
Здесь учат "самолеты воевать". Так можно сформулировать главную задачу этой уникальной школы
Начало авиационной истории Липецка уходит в годы первой мировой и гражданской войн. В конце 1918 года здесь базировалась эскадра тяжелых воздушных кораблей "Илья Муромец".
Особую известность в среде авиаторов Липецк получил, когда в нем открылась в 1933 году Высшая летно- тактическая школа ВВС. Здесь в самый тяжелый начальный период Великой Отечественной менее чем за год было сформировано и отправлено на фронт 33 маршевых авиационных полка.
1960 год стал особым в авиационной летописи города: здесь разместился Центр боевого применения и переучивания летного состава (ЦБП и ПЛС).
Но нельзя не привести и несколько современных фактов.
...Факт первый. 1992 год. Впервые в истории фронтовой авиации липецкие летчики на истребителях Су-27 совершили перелет в США.
Факт второй. Летчики ЦБП и ПЛС первыми освоили перехват и уничтожение воздушных целей на "потолке" и динамических высотах, разведку ночью с применением осветительных средств, а также сделали "серийными" полеты с дозаправкой бомбардировщиков Су-24М в воздухе днем и ночью от самолетов-танкеров Ил-78 и Су-24М.
Факт третий. В 1995 году группа офицеров Военно- Воздушных Сил во главе с нынешним начальником Центра генералом Александром Харчевским приняла участие в совместном с нилотами ЮАР тактическом учении. 52 учебных боя провели условные противники. В каждом из тех 36, в которых участвовал липецкий ас, была оперативно одержана победа.
Факт четвертый. Очевидцы подтвердят: впечатляющим действом памятного дня 50-летия Великой Победы стал грандиозный воздушный парад. Такого Россия еще не видела. Это была настоящая небесная симфония. Большой вклад в нее внесли липецкие "центровые" авиаторы.
Буквально ювелирное мастерство русских летчиков потрясло воображение. Среди тех, кто воочию убедился в силе и мощи военной авиации России, были и военные атташе 43 государств мира. Их изумил "великолепный образец построения массированного авиационного налета", и они назвали его мировым достижением.
Всего четыре эпизода из авиалетописи Центра. Впрочем, генерал-майор Александр Харчевский вспоминает о них и других "чудесах на виражах" чаще всего с прикладной целью: когда приходится "рихтовать" работу 15 уникальных научных отделов Центра, занимающихся математическим моделированием, расчетом новых авиационных тактических приемов, разработкой ноу-хау в технике пилотирования, навигации, боевом применении средств вооружения.
Уникальность Центра состоит прежде всего в том, что он как бы сплавляет в единое целое теоретическую подготовку пилотов, их практическую выучку и большие потенциальные возможности российской авиатехники. Когда-то в его состав входили три учебно-боевых полка, сегодня - один, оснащенный "солянкой" из разнотипных машин. Командует им полковник Владимир Ищенко.
Многие разработки, ведущиеся в Липецке, даже сегодня, в условиях, что называется, приближенных к боевым, вызывают огромный интерес у специалистов во всем мире. К примеру, реализация идей, связанных с созданием средств и систем, способных адаптироваться к мгновенно меняющейся обстановке. Перспективны работы по увеличению дальности действия ракет с лазерной подсветкой: местные умельцы дали возможность нилоту после пуска уходить с боевого курса, "не сопровождая" бортовым лазером заключительный этан траектории снаряда...
Специалисты Центра просчитали возможности применения ударных групп штурмовиков Су-25 совместно с Сухопутными войсками. Каждый "грач" в одном боевом вылете способен уничтожить до 20 целей на удалении до 10 километров, если использовать противотанковые ракеты "Вихрь" с лазерной системой наведения. Немаловажное подспорье для "пехоты".
Липецкие авиаторы знают степень риска своей работы. Но хорошо осознают и другое. Их эффективные результаты снижают планку риска для войсковых авиаторов.
Работы у специалистов отделов летно-методической подготовки, безопасности полетов и средств объективного контроля (СОК) хватает. В частности, подчиненные полковника Михаила Мишина обеспечивают внедрение новейших достижений мирового уровня, дают нилотам методические рекомендации для грамотной работы на авиатехнике, позволяющие летать без выхода за рамки эксплуатационных ограничений.
По словам заместителя начальника Центра полковника Виктора Кривцова, проблема безопасности полетов наиболее актуальна сегодня для фронтовой авиации. Здесь диапазон решаемых боевых задач особенно широк. Рост потерь в истребительной авиации обусловлен усложнением авиационной техники и возрастанием стоимости профессиональной подготовки летного состава.
Впрочем, когда в воздух поднимается сам Виктор Григорьевич, которого летный состав называет "папой", пилот, и внешним видом, и строгостью своей, и, главное, высочайшим уровнем летной, физической подготовки напоминающий настоящего "воздушного волка", как и многие его товарищи по "небесной шеренге", о средствах не думаешь.
...Надо вовремя показать свою силу, чтобы избежать впоследствии ее применения. Для претворения в боевую учебу войск этого здравого постулата у страны сейчас мало материальных возможностей. Но, как толмачат известную поэтическую строку наши "вероятные друзья": "Россию не понять головой и не измерить большой линейкой". Интерпретация та еще. Но суть схвачена верно. Вот и после знакомства с липецкими "воздушными волками" верится только в лучшее русской военной авиации.
New publications:![]() |
Popular with readers:![]() |
News from other countries:![]() |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
![]() 2017-2025, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |