Libmonster ID: KZ-843
Автор(ы) публикации: Н. М. ГИРЕНКО

При рассмотрении комплекса вопросов, связанных с межнациональными отношениями, желательно выделять уровни этого обширного комплекса: идеологический, теоретический, технологический, если так можно его обозначить, и уровень собственно практический, т. е. конкретно-историческую практику (если речь идет о прошлом), или, грубо говоря, условия внедрения, если речь идет о рекомендациях. К настоящему времени мы развитых концепций по этим уровням не имеем, пожалуй, за исключением собственно идеологического или общеметодологического уровня, что явно недостаточно.

Решение национального вопроса в нашей стране возможно лишь на основе последовательного демократизма. Что касается теории межнациональных отношений, то ее развитие блокировалось отождествлением теории и идеологии, превращением установок Сталина в истину в последней инстанции. Бромлей здесь отмечал, что признаки нации, изложенные Сталиным в работе "Марксизм и национальный вопрос", были известны и до Сталина, что вполне справедливо, как справедливо и то, что диалектика соотношения культурного и общественного, а тем самым национального и социального по существу не рассматривалась ни до Сталина, ни после него в течение длительного времени.

Но в качестве формулы с наукообразным оформлением в нашу науку определение нации вошло именно благодаря Сталину, и далее эта формула только модифицировалась. Между тем она имеет существенный недостаток. По существу, в ней дается усеченное описание общества с единой культурой, а не культурной общности. Я думаю, что все мы различаем, чем "общество" отличается от "общности". Такое смешение национального и общественного имеет объективную основу. Объясняется это тем, что народ, нация в обыденной практике предстает в качестве основного субъекта исторического процесса, между тем таковым субъектом всегда были общественные системы, т. е. конкретный общественный организм.

Народ творит историю в рамках общественных систем, развивающихся по своим законам. В этих рамках он развивается и создает уникальную культуру. Общественные системы делятся, сливаются, сходятся, расходятся и т. д. Но результатом их развития, результатом человеческой деятельности является то, что мы называем "культурными общностями". Без осознания различия свойств культурной общности и общества сложно развивать теорию межнациональных отношений. Между тем это сплошь и рядом делается.

Культура, как я понимаю, это исторически сложившаяся система форм, в которой осуществляется, реализуется общественная жизнь. И диалектика межнациональных отношений предполагает это объективное, неустранимое противоречие формы и содержания, где ведущим явлением, базисным, является общество в целом. Вспомним в этой связи


Гиренко Николай Михайлович - кандидат исторических наук, зав. сектором этнографии народов Африки Ленинградской части Института этнографии АН СССР.

стр. 72


характеристику культуры - национальная по форме и социалистическая по содержанию. Этот привычный штамп говорит только о том, что народ (например, русский) живет в социалистическом обществе и сохраняет специфические культурные признаки, в том числе и приобретенные в условиях социализма. Но сам по себе формационный признак относится к обществу в целом, ни в коем случае не к культуре. Только общественная система может раскладываться на форму и содержание. Если же мы такому разложению подвергаем культуру, как это делается в вышеуказанной формулировке, то мы отождествляем культуру с обществом, что, кстати, и имело самые страшные последствия, когда это переносилось на поэзию, художественные произведения, музыку и т. д.

Неопределенность понятия ведет к неопределенности явления или его игнорированию. Есть лица, вполне серьезно в наши дни настаивающие на том, что культура передается генетическим кодом. На вопрос, что они подразумевают под культурой, они отвечают: все, что создано человеком, все общественное и есть культура, а само общество тоже создается и существует через человеческую деятельность. Я здесь не буду касаться вопросов типологии общностей: народность, нация, национальная группа, так как, по сути дела, не вижу в такой типологии главного - зачем она, что из нее должно следовать, если это не попытка разложить культуры на низшие и высшие.

Каждая культура должна иметь возможность воспроизводиться, а в каком ранге - область или республика, - должен решать сам народ в полном соответствии с ленинским определением, то есть демократическим путем. В используемом мною понимании культуры этническая общность - это общность людей с единой культурой, которая может включать и тех, кто относит свое происхождение к этой культуре, а сам функционирует в другой. А отнесение себя к какой-то культуре - акт субъективный.

Я упомянул иерархичность, от которой следовало бы уйти в связи с тем, что межнациональный конфликт в отличие от межнациональных отношений возникает преимущественно в ситуации иерархичности по культурному признаку и соответственно может быть снят только в том случае, если будет снята или компенсирована эта иерархичность. Социальная система не может обойтись без иерархии, но в отношении соподчинения должен быть снят культурный или национальный признак. Это возможно только в том случае, если более высокие уровни социальной структуры обобщают и проводят в жизнь решения нижестоящих подразделений, что и подразумевается под демократией. У лас длительное время действовал преимущественно обратный принцип, и соответственно межнациональные отношения не могли нормально и динамично развиваться. Так что урегулировать их без перестройки, то есть без демократизации общественного управления, общественной системы, в принципе невозможно.

Распадаются устоявшиеся стереотипы поведения, возникают новые формы. В таких "подвижках" люди обращаются к национальным (в их понимании) формам, ища в них дополнительную опору, стабильность. Это обращение к более инертной (нежели социальная) системе закономерно. И если говорить об усилении у нас и за рубежом национальных трений или движений, то параллелизм здесь только в увеличении социальной динамики в целом. Переход к демократическим принципам - это запланированная партией революция, и, как в любой такой период, мы видим возникновение новых культурных форм и обращений к традициям, и рост фундаментализма, и взрыв реформаторства. Это закономерно, объяснимо объективным противоречием культурного и общественного, которое неустранимо. Так что национальный вопрос как противоречие национального и социального тоже неустраним, он лишь будет принимать различный вид, и решить его окончательно нельзя. Что же

стр. 73


касается межнациональных отношений, то вне условий иерархичности по национальному признаку культурный плюрализм служит лишь взаимообогащению, способствует общественному развитию, о чем говорил уже здесь Массой.

Решение национальных проблем в каждом конкретном месте, в каждой республике, в каждой конкретной ситуации - это свои вопросы, со своими специфическими решениями. Главное, что эти вопросы не имеют решения в прошлом, породившем эти вопросы. Хотя без учета их истории, без правдивой истории мы их не поймем в принципе, как и не найдем ответа на национальные вопросы, если не разграничим такие явления, как культура и общество, национальное и социальное. Мы постоянно пытаемся или соединить их вместе, или смешать, а этого делать нельзя.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/БЕЗ-ДЕМОКРАТИЗАЦИИ-НЕЛЬЗЯ-УРЕГУЛИРОВАТЬ-МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ-ОТНОШЕНИЯ

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Қазақстан ЖелідеКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Н. М. ГИРЕНКО, БЕЗ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ НЕЛЬЗЯ УРЕГУЛИРОВАТЬ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 10.10.2019. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/БЕЗ-ДЕМОКРАТИЗАЦИИ-НЕЛЬЗЯ-УРЕГУЛИРОВАТЬ-МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ-ОТНОШЕНИЯ (дата обращения: 02.11.2024).

Автор(ы) публикации - Н. М. ГИРЕНКО:

Н. М. ГИРЕНКО → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Қазақстан Желіде
Астана, Казахстан
638 просмотров рейтинг
10.10.2019 (1850 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЕ КОММУНИСТЫ И МАНЬЧЖУРИЯ: 1945 г.
Каталог: Политология 
11 часов(а) назад · от Цеслан Бастанов
ПЕРВЫЕ ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ АРДАШИРА ПАПАКАНА
Каталог: История 
11 часов(а) назад · от Цеслан Бастанов
Статья раскрывает историю Казахского ханства, его роль в формировании казахской идентичности, структуру и лидеров. Описывается его рост, упадок и влияние на современный Казахстан.
Каталог: История 
12 дней(я) назад · от Tugelbay Konabayev
Из опыта работы специалистов военной ветеринарной медицины, которые под руководством полковника медицинской службы Ю.Г. Боева выполнили уникальную операцию по транспортировке крупных животных, (лошадей) самолетами транспортной авиации, на большое расстояние.
Каталог: Военное дело 
19 дней(я) назад · от Виталий Ветров
Рассказ о выпускнике Алма-Атинского Зооветеринарного института (ныне КАЗНАУ) Костогрызове Павле Павловиче, истинном патриоте своей Родины, стойком офицере, специалисте высшей квалификации и прекрасном человеке. Воистину широка и многогранна география и занимаемые должности по службе, всемирно уважаемого аксакала Павла Павловича Костогрызова, среди всех военных ветеринарных врачей СССР, Российской Федерации, Республики Казахстан и стран постсоветского пространства.
Каталог: Военное дело 
26 дней(я) назад · от Виталий Ветров
Микрокредиты в Казахстане
Каталог: Экономика 
33 дней(я) назад · от Қазақстан Желіде
ПАТРИОТ НА ПРОТЯЖЕНИИ РАЗНЫХ ЭПОХ
Каталог: Разное 
40 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
ПУШКИН И МАРЖЕРЕТ. Образ и реальность
40 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
"С ЛЕГКИМ ПАРОМ, С МОЛОДЫМ ЖАРОМ!"
Каталог: История 
40 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
СУДЬБА СЮЖЕТА О ЮНОШЕ-КОЖЕМЯКЕ В РУССКОМ ЛЕТОПИСАНИИ
Каталог: История 
40 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

БЕЗ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ НЕЛЬЗЯ УРЕГУЛИРОВАТЬ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android