В 2 ч. Новосибирский государственный университет. Новосибирск. Ч. 1. 2002. 243 с; ч. 2. 2003. 246 с. + Документальный сб., илл. 2003, 204 с.
Комплексное исследование кандидата исторических наук, доцента Новосибирского университета А. Г. Борзенкова отражает идейный и социально-экономический кризис молодого поколения. Появившиеся в связи с этим проблемы актуализировали молодежную тему в современной истории России.
Автор использовал документы партийных и комсомольских организаций, молодежных формирований, административных органов вузов и научных учреждений, извлеченные из более чем сорока архивов, периодику, в том числе и "неформальную" прессу, а также социологические мини-обследования, проведенные самим автором. Существенную роль сыграли воспоминания, письма, интервью с инициаторами и активистами молодежных движений.
Значительную ценность представляют архивные материалы органов государственной безопасности. Во многих случаях последние отслеживали общественно-политическую активность молодежных лидеров, тяготевших к фронде или даже оппозиции. Автор испытывал большую трудность в этом отношении, поскольку практически все архивы этих органов на востоке России закрыты для исследователей, изучающих последние десятилетия советского общества. Тем не менее, ему удалось найти в делах партийных и других организаций часть документов, изучение которых позволило выявить интересные факты молодежного нонконформизма. К тому же автор сам был в гуще описываемых событий и лично знаком со многими активистами того времени.
стр. 169
В работе намечен ряд направлений в развитии молодежных инициатив и механизмов неформального творчества. Борзенков приходит к выводу, что в последние три десятилетия существования Советского государства, "несмотря на все издержки, связанные с деятельностью партократии и бюрократии, произошла существенная гуманизация общества и его демократизация на местном уровне, наблюдалось серьезное наращивание творческого и общественно-политического потенциала молодого поколения" (ч. 1, с. 4).
Автор последовательно рассматривает условия и факторы высокой неформальной общественно-политической активности больших групп юношей и девушек Сибири, Урала и Дальнего Востока на закате советской эпохи. "Утверждение сталинизма в нашей стране сыграло негативную роль в области роста активности молодежи, особенно ее самодеятельных форм. "Оттепель" способствовала преодолению деформаций сталинизма и оказала освежающее воздействие на самодеятельные искания юношей и девушек" (ч. 1, с. 20).
Особое внимание уделяется роли студентов в зарождении и развитии нетрадиционных форм молодежной самодеятельности в политической сфере. В первой части книги освещаются такие инициативы, как маевочные начинания, движение политической песни, непрофессиональный политтеатр. Для удобства анализа автор сформулировал ключевые дефиниции (см. специальное приложение, с. 209 - 211), им предложена типология молодежного общественно-политического лидерства. Во второй части анализируется участие молодежи в самодеятельных начинаниях, представленных в числе прочего и политизированным изобразительным искусством и стенной печатью, идеологическими дискуссиями и аналитическими изысканиями, носящим политический характер литературным творчеством.
Выясняются причины кризиса молодежной самодеятельности, и особенно в сфере политической сатиры. "В конце "перестройки" советское общество попало в глубокий идеологический и моральный кризис из-за того, что его базовые ценности оказались дискредитированы и подверглись эрозии. Кроме объективных причин большую роль в возникновении этой ситуации сыграл и такой субъективный фактор, как большая популярность ... ряда ... советских сатириков и пародистов, выступавших с резко нигилистических позиций в отношении отечественной истории и советского образа жизни. Все это способствовало тому, что к началу 1990-х годов в сознании миллионов людей произошла странная аберрация. Они поверили, что общество, в котором они жили, - это абсурдное, иррациональное общество, своеобразный город Глупов... Следствием сдвигов в сознании людей стало дистанцирование значительной части населения от основных государственных институтов" (ч. 1, с. 161).
Автор дает периодизацию самодеятельной аналитической и дискуссионной деятельности молодежи (1961 - 1968, 1969 - 1986, 1987 - начало 1990-х годов). В 1960-е годы были сделаны первые шаги по организации дискуссионных форумов. Во втором периоде, "наряду с самодеятельными молодежными объединениями, действовавшими вполне открыто и публично, нередко возникали нелегальные формирования молодых людей, которые предпочитали разрабатывать свои гуманитарные проекты и проводить дискуссии за закрытыми дверями" (ч. 2, с. 167). В рамках третьего периода "произошла самая настоящая революция в области организации дискуссий". Наибольший интерес представляют исследованнные автором так называемые "гайд-парки" с участием молодых представителей гуманитарной и технической интеллигенции. "С помощью дискуссий участники политизированных неформальных объединений не только преодолевали догмы прошлого, но зачастую подвергали нигилистической критике фундаментальные принципы советского социалистического общества" (ч. 2, с. 167).
Довольно убедительно автор показывает, как молодежная среда переламывала идеологические установки эпохи. "Абсолютное большинство публичных диспутов и дискуссий проводилось под патронажем официальных общественных организаций. Но нередко полемический напор юных спорщиков прорывал рамки заранее составленных сценариев... Наряду с санкционированными диспутами в студенческой среде зачастую возникали спонтанные дискуссии или неофициальные объединения спорщиков. В этом же русле развивалась и основная часть подпольных молодежных формирований, декларировавших оппозиционные цели. К тому же они фактически разрабатывали альтернативные проекты переустройства советского общества..." (ч. 2, с. 166).
"Широкое развитие задолго до "перестройки" молодежных политизированных самодеятельных начинаний и формирований, наличие неординарного спектра нонконформистских настроений среди неортодоксальной части студенчества и интеллигенции способствовали формированию элементов мировоззренческого плюрализма и сегментов гражданского общества к концу "оттепели" и в период "застоя" не только в Москве и Ленинграде, но и в ведущих уральских, сибирских и дальневосточных городах"
стр. 170
(ч. 2, с. 172). Росту здесь молодежной активности служили меньшее распространение бюрократизма, стяжательства, коррупции, национализма и других социальных и политических язв (ч. 1, с. 30). Особенно Борзенков выделяет на этом фоне "неформального лидера" - новосибирский Академгородк.
Не все утверждения автора выглядят убедительно. Только ли провал "перестройки" стал причиной заката молодежного движения? А может быть отработавшие свое и уже устаревшие формы общественной самодеятельности (стенгазеты, политтеатры, маевки и т. д.) срочно ждали замены, а патрон - КПСС, который все решал сверху, сам производил последние вздохи? Да и само название книги говорит о пределах студенческой самодеятельности. В экстремальных, рубежных ситуациях количество неструктурных элементов становится уже заметным для общества, происходит их объединение и, в конечном счете, образуется параллельная структура, противостоящая существующей.
Тем, что автор смотрит на молодежное движение не со стороны, а как его участник, объясняется порой надрывный, а иногда и довольно пафосный настрой, с которым описываются все взлеты и падения общественно-политической самодеятельности молодежи. Возможно, это помешало увидеть основные болезни молодежного движения, такие как начетничество и догматизм.
"Все эти нетрадиционные формы политизированной самодеятельности, - пишет автор, - были обязаны, в основном, энтузиазму и альтруистической энергии не одной сотни неформальных лидеров, являвшихся настоящими пассионариями, поднимавших многих юношей и девушек к самостоятельному творчеству в общественной жизни. К сожалению, большинство этих людей не получили общественного признания ни в советское, ни в постсоветское время и их можно отнести к категории "неизвестных героев". Монография помогает вывести из общественной тени это поколение молодежных лидеров и их почины (ч. 2, с. 173).
Атмосфера 1960 - 1970-х годов, запечатленная в большом массиве информации, а также представленная еще в отдельном документальном сборнике, содержит фотографии, факсимиле, плакаты и рисунки, посвященные молодежным общественно-политическим инициативам на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |