Навстречу XXVII съезду КПСС
Раскрытию роли В. И. Ленина в становлении социалистической дисциплины посвящены исследования историков, философов, юристов, социологов и др.1 Авторы настоящего очерка поставили целью показать роль Ленина в становлении государственной дисциплины в органах управления и сделать это с помощью высказываний самого Ленина, воспоминаний его современников и соратников.
Государственная дисциплина, по Ленину, - часть общей социалистической дисциплины, дисциплины добровольной, сознательной, самодисциплины. Она включает, точное, четкое, компетентное выполнение каждым советским служащим возложенных на него обязанностей, исполнение решений партийных и государственных органов, проведение их в жизнь в практической повседневной работе, т. е. включает в качестве своих составных элементов требования законности, исполнительности, дисциплинированности и компетентности в решении всех вопросов.
На Всесоюзной научно-практической конференции "Совершенствование развитого социализма и идеологическая работа партии в свете решений июньского (1983г.) Пленума ЦК КПСС" подчеркивалось, что "в деятельности партийных организаций, государственных, советских и хозяйственных органов все прочнее утверждаются реалистический, трезвый и творческий подход к делу, непримиримость к недостаткам. Всеобщее одобрение получила развернутая партией борьба за повсеместное утверждение порядка, организованности, дисциплины, повышение ответственности кадров на всех уровнях управления"2 . Однако проблем остается еще немало, и, решая их, мы постоянно обращаемся к ленинскому теоретическому наследию, бесценному опыту его практической государственной работы.
Для управления страной, еще до победы социалистической революции, вспоминал В. Д. Бонч-Бруевич, Ленин разработал план создания народных комиссариатов во главе с народными комиссарами, коллегии которых - Совету Народных Комиссаров - должна была принадлежать вся полнота власти. Съезд Советов и Центральный Исполнительный Комитет получали право контролировать его деятельность и смещать комиссаров3 . Эти идеи нашли отражение в постановлении II Всероссийского съезда Советов "Об образовании рабочего и крестьянского правительства"4 . "В то время, когда на улицах Петрограда и Москвы происходили еще революцион-
1 Роль В. И. Ленина в становлении и развитии советского законодательства. М. 1969; Барабаш А. Т. Вопросы трудовой дисциплины в трудах В. И. Ленина. В кн.: Вопросы государства и права. Сб. статей. М. 1970; Пашков А. С. Ленинское учение о социалистической организации труда и его отражение в законодательстве. В кн.: Ленин о труде и праве. Л. 1970; Шляпочников А. В. И. Ленин: соединять демократизм с железной дисциплиной труда. - Социалистический труд, 1970, N 1; Абрамов А. А. Ленинские положения о дисциплине труда и новое законодательство. - Советское, государство и право, 1973, N 4; Лебедев В. М. В. И. Ленин о стимулировании социалистической дисциплины труда. В кн.: Вопросы государства и права. Томск. 1974; Носач В. И., Котеленец Е. А. В. И. Ленин и становление социалистической дисциплины труда. М. 1982; и др.
2 Совершенствование развитого социализма и идеологическая работа партии в свете решений июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС. Материалы Всесоюзной научно- практической конференции, Москва, 10 - 11 декабря 1984 г. М. 1985, с. 8.
3 Бонч-Бруевич В. Д. Воспоминания о Ленине. Изд. 2-е. М. 1969, с. 129.
4 СУ РСФСР, 1917, N 1, ст. I.
стр. 84
ные бои, Владимир Ильич уже со всей энергией организовывал правительство... В порядок дня стал вопрос и о создании аппарата Совета Народных Комиссаров"5 . С победой Великой Октябрьской социалистической революции стал складываться новый тип управления, новый тип организации трудящихся, делающий из них, по словам Ленина, "и законодателя, и исполнителя, и военную охрану", и "аппарат, который может перевоспитать массы"6 . Началась работа по подбору кадров для центральных и местных органов государственного управления. "Какие элементы имеются у нас для создания этого (государственного. - Авт.) аппарата?" - спрашивал Ленин и отвечал: "Только два. Во-первых, рабочие, увлеченные борьбой за социализм. Эти элементы недостаточно просвещены. Они хотели бы дать нам лучший аппарат. Но они не знают, как это сделать. Они не могут этого сделать. Они не выработали в себе до сих пор такого развития, той культуры, которая необходима для этого... Во-вторых, элементы знания, просвещения, обучения"7 .
Именно эти два элемента и помогли образовать костяк кадрового состава работников советского государственного аппарата. Партия во главе с Лениным смело выдвигала на руководящие посты профессиональных революционеров, передовых рабочих, тех представителей интеллигенции, которые встали на службу пролетариату. "Теперь "хозяином" является рабоче-крестьянское государство, и оно должно поставить широко, планомерно, систематично и открыто дело подбора наилучших работников по хозяйственному строительству, администраторов и организаторов специального и общего, местного и общегосударственного масштаба", - подчеркивал вождь социалистической революции8 . На деле было опровергнуто утверждение буржуазных теоретиков, что управлять государством могут только капиталисты, дворяне, чиновничество.
Уже к январю - февралю 1918 г. были ликвидированы старые министерства и ведомства, сложилась в целом система народных комиссариатов, был подобран основной состав их работников. В марте удалось ослабить саботаж старого чиновничества. Многие специалисты стали определяться на работу в различные советские учреждения. Весной 1919 г. ВЦИК констатировал, что усилиями рабочих и крестьян, вставших у власти в октябре 1917 г., уничтожен старый буржуазно-бюрократический аппарат и создан новый, рабоче-крестьянский советский аппарат9 .
Член коллегии Наркомата труда А. М. Аникст вспоминал, как Ленин старался приобщить к сложной государственной работе новые кадры работников, которые раньше не имели о ней понятия. "Когда Владимир Ильич писал и говорил о необходимости постепенного втягивания новых слоев из рабочих и партийцев в эту работу, то мы находили неразрывную связь в этих выступлениях Ильича с тем, что он проводил практически"10 . Подбору руководящих работников Ленин уделял самое пристальное внимание, поскольку "руководитель отвечает не только за то., как он руководит, но и за то, что делают руководимые им"11 .
ЦК КПСС и в настоящее время придает большое значение вопросам кадровой политики. Новизна и сложность задач, которые решаются в процессе совершенствования развитого социализма, возросший уровень образования и культуры народа предъявляют повышенные требования к кадрам, к их деловому и идейно-нравственному облику. Это обусловливает необходимость постоянно улучшать подбор, расстановку и воспитание кадров на основе строгого соблюдения ленинских принципов, совершенствовать их деловую и партийно-политическую подготовку, "решительно повышать ответственность кадров за дело"12 . Кадры были и остаются решающим звеном партийного руководства.
5 Горбунов Н. П. Как создавался в Октябрьские дни рабочий аппарат Совета Народных Комиссаров. В кн.: Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине (далее: Воспоминания о В. И. Ленине). В 5-ти тт. Изд. 3-е. Т. З. М. 1984, с. 44.
6 Ленин В. И. ПСС. Т. 36, с. 51.
7 Там: же. Т. 45, с. 390 - 391.
8 Там же. Т. 43, с. 280.
9 СУ РСФСР, 1919, N 12, ст. 122.
10 Аникст А. М. Ленин на государственной работе (по личным впечатлениям). - Вопросы труда, 1925, N 1, с. 7.
11 Ленин В. И. ПСС. Т. 42, с. 218.
12 Правда, 9.IV.1985; Коммунист, 1985, N 4, с. 27 сл.
стр. 85
Большое значение Ленин придавал компетентности управленческих кадров. "Нужно полностью и до точности знать все условия производства", учил он, знать технику этого производства на ее современном уровне, иметь необходимое образование13 . Эти слова Ленина не утратили актуальности и сегодня, когда партия выдвигает задачу обеспечения систематического анализа состояния дел в экономике каждого региона, каждого предприятия, квалифицированного непрерывного поиска оптимального решения назревших проблем14 . В своей практической деятельности Ленин постоянно демонстрировал подлинно научный подход к решению обсуждаемых правительством вопросов, привлекал специалистов, которые могли помочь разобраться в тонкостях каждого дела. Для государственного управления, подчеркивал он, необходимы люди, которые знают технику управления, "имеют государственный и хозяйственный опыт"15 . Так, Ленин поддерживает предложение председателя Малого Совнаркома А. С. Киселева изменить порядок работы секретариата этого органа, беседует с ним о необходимости повысить квалификацию некоторых сотрудников Малого СНК, а также дополнить его штат тремя новыми: экономистом, юристом и инженером16 .
Лениным была обоснована необходимость сочетания коллегиальности и единоначалия в советском государственном управлении, он отверг бытовавшие в ту пору представления о конфликте между централизмом и демократизмом, доказал, что процесс коллективного труда не может оставаться без четкого руководства, без точного определения ответственности руководителя, без строжайшего порядка создаваемого единством его воли17 : "Обсуждение - сообща, а ответственность - единолична"18 . Единоначалие, требующее сосредоточения в руках руководителя всех нитей управления и возложения на него личной ответственности за порученное дело исключает обезличку неорганизованность и недисциплинированность в работе, требует подчинения руководителю. "Во всяком случае и при всех без исключения обстоятельствах коллегиальность должна сопровождаться самым точным установлением личной ответственности каждого лица за точно определенное дело. Безответственность, прикрываемая ссылками на коллегиальность, есть самое опасное зло, которое грозит всем, не имеющим очень большого опыта в деловой коллегиальной работе"19 .
Персональную ответственность и точное исполнение наркомами и другими руководящими должностными лицами решений ВЦИК, Совнаркома Ленин рассматривал как непременное условие четкой работы госаппарата: "Если мы добросовестно учим дисциплине рабочих и крестьян, то мы обязаны начать с самих себя"20 . Он писал Г. М. Кржижановскому: "В Госплане административная сторона работы, несомненно, не поставлена. Не установлена личнаяответственность каждого члена Госплана за такие-то (важнейшие) функции. Не распределена между членами Госплана та работа "общего наблюдения" за выполнением плана, без коей все = 0"21 . "Каждая советская коллегия и каждое советское учреждение, без всякого изъятия, - подчеркивал Ленин, - обязаны немедленно: во-1-х, принять постановление о точном распределении работы и ответственности между всеми членами коллегии или должностными лицами; во-2-х, с полнейшей точностью определять ответственность тех лиц, которые исполняют отдельные поручения какого бы то ни было рода22 .
К фактам бесхозяйственности, безответственного отношения к делу Ленин относился нетерпимо. Характерен такой случай. После опубликования в "Известиях" заметки В. А. Михельса "Нищие миллиардеры", где приводились серьезные факты бесхозяйственности и бесконтрольности в работе государственных складов, результатом чего явились большие материальные потери, Ленин направил письма председа-
13 Ленин В. И. ПСС. Т. 40, с. 215.
14 Правда, 16.XI.1984.
15 Ленин В. И. ПСС. Т. 40, е. 253.
16 Владимир Ильич Ленин. Биографическая хроника (далее: В. И. Ленин. Биохроника). Т. 12, с. 426.
17 Ленин В. И. ПСС. Т. 36, с. 157.
18 Там же. Т. 44, с. 165.
19 Там же. Т. 39, с. 46.
20 Там же. Т. 50, с. 63.
21 Там же. Т. 54, с. 179.
22 Там же. Т. 37, с. 365.
стр. 86
телю Малого СНК, председателю ВСНХ, наркому юстиции, зам. наркома РКИ и зам. председателя ВЧК, предлагая проверить эти факты, принять немедленно меры к учету и хранению имущества, а также привлечь к строжайшей ответственности виновных23 .
Ленин резко выступал против любых фактов медлительности, неаккуратности в работе, тормозящих решение вопросов. Так, 24 апреля 1918 г. он подписывает отношение Управления делами СНК Президиуму ВЦИК по поводу несвоевременной передачи регистратурой ВЦИК писем и пакетов, адресованных СНК, и просит сделать распоряжение об устранении недочетов в работе24 . 16 августа 1918 г. Ленин объявляет секретарю СНК Н. П. Горбунову и его помощнику Ю. П. Сергеевой "строжайший выговор за совершенно недопустимую, неслыханную задержку" отправки документа и предупреждает, что при повторении таких нарушений они будут уволены25 . В сентябре 1921 г., согласно предписанию Ленина, издается приказ по Управлению делами СНК о порядке отправки документов и пакетов, при этом Л. А. Фотиевой предлагается завести особую книгу поручений Владимира Ильича и обязать всех секретарей, а в ночное время телефонисток заносить туда все его поручения с указанием, кто данное поручение принял, а также с отметкой об исполнении. Ответственность за срочную доставку пакетов и исполнение инструкции возлагалась на Л. А. Фотиеву26 . Недобросовестных работников Ленин считал нужным привлекать к ответственности и в партийном и в советском порядке. Подчас требовал "жесточайших кар"27 , "найти виновных", "наказать виновных"28 . В то же время он подчеркивал, что нельзя подходить с одинаковой меркой к различным людям. И. Й. Радченко, заместитель наркома и член коллегии Наркомвнешторга в 1921 - 1922 гг., вспоминает: "Его тактичность, внимательность, заботливость, его товарищеская помощь при любом затруднении ободряли даже слабых, вялых, неуверенных в себе работников... Он действовал на всех нас всей своей могучей, многогранной личностью так, что все мы, рядовые работники, смело шли в драку со всякими "объективными причинами", дрались с ними на славу и - побеждали"29 .
"Степень действительного и безотлагательного исполнения"30 всех проходящих через учреждение дел Ленин считал истинной мерой производительности труда этого учреждения. Без точного исполнения принятых решений государственная машина будет работать вхолостую. Разработкой соответствующего декрета, постановления, решения лишь начинается управленческий процесс. Ленин подчеркивал, что любое самое хорошее постановление, принятое на самом высоком уровне, Может остаться клочком бумаги, если не обеспечить его исполнения. Он не раз предостерегал против увлечения изданием законодательных актов. "Не злоупотреблять декретами ("полоса пропаганды декретами"прошла)", - учил он. "Не в учреждениях, не в переорганизациях, не в новых декретах гвоздь, а в людях и в проверке исполнения"; и еще раз: "Главное, по-моему, перенести центр тяжести с писания декретов и приказов... на выбор людей и проверку исполнения"32 . Как первоочередную, главнейшую задачу он рассматривал "практичность и деловитость организационной работы"32 . "Тов. Белов! Я с Вами в идее согласен, - писал Ленин. - Двиньте это практически, т. е. дайте проект постановления (может быть, лучше так: сначала подберите лиц, и потом проект постановления)"33 .
Большую роль Ленин отводил повседневному контролю за исполнением принятых решений. 24 января 1922 г. он писал А. Д. Цюрупе, в то время заместителю председателя СНК и СТО, наркому РКИ: "Проверка исполнения, проверка то-
23 Там же. Т. 53, с. 196 - 197.
24 В. И. Ленин. Биохроника. Т. 5, с. 404.
25 Там же. Т. 6, с 61.
26 Там же. Т. И, с. 368.
27 Ленин В. И. Т. 54, с. 156,160.
28 Там же, с. 159.
29 Радченко И. И. Ленин - вождь на хозяйственном фронте. В кн.: Воспоминания о В. И. Ленине. Изд. 2-е. Т. 4. М. 1979, с. 72.
30 Ленин В. И. ПСС. Т. 54, с. 102.
31 Там же. Т. 45, с. 414, 417; т. 44, е. 368 - 369.
32 Там же. Т. 36, с. 159.
33 Там же. Т. 54, с, 42.
стр. 87
го, что выходит на деле - вот основная и главная Ваша задача" и добавлял: надо добиваться "уменьшения бумажной, волокиты, большего обдумывания, большей ответственности наркомов, замены наскоро напеченных декретов осторожной, длительной, деловой проверкой исполнения и проверкой опыта, установлением личной ответственности... - - - и, главное, сосредоточить себя на проверке исполнения, на борьбе с бюрократизмом и волокитой"34 . Ленин требовал "установить и строго проводить, чтобы не менее двух часов в неделю каждый зам "опускался на дно", посвящая личному изучению самые разнообразные, и верхние и нижние, части аппарата, самые неожиданные притом"35 .
Придавая большое значение правильно поставленному контролю за деятельностью различных государственных органов и учреждений, Ленин постоянно держал в поле зрения работу по реорганизации Наркомата госконтроля в Наркомат рабоче-крестьянской инспекции36 , рассматривал все проекты положений о НК РКИ, делал свои замечания, вносил предложения, направленные на повышение действенности контроля путем привлечения в инспекцию широких трудящихся масс - рабочих к крестьян, добивался переработки проекта37 . В принятом 16 марта 1922 г. ВЦИК декрете об НК РЕИ были реализованы все предложения Ленина38 .
Требования, касавшиеся организации работы государственного аппарата в целом, находили прямое и непосредственное воплощение в практической деятельности Ленина по руководству Советом Народных Комиссаров, а позже - Советом Труда и Обороны. Именно здесь проявился выдающийся организаторский талант вождя. Важнейшим требованием Ленина к организации работы Совета Народных Комиссаров было точное определение его компетенции. Ленин хорошо понимал значение строгой регламентации функций центральных органов Советского государства, подотчетности и подконтрольности Совнаркома Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету и Всероссийскому съезду Советов. Отстаивая необходимость четкого разграничения прав различных государственных органов, Ленин всегда возражал против вторжения одного органа в пределы полномочий другого, не допускал никаких исключений из данного правила, в том числе и для себя как Председателя СИЕ. "Ввиду того, что этот вопрос (о выдаче мануфактурного пайка представителям Даниловской мануфактуры. -Авт.) решен Президиумом ЦИК, который по Конституции выше Совета Народных Комиссаров, ни я, как Председатель СНК, ни Совет Народных Комиссаров изменить решение не вправе", - указывал он39 . Равным образом отстаивал Ленин невмешательство и в дела других органов, подчиненных Совнаркому, в том числе ВЧК. Например, 9 августа 1921 г. он пишет письмо члену коллегии ВЧК Г. И. Бокию в связи с арестом оценщика Гохрана Я. С. Шелехеса: "Смешение запроса от Председателя СНК с ходатайством, хлопотами или давлением ошибочно" 40 .
Немаловажное значение Ленин придавал т. н. процедурным аспектам деятельности Совнаркома - таким, как порядок постановки тех или иных вопросов на обсуждение правительства, процесс их рассмотрения в этом органе, порядок голосования по проекту и т. п.41 . 26 июня 1918 г., просматривая повестку дня СНК, Ленин делает замечание секретарю Е. К. Кокшаровой за неправильно внесенный в нее вопрос и, получив письменное объяснение Н. П. Горбунова, пишет секретарям СНК записку с категорическим требованием выполнять решение СНК от 18(31) декабря 1917 г. о порядке внесения вопросов в повестку дня заседания СНК; напоминает, что в повестку дня они должны включать вопросы при наличии подписей докладчиков или лиц, вносящих вопрос; требует, чтобы все секретари расписа-
34 Там же. Т. 44, с. 364, 365, 366.
35 Там же. Т. 45, с. 329.
36 ЦГАОР СССР, ф. 1235, оп. 93, д: 160, л. 12; оп. 95, д. 2, лл. 7 - 9; оп. 95, д. 159, лл. 1 - 2, 34 - 35.
37 Ленинский сборник XXXV, с. 324 - 329; Известия ВЦИК, 2. И. 1921.
38 Известия ВЦИК, 24.III.1922.
39 Ленин В. И. ПСС. Т. 50, с. 261.
40 В. И. Ленин. Биохроника. Т. 11, с. 178 - 179.
41 Подробнее см.: Ирошников М. П. Ленин ведет заседание. - Вопросы истории, 1981, N 3.
стр. 88
лись, что ознакомились с его указанием42 . Бонч-Бруевич свидетельствует: Ленин требовал, чтобы каждый доклад в Совнаркоме был изложен "чрезвычайно просто, ясно и сжато, без всяких предположений, умозаключений, не основывающихся на фактах"; чтобы в нем указывалось "только то, что реально, то, что можно быстро доказать, что именно так, а не иначе надо делать, что нужно провести сейчас же в жизнь, что соответствовало общему направлению, ранее данным директивам"43 .
Ленин очень требовательно подходил к оценке каждого проекта декрета или постановления, обсуждавшегося в Совнаркоме. Иногда он, выступая с предложениями об издании того или иного декрета, поручал подготовку проекта какому-либо наркомату и лично или через работников аппарата Совнаркома следил, как ведется работа. Так, Н. П. Горбунов в конце 1921 г. писал наркому юстиции Д. И. Курскому: "12 декабря я просил Вас согласно заданиям тов. Ленина поручить выработать проект постановления СНК о порядке замены утерянных документов, мандатов, пропусков и т. д. Ввиду того, что прошло уже 1,5 недели, прошу ускорить присылку разработанного проекта для внесения его в МСНК"44 . "Сырой", недоработанный проект возвращался его составителям45 . Например, рассмотрев 13 декабря 1917 г. два проекта декретов о спекуляции и борьбе с контрреволюцией, СНК постановил: "Ввиду неразработанности представленных проектов передать их т. Бонч-Бруевичу для вручения их автору. Просить автора этих проектов пересмотреть их совместно с Комиссариатом юстиции и внести во вторник в СНК"46 .
Ленин в разговорах, докладах, переговорах по городским и междугородным телефонам, по прямому проводу, телеграфу, в громадном количестве писем, эстафет, телеграмм, донесений "всегда был лаконически краток, точен и ясен и требовал того же от своих ближайших сотрудников... Если ему подавался письменный доклад, то он всегда считал его тогда правильно сделанным, когда он не находил в нем ничего лишнего, никакой расплывчатости, никаких фраз, украшающих изложение, а только одно ясное дело с практическими выводами"47 . По воспоминаниям члена коллегии Наркомата юстиции А. Г. Гойхбарга, Ленин "входил в детали и мельчайших проектов. Он, утверждая постановления Малого Совнаркома,.. никогда не пропускал чего-либо неясного, непонятного самым широким массам,.. всегда в первую очередь осведомлялся о жизненности соответственных проектов, о том, к чему они приведут на практике, во что обойдутся, как отразятся на тех или иных не только массовых, но и индивидуальных явлениях"48 . Небрежно составленное постановление, содержащее неточные формулировки, или недостаточно обоснованный декрет могут дезорганизовать работу, явиться причиной срывов в исполнении. А. В. Луначарский писал о Ленине: "Юрист по образованию, он сохранил глубочайший интерес к этому делу... У него было пристрастие к формулировкам юридического типа, и Владимир Ильич был мастером их. Он относился к той или другой правовой формуле, как к настоящей научной ценности, как к большому приобретению ума"49 .
Ленин резко выступал против стремления некоторых наркомов вносить на рассмотрение ВЦИК или СНК те вопросы, которые они могли разрешить своей властью. По воспоминаниям Н. П. Горбунова, уже на втором заседании СНК целый ряд довольно серьезных дел Ленин направил на разрешение соответствующим ведомст-
42 В. И. Ленин. Биохроника. Т. 5, с. 572.
43 Бонч-Бруевич В. Д. Как работал Владимир Ильич Ленин. - Пионер, 1928, N 2.
44 ЦГАОР СССР, ф. 353, оп. 5, д. 4А, л. 174.
45 Подробнее см.; Антонова Л. И. Организационные формы правотворческой деятельности Совета Народных Комиссаров (1917 - 1922). - Известия высших учебных заведений, Правоведение, 1968, N 3, с. 96 ел.; ее же. В. И. Ленин об организационных формах правотворчества. - Там же, 1970, N 2, с. 51сл.
46 ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 1, д.. 2, л. 40 об.
47 Бонч-Бруевич В. Д. Как работал Владимир Ильич Ленин, с. 8 - 9.
48 Гойхбарг А. Г. В. И. Ленин и советское право. - Советское право, 1924, N 2 (8), с. 3.
49 Луначарский А. В. Ленин как ученый и публицист. В кн.: Человек нового мира. М 1980, с. 74 - 75.
стр. 89
вам50 . 14 сентября 1921 г. декретом Президиума ВЦИК "О порядке внесения отдельными народными комиссариатами проектов декретов и постановлений во Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет"51 на руководителей ведомств возлагалась ответственность за качество подготовки проектов, вносимых на утверждение ВЦИК и СНК, и соблюдение сроков их прохождения. Ленин лично следил за выполнением установленного порядка, полагая, что "каждый нарком по своему наркомату отвечает за обдуманность и полноту вопросов по отчетам и за правильность редактирования вопросов"52 . 23 января 1922 г. Л. А. Фотиева по поручению Ленина направляет Н. П. Горбунову, помощнику управляющего делами СТО В. А. Смольянинову, в Малый Совнарком и всем ведомствам отношения о необходимости в целях сокращения продолжительности заседаний СНК и СТО включать в повестку дня лишь хорошо подготовленные вопросы и те, которые не могут быть решены в ведомственном порядке53 .
Ленин всегда строго соблюдал порядок внесения проектов декретов на рассмотрение высших органов государственной власти и управления. 21 декабря 1921 г. Смольянинов по поручению Ленина передает в Президиум ВЦИК принятое в тот день постановление СНК об электрификации России, просит утвердить его на заседании Президиума ВЦИК и внести на рассмотрение IX Всероссийского съезда Советов. Одновременно указанное постановление СНК направляется в Политбюро ЦК РКП(б)54 . Составив проект резолюции IX съезда о хозяйственной работе, Ленин считает необходимым запросить также соответствующих наркомов, членов Политбюро ЦК55 .
Владимир Ильич сам постоянно показывал образец строгого соблюдения установленных правил и норм процедуры работы СНК. Г. М. Леплевский, бывший в 1921 - 1923 гг. сначала членом, а затем некоторое время председателем Малого СНК, вспоминал, что Ленин открывал заседания Совнаркома точно в назначенное время, минута в минуту: "За два года я не помню ни одного случая, чтобы заседание было открыто хотя бы с самым незначительным опозданием. Заседания открывались при любом числе присутствующих, что, естественно, обязывало всех членов Совнаркома являться точно к назначенному часу"56 . И. С. Уншлихт, в начале 20-х годов заместитель председателя ВЧК, говорил: "Присутствуя на заседаниях Совнаркома и СТО, я видел, как Владимир Ильич своим авторитетом сумел дисциплинировать присутствующих членов правительства, какая царила тишина, с каким захватывающим вниманием все его слушали, и изумлялся той виртуозности, с которой он проводил заседания"57 .
У всех, кто присутствовал на заседаниях Совнаркома или СТО, проводившихся под руководством Ленина, остались незабываемые впечатления. Приведем еще одно свидетельство. "При докладах и обсуждении различных вопросов Владимир Ильич неукоснительно требовал от докладчиков прежде всего знания дела, краткости и ясности изложения, - вспоминает член коллегии Наркомпрода П. А. Кузько. - Был установлен точный регламент для докладчика и выступающих в прениях... Если кто-нибудь из выступавших, увлекшись, затягивал выступление, Владимир Ильич минуты за две до истечения предоставленного оратору времени брал со стола часы, вскидывал их своим неповторимым жестом на ладонь и, держа часы за цепочку, приподнимал ладонь, повернув часы циферблатом к говорившему, чем деликатно напоминал, что его время истекает"58 .
Во многих записках, адресованных секретарям СНК, Ленин указывал время, назначенное им для приема различных лиц, и просил договориться с ними зара-
50 Горбунов Н. Как создавался в Октябрьские дни рабочий аппарат Совета Народных Комиссаров, с. 50.
51 СУ РСФСР, 1921, N 64, ст. 476.
52 Ленин В. И. ПСС. Т. 53, с. 2.
53 В. И. Ленин. Биохроника. Т. 12, с. 139.
54 ЦГАОР СССР, ф. 1235, оп. 8, д. 5, лл. 88, 93.
55 Там же, д. 6, л. 87.
56 Леплевский Г. О работе В. И. Ленина в Совнаркоме в 1921-1922 годах. В кн.: Воспоминания о В. И. Ленине. Т. 4, с. 135.
57 Уншлихт И. С. О Владимире Ильиче. - Там же, с. 86.
58 Кузько П. А. Борьба за хлеб. В кн.: Вечно живой. Воспоминания современников о Владимире Ильиче Ленине. М. 1965, с. 155.
стр. 90
нее59 . "Ленин очень внимательно относился к приему посетителей и требовал такого же отношения от каждого работника. Если он назначал кому-либо прием, а утром узнавал, что в назначенный час принять товарища не сможет, тогда он лично (а не через секретаря) звонил товарищу и говорил, что принять его в установленный час не может, и договаривался о времени, когда он сможет его принять"60 .
По словам Л. А. Фотиевой, Ленин "воспитывал в советских работниках твердую дисциплину и не пропускал ни одного ставшего ему известным случая ее нарушения... Особенно строго требовал Ленин соблюдения дисциплины и законности от коммунистов и ответственных работников, взыскивая за каждое нарушение, невзирая на занимаемый виновным пост"61 .
Деятельность Ленина во главе СНК и СТО может служить образцом действенного повседневного контроля за работой как народных комиссариатов и других высших учреждений республики, так и отдельных должностных лиц, даже технических исполнителей и секретарей. "Строгое требование тщательной, добросовестной работы, которое Владимир Ильич предъявлял прежде всего к себе самому, он предъявлял и к другим, - отмечала М. И. Ульянова. - В этом ему помогала проверка исполнения, в которой он наряду с подбором кадров видел "гвоздь вопроса"62 . "Иногда приходили к Владимиру Ильичу жаловаться на невыполнение ведомствами решений СТО и Совнаркома, - пишет А. М. Аникст, - тогда Владимир Ильич немедленно брался за "проверку исполнения". Он звонил лично соответствующим товарищам или назначал комиссии для проверки"63 .
В 1921 - 1922 гг. в СНК была выработана четкая система проверки исполнения постановлений. Каждое постановление заносилось на специальную карточку, на которой делалась отметка о его выполнении. При этом Ленин требовал "заполнять карточку с строжайшей аккуратностью, до педантизма строго"64 . По его рекомендации в Совнаркоме и в каждом наркомате были выделены специальные лица, ответственные за проверку исполнения. 15 мая 1922 г. Ленин, проверив работу сотрудницы секретариата СНК и ОТО А. И. Ульрих, обязанной заполнять контрольные карточки, пишет письмо Смольянинову, в котором указывает на "громадный беспорядок" в этой работе; ставит ему и помощнику управляющего делами СТО Б. Г. Заксу на вид с предупреждением, что в следующий раз будет применена более строгая мера взыскания; требует добиться аккуратного исполнения этой работы; подчеркивает, что проверку исполнения постановлений СНК и СТО необходимо проводить "с педантичнейшей аккуратностью"65 .
Особое значение Ленин придавал соблюдению сроков представления отчетов в СНК и СТО. В 1921 г. за его подписью всем экономсовещаниям (и в копии - в Статбюро) была послана телеграмма в связи с нарушением местными экономсовещаниями сроков представления отчетов в СТО, установленных постановлением ВЦИК от 30 июня 1921 года. В ней, в частности, указывалось: "Ставлю на вид неаккуратность, промедление и требую своевременной присылки к сроку. Немедленно сообщите СТО имена, фамилии и служебное положение лиц, ответственных за своевременное составление и присылку отчетов. Такое же распоряжение передайте в уезды"66 .
"При отчете в Совнаркоме об исполнении какого-либо задания, - вспоминает Я. И. Гиндин, в те годы заведующий отделом Наркомтруда, член Малого Совнаркома, - Владимир Ильич не признавал никаких препятствий, требуя преодоления всех затруднений. Особенно, когда указывали, что от той или иной губернии или области
59 В. И. Ленин. Биохроника. Т. 12, с. 177.
60 Стасова Е. Д. Учитель и друг. В кн.: Воспоминания о В. И. Ленине. Изд. 3-е. Т. 2. М. 1984, с. 212.
61 Фотиева Л. А. Приемы и методы государственной работы В. И. Ленина. - Там же. Изд. 2-е. Т. 4, с. 113 - 114.
62 Ульянова М. И. Аккуратность, пунктуальность, четкость. - Там же. Изд. 3-е. Т. 1. М. 1984, с. 191.
63 Аникст А. М. Борьба за удешевление государственного аппарата. - Там же, Т. 3. М. 1961, с. 259.
64 Ленин В. И. ПСС. Т. 54, с. 259.
65 В. И. Ленин. Биохроника. Т. 12, с. 328.
66 Ленин В. И. ПСС. Т. 54, с. 15.
стр. 91
еще нет сведений, на это всегда следовал ответ: "А зачем телефон, телеграф, прямые провода, экстренные курьеры и прочее?" И, отсрочив на день, на два поручение, Владимир Ильич всегда добивался его точного исполнения"67 .
26 декабря 1921 г. Совет Народных Комиссаров принял декрет, которым возложил на управления делами и ответственных секретарей всех наркоматов и других центральных учреждений персональную ответственность за своевременность ответов на все запросы Управления делами СНК, Малого СНЕ и СТО68 . Ответы на срочные запросы должны были даваться не позднее 24 часов, а на остальные - не позднее трех дней с момента их поступления. Малый Совнарком получил право привлекать виновных в неисполнении этого постановления к дисциплинарной ответственности, а управляющему делами СНК разрешалось возбуждать ходатайство о привлечении их к судебной ответственности.
Большое значение Ленин придавал вопросу о неуклонном выполнении каждым советским служащим законов, принимаемых высшими органами государственной власти, считая необходимым своевременное доведение их до исполнителей. Узнав, что задерживается выпуск в свет "Наказа СНК и СТО местным советским учреждениям" и что Наркомат внутренних дел получил только 7з нужного для снабжения всех губерний количества экземпляров "Наказа"69 , Ленин пишет Смольянинову записку о необходимости еще раз проверить, есть ли "Наказ" во всех волостях70 .
Еще 8 ноября 1918 г. VI Всероссийский Чрезвычайный съезд Советов принял постановление "О точном соблюдении законов"71 . Считая, что оно должно быть исключительно широко распропагандировано, "Владимир Ильич через Д. И. Курского, - вспоминал А. Г. Гойхбарг, - поручил мне написать популярную листовку, разъясняющую смысл этого декрета. По заданию Владимира Ильича эта листовка подлежала распространению в сотнях тысяч экземпляров. Владимир Ильич сам корректировал эту листовку... Он следил за тем, чтобы она была поскорее издана, и делал выговор В. Д. Бонч-Бруевичу за задержки в этом издании"72 . После выхода в свет брошюры Гойхбарга73 Ленин еще раз напоминает о необходимости строго соблюдать постановление VI Всероссийского Чрезвычайного съезда Советов о революционной законности и дает указание Бонч-Бруевичу разослать брошюру вместе с его письмом всем членам коллегий и наркомам под личные расписки и представить ему эти расписки74 . .
19 сентября 1921 г. Ленин пишет письмо заместителю наркома продовольствия Н. П. Брюханову с указанием на необходимость обязать местные учреждения исполнять распоряжения центральных органов без специальных предписаний Председателя СНК75 . .
Выступая за четкое и оперативное исполнение всех решений Советской власти, Ленин активно боролся с безынициативностью и ожиданием только указаний "сверху", со стремлением создать лишь видимость работы с усложненным делопроизводством и обилием бумаг. "Характерная деталь стиля работы Ленина, - пишет известный деятель Коммунистической партии Е. Д. Стасова, - это борьба с бумаготворчеством, писаниной в аппарате. Владимиром Ильичем было дано распоряжение: все, что возможно, делать по телефону, а не заводить переписки"76 .
В безынициативности, бумаготворчестве, отрыве госаппарата от трудящихся, противопоставлении узковедомственных интересов интересам трудящихся и государства Ленин усматривал проявления бюрократизма. Государственная машина, пораженная бюрократизмом, вырывается из рук. Получается, говорил Ленин на XI съезде РКП(б), "как будто бы сидит человек, который ею правит, а машина едет не
67 Гиндин Я. Из воспоминаний о Владимире Ильиче. В кн.: Воспоминания о В. И. Ленине. Изд. 2-е. Т. 4, с. 154.
68 СУ РСФСР, 1922, N 1, ст. 19.
69 В. И. Ленин. Биохроника. Т. 11, с. 115.
70 Там же, с. 116.
71 СУ РСФСР, 1918, N 90, ст. 908.
72 Гойхбарг А. Г. Ук. соч., с. 4.
73 Гойхбарг А. Г. Исполняйте законы Советской Республики! М., 1919.
74 В. И. Ленин. Биохроника. Т. 7, с. 493 - 494; Ленин В. И. ПСС Т. 51, с. 45.
75 В. И. Ленин. Биохроника. Т. 11, с. 357.
76 Стасова Е. Д. Ук. соч., с. 211 - 212.
стр. 92
туда, куда ее направляют... машина едет не совсем так, а очень часто совсем не так, как воображает тот, кто сидит у руля этой машины"77 .
Ленин учил работников аппарата наиболее рациональным приемам, "технологии" управленческой деятельности. Он предлагал объявить конкурс "на составление двух или больше учебников по организации труда вообще и специально труда управленческого"78 . Говоря о необходимости постоянного улучшения, совершенствования работы госучреждений, Ленин указывал: "Нам надо во что бы то ни стало поставить себе задачей для обновления нашего госаппарата: во-первых - учиться, во-вторых - учиться и в-третьих - учиться и затем проверять то, чтобы наука у нас не оставалась мертвой буквой или модной фразой,., чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом"79 .
Предметом постоянной заботы Ленина было сокращение штатов и упрощение госаппарата, которые он считал закономерным результатом укрепления государственной дисциплины, роста эффективности управленческого труда. Вопрос о сокращении штатов советских учреждений поднимается Лениным "при каждом удобном Случае. Шла ли речь о продовольственном снабжении, о финансовом положении республики, построении тарифной системы, работе государственного аппарата, Владимир Ильич неизменно выдвигал вопрос о необходимости сократить наш разбухший аппарат. Цифра в 300 тысяч служащих (во всех государственных учреждениях того времени в Москве) приводила Владимира Ильича в ужас... Владимир Ильич очень часто нещадно бичевал не только недостатки нашего аппарата, но и косность тех, кто противодействовал его упрощению и сокращению"80 .
Во исполнение постановления VIII Всероссийского съезда Советов 11 декабря 1920 г. были образованы организационное совещание и Центральная штатная комиссия "для упорядочения и упрощения советских аппаратов пересмотром положений о них и сокращением штатов"81 . Сроки представления наркоматами проектов новых положений определялись Малым Совнаркомом. Всем наркоматам запрещалось без разрешения СНК образовывать новые отделы, управления, части, а рабоче-крестьянской инспекции было поручено следить за выполнением данного постановления и не разрешать выдачу зарплаты сотрудникам отделов, образованных в нарушение указанного порядка82 . Разработанные ведомствами проекты положений рассматривались на заседаниях Малого Совнаркома, а затем вносились на утверждение Президиума ВЦИК83 . 15 февраля 1921 г. Совнарком вынес постановление, обязывавшее все наркоматы на протяжении ближайшего месяца сократить число низших канцелярских служащих. Малому Совнаркому поручалось определить размеры сокращения с вызовом представителя соответствующего комиссариата84 .
В письме Президиуму V Всероссийского съезда профсоюза совработников в ноябре 1922 г. Ленин подчеркивал, что главнейшей очередной задачей, а на ближайшие годы - важнейшей, является уменьшение и удешевление советского аппарата путем "сокращения его, более совершенной организации"; желая съезду успеха и плодотворной работы, Ленин выражал надежду, что съезд "специально обсудит вопрос о советском аппарате"85 . Съезд уделил вопросам совершенствования советского аппарата много внимания, но указание вождя о специальном обсуждении этого вопроса не могло быть выполнено, т. к. письмо Ленина поступило на рассмотрение уже после закрытия съезда. Поэтому пленум ЦК профсоюза совработников, собравшийся в марте 1923 г., детально изучил поставленный Лениным вопрос и вынес
77 Ленин В. И. ПСС. Т. 45, с. 86.
78 Там же, с. 395.
79 Там же, с 391.
80 Гиндин Я. Ук. соч., с. 158.
81 ЦГАОР СССР, ф. 1235, оп. 96, д. 8А; л. 51.
82 Там же, л. 59.
83 Там же, лл. 111, 152, 201 - 210, 392 - 396 и др.
84 Там же, л,. 58.
85 Ленин, В. И. ПСС. Т. 45, с. 310 (факсимильное воспроизведение послания В. И. Ленина V Всероссийскому съезду совработников см.: Голос работника (орган ЦК профсоюза работников административно-советских, торговых и общественных учреждений и предприятий), 1924, N 2 (вклейка).
стр. 93
ряд решений, которые легли в основу дальнейшей производственной работы ЦК и местных органов профсоюза86 .
Председатель Центральной штатной комиссии при Наркомтруде В. Фаробин вспоминает, что работу по нормированию штатов Управления делами СНК комиссия выполняла в период отсутствия Ленина в Москве, и "вскоре после его возвращения к делам штатная комиссия получила из Управления делами документы, вполне подтверждающие правильность разрешения комиссией поставленного перед ней вопроса"87 . Центральная штатная комиссия с сентября 1921 по сентябрь 1922 г. не раз подготавливала для Председателя СНК справки о своей работе по сокращению штатов, о мерах борьбы с правонарушениями при сокращении штатов, о порядке увольнения (по сокращению штатов) одиноких женщин и подростков. 10 октября 1922 г. Центральная штатная комиссия выступала содокладчиком в СНК "на заседании, в котором присутствовал второй раз после выздоровления от болезни тов. Ленин. Комиссия имела возможность увидеть, с каким интересом тов. Ленин относился к вопросу сокращения штатов (НКПС), и получить в его лице единомышленника в вопросе о срочном и фактическом проведении такового на транспорте"88 . А. М. Аникст отмечает, что Ленин не раз ставил на заседаниях СНК доклады представителя ЦСУ, который должен был с помощью диаграмм демонстрировать состояние штатов в различных центральных учреждениях, и не считал возможным делать какие-либо исключения даже для Управления делами СНК89 .
Вопрос о структуре госаппарата и в наши дни продолжает оставаться актуальным. ЦК КПСС подчеркивает, что результативность работы по улучшению управления народным хозяйством, проводимой в настоящее время широким фронтом, "во многом будет зависеть от совершенствования стиля и методов деятельности министерств и ведомств, всех звеньев хозяйственного управления. Видимо, полезно продолжить упрощение аппарата управления"90 .
С ленинскими мыслями перекликаются решения XXVI съезда КПСС, на котором указывалось, что "искусство руководства состоит не в том, чтобы плодить и расточать по каждому поводу директивные указания. Приняв решение, надо добиться неукоснительного его выполнения в установленный срок. Этому и должно помогать усиление контроля. И контроль этот должен осуществляться систематически и оперативно, одновременно сверху и снизу"91 . Укрепление дисциплины поныне остается важной задачей "всей идеологической деятельности"92 .
Апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС в числе важнейших факторов, призванных обеспечить ускорение экономического развития страны, назвал повышение дисциплины и организованности, улучшение стиля деятельности всех государственных и хозяйственных органов. "Особенно актуален сегодня вопрос об укреплении порядка и дисциплины, - подчеркивалось на Пленуме. - Это - настоятельное требование дня, которое советские люди понимают широко, включая сюда порядок на производстве и в сфере обслуживания, в общественной жизни и в быту, в каждой трудовой ячейке, в каждом городе, в каждом селе"93 . Партия последовательно борется за утверждение такого стиля работы, при котором органически сочетались бы исполнительность, дисциплинированность со смелой инициативой и предприимчивостью; практичность и деловитость - с устремленностью к большим целям; критическое отношение к недостаткам - с незыблемой уверенностью в исторических преимуществах избранного нами пути. Партия борется за упрочение стиля работы, основоположником которого был Ленин.
86 Пруссак К. В. И. Ленин и союз совработников. - Голос работника, 1924, N 2, с. 4 - 5.
87 Фаробин В. В. И. Ульянов-Ленин и улучшение госаппарата. - Вопросы труда, 1924, N 3, с. 7.
88 Там же, с. 8.
89 Аникет А. М. Ленин на государственной работе, с. 9 - 10.
90 Правда, 16.XI.1984.
91 Материалы XXVI съезда КПСС. М. 1981, с. 72 - 73.
92 Материалы внеочередного Пленума Центрального Комитета КПСС, 11 марта 1985 года. М. 1985, с. 10.
93 Правда, 24.IV. 1985.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |