21 - 23 ноября 2007 г. в Алма-Ате проводилась международная конференция "Вклад кочевников в развитие мировой цивилизации". Она была организована Научно-исследовательским институтом по проблемам культурного наследия номадов Министерства культуры и информации Республики Казахстан. В работе конференции приняли участие ученые, археологи, этнографы, востоковеды, историки - специалисты по истории и культуре кочевых народов степного пояса Евразии, из Казахстана, Кыргызстана, Польши, России, США, Узбекистана и Франции.
На открытии конференции директор НИИ по проблемам культурного наследия номадов И. В. Ерофеева подчеркнула важность форума для научных исследований истории и культуры номадов, а также развития культурных традиций прошлого в современных условиях. С приветствием к участникам конференции обратился министр культуры и информации РК Е. К. Ертыбаев. Он отметил важность изучения проблем истории и культуры номадов для казахского народа и обретения им своего пути в мировом цивилизационном процессе в условиях глобализации.
На пленарном заседании выступил известный исследователь кочевых цивилизаций, в прошлом сотрудник Института этнографии АН СССР, а ныне заслуженный профессор антропологии и центральноазиатских исследований Висконсинского университета, член Британской королевской академии и Международного института по изучению кочевых цивилизаций ЮНЕСКО
А. М. Хазанов (Мэдисон, США). Он изложил свои представления о социальном развитии кочевого мира, о взаимодействии номадов с населением стран оседло-земледельческой цивилизации, о роли кочевников во всемирной истории.
Сотрудник Института археологии и этнографии Польской академии наук С. Шинкевич (Варшава) в докладе "Что такое вклад кочевников в цивилизацию и почему исследователи обходят молчанием Среднюю Азию?" сообщил о новациях, получивших распространение в Европе в результате миграций и завоеваний степных кочевников. По его мнению, эти новшества не были изобретены кочевниками, а восприняты ими у оседлого населения Средней Азии.
Доклад Н. Н. Крадина (Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток) был посвящен влиянию кочевников на динамику развития оседло-земледельческих цивилизаций Восточной и Средней Азии. Докладчик поддержал высказанное А. М. Хазановым суждение о зависимости уровня социального развития кочевых народов от степени интенсивности контактов со странами оседло-земледельческой и урбанистической цивилизации.
Представитель Высшей школы социальных исследований (ENES) В. Фурньо (Париж) в докладе "Кочевники и оседлые в контексте отношений между Европой и Центральной Азией" привел данные из сочинений французских дипломатов и путешественников, побывавших на территории Средней Азии и стран Ближнего Востока в Средние века и Новое время.
Ю. С. Худяков (Ин-т археологии и этнографии СО РАН, Новосибирск) говорил о распространении некоторых изобретений и инноваций тюркскими кочевыми народами: древними тюрками, уйгурами, кыргызами, кимаками среди угорских, самодийских и кетских племен, населявших лесостепную и таежную зоны Западной и Южной Сибири в периоды раннего и развитого средневековья. Правящая элита северных лесных этносов заимствовала у тюркских номадов в первую очередь престижные элементы военно-дружинной культуры: передовые для своего времени типы оружия, воинское и конское снаряжение, украшения и пиршественную посуду.
Совместный доклад сотрудников Лаборатории геоморфологии НИИ по проблемам культурного наследия номадов Б. Ж. Аубекерова и А. Нигматовой был посвящен анализу природно-географических факторов становления и эволюции номадизма на территории степей Казахстана. Авторы доклада придерживаются известной точки зрения, в прошлом неоднократно высказывавшейся Л. Н. Гумилевым, согласно которой развитие кочевых народов в историческом прошлом непосредственно зависело от циклов аридизации и гумидизации степного пояса Евразии. В докладе были определены циклы климатических колебаний, происходивших, по мнению исследователей, в периоды раннего железного века, во времена хунну и тюрков. В степях Казахстана в период хунну наблюдалось усыхание, а в эпоху раннего средневековья - увлажнение.
А. З. Жапаров (Ин-т истории Национальной академии наук, Кыргызстан) сделал сообщение о кочевниках Внутреннего Тянь-Шаня и обеспеченности их скотоводческого хозяйства пастбищными ресурсами. Выступавший отметил, что складывавшийся веками традиционный сезонный цикл выпаса скота на высокогорных пастбищах соответствует экологии этих районов. Он считает, что некоторые изменения в хозяйственных занятиях кыргызов произошли вследствие воздействия внешних факторов и носили адаптационный характер. В частности, докладчик отметил переход кыргызов к использованию верблюдов для перевозки грузов в условиях высокогорья.
И. В. Ерофеева выступила с докладом "Феномен "скифской тактики" боевых действий в истории казахско-джунгарских войн: экологические аспекты военного искусства номадов". По ее мнению, тактические приемы ведения конного боя в ходе военных действий между войсками Казахского и Джунгарского ханств не имели принципиальных отличий от тактики, применявшейся еще в древности скифскими номадами. В докладе были представлены материалы полевых изысканий, проводившихся сотрудниками руководимого ею института в течение последних лет, в ходе которых в зоне театра военных действий между казахами и джунгарами были обнаружены, как считают исследователи, ссылаясь на находки "джунгарской" керамики, развалины ойратских оборонительных сооружений.
В. А. Германов (Ин-т истории АН Республики Узбекистан) сделал доклад "Кочевники в Бухарском, Хивинском, Кокандском ханствах и их участие в развитии среднеазиатской цивилизации". По его оценке, кочевые узбеки основали в XVI - XVII вв. Бухарское, Хивинское и Кокандское ханства. Были приведены сведения о борьбе между Шейбанидами и Тимуридами, в том числе Шейбани-хана и Бабура за господство над оазисами Средней Азии.
Доклад А. М. Маликова (Самаркандский гос. ун-т им. А. Навои) был посвящен истории племени кунгратов в долине р. Зеравшан. По данным докладчика, кунграты являлись с XV в. одним из "почетных" узбекских племен. В долине р. Зеравшан они проживали с XVI в. Причины их седентаризации, по мнению А. М. Маликова, экономические и социальные. Бухарские эмиры для укрепления своей власти насильственно принуждали кунгратов оседать в этом районе.
Тема доклада В. П. Санчирова (Калмыцкий ин-т гуманит. исслед. РАН, Элиста) - съезд монгольских и ойратских князей в 1640 г. На этом съезде было принято "Великое уложение" - общий для всех монгольских ханств свод законов.
Руководитель Центра истории народов России и межэтнических отношений Института российской истории В. В. Трепавлов (Москва) предложил вниманию собравшихся доклад "Царские ярлыки. Наследие монгольской государственности в Московской Руси". На основании изучения этих ярлыков и других источников он пришел к выводу о том, что "татарского ига" в его классическом понимании на Руси не было. Отвечая на заданный вопрос, почему в этом случае представления о нем возникли и получили достаточно широкое распространение в отечественной исторической литературе и обыденном сознании, докладчик объяснил причину его появления сложившейся в эпоху позднего средневековья церковной традицией.
А. К. Кушкумбаев (Кокшетау, Казахстан) выступил с докладом "Военное дело в Золотой Орде", в котором предпринял попытку реконструкции военной организации в Золотой Орде. Согласно его изысканиям, золотоордынское войско делилось на два крыла и центр и насчитывало в общей сложности 14 - 15 туменов - десятитысячных отрядов конных воинов.
Р. А. Бекназаров (Ин-т истории и этнологии им. Ч. Ч. Валиханова, Казахстан) в докладе "Сырцовые мавзолеи местности Карабау: вклад казахов-кочевников в историю архитектуры" рассказал о результатах своих полевых работ. Им были зафиксированы разнотипные мазары, относящиеся к периодам позднего средневековья и этнографической современности, и записаны у местного населения легенды, которые связаны с некоторыми мусульманскими погребальными памятниками.
Известный в Казахстане исследователь петроглифов, сотрудник НИИ по проблемам культурного наследия номадов А. Е. Рогожинский в своем докладе затронул проблемы классификации и типологии памятников наскального искусства Центральной Азии. Он подчеркнул, что в петроглифоведении существуют разные подходы к классифицированию петроглифических местонахождений. Докладчик склонен учитывать при классификации особенности ландшафта, в которых находятся памятники. Он отметил, что к настоящему времени на территории Казахстана только один петроглифический памятник - Тамгалы включен в список всемирно-исторического наследия ЮНЕСКО, хотя местонахождений наскальных рисунков известно большое количество. Если сравнивать между собой петроглифы, относящиеся к разным историческим эпохам, то среди них в количественном отношении преобладают памятники раннего железного века. Средневековые петроглифы распространены столь же широко, как рисунки предшествующих эпох, но самих изображений этого времени меньше.
Директор Центра изучения и сохранения документального наследия Национальной библиотеки З. Д. Шаймарданова (Казахстан) предложила вниманию аудитории доклад "Номадизм как объект социальной истории", в котором она проанализировала тематику диссертационных работ, защищенных по истории казахов в социальном аспекте. Согласно ее оценке, диссертанты ориентируются на концепцию ментальности, сформулированную во французской школе "Анналов". Вывод, сделанный ею на основе изучения диссертаций по социальной тематике, сводится к тому, что современные казахи "унаследовали менталитет кочевников".
Директор Института археологии им. А. Х. Маргулана акад. К. М. Байпаков (Алма-Ата, Казахстан) сделал доклад "Огузы Приаралья". Он отнес к культуре огузов ряд городищ, расположенных в дельте р. Сыр-Дарьи. Среди них докладчик выделил городище Жанкент, раскопки на котором в прошлом проводились В. Верещагиным. Огузские материалы, по мнению автора доклада, выделяются и на городище Отрар. Эти города имели торговые связи с кочевым населением Приаралья еще со времен существования джетыасарской культуры, носители которой отождествляются учеными с древним государством Кангюй. Огузские слои на сыр-дарьинских городищах, по мнению докладчика, выделяются по характерной гончарной керамике с резным орнаментом. К культуре огузов IX - XI вв. докладчик отнес и некоторые металлические изделия: поясные бляшки, накладки, бляхи-оправы, бубенцы, а также серьги, перстни и подвеску в виде схематической фигурки человека в островерхом головном уборе.
Итоговое заседание завершилось дискуссией по наиболее актуальным проблемам, освещенным в заслушанных докладах. И. В. Ерофеева отметила актуальность затронутых вопросов изучения истории кочевников и информативность докладов, а также выступила с предложением создать Международную ассоциацию исследователей номадизма.
Все последующие выступления касались актуальности проблем изучения истории и культуры кочевых народов, а также необходимости создания международной ассоциации специалистов по истории номадизма.
Ю. С. Худяков, поддержав это предложение, высказал пожелание, чтобы координационные советы по средневековой истории евразийских степей и по археологии Евразии, созданные на конгрессах в 2007 г. в Казани и Измире, приняли участие в создании организации, которая могла бы объединить всех исследователей истории и культуры кочевников степного пояса Евразии. В. Фурньо коснулся проблем оценки позднесредневекового периода истории Средней Азии. Он отметил, что так называемый шейбанидский регресс в этом регионе не находит подтверждения в памятниках археологии. Некоторый регресс в развитии региона в XVII - XVIII вв. действительно имел место, но он не был связан с деятельностью и правлением Шейбанидов. В. В. Трепавлов отметил большое значение работы Института по проблемам культурного наследия номадов для развития данного научного направления не только в Казахстане, но и в других странах. Он подчеркнул важность изучения внутренних причин развития кочевого общества, актуальность исследования социальных и этнических аспектов истории номадов. Н. Н. Крадин предложил вынести на следующую конференцию проблемы изучения древних кочевников, а также вопросы этничности и этнический идентичности среди кочевых народов и особенностей развития разных регионов степного пояса Евразии. К. М. Байпаков отметил целесообразность проведения тематических конференций, которые касались бы роли городов и кочевий в истории и предложил выделить роль Великого Шелкового пути в процессе мировой глобализации. Говоря о создании ассоциации кочевниковедов, он отметил необходимость объединения усилий уже существующих научных учреждений Казахстана, в которых исследуются проблемы номадизма, и предложил создать координационный совет трех институтов: по проблемам культурного наследия номадов, археологии и востоковедения. А. М. Хазанов выразил сомнения в целесообразности создания ассоциации исследователей номадизма.
И. В. Ерофеева, говоря о возможности создания международной ассоциации кочевниковедов, подчеркнула, что имела в виду создание мобильной организационной структуры, целью которой будет представительство и обмен информацией. Подобные организации уже существуют и в течение ряда лет успешно работают в Казахстане. Она высказала пожелание проводить конференции по проблемам истории и культуре номадов с очередностью один раз в два года.
Конференция стала заметным событием в научной жизни ученых, изучающих проблемы истории и культуры кочевых народов Центральной Азии.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |