(Очерк истории постройки Турксиба.) Академия наук Казахской ССР. Институт истории, археологии и этнографии. Издательство Академии наук Казахской ССР. Алма-Ата. 1953. 131 стр.
Книга Г. Ф. Дакшлейгера посвящена истории крупнейшей стройки первой пятилетки - Туркестано-Сибирской железной дороги. На основе архивных документов, а также материалов, опубликованных в советской печати, и воспоминаний участников строительства дороги автор излагает историю строительства Турксиба, показывая на этом примере огромную созидательную роль народных масс, руководимых Коммуниста-
ческой партией, преимущества плановой социалистической системы хозяйства перед капиталистической. Строительство Турксиба, осуществленное при братской помощи русского рабочего класса в одной из бывших отсталых колоний царизма, - свидетельство великой силы ленинско-сталинской национальной политик", гармонически сочетающей общегосударственные интересы СССР с интересами национальных республик.
В первой главе книги, посвященной истории железнодорожного строительства в Казахстане до Великой Октябрьской социалистической революции, приводятся яркие факты, показывающие, что царизм рассматривал строительство железных дорог на окраинах как одно из средств порабощения народов национальных окраин старой России. Вместе с тем Г. Ф. Дахшлейгер правильно отмечает объективные прогрессивные последствия дореволюционного железнодорожного строительства.
В последующих главах автор подробно исследует историю строительства Турксиба, его роль в социалистическом преобразовании Казахстана, органически связывая постройку Турксиба с общим ходом экономического развития страны и назревшими потребностями материальной жизни общества. Магистраль Туркестан - Сибирь была необходима для развития производительных сил, экономики и культуры всей страны и прежде всего республик Средней Азии и Казахстана. Строительство Турксиба намного ускорило развитие производительных сил Казахстана и имело значение в осуществлении перехода казахского народа от патриархально-феодальных отношений к социализму, милуя капитализм.
Г. Ф. Дахшлейгер рассказывает об участии Академии наук СССР и видных советских ученых в технических изысканиях трассы дороги. Это показывает тесную связь советской науки с практикой социалистического строительства.
Автор приводит факты количественного и качественного роста национальных кадров рабочих в ходе строительства Турксиба, явившегося подлинной кузницей подготовки рабочих-казахов; здесь были созданы многочисленные курсы и школы по ликвидации неграмотности, общеобразовательные и технические кружки. К концу 1930 г. на Турксибе работало около тысячи квалифицированных рабочих из местного населения. Многие казахи-рабочие управляли компрессорами, экскаваторами и другими сложными машинами, получили квалификацию электротехников и связистов. В период строительства Турксиба было подготовлено около 10 тыс. казахских рабочих - строителей и железнодорожников.
В процессе строительства Турксиба, благодаря огромной воспитательной работе Коммунистической партии вырабатывалось новое, социалистическое отношение рабочих к труду, преодолевались привычки, навыки и традиции, унаследованные трудящимися от старого, эксплуататорского общества. Основным средством выработки нового отношения к труду явилось социалистическое соревнование строителей Турксиба.
Враги неоднократно пытались сорвать постройку первенца социалистической индустрии. В борьбе с классовыми врагами выковывалась революционная бдительность советских людей.
В книге показаны различные формы помощи русского рабочего класса в сооружении Турксиба; рассказывается, какую роль сыграли рабочие - строители Турксиба в социалистической перестройке деревни.
Однако наряду с положительными сторонами книга Г. Ф. Дахшлейгера имеет ряд недочетов. Правильно показывая общую руководящую и направляющую силу Коммунистической партии, автор недостаточно убедительно и полно раскрывает конкретную работу местных партийных организаций и коммунистов стройки в сооружении Турксиба. Автор также не исследовал вопроса об участии женщин в постройке Турксиба. Недостаточно ярко показаны материальное положение, условия труда и быта рабочие Турксиба, что не дало возможности автору наглядно сравнить положение строителей Турксиба с ужасными условиями труда и беспощадной эксплуатацией железнодорожных рабочих до революции, о чем автор кратко говорит в первой главе своей работы. Турксиб строила вся страна, все пароды, населяющие нашу многонациональную родину, однако автор не показывает этого на конкретном материале, ограничиваясь лишь общими фразами.
К недостаткам книги относится также перегруженность отдельных страниц (см. стр. 78, 80, 82 - 90, 96 - 98, 109 - 115) цифровым материалом, что затрудняет чтение и восприятие содержания.
В целом автор правильно решил свою задачу, написав нужную книгу по истории социалистического строительства в СССР.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |