Libmonster ID: KZ-2030

В 1970-е годы, когда Индийский национальный конгресс (ИНК) начал терять монополию на власть, Джана сангх (Индийский народный союз) стал предпринимать активные попытки по расширению своего влияния, используя как окрепшие за эти годы РСС и другие близкие к ней организации, так и партийно-политические методы, в первую очередь, блокирование с другими партиями и движениями и участие в коалициях. Впервые Джана сангх попытался выйти из своеобразной политической изоляции в 1973 году, когда в партии обсуждался вопрос о возможном сотрудничестве с начавшимся тогда антиконгрессистским движением во главе с популярным социалистом-гандистом Джай Пракаш Нараяном. Один из лидеров Джана сангха Л. К. Адвани уже тогда доказывал, что партия достигла своего "идеологического плато" и для расширения сферы влияния ей нужно сотрудничать с другими силами.

Введение правительством ИНК в 1975 году чрезвычайного положения, при котором использовались силовые методы по отношению к оппозиции, вплоть до ареста ее руководителей, стало водоразделом в политической жизни страны. На парламентских выборах 1977 года ИНК во главе с И. Ганди потерпел поражение. Победу одержал коалиционный блок Джаната парти (Народная партия), в составе которого был Бхаратия джана сангх.

После этих выборов Джана сангх впервые вошел в состав правящей коалиции в качестве ее ведущего участника, имеющего около 100 депутатских мандатов в парламенте. Ваджпаи стал министром иностранных дел. Однако в 1979 году коалиция распалась. Представители Джана сангха вышли из ее состава в том числе и потому, что их обвинили в так называемом двойном членстве - одновременно в Джаната парти и в Раштрия сваямсевак сангх (РСС -Союз добровольных служителей нации).

Лидеры Джана сангха считали это обвинение необоснованным, так как Джаната парти, созданная из различных оппозиционных ИНК партий и группировок, не имела общего членства. А главное, как пишет Ваджпаи, "...Мы предпочли занять твердую позицию. Как могли мы, проведшие почти всю свою сознательную жизнь в качестве сваямсеваков, вдруг порвать все отношения с РСС, да к тому же ради организации, частью которой мы стали лишь несколько месяцев назад? Мы решили выйти из правительства, но не пойти на идеологический компромисс...". Истинная причина истории с двойным членством, по мнению Ваджпаи, состояла в том, что Джана сангх представлял собой самую крупную часть Джаната парти. У последней не было ни организационных возможностей, ни партийных кадров. А поскольку Джана сангх обладал и тем и другим, то вполне естественно, что он находился в лучшем положении, чем другие партии, объединившиеся в Джаната парти. "Наша сила, - пишет Ваджпаи, - воспринималась некоторыми из них как угроза, и они чувствовали, что в случае проведения организационных выборов и кампании по привлечению членов в Джаната парти, Джана сангх оказался бы в роли лидера и взял бы контроль над всей партией".

Однако были и более глубокие причины, которые привели к выходу Джана сангха из Джаната парти и расколу последней. Социальная база Джаната парти состояла как из представителей высших каст, преимущественно крупных землевладельцев, так и из низких каст - в основном малоземельных крестьян. Попытки лидеров отсталых крестьянских каст использовать пребывание у власти в составе Джаната парти для укрепления своих позиций (введение ими в Уттар-Прадеше и Бихаре квот для этих каст в государственных учреждениях и учебных заведениях) вызвали резкий протест высших каст, широко представленных в Джана сангхе. Именно в этом состояла главная суть противоречий внутри коалиционного блока Джаната парти, что и привело к его расколу и падению правительства.

В апреле 1980 года на базе Джана сангха была образована Бхаратия джаната парти, что должно было символизировать ее определенное обновление, разрыв с прошлым, освобождение от клейма коммунализма.

На следующих парламентских выборах, проводившихся в 1984 году после убийства Индиры Ганди, Конгресс одержал убедительную победу. БДП потерпела сокрушительное поражение, получив всего два места в парламенте. Однако на выборах 1989 года она существенно усилила свои позиции - за нее проголосовало 20 процентов избирателей, что дало ей 86 мест в парламенте из 545. На следующих выборах 1991 года за БДП проголосовали те же 20 процентов избирателей, но на этот раз она увеличила свое представительство в парламенте до 120 депутатов.

Впервые БДП стала самой крупной партией в парламенте после выборов 1996 года, когда она обошла ИНК по числу депутатских мандатов, соответственно 161 против 141. Именно эти выборы окончательно решили вопрос не в пользу однопартийного правления ИНК. Однако оказалось, что и БДП, несмотря на ее новый статус ведущей партии в парламенте, не смогла привлечь на свою сторону другие партии, за исключением близкой ей по духу индусской шовинистической Шив сена (Армия Шиваджи). Она про-


Окончание. Начало см. "Азия и Африка сегодня, N 7, 2003 г.

стр. 24


должала находиться в своеобразной идеологической и политической изоляции. Как вспоминал об этом Адвани, "...никто не хотел даже приблизиться к БДП, несмотря на наше приглашение другим партиям войти в правительство". Поэтому правительство меньшинства БДП - Шив сена во главе с Ваджпаи продержалось рекордно короткий срок - всего 13 дней (май-июнь 1996 года), так как не смогло получить вотума доверия в парламенте.

После этого шанс сформировать правительство был предоставлен президентом страны К. Р. Нараянаном Объединенному фронту (ОФ) центристских и левых сил во главе с Дев Гауда. Было образовано правительство меньшинства, поддерживаемое извне ИНК. Однако оно просуществовало всего 10 месяцев (июнь 1996 - апрель 1997 года) и было вынуждено уйти в отставку после того, как ИНК отказал ему в поддержке. Однако в апреле 1997 года к власти вновь пришло правительство меньшинства того же Объединенного фронта и вновь при поддержке извне ИНК, но на этот раз во главе с премьер-министром И. К. Гуджралом. Менее чем через год ИНК снова, исходя из своих политических соображений, отказал и этому правительству в поддержке. Парламент был распущен и объявлены новые, внеочередные выборы.

БДП ИДЕТ ВО ВЛАСТЬ

На этих выборах в марте 1998 года БДП взяла курс на создание коалиции. Первоначально в нее входило около десятка партий из разных штатов и разной идеологической и политической направленности. В результате БДП и ее союзникам удалось получить в парламенте 250 депутатских мандатов (36,2 процента голосов избирателей) - существенно больше, чем у ИНК (141 мандат), но недостаточно, чтобы сформировать правительство. Почти месяц БДП проводила работу по привлечению на свою сторону других партий, группировок и отдельных депутатов. В конечном итоге в апреле 1998 года ей удалось добиться минимального большинства в парламенте и создать коалиционное правительство Национального демократического альянса (НДА), в которое вошли 18 партий.

Успех БДП был во многом связан с "движением Айодхья" -массовым выступлением индусов в начале 1990-х годов, во главе которого стояли БДП, РСС и другие индусские религиозно-общинные организации. Речь шла о "восстановлении" храма Рамы вместо построенной несколько веков назад на этом же месте мечети Бабура.

БДП обращалась к широким слоям населения. Она заявляла, что "верит в создание общества, в котором каждый, вне зависимости от касты, религии или пола, получит место под солнцем, общества, в котором оптимизм, имеющиеся возможности и согласие придадут импульс строительству сильного и процветающего государства". Усиление влияния БДП стало возможным и потому, что она использовала тактику предвыборных соглашений с большим числом политических партий. БДП и ее союзники смогли получить 250 депутатских мандатов. Кроме того, ей удалось привлечь на свою сторону несколько депутатов из оппозиционных партий. В итоге правительственная коалиция во главе с БДП добилась незначительного большинства в парламенте и сформировала свое правительство.

На выборах 1998 года БДП и ИНК получили по 25 процентов голосов избирателей, в то время как Конгресс в одиночку набирал до 49 процентов голосов. Это означало, что обе партии не могли сформировать правительство без сотрудничества с другими политическими силами. Не случайно, что сразу же после получения вотума доверия в парламенте премьер-министр Ваджпаи заявил, что программа правительства это результат коллективных решении всех партии коалиции, что логично вытекает из реальности многообразной плюралистической политики Индии.

Приход БДП к власти вызвал волну критики со стороны оппозиции. Она выразила обеспокоенность тем, что связи БДП с РСС и другими членами "семьи хиндутвы" могут привести к размыванию идей секуляризма в политике и общественной жизни страны. Руководство БДП решительно опровергало такие обвинения.

ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ НДА

С самого начала правительство НДА заявило, что продолжит начатые в 1991 году реформы, но переносит акцент на использование национальных ресурсов. Подчеркивалось, что особое внимание будет уделено росту числа рабочих мест и ликвидации безработицы. Отмечалось, что Индия должна максимально использовать богатые природные ресурсы, подготовленные технические кадры, ее достижения в науке и технологии. Однако это не означало, что Индия будет проводить политику изоляционизма и запретит приток иностранных инвестиций, новых идей и новых технологий.

Программа НДА предусматривала направление иностранных инвестиций в ключевые отрасли хозяйства, особенно инфраструк-

стр. 25


туру и энергетику, а не в легкую и пищевую отрасли промышленности или в средства массовой информации. Правительство считало, что индийской промышленности потребуются время и всесторонняя помощь, чтобы подготовиться к вызовам глобализации, поскольку местные предприниматели ранее действовали в рамках защищенного рынка. Поэтому должен быть сохранен определенный уровень протекционизма.

Правительство во главе с БДП ратовало за освобождение экономики от государственного контроля. Тем не менее, оно исходило из того, что государство должно играть важную роль в социальной сфере - здравоохранении, образовании, жилищном строительстве, обеспечении населения продовольствием. Оно декларировало, что будет с "равным уважением относиться ко всем религиям на основе равенства для всех", уделять внимание вопросам развития меньшинств (речь шла, таким образом, и о мусульманах).

Коалиционное правительство считало своим высшим приоритетом вопросы обороны и безопасности с целью сохранения суверенитета и территориальной целостности страны. Оно заявляло, что Индия всегда выступала за мир без ядерного оружия и поэтому требовала создания и осуществления программы ядерного разоружения во всем мире с указанием конкретных сроков ее реализации. Ставилась задача пересмотреть ядерную политику Индии с учетом меняющейся обстановки в мире. 11 - 13 мая 1998 года Индия произвела серию ядерных испытаний. По мнению правительства, испытания показали, что страна "способна осуществлять программу по ядерному оружию". В то же время подчеркивалось, что Индия остается приверженной целям глобального ядерного разоружения.

Программные заявления НДА не могли быть полностью реализованы, так как в апреле 1999 года один из крупных партнеров по коалиции заявил о выходе из ее состава. Правительство потеряло большинство в парламенте и при голосовании вотума доверия лишилось права на власть, не добрав всего одного голоса. С другой стороны, попытки ИНК получить большинство также не увенчались успехом. Началась подготовка к еще одним внеочередным парламентским выборам.

КУРС БДП НА ШИРОКУЮ КОАЛИЦИЮ

За несколько недель до того, как БДП не получила вотума доверия в парламенте, состоялось заседание национального исполкома РСС в Лакхнау, в котором участвовали представители всех его "крыльев". Обсуждались вопросы, связанные с обращением индусов в другие религии, особенно в христианство, с агитацией против политики либерализации, ориентированной на экономику Запада, что, по мнению РСС, подрывает возможности местных производителей, и, наконец, вопрос о возобновлении массовых движений индусов за строительство храма бога Рамы в Айодхье.

Хотя БДП исключила из программы правительства пункт о строительстве храма, чтобы не вызывать возражения секуляристских партий из коалиции НДА, РСС продолжал настаивать на этом, а также на выполнении программы хиндутвы по созданию индусской нации. Более радикально настроенные шовинистические лидеры РСС, в том числе те, кто проводили работу среди племен, объявили о своих планах по возврату христиан в лоно индуизма. Радикалы, недовольные умеренными взглядами и действиями премьер- министра Ваджпаи, даже обсуждали вопрос о его смещении с этого поста и назначении вместо него более решительного и приверженного идеалам хиндутвы лидера.

Несмотря на это давление, руководство БДП не пошло по пути полной самоизоляции от других социальных групп и конфессий. Более того, оно поставило задачу формирования широкой коалиции, которая обеспечила бы достижение устойчивого большинства в парламенте. Так была заложена основа более широкого Национального демократического альянса. Его предвыборный манифест был документом весьма расплывчатым, сглаживающим идеологические и политические разногласия между его участниками.

Среди лозунгов, выдвинутых НДА на выборах, был, например, такой - запретить лицам иностранного происхождения занимать высшие посты в законодательных, исполнительных и судебных органах страны. Его цель - подорвать позиции председателя ИНК Сони Ганди (итальянки по происхождению) и ее партии на выборах.

Из всех зарегистрировавшихся на выборах 1999 года 175 партий в парламент прошло 39. Самые крупные - Бхаратия джаната парти и Индийский национальный конгресс получили соответственно 182 и 112 депутатских мандатов. Четыре партии завоевали от 20 до 30 мест, еще пять партий -от 10 до 15, три партии - семь-восемь мест. Одиннадцать партий провели от двух до пяти депутатов в парламент, а остальные -только по одному. Всего пять депутатов были избраны как независимые.

БДП вместе с союзниками по Национальному демократическому альянсу, состоявшему из 24 партий, завоевала большинство в Народной палате - 297 мест. Таким образом, НДА получил право на формирование правительства. Уже через десять дней после выборов новый кабинет министров во главе с бывшим премьер-министром и лидером БДП Ваджпаи приступил к работе.

Политические итоги выборов не были настолько однозначными, как это могло показаться при первом рассмотрении. Хотя по сравнению с предыдущей правящей коалицией Национальный демократический альянс увеличил свое представительство в парламенте почти на 50 депутатских мандатов, но доля избирателей, проголосовавших за него, даже несколько сократилась (на 1,5 процента). Сама БДП не смогла усилить свое влияние в Народной палате, получив всего лишь на одно место больше, чем в 1998 году.

Но особенно трудное для БДП положение сложилось в крупнейшем штате Уттар-Прадеш (население около 160 миллионов). По сравнению с 60 депутатскими мандатами в 1998 году, на выборах 1999 года она получила всего 29. Это было жестоким поражением БДП, тем более, что в начале 90-х годов она смогла привлечь на свою сторону голоса многих индусов, составляющих подавляющее большинство населения в штате, в результате организованного ею движения за строительство индусского храма Бога Рамы в Айодхье на месте разрушенной мечети Бабура.

Определенное снижение уровня общинной риторики со стороны БДП на выборах 1999 года с тем, чтобы сохранить единство союзников по коалиции, среди которых было немало секуляристских партий, способствовало эрозии традиционного электората

стр. 26


БДП, поддерживающего религиозно-общинные лозунги. В Уттар-Прадеше борьба внутри местной организации БДП вокруг этих лозунгов, а также низкий уровень компетентности возглавляемого ею штатовского правительства привели к потере голосов на выборах.

ИНК ПРОДОЛЖАЕТ ТЕРЯТЬ ВЛИЯНИЕ

Усиление позиций БДП и НДА происходило на фоне ослабления влияния Индийского национального конгресса. Третье подряд поражение ИНК на парламентских выборах (1996, 1998 и 1999 годы) было для него и самым тяжелым. ИНК получил рекордно низкое число депутатских мандатов в Народной палате, потеряв надежду на сформирование не только однопартийного правительства, но даже и коалиции с его участием. Эта неудача Конгресса не была случайной. В течение последних трех десятилетий складывалась устойчивая тенденция к утрате им влияния, которая приняла критический характер в 1990-е годы.

Одновременно происходил рост популярности БДП - его главного политического оппонента. В отличие от Конгресса, БДП в последние годы демонстрировала умение приспосабливаться к меняющимся условиям, использовала крупные тактические ошибки ИНК. После того как в апреле 1999 года БДП и оставшиеся с ней союзники потеряли большинство в Народной палате, Соня Ганди заявила, что ее партия в состоянии получить большинство в составе того же парламента и сформировать правительство. ИНК начал переговоры с рядом партий. Одна из них, Самаджвади парти (Социалистическая партия), располагавшая 30 депутатами, была готова поддержать правительство во главе с ИНК при условии ее участия в правительственной коалиции. ИНК же предлагал, чтобы эта партия поддержала правительство извне, то есть не входя в его состав. Такое предложение не устроило руководство Самаджвади парти во главе с Мулаям Сингх Ядавом, который раньше уже был министром обороны в правительстве Объединенного фронта. В конечном итоге ИНК вынужден был признать, что не располагает необходимым большинством в парламенте. Все это привело к тому, что в стране были объявлены новые парламентские выборы, которых не желала ни одна партия.

В отличие от БДП, сделавшей ставку на опытного и широко известного политического деятеля Ваджпаи и заранее объявившей, что он займет пост премьер-министра в случае победы НДА на выборах, руководство ИНК так и не смогло представить избирателям своего кандидата в премьер-министры. Вполне очевидно, что Соня Ганди уступала Ваджпаи во всех аспектах политической борьбы, кроме одного - она была членом семьи Ганди-Неру. Это и был тот главный аргумент, с помощью которого ее окружение надеялось привести ИНК к победе. Конгресс делал акцент на сохранении династийности в его руководстве. Соню Ганди представляли, прежде всего, как вдову убитого премьер-министра Раджива Ганди, невестку также погибшей Индиры Ганди. Этой же цели служило и участие в предвыборной гонке вместе с Соней Ганди ее взрослых детей. В то же время БДП подчеркивала в ходе избирательной кампании представительный характер возглавляемой ею коалиции.

Одним из главных результатов выборов 1999 года было не только сформирование БДП и ее союзниками политического альянса, но и попытка создания нового социального блока. Эти выборы можно рассматривать в качестве важного этапа в процессе, который сопровождался продвижением БДП к власти. В ходе этого процесса сама БДП сделала шаг, который должен был изменить облик этой партии как преимущественно опирающейся на горожан из высших каст: она стала апеллировать также и к более широкой социальной базе - зажиточному и среднему крестьянству. Неспособность в одиночку прийти к власти вынудила БДП сотрудничать с региональными партиями, многие из которых представляли средние и даже низшие социальные (кастовые) слои и группы и религиозные меньшинства.

Вместе с тем нельзя сказать, что БДП не предпринимала самостоятельных попыток получить голоса отсталых слоев населения и религиозных меньшинств. Она делала это, используя в качестве предвыборного механизма возможности Национального демократического альянса. Так, Ваджпаи заявлял, что если НДА придет к власти, то его правительство примет соответствующую поправку к конституции страны, которая обеспечит справедливость в отношении меньшинств, далитов и бедняков и проложит путь к их активному участию в процессе развития. Это является "приоритетным направлением в программе НДА," - говорил он.

Тем не менее, результаты выборов 1999 года свидетельствуют, что БДП пользуется влиянием в основном среди высших и богатых слоев населения, в то время как ее союзники по коалиции - в средних слоях.

Партийно-политические предпочтения электората в зависимости от других социальных факторов также представляют определенный интерес. Так, просматривается тенденция голосования за БДП более образованной части населения. В свою очередь, ИНК пользуется влиянием среди избирателей, имеющих средний уровень образования, и меньшей поддержкой - у остальных. Приблизительно так же обстоит дело и с левыми партиями.

Еще один важный момент -распределение голосов избирателей среди партий в городах и сельской местности. Со времени своего создания Джана сангх, а затем его преемник БДП пользовались большей поддержкой среди горожан, меньшей - среди деревенских жителей. Эта модель электорального поведения существенно изменилась в последние годы, в том числе и на выборах 1999 года. БДП заметно упрочила свою социальную базу в деревне, где проживает около трех четвертей населения. На выборах 1999 года она получила 73 процента всех завоеванных ею голосов именно в сельской местности. Это лишь немногим меньше, чем у ИНК. Сейчас, по существу, можно говорить о том, что фактор урбанизации не влияет на позиции БДП среди электората.

ИНК в этом отношении оказался на прямо противоположных позициях. Если два-три десятилетия назад он пользовался самым большим влиянием в деревне, то к концу 90-х годов оно заметно ослабло. Это в определенной мере связано с тем, что некоторые региональные партии, в том числе левые, усилили свои позиции в деревне, одновременно утратив поддержку горожан (например, в Западной Бенгалии).

В Индии возрастной фактор не играет сколько-нибудь заметной роли при определении избирателями политических предпочтений. Однако политический

стр. 27


взлет БДП в последние годы привнес заметные изменения. На выборах 1999 года БДП получила среди молодежи на 4 процента больше голосов, чем у избирателей старшего возраста. В свою очередь, ИНК несколько утрачивает влияние среди молодежи. На выборах 1996 года число поданных за него голосов молодежи было всего на 2,5 процента больше, чем число голосов пожилых людей, а на последних выборах этот разрыв почти полностью исчез. Очевидно, что молодежь, больше чем другие возрастные группы, стремится к переменам. Впрочем, и в прошлом БДП пользовалась относительно большим влиянием среди молодежи, а ИНК - среди людей среднего возраста. Левые партии также имеют несколько меньшую поддержку у молодежи, чем у людей среднего возраста.

Еще одна существенная особенность в поведении индийского электората: традиционно женщины отдавали ИНК на 5 - 6 процентов голосов больше, чем мужчины. Среди факторов, которые способствовали высокому уровню влияния ИНК среди этой части избирателей, были конгрессистские программы по улучшению положения женщин и то, что в течение 18 лет партию возглавляла Индира Ганди. Потеря политических позиций ИНК в 1990-е годы привела к заметному оттоку женщин от этой партии. Однако в последнее время ИНК вновь начал усиливать позиции среди них. В 1999 году за него голосовало на 5 процентов больше женщин, чем мужчин.

В то же время влияние БДП среди женщин было заметно ниже, чем среди мужчин. На выборах 1998 года за нее голосовало на 4,7 процента меньше женщин, чем мужчин, а на последних выборах этот показатель еще больше снизился. Среди причин можно назвать определенную патриархальность идеологических воззрений БДП и примыкающих к ней организаций.

В целом, результаты выборов 1999 года свидетельствовали о крупных изменениях в жизни индийского общества. За десятилетия пребывания ИНК у власти с 1947 года был создан средний класс (в настоящее время, по разным оценкам, он составляет 200 - 250 миллионов человек). Рост благосостояния этой части населения - торговцев, чиновников, учителей, студентов, зажиточного крестьянства сопровождался повышением их культурных запросов. Большинство из них ориентировалось на традиционные индийские, а точнее, индусские культурно-религиозные ценности. Усилению влияния БДП способствовало размывание идей социально-политического развития, являвшихся частью концепции демократического социализма, социальной справедливости и секуляризма, связанной с Конгрессом. Это во многом определялось ростом влияния окрепшего среднего класса и крупной буржуазии.

Вынужденное принятие в 1990 году правительством Национального фронта во главе с премьер-министром В. П. Сингхом рекомендаций комиссии под председательством Б. П. Мандала по улучшению положения отсталых классов (квотирование мест в государственных учебных заведениях, учреждениях и на предприятиях) вызвало недовольство со стороны зажиточных слоев, представленных в основном высшими кастами. БДП и стоящие за ней индусские религиозно-общинные организации активно использовали это недовольство. Для этой цели была реанимирована долго прозябавшая втуне идея строительства храма Бога Рамы в Айодхье, что принесло крупные дивиденды БДП и усилило ее влияние среди индусов. В целом хиндутва, как одна из форм религиозного фундаментализма, охватила значительную часть высших и средних слоев общества, включая бизнес, бюрократию и интеллигенцию. В то же время часть средних слоев, большинство отсталых, малоимущих и неимущих групп населения остались вне влияния идеологии хиндутвы. Произошло также дальнейшее отчуждение от БДП мусульман.

ПОБЕДА БДП В ГУДЖАРАТЕ

2002 год оказался весьма непростым для БДП - она потерпела поражение на выборах в законодательные собрания штатов Уттар-Прадеш, Пенджаб, Уттаранчал, Джамму и Кашмир. Однако этот же год завершился триумфальной победой партии в декабре на выборах в Гуджарате - штате с населением в 50 миллионов человек. БДП удалось получить в местном парламенте более двух третей депутатских мандатов (126 из 181 места в законодательном собрании штата и 51 процент голосов избирателей; в собрании предыдущего созыва у БДП было 117 мест и 41,8 процента голосов).

Главный соперник БДП - Конгресс - остался далеко позади. Поражение в Гуджарате показало, что Конгрессу пока еще трудно что-либо противопоставить политике хиндутвы. В своем анализе выборов в этом штате некоторые руководители партии возлагали вину за поражение Конгресса на проводимую им политику "мягкой хиндутвы", которая не смогла противостоять "жесткой хиндутве", пропагандируемой БДП. Другие считали, что политическая линия на секуляризм еще больше навредила бы партии. Третьи, в свою очередь, полагали, что, наоборот, партия должна более настойчиво защищать идеалы секуляризма.

Раздумья над тем, как действовать ИНК в будущем, приводят некоторых его руководителей к мысли о том, что партии следует больше уделять внимания вопросам, непосредственно затрагивающим жизнь простых людей. И, может быть, следует вернуться к нравственным аспектам гандистской философии и социалистическим идеалам Неру. Кроме того, лидеры Конгресса серьезно задумываются о необходимости создания жизнеспособной коалиции, которая могла бы противостоять Национальному демократическому альянсу во главе с БДП.

На исход выборов в Гуджарате огромное влияние оказали события в городе Годхра и последовавшие за ними погромы мусульман. По официальной версии, в феврале 2002 года возле Годхры группа мусульман напала на поезд, в котором паломники-индусы возвращались из Айодхьи. В одном из вагонов были убиты и сожжены 59 индусов. Представительный "Трибунал обеспокоенных граждан" (The Concerned Citizens' Tribunal) во главе с бывшим судьей Верховного суда Индии В. Кришна Айяром, который обследовал место событий и опросил множество свидетелей, отверг эту версию и установил, что пожар начался внутри вагона. Это и привело к гибели людей. "Трибунал" заявил, что пожар в поезде был использован БДП для "циничной политической игры". Вместо того, чтобы предотвратить дальнейшее разрастание конфликта, главный министр распорядился транспортировать обгоревшие тела убитых индусов на грузовиках через весь штат до административного центра Ахмедабад.

За этим последовали массовые избиения и погромы мусульман, в

стр. 28


результате которых погибло, по разным сведениям, более тысячи человек. Так, в Сардарпуре (дистрикт Мехсана) 33 человека -женщины и дети - были сожжены в одном доме. Еще 11 человек сгорели заживо в Дипвала Дарваджа того же дистрикта. Авторы "Трибунала", опросившие более двух тысяч пострадавших в 16 дистриктах штата, установили, что в результате антимусульманских погромов было разрушено более 1100 гостиниц, принадлежавших мусульманам, 15 тысяч разных предприятий, более 5 тысяч автомобилей.

В своем двухтомном докладе "Трибунал", опираясь на нормы международного права, обвинил власти штата во главе с главным министром Нарендра Моди в "преступлениях против человечности и геноциде, что лишает его возможности занимать общественные должности". Доклад расценил Моди как "автора и архитектора" всего того, что случилось после событий в Годхре и обвинил его в разжигании религиозно-общинной ненависти. "Трибунал" также рекомендовал немедленно задержать и подвергнуть судебному преследованию руководителей Вишва хинду паришад (ВХП - Всемирный совет индусов) Правина Тогадия и Ашока Сингхала.

Многие лидеры индийской оппозиции выступили с требованием отставки Моди с поста главного министра. Однако центральное руководство БДП отвергло их требование. Напротив, Моди получил полную поддержку БДП и вновь стал главным министром после выборов в декабре 2002 года.

Итоги выборов в Гуджарате вызвали прилив энтузиазма в рядах БДП и примыкающих к ней организаций из "семьи хиндутвы". После объявления результатов этих выборов премьер-министр А. Б. Ваджпаи заявил, что начался "победный марш" и Гуджарат представляет собой лишь начало этого шествия. Вместе с тем премьер-министр занял взвешенную позицию по вопросу о приверженности БДП к хиндутве, принимая во внимание более широкие интересы всех членов коалиции НДА.

Однако руководители "семьи хиндутвы" торопились зафиксировать свои более жесткие, а порой и экстремистские взгляды в общественном сознании. Так, официальный представитель РСС Рам Мадхав высказался в том духе, что полученный БДП мандат -это хороший урок оппозиции, "псевдосекулярному" лобби и даже БДП. Бхаратия джаната парти должна идентифицировать себя с национализмом и теснее сотрудничать с "семьей хиндутвы". Еще более определенно выразился секретарь ВХП по международным делам П. Тогадия. Отныне, сказал он, политика в Индии будет сосредоточиваться вокруг хиндутвы. "Мы не позволим БДП отойти от идеологии хиндутвы", - заявил он и дал понять, что ВХП не остановится даже перед конфронтацией с самим премьер-министром. "Мы не являемся закабаленными работниками какой-либо партии. Мы останемся приверженными делу хиндутвы, и партии, поддерживающие нашу идеологию, не должны отступать ни на шаг от хиндутвы".

Ваджпаи реагировал на заявления поборников "жесткой хиндутвы" в свойственном ему сдержанном и образном стиле. Он заявил, что хиндутва не может быть объектом предвыборной борьбы, и постарался утихомирить страсти внутри "семьи хиндутвы" и в самом Гуджарате, вызванные как событиями в Годхре, так и последующими погромами мусульман. Для этого он обратился к понятной для индусов мифологии. Ваджпаи сказал, что БДП должна выпить яд, который появился в Гуджарате за месяцы межконфессионального конфликта, подобно тому, как это сделал бог Шива, когда он создавал вселенную, в результате чего наряду с добром появилось и зло (яд), и Шива проглотил его, чтобы избавить человечество от зла.

Некоторые руководители БДП считают, что успех партии в Гуджарате и использованные там методы предвыборной борьбы не могут быть применены в других штатах, поскольку условия в них существенно отличаются. Кроме того, в БДП возникают опасения, что другие участники правительственной коалиции могут не самым благожелательным образом отнестись к тактике Бхаратия джаната парти, приведшей ее к победе в Гуджарате. Победа БДП в этом штате вызвала в партии дискуссию о возможности проведения досрочных выборов в парламент еще до истечения сроков его полномочий в 2004 году. Этим можно объяснить жесткие, по существу предвыборные заявления некоторых руководителей примыкающих к БДП организаций. "Лаборатория хиндутвы начала действовать, - заявил Тогадия. - Можно ожидать создания хинду раштра (государства индусов) в течение последующих двух лет... К тому времени мы изменим историю Индии и географию Пакистана. Если в разных регионах Индии в медресе могут обучать людей джихаду, - сказал он, - то почему Вишва хинду паришад не может создать свою лабораторию? Гуджарат стал могилой секуляристских сил".

Вишва хинду паришад подчеркнул, что он придерживается ранее заявленных целей хиндутвы - строительство храма бога Рамы в Айодхье, принятие закона, запрещающего переход в другие религии, а также единого гражданского кодекса (для всех религиозных конфессий, в том числе и мусульман, которые продолжают жить по законам частного права); отмена статьи 370-й Конституции Индии, предоставляющей особый статус штату Джамму и Кашмир, населенному преимущественно мусульманами; принятие закона, запрещающего забой коров. ВХП предупреждал, что "грядущая буря" не ограничится Гуджаратом, и следующими регионами, на которые распространится идеология хиндутвы, станут Химачал-Прадеш, Раджастхан, Мадхья-Прадеш, Чаттисгарх и Дели.

Тогадия также объявил, что "мусульмане в Индии будут пользоваться таким же статусом, как индусы в Пакистане, может быть, даже несколько лучшим". В этой связи он сказал, что ВХП выступает за "расчленение" Пакистана, поскольку "нельзя покончить с фундаментализмом и экстремизмом, не расколов Пакистан на части".

Определенный итог дискуссиям в БДП по вопросу о выборах в Гуджарате был подведен на заседании национального исполкома партии 23 - 24 декабря 2002 года. В принятой на нем политической резолюции подчеркивалось: "Выборы стали испытанием культурного национализма БДП... Народ Гуджарата поддержал нашу приверженность культурному национализму и проголосовал за нашу партию третий раз подряд". Далее выражалась уверенность в том, что выборы в этом штате станут "поворотным пунктом в истории Индии, а пропагандируемая БДП идеология культурного национализма будет широко воспринята всей страной". Указывалось также, что партия использует опыт Гуджарата и повторит свой успех в других штатах.

стр. 29


В то же время премьер-министр Ваджпаи заявил, что не следует использовать религию для завоевания голосов избирателей, а хиндутва не должна быть частью политической, в том числе предвыборной программы. Кроме того, в выступлении на заседании парламентской фракции БДП Ваджпаи акцентировал внимание на вопросы управления в Гуджарате, что, по его мнению, внесло большой вклад в победу партии на выборах.

Выборы в Гуджарате еще раз подтвердили значимость социальных и политических процессов, происходящих на уровне штатов. Более того, некоторые индийские аналитики считают, что центральное руководство БДП по существу играет роль второй скрипки в оркестре, где тон задают местные политики. Судьба выборов в регионах определяется не в центре, а зависит от соотношения сил на местах. Что касается БДП, то многое определяется влиянием местных лидеров партии, таких как Нарендра Моди в Гуджарате, Васундара Радже Синдия в Раджастхане, Ума Бхарати в Мадхья-Прадеше, Дилип Сингх Джудео в Чаттисгархе.

Победа БДП в Гуджарате придала дополнительный импульс усилиям этой партии по идеологическому обеспечению ее партийно-государственной деятельности. Эта работа активно проводилась еще задолго до событий в этом штате. Одним из ее итогов стало издание в декабре 2002 года национальных программ по социальным наукам и истории для учащихся XII классов. Еще раньше такие программы были подготовлены для VI и IX классов. Они были разработаны Национальным советом по образованию и профессиональной подготовке.

Сравнивая эти программы и подготовленные на их основе учебники с аналогичными предыдущими учебниками по этой же тематике, многие учителя школ и преподаватели в колледжах и университетах считают, что новые программы нацелены на то, чтобы разрушить секулярный характер школьного обучения, что они исподволь проповедуют шовинизм, брахманизм и имеют антимусульманскую направленность.

Так, в учебниках по истории появилось такое нововведение, как "цивилизация Инда-Сарасвати". Объединение в одно историческое целое двух понятий означало, что цивилизация долины

Инда была по существу частью ведийской цивилизации. В учебнике для XII класса есть глава "Ведийская цивилизация" * , однако в тексте отсутствуют какие-либо ссылки на дату ее возникновения. В новых учебниках также говорится, что арийская культура является ядром индийской культуры, а сами ведийские арии были автохтонами Индии и создателями вед. В то же время в них содержатся указания на то, что мусульмане и христиане являются "иностранцами".

В разделе учебника по новейшей истории не нашлось места, например, таким фактам, как убийство Махатмы Ганди индусским шовинистом Натурамом Годсе и запрет в этой связи Хинду махасабхи и РСС, что оказало большое влияние на ход развития современной Индии. (Характерно, что в новом фильме "Война и мир" известного кинорежисссера Ананда Патвардана, который начинается с убийства Ганди Натурамом Годсе, вся эта сцена была запрещена цензурой.)

Помимо учебников, официально рекомендованных правительственной организацией, при спонсорстве РСС издаются книги, призванные укрепить веру в превосходство индусов. Так, в некоторых из них даже утверждается, что человечество возникло в верховьях реки Сарасвати. Все это служит определенным целям, а именно: доказать культурное и духовное превосходство индуизма, опровергнуть устоявшиеся представления о том, что самые древние тексты индусов были связаны с пришествием ариев с Северо-Запада, что цивилизация реки Инда предшествовала ведийской цивилизации, что индуизм, как и многие другие религиозные течения в Индии, возник в результате синтеза культур и верований многих народов.

* * *

Приход БДП к власти, похоже, возвестил начало новой эпохи в политической истории современной Индии. Усиление ее влияния связано не только с использованием этой партией традиционных инструментов воздействия на массы, но и с тем, что она умело приспосабливается к происходящим в обществе и мире переменам, сочетая старые и современные методы партийно- политической борьбы с учетом специфики индийского общества.

Это, однако, не означает, что возглавляемая Бхаратия джаната парти коалиция "обречена" на долгий успех. Состоявшиеся в марте 2003 года выборы в законодательное собрание штата Химачал-Прадеш не подтвердили надежд БДП и ее организаций на то, что "волна хиндутвы" прокатится по всей Индии. БДП потерпела в этом штате серьезное поражение, уступив власть Индийскому национальному конгрессу.

Но борьба между идеологией хиндутвы и секуляризмом продолжается с переменным успехом. Тогда же, в марте 2003 года, БДП удалось одержать крупную победу - добиться установления портрета идеолога хиндутвы Саваркара в центральном зале парламента, где находятся портреты Махатмы Ганди, Джавахарлала Неру и других выдающихся политических деятелей Индии. Оппозиция решительно выступала против этого, указывая на то, что Саваркар своей теорией двух наций положил начало расколу между индусами и мусульманами во время национально-освободительной борьбы, что он был связан с убийством Махатмы Ганди, сотрудничал с английской колониальной администрацией.

Несмотря на то, что Национальный демократический альянс находится у власти более четырех лет, он еще не представляет собой достаточно прочную и устойчивую структуру, а, скорее, является результатом партийно-политической борьбы за власть. Социально-политические группировки, объединившиеся под политическим патронажем БДП, испытывают серьезные трудности в отношениях друг с другом. Не в последнюю очередь будущее БДП будет определяться действиями оппозиции, главным образом, Индийского национального конгресса. Если оппозиции удастся объединиться, то соотношение политических сил в стране может измениться не в пользу БДП и НДА. А пока Бхаратия джаната парти достаточно успешно возглавляет правительственную коалицию, искусно преодолевает трудности и препятствия, неизбежно возникающие в такой сложной многоконфессиональной и полиэтнической стране, как Индия.


* Концепция Ведийской цивилизации связана с ведийской религией, возникшей на Индостане в I тысячелетии до н. э. Многие идеи ведийской религии позднее легли в основу индуизма.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/ИНДИЯ-БХАРАТИЯ-ДЖАНАТА-ПАРТИ-ПУТЬ-К-ВЛАСТИ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Цеслан БастановContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Ceslan

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Ф. ЮРЛОВ, доктор исторических наук, ИНДИЯ. БХАРАТИЯ ДЖАНАТА ПАРТИ - ПУТЬ К ВЛАСТИ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 29.04.2023. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ИНДИЯ-БХАРАТИЯ-ДЖАНАТА-ПАРТИ-ПУТЬ-К-ВЛАСТИ (date of access: 13.07.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Ф. ЮРЛОВ, доктор исторических наук:

Ф. ЮРЛОВ, доктор исторических наук → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Цеслан Бастанов
Atarau, Kazakhstan
328 views rating
29.04.2023 (441 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
DYNAMICS OF MODERN INTERNATIONAL RELATIONS AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF THE SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION
2 days ago · From Alibek Kasymov
Курындыш
2 days ago · From Цеслан Бастанов
О луне и реке в "Рождественском романсе" Иосифа Бродского
2 days ago · From Цеслан Бастанов
Язык ассоциаций в творчестве А.П. Чехова
2 days ago · From Цеслан Бастанов
А. С. БАЛЕЗИН. ТРОПИЧЕСКАЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА В НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ: ЛЮДИ, ПРОБЛЕМЫ, СОБЫТИЯ
2 days ago · From Alibek Kasymov
ВКЛАД КОЧЕВНИКОВ В РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
2 days ago · From Alibek Kasymov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ИНДИЯ. БХАРАТИЯ ДЖАНАТА ПАРТИ - ПУТЬ К ВЛАСТИ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android