Николай Михайлович Лукин родился 20 июля 1885 г. в семье народного учителя подмосковного села Куеково. Окончив в 1903 г. с золотой медалью 2-ю Московскую гимназию, он в том же году поступил на первый курс историко-филологического факультета Московского университета. Член большевистской партии с 1904 г. Лукин получил боевую закалку в годы первой российской революции. Он включился в активную нелегальную партийную работу, которая велась среди рабочих Замоскворечья и студентов университета. Последовали аресты, тюрьма и ссылка1 .
Уже в те годы Лукина отличали воля и целеустремленность. После возвращения из ссылки он упорно и настойчиво занимается в семинаре проф. Московского университета Р. Ю. Виппера, совмещая учебу и подпольную революционную работу- на сей раз в Рогожском, ныне Пролетарском, районе Москвы2 . Эти качества еще сильнее проявились в послереволюционные годы, когда Лукин органически связывает напряженную практическую партийную деятельность с серьезной научной работой.
Избрав для своего дипломного сочинения политически весьма острый вопрос - переломный этап в развитии Французской буржуазной революции конца XVIII в. - падение Жиронды, Лукин блестяще защитил свою работу и в мае 1909 г. завершил обучение в Московском университете с дипломом I степени. В 1910 г. Лукин был удостоен факультетской премии за дипломное сочинение, в котором он, по его собственному заявлению, "стремился доказать, что падение жирондистского режима можно научно объяснить, только исследовав массовое народное социальное движение, с особой силой развернувшееся в конце 1792 г. и в начале 1793 г. и вызванное антинародной продовольственной политикой жирондистского Конвента"3 . Много позднее Виппер говорил о том, что "глубоко ценил ясность критического ума Н. Лукина, его передовые идеи... Его дипломное сочинение "Падение Жиронды" было свежо, оригинально"4 . Если учесть, что это слова довольно скупого на похвалы профессора, станет ясно, каким ярким и многообещающим талантом предстал Лукин перед тогдашним научным миром.
В 1909 г. Виппер сделал "представление о желательности оставления Лукина при университете для подготовки к профессорскому званию по всеобщей истории". После долгих проволочек со стороны администрации Московского университета Лукин лишь в конце 1910 г. был допущен к магистерским экзаменам, а сдача последних завершилась только в конце 1915 года. Каждый магистерский экзамен был академическим триумфом Лукина. Экзамены завершились постановлением авторитетной комиссии, в составе которой были профессора Ю. В. Готье, А. И. Савин и С. И. Соболевский, - "признать Н. М. Лукина достойным звания приват-доцента по всеобщей истории"5 . В 1916/17 уч. г. Лукин был допущен к чтению лекций в Московском университете. В свободное от занятий в университете время он ради заработка чи-
1 Дружинин Н. М. Н. М. Лукин в большевистском подполье. В кн.: Европа в новое и новейшее время. М. 1966, с 49 - 54.
2 См. подробнее: там же; Галкин И. С. Н. М. Лукин - революционер, ученый. М. 1984.
3 Труды 1-й Всесоюзной конференции историков-марксистов. Т. II. М. 1930, с. 105.
4 См. Галкин И. С. Ук. соч., с. 54.
5 ЦГИА г. Москвы, ф. 18. Протоколы заседаний Совета историко- филологического факультета, д. 418 - 476 - 36, п. 6, л. 59-об.; п. 14, л. 81; д. 418 - 476 - 42, п. 19, лл. 69об, 73.
стр. 95
тал лекции в Народном университете Шанявского и в Коммерческом частном училище Горбачевского.
Одновременно с 1910 по 1917 г. Лукин по заданию Московского комитета партии вел активную нелегальную работу, сотрудничал в различных легальных организациях рабочих, в редакциях рабочих газет "Фабричный рабочий", "Наше слово", а с 1913 г. - в большевистской газете "Наш путь". В эти годы он опубликовал брошюры "О милитаризме", "Борьба за колонии" и др.
К февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. Лукин пришел, имея за плечами солидный опыт партийного публициста. После Февраля он решением партии направляется в качестве члена редакции и сотрудника в газету "Социал-демократ" - орган Московского областного Бюро ЦК РСДРП(б) и Московского комитета партии. В период от Февраля к Октябрю с особенной силой проявился талант Лукина-публициста, умело сочетавшего в своих публикациях масштабные смелые характеристики переживаемого момента с тонкостью и глубиной освещения теоретических проблем, выдвигаемых развитием революции. Его статьи в "Социал-демократе" и в "Правде" в 1917 и 1918 гг. глубоко и ярко отразили процесс перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую.
Поражает трудоспособность Лукина-публициста. Только в газете "Социал-демократ" им было напечатано около 60 больших подписанных, не говоря о многих небольших анонимных статьях. Их проблематика очень разнообразна. Здесь и "Неудачный советчик"6 - статья, раскрывавшая всю бездну падения Г. В. Плеханова, призывавшего пролетариат держав "согласия" "вместе со своими капиталистами вести беспощадную классовую (!!) борьбу с германскими рабочими", и статья "Почему они медлят"7 о необходимости ареста царского правительства и его агентов, и большая публикация "Историческая экскурсия Л. Мартова"8 , направленная против клеветнических выпадов последнего в адрес большевиков, Лукин вскрыл антиисторичность положений Мартова, пытавшегося провести параллель между крушением диктатуры якобинцев и близким и неизбежным (с его точки зрения) концом "диктатуры большевиков".
В опубликованной в "Правде" статье "Карл I - Людовик XVI - Николай II"9 особенно ярко проявилась активная партийная позиция Лукина. Это и исследование и публицистика, причем строго документальная, показывающая весь драматизм эпохи, обнажающая корни, питавшие контрреволюционные силы. Активный участник социалистической революции, член Военно-революционного совета Рогожского района Москвы Лукин находил время разить врагов революции политически острыми статьями. Накануне Октябрьской революции он публикует в газете "Социал-демократ" статью "Работа дипломатов"10 , в которой разоблачает происки представителей "союзных" держав, плетущих сети контрреволюционного заговора против революционной России.
Расцвет таланта Лукина как историка наступил в первые годы после революции, когда молодая Советская республика напрягала все силы в борьбе с контрреволюцией и вооруженной интервенцией империалистических государств. Лукин, продолжая заниматься революционной публицистикой11 , опубликовал в 1918 г. работу "Максимилиан Робеспьер (1758 - 1794)". За этим последовала серия работ, которые отличались новизной философско-исторических трактовок важнейших социальных и политических проблем исторического процесса. В 1922 г. выходит второе исправленное и дополненное издание "Максимилиана Робеспьера". В том же году он выпустил большую монографию "Парижская Коммуна 1871 г.", переиздававшуюся
6 Социал-демократ, 21.III.1917.
7 Там же, 11.III.1917.
8 Правда, 26, 27.III.1918.
9 Там же, 21.VII.1917.
10 Социал-демократ, 22.Х.1917.
11 В 1918 г. Лукин опубликовал в газетах "Социал-демократ" и "Правда" десятки статей: "Победы Советской власти на контрреволюционном фронте"; "Буржуазия чернеет"; "Революционная война"; "Бароны зовут на помощь Вильгельма"; "Цинизм германских захватчиков"; "Будьте наготове"; "Тайная дипломатия"; "Новая Шарлота Кордэ"; "К борьбе общественных сил Сибири"; и др.
стр. 96
в 1923 и 1924 годах. В 1923 г. вышла его книга "Новейшая история стран Западной Европы", а также труд "Из истории революционных армий". В 1925 г. были изданы его "Очерки истории Германии 1890 - 1914 гг.". В те же годы многократно перепечатывалась его весьма злободневная по тому времени брошюра "Церковь и государство".
В итоге за шесть лет из-под пера Лукина вышло пять оригинальных монографий и несколько десятков статей, опубликованных в различных центральных журналах. Если учесть, что одновременно Лукин был профессором Московского университета, работал в Социалистической академии и в Институте Красной профессуры, читал лекции в Академии Генерального штаба РККА, - то его научно-исследовательская деятельность может быть оценена как феномен работоспособности.
Произведения Лукина создавались тогда, когда советская историческая наука переживала период становления. Роль Лукина в этом сложном процессе была чрезвычайно велика. Его перу принадлежат произведения поистине эпического характера. К ним относятся главные труды - о Французской буржуазной революции конца XVIII в. и Парижской Коммуне 1871 года. В этих работах Лукин раскрывает органическое единство революционного преобразования общества и личного совершенствования активных участников революционных движений, т. е. показывает на конкретном материале истории, как "в революционной деятельности изменение самого себя совпадает с преобразованием обстоятельств"12 .
Творчество Лукина многогранно. В нем выступает его личность исследователя- коммуниста. Высокий профессиональный и идейно-теоретический уровень исследований Лукина не отделимы и органически связаны с масштабом его личности. Его отличало высокое чувство государственной и нравственном ответственности за советскую науку, предназначение которой он видел в служении народу, строящему социализм. На семинарских занятиях он настойчиво внушал своим слушателям, что идейно- теоретическое осмысление исторического материала и историческое повествование должны быть слиты воедино. К исследовательской деятельности Лукина применимы слова Ф. Энгельса о том, что, осуществляя исследование, человек подлинной науки не занимается созданием произвольных субъективных конструкций, он "вырабатывает научные результаты, а когда он к тому же еще и партийный человек, то он борется за то, чтобы эти результаты были применены на практике"13 .
С исключительной ответственностью относился Лукин к мысли и слову классиков марксизма-ленинизма. Он прекрасно понимал, что марксизм-ленинизм требует не механического воспроизведения тех или иных цитат из произведений его классиков, а глубокого усвоения их метода. Высокая нравственность научного творчества Лукина заложена прежде всего в его неукоснительном стремлении к объективной истине. Ему было присуще неизменное чувство партийности. В своих трудах он исходил прежде всего из историзма произведений К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Лукин был убежден, что в научной полемике, в равноправном научном диспуте побеждает тот, кто не отвергает с порога доводы своего оппонента, кто внимательно изучает все факты конкретной истории.
Характерно для творческого метода Лукина и его отношение к предшественникам. Его работы опираются, кроме изученных им самим документов, на усилия многих специалистов, и в этом он видел естественное развитие науки. Подводя итоги критического анализа сочинений А. Олара, Лукин писал: "Его методы чужды нам, но его научная техника должна стать достоянием всякого занимающегося новейшей историей марксиста, а изученные им архивные материалы объектом научного исследования с точки зрения исторического материализма"14 . Для Лукина, как материалиста, стоящего на позиции партийности науки, критерием правильного понимания фактов, процессов и закономерностей исторического развития являлась борьба за общественный прогресс, причем не абстрактная, а именно борьба классов, действующих в определенных исторических условиях.
К каким последствиям могут привести даже малейшие проявления мировоззрен-
12 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 3, с. 201.
13 Там же. Т, 36, с. 170.
14 Лукин Н. М. Избранные труды. Т. 1. М. 1960, с. 217.
стр. 97
ческой неустойчивости Лукин испытал на собственном опыте. Большим испытанием для него, как и для многих других партийных активистов, стал вопрос о мире с Германией. Как известно, Ленин предложил немедленно подписать мирный договор, но его точка зрения не встретила поддержки большинства ЦК партии и ряда местных партийных организаций, сторонников "левых коммунистов". В их числе был и Лукин. Ленин писал, что "настроение глубочайшего, безысходного пессимизма, чувство полнейшего отчаяния"15 привели "левых" к принятию абсурдной, "странной и чудовищной" резолюции, отвергавшей заключение Брестского мира. Но после того как в конце января 1918 г. III съезд Советов предоставил Совнаркому во главе с Лениным неограниченное право решать вопрос о мире, большинство "левых коммунистов", в том числе и Лукин, поддержали Ленина.
Лукин принял активное участие в становлении и развитии советской науки и подготовке кадров. Как и А. В. Луначарский, М. Н. Покровский, В. И. Невский, В. П. Волгин, Ф. А. Ротштейн и другие революционеры, ученые первого ленинского призыва, он с полной отдачей своих сил и знаний отдавался делу воспитания нового поколения историков. В этом плане он был неутомим. Его профессорско-преподавательская деятельность носила в высшей степени творческий характер, она воодушевляла его, обогащала новыми силами. Участники семинаров Лукина в Институте Красной профессуры, МГУ, РАНИОН воспитывались в духе высокого понимания общественной значимости научного труда, а одновременно и силы коллективного поиска. Не случайно многие ученические работы слушателей этих семинаров воплотились позднее в монографиях и коллективных проблемных трудах, часть которых и поныне не потеряла своего научного значения16 .
Слушатели и ученики Лукина почти ежедневно встречались со своим учителем. Он щедро отдавал ученикам весь свой талант. Его семинары являлись прекрасной школой научного мастерства, выработки диалектико-материалистического видения, проникновения в сущность исторического процесса. Лукин не опекал своих учеников, а побуждал их к подлинно новаторскому научному поиску. Он обладал искусством создавать рабочий настрой, творческий климат, находил доверительный тон в беседах с учениками, и от этого занятия его семинара были всегда обоюдно интересными и полезными. Ученики и слушатели Лукина никогда не ощущали его давления в ходе творческих собеседований, ибо в нем неразделимо слились дар ученого и педагога. Именно поэтому Лукин живет в памяти не только ныне еще здравствующих его непосредственных учеников и современников, но и у тех, кто учился у его учеников. Работая в научных учреждениях, вузах и школах, они достойно продолжают и развивают научные, педагогические и воспитательные традиции одного из зачинателей советской исторической школы.
Первое поколение советской школы историков-марксистов, к которому принадлежал Лукин, испытало непосредственное животворное влияние Ленина- По ленинской инициативе была организована и плодотворно работала специальная комиссия, направлявшая исследовательскую деятельность научных учреждений и подготовку кадров в области общественных наук. В ноябре 1920 г. под руководством Владимира Ильича было проведено заседание комиссии по общественным наукам, получившей в дальнейшем название "Комиссия Ротштейна", в которую входили; Ф. А. Ротштейн, М. Н. Покровский, Д. П. Боголепов и другие ученые17 .
Велика была роль Лукина и всех членов этой комиссии в деле реорганизации преподавания наук в университетах18 .
15 Ленин В. И. ПСС. Т. 35, с. 404.
16 См., напр.: Кунисский С, Позняков В. Общинные земли в эпоху Французской революции. М. 1927; Далин В. М. Стачки и кризис синдикализма в предвоенной Франции. М. 1935; Бантке С. Борьба за создание Коммунистической партии Франции. Ч. 1. Циммервальдское движение во Франции в годы мировой войны, М. 1937; Милицина Т. Борьба течений в профсоюзном движении Франции. М. 1937; Аленин Ф. Г. Советы в германской революции 1918 г. М. 1934; Социалистическое движение во Франции. Сб. ст. под ред. Н. М. Лукина. М. 1934.
17 О деятельности "Комиссии Ротштейна" см.: Архив АН СССР, ф. 453, оп. 3, д. 32; а также Покровский М. Н. Избранные произведения. Кн. 4. М. 1967, с. 11.
18 Подробнее см.: Дунаевский В. А. Советская историография новой истории 1917 - 1941. М. 1974; Галкин И. С. Ук. соч,
стр. 98
Конечно, в первые годы после победы Великого Октября в трудах преданных делу революции молодых советских историков имели место случаи подмены глубины исследования силой политической страсти, когда в фактах, событиях прошлого они не выявляли то, что составляет суть развития человеческого общества. Первыми, кто восстал против отрицания прошлого, кто обладал даром крупномасштабного мышления - какого подхода к изучению исторических явлений, который требует использования данных об экономике, социальной структуре, политической системе, идеологии, образе жизни прошлых эпох, - были ученые ленинского призыва, такие, как Лукин.
В своих работах, например, в книге "Максимилиан Робеспьер", Лукин стремился представить своих героев на фоне той эпохи, в которой они жили и действовали. Так, деятельность Робеспьера исследована им во всех, в том числе и в экстремальных обстоятельствах Французской буржуазной революции конца XVIII века. Перед нами предстает эпическое полотно революции, главным героем которой является народ, борющийся за землю, за хлеб как в городе, так и в деревне.
В 1927 г. Лукин уезжает в Париж, где работает в архивах и собирает материалы по истории Французской буржуазией революции конца XVIII в., на основе которых он решает опубликовать новую работу "Крестьянство и продовольственная политика революционного правительства". В центре его внимания главная движущая сила революции - крестьянство. Вернувшись из Франции, Лукин торопится завершить эту работу, пока еще свежи впечатления от работы в архивах, встреч с французскими историками. Его беседы на аспирантских семинарах полны творческих размышлений. Лукин рассказывает о собранных им документах, и перед слушателями предстают противоборствующие классы французского общества, хроника событий, приметы времени. Сам характер изложения свидетельствует о том, что для ученого очень важна последовательность событий, на основе изучения конкретных фактов он стремится постичь суть исторического процесса.
Углубляясь в анализ документов, Лукин набрасывает эскиз схватки противоборствующих классов, определяет социально-политические группировки французского общества накануне и в ходе буржуазной революции. Он не предлагает своим слушателям "на веру" готовые итоги своего исследования, он ведет их через сложную, подчас противоречивую процедуру постижения исторического процесса, к познанию объективной исторической истины. Оперируя фактами, Лукин ни в коей мере не остается в плену фактов. Цельность и партийность мировоззренческой позиции, диалектико-материалистический взгляд на развитие общества позволяют ему увидеть весь исторический процесс.
Приближавшееся 60-летие Парижской Коммуны побудило Лукина готовить к публикации 4-е, радикально дополненное и переработанное издание своего фундаментального труда "Парижская Коммуна 1871 г.". В то же время он продолжает изучать аграрный вопрос в годы Французской буржуазной революции конца XVIII в.; в это время взамен запланированной монографии выходят его статьи "Революционное правительство и сельскохозяйственные рабочие в период действия второго и третьего максимума"19 и "Борьба классов во французской деревне и продовольственная политика Конвента в период действия второго и третьего максимума"20 . Отдавая должное Робеспьеру, Лукин в своих статьях по истории Французской революции отводил главное место народу, трудящимся массам; в их борьбе он искал объяснения бурных событий, стремясь постичь движущие силы истории.
С особой ответственностью Лукин относился к исследованию истории Парижской Коммуны 1871 года. Следуя ленинскому подходу, он стремился показать в истории Коммуны зародыши социалистических начал. Свой труд о Парижской Коммуне в его первом издании он называл "марксистской разведкой" в изучении этого события. Лукин поистине провел разведку боем, вступив в решительную схватку с антимарксистскими, антиленинскими толкованиями истории первой в мире пролетарской революции. "Рабочий класс, - писал он, - должен знать и ценить свое прошлое, историю своих классовых битв, которые привели его в наши дни к генеральному сражению с мировым капитализмом. Внимательное изучение этих предварительных
19 См. в кн.: На боевом посту. М. 1930.
20 Историк-марксист, 1930, т. 16.
стр. 99
схваток, учет их опыта должен облегчить пролетариату ту грандиозную классовую войну, которая развертывается на наших глазах"21 .
В первых изданиях этой книги Лукин допустил ошибки принципиального характера. "Наиболее важными из них, - писал он, - являются, во-первых, характеристика Коммуны как "диктатуры пролетарского города над сельским населением",.. во-вторых... утверждение, что "Коммуна (ее Совет) не представляла собой государства советского типа"22 . В 4-м издании (1932 г.) Лукин пересмотрел эти положения как противоречащие действительной истории и оценкам Парижской Коммуны, "как формы диктатуры пролетариата", данным Лениным, который писал, что "Советская или пролетарская "демократия", родившаяся в России, означала "по сравнению с Парижской Коммуной... второй всемирно-исторический шаг. Пролетарски-крестьянская Советская республика оказалась первой в мире устойчивой социалистической республикой"23 . Именно в четвертом издании книги о Парижской Коммуне и в многочисленных статьях о ней Лукин нанес наиболее чувствительный удар по всяческим хулителям и фальсификаторам ее истории.
Как известно, после поражения Коммуны правительственная следственная комиссия опубликовала в 1872 г. материал, в котором утверждалось, будто революция 18 марта 1871 г. была результатом тщательно подготовленного заговора, идейно направляемого из Лондона Интернационалом, который объявлялся ответственным за "преступления" Коммуны. Прогрессивная общественность в Советской стране и за рубежом с большим удовлетворением встретила проведенный Лукиным анализ литературы, появившейся в конце XIX и в начале XX в. по вопросу о роли Интернационала, его Генерального Совета и Парижского федерального совета во французском революционном движении 1870 - 1871 годов. Лукин подчеркивал, что на характере этой литературы, как и книг и статей по истории Коммуны24 , "в сильнейшей степени сказались как бешеная реакция, наступившая во Франции после разгрома Коммуны, так и острая фракционная борьба между марксистами и бакунистами в самом Международном обществе рабочих"25 .
Труд Лукина о Парижской Коммуне несет большой заряд интернациональных идей, он будит революционную мысль живым, волнующим показом практических дел коммунаров. Перед нами предстает эпопея их подвига, Лукину удалось раскрыть драматизм народного восстания, вспыхнувшего в сложное историческое время. Он показал действительность Второй империи во всех ее ракурсах и пластах общества: от императорского двора до самых низов бесправного, но сильного духом народа; Пронизанное партийностью историческое повествование Лукина доносит до читателя всю остроту классовой, социальной, идеологической борьбы, живо рисует крах политики бонапартизма, сопровождавшийся назреванием революционной ситуации в стране, победу четвертой буржуазной революции во Франции, в результате которой во главе правительства оказалась "шайка адвокатов-карьеристов"26 . Народное восстание 18 марта 1871 г., подчеркивает Лукин, своими корнями восходит к июньским дням 1848 г. - первой великой битве между пролетариатом и буржуазией Франции.
Мысль ученого о том, что в марте 1871 г. рабочий класс Парижа открыто заявил о себе как о ведущей силе революции, подтверждена тщательным анализом источников. Среди них и статьи "Journal official" Коммуны. 21 марта 1871 г. он писал: "Пролетарии столицы при виде обманов и измен правящих классов поняли, что настал час, когда они должны спасти положение, взяв управление общественными делами в свои руки... Пролетариат, перед лицом постоянной угрозы своим правам и полного отрицания всех своих законных стремлений, видя разгром родины
21 Лукин Н. (Н. Антонов). Парижская Коммуна 1871 г. М. 1322, с. 407. 22 Там же. Изд. 4-е, перераб. Ч. 1. М. 1932, с.7 - 8,
23 См. Ленин В. И. ПСС. Т. 38, с. 307, 308.
24 См. напр.: Testut О. L'Internationale. Р. 1871; ejusd. L'Internationale et le jacobinisme, au ban de l'Europe. Tt. I-II. P. 1872; Le livre noir de la Commune de Paris. Bruxelles. 1872; Du Camp M. Les convulsions de Paris. T. 1. P. 1878, p. 22; Hanotaux S. Histoire de la fondation de la Troisieme republique. Le gouvernement de M. Thiers. P. 1925.
25 Лукин Н. М. Избранные труды. Т. III. М. 1963, с. 47.
26 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 17, с. 321. .
стр. 100
и крушение своих надежд, понял, что повелительный долг и безусловное право требуют, чтобы он взял в свои руки ее судьбы и обеспечил себе торжество, овладев властью".
Все исторические личности, действующие в фундаментальном труде Лукина - Э. Варлен, О. Жан-Мари Верморель, Ш. Делёклюз; Я. Домбровский, Э. -В. Дюваль, Р. Риго, Г. Флуранс, Л. Франкель, легендарная Луиза Мишель, русские женщины - А. В. Корвин- Круковская (по мужу Жаклар), Е. Л. Кулешова (Дмитриева) и многие другие герои парижских баррикад, - очерчены как воплощение революционной страсти и нравственного величия патриотов и интернационалистов. Лукин не скрывает их ошибок и заблуждений. Через их судьбы он показывает судьбу народа. В 1930 г. скупой на похвалы акад. В. П. Волгин писал о работе Лукина: "Ни в западноевропейской, ни в нашей советской исторической литературе пока не появилось работы, хотя сколько-нибудь равноценной труду Н. М. Лукина"27 .
Ученый работал над историей Парижской Коммуны вплоть до конца своей жизни. Он не завершил переработку второй части четвертого издания своего главного труда. Но то, что им было сделано, служит науке и сегодня. Книга эта, представляющая органический сплав научного исследования и революционной публицистики, неоднократно переиздавалась, неизменно находясь на вооружении партийных пропагандистов.
Лукин был историком широкого диапазона. Сосредоточив свое внимание на исследовании проблем Французской буржуазной революции конца XVIII в. и Парижской Коммуны 1871 г., он был достаточно осведомлен в истории других стран, и не только нового и новейшего времени, но и в периоды древности и средневековья. К расширению исторического кругозора он призывал и учеников, ссылаясь при этом на Г. Э. Лессинга, который говорил, что, "не зная истории, останешься неопытным ребенком"28
Кроме "Очерков по новейшей истории Германии", Лукин публикует оригинальные статьи по истории французского рабочего и социалистического движения, исследует проблемы эпохи империализма, поставленные Лениным (ученый подчеркивал, что нельзя изучать современные международные проблемы "до тех пор, пока по- марксистски не проработаешь эпохи довоенного империализма"29 ). Обострившаяся в конце 20-х - начале 30-х годов идейно-теоретическая борьба побудила Лукина к углубленному изучению произведений классиков марксизма-ленинизма, методологии истории, материалистического понимания процесса общественного развития30 .
Когда в начале 30-х годов в работах некоторых советских историков появились ошибочные суждения (по вопросу о гильфердинговско-каутскианском понимании империализма, о взглядах Р. Люксембург и по ряду других проблем истории стран Запада), Лукин активно включился в дискуссии о положении в исторической науке. После принятия решения Президиума Коммунистической академии по этому вопросу он выступил со статьей "К итогам дискуссии на западном участке исторического фронта" (Историк-марксист, 1931, N 22). В ней подчеркивалось значение повышения научного и идейно-теоретического уровня исследований, которое предполагает овладение марксистско-ленинской методологией, творческое использование богатейшего марксистско-ленинского наследства, овладение техникой и искусством научных исследовании.
Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР "О преподавании гражданской истории в школе", принятое в 1934 г., имело самое прямое отношение как к исследовательской, так и преподавательской работе ученых-историков. Сначала в двух - Московском и Ленинградском, - а затем и в других университетах страны, были созданы исторические факультеты. Открытие такого факультета в МГУ непосредственно связано с деятельностью Лукина, основателя и первого заведующего кафед-
27 Волгин В. П. Записки об ученых трудах действительных членов Академии наук СССР по Отделению гуманитарных наук, избранных 12 и 13 февраля 1929 г. Л. 1930, с. 66. . . .
28 Lessing G. E. Auswahl. Bd. 1. Leipzig. 1952.
29 Лукин Н. М. Гед и гедизм; его же. Проблемы изучения эпохи империализма. В кн.: Лукин Н. М. Избранные труды. Т. III.
30 Лукин Н. М. Маркс как историк. - Там же.
стр. 101
рой новой и новейшей истории стран Европы и Америки. Его речь в актовом зале университета в сентябре 1934 г. при открытии Исторического факультета на тему: "К вопросу о фашизации исторической науки в Германии"31 вошла в историю советской исторической науки. На пишущего эти строки, как и на всю многочисленную аудиторию, эта речь произвела неизгладимое впечатление. Сдержанная по тону, она органически соединяла в себе свойственные Лукину высокий интеллект и благородную эмоциональность. В ней воплотилась негодующая, взволнованная, беспокойная мысль революционера, вдумчивого историка-марксиста, умеющего охватить своим умственным взором историческую перспективу. Академик, революционер, участник октябрьских событий в Москве32 , он с присущей большевику убежденностью, с глубоким чувством исторического оптимизма выразил уверенность и в неизбежном крахе гитлеризма, и в том, что немецкий народ прозреет и обретет свою дорогу к строительству новой Германии.
Лукин был инициатором создания фундаментального труда-"Всемирной истории". Его вдохновляла мысль Маркса, считавшего, что "чем шире становятся в ходе этого (исторического. - И. Г.) развития отдельные воздействующие друг на друга круги, чем дальше идет уничтожение первоначальной замкнутости отдельных национальностей благодаря усовершенствованному способу производства, общению и в силу этого стихийно развившемуся разделению труда между различными нациями, тем во все большей степени история становится всемирной историей"33 . 27 апреля 1937 т. Лукин выступил на общем собрании Отделения общественных наук АН СССР с предложением начать создание монументальной советской "Всемирной истории". Он наметил периодизацию и контуры этого многотомного издания. Советская "Всемирная история", подчеркивал Лукин, должна быть основана на богатом конкретном материале, для чего требуется немедленно приступить к ликвидации "белых пятен" в советских исторических исследованиях. Этот труд должен быть свободен от "европоцентризма" и по своей структуре отражать единый мировой исторический процесс, охватывая главное, магистральное в развитии всех наций мира. Лукин подчеркивал также, что в Советской "Всемирной истории" место Страны Советов "должно определяться тем, что народы СССР во главе с русским народом являются носителями самой высокой культуры, находящей свое завершение в ленинизме"34 . Война помешала созданию "всемирной истории" в намеченные тогда сроки. Однако основные принципы, выдвинутые Лукиным, были положены в основу этого издания, осуществленного уже после Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Характерным для творческой жизни Лукина было его умение выявить самое существенное в сложном процессе исторического развития и найти для этого точное повествовательное воплощение. И находил он это воплощение в страстной, глубоко партийной публицистичности. В этом - своеобразие и сила его научного творчества, в этом его притягательность. Когда мы говорим о традициях Лукина как выдающегося ученого, то ярче и плодотворнее всего развивают их те ученые, которые следуют духу, а не букве его наследия. Каждый исследователь, стремящийся развивать традиции акад. Н. М. Лукина, должен оставаться самим собой, быть оригинальным в своем творчестве и неутомимым в борьбе за истину в науке.
31 Там же.
32 См.: Герои Октября. Книга об участниках Великой Октябрьской социалистической революции в Москве. М. 1967, с. 147; Октябрь в Москве. М. 1967, с. 5.1, 105, 106.
33 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 3, с. 45.
34 Лукин Н. М. Избранные труды. Т. III, с. 449.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |