В России имя современной китайской писательницы Цань Сюе известно лишь в узком кругу знатоков китайского языка и литературы.
Цань Сюе начала публиковаться с 1985 года, уже опубликованы ее произведения общим объемом более одного миллиона иероглифов, в том числе книги "Диалоги в раю", "Глиняная улица" и "Дряхлое облако".
Цань Сюе (настоящее имя - Ден Сяохуа) родилась 30 июня 1953 года в районе Чаньша провинции Хунань. Родители ее были партийцами поколения 30-40-х годов. После победы Народной китайской революции и основания КНР в 1949 году отец Цань Сюе стал директором издательства "Новый Хунань", мать начала работать в том же издательстве. Особой чертой, отмечающей характеры обоих родителей Цань Сюе, была необычная целеустремленность. Они соединили свои судьбы в переломные для Китая годы, и основой их союза стали их общие устремления, их вера в коммунистические идеи.
Много лет назад под ярким солнцем прекрасного юга отец Цань Сюе был назван "главой антипартийной группировки газеты "Новый Хунань", причислен к крайне правым и сослан на "трудовое перевоспитание". Мать была выслана на исправительные работы, бабушка погибла от голода... Так обрушился мир вокруг юной Цань Сюе, но она продолжала искать смысл жизни, суть человеческого существования. Именно тогда среди гибнущего мира и началось рождение "рассказа сидящей на развалинах жизни".
Творчество писательницы - это еще одна попытка Человека найти свое место в мире. Ее произведения созвучны произведениям таких авторов, как Гарсия Маркес, Франц Кафка, Уильям Фолкнер, что позволяет включить ее сочинения в контекст мировой литературы и культуры в целом.
Мое знакомство с ней началось в 1994 году во время языковой стажировки в Китае. Пролистывая литературные издания, я неоднократно встречала упоминания о писательнице Цянь Сюе. В статьях о современной литературе постоянно фигурировало ее имя, но отзывы были диаметрально противоположными: "живой классик", "уникум", "декадент", "чуждый элемент"... Такая противоречивость во мнениях заинтересовала меня, и я начала знакомиться с ее творчеством. Вскоре мне посчастливилось лично встретиться с писательницей. Я говорю посчастливилось, так как многие журналисты и критики, приезжающие в Чаньша специально для встречи с ней, покидают город, не добившись цели. Дело в том, что писательница ведет очень замкнутый образ жизни. Непрошеным гостям она не открывает дверь, а телефон в ее квартире почти всегда отключен. В родном городе за ней закрепилась репутация "странной". Из-за неординарности характера не смогла она прижиться и в других странах, куда Цань Сюе неоднократно приглашали.
Живет она вместе с мужем и сыном в небольшой квартире на окраине города. Ее любимые бессловесные друзья - семейство кошек, живущих в доме. Цань Сюе очень много работает. Ее день начинается рано утром и заканчивается поздно вечером. Сидя за письменным столом, она не замечает ни разговоров окружающих, ни шума телевизора - Цань Сюе погружается в свой мир, далекий от земной суеты. Герои ее произведений, подобно ей самой, живут в странном сне, на грани реального и ирреального. Удивительно как эта болезненная искореженность порождает неожиданные комбинации образов и символов, странную "извращенную" эстетику нового времени.
В большинстве рассказов Цань Сюе можно найти один или несколько ключевых образов, без которых невозможно понять заложенный в них смысл. Именно символические образы создают неповторимую канву ее произведений. Некоторые из них появляются снова и снова, образуя свойственную лишь Цань Сюе поэтику, образную палитру ее языка.
Эти символы могут восприниматься неодинаково разными людьми, в зависимости от национальности, образования, впечатлительности и т. д., так как в сочинениях Цань Сюе наслаиваются и причудливо переплетаются "коллективно- бессознательные" архетипы (небо, луна, тень, вода, дерево...), общие для понимания людей разных народов, и "чисто китайские" образы - символы и аллегорические символы, созданные самой писательницей.
Структурная особенность текстов Цань Сюе состоит в их многослойности и полисемантизме. В них не случайно ни одно слово или выражение. Предметы быта, музыкальные инструменты, внешность персонажей, окружающие их животные, насекомые, растения... все несет в себе "закодированный" смысл. Цань Сюе, отрицая сознательное вкладывание символического смысла в свои произведения, называет процесс бессознательно-интуитивным.
Мне пришлось несколько раз побывать в гостях у писательницы. Думаю, что ее благосклонность ко мне во многом объясняется любовью Цань Сюе к России. Она с большим уважением отзывается о русской литературе и боготворит талант Андрея Тарковского. Картины русского режиссера и произведения Цань Сюе обладают необъяснимой близостью. Но писательницу никак нельзя обвинить в подражательстве, ведь она познакомилась с фильмами Тарковского уже после того, как стала знаменитой.
Цань Сюе не приукрашивает жизнь своих героинь (именно судьба женщин всегда в центре повествования), а открыто показывает все ее язвы. Она не лукавит и никому не льстит. Через кривое зеркало ее искусства читатель вдруг узнает себя, своих близких, окружающее общество. Нам бывает страшно видеть всю неприглядность действительности, и часто мы отказываемся от горькой микстуры правды. Это - одна из причин неприятия творчества Цань Сюе широким кругом читателей. Но для человека думающего, ищущего, произведения китайской писательницы представляют безусловно особый интерес. В них есть оригинальность мышления и стиля, сочетание непередаваемого китайского колорита и новых веяний модернистской литературы. Совсем не случайно произведения Цань Сюе заинтересовали и Восток, и Запад, мы надеемся, что ее творчество найдет отклик у нашего читателя.
К большому сожалению, наши читатели практически незнакомы с творчеством Цань Сюе. В России были опубликованы лишь два из ее рассказов в журнале "Азия и Африка сегодня" за 1991 год.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |