Libmonster ID: KZ-2448

Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 2005. 430 С. + 15 Farbtab (Verzeichnis orientalischer Handschriften in Deutschland: Islamische Handschriften. Band XXXVII. Teil 4)

Постмодернистская наука немало ругала классическую европейскую ориенталистику за схематизацию и упрощение образа мусульманского Востока, преувеличение на нем роли письменного слова [Colonna, 1987; Said, 2003]. Признавая справедливость этих упреков, нельзя забывать, что именно классическому востоковедению XIX-XX вв. мы обязаны созданием колоссального научного и справочного аппарата, прежде всего многотомных словарей, каталогов и описаний, без которого прошлое, а порой и настоящее Ближнего Востока и других мусульманских регионов было бы для нас закрыто. Странствующие энтузиасты-востоковеды колониальной поры описали, собрали и систематизировали огромный фактический материал по истории ислама. К тому же сегодня в гуманитарных науках довольно остро ощущается дефицит хороших востоковедных описаний. Увлекшись ниспровержением общих теорий и клише колониального времени, востоковеды конца XX в. слишком мало внимания уделяли сбору и обработке источников.

В связи с этим нельзя не признать важность продолжающейся в наши дни публикации коллекций, собранных классиками европейского востоковедения. Среди подобных изданий выделяется


Рукописи фонда Макса Фрейгера фон Оппенгейма (Кёльн), описанные Беатой Визмюллер. Штутгарт: Изд-во Франца Штайнера, 2005, 430 с. + 15 цвт. табл. (Описание восточных рукописей Германии: исламские рукописи. Т. XXXVII. Ч. 4).

стр. 199


большой проект описания восточных рукописей Германии VOHD (Verzeichnis orientalischer Hand-schriften in Deutschland), начатый востоковедами ФРГ при поддержке целого ряда фондов еще в начале 60-х гг. XX в. 37-й том VOHD включает каталоги крупнейших коллекций по исламу. Два его первых выпуска, посвященные землям Северный Рейн-Вестфалия и Тюрингия, появились в 1999 и 2001 гг. [Gotz, 1999; Sobieroj, 2001]. Готовится издание еще трех выпусков описаний собраний Баварии и Киля [Islamische Handschriften-Sammlungen; Haase; Sobieroj]. Предметом настоящей рецензии является каталог рукописей Фонда Макса фон Оппенгейма (Кёльн), опубликованный известным немецким ориенталистом Беатой Визмюллер. Книга представляет собой хороший пример скрупулезного, удобно построенного востоковедного описания с подробным введением.

Перед тем как давать характеристику изданию и коллекции, стоит сказать несколько слов о складывании кёльнского собрания арабских и персидских рукописей по исламу. Коллекция делится на два фонда, или собрания. Более крупное, так называемое старое, собрание состоит из 132 рукописей и 10 сборников XI - первой четверти XX в. на арабском языке, вывезенных в 1892 - 1929 гг. с Ближнего Востока и Северной Африки известным немецким востоковедом, археологом и дипломатом Максом фон Оппенгеймом (1860 - 1946), прославившимся раскопками обнаруженного им в Северной Сирии городища 5 - 4-го тыс. до н.э. Телль-Халаф. Оппенгейм хорошо знал арабский язык. Он живо интересовался прошлым и настоящим мира ислама, а в годы Первой мировой войны руководил службой антианглийской панисламской пропаганды в Османской империи. Сообразно своим интересам Оппенгейм собрал библиотечку арабских рукописей. Отдельные образцы ее выставлялись в музеях Берлина и Мюнхена в 1910 г. В 1922 г. собрание было передано в созданный Оппенгеймом Институт Востока при музее Телль-Халафа в Берлине, в 1929 г. преобразованный в Фонд Оппенгейма.

Музей и институт погибли под бомбежками союзников в годы Второй мировой войны. Однако ученику Оппенгейма Вернеру Каскелю удалось спасти большую часть рукописей и передать их в 1948 г. в Кёльнский университет, на кафедре востоковедения которого он стал работать. Возобновивший деятельность в Кёльне Фонд Оппенгейма в 60 - 70-х гг. XX в. пополнил коллекцию Оппенгейма новым собранием из 65 отдельных и 28 сборных арабских и персидских рукописей XV-XX вв. Они были приобретены у Абдолджавада Фалатури (1926 - 1997). Выходец из Исфахана в Иране, где он получил хорошее традиционное образование и достиг высшей у шиитов-имамитов ступени ученого богослова и правоведа (муджтахид), Фалатури с середины 1950-х гг. учился, а затем работал в Германии. В 1975 - 1991 гг. он преподавал персидский язык и исламоведение в Кёльнском университете. В область его интересов входили религиозная философия и догматика, связи между исламом, христианством и иудаизмом, а также их отражение в исламском образовании. Эти темы определили подборку рукописей его коллекции, собранных большей частью в Иране.

Среди восточных рукописей Фонда Оппенгейма в Кёльне нет ни особенно древних списков, ни уникумов. 55 копий Корана - от отдельных фрагментов на насхе, куфи и магриби до полных копий - дают хорошее представление об искусстве арабской каллиграфии со времен Арабского халифата до начала XX в. Древнейший документ на пергаменте, приобретенный Оппенгеймом в Египте, представляет собой договор о покупке части дома в Фаюме (Египет) в зу-л-ка'де 414/январе 1024 г. (N 6 каталога). Судя по именам покупателя и продавца, грамота вышла из коптской среды. Самая ранняя книга старого собрания - копия мутазилитского тафсира Замахшари (ум. 1144), переписка которой, как явствует из колофона рукописи, была завершена 5 рад-жаба 674/25 января 1275 г. (N 70). К числу редких старых рукописей относится фрагмент маликитского компендиума по фикху "ал-Мудаввана ал-кубра" на трех листах пергамента (N 195). Наиболее древняя рукопись нового собрания Фалатури - "Шарх ал-мисбах" Ибн ал-Асвада ан-Никсари (ок. 1397). Это комментарий на книгу ал-Мутарризи по арабской грамматике, переписанный в Ливии к раби' аввалу 843/августу 1439 г. (N 269).

Для исламоведов особый интерес представляют преобладающие в коллекции рукописи XVI - начала XX в. Наиболее любопытны сочинения и письма суфиев Северной Африки и литература из шиитских медресе Ирана. Среди них попадаются раритеты. Оппенгейм приобрел работы по экзегетике и хадисоведению (N 129), основам права (N 192,214) и суфийской этике (N 130) алжирского марабута Мухаммада б. 'Али ас-Сануси (ум. 1859), основавшего в 1837 г. братство сенуситов, прославившееся участием в джихаде против европейских завоевателей Ливии. О жизни основателя братства и его сына Мухаммада ал-Махди (1844 - 1902), организации сенуситов рассказывают путевые заметки ал-Хаша'иши и шайха ал-Иусуфа (N 260, 261), элегия (марсийа)

стр. 200


на смерть Мухаммада ас-Сануси (N 308), генеалогия и биография ас-Сануси и его сына ал-Махди (N 334 - 340). В собрании Оппенгейма хранятся также фрагменты трактата "Нубза мин калам..." основателя братства Рахманийа 'Абд ар-Рахмана (ум. 1793 - 94), прозванного "Двухмогильным" (Абу-л-кабрайн) (N 332), письма шайху братства Даркавийа из французской администрации Алжира (1882 г.; N 132, 133, 316), образец каллиграфии одного шайха из Сенегала (1910 г.; N 1).

Особого внимания заслуживают хорошо представленные в собрании Фалатури сочинения и учебники шиитов-имамитов. В этом отношении кёльнская коллекция выделяется среди европейских (да и российских) собраний, в которых в целом мало рукописей, вышедших из шиитской среды. К числу редких относятся глосса к труду по догматике "Таджрид ал-калам" Насир-ад-дина ат-Туси (ум. 1274) (986/1576 г., N 94), извлечение (мухтасар) из комментария Джа'фара ал-Хилли (ум. 1277) к правовому трактату Хамзы ад-Дайлами (ум. 1070 - 1071) "ал-Марасим ал-'ала-вийа фи-л-фикх" (1036 - 1037/1627 - 1628 гг., N 198), трактат "Ка'ида фи нафи ад-дарар" о непричинении вреда Муртады ал-Ансари (ум. 1864) (1278 - 1280/1862 - 1864 гг., N 193), две работы о брачном контракте и сборник фетв муфтия Мухаммада ар-Рамли (ум. 1596) (1872, 1853 и 1895 гг., N 215,216,218). Кроме того, новое собрание располагает 8 рукописями шиитского богословского движения XIX в. Шайхийа, из которого выросло знаменитое синкретическое учение бабидов (N 103, 104, 111, 124, 229, 230, 306, 329).

Наряду с рукописями по исламу собрание располагает небольшой, но ценной коллекцией поздних образцов арабской переписки и исторических сочинений, собранных Оппенгеймом во время его путешествий и раскопок, включая христианскую церковную историю и апологетику. Многие из них уникальны. Имеется письмо 1305/1887 - 1888 г. упоминавшегося выше Мухаммада ал-Махди руководителю отделения братства сенуситов в Мурзуке (Ливия) (N 318). К числу раритетов относится хроника Хусайна Хилми "Барикат ас-суйуф ал-'арабийа фи сират ахфад Таймур Паша ал-Милийа" (1343/1924 г., N 324) о действиях в 1860 г. против маронитов друзско-бедуинского союза племен Сирии, с вождями которого дружил Макс фон Оппенгейм. Здесь же следует упомянуть хронику Ибн Ганнама (ум. 1811) "Китаб ал-газават ал-байанийа ва-л-футухат ар-раббанийа..." о походах ваххабитов Аравии до 1797 г. (N 322), "Та'рих Мардин" 'Абд ас-Салама ал-Мардини, начиная с арабского завоевания (19/640 г.) до установления в Джазире (Сирия) французского мандатного правления (1924 г.) (1911 г.; N 323).

Из двух арабо-христианских рукописей собрания выделяется небольшой фрагмент полемического сочинения против иудеев о божественной природе Иисуса Христа (N 341). Текст записан на пергаменте коптского происхождения почерком восточный куфи. Автор и название сочинения не установлены. Другой образец поздней арабо-христианской литературы дает анонимная хроника полулегендарного содержания о распространении христианских монастырей в Северной Месопотамии с 589 по 1694 г. Рукопись происходит из г. Мардина (на юго-востоке современной Турции), недалеко от района раскопок Оппенгейма в Телль-Халафе. Это извлечение, сделанное из другой хроники 1891 г., основанной на сочинениях пяти арабо-христианских авторов - Базхии ал-Кафартути, диакона Шим'уна ан-Насиби (около 1543^4), епископа Шму'ила ал-Кау-каби, отца Муша из с. Ра'с ал-'Айн и диакона Нахума ат-Тибйаси. По числу диоцезов Северной Месопотамии хроника делится на 5 глав.

Собрание Оппенгейма интересно не только своими раритетами, но копиями и списками сочинений, известных по другим европейским коллекциям. В ней есть образцы учебников по всему кругу дисциплин традиционного исламского образования у суннитов и шиитов-имамитов. По каталогу Беаты Визмюллер читатель с легкостью представит себе состав, хронологический и географический расклад коллекции. Описание рукописей построено по удобной общей схеме, принятой в изданиях VOHD: описание Корана, его семи чтений (кира'а) и коранической экзегетики (тафсир) (раздел II); хадисы (III); догматика (IV); суфизм (V); сочинения по основам веры (усул ад-дин) (VI); основам (усул ал-фикх) и отраслям (фуру') права, фетвы (VII-VIII); вспомогательные на среднем и высшем уровне образования в мадрасах этика (IX); география (X); зоология (XI); медицина (XII); арабская грамматика (XIII); словари (XIII); риторика (XIV); беллетристика с поэзией (XV) и история (XV). Наиболее полно в собрании представлены Коран и хадисы, догматика, правоведение, философия, грамматика и риторика.

При сравнительно небольшом размере коллекции все имеющиеся в нем рукописи подробно и единообразно описаны. Лишь незначительное число (16) дефектных экземпляров не удалось идентифицировать с точностью. Система описания следующая. После археографического описания рукописи приводится имя автора и название работы (по-арабски и в латинской транскрип-

стр. 201


ции), начало ('унван) и конец (колофон) рукописи (по-арабски), дата и имя переписчика, наконец, краткая характеристика сочинения с расшифровкой наиболее частых глосс. По возможности указаны параллели по другим каталогам. К сожалению, Макс фон Оппенгейм не оставил заметок о поступлении рукописей в его библиотеку. Поэтому составительнице приходилось отталкиваться от косвенных сведений, имеющихся в нисбах переписчиков, владельческих глоссах и приписках в колофоне сочинений. Можно только подивиться широте "географии" коллекции: от мусульманской Испании (ал-Андалус) и Марокко на западе и Сенегала на юге до Северной Месопотамии и Крымского ханства на северо-востоке (тафсир ал-Байдави 1744 г. из Гезлева/Евпатории, N 71).

Подводя итоги настоящей рецензии, можно с полным основанием поздравить составителя и читателей каталога с еще одним нужным и фундированным востоковедным описанием, проливающим новый свет на собранные ориенталистами колониальной эпохи сокровища исламского знания в рукописных собраниях Германии. Хочется надеяться, что хотя бы отдельные экземпляры этого каталога найдут себе место и в крупнейших востоковедных библиотеках России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Colonna F. Critique de l'orientalisme ou critique du scripturalisme? // Colonna F. Savants pay sans. Elements d'his-toire sociale sur I'Algerie rurale. Alger, 1987.

Gotz M. Islamische Handschriften-Sammlungen. Teil. 1. Nordrhein-Westfalen. Stuttgart, 1999 (Verzeichnis der ori-entalischen Handschriften in Deutschland. Bd. XXXVII).

Haase C.P. Islamische Handschriften-Sammlungen. Teil. 3. Kiel. Stuttgart (в печати).

Islamische Handschriften-Sammlungen. Teil. 2. Stuttgart (в печати).

Said E.W. Orientalism. L., 2003 (First ed. N.Y., 1978).

Sobieroj F. Islamische Handschriften-Sammlungen. Teil. 5. Thuringen. Stuttgart, 2001.

Sobieroj F. Islamische Handschriften-Sammlungen. Teil. 6. Munchen. Stuttgart (в печати).


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/HANDSCHRIFTEN-DER-MAX-FREIHERR-VON-OPPENHEIM-STIFTUNG-KOLN-BESCHRIEBEN-VON-BEATE-WIESMULLER

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Alibek KasymovКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Alibek

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. О. БОБРОВНИКОВ, HANDSCHRIFTEN DER MAX FREIHERR VON OPPENHEIM STIFTUNG (KOLN) BESCHRIEBEN VON BEATE WIESMULLER // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 03.07.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/HANDSCHRIFTEN-DER-MAX-FREIHERR-VON-OPPENHEIM-STIFTUNG-KOLN-BESCHRIEBEN-VON-BEATE-WIESMULLER (дата обращения: 05.07.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - В. О. БОБРОВНИКОВ:

В. О. БОБРОВНИКОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
А. В. КИВА. РОССИЙСКИЕ РЕФОРМЫ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО ОПЫТА. ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
2 часов(а) назад · от Alibek Kasymov
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ КИТАЯ В ЦА
2 часов(а) назад · от Alibek Kasymov
КУРДСКИЙ ВОПРОС В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ АЗИИ И ПРОБЛЕМА РЕГИОНАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ
2 дней(я) назад · от Alibek Kasymov
НУРБУЛАТ ЭДИГЕЕВИЧ МАСАНОВ (1954 - 2006)
2 дней(я) назад · от Alibek Kasymov
ИРАНСКАЯ КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1906 - 1911 гг.
2 дней(я) назад · от Alibek Kasymov
IX МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС МОНГОЛОВЕДОВ
2 дней(я) назад · от Alibek Kasymov
ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ В РОССИИ АЛЬБОМА ИНДО-ПЕРСИДСКИХ МИНИАТЮР
2 дней(я) назад · от Alibek Kasymov
ЯПОНИЯ В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ: ЭВОЛЮЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ПОСЛЕ "ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ"
2 дней(я) назад · от Alibek Kasymov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

HANDSCHRIFTEN DER MAX FREIHERR VON OPPENHEIM STIFTUNG (KOLN) BESCHRIEBEN VON BEATE WIESMULLER
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android