
стр. 6
ческом обществе нет эксплуатации, что рабочий сполна получает заработанное. Они считают, что источником получения капиталистической прибыли является не эксплуатация трудящихся, а вложенный в производство капитал, принадлежащие капиталисту средства производства. Таково видимое движение капиталистической системы.
Действительное же ее движение представляет собой совсем иную картину. Рабочий, как известно, нуждается в определенном количестве и ассортименте жизненных средств для того, чтобы существовать самому и содержать свою семью. Для получения этих средств он продает капиталисту единственный свой товар - рабочую силу. На первый взгляд между капиталистом, владельцем средств производства, и рабочим совершается обычная сделка купли-продажи. Один (рабочий) продает, а другой (капиталист) покупает рабочую силу. Однако за видимостью равноправной сделки между рабочим и капиталистом Маркс раскрыл самую сокровенную сущность капитализма - его эксплуататорский характер. Он показал, что рабочий - это такой товар, который способен производить материальные ценности. При этом произведенные им совместно с другими рабочими ценности значительно дороже, чем за них платит капиталист в виде заработной платы. Капиталист оплачивает только часть стоимости произведенных рабочим продуктов, а другую часть присваивает. Именно в этом, только в этом и заключен источник капиталистической прибыли.
Одним из важных проявлений системности капитализма является капиталистическая кооперация. Именно в рамках кооперации осуществляется производство прибавочной стоимости, прибыли, именно здесь достигается тот интегративный итог, который превосходит сумму итогов труда каждого отдельного рабочего и который опять-таки присваивается капиталистом только на том основании, что он владеет средствами производства, используемыми кооперированными рабочими. Не капитал, не средства производства, применяемые в кооперации, а рабочие, в ней занятые, производят прибавочную стоимость. Сама же кооперация, писал Маркс, есть "только результат действия капитала, применяющего этих рабочих одновременно. Связь их функций и их единство как производительного совокупного организма лежит вне их самих, в капитале, который их объединяет и удерживает вместе"9 .
Капиталистической кооперации предшествовало кустарное производство, где ремесленник сам выполнял все трудовые операции, необходимые для изготовления конечного продукта. Затем на базе мастерской ремесленника возникла собственно капиталистическая кооперация, где под руководством одного капиталиста в одно и то же время, в одном и том же месте группа рабочих объединяется для производства одного и того же продукта. Кооперация, писал Маркс, "составляет исторически и логически исходный пункт капиталистического производства"10 . В процессе развития кооперации сначала случайно, а затем систематически происходит разделение труда. Однородные в своей сущности компоненты кооперации (отдельные рабочие) теперь уже выполняют разные трудовые функции. Все эти функции, операции, одновременно осуществляемые кооперируемыми работниками, интегрируются, в результате чего производится готовый продукт. Этим самым кооперация как совокупность однородных элементов превращается в мануфактуру - систему разнородную, дифференцированную. "После разделения, обособления и изолирования различных операций рабочие делятся, классифицируются и группируются сообразно их преобладающим способностям"11 .
9 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 23, стр. 343.
10 Там же, стр. 333.
11 Там же, стр. 361.
стр. 7
Наряду с существованием отдельных, разнофункциональных работников в рамках мануфактуры формируются и группы работников, выполняющих однородные функции. "Каждая отдельная группа, - писал Маркс, - известное число рабочих, выполняющих одну и ту же частичную функцию, состоит из однородных элементов и образует особый орган совокупного механизма"12 . Хотя на мануфактуре труд остается еще ремесленным, по сравнению с простой кооперацией она представляла собой гораздо более сложную и дифференцированную систему, причем дифференциация, специализация функций участников кооперации зависели как от характера изделий, так и способностей, профессиональной подготовки людей.
Мануфактуру сменяет фабричное машинное производство - самая развитая форма капиталистической кооперации. Нового, более высокого уровня здесь достигают дифференциация и специализация функций, взаимная зависимость и вещных (машинных) и человеческих компонентов, их интеграции. Характерно, что специализация функций определяется здесь не столько способностями и профессиональными навыками людей, сколько свойствами, функциональным назначением машин и механизмов, технологическими процессами. Развивается система менеджеризма, которая в целях повышения производительности труда во имя прибыли капиталиста использует буржуазные концепции и теории управления, необходимые научные и технические средства. В машинном производстве, как в его начальной, так и в современной, механизированной и частично автоматизированной форме, творцом, "делателем" прибыли остается рабочий, а присваивает ее капиталист.
Одной из существенных характеристик капитализма как системы является личная независимость как рабочего, так и буржуа, капиталиста. Капиталист волен производить, что он хочет и когда хочет, может и вообще ничего не производить, а положить деньги в банк и получать проценты на вложенный капитал. Рабочий, будучи лично свободен, не принадлежа ни одному конкретному капиталисту, может наняться на работу к одному, другому, третьему из них. В этом смысле капиталистическая система выглядит как совокупность свободных людей, каждый из которых делает то, что ему заблагорассудится. В действительности же буржуа и рабочий отнюдь не свободны друг от друга. Наоборот, они образуют стороны противоречивого единства, вне которого ни тот, ни другой немыслимы. Капиталист немыслим без рабочего, которого он эксплуатирует и благодаря которому умножает свой капитал. Рабочий же, будучи свободен от каждого конкретного капиталиста, к одному из них вынужден пойти трудиться, ведь других источников получения средств к жизни у него нет.
Противоречивое единство буржуа и пролетариев - важный фактор и проявление целостности капиталистической системы. Причем это же единство является и фактором дезинтеграции капитализма. Оно является исторически преходящим в той мере, в какой исторически преходящ сам капитализм, и на определенной ступени его движения борьба между полюсами этого единства, классовая борьба буржуазии и пролетариата, приводит к социалистической революции, к замене капитализма социализмом.
В капиталистическом обществе личность раздваивается на личность трудящегося, рабочего, представляющего персонифицированную рабочую силу, и личность буржуа, являющегося персонифицированным капиталом. Здесь нет органичного единства личности и общества, поскольку последнее представлено буржуа - классовым антиподом пролетария. Личности буржуа присущи крайний индивидуализм и эгоизм, отношение ко всякой другой личности, и прежде всего к личности рабо-
12 Там же, стр. 359.
стр. 8
чего, как объекту для извлечения выгоды - удовольствия, а прежде всего прибыли. Буржуазная личность монополизирует право на развитие, на владение достижениями материальной и духовной культуры, на удовлетворение своих потребностей и прихотей. Именно личность буржуа олицетворяет капитализм, "творит" его по собственному образу и подобию, управляет этим обществом. Здесь человек рассматривается прежде всего с точки зрения полезности для буржуа, с точки зрения возрастания капитала, получения прибыли. Капитализм, писал Маркс, создает "систему всеобщей эксплуатации природных и человеческих свойств, систему всеобщей полезности; даже наука, точно так же как и все физические и духовные свойства человека, выступает лишь в качестве носителя этой системы всеобщей полезности, и нет ничего такого, что вне этого круга общественного производства и обмена выступало бы как нечто само по себе более высокое, как правомерное само по себе"13 .
Буржуазной личности, толкователю и пользователю полезности, противостоит личность рабочего, трудящегося, источника, "делателя" полезности. Его уделом является труд на капиталиста, который, используя полезные для себя качества трудящегося человека, лимитирует, ограничивает его развитие рамками этой полезности, отбрасывая, нейтрализуя или подавляя другие его человеческие качества. Буржуазия воспроизводит человека, но не как целостную личность, а как человека "частичного", как винтик в механизме буржуазной машины, как бездумного, послушного и высокоспециализированного исполнителя предписанных функций. Здесь в силу глубокого разделения труда делится на части и сам человек. Развитию одной какой-нибудь деятельности приносятся в жертву другие его физические и духовные способности.
В рамках общественных, универсальных отношений, осуществляемых главным образом в форме товарно-денежных, вещных отношений, индивид индифферентен, зачастую враждебен другим индивидам, поскольку видит в них конкурента. Но в силу именно вещного характера общественное здесь выступает как нечто чуждое членам общества, довлеющее над ними, как некая стихийная и принуждающая сила. "Общественный характер деятельности, как и общественная форма продукта, как и участие индивида в производстве, - писал Маркс, - выступает здесь как нечто чуждое индивидам, как нечто вещное; не как отношение индивидов друг к другу, а как их подчинение отношениям, существующим независимо от них и возникающим из столкновения безразличных индивидов друг с другом. Всеобщий обмен деятельностями и продуктами, ставший жизненным условием для каждого отдельного индивида, их взаимная связь представляются им самим как нечто чуждое, от них независимое, как некая вещь. В меновой стоимости общественное отношение лиц превращено в общественное отношение вещей, личная мощь - в некую вещную мощь"14 .
С функциональной точки зрения капитализм являет собой специфическую иерархию, пирамиду функций. В основании этой пирамиды - рабочий. Он подчинен "машине", механизму капиталистического предприятия, с одной стороны, и "машине", механизму капиталистического общества и государства, - с другой. В результате рабочий выступает в качестве "частичного" как в технико-производственном, так и в социальном плане. Он не управляет средствами производства, а они им управляют. Он не руководит социально- экономическими процессами, он не субъект, а всего лишь объект деятельности бюрократического машиноуправления на всех его уровнях.
13 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 46, ч. I, стр. 386 - 387.
14 Там же, стр. 100.
стр. 9
Известно, что с точки зрения исторического развития основоположники научного социализма рассматривали капитализм как специфический организм, как живое, развивающееся целое. Характеризуя функционирование капиталистического общества, они нередко отождествляли его с механизмом, машиной. Капитализм действительно функционирует по типу механизма, машины, все части, компоненты которой специализированы и действуют в соответствии с режимом, заданным, рабочим ходом. Рабочий же лишь "винтик" в этой машине, лишь исполнитель, "живой автомат", "думающее орудие", с точки зрения капиталиста.
Итак, разобщенность индивидов, антагонизм классов, чреватый революционным взрывом, механистический, вещный характер взаимных связей и зависимостей людей - такова весьма непрочная целостность капиталистического общества.
Капиталистическое общество расчленено фактически на две подсистемы - подсистему вещных, технико-технологических и иных "внечеловеческих" компонентов и подсистему человеческую, являющуюся совокупностью изолированных, противоречащих друг другу, конкурирующих на рынке или товаров (капиталист), или рабочей силы (рабочий, трудящийся) индивидов. При этом вещная подсистема довлеет, господствует над системой человеческой. (Вспомним в этой связи "товарный фетишизм" Маркса.) Капитализм, пишет Л. К. Науменко, - это система, которая "возникает именно на уровне вещных взаимосвязей и потому представляет собой общественно-вещественную органическую систему. В целостность этой системы люди входят лишь как функциональные единицы, оставаясь по самому способу своего экономического существования, по характеру своих интересов изолированными, частными собственниками. Именно изолированный, частный интерес является движущим стимулом этой жизнедеятельности, целью процесса; общее, коллективное, системная связь - здесь лишь средство"15 .
Ныне капитализм уже не тот, о котором писал Маркс. Он перерос в империалистическую стадию, но сущность его - господство капитала, эксплуатация, погоня за прибылью - не изменилась. Зато неузнаваемо изменилась вещественная, технико-технологическая база производства, а также средства потребления. Электроника, атомная энергетика, освоение космоса, воздушные лайнеры, летающие со скоростью много выше звуковой, и лайнеры морские в сотни тысяч тонн грузоподъемности, автоматика, электронно- вычислительная техника, не просто огромные города, а целые городские конгломераты, протянувшиеся на десятки и десятки километров, - а человек труда как эксплуатировался сотни лет тому назад, так и эксплуатируется в условиях капитализма и поныне. Только эксплуатация стала изощреннее, "цивилизованнее", изобретательнее. Себе на службу капиталист поставил не только силу мускулов, но и силу ума человеческого, подчинил себе науку, культуру, свободное время рабочего.
Разумеется, в результате прогресса науки довольно большая масса трудящихся получила профессию, образование, доступ к культуре. Однако все это в той мере, в какой потребно и выгодно капиталисту. В результате упорной борьбы рабочий класс, другие трудящиеся слои, руководимые коммунистическими и рабочими партиями, обрели кое-какие права и свободы, какую-то долю со стола "общества потребительства". Как и 100, 200, 300 лет назад, рабочий юридически, формально свободен, не прикреплен ни к земле, ни к какому-то отдельному капиталисту, предприятию, но он по-прежнему не свободен от класса капиталистов в целом. Как и сотни лет назад, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу и нести тем самым
15 "Проблемы научного коммунизма". Вып. 8. М. 1974, стр. 22.
стр. 10
бремя эксплуатации. Как и сотни лет назад, рабочий, трудящийся, создавая своим трудом вещные ценности, производит и прибыль, обеспечивает возрастание капитала, капиталистической собственности - этой основы основ буржуазного строя.
Как видно, прибыль, капитал в целом, двойственна, противоречива. Она не только интегрирующая, но и дезинтегрирующая сила капитализма. Она разъедает общество, подрывает его целостность. Она не только разъединяет общество на вещную и человеческую подсистемы, подчиняя человеческое вещному, раздваивает личность, разделяет людей на эксплуататоров и эксплуатируемых, на буржуазию и рабочий класс, но и порождает массу других глубоких противоречий во всех сферах общественной жизни: в производстве и социально-политической структуре, духовной культуре и семье. Это противоречия между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения; между трудом и капиталом, рабочим классом и буржуазией; между буржуазной и пролетарской, социалистической идеологией.
Капитализм в силу своей внутренней природы, сущности не способен организовать плановое, централизованное ведение хозяйства. Анархия и конкуренция, являющиеся его движущими силами, поддерживающие известное равновесие системы, порождают кризисы, безработицу, инфляцию, дезинтегрируют систему на компоненты, цель которых - подавить своих конкурентов. Капитал, прибыль - первопричина огромных военных бюджетов, которые подрывают и без того подорванную экономику капиталистического мира. Прибыль - первопричина урезывания и без того урезанных социальных программ. Прибыль, наконец, - первопричина деградации высшей ценности на земле - человека, который приносится ей в жертву.
Система капитализма чужда подлинным интересам большинства трудящихся. В ней нет действительной общности и всеобщности, поскольку все противостоит всему, каждый - каждому. Капитализм - это противоречие между человеком и человеком, причем не только буржуа и пролетарием (это главное, человеческое, классовое по своей сущности противоречие), но и капиталистом и капиталистом, поскольку они являются конкурентами на рынке товаров; рабочим и рабочим, поскольку они выступают как конкуренты на рынке рабочей силы; между управляемым и управляющим, поскольку последний выполняет функцию надзора эксплуататора над эксплуатируемым. Это противоречие между личностью и обществом, поскольку официальное общество, представляя класс эксплуататоров, использует не только экономические, но и политические и идеологические средства для подавления личности и как труженика, и как общественного, "социально-политического" существа, и как существа мыслящего для манипуляции людьми, для того, чтобы поставить дела и мысли людей в соответствие с требованиями, принципами системы.
Разумеется, отношения между рабочими, трудящимися в капиталистическом обществе не сводятся к конкурентным отношениям. Между ними устанавливаются отношения связи, солидарности братьев по классу, отношения, порождаемые общностью целей в борьбе с эксплуататорами. Но этого рода отношения складываются не стихийно, а под влиянием идей научного социализма, под руководством и организующим началом марксистской партии. В упорной борьбе с буржуазией вырастает не только новая личность рабочего, но и формируется революционный рабочий класс, величайшее историческое назначение которого состоит в освобождении человека труда от всякой эксплуатации и гнета. Рабочий класс создает первое, материальное условие освобождения человека - могучие производительные силы, дающие обществу неслыханную власть над силами природы. Совершая социалистическую революцию, он создает второе, социально-политическое условие освобождения человека.
стр. 11
Особую остроту противоречия капитализма приобрели на империалистической стадии его развития, которая, будучи высшей стадией капиталистического общества, является в то же время стадией его дезинтеграции, кануном распада капиталистической целостности, становления социальной целостности нового типа - социалистической, коммунистической16 . Общий кризис капитализма углубляется и расширяется. Кризис капиталистической системы сегодня - это кризис экономический, неизменными спутниками которого являются быстрорастущие инфляция и безработица, кризис социально- политической системы, системы управления, кризис духовный, характеризующийся обесцениванием и утерей моральных ценностей, ростом преступности, алкоголизма и т. д. Люди - и это самое страшное - теряют уверенность в завтрашнем дне. И хотя у довольно значительной части членов буржуазного общества благосостояние достаточно высоко, люди все острее чувствуют, на каком зыбком основании покоится здание общества "всеобщего потребительства".
Итак, при капитализме немыслимо подлинно системное, целостное, свободное и полное развитие ни индивида, ни общества. Это развитие возможно только в коммунистическом обществе, начало которому кладет социалистическая революция.
Коммунистическое общество возникает не на пустом месте, а из того человеческого и вещного "материала", который оставил ему капитализм. Однако для того, чтобы этот "материал" интегрировать в качественно новую общественную систему, преобразовать его соответственно именно ее природе, чтобы создать недостающие ей компоненты и отношения, необходима социалистическая революция, длительный период борьбы, преодоления старого и созидания нового. Необходимы сложные и трудные этапы сначала социалистического, а затем и коммунистического строительства.
Именно в результате социалистической революции коренным образом преобразуется качественная природа элементов капиталистической системы, столь же фундаментально изменяется и их взаимодействие, внутренняя структура системы. Материально-техническая база производства, средства производства переходят в собственность трудящихся. Тем самым коренным образом изменяются структура производства, производственные отношения. Новые, социалистические производственные отношения уже не противоречат производительным силам, как при капитализме, а соответствуют им, из тормоза в развитии производства при капитализме они превращаются в движущую силу их развития, дают широкий простор для поступательного движения производства.
Рабочий класс, носитель и творец нового, социалистического строя, рожденный еще в условиях капиталистической системы, с победой революции из класса эксплуатируемого, подчиненного, превращается в господствующий класс. Правящей становится партия рабочего класса - коммунистическая партия, господствующей в обществе идеологией становится его идеология - марксизм- ленинизм. Рабочий класс создает социалистическую политическую организацию общества, ядром которой является государство диктатуры пролетариата. Утверждает он и новую, социалистическую демократию. Экономикой, государством, обществом рабочий класс управляет в союзе с трудящимся крестьянством, вместе со становящейся народной интеллигенцией. Создается новая, социалистическая культура, вобравшая лучшие достижения культуры предшествующих обществ.
16 Вопрос о противоречиях, о дезинтеграции капиталистической системы на империалистической стадии развития всесторонне и глубоко отражен в нашей литературе (см., например, М. М. Розенталь. Диалектика ленинского исследования империализма и революции. М. 1976).
стр. 12
Новая, социалистическая общественная система не просто наследует от капитализма определенный "набор" компонентов, но и преобразует их соответственно своей собственной природе, утверждает новые взаимодействия между ними, создает компоненты и связи, недостающие ей до полного "комплекта".
И, наконец, самое главное - коренным образом изменяется цель, направленность движения общественной системы. Этой целью становится не вещное богатство, не капитал, его накопление во имя накопления и потребления вещей, как при капитализме, а человек, богатство самого человека, развитие и наилучшее применение его способностей, удовлетворение его разнообразных и постоянно растущих материальных и духовных интересов и потребностей. Именно человеческая направленность, учет предпосылок, условий и последствий для человека решений любого рода (экономических, политических, идеологических) характеризуют общественную систему социализма как целенаправленную систему. Человек в этой системе не только основное субстанциональное, структурное и функциональное, но и, если можно так выразиться, целевое звено. Он главный внутренний масштаб, главная мера всех явлений и процессов, которые протекают в социалистическом обществе. Он основной критерий эффективности тех или иных мероприятий и решений, тех или иных управленческих воздействий.
Разумеется, становление социализма, общества, важной целевой функцией которого являются человек, его потребности и способности, не разовый акт, а длительный, сложный, порой мучительный процесс, связанный с преодолением старого и становлением нового. Процессу этого восходящего движения в советском обществе присущи три основных этапа: переходный период от капитализма к социализму; ставший, утвердившийся социализм - система, которая, возникнув из капитализма, обрела необходимые и достаточные, специфические для себя качественные параметры; развитое социалистическое общество, в условиях которого мы сейчас живем и на основе которого движемся к высшей фазе новой формации - к коммунизму. Вполне понятно, что степень целостности и общества и личности на этих этапах не одинакова.
В переходный период от капитализма к социализму новая общественная система несла на себе весомую печать системы, на смену которой она пришла. Здесь еще ее собственные системные качества не обрели господствующего положения. Эти качества возникают в ожесточенной борьбе со старыми. Новое ломает старое, преобразует его, согласно собственной природе, создает новые, свойственные ее сущности компоненты, формирует, устанавливает и укрепляет новую структуру, новые отношения компонентов, и прежде всего отношения людей, новые функции, придавая движению общества "прочеловеческий", если можно так выразиться, характер.
Завершение переходного периода знаменует собой становление собственно социализма, нового типа целостности общества и личности. Это означает повсеместное утверждение его экономической основы - социалистической собственности на средства производства, нового типа отношений людей - отношений содружества и взаимопомощи, новой, социалистической культуры, нового, социалистического типа личности, нового образа жизни. Здесь уже налицо все необходимые компоненты, структурные и функциональные характеристики системы. Здесь утвердилась собственная, социалистическая основа дальнейшего развития и совершенствования системы.
В результате упорной борьбы и труда народа, руководимого Коммунистической партией и социалистическим государством, которые управляют строительством нового общества научно, на основе марксистско-ленинской теории, в Советской стране построен развитой социализм. Эта высшая из достигнутых ныне ступеней общественного прогресса
стр. 13
характеризуется высокой степенью зрелости всех сфер, отраслей жизни, высокой степенью системности, целостности.
В области экономической развитому социализму присущи могучие производительные силы, управляемые по единому плану, устойчивые и высокие темпы развития производства и роста производительности труда на основе использования новейших достижений науки и техники, постоянно растущее благосостояние народа. В области политической - общенародное государство, подлинно демократическая политическая система, которая обеспечивает эффективное управление общественными делами, все более активное участие трудящихся в государственной жизни, сочетание реальных прав и свобод граждан с их обязанностями и ответственностью перед обществом. В области социальной - зрелые социалистические общественные отношения, сложившиеся на основе полного господства социалистической собственности, утвердившегося социально-политического и идейного единства общества, социалистического образа жизни; в развитом социалистическом обществе сложилась новая историческая общность людей - советский народ. В области духовной - высокий уровень науки, культуры и образования, всеобщее распространение и утверждение научного, марксистско-ленинского мировоззрения.
Развитое социалистическое общество как система отличается исключительным богатством образующих ее компонентов, разветвленной структурой, активным осуществлением функций, богатейшими связями со средой (природной и социальной). Это устойчивая, целостная, но чрезвычайно динамичная система. Развитой социализм, отметил Л. И. Брежнев, - "такая стадия зрелости нового общества, когда завершается перестройка всей совокупности общественных отношений на внутренне присущих социализму коллективистских началах. Отсюда - полный простор для действия законов социализма, для выявления его преимуществ во всех сферах общественной жизни. Отсюда - органическая целостность и динамизм социальной системы, ее политическая стабильность, несокрушимое внутреннее единство. Отсюда - растущее сближение всех классов и социальных групп, всех наций и народностей и образование у нас исторически новой социальной и интернациональной общности людей - советского народа. Отсюда же - создание новой, социалистической культуры, утверждение нового, социалистического образа жизни"17 .
В чем же основы этого единства, целостности социалистического общества, каковы факторы его целостности?
Экономической основой системности, целостности социалистического общества является социалистическая собственность на средства производства. Именно социалистическая собственность означает преодоление присущих капитализму разобщенности различных звеньев социального организма, диспропорций, дисгармоничности, той "разрозненности и раздробленности рабочих, профессиональной и местной, которые были одним из источников силы капитала и бессилия труда"18 . Социалистическая собственность представляет собой ту объективную базу, которая интегрирует, связывает в единое целое все отрасли экономики, все компоненты общества, превращает всех трудящихся, в какой бы области они ни трудились, в ассоциированных производителей, во всеобщий коллектив, вызывает к жизни закон планомерного, пропорционального развития - закон, позволяющий управлять экономикой, обществом в целом централизованно, на основе принципа демократического централизма, концентрировать на решающих направлениях развития огром-
17 Л. И. Брежнев. Ленинским курсом. Т. 6. М. 1978, стр. 536.
18 В. И. Ленин. ПСС. Т. 38, стр. 98 - 99.
стр. 14
ные ресурсы. Она представляет собой ту общеобщественную базу, которая связывает воедино все отрасли экономики, сферы социальной и духовной жизни, обусловливает единство коренных интересов личности, коллектива и общества. Важно отметить, что в отличие от капиталистического производства, главной целью которого является прибыль капиталиста, "высшая цель общественного производства при социализме, - по Конституции СССР, - наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей" (ст. 15).
Материально-технической основой целостности социалистического общества является современное крупное механизированное и частично автоматизированное машинное производство. "Крупная машинная индустрия, - писал Ленин, - т. е. именно материальный, производственный источник и фундамент социализма - требует безусловного и строжайшего единства воли, направляющей совместную работу сотен, тысяч и десятков тысяч людей"19 . Современное социалистическое производство характеризуется все более глубокой специализацией, возникновением все новых отраслей, сфер общественной жизни, что объективно вызывает их интеграцию, требует их более четкого взаимодействия, кооперации, концентрации усилий и ресурсов. Возрастает роль коллективного научно-технического творчества. Разработка и создание новой техники и технологии, свершение крупных открытий, осуществление грандиозных производственных, экологических, социальных и иных проектов опять-таки с необходимостью вызывает интеграцию, взаимодействие больших масс людей.
Социально-политической основой целостности социалистического общества является отсутствие антагонистических классов, наличие социально- политического единства общества. Совпадение коренных интересов общества, коллектива и личности обеспечивает единство воли, целей и интересов всех членов общества, их "служение" общеобщественным интересам, интеграцию социальной системы в целом. Социальную основу СССР составляет нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции, цементирующей силой которого является рабочий класс. На этой основе происходит дальнейшая политическая, социальная и идейная консолидация советского общества. Свое воплощение она находит в общенародном государстве.
Духовной основой целостности социалистического общества является идейное его единство, безраздельное господство научной, марксистско-ленинской идеологии. Марксизм-ленинизм, будучи по природе своей мировоззрением рабочего класса, стал ныне всенародным мировоззрением. Он выражает интересы и цели, идеи и идеалы всех советских людей, что играет далеко не последнюю роль в интеграции, обеспечении прочной целостности общественной системы.
Налицо, таким образом, четыре фактора целостности социализма как общественной системы. Эти факторы объективны, поскольку они действуют независимо от воли и сознания и отдельного человека и социального коллектива. Но это совсем не значит, что они возникли сами по себе, без вмешательства людей, что системность социализма сформировалась стихийно. Экономические, материально-технические, социально-политические и духовные основы, факторы целостности социалистического общества являются результатом революционно-преобразующей, сознательной, целеустремленной деятельности субъективного фактора, рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, руководимых Коммунистической партией и социалистическим государством. И в наши дни эти факторы автоматически не обеспечивают целостности социалистической общественной системы, ее эффективного функционирования и развития. Они создают лишь возможность такого развития, но эту
19 В. И. Ленин. ПСС. Т. 36, стр. 200.
стр. 15
возможность превращает в действительность система управления социалистическим обществом, социально-политическая система. В субъективном плане она представляет собой главный интегрирующий фактор системы социализма. Именно эта система укрепляет и развивает каждый из объективных факторов системности - укрепляет и развивает социалистическую собственность, гармонизирует отношения людей, воспитывает их и т. д., а главное - интегрирует сами эти основы, факторы, обеспечивает взаимосвязанное функционирование экономики, социально-политической сферы, идеологии.
Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, системы государственных и общественных организаций, является Коммунистическая партия Советского Союза. Вооруженная марксистско-ленинским учением, отмечается в Конституции СССР, "Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма" (ст. 6).
Отличительной чертой социализма как системы является тот факт, что она функционирует и развивается не стихийно, как общественная система капитализма, а посредством сознательного, централизованного управления. Причем сознательно управляется здесь не только общественное производство, но и другие сферы общественной жизни, общество в целом. Общественная собственность на средства производства, социально-политическое и идейное единство общества, единство основных интересов общества, коллектива и личности позволили преодолеть стихийные силы, управлявшие обществом в прошлом, и сознательно, целеустремленно управлять его движением. Причем управлять научно, на основе присущих обществу объективных закономерностей, их познания и использования. Знание закономерностей, их умелое использование позволяют не только рационально управлять обществом в настоящем, но и предвидеть, определять, как будет развиваться система в будущем. Развитой социализм с точки зрения его исторической направленности, будущего - это такой этап в развитии коммунистической общественно-экономической формации, когда непосредственно совершается постепенный переход к коммунизму - высшей фазе этой формации.
Если посмотреть на систему развитого социализма с точки зрения исторической, с точки зрения ее прошлого, настоящего и будущего, можно выделить в ней три группы компонентов. Это прежде всего элементы общекоммунистического характера - общественная собственность, плановое, сознательное управление производством, обществом в целом, нацеленность производства, общества на возможно более полное удовлетворение материальных и духовных потребностей трудящихся, на всестороннее развитие человека и т. д. Это и элементы специфически социалистического характера, элементы, свойственные только первой фазе коммунизма. Таковы, к примеру, принцип распределения по количеству и качеству труда, политический характер организации и системы управления обществом и т. д. Наконец, это и элементы, унаследованные от предыдущей, капиталистической системы. Характерно, что эти компоненты, сохранив старую форму, обрели в рамках социализма новое содержание. Таковы, к примеру, закон стоимости и товарно-денежные отношения.
На основе глубоких качественных преобразований в экономике, социальной структуре, политической организации и духовной жизни, в результате огромной воспитательной работы Коммунистической партии и государства социализм формирует новую, социалистическую личность. "Важнейший итог прошедшего шестидесятилетия, - отмечается в Отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду партии, - это советский че-
стр. 16
ловек. Человек, который сумел, завоевав свободу, отстоять ее в самых тяжких боях. Человек, который строил будущее, не жалея сил и идя на любые жертвы. Человек, который, пройдя все испытания, сам неузнаваемо изменился, соединил в себе идейную убежденность и огромную жизненную энергию, культуру, знания и умение их применять. Это - человек, который, будучи горячим патриотом, был и всегда будет последовательным интернационалистом"20 .
Советский человек, социалистическая личность, выступает прежде всего как творец, как труженик. Ее отличает трудовая и общественная активность, стремление сохранить и умножить общественное богатство, новая дисциплина, отношения дружбы и сотрудничества, проявления коллективизма и взаимопонимания. Для нее характерны и такие высокие духовные качества, как беззаветная преданность коммунистическим идеалам, чувство интернационализма, высокая сознательность и ответственность перед обществом, общественная активность. Принципы коммунистической нравственности прочно входят в ее жизнь, быт и труд. Социалистическую личность отличает богатая духовная жизнь, высокий культурный уровень, разносторонность духовных запросов, глубокий интерес к научному и художественному творчеству, стремление к всестороннему развитию и совершенствованию.
Было бы, разумеется, ошибочным полагать, что все члены социалистического общества обладают всеми перечисленными чертами личности. Мы еще встречаемся здесь со стремлением отдельных людей уклониться от общественно полезного труда, с фактами общественной пассивности, интеллектуальной инертности. Вместе с тем перечисленные выше черты суть типичные черты личности при социализме. Во-первых, потому, что социализм создает реальную возможность для формирования этих черт в каждом человеке; во-вторых, потому, что эти черты в той или иной степени присущи значительному большинству членов социалистического общества.
С победой социализма и возникновением социалистической личности коренным образом изменяется и соотношение общества и личности. Вместо противоположности личности и общества в условиях классово- антагонистических формаций возникает прогрессирующее единство личности и общества. Это единство имеет прочную объективную основу - общественную собственность, что обеспечивает сочетание общественных и личных интересов. Стремление личности к улучшению собственного положения в условиях отсутствия эксплуатации осуществляется в труде на благо всего общества. Успех личности при социализме - это и успех общества, у которого нет иных целей, кроме служения интересам личности, удовлетворения ее разносторонних потребностей, развития ее многообразных способностей. При этом следует иметь в виду, что в основе единства личности и общества лежат общественные интересы, а отсюда вытекает необходимость подчинения личных интересов интересам общества, интересов компонентов интересам системы.
Прогрессирующее единство личности и общества - объективная тенденция, закономерность развития социализма, однако эта тенденция не проявляется прямолинейно, непротиворечиво. Единство личности и общества отнюдь не исключает и противоречий между ними, которые выражаются в том, что общество, будучи не в состоянии полностью удовлетворить потребности личности, частично ограничивает развитие потребностей, ставит меру их удовлетворения в зависимость от количества и качества труда. Социалистическое общество еще не обеспечивает полного экономического равенства людей. Кроме того, личность не всегда осознает необходимость сообразовать свои интересы с общественными, а порой предъявляет обществу эгоистические, непомерные тре-
20 "Материалы XXV съезда КПСС". М. 1976, стр. 87.
стр. 17
бования, в результате чего возникают противоречия между обществом в целом и известной частью отсталых его членов. Эти противоречия по мере успехов коммунистического строительства преодолеваются, и единство между личностью и обществом развивается в направлении достижения гармонических отношений между ними. В процессе движения к этой гармонии изменяется и общество и личность, причем основу развития личности составляет развитие, преобразование общества. Важнейшим средством достижения этой гармонии является непрерывное совершенствование управления обществом, чему КПСС постоянно уделяет много внимания и сил.
В социалистическом обществе утверждено единство классов и социальных групп, наций и народностей, различных поколений людей, единство личности и общества, личности и коллектива, коллектива и личности. Здесь происходит воссоединение личности, раздвоенной в классово-антагонистическом обществе, в единое целое - в социалистическую личность. Здесь осуществляется, по словам Маркса, свободный обмен индивидов, "ассоциированных на основе совместного владения средствами производства и совместного контроля над ними"21 . Преодолевается вещный, товарный фетишизм. Вещи теряют над человеком власть и непосредственно выступают как средства производства, усиливающие трудовые потенции человека, и как средства, предметы удовлетворения человеком своих потребностей. Государство, возвышавшееся над человеком при капитализме как чуждая, принуждающая сила, становится последовательным выразителем его интересов, олицетворением целостности общества, единства общества и личности.
Как ни в каком другом обществе сущность человека при социализме отчетливо выступает как совокупность всех общественных отношений. И не только потому, что он этими отношениями сформирован, но и потому, что является активным творцом этих отношений, субъектом, обеспечивающим их функционирование и развитие. Социализм возвысил человека, претворив в жизнь принципы пролетарского гуманизма, вызвав могучий поток творческой энергии, сознательной активности людей. Коммунизм поставит личность человека на еще более высокий исторический пьедестал, явится наивысшим воплощением человечности.
При коммунизме, писал Маркс, "начинается развитие человеческих сил, которое является самоцелью, истинное царство свободы", создаются условия, наиболее достойные человеческой природы ассоциированных производителей и "адекватные ей"22 . Здесь создается новая личность, для которой вещное богатство не самоцель, а лишь средство для наиболее полного проявления и развития своих творческих способностей. Здесь сама личность, всесторонне, гармонически развитая, сочетающая в себе величайшее интеллектуальное богатство, высокие нравственные черты и физическое совершенство, становится величайшим общественным богатством. На место вещного, экономического богатства правящих классов и нищеты значительной части трудящихся в условиях капитализма, писал Маркс, при коммунизме становятся "богатый человек и богатая человеческая потребность. Богатый человек - это в то же время человек, нуждающийся во всей полноте человеческих проявлений жизни, человек, в котором его собственное осуществление выступает как внутренняя необходимость, как нужда" 23 .
В коммунистическом обществе меняется само представление о богатстве, отбрасывается представление о богатстве как цели производства и производстве как цели человека-собственника. Здесь высшим богатством и ценностью, высшей целью и производства и общества являет-
21 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 46, ч. I, стр. 102.
22 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 25, ч. II, стр. 387.
23 К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений, стр. 596.
стр. 18
ся не человек-собственник, отчужденный, изолированный, конкурирующий с другими ему подобными, а человек труда - его всестороннее развитие. "На самом же деле, - писал Маркс, - если отбросить ограниченную буржуазную форму, чем же иным является богатство, как не универсальностью потребностей, способностей, средств потребления, производительных сил и т. д. индивидов, созданной универсальным обменом? Чем иным является богатство, как не полным развитием господства человека над силами природы, т. е. как над силами так называемой "природы", так и над силами его собственной природы? Чем иным является богатство, как не абсолютным выявлением творческих дарований человека, без каких-либо других предпосылок, кроме предшествовавшего исторического развития, делающего самоцелью эту целостность развития, т. е. развития всех человеческих сил как таковых, безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу. Человек здесь не воспроизводит себя в какой-либо одной только определенности, а производит себя во всей своей целостности, он не стремится оставаться чем-то окончательно установившимся, а находится в абсолютном движении становления"24 .
Индивид, обладающий универсальностью потребностей и способностей, господствующий над силами природы и самим собой, абсолютно выявляющий свои творческие дарования, иначе говоря, удивительно целостный индивид, постоянно становящийся, развивающийся, - таково главное богатство, самоцель коммунистического общества. Этот индивид формируется всей системой общественных отношений, он и цель и продукт общества. В свою очередь, индивид свои "человеческие силы", свои "творческие дарования" всецело ставит на службу обществу. Индивид проявляет заботу о непрерывном пополнении богатства человеческих отношений, поскольку чем богаче эти отношения, тем богаче, разностороннее, целостнее он сам. Вместе с тем, чем богаче, всесторонне, целостнее индивид, тем богаче, разностороннее общество. Цели, перспективы, тенденции развития личности и общества, таким образом, совпадают, что способствует совершенствованию и развитию и личности и общества.
Разумеется, социалистическое общество, будучи первой стадией новой общественно-экономической формации, еще не достигло столь высокого уровня развития и общества и личности, столь высокого уровня целостности, самоорганизации, самоуправления. Но уже при социализме созданы вещественные, человеческие и духовные основы для успешного движения к высшей фазе. Уже здесь человек теряет свою "атомистическую" природу и становится ассоциированным типом личности. Он подчиняет себе во все большей степени и природу и самого себя, сознательно, на научной плановой основе управляет производством, всей системой общественных отношений, культурой.
При коммунизме в полной мере утвердится тождество человека и общества, а этим самым - и высший тип общественной целостности, когда в единое целое сливается общество, достигшее высочайшего уровня развития материальной и духовной культуры, и человек, создающий материальные и духовные ценности и сполна пользующийся ими. Общество в полной мере служит человеку, а человек той же высокой мерой служит обществу. Коммунизм утверждает подлинную гармонию между личностью и обществом. Личность обретает непосредственную связь с обществом, поскольку здесь кладется конец делению личностей на господствующие и подчиненные, стираются классовые различия. Но это уже новая гармония, основанная на исключительно высоком уровне развития производства и культуры, на удивительной слаженности и организованности общественной жизни. Коммунизм - высший тип
24 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 46, ч. I, стр. 476.
стр. 19
общественной целостности, высшее проявление единства личности и общества. Здесь отдельная личность сливается с жизнью целого, а целое находит свое отражение в сознании каждой отдельной личности. От каждого - по способностям, каждому - по потребностям - таков великий принцип коммунизма, который означает, что каждая личность в меру своих сил и способностей, в силу внутренней убежденности, привычки будет трудиться на благо общества, а общество, в свою очередь, обеспечит удовлетворение всех материальных и духовных запросов личности.
Коммунизм установит полное равенство личностей, но это будет уже равенство не безликих, как две капли воды похожих друг на друга людей, как было в первобытном обществе, а равенство людей живых, деятельных, различных. Каждый из них - ярко выраженная индивидуальность, со своими способностями и уровнем знаний, потребностями и интересами, вкусами и увлечениями. Личность при коммунизме станет всесторонне, гармонически развитой личностью.
Личность как часть коммунистического целого - это качественно новая, всесторонне развитая личность, сочетающая в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Эта личность, необычайно разносторонняя и целостная, явится высшим критерием и проявлением целостности самого общества.
При коммунизме будет достигнута идеальная гармония личности и общества, общества и коллектива, коллектива и человека; человека, общества и техники, науки, которые он контролирует и ставит на службу своим высочайшим идеалам; человека, общества и природы, которую человек не покоряет, а гармонирует с ней и в гармонии, сохраняя и умножая богатства природы, а с ней и собственное богатство, достигает идеального единства, целостности мироздания в пределах знаний и практики человеческой, единства человека, общества и природы.
Коммунизм - система, в которой достигнет высочайшего выражения марксистская идея тождества человека и общества, компонента и системы, того самого тождества, которое было немыслимо в условиях системы частной собственности и эксплуатации, тождества, практической реализации которого положил начало социализм, тождества, которое вполне рельефно проявляется в обществе развитого социализма.
Высшей степени развития и проявления достигнет при коммунизме свобода личности, утвердится то самое "истинное царство свободы", о котором писал Маркс25 . Личность при коммунизме обретет подлинную свободу как труженик, творец материальных и духовных ценностей, как никогда ранее, она выступит и как творец социальных отношений, отношений небывалой дружбы и сотрудничества, отношений удивительной цельности и гармонии. Личность при коммунизме обретет и нравственную свободу. Само собой разумеющимся, привычным станет для нее соблюдение высоких принципов коммунистической морали, правил подлинно человеческого общежития. Она научится в полной мере управлять своими поступками, сообразовывать их с интересами других людей, всего общества. Гений человека, его разум, проникнет в самые глубокие тайники природы, его воздействие на природу выйдет за пределы планеты Земля и приобретет космические масштабы. Удивительно целостный, гармонически развитый, свободный экономически, социально, нравственно, человек явится подлинным властителем и творцом, именно творцом Вселенной.
25 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 25, ч. II, стр. 387.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |